С чего начинать писать историю своей деревни

Как написать историю села?

С чего начинать писать историю своей деревни

Мы часто говорим: «История – учитель жизни», «История – живая память». Немало и энтузиастов, которые гордятся своей малой родиной, изучают ее прошлое, собирают материалы. Но лишь немногие решаются написать книгу об истории своего родного села. Что же мешает? На мой взгляд, есть три причины, три преграды на пути у тех, кто хочет написать историю села.

Я сам написал две книги о 350-летней истории села Старое Абдулово. Как человек, который посвятил краеведению более 60 лет жизни, хочу поделиться своим опытом, рассказать о преградах, которые могут вас предостерегать, и о том, как их можно обойти.
Первая причина, на которую часто ссылаются начинающие краеведы, как правило, звучит так: «Я не знаю, когда было основано наше село». Да, трудно определить точную дату основания села или деревни, особенно, если они появились несколько веков назад. Что же делать в этом случае? В Татарской энциклопедии можно найти информацию о каждом населенном пункте. Первый вариант: в энциклопедии может быть указано, что село возникло в начале или в середине XVII века. Эта информация достоверна, так как основана на исторических статьях или архивных документах. Если ваше село в каком-то году впервые упоминается в каких-то исторических источниках, значит, оно было основано 50 или 100 лет назад. Это и будет вам подсказкой для определения примерной даты основания. Второй вариант: написано, что данное село известно с такого-то года (допустим, с 1773 года). Значит, с этого времени село взяли на учет. Здесь рассуждаем так же, как и при первом случае. Если село в каком-то году уже стало известным, значит, оно основано на несколько лет раньше. Не забудьте также посмотреть могильные плиты на кладбищах села, возможно, что там тоже указаны даты, которые помогут вам в исследованиях.
Вторая преграда, которая останавливает при изучении истории села – мало знаний. Обычно говорят: «Я знаю историю села только за последние 50 лет». Но ведь и это немало! Те, кто постарше тебя, могут рассказать еще о 50 годах. Если сложить, то уже получится 100 лет! Ведь если вдуматься, то и сегодняшний день завтра станет историей.
Третья причина – «Я не журналист и не писатель». Конечно, было бы здорово, если бы ты был профессиональным журналистом или состоявшимся писателем. Но это не обязательное условие! Историческое исследование ценится не за красоту изложения, а за то, что там собрано много правдивых, интересных, важных фактов.
Как же писать историю села? Да, все села и деревни разные, но есть общие моменты, которые их объединяют. Поэтому расскажу о своем опыте. Сам я начал изучать историю родного села в 1951 году, мне тогда было 17 лет. А всерьез принялся за это дело уже в 1961 году. Сначала я опросил всех жителей, которые могли мне рассказать о каких-то исторических фактах, обобщил все материалы и записал воспоминания. Затем я всех их собрал в школе, мы совместно обсудили спорные моменты, внесли много уточнений и дополнений. Тогда же договорились, что увидимся в уже более расширенном составе еще через полгода, назначили точную дату предстоящей встречи. На этот раз съехались наши односельчане, проживавшие в других районах, и даже в Казани. 22 мая 1963 года – ко дню открытия школьного музея я завершил историю села. Конечно, тогда краеведению внимания не уделялось, никто толком и не знал, как надо писать историю села, да и на уроках ведь изучали историю Древней Греции. Поэтому я весь собранный материал разделил по темам на пять альбомов: «История села», «История колхоза», «История школы», «Они учились в нашей школе», «Байки нашего села». Здесь была представлена вся информация, начиная с основания села – с 1654 года.
Конечно, два факта помогли мне в написании истории своего села. Первый – я рано принялся собирать материалы. Ведь тогда еще были живы люди, помнившие времена, когда проёмы закрывали более крепким и прозрачным материалом – бычьим мочевым пузырём. Второй момент – на все мои запросы в архив, ответ приходил в течение 15-20 дней. И вот через 40 лет, после того, как я написал историю села, и к 350-летию Старого Абдулово решил издать уже книгу. И назвал я ее «Авылым – горурлыгым» («Село мое – гордость моя»). Пока книга еще находилась в типографии, в нашей районной газете «Якты юл» («Светлый путь») были опубликованы 15 моих статей, посвященных истории нашего села. Они выходили под рубрикой «К 350-летию Старого Абдулово». Книга появилась в мае 2004 года, а 5 июня мы отметили 350-летие нашего села.

