С чего начинать танцевальный кружок

Программа танцевального кружка для детей 5–7 лет

С чего начинать танцевальный кружок Людмила Шаламова
Программа танцевального кружка для детей 5–7 лет

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Бира»

«Детский сад п. Бира»

«01» сентября 2018 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

для детей 5-7 лет (на 2018- 2019 уч. годы)

Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

В большинстве случаев музыкально –ритмические движения в детском саду подразделяются на 2 основные группы: подражательно – пантомимические (имитационные) и танцевальные.

Подражательные движения (имитационные).

Множество детских танцевальных движений основано на подражательности повадкам животных, манере поведения людей в той или иной конкретной обстановке. Это характерно во время знакомства с музыкальными произведениями, рисующими образ животного, знакомого детям по художественной литературе, анимационным фильмам, личным наблюдениям.

Во время знакомства с новой музыкально – ритмической композицией педагог показывает правильное выполнение нужного движения. После его показа уже дети имитируют движения персонажа, о котором рассказывает музыка.

Во время выполнения имитационных действий дети должны уметь слушать вступление музыки, определять момент начала собственных танцевальных действий и момент их окончания, замедлять темп движений при замедлении музыки, или убыстрять в то время, как музыка ускоряется.

Подражательные движения хорошо использовать в вводной части занятия, во время разминки, включать в праздники и развлечения на всех возрастных группах.

На разминке нужно переходить от простого к сложному, от спокойных к быстрым движениям, а также использовать прием контраста для развития быстрого переключения.

Танцевальные движения.

Простейшие танцевальные движения, которыми овладевают дети,можно систематизировать по основным видам деятельности: ходьба, бег, подскоки, повороты, действия руками и др.

Разумеется,что на каждое основное движение имеются варианты его выполнения: например, бег может быть простым, на месте, галопом, по кругу и т. д.

Так же в эту группу входят движения народного, классического, эстрадного и бального танцев.

Танцевальные движения для занятий с дошкольниками отталкиваются от художественных образов и сюжетов, заданных музыкальным сопровождением. Поэтому прежде чем приступить к объяснению тех или иных метроритмических действий, педагогу следует «погрузить» детей в будущую хореографическую ситуацию. Это позволит детям выполнять нужные движения с лучшим пониманием смысла задания и эмоциональной отдачей.

В этом возрасте дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию.

Танцы, входящие в данную программу, доставляют детям радость и удовольствие. Но они доступны как по содержанию, так и по характеру движений. В программу кружка ритмики включены детские парные танцы, национальные танцы, танцы – импровизации.

Особенно полезны народные пляски и танцы, т. к. приобщают детей к народной культуре, заражают их оптимизмом, создают положительные эмоции. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой.

Каждая игра (пляска, упражнения) имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет внимание детей на музыку, учит ребенка правильно исполнять движение.

При разучивании новых движений не следует добиваться, чтобы дети овладели ими на одной игре, пляске. Надо те же движения повторять в разных плясках, соединять с разной музыкой, чтобы движение совершенствовалось постепенно и чтобы дети учились относиться к нему, как к средству выражать различные образы, чувства, действия.

В старшей группе дети уже понимают смысл разучивания и совершенствования отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом возрасте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи которых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для правильного исполнения многих движений.

Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы, пляски и игры способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных движениях, каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер. Соприкасаясь с танцевальным искусством, в доступной для детей форме, они постепенно приобщаются к миру прекрасного.

Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального восприятия, умению передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отображать жанры музыки (марш, танец, вальс, народный танец, напевную песню, передавать их «языком движений», мимикой и пантомимикой, в танце и игре музыкальный образ, способствует проявлению творческих способностей детей в движениях под музыку в музыкально-двигательной импровизации. В сюжетно-ролевой игре, танцах, происходит развитие психологических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) и эмоционально-волевой сферы.

Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, благодаря присутствующему в них ритму. Ритм пронизывает всё занятие, регулирует движение.

Дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух, различать и понимать метроритм, динамику и темп произведений, овладевают разнообразными формами движения, исполняют с музыкальным сопровождением разминку, танцевальные композиции.

Систематические занятия детей дошкольного возраста в хореографической студии очень полезны для физического развития, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Прививать интерес дошкольников к хореографическому искусству.

• Обучить детей танцевальным движениям.

• Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

• Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

• Формировать умение ориентироваться в пространстве.

• Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

• Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

• Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.

• Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

• Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

• Развивать творческие способности детей.

• Развить музыкальный слух и чувство ритма.

• Развить воображение, фантазию.

• укрепление здоровья детей.

