С чего начинать приватизацию земли
Приватизация земельных участков гражданами
В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.
Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.
Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
— в наличии имеется четко установленная процедура.
Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.
Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.
Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».
В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.
По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.
В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.
На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.
К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.
Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.
К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».
Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.
Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.
В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.
В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
Как приватизировать земельный участок под частным домом и с чего начать?
Последние изменения: Октябрь 2021
Как оформляется приватизация земельного участка можно понять из приведенной ниже пошаговой инструкции. Для владения земельным участком на правах собственности фактическому владельцу достаточно обратиться в соответствующие органы для бесплатной приватизации. В случае невозможности данной процедуры (статус участка не позволяет приватизировать или иные обстоятельства), ЗУ можно приобрести по кадастровой стоимости.
Бесплатная приватизация
Вступить в права на землю под частным домом можно лишь имея на руках подтверждающие документы о праве собственности на сам дом (выписку из ЕГРН, соглашение о купле-продаже, дарственная и т.п.).
Процедура приватизации земельного надела под домом может осуществляться несколькими методами:
- после выкупа земли; безвозмездная приватизация по упрощенной системе; по решению судебного органа.
Сколько стоит приватизация земли? Бесплатной (безвозмездной) процедура может быть в следующих ситуациях:
- участок подпадает под дачную амнистию; земля выделена под индивидуальное жилое строительство, либо для ведения ЛПХ (до вступления в силу нового Земельного кодекса (2001г.)); если на ЗУ уже есть дом, который используется владельцем.
Помимо этого, льготной приватизацией могут воспользоваться следующие категории граждан:
- многодетные; ветераны и участники ВОВ; дети, оставшиеся без попечения; и иные категории граждан, относящиеся к социально-незащищенным.
Собираясь оформить участок в собственность, используя приватизацию, необходимо обратить внимание на некоторые нюансы:
- Воспользоваться правом бесплатной приватизации земли под домом, находящимся в долевой собственности, могут все дольщики. Для этого необходимо всеобщее их согласие или отказ одного из них в пользу другого. Бесплатная приватизация земель предоставляет гражданам возможность оформления всего ЗУ или его части. Для приватизации необходимо документальное подтверждение права пользования (не собственности), например, передаточный акт муниципалитета, соглашение об аренде и т.п. При оформлении постройки в собственность до 1991 года способ приватизации будет бесплатным, в противном случае – ЗУ необходимо будет приобретать по рыночной стоимости.
Приватизировать земли, расположенные на территории нашей страны, могут только граждане РФ.
Есть ли платная приватизация
Сам термин «платная» приватизация земельного участка законодательством не регламентируется. Понятие приватизация говорит само за себя – это смена формы «собственности», именно собственности. И как было сказано выше, граждане владеющие, пользующиеся и т.п. землей до вступления в законную силу новой редакции ЗК (до 2001г.), имеют право оформить участки в собственность, воспользовавшись безвозмездной приватизацией.
Начиная с 2001 года приобретение земельного надела в собственность осуществляется согласно новому ЗК при проведении публичных торгов с размещением об этом информации в СМИ.
Какие участки нельзя приватизировать
Согласно пункту 8 статьи 28 ФЗ-178 «О приватизации…» отчуждение земельных наделов запрещено в случае если земля:
- изъята из пользования (заражена опасными химикатами или подверглась техногенному (биогенному) заражению; имеет стратегическое значение, относится к заповедникам (паркам); зарезервирована для государственной необходимости; относится к лесным или водным фондам; является площадью, улицей, проездом, автомобильной дорогой, набережной и т.п.
ФЗ №1541-1 О приватизации (59,3 KiB, 426 hits)
Однако не допустим отказ в использовании некоторых категорий земель, чье отчуждение недопустимо законодательством. Такой заперт на пользование земель лишь носит ограничительный характер (например, запрещается заниматься на таких землях каким-то конкретным видом деятельности).
Как приватизировать земельный участок? Сама процедура, помимо сбора объемного пакета, не является чем-то не осуществимым. Достаточно лишь соблюдать некий порядок оформления.
Как приватизировать землю и перечень требуемых документов
Процедура осуществления приватизации земли по общему порядку проводится на основании земельного законодательства. Однако некоторые категории земель (дачные участки) могут быть оформлены в собственность на основании других нормативных актов.