Зуфар Давлетшин,
село Старое Абдулово.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Источник

Как написать историю каждой деревни. Модель изучения динамики сельского населенного пункта в сибири 1850-1920-х гг. (на примере села бердского)

С чего начинать писать историю своей деревни

Зверев Владимир Александрович,

доктор исторических наук,
профессор кафедры отечественной и всеобщей истории НГПУ

Как написать историю каждой деревни. Модель изучения динамики сельского населенного пункта в сибири 1850-1920-х гг. (на примере села бердского)

Опубликовано с сокращениями: Зверев В.А. Модель изучения динамики сельского населенного пункта в Сибири 1850-1920-х гг. (на примере с. Бердского) // История и историография России и Сибири в исследовательском и образовательном контекстах: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию проф. Е.И. Соловьёвой, 65-летию проф. В.А. Зверева и 70-летию каф. всеобщей истории, историографии и источниковедения НГПУ. Новосибирск: НГПУ, 2014. С. 26–35.

Аннотация. Автор предлагает к широкому использованию в практике исторического исследования разработанную им модель описания поселенческой динамики большинства сельских поселений, существовавших во второй половине XIX – первой трети XX в. на территории Сибири. Предусматривается опора на периодически составлявшиеся в досоветский период «Списки населенных мест» конкретной губернии и «Список населенных мест Сибирского края» за 1926 г. Модель включает в себя динамические ряды абсолютных и относительных показателей, характеризующих изменения численности населения и количества домохозяйств, людности дворов, соотношения мужской и женской частей населения, различных элементов поселенческой инфраструктуры. Применение модели иллюстрируется автором путем рассмотрения динамики волостного села Бердского Барнаульского округа (уезда) Томской губернии, ставшего в 1920-х гг. районным центром Новосибирского округа Сибирского края, а позднее – городом Бердском Новосибирской обл.

Абсолютное большинство населенных пунктов нашей страны, в том числе Сибири, сегодня не имеет своей научной истории. Чтобы исправить такое положение, требуется создать историографическую, источниковедческую и методологическую базу историко-краеведческих или локально-исторических исследований, доступную широкому кругу историков-энтузиастов. Стремясь внести посильный вклад в создание такой базы, мы разработали модель описания динамики большинства сельских поселений, существовавших во второй половине XIX – первой трети XX в. на территории Сибири. Созданный нами методологический инструментарий уже имеет опыт частичной презентации и использования при изучении истории сельских поселений, располагавшихся во второй половине XIX – первой трети XX в. на территории, позже вошедшей в городскую черту Новосибирска [1]. В настоящей статье возможности использования модели иллюстрируются на примере описания динамики с. Бердского Барнаульского округа (уезда) Томской губ., ставшего в 1920-х гг. районным центром Новосибирского округа Сибирского края.

Наша модель применима для изучения периода 1850–1920-х гг., поскольку именно в это время были созданы исторические источники, дающие базовую для данной модели информацию об изменениях, происходивших в жизни изучаемых поселений. В конце имперского периода с диапазонами в несколько лет составлялись и чаще всего публиковались «Списки населенных мест» конкретного региона – Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерний, Акмолинской и Забайкальской областей. Например, по Томской губ. такие списки имеются за следующие годы: 1859 [2], 1878 [3], 1885 [4], 1893 [5], 1899 [6], 1904 [7] и 1911 [8] гг. Список за 1917 г. подготовлен уже в советское время, он охватывает Томскую губ. в границах, «урезанных» в ходе административных преобразований 1920-х гг. [9]. Завершает комплекс двухтомный «Список населенных мест Сибирского края», составленный советскими статистиками в ходе подготовки Всесоюзной переписи населения 1926 г. Данные о поселенческой сети большей части Западной Сибири, к примеру, включены, в первый том [10]. Те списки, которые были напечатаны, можно найти сегодня в центральных и региональных научных библиотеках России. Все они сейчас оцифрованы, их электронные версии выложены в сети Интернет, как правило, на нескольких сайтах. Некоторые рукописные списки тоже доступны в сети Интернет.