Программарассчитана на два года обучения: для детей старшей группы (5-6лет) и для детей подготовительной к школе группы (6-7лет).Занятия проводятся один раза в неделю: для детей первого года обучения-25 минут, второго – 30 минут. Форма обучения – групповые занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.

Учебный материал включает в себя:

— Элементы народного танца.

— Элементы детского бального танца

— Элементы историко-бытового танца.

— Элементы эстрадного танца.

Занятия в кружке направлены на общее развитие дошкольников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев, объединенных в отдельные танцевально тренировочные комплексы, игры и танцевальные композиции. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.

Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал. Но при этом ошибочно рассматривать отдельные разделы, как наиболее ответственные и главные, т. к. освоение программы зависит от общей суммы знаний и навыков.

Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры, упражнения на импровизацию.

Занятие состоит из трех частей:

3. Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (5 минут)

Изучение программы начинается с несложных движений и заданий на первом году обучения, затем расширяется, совершенствуется и обогащается в последующем году.

На первом году обучения особое внимание уделяется постановке корпуса, рук, ног, головы. В течение всего второго года дети занимаются ритмикой, детскими бальными, историко–бытовыми, доступными народными танцами и изучают элементы классического танца. В течение всего второго года используется материал первого года, он принимается за основу, дополняя его новыми знаниями. Весь материал подобран исходя из возрастных особенностей детей.

К концу первого года обучения дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы.

На втором году обучения дети должны закрепить знания и навыки, полученные в первый год обучения и перейти к изучению более сложных элементов. Дети должны уметь исполнять движения в характере музыки, сохраняя осанку, разворот стопы, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию, правильно исполнять этюды и танцевальные композиции.

Участники кружка за два года обучения должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь высоких результатов.

Качество приобретенных знаний проверяется в течение года, для этой цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Кроме этого результат отслеживается в участии в мероприятиях детского сада, в концертах, фестивалях, конкурсах.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Для успешной реализации программыдолжны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов других коллективов и т. д. Кроме того,необходимы следующие средства обучения:

• Светлый и просторный зал.

• Тренировочная одежда и обувь.

• Реквизит для танцев.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

С первых минут занятий очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого следует тщательно продумать методические приемы, которые помогут решить поставленные задачи.

Прежде, чем заставить ребенка танцевать, нужно научить его красиво и осознанно двигаться под музыку, научить связывать музыку с движением. Для этого в занятия нужно включать простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Движения показывает педагог. Надо следить, что бы дети не повторяли сразу за педагогом, а внимательно следили за его исполнением. Обучение движению начинается с его названия, показа, объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Все новые движения необходимо изучать в «чистом» виде. Если движение трудное и достичь его правильного исполнения сразу нельзя, то изучают сначала элементы, подготовительные упражнения. Систематическое повторение одного упражнения значительное число раз позволит добиться лучшей техники исполнения. Но нужно помнить, что нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении, занятие не должно быть моторным. Нужно разнообразить задания, что бы они всегда оставались занимательными для воспитанников. Для обучения танцам детей дошкольного возраста необходимо использовать игру. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.

Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.

Кроме танцевальных элементов на занятиях кружка дети знакомятся с различными упражнениями связанные с отчетом ритма, что дает ребенку возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта и развивает чувство музыкального ритма. Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица.

И поэтому для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные этюды и игры. Целесообразно включать в занятие импровизацию. В качестве музыкального оформления лучше выбирать доступные для восприятия детей произведения. Они должны быть разнообразными и качественными. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.

На протяжении всех занятий, особенно на начальном этапе, очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются задания на укрепление мышц спины.

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно только при использовании педагогических принципов:

— принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику кружка.)

— принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.)

— принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)

— игровой принцип (занятие стоится на игре.)

— принцип сознательности, активности (сознательное, заинтересованное отношение ребенка к своим действиям.)

— принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков.)

— принцип наглядности (практический показ движений.)

Ведущими методами обучения детей танцам являются:

• наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);

• объяснение методики исполнения движения;

Таким образом, основные методы,применяемые при обучении:

• словесное (образное) объяснение;

Итогом занятий является танец. Танец, поставленный на основе выученных движений, помогает развить пластичность. Преодолевая технические трудности, дети приобретают свободу сценического поведения, проявляют свою индивидуальность.

Нормативно-методические документы по организации деятельности танцевального кружка «Непоседы»

1. Закон Р. Ф. «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменением и дополнениями).

2. Концепция дошкольного воспитания (1989).

4. Письмо Минобразования Р. Ф. от 02.06.98. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».

5. Положение об организации работы кружков в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детского сада общеразвивающего вида № 10 «Спутник».

Первый год обучения.