Как только выбран вид земельного участка и определена его принадлежность, необходимо обратиться в орган, регистрирующий недвижимые объекты – Россреестр.
Вся процедура проводится в несколько этапов:
- В первую очередь необходимо обратиться с заявлением в муниципалитет (территориальный земельный комитет) о вопросе приватизации (в нем должна быть указана следующая информация – будущее назначение использования ЗУ, его квадратура, расположение и т.п.). См. образец заявления ниже. После подачи заявления необходимо обратиться в соответствующий орган для проведения кадастровых работ (межевание, установления границ, закрепление за участком идентификационного номера, оформление кадастрового паспорта и т.д.). Далее, после получения одобрения процедуры приватизации от муниципального органа (постановление главы Администрации), заявитель может собрать все дополнительные документы и обратиться в Россреестр для регистрации права на ЗУ.
Заявление на приватизацию земельного участка. Образец (24,0 KiB, 598 hits)
Документы
Для оформления прав собственности на землю нужно собрать целый ряд требуемых Россреестром документов:
- заполненный формуляр заявления о получении в собственность приватизируемого участка; документ, удостоверяющий личность заявителя; в случае подачи документов представителем, необходима нотариально заверенная доверенность; выписка из ЕГРН (предоставляется вместе с кадастровым паспортом); если заявителями является многодетная семья, нужно представить подтверждающие документы; в случае приобретения земельного надела иной категорией граждан (льготной), прописанной в земельном кодексе, необходимо также подтвердить принадлежность к этой категории (инвалиды, дети-сироты, малоимущие и т.п.).
Количество документов может разниться в зависимости от назначения земель, оснований для обращения в госорган, категории земли и мн.др. Для более подробной информации о необходимых документах стоит предварительно обратиться в регистрационный орган. Документы можно подать и в любое отделение МФЦ, а также непосредственно через офсайт Госуслуг.
По истечении определенного промежутка времени (в среднем от 10 до 20 календарных дней) можно получить готовые документы о зарегистрированном праве на ЗУ.
Дополнительно вы можете посмотреть короткое видео, в котором рассказывается про приватизацию ЗУ.
Подробная инструкция, как приватизировать земельный участок в СНТ
СНТ расшифровывается как садовое некоммерческое товарищество. Земельные участки здесь используются для разведения растений, выращивания овощей, фруктов. Часто используются для строительства домов и отдыха в тёплое время года.
Однако, перед тем как начать благоустройство и строительство, юристы рекомендуют оформить надел в частную собственность. Процедура имеет особые нюансы, о которых желательно знать заранее.
Как приватизировать земельный участок в СНТ, расскажем в статье.
Что говорится в законе о приватизации?
Садовое некоммерческое товарищество является юридическим лицом. Государство выделяет ему территорию в пользование, распоряжаться ей самостоятельно нельзя.
Товарищество имеет свой устав, административный аппарат, реквизиты, а участникам выдаются специальные членские книжки, удостоверяющие их участие в некоммерческом объединении.
Приватизацию начали успешно реализовывать с 1991 года. Запрещено проводить процедуру в целях коммерческого использования земли. Территорию можно использовать только в личных целях (домашний сад, огород, строительство).
Если участник получил землю до 2001 г., процесс значительно упрощается, согласно ФЗ «О дачной амнистии». Если она получена позднее, потребуется сбор документов, процедура усложнится. И в том, и в другом варианте оформление бесплатное, но есть и платные возможности.
Какие нормативные акты регламентируют отношения:
В регламентирующие акты довольно часто вносятся поправки. Перед началом процедуры рекомендуется проконсультироваться с юристом.
Кто имеет право, а кто нет?
Осуществить ее может участник, при наличии членской книжки. Именно она является основой, подтверждающей права на надел.
Приватизировать часть государственного имущества можно один раз в жизни, запрещено повторное оформление.
Согласно законодательству, безвозмездно могут переоформить:
Исключительное право имеют граждане, получившие разрешение строить дом и инициировавшие его, даже если объект не завершён, при наличии подтверждения. Другой вид – преимущественное право, имеют льготные категории граждан (многодетные, инвалиды и пр.).
В данном случае, третьи лица могут оформить собственность, если льготники откажутся или нарушат условия. То же касается и тех, кто пользуется в соответствии с участием в товариществе.
Также есть вариант платного оформления, цена не должна превышать кадастровой стоимости. Оценка проводится региональными ОФС под контролем Росреестра.
Цели переоформления в собственность
Перед тем, как начать процесс переоформления, нужно понять его преимущества и недостатки.
Плюсы:
Минусы:
Для реализации всех возможностей дачного участка, рекомендуется приватизировать и не зависеть от решений посторонних. Плюсов от этого гораздо больше.
Разновидности
Есть 2 способа приватизировать: коллективно и в индивидуальном порядке. Каждый из вариантов имеет свои преимущества, нюансы и недостатки.
Коллективная
В мероприятии участвуют все арендаторы, в большинстве случаев, это затягивает процесс на неопределенные сроки. Собрание выделяет специального человека, который будет заниматься оформлением, работа оплачивается отдельно.
Уполномоченным лицом обычно становится председатель правления, который получает на руки доверенность за подписью каждого члена организации.
Порядок действий:
Если кто-то из участников товарищества откажется приватизировать, это никак не повлияет на остальных. При желании, он сможет реализовать возможность самостоятельно, либо выкупить у государства.
Индивидуальная
Предусмотрено личное обращение гражданина (либо официального представителя), процесс пройдёт быстрее.
Алгоритм:
Получить подтверждение можно лично, в МФЦ или через Госуслуги, процесс занимает 2 недели.
Порядок действий по дачной амнистии
Полученное в пользование до 2001 года можно приватизировать по упрощенной схеме. Процедура проводится согласно ФЗ №137 от 25.10.2001 г.
Главное отличие: арендатор минует обращение в государственные органы для согласования сделки. Арендатор сразу обращается в Росреестр за получением завершающего свидетельства.
Для этого потребуется правоустанавливающий документ на участок:
Этапы административной
Делится на 5 общих процедур, некоторые из которых определенной категории граждан проходить не нужно.
Подготовка пакета документов
Согласно Приказу Минэкономразвития от 12 января 2016г, список следующий:
Список может быть дополнен, в зависимости от характера процедуры и конкретного земельного участка.
Передача бумаг
Бумаги должны соответствовать форме, не быть просроченными, не содержать ошибок, иметь все полагающиеся подписи. В выписке из ЕГРН указан собственник приватизируемой территории: муниципалитет или государство.
Если первый вариант, передать в администрацию муниципалитета. Если второй, в местное управление Росимущества.
Проверка длится до 30 дней, если выявят несоответствие, нужно дополнить пакет недостающим, устранить ошибки. Как вариант, выбрать другой земельный отрезок.
Кадастровый учёт
Этап для тех, чей надел документально не оформлен, либо требует уточнения границ. Нанимается кадастровый инженер за счёт заявителя. После составления акта, следует обращение в Росреестр для постановки на учёт в кадастре.
Получение одобрения заявления
Оформление
Что надо передать в Росреестр:
Расходы:
Что в итоге гражданин получит на руки и куда с этим идти?
Регистрация оформляется за 10 дней, если весь пакет предоставлен верно. На руки гражданин получает свидетельство о собственности, который хранит у себя. Далее собственнику ежегодно нужно выплачивать земельный налог, 0,3% от стоимости по кадастровой оценке.
Платёжное поручение формируется автоматически и приходит по адресу регистрации получателя, либо оплатить можно напрямую через сайт ФНС в период сбора платежей.
Если есть желание или необходимость, можно выйти из СНТ добровольно, заполнить заявление и передать председателю.
Как меняется процедура и документы, если на садовом участке есть строения (дом и т.п.)?
Строение подлежит оформлению отдельно, если планируется проводить юридические операции (передавать в наследство, дарить и пр.). В противном случае это делать необязательно.
Когда могут отказать и почему?
Есть несколько причин:
Видео по теме статьи
О приватизации земельных участков на территории СНТ расскажет видео:
Заключение
Перевод в личное владение части территории товарищества имеет ряд нюансов и особенностей, для соблюдения которых рекомендуется обратиться к юристу.
По завершению всех процедур гражданин становится полноправным собственником, может распоряжаться имуществом по собственному усмотрению в рамках закона.
Тем, у кого есть возможность приватизировать землю по «дачной амнистии», лучше поторопиться, пока государство даёт сделать это бесплатно.