Все перечни населенных мест представляют собой единый комплекс, поскольку составлялись по сходным программам. Они содержат сведения о названии каждого населенного пункта, его административном и поселенческом статусе, географическом расположении, численности в нем постоянного мужского и женского населения, количестве домохозяйств, а также о наличии важных элементов социальной инфраструктуры – административной, экономической, социокультурной. Последовательно сравнивая данные об интересующем его населенном пункте, зафиксированные в смежных по времени составления списках, исследователь может описать поселенческую динамику – изменения, происходившие в течение 67 лет, между 1859 и 1926 гг., а затем постараться объяснить эту динамику.

Для большей «технолологичности» процедуры сравнения и количественные, и описательные сведения, извлеченные из «Списков населенных мест» в готовом виде, вместе с установленными на их основе производными данными мы рекомендуем свести в таблицы, а динамические ряды количественных показателей из таблиц затем представить в виде диаграмм и графиков. Примерная программа диахронного анализа развития сельских населенных пунктов, существовавших в Сибири в период 1850–1920-х гг. (далее – Программа), может выглядеть следующим образом.

1. Изменения (если они имели место) в названии населенного пункта.

Наименование интересующего нас конкретного поселения в «Списках населенных мест» имеет три варианта: Берское, Бердское, Бердск. Первые два варианта иногда сосуществуют в одном источнике (например, в списке 1859 г.). Топоним «Бердск» впервые появляется в списке 1926 г. – село к тому времени уже приобретало облик поселения городского типа.

2. Изменения административного и поселенческого статуса населенного пункта (например, превращение заимки в деревню и затем в село, превращение села в волостной, затем в районный центр). Динамика его принадлежности к территории тех или иных административных единиц. В досоветский период в разное время это полицейский участок, участок крестьянского начальника, волость, округ (уезд), губерния (область), в 1926 г. – сельсовет, район, округ Сибирского края.

Село Бердское на протяжении досоветского периода было волостным центром Барнаульского округа (уезда) Томской губ. В 1859 г. оно входило в 4-й, а в 1878 г. – в 5-й полицейские участки округа. В списке 1878 г. сообщается, что Бердское – село крестьян, «бывших приписных к Алтайским горным заводам». В 1904 г. отмечена принадлежность села к IV-му участку крестьянского начальника, II-му стану полицейского пристава. Список населенных мест 1926 г. фиксирует его новый статус – центра одноименных сельсовета и района в Новосибирском округе Сибирского края.

3. Динамика географического расположения населенного пункта. Могло измениться его положение относительно ближних водоемов (например, поселение, возникшее на одном берегу реки, разрастаясь, занимало и другой берег); ближайших административных центров – окружного (уездного) города, волостного села, квартиры крестьянского начальника, мирового судьи и судебного следователя, районного поселка и т. д.); важных социально-экономических и социокультурных объектов (почтовых станций, ярмарок, речных пристаней, железнодорожных станций, церквей, медицинских учреждений и др.).