№ Название раздела Тема занятий месяц Дни по календарю Количество часов

1 Вводное занятие «Давайте познакомимся»

2 Музыкально- ритмические движения «Здравствуй сказка»

Источник

Рабочая программа «Танцевальный кружок» (1-9)

Пшеничникова Наталья Игоревна

МКОУ «Колесниковская ООШ»

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

6-10 лет (младшая группа), 11-12 лет (средняя группа), 13-15 лет (старшая группа)

Объем часов по годам обучения

Уровень освоения программы

развитие художественно-творческих способностей, музыкальности и пластичной выразительности.

С какого года реализуется программа

Раздел №1 « Комплекс основных характеристик программы»

1.2.Цели и задачи программы

1.4. Учебно-тематический план

1.5. Содержание программы

2.1.Условия реализации программы

2.2. Формы аттестации/контроля

2.5. Список литературы и источников (для педагога и учащихся)

Календарный учебный график

Раздел № 1 « Комплекс основных характеристик программы»

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.

Необходимо продолжать развивать у школьников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Танцевальная, музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально – эстетических переживаний. Приобретается опыт музыкального восприятия, умение самостоятельно определить на слух характер музыки и передать его в движении, слышать вступление, легко различать двух-, трехчастную форму произведения; отмечать в движении изменение динамики, темпа, чувствовать чередование музыкальных фраз, предложений.

Танец откроет для детей богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273 – ФЗ.

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726 –р).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242).

Концепция развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Курганской области от 17 июня 2015 г.

Государственная программа «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики», подпрограмма «Реализация государственной молодежной политики, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи» (постановление Правительства Курганской области от 21.01.2016 №9).

Уставом МКОУ ДО «Кетовский детско – юношеский центр»

Положение о дополнительных общеобразовательных программах МКОУ ДО «Кетовский детско-юношеский центр»

Направленность (профиль) программы-художественный

Новизна данной программы состоит не только в обучении танцевальных и акробатических постановок, но и в оздоравливающем эффекте от занятий (профилактика заболеваний позвоночника, верхних дыхательных путей и т.д.).

Педагоги-психологи отмечают, что танец особенно интересный вид искусства, он приучает детей быть внимательными и ответственными, ведь нужно чтобы все движения выполнялись в такт одновременно всей группой. А так же, при изучении танцев, воспитанники прилагают намного больше усилий, чем, скажем, при занятиях физкультурой, т.к. при выполнении определенных упражнений нужно владеть и мимикой и жестами и акробатическими данными одновременно, а это в свою очередь развивает все мышцы и выразительность ребенка (а не только мышцы рук и ног), благодаря чему улучшается работа всех органов, улучшается самочувствие и вырабатывается правильная красивая осанка. Изучение танца несет в себе массу положительной энергии, так как это движение, а двигаться под музыку любят все дети с раннего возраста.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и культуры воспитанников. Программа танцевального кружка включает в себя изучение и овладение художественно-эстетическими приемами работы с танцевальными и акробатическими композициями с предметами и без предметов.

Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.

Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

В процессе обучения используется диагностический метод: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Объём и срок освоения программы:

общее количество учебных часов – 72 ч;

продолжительность занятий 45 мин.

Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.2)

1.2.Цель и задачи программы:

развитие художественно-творческих способностей, музыкальности и пластичной выразительности.

1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.

2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.

3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.

4. Привить любовь к танцевальному искусству.

5. Развивать воображение и фантазию в танце.

6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.

7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.

8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).

9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.

Основные формы проведения занятий: · танцевальные репетиции, беседа, праздник, конкурс, фестиваль, концерт, практическое занятие.

Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.

1.3 Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

У обучающегося будут сформированы:

— ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— развитие двигательной активности;

— формирование способности к эмоциональному восприятию материала;

— осознавать роль танца в жизни;

-развитие танцевальных навыков.

— использование речи для регуляции своего действия;

— адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

— умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

— определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

— умение ставить и формулировать проблемы;

— навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

— работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

— обращаться за помощью;

— предлагать помощь и сотрудничество;

— договариваться и приходить к общему решению;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— осуществлять взаимный контроль;

— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся получат возможность научиться:

— правильно держать осанку;

— правильно выполнять позиции рук и ног;

— правильно держать положения корпуса и головы при выполнении танцевальных движений;

— исполнять упражнения, танцевальные движения, хореографические композиции, этюды;

— выполнять передвижения в пространстве зала;

— выразительно исполнять танцевальные движения.

Предполагаемый результат: В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешно.

Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы

Прямыми критериями оценки результатов реализации данной учебной программы являются выступления детей, как местные (на базе школы), так и районные, областные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *