С чего начинать изучать марксизм
С ЧЕГО НАЧАТЬ ИЗУЧАТЬ МАРКСИЗМ?
Автор: Drahtigel · Опубликовано 29.04.2018 · Обновлено 11.11.2019
Предисловие
Марксизм – это наука и требует научного подхода ко всему. Это объясняется тем, что философия марксизма есть материализм, который учит, что материя первична, сознание — вторично и производно от материи. В отличие от идеализма, материализм опирается на науку и научный анализ во всём. Но эта работа посвящена не объяснению основ марксизма или объяснению самой немецкой философии. В этой работе я напишу, с чего следует изучать (с каких книг) марксизм.
Многие полагают, что изучать марксизм следует начать с труда Маркса «Капитал». Это ошибочное суждение. «Капитал» Маркса следует изучать в последнюю очередь, когда обогатишь свой мозг изучением политической экономии. Не изучив как следует политическую экономию, нельзя понять «Капитал» Маркса. Поэтому судить что человек «марксист или нет?» не следует со знания «Капитала». Политическую экономию следует изучать уже после изучения диалектики и материализма, как первого источника марксизма.
К некоторым из трудов я оставлю комментарии, для того, что бы читатель смог узнать содержимое данных трудов.
Общие вопросы.
Общие вопросы марксизма есть основное обобщенное теоретическое содержание марксизма. Общие вопросы марксизма содержатся в трех трудах –
2.Принципы коммунизма – труд Энгельса, посвященный объяснению коммунизма, как учения. Коммунизм призван освободить пролетариат от рабства (рабства под пятой капитала). Энгельс в этом труде пишет о том, какие классы существовали до пролетариев, и чем эти классы отличается от пролетариев в производственно-хозяйственном положении прошлого.
3.Три источника и три составных части марксизма – В.Ленин. Изучение марксизма необходимо начать с его источников, и производных от этих источников составных частей. Составные части марксизма – это материализм, политэкономия, социализм.
Диалектический и исторический материализм
Вот и подошли мы к немецкой философии, т.е. материализму. Заслуга Маркса в том, что ор взял диалектику Гегеля и очистил ее от идеализма – огранил диалектику материализмом. Применив диалектический материализм к сложившимся историческим условиям получился исторический материализм. Следует начать изучать марксизм сначала с общих вопросов, потом с источников. Первым источником марксизма является немецкая философия. А составная часть, исходная от нее – материализм. Содержание диамата и истмата содержится в следующих трудах –
1.О диалектическом и историческом материализме — И.В.Сталин. В данном труде как мы заметили из названия говорится о диамате и истмате. Сталин дает объяснение различиям между диалектикой Маркса и диалектикой Гегеля, материализмом Маркса и материализмом Фейербаха, а также основное содержание марксистской диалектики и марксистского материализма. Короче говоря, этот труд содержит основные черты диалектического и исторического материализма.
2.Происхождение семьи, частной собственности и государства. – труд Энгельса, содержащее основы исторического материализма – это история происхождения семьи, частной собственности и государства, т.е. история трёх этапов развития общества – дикости, варварства и цивилизации, и степени развития в этих эпохах соответственно семьи, частной собственности и государства.
(и/или «Экономический детерминизм К. Маркса» Лафарг)
3.Государство и революция — В.Ленин – еще один труд по историческому материализму, дающее марксистское материалистическое объяснение происхождению государства, а также это труд посвященный объяснению задачам пролетариата в революции. Это не только пособие по историческому материализму, но и стратегия и тактика революции и строительства.
4.Анти-Дюринг, Ф. Энгельс. (и/или «Развитие социализма от утопии к науке» Ф.ЭНГЕЛЬС)
5.Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. К.МАРКС и Ф.ЭНГЕЛЬС
Политэкономия
Вот мы и подошли к политэкономии, которую необходимо знать для чтения любимого всеми «Капитала». Политэкономия – это содержание о прибавочной стоимости, стоимости труда, деньгах, взаимоотношениях между людьми в производственном плане.
Вот эти 2 труда, необходимые для изучения политической экономии –
1.Наемный труд и капитал – К. Маркс.
2.Зарплата, цена и прибыль – К. Маркс.
Эти труды дали объяснение экономическим терминам с точки зрения марксизма и разобрали их.
Социализм
Маркс взял французский утопический социализм и сделал из утопии науку. Самое главное, взятое из французского социализма – это есть классовая борьба пролетариата, доведенная Марксом до борьбы за диктатуру пролетариата. Вот труды, необходимые для изучения социализма и коммунизма-
1.Критика готской программы – К.Маркс
2.Пролетарская революция и ренегат Каутский — В.Ленин
3.Очередные задачи советской власти – В.Ленин.
Послесловие
Прочтение всех вышеперечисленных трудов дает коммунисту базу основ и общих положений марксизма. Эти труды являются самыми первыми в сокровищнице марксизма.
Ссылки на электронные версии книг есть в нашей Библиотеке, на форуме.
Так же на форуме вы можете найти ссылки на действующие марксистские кружки.
С чего начинать изучать марксизм
С чего начать изучение марксизма-ленинизма?
Очень часто у желающих начать изучение марксизма встаёт вопрос: «А с чего начать?». В попытках освоить научный коммунизм, людей зачастую бросает от фундаментальных трудов, вроде «Капитала», который нельзя освоить без знания основ политической экономии и философии, к малозначимым для начального уровня изучения работам. Таким образом, у людей не складывается полноценная картина мира. Они видят марксизм, словно через калейдоскоп, обрывками. Отсюда и вытекают разного рода «левые» и «правые» уклоны.
Видя метания товарищей, мы решили подготовить список для упрощения изучения марксизма-ленинизма. Составители прошли достаточно тернистый путь в изучении марксистской философии и политэкономии и на собственном опыте поняли, какие работы и в какой последовательности стоит читать. Данный список рекомендуется к чтению начинающим. Мы советуем читать работы по порядку, конспектируя сочинения классиков и отмечая все основные мысли; обязательно следует обсуждать прочитанное с товарищами, задавать вопросы тем, кто имеет большие познания в марксизме. Собрав товарищей, можно и нужно организовывать кружки, дабы изучение шло проще и быстрее, поскольку такая организация учёбы является оптимальной. На собраниях кружка не стоит заниматься чтением вслух сочинений классиков, такой подход не даст вам должных знаний и навыков, кроме чтения вслух; наибольшую эффективность в плане освоения материала можно получить только в результате обсуждения тех или иных актуальных проблем, с применением прочитанного к реальности, написания статей и эссе. Надеемся, что наш список поможет вам!
Помните: на изучение марксизма уйдут годы, и вы должны быть готовы к этому. Как писал Карл Маркс в труде «К критике политической экономии»: «А у входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требование:
«Здесь нужно, чтоб душа была тверда;
Здесь страх не должен подавать совета».
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ИЗУЧЕНИЕ МАРКСИЗМА
Морис Корнфорт «Диалектический материализм». Перевод с английского. Общая редакция член-корреспондента АН СССР П.Н.Федосеева. Издательство иностранной литературы. Москва-1956.
Начинать ознакомление с марксизмом, во всяком случае с его философской составляющей, следует с книги британского философа Мориса Корнфорта «Диалектический материализм».
До знакомства с этой книгой считал, что проще и понятнее И.В.Сталина марксистскую философию ни кто не излагал. Однако, «Диалектический материализм» М.Корнфорта можно смело называть «букварем марксизма». Не удивительно, что произведения Корнфорта были беспрецедентно популярны в Советском Союзе в 1950-70 г.
Уникальность издания обусловлена тем, что оно приспособлено англоязычным автором специально для русскоязычного читателя. По просьбе издательства иностранной литературы М.Корнфорт для русского издания заново просмотрел, исправил и дополнил свою книгу. Три тома были объединены в один. Специальные термины и наукообразные выражения в книге сведены к минимуму.
Автор в интересной манере ссылается не только на К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина, но и приводит цитаты Мао Цзэ-дуна, И.В.Сталина, М.Горького и др.
«Марксизм-ленинизм является универсальной философией, задача которой состоит в том, чтобы включать в себя и развивать дальше все то положительное в прошлом и настоящем, что имеется в идеях и опыте человечества.» Морис Корнфорт (Из предисловия к русскому изданию). Лондон, март. 1956
начинать надо с самого начала- с Гегеля..
а разнообразные толкования- это как религиозные течения
Осмелюсь спросить- зачем? Зачем читать теории не подтвержденные практикой? Сначала гигантские жертвы во имя абстрактных идей, а потом при попытке жить нормально- застой и развал.
А можно просто прочитать «Скотный двор» Оруэлла, и узнать к чему все эти марксизмы, ленинизмы, сталинизмы приводят.
А надо ли вообще начинать?
Wokeism: идеология (статья о философской основе вокизма) + определение терминов woke и SJW
Вступление и определение терминов (от тс)
Те, кто следит за западной политикой и некоторыми тенденциями оттуда, уже хотя бы раз встречали термин «woke». Сегодня он используется всё чаще уже и в наших интернетах.
Woke переводится с английского как «пробуждённый», «проснувшийся». Пришел он из афроамериканского сленга, где использовался еще во второй половине прошлого века. В значении вроде «проснуться и не мириться с дискриминацией».
Иначе говоря, он стал описательным термином для всего этого движа за социальную справедливость, которую мы наблюдаем в политике, бизнесе, культуре и даже в науке. Феминизм, гендерная идеология, разнообразие, радикальный антирасизм и прочее.
У нас его пока не переводят, а пишут просто «воук«.
Особо «воукнутых» неравнодушных граждан клеймят social justice warriors или SJW. Что в переводе значит «борцы за социальную справедливость», а коротко у нас их называют СЖВ (правильно произносить SJW надо как эс джей даблъю, но это сложна, так что. ).
Забавно, кстати, что изначально сжв имело положительную коннотацию. Борцы сами себя так называли. Изменение произошло после того, как слово стало ассоциироваться с крайней неадекватностью. Как идеологической, так и в плане поведения. Аналогичная история происходит сейчас и с воук.
Кстати, противники всех этих тенденций иногда называют себя анти-сжв. Но чаще всего unwoke (непробужденные).
Сами же сжв и другие проснувшиеся называют себя просто «прогрессистами». Так же их называют буквально все крупные и «авторитетные» издания, а также западные институции и образовательная система.
Аналогично и с их идеологией. Свои неомарсксистские воззрения они называют просто прогрессизмом. Более того, даже отрицают, что это идеология.
Это, кстати, интересная вещь. Когда идеологию просто не считают таковой. Определенное мировоззрение выставляют просто нормой (стандартом). Вот уж их идеологи мыслили в верном направлении: воистину слова творят нашу реальность!
Тем не менее, противники называют её: сжв-идеология, воук-идеология, иногда воук-культура, а также регрессивное левачество и вокизм (wokeism). Всё это, конечно же, пейоративы.
У нас продвижение «социально справедливой» повестки обычно называют просто «повесточка«.
Подо всем этим движем есть очень четкая философская база.
В наших интернетах не так много инфы. Однако есть эта небольшая статья, которая коротко это всё описывает. В том числе со ссылками на литературу.
Материал уже публиковался на пикабу, но под другим заголовком и с другими тегами. Однако, нет ничего лучше, чем повтор хорошего материала.
Идеология wokeism’а или социальной справедливости (СС) еще ждет своего исследователя. Попытаюсь дальше вкратце перечислить основные корни и положения этого интеллектуально-философского активистского течения.
Ее представитель Макс Хоркхаймер в 1934 сформулировал основные положения того, что сейчас в западных вузах преподают как критическую теорию. Общественные науки должны четко понимать конечную точку общественного развития (коммунизм), искать и находить недостатки общества, под которыми понимаются расхождения между текущей ситуацией в обществе и конечной точкой, а также организовывать деятельность по социальному активизму.
8. Вот мы и подошли к текущим событиям. Идеология wokeism’а или социальной справедливости в настоящее время считает, что:
— общество находится в постоянном конфликте за власть, ресурсы и возможности между белыми мужчинами-угнетателями и маргинализированными группами;
— весь дискурс создан и поддерживается белыми гетеросексуальными мужчинами с целью угнетения маргинализированных групп, даже и особенно если белые мужчины это не осознают или отрицают;
— традиционные инструменты белого человека, такие как научный метод или либерально демократическое государство являются инструментами угнетения, не подходят для маргинализированных групп и должны быть деконструированы;
— наиболее полным знанием о реальности обладают наиболее угнетенные представители меньшинств, особенно нескольких сразу;
— если представитель угнетенного меньшинства (к примеру, чернокожий) не считает необходимым деконструкцию институтов, он больше не Black так как инериоризировал whiteness и отказался по факту от своей идентичности;
— цель переустройства общества определяется как equity, diversity и inclusion.
В дополнение к описанным мною основным положениям идеологии, я забыл добавить главное: что это, в представлении носителей, за система, которую надлежит деконструировать? Называется она фаллологоцентрическая гетеронормативная патриархия или whiteness (в отличие от Blackness, обязательно с маленькой буквы).
Diversity – цель и процесс достижения такой композиции населения страны или сотрудников организации, в результате которой представлен весь ассортимент реального опыта, т.е. опыта угнетения и всевозможных пересечений разных аспектов такового. Начинается с требования нанять/пустить одного трансгендера, женщину или представителя BAME, а заканчивается требованием полного паритета (см. equity).
Если у вас остались вопросы и вы живете и работаете в США, Великобритании, Австралии или Новой Зеландии, можете спросить члена Diversity and Inclusion Committee, который несомненно присутствует в вашей организации, будь она государственная или частная.
1. James Lindsay – Cynical Theories
2. Herbert Marcuse – One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society
3. Herbert Marcuse – A Critique of Pure Tolerance (1965), Essay «Repressive Tolerance»
4. Kimberlé Williams Crenshaw – Mapping the Margins: Intersectionality, Identity Politics, and Violence Against Women of Color
5. Peggy McIntosh – White Privilege: Unpacking the Invisible Knapsack
6. Robin DiAngelo – White Fragility
7. Ibram X. Kendi – How to Be an Antiracist
Изначально опубликовано в комментах в жж, а позже собрано там же в статью.
Юбилей Энгельса, 200 лет
Марксистский консалтинг
О марксизме в Англии
Доступно и просто. Ещё один взгляд от англосакса : )) На наше прошлое и наше будущее 🙂
Непримиримый Маркс о продуктах.
Почему же хлопок, картофель и водка являются краеугольным камнем буржуазного общества? Потому, что их производство требует наименьшего труда, и они имеют, вследствие этого, наименьшую цену. А почему минимум цены обусловливает максимум потребления? Уж не вследствие ли абсолютной, внутренне присущей этим предметам полезности, их полезности в смысле способности наилучшим образом удовлетворять потребности рабочего как человека, а не человека как рабочего? Нет, это происходит потому, что в обществе, основанном на нищете, самые нищенские продукты имеют роковое преимущество служить для потребления самых широких масс.
К. Маркс «Нищета философии.»
Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.
«Искусство любить» от Фромма.