Во всех «Списках населенных мест» сообщается, что Бердское лежит на берегу р. Оби, в некоторых случаях также говорится о его расположении в устье р. Берди. В списке 1859 г. отражен тот факт, что село раскинулось по почтовому тракту (Московскому), отходившему от трактовой линии Барнаул – Томск «при с. Медведском на г. Колывань». В списке 1885 г. эта транспортная артерия именуется «караванной дорогой и почтовым трактом». Кроме нее, указан «земский тракт», который идет от Бердского в д. Завьялову, т. е. вверх по Оби на расстояние в 52 версты. Особо отмечается, что скотопрогонного тракта в селениях Бердской волости нет. Начиная с 1899 г., указывается расстояние от села до губернского центра – Томска (263 версты). Расстояние до окружного (уездного) центра Барнаула со временем уточнялось: в 1859 г. указывается 199 верст; в 1878 г. – 191; в 1893 г. – 190,5; в трех последующих списках, начиная с 1899 г. – 189,5 версты. В 1926 г. фигурирует расстояние до нового окружного центра – Новосибирска, равное 32 км. В досоветский период фиксируется также местоположение села относительно камеры судебного следователя (он работал в Бернауле). В 1926 г. появляется уникальная информация о расстоянии до ближайшей железнодорожной станции (9 км), а также до рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и покупки промышленных продуктов, в качестве таковых фигурирует Новосибирск.

4. Динамика общей численности постоянных жителей в населенном пункте. Количество жителей либо прямо указывается в источнике, либо выясняется путем сложения численности мужского и женского населения. Затем прослеживается изменение этого показателя от одного временного среза к другому. Высчитываются темпы роста численности населения за все 67 лет, а также среднегодовые темпы роста за это же время. Далее исчисляются показатели роста численности населения в промежутках между датами составления списков. Поскольку эти промежутки неодинаковы по продолжительности, важно установить также среднегодовые темпы роста количества жителей на каждом этапе и затем сопоставить их. Среднегодовые темпы можно исчислить путем извлечения корня t-й степени из дроби P1 ː P0, где t – длительность рассматриваемого периода в годах, P1 – количество жителей в конце периода, P0 – их число в начале периода, и умножения полученного результата на 100 %.

Представление о динамике общей численности жителей в с. Бердском в период 1859–1926 гг. дает таблица 1, построенная нами на основании сведений, помещенных в «Списках населенных мест» [2, с. 57–58; 3, с. б/н; 4, с. 40; 5, с. 100–101; 6, с. 430–431; 7, с. 398–399; 8, с. 148–149; 10, с. 430–431]. Обнаруживается быстрое и последовательное, от одного временного среза к другому, увеличение количества бердчан. На протяжении 67 лет постоянное население села увеличилось в 18 раз, среднегодовые темпы роста его численности составили 104,4 %.

Динамика развития с. Бердского во второй половине XIX – первой трети XX в.

Источник

Мой опыт работы над сельской Летописью

Чурочкин Б.Г. «Мой опыт работы над сельской Летописью»

Доклад на научно-практической конференции «Шацк: 455 лет в истории России». Опубликован в журнале «Хроники краеведа», издательство «Журнал «Библиотека», № 4, 2009 года, стр. 8-21, под названием: «Летописное искусство» (Методические рекомендации)

Кроме того, опубликован на сайте http://www.prokstovo.info/dr400.shtml

Впервые с сельской летописью я познакомился несколько лет назад в библиотеке села Кермись Шацкого района Рязанской области. Здесь еще до Великой Отечественной войны работал библиотекарем мой отец. Тогда не особо понимали разницу между сельской избой-читальней и библиотекой, и отца (по воспоминаниям его современников) чаще называли избачом, нежели библиотекарем. Теперь пришел и мой черед «собирать камни», щедро разбросанные судьбой по жизни и по своей стране.

Прямо скажу, не понравилась мне эта сельская летопись. Интуитивно догадывался, что многое в этой летописи было не так и не то написано и не так расположены материалы. А после того, как мой друг и односельчанин историк-архивист Геннадий Мельничук предложил заняться темой сельских летописей России, пришлось всерьез обратиться к первоисточникам. Их я нашел в Интернете. Летописей было много и разных. Нашлись интересные исследования по церковно-приходским летописям Российской империи. Нашлись материалы по зарубежным летописям сельских населенных пунктов.

Заготовленных и проработанных материалов хватило на доклад на научно-практической конференции «Шацк: 455 лет в истории России», 23—24 июня 2008 года

Доклад назывался «Мой опыт работы над сельской Летописью». На него и на другие материалы я и буду опираться в этой статье.

Мои представления о сельской Летописи

Первично понятие «Летопись» исходит из того, что это целенаправленный, систематический по времени сбор и запись конкретных и самых разнообразных по характеру материалов по истории и текущей жизни данного населенного пункта или данной местности в более широком плане. Источники сведений могут быть самые разные и все они полезны, хотя и не все равноценны:
Сведения от официальных лиц и организаций
Сведения из архивов
Регулярный сбор информации из всех видов печатных и электронных СМИ
Опросы старожилов, запись их воспоминаний
Опросы современников, также запись их рассказов
Сбор материальных источников – книг, газет, фото – видео и других документов

То есть, характер первичной летописной работы – сбор, классификация и обработка массы различных сведений из самых разных источников. И только потом, возможно, в другие времена и другие люди будут писать Историю своего населенного пункта. Проще: первично, сельская Летопись – это еще не история села, это только хронологическая запись событий, это хроника. В переводах с иностранного слово «Летопись» в большинстве случаев переводится как «Хроника».

Раньше летописцев называли хронистами. Они констатировали факты, фиксировали их на бумаге (пергаменте). Самые мудрые летописцы делали из фактов выводы и на этой основе писали Летописи – уже сборники сведений, представлявшие научную (или околонаучную) обработку всей массы сведений из разных источников.

Журналистов, газетчиков тоже иногда называют по старинному, хроникерами. Ну а иногда и журналюгами. Кто что заслужит. И их сведения тоже заслуживают почтения и уважения. Пресса – однодневка, торопыга, может ошибаться, (она делает это постоянно). Но ценность работы корреспондентов местной прессы для целей краеведения я оцениваю по систематичности и регулярности освещения событий на местах. Одна дождинка – еще не дождь. И одна снежинка – еще не снег. Важен сам факт – зафиксировать из публикаций местной прессы очередное событие сельской жизни. Процеживая накопленную массу информации местной прессы сквозь сито времени, получим относительно правдивый результат, который можно использовать в летописных целях.

Нам не дано знать, что будет в будущем главным из всей этой массы собранного материала – это покажет время. Придет это время, все притрется, уйдут боли и радости. А свежий человек один и тот же факт рассмотрит из разных источников: из заметки репортера, сведений председателя сельсовета или иного официального лица, воспоминания старожилов. На этой основе он даст свою оценку этому факту, и из хроники, из множества фактов составит Летопись – уже не хронику, а полновесный труд (научный или популярный – это уж как получится).

Церковно-приходская Летопись в Российской империи.

Летописи на Руси велись издревле. Вспомним для начала «Повести временных лет» летописца Нестора (начало XII века). Но там, «откуда пошла русская земля….» и другие глобальные темы. Нас же сейчас интересует не общегосударственная, а самая что ни на есть местная тема – тема Летописи конкретного села. На Руси чаще всего летописание совершалось усилиями приходских священников Русской православной церкви.
По указу святейшего Синода в 1868 году епархии обязались составлять свои исторические и статистические описания. Следует целая волна откликов на это начинание, которые публикуются в местных епархиальных ведомостях.

Епархиальное распоряжение.1868 года о начале церковно-приходского летописания во Владимире, содержало и некоторые общие правила для его составителей, которых обязывали:

а) «непременно вносить в летописи только то, что действительно было достоверно известно»;
б) «за неимением достоверных свидетельств не должны прибегать к разного рода догадкам и предположениям или основываться на одних нетвердых слухах и таким образом наполнять летописные страницы записями и описаниями по одним догадкам или темным предположениям»; ведение записей вменялось всем членам причта под руководством священника, который должен был просматривать черновики, и только после этого наблюдения переносились в беловую книгу; на последней странице летописи должны были подписывать все члены причта, книга для летописей скреплялась благочинным, он же должен был просматривать приходские летописи и исправлять имеющиеся там, на его взгляд, неточности. Причт – церковный штат в переводе на общепринятый русский язык.

Нижегородская духовная консистория в 1893 году предложила приводить следующие сведения в церковно-приходской Летописи:

О храме.
История построения.
Время построения.
Основатель.
Храм каменный или деревянный.
Вместимость его.
«Относительное богатство или скудость».
Число престолов и время их устройства.
Особенно замечательные иконы, кресты и «другие принадлежности местной святыни»: часовни, гробницы «уважаемых подвижников, живущих в памяти народа», целебные источники и пр.)
2. О причте церковном.
Состав его.
Средства к содержанию.
Преемственное служение священников, «если возможно, от построения храма, от открытия прихода.
О деятельности причта, ведении внебогослужебных собеседований.
О родах миссионерской деятельности, где таковая признается необходимой….

Русская православная церковь, как государственная в то время организация, нашла возможности, подготовленные кадры и создала всероссийскую сеть для сбора исторической и патриотической по существу информации. Ячейки этой сети были довольно мелкие, информация собиралась конкретная, детальная, коллективно обсуждалась и принималась руководством к записи в Летописи. Это было в царское время.

Естественно, это касалось и вопросов изучения истории России. Родословие и краеведение стало буржуазным явлением, чуждым новой власти, и подвергнуто гонению, отрицанию, и забвению. Дореволюционная история монархий сменилась описанием классовой борьбы на историческом фоне. Массовая летописная работа на уровне населенных пунктов прекратилась, и потихоньку стала возрождаться лишь в 1990-х годах после распада Советского Союза и краха коммунистической идеологии.

Стали появляться летописи сел и деревень, появилось осознание важности работы по созданию истории своей большой Родины через микро уровень – историю своего села, своего населенного пункта. В некоторых областях России стали приниматься методические документы, рекомендации о порядке ведения Летописей населенных пунктов. По результатам моих поисков из Интернет-источников в методической разработке сельских Летописей лидирует Белгородская область.

Я смог найти эти материалы и ознакомиться с ними совсем недавно, в начале октября 2009 года, и с удивлением и радостью обнаружил, что многое из того, о чем я говорил в своем докладе в июне 2008 года, совпадало с уже готовыми областными руководящими документами по ведению сельских Летописей. Там есть и указания об объединении образования и культуры в летописной работе, и внедрение различных форм приобщения школьников к знаниям о родном крае, и участие местных органов самоуправления в летописной работе, разработаны многие методические обоснования для библиотекарей, ведущих летописную работу. В Белгородской области даже издан областной закон о доплате библиотекарям за ведение летописной работы.

Но, к сожалению, есть и но. Не понравились мне в методических документах по летописной работе Белгородской области прямые указания на цензуру: неприятие в летописной работе неопубликованных документов, запрет использования в летописной работе местной и любой прессы, запрет летописцам личностного, а значит творческого отношения к своему летописному творению. Другими словами, это звучит, как постоянное недоверие к летописцу.

Здесь, очевидно, есть недоработка. В летописных хронологических записях мне непонятно, что такое личностное отношение летописца, если он квалифицирован, дисциплинирован и методически грамотен. Но если это историческая часть летописи, и ее ведет на авторских правах сам летописец, то термин «личностный подход» – самый лучшая похвала творчества летописца. А, если надо по другому интерпретировать летописные факты – пусть еще один историк или краевед заявит о себе. Вот и будет творческая конкуренция. А жизнь и время покажет, кто более прав, а кто менее.

В общем, летописец по белгородски – нечто вроде живой пишущей машинки, или наборщика чужого текста на компьютере. Кроме того, образование больших комиссий для оценки работы летописцев – это тоже цензура со стороны «старшего брата», районного или областного чиновника. Как бы чего лишнего не написал. Не дай бог, проверяющий свыше заметит.

А где же тогда проверка строгого исполнения методических требований летописцами?. Значит, не работают методические требованиям к летописцам, если для проверки текстов требуются такие комиссии.

Посмотрел численность и состав комиссии по проверке летописей Красногвардейского района. Всего 13 человек, из них один библиотекарь-библиограф и один пенсионер-краевед. Остальные – районные чиновники. А где же здесь сами исполнители Летописей? Они что, статисты в своем деле, не творческие личности, а просто мальчики (или девочки) для битья? Скажу так – если надо завалить работу – создайте большую комиссию из чиновников для проверки этой работы. Больше ничего не надо.

Еще один момент. Если сравнить требования белгородских инструктивно-методических краеведческих материалов с указаниями Белгородской областной администрации, то в белгородских методиках не просматривается роль и место органов местного самоуправления и органов образования в летописной работе. Ну ладно, местное самоуправление выполнило разовую функцию – создало историческую справку по своему населенному пункту, и уснуло вековым творческим сном. А где прописана роль органов образования в исторической, краеведческой и летописной работе? Что-то я не нашел этих помощников ни в разделе 10 инструктивно-методических материалов, ни в подразделе 10.3 раздела 10.

Теперь о моем видении решения сельской летописной проблемы.

Все новое – это давно забытое старое, даже если двигаешься не по кругу, а по спирали. Советская власть отринула весь дореволюционный летописный опыт. Теперь мы отрицаем советский опыт отрицания дореволюционного российского опыта. На каждом новом витке истории те же заботы, поиски, находки и решения, только на другом уровне качества.

Раньше церковные структуры занимались созданием летописей, а сейчас – отделы и департаменты культуры. Как церковь во времена Российской империи, так и культурные департаменты при генсеках и президентах – государственные учреждения. Как тогда не надеялись на самодеятельное массовое воспроизводство летописцев Несторов, так и сейчас не надеются.

Так что же надо делать?

В моем случае успешно сработала инициативная попытка создания сельской Летописи под руководством местного органа самоуправления, при методическом контроле со стороны районного департамента культуры.

а) гордость за свою фамилию, свой род, свое российское гражданство;
б) плавное вхождение школьника в область интереса к практической истории – летописной работе.

Тогда внук не понесет медаль своего деда барыгам на продажу, а будет хранить ее, а фронтовую фотографию деда или почетную грамоту бабушки обязательно внесет в родословную своей семьи. А пока что получается – в школе есть школьный музей и уроки истории. А в сельской библиотеке библиотекарь, как умеет, ведет летопись, как ему указано свыше его начальством. Сельская школа и сельская библиотека на сегодняшний день никак не связаны друг с другом, не скооперированы в летописной работе. И начинать надо не с этих конечных структур, а выше.

Объединять людей, интересующихся историей своего края в группы, для совместной работы над подготовкой Летописи в соответствии с утвержденными статутами сельской Летописи. Делать это на основе решений местных администраций.

В целях дискуссии предлагаю свой авторский опыт методической подготовки создания и ведения Летописи сельских населенных пунктов России. Он называется: «Чурочкин Б.Г. О методике работы над сельской летописью. Под редакцией Молева Е.А., доктора исторических наук, профессора, декана исторического факультета Нижегородского государственного университета им. Лобачевского».

Эта методика уже апробирована в двух Летописях сельских населенных пунктов: как опубликованный альтернативный проект Летописи села Кермись Рязанской области, и полностью действующая Летопись поселка Дружный Нижегородской области.

В предлагаемых методических рекомендациях использован и старый дореволюционный опыт церковно-приходских Летописей сельской России, и зарубежный опыт летописной работы (этические требования к летописцам молдавского краеведа и летописца Сильвиу Органа) и собственно авторский опыт методических летописных наработок.