это не сексология, это не о чувствах или отношениях, это о личностных аспектах любви и даже не любви а отношениях человека и окружающего его социума. Я ваще не люблю книги по психологии и у меня аллергия на личностный рост, успех, управление людьми и всякую такую хрень, которая кстати составляет наверное более 60% продаж на всём книжном рынке. Но Фромм это наверное не психология, а больше философия и философия такая которую наверное стоит прочитать всем)) И я тут ни разу не утрирую!
Главная идея Фромма это совмещение психоанализа и марксизма)) звучит бредово но у него это получается и результат довольно впечатляет. Марксизм и психоанализ это два учения которые наиболее сильно повлияли на поколение Фромма. Марксизм тем что впервые вскрыл и показал механизмы функционирования общества а психоанализ механизмы личности, отсюда уже идея которая лежит на поверхности, а что если нам совместить знания о социуме и личности? Тут было несколько подходов, многие социологи утверждали типа ну вот есть некие механизмы в обществе и даже если мы не понимаем его цели, не знаем как функционирует но если оно существует веками наверное же для чего то нужно, как в природе, эволюция выработало соответствующие механизмы для выживания и те которые не работают или работают плохо просто не прошли отбор. Но Фромм говорил, что в этом есть логика, но давайте посмотрим на современное общество попристальней? Почему в самых развитых странах такой большое количество самоубийств? Почему для общества плохо когда неурожай и когда хороший урожай (перепроизводство). Почему супермаркеты вынужденны уничтожать просроченные продукты когда в соседней стране голодают? Почему богатые успешные семейные люди идут к психиатру с жалобами на то что у них нету цели в жизни, что всё бессмысленно? Если бы, говорит Фромм, современное общество было устроено разумно то не было бы таких симптомов.
Главная причина, по мнению Фромма, это больные отношения личности и общества и дело тут не в том что личность больная на голову)) а в том что общество устроенно не для человека. Тут критики конечно кинутся уточнять? а что такое человек и что значит плохо устроено? Ведь на самом деле человек такая скотина «Ко всему-то подлец-человек привыкает!» как говорил Достоевский. И правда, есть такое дело! Но человек изменчив в неком коридоре и нужно пристальнее изучить эти величины. По мнению Фромма в человеке заложены некие потенции которые должны как семя вызреть и развиться, среда которая подавляет развитие таких потенций есть вредная среда. В «Искусстве любви» Фромм рассуждает больше не о среде а о том как человек общается с такой средой. Тут есть несколько сценариев: общество может подавлять, человек может подчинять окружающих или же взаимосвязь может быть обоюдовыгодной. Обоюдовыгодной это ключевое слово. В современном обществе всё регулирует рынок
» Вся наша культура основана на жажде покупать, на идее взаимовыгодного обмена. Счастье современного человека состоит в радостном волнении, которое он испытывает, глядя на витрины магазина и покупая все, что он может позволить себе купить или за наличные или в рассрочку. Он (или она) и на людей глядят подобным образом. Для мужчины привлекательная женщина – для женщины привлекательный мужчина – это добыча, которой они являются друг для друга. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые популярны и искомы на личностном рынке. Что особенно делает человека привлекательным – это зависит от моды данного времени, как физической, так и духовной. В двадцатых годах привлекательной считалась умеющая пить и курить, разбитная и сексуальная женщина, а сегодня мода требует больше домовитости и скромности. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века мужчина, чтобы стать привлекательным «товаром», должен был быть агрессивным и честолюбивым, сегодня он должен быть общительным и терпимым. К тому же чувство влюбленности развивается обычно только в отношении такого человеческого товара, который находится в пределах досягаемости собственного выбора. Я ищу выгоды: объект должен быть желанным с точки зрения социальной ценности, и в то же время должен сам желать меня, учитывая мои скрытые и явные достоинства и возможности. Два человека влюбляются тогда, когда чувствуют, что нашли наилучший объект, имеющийся на рынке, учитывая при этом границы собственного обменного фонда. Часто, как при покупке недвижимого имущества, заметную роль в этой сделке играют скрытые возможности, которые могут быть развиты со временем. Едва ли стоит удивляться, что в культуре, где превалирует рыночная ориентация и где материальный успех представляет выдающуюся ценность, человеческие любовные отношения следуют тем же образцам, которые управляют и рынком.»
«Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе. К достижению этой цели они идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д. Иные пути обретения собственной привлекательности, используемые и мужчинами, и женщинами, состоят в том, чтобы выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность.»
В общем отсюда все наши проблемы! Но как учит Фромм они вполне решаемы если обучится искусству любви)) книжка маленькая по объёму, читается легко и интересно. Возможно это вдохновит вас на дальнейшее изучение наследия Фромма.
Маленькая марксистская библиотека
С тех пор, как я начал вести стримы на канале «РабкорТВ», один и тот же вопрос повторяется периодически. С чего начинать изучение марксизма? Дайте список литературы!
В самом деле, советские учебники по марксизму, даже если не делать поправку на их неизбежную идеологическую тенденциозность, безнадежно устарели. Они игнорируют не только теоретические дискуссии, которые велись за пределами официального коммунистического движения, но даже и целый ряд идей, развивавшихся внутри коммунистической традиции. Тем более не отражает эта литература (на уровне теоретического анализа) и процессы, произошедшие в СССР, начиная с середины 1930-х годов, не говоря уже о распаде советской системы.
Возможно именно упорное нежелание подвергать серьезному марксистскому осмыслению события, приведшие к распаду СССР, явилось одной из причин глубокого идейного кризиса в левом движении. По крайней мере той его части, которая старалась придерживаться коммунистической идейной традиции. Напротив, либеральная левая, радостно подхватывавшая любые западные новинки, всё меньше внимания уделяла изучению марксизма, а с некоторых пор и вообще позабыла про политическую экономию и материалистическое понимание истории.
А между тем новое поколение левых активистов, обоснованно отвергающее как сектантски-догматические версии марксизма, так и модные либеральные дискурсы, нуждается в теоретическом образовании. Люди многое находят и обдумывают сами, но почему бы не помочь им в этом?
В общем, требование составить современный список литературы, которым меня преследовали мои слушатели, было обоснованным и своевременным. А я, к стыду своему, постоянно отвлекался на другие темы и, даже дав обещание, неизменно забывал о нем.
Наконец, после очередного напоминания, мне стало стыдно.
Под стук дождевых капель, бьющихся о стекло, я сел за стол и принялся за работу. Проблема состояла в том, чтобы сделать именно базовый список литературы для начинающих, при этом сохраняя достаточно высокий теоретический уровень. Большая часть из тех, кто просил о подобной библиографии, отнюдь не были людьми теоретически малограмотными. Напротив, они уже неплохо начитаны в марксистской литературе. Более того, интернет уже и сейчас полон всевозможными марксистскими библиографиями. Проблемой в данном случае является не отсутствие ссылок на названия книг и статей, а напротив, их избыточность. Составители списков, с одной стороны, стараются заполнить их как можно большим количеством названий, что затрудняет работу с подобными ресурсами для человека, пытающегося найти наиболее важные, значимые тексты, которые легко теряются в этой массе. Но необходимость выделить именно главное сама по себе накладывает определенную ответственность на автора библиографии. Конечно, можно спрятаться за собственным субъективным мнением. Глянцевые журналы и наследующие им сайты давно придумали рубрику «десять важнейших книг (фильмов, событий и т. д.) по версии такого-то». Подобный подбор говорит не столько о значении книг, сколько о личных пристрастиях составителя списка. Ясное дело, полностью избежать субъективности в подобном предприятии всё равно невозможно, но следует стремиться свести её к неизбежному минимуму.
Итак, трудностью, с которой сталкиваются молодые левые, является не столько отсутствие знаний, сколько отсутствие системы. А для меня главный вопрос состоял не в том, чтобы сообщить что-то совсем элементарное, но в том, чтобы даже продвинутый молодой читатель мог с помощью подобного списка обнаружить и ликвидировать пробелы, возникшие в ходе его стихийного политического самообразования.
То, что получилось, не надо принимать за окончательный и полный список: его надо будет ещё пополнять и перерабатывать. Потому очень прошу присылать мне дополнения, предложения и вопросы.
Классический марксизм и коммунистическая традиция
К. Маркс. Тезисы о Фейербахе
К. Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 года
К. Маркс, Ф. Энгельс. Коммунистический манифест
К. Маркс. Гражданская война во Франции
К. Маркс. 18 брюмера Луи Бонапарта
К. Маркс. Британское владычество в Индии
К. Маркс. Будущие результаты британского владычества в Индии
К. Маркс. Капитал, т. 1
К. Маркс. Письмо В.И.Засулич
К. Маркс. Критика Готской программы
Ф. Энгельс. Анти-Дюринг
Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства
Работы Маркса и Энгельса можно читать либо по второму изданию Собрания сочинений, либо найти в интернет-ресурсе https://www.marxists.org/russkij/index.htm
Г. В. Плеханов. О материалистическом понимании истории
Г. В. Плеханов. К вопросу о роли личности в истории
К. Каутский. Путь к власти. М.: Политиздат, 1959
К. Каутский. Экономическое учение Карла Маркса. М.: Госполитиздат, 1956
К. Каутский. Материалистическое понимание истории, т. 1, 2 М.-Л., 1931
К. Каутский. Диктатура пролетариата. Екатеринослав, 1919.
Р. Люксембург. О русской революции. В кн.: Р.Люксембург. О социализме и русской революции. М.: Политиздат, 1991
Р. Люксембург. Социальная реформа или революция?
В. И. Ленин. Что делать?
В. И. Ленин. Две тактики социал-демократии в демократической революции
В. И. Ленин. О задачах пролетариата в данной революции (Апрельские тезисы)
В. И. Ленин. Империализм как высшая стадия капитализма
В. И. Ленин. Государство и революция
В. И. Ленин. Очередные задачи советской власти
В. И. Ленин. Пролетарская революция и ренегат Каутский
В. И. Ленин. Великий почин
Работы Ленина содержатся в интернете в таком количестве, что ссылку на них давать нет никакого смысла, но совершенно очевидно, что предпочтительно их читать по Полному собранию сочинений (5-е издание).
М. Покровский. Очерки русского революционного движения XIX — начала XX века М.: Главполитпросвет, 1924. В сети см. http://www.twirpx.com/file/612527/
М. Покровский. Русская история в самом сжатом очерке. М.: Учпедгиз, 1934. В сети см. http://www.booksite.ru/fulltext/rusistor/index.htm
М. Покровский. Историческая наука и борьба классов. В двух томах. М.: Либроком, 2012
А. Грамши. Тюремные тетради. Избранные произведения, т.3. М.: 1959: http://www.nehudlit.ru/books/detail1185182.html
Л. Д.Троцкий. Преданная революция
Л. Д. Троцкий. Уроки Октября
Л. Д. Троцкий. История русской революции
В сети соответствующие работы можно найти по адресу: https://www.marxists.org/russkij/trotsky/index.htm
Антология позднего Троцкого. Сост. М. Васильев, И. Будрайтскис. — М.: Алгоритм, 2007
И. В.Сталин. Вопросы ленинизма. М.: Госполитиздат, 1945.
Мао Цзедун. Маленькая красная книжица. М.: Алгоритм, 2007
Миросистемный анализ
И. Валлерстайн. После либерализма. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
И. Валлерстайн. Мир-система модерна, тт. 1-4. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2015-17.
И. Валлерстайн. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008
С. Амин. Вирус либерализма: перманентная война и глобализация мира. М.: 2007
Закат империи США: кризисы и конфликты. М.: МАКС-Пресс, 2013.
Западный марксизм
Д. Лукач. История и классовое сознание. М.: Логос-Альтера, 2003.
Д. Лукач. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей. М.: Международные отношения, 1990.
Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2009.
Э. Фромм. Марксова концепция человека.
Г. Маркузе. Контрреволюция и бунт (1972). Найти русское издание в сети мне не удалось, но перевод точно существует.
Ф. Джеймисон. Постмодернизм и общество потребления. Логос, 2000, №4: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_4/10.htm
П. Андерсон. Размышления о западном марксизме. М.: 1991. Интернет версия: http://scepsis.net/library/id_1818.html
Б. Андерсон. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001
А. Каллиникос. Антикапиталистический манифест. М.: Праксис, 2005
Незападный марксизм
Х. К. Мариатеги. Семь очерков истолкования перуанской действительности. М.: ИЛ, 1963
Ф. Фанон. О насилии [отрывки из книги «Весь мир голодных и рабов»]. В кн.: Цветков А. В. (сост.). Антология современного анархизма и левого радикализма, Том 2. М.: Ультра.культура, 2003
Субкоманданте Маркос. Другая революция. Сапатисты против нового мирового порядка. М.: Гилея, 2002
Советский и постсоветский марксизм
М. Лифшиц. Надоело. В защиту обыкновенного марксизма. М.: Искусство — XXI век, 2012.
А. Бузгалин, А. Колганов. Глобальный капитал. М: Едиториал УРСС, 2004.
А. Бузгалин, А. Колганов. Постсоветский марксизм в России: ответы на вызовы XXI века (тезисы к формированию научной школы). М: ЛЕНАНД, 2005
А. Колганов. Что такое социализм? Марксистская версия. М: Издательская группа URSS, 2012
Более позднее издание: Б. Ю. Кагарлицкий. Марксизм. Введение в социальную и политическую теорию. М.: УРСС, 2012
Б. Кагарлицкий. Политология революции. М.: Алгоритм, 2007
Б. Кагарлицкий. Периферийная империя. М.: УРСС, 2017
Б. Кагарлицкий. Реставрация в России. М.: УРСС, 2016
Б. Кагарлицкий. Восстание среднего класса. М.: Ультра.культура, 2003 (данную книгу надо читать исключительно в первом издании, поскольку в издании Алгоритма 2012 г. она была изуродована редактором)
Коряковцев А., Вискунов С. Марксизм и полифония разумов: Драма философских идей в 18 главах с эпилогом. М. — Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016.
Важные статьи
Р. Дзарасов. Национальный капитализм: развитие или насаждение отсталости? Альтернативы, 2013, №1-3
Р. Дзарасов. Кризис капитализма и общественный строй новой России // Полис. Политические исследования. – 2011. – №4
У. Белло. Рабство, геноцид, насилие: тёмная сторона азиатских «экономических тигров». Скепсис, http://scepsis.net/library/id_3709.html
Немарксистская литература по экономике
Н. Кондратьев. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М. Экономика, 2002.
Дж. К. Гэлбрейт. Новое индустриальное общество. М.: АСТ, 2004
Э. Райнерт. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М.: НИУ ВШЭ, 2011
История революций
Ж. Жорес. Социалистическая история французской революции. М.: Прогресс, 1976.
В. Логинов. Владимир Ленин. Выбор пути. М.: Республика, 2005.
В. Логинов. Ленин в 1917 году. На грани возможного. М.: Эксмо, 2016
А. Шубин. Великая Российская революция: от Февраля к Октябрю 1917 года. М: Родина МЕДИА, 2014
А. Шубин. Махно и его время. М.: УРСС, 2016
Т. Шанин. Революция как момент истины. Россия 1905-1907 гг. М.: Весь мир, 1997
Т. Краус. Ленин. Социально-теоретическая реконструкция. М.: Наука, 2011.