Эти методические предложения должны действовать не вместо уже созданной и действующей в России Летописной сети, а вместе с ней. Поэтому методическое руководство Летописной работой в России должно полностью оставаться за органами культуры России.

Источники и литература

Чурочкин Б.Г «Мой опыт работы над сельской Летописью»: доклад на научно-практическая конференции «Шацк: 455 лет в истории России», 23—24 июня 2008 года. Город Шацк Рязанской области. Опубликовано на сайте: «Официальный сайт деревни Спасск Шацкого района Рязанской области»

Чурочкин Б.Г. О методике работы над сельской летописью. Под редакцией Молева Е.А., доктора исторических наук, профессора, декана исторического факультета Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Не опубликована.

Чурочкин Б.Г. Альтернативная летопись села Кермись, Шацкого района Рязанской области. Опубликована на сайте: «Официальный сайт деревни Спасск Шацкого района Рязанской области».

Чурочкин Б.Г. Ежемесячные обзоры газеты «На земле Шацкой» за апрель – сентябрь 2009 года. Опубликовано на сайте: «Официальный сайт деревни Спасск Шацкого района Рязанской области».

Чурочкин Б.Г., Щербак Г.И. «Летопись сельского поселка Дружный», Кстовского района Нижегородской области. Не публиковалась.

Чурочкин Б.Г. «Страницы истории войсковой части 36026», поселок Дружный, 2008. (Книга написана по материалам Летописи поселка Дружный, переведена в Германии на немецкий язык). Опубликовано на сайтах:
а) «Официальный сайт деревни Спасск Шацкого района Рязанской области»
б) военно-морской интернет-портал России http://www.navy.ru

Чурочкин Б.Г. Интервью 5 федеральному ТВ-каналу, Санкт-Петербург, http://www.5-tv.ru/news/8072/

«Статут Летописи поселка Дружный». Документ местного самоуправления Ближне-Борисовского сельсовета Кстовского района Нижегородской области.

Дроздов Ф.Б. Исторический факультет Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского «Отзыв на авторскую работу Б.Г. Чурочкина и Г.И. Щербак: «Летопись сельского поселка Дружный».

Агеева Е.И. «Церковная жизнь и повседневный быт русского села по приходским летописям XIX – начала XX века». Исторический вестник, №7, (№3, 2000 г.) Сайт Воронежско-Липецкой епархии.

Орган С.А. «Опыт сбора материалов и описания истории села Алексеевка Единецкого района» (Молдавская Республика). http://kivlis.nm.ru/Seminar.DOC

Покровский М.Н. «От Истпарта»; «Архивное дело в рабоче-крестьянском государстве»; «Политическое значение архивов»; «Культурное и политическое значение архивов». М.Н. Покровский. Избранные произведения в 4 книгах, книга 4. Лекции, статьи, речи. М, «Мысль», 1967.

Глава администрации Белгородской области. Постановление от 8 декабря 1995 г. N 699

О составлении летописи населенных пунктов области.
http://belgorod.news-city.info/docs/sistemsx/dok_ieqmjz.htm

Закон Белгородской области о внесении изменений в статью 28 закона Белгородской области «О библиотечном деле Белгородской области» № 18. Принят областной Думой. Дата принятия: 2001.12.28
http://www.rba.ru/or/od/law/zakon/bel_2.html

Инструктивно-методические материалы в помощь организации краеведческой деятельности муниципальных библиотек Белгородской области. Белгородская государственная универсальная научная библиотека. Отдел краеведческой литературы, Белгород, 2009.

Глава Красногвардейского района Белгородской области. Постановление от 13 апреля 2007 года № 174. О написании летописей населенных пунктов Красногвардейского района.
http://cfo-info.com/okrug13e/rajonbs/read7ffwqzw.htm

Неопубликованные источники, литература и другие материалы по летописной теме будут отправлены для ознакомления по запросу всех заинтересованных лиц электронной почтой.

Чурочкин Борис Григорьевич, краевед, переплетчик, ветеран военной службы МО РФ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *