С чего начинать интервью
Правила хорошего интервью
Занимаюсь усовершенствованием процесса найма Java специалистов. Для улучшения процесса интервью составил свод правил и рекомендаций по проведению интервью. Хочу поделиться своими разработками с комьюнити. Возможно, кому-то пригодится =) И так, погнали!
Каких целей я пытался добиться:
Сделать интервью менее стрессовым мероприятием как для кандидата, так и для интервьювера.
Помочь кандидатам понять свои слабые и сильные стороны и как развиваться дальше в ИТ.
Показать, что компания ценит людей и время, которое кандидаты потратили на интервью
Зачем нужна программа сертификации интервьюера?
Программа появилась не случайно. Ведь нужно было решить следующие задачи:
Стандартизировать процесс интервью. Так мы уменьшим время, потраченное на одного кандидата и сможем гарантировать определенный минимальный уровень качества.
Упростить взаимодействие рекрутмент отдела с экспертами по интервью.
Техническая подготовка
1: Навести порядок у себя в календаре и внести в него все свои активности
Мой подход такой: я вношу все свои дела. Будь то обед, визит к врачу, занятия спортом и т.д. Когда рекрутер спрашивает у меня про удобные слоты для интервью, я говорю, что она может использовать мой календарь.
Зачем это нужно? Представьте, что рекрутер специалисту нужно согласовать время проведения интервью с кандидатом и интервьюером. Задача сама по себе не сложная, но вы только представьте ее. Нужно узнать тайм слоты у кандидата, потом у интервьюера, и когда рекрутер нашел пересечение, нужно уточнить у одного и второго конкретную дату, потом кандидат или интервьюер вспоминает, что не может в этот момент времени, потому что у него по планам стрижка, и все начинается сначала. Мало того, что на это тратится куча времени. Так еще и отвлекаются от работы все 3 человека.
2: Камера
Начинаем интервью с включенной камерой.
Уберите лишний шум. Для шумоподавления можно использовать любое программное обеспечение. Многие программы имеют встроенную функциональность по шумоподавлению. После знакомства, можете спросить у кандидата, как ему будет удобнее общаться, с камерой или без. Если без, то можно ее выключить.
Если вам проще проводить интервью без камеры, можете спросить у кандидата, не будет его смущать, если вы выключите камеру. Почему камера не обязательна и даже может быть вредна на интервью, можно почитать вот тут и тут.
3: Проверить интернет соединение: оно должно быть хорошим и стабильным
4: Ознакомиться с матрицей компетенции
5: Ознакомиться со стандартными вопросами на интервью
Опять-таки, это для того, чтобы понимать, как глубоко стоит углубляться в знания кандидата по той или иной теме. И еще: в фидбек форме не будет конкретных вопросов. Интервьюер может сам выбирать, какие вопросы задавать.
Подготовка к конкретному интервью
Прочитать требование по вакансии. Это очень важно, так как требования у разных клиентов разные. Нужно проверить требования проекта, знание каких специфических фреймворков и подходов ему нужны, какой должен быть опыт у кандидата и другие важные аспекты. Возьмем простой пример вакансии, где нет упоминания популярных в мире java фреймворков, таких как Spring и Hibernate. Если их нет в описании, то и спрашивать их на интервью не стоит. Наоборот правило тоже работает: если есть в требованиях знание Kafka и TDD практик, то интервью должно строиться вокруг этих требований.
Интервью
Включите камеру и попросите соискателя сделать тоже самое.
Обратитесь по имени к кандидату и поблагодарите за то, что выделил время.
Представьтесь. Расскажите немного о себе. Например, меня зовут Даниленко Максим, я занимаю должность тимлида на проекте XYZ.
Расскажите о плане интервью и сколько оно займет времени. Например: интервью будет занимать 1 час, мы поговорим про алгоритмы, core java, spring и hibernate.
Если рекрутер или менеджер не рассказали о проекте, расскажите. Расскажите про те нюансы, которые будут интересны данного уровня кандидату. Не стоит джуну рассказывать про архитектуру. Расскажите, кого ищете и что ждете от кандидата на данной должности. Нужно помнить, что главным мотиватором для кандидата является сама работа, которой ему предстоит заниматься.
Попросите кандидата рассказать о своем опыте или задаче, которой он гордится. Исходя из его опыта или знаний можно уже составлять картину, насколько этот кандидат подходит под вакансию. Диалог на тему, которая человеку хорошо знакома, поможет ему расслабиться и настроиться на нужную волну. В это время, по желанию, вы можете делать записи о том, что хорошо бы у него еще спросить или уточнить.
Не обязательно: можно пройтись по CV и позадавать вопросы по CV. Поговорить про то, кем видит себя человек на проекте. Какая у него была роль на предыдущих проектах.
Заметка: этот пункт больше для менеджеров, чтобы оценить софт скилы кандидата.
Во время технического интервью записывайте ответы в фидбэк форму. Это поможет потом и в подготовке фидбэка кандидату, и в проведении внутренних ассесментов в будущем, так как интервью кандидатов считается 0 ассесментом. Если человек будет собеседоваться на несколько проектов, это поможет остальным интервьюерам.
Прощаемся. Еще раз благодарим за уделенное время и продуктивную дискуссию. Если кандидат показал себя хорошо в определенных темах, так ему об этом и скажите и похвалите. В мире IТ много хейта, нужно исправлять ситуацию. Результат интервью желательно кандидату сразу не объявлять. Возьмите немного времени, чтобы лучше взвесить все за и против.
После интервью
Заполняем фидбэк форму и пишем краткое резюме по этому человеку — плюсы и минусы. Может быть, какие-то свои замечания. Вносим свой вклад в то, чтобы вся информация по всем кандидатам была хорошо систематизирована.
Если кандидат не прошел (ну, обычно это происходит из-за незнания каких-то тем), напишите, где ему можно про это прочитать, чтобы в следующий раз он успешно прошел интервью. Например, кандидат не ответил на вопрос по executionServices. Так и напишите, что ответ можно найти в книге Concurrency in practice глава такая-то. Можете еще каких-то дополнительных статей кинуть. И не забудьте похвалить там, где человек хорошо отвечал. Нет большой трагедии в том, что человек не показал сегодня все свои знания или чего-то не знал. Нам нужно помочь ему закрыть пробелы в знаниях и я уверен, что в следующий раз кандидат обязательно пройдет. Главное дать материалы, по которым он сможет подготовиться.
Выводы
Надеюсь, эти правила станут отправной точкой к улучшению вашего процесса интервью. Для тех, кто только начал проводить собеседования, они будут хорошей базой. Знаю, что их тут не особо и много, а также что почти все они интуитивно понятны. Но если бы мы все так себя вели, в интернетах не было бы статей, описывающих ужасные интервью.
У Amazon, например, есть целые гайды в виде книг и буклетов по этой теме, и в них намного больше правил и требований. Хоть эта статья — и не исчерпывающая инструкция, но уже первый шаг в правильном направлении.
Мне бы хотелось узнать о правилах или хороших практиках, которые есть в других компаниях. Было бы прикольно увидеть их в комментах. Пишите)
Полезные ссылки
Как проводить и проходить собеседование в IT: краткий курс молодого бойца, link
Алгоритм проведения IT собеседования, link
Как взять интервью
Хорошее интервью кажется простым и читается легко. Но за этой «воздушностью» стоит сложный флоу, в котором каждая деталь играет большую роль. И без хорошей подготовки весь этот процесс может провалиться.
Трудностей подготовки много. Например, не всегда понятно, в какую форму упаковать интервью. И неясно, что спросить у того, кто уже дал десятки интервью, — или того, кто не дал ни одного.
Расскажем, как собирать информацию про героя, какими должны быть вопросы и что делать, если спикер молчит.
Зачем брать интервью
Интервью — пожалуй, самый популярный жанр и основа журналистской работы. Почти для любого материала нужно брать интервью: если оно не публикуется в форме разговора, то становится основой для профайла или гида, фактурой для репортажа или расследования. Поэтому умение брать интервью — чуть ли не главный хард-скил любого журналиста.
Текстовые интервью — самые распространенные (и в этом гайде акцент тоже на них). Но не всегда итоговый материал выходит в форме текста — может быть аудио- или видеоформат. Сам разговор при этом происходит почти одинаково — отличия в основном в постпродакшене. Если проводишь интервью на камеру или под аудиозапись, сверься с требованиями оператора и звукорежиссера: они подскажут, как лучше развернуться к камере и как вести себя во время разговора.
Траектория интервью
Разговор с героем обычно занимает 20–40–60 минут — конечно, все зависит от контекста и условий, но чаще всего так. Но чтобы этот диалог случился и был результативным, нужно правильно подготовиться. Иди по этим точкам:
Шаг 1. Определиться с целью
Важно понимать, что хочешь сказать в интервью. Конечно, аудитория приходит за разным: кто-то хочет узнать больше про своего кумира, кто-то — только познакомиться с этим человеком, кто-то глубоко разбирается в какой-то теме, а кто-то — хочет разрешить свои сомнения по поводу острого вопроса.
Запросы аудитории влияют на цели интервью. Чаще всего они бывают такими:
#1. Нарисовать портрет героя. Этот портрет может быть обобщенным, если спикер не очень известный и аудитория познакомится с ним впервые, или глубоким и конкретным, если он часто появляется в публичном поле и дает много интервью.
#2. Осветить экспертную тему. Если делать акцент на этом, то интервью стоит брать у специалиста — тема и опыт спикера будет важнее, чем его личность.
#3. Рассказать о проекте. В этом случае вы с человеком обсуждаете конкретный повод: книгу, фильм, благотворительный проект героя.
В зависимости от цели выбирается формат. Их не так много:
#1. Вопрос — ответ. Выбирай его, если вопросы конкретные и их нельзя безболезненно убрать из текста или если позиция журналиста в разговоре тоже важна. Например, вы с героем дискутируете и ты тоже высказываешь свою точку зрения.
#2. Коллективное интервью. То же, что вопрос — ответ, но спикеров несколько — и они отвечают на одни и те же вопросы. Выбирай его, если берешь интервью у нескольких людей одновременно и/или они в процессе обсуждают тему между собой.
#3. Монолог. Вопросы вырезаются, речь спикера сшивается в сплошной текст. Этот формат подходит для творческих биографий и экспертных текстов, если тема достаточно широкая и журналист задает общие вопросы.
#4. Профайл. Пишем о герое от третьего лица, перемежая с прямой речью. Здесь важен навык выстраивания сюжета, умение сделать из пространного рассказа последовательную и цепляющую историю.
Шаг 2. Узнать все про героя и тему
Информации много не бывает. Если речь об экспертной теме, конечно, лучше, когда журналист в ней тоже разбирается. Обычно в редакциях есть негласная специализация: например, один пишет про графический дизайн и иллюстрацию, другой — про рекламу, третий — про технологии.
Но есть темы или акценты, в которые журналист (пока еще) не погружался. Если направление для тебя новое, нужно:
#1. Разобраться в теме в целом. Понять основные термины, выделить ведущих экспертов и важные процессы.
#2. Прошерстить повестку. Узнать, что происходило в этой сфере за последнее время. Если речь пойдет о конкретной новости, изучи ее историю, разные позиции и теории.
#3. Понять, что об этом пишется и писалось. Разобраться, какие стороны темы освещались, какие — оставались в тени. Это нужно, чтобы не повторяться и сделать разговор уникальным.
Если рассказываешь про личность, готовиться нужно по тому же принципу. Прочитай и посмотри как можно больше интервью своего героя, пролистай соцсети и не останавливайся на первой страничке гугл-поиска: информация многолетней давности может показать человека с другой стороны.
На что обратить внимание, собирая информацию:
#1. Биография — лучше записать ее тезисно, особенно если герой тебе плохо знаком.
#2. Частые темы — то, о чем с героем говорят чаще всего. Поищи, что ты можешь вытащить, чего еще не спрашивали, есть ли нераскрытые темы (что-то интересное, что упоминалось вскользь).
#3. Как герой общается — это поможет выстроить стратегию коммуникации: выбрать более официальный или неформальный стиль, избежать вопросов, которые могут все испортить, — или, наоборот, пойти на осознанную провокацию.
Иногда герой — непубличный, и в свободном доступе никакой информации о нем нет. А тебе он будет рассказывать частную историю, о которой еще никто толком не знает. В таком случае хорошо пропиши сеттинг: что из жизни героя тебе особенно важно, каким может быть сюжет и к чему нужно привести читателя. И еще можно задать спикеру пару вопросов до интервью, чтобы понять, с кем будешь общаться.
Шаг 3. Составить список вопросов
Вопросы зависят от цели интервью — важно выстроить их так, чтобы они действительно раскрывали тему и вели туда, куда нужно. Организуй их в логическую последовательность — чтобы разговор плавно перетекал из одного вопроса в другой. Следовать этому порядку в процессе разговора не обязательно, но шпаргалка лишней не будет.
Если планируешь форму «вопрос — ответ», пропиши вопросы более четко и последовательно — так будет меньше проблем при редактуре. Формулируй открытые вопросы — с «как?», «кто?», «когда?», «зачем?», чтобы разговор не затухал, а разгорался. А если задаешь закрытые (с ответом «да» или «нет»), сразу добавляй «почему?».
Если вопросы по теме закончились, спроси еще:
#1. Об инфоповоде — с этого удобно начинать разговор
#2. О том, что волнует аудиторию, — подумай, что могут обсуждать читатели в комментариях к этому интервью, и спроси героя об этом
#3. О том, о чем еще не спрашивали, — чтобы раскрыть героя с новой стороны (но в рамках логики и этики)
#4. О том, что интересует лично тебя, — возможно, у тебя есть свое мнение по теме, которое можно упаковать в вопрос
Не все это обязательно должно быть в списке: главное — ориентируйся на цель интервью. Отправь спикеру вопросы, если вы договорились согласовать их до разговора.
Шаг 4. Провести разговор
Итак, ты все знаешь про своего героя: как человек разговаривает, какой у него бэкграунд, о чем его спрашивать. Теперь осталось поговорить — и забрать материал в работу.
Есть момент, который может свести все на нет: если разговор не запишется, материал будет под угрозой — придется много объяснять, извиняться, передоговариваться, (возможно) писать по памяти или отказываться от материала. Поэтому проверь уровень заряда на телефоне или диктофоне, расположи его поближе к герою — и предупреди, что будешь записывать.
Если спикер редко дает интервью и боится записи, объясни: «Это нужно, чтобы точно передать речь. Запись не попадет в публичное пространство». После публикации не удаляй запись: если будут претензии, что слова переданы неточно, сможешь проверить и доказать, что цитата правильная.
Если берешь интервью удаленно, уговори спикера на видеосвязь, звонок или голосовое сообщение. Уворачивайся от формата письменного интервью — чаще всего оно ощущается пластиково. Письменные ответы работают только для коротких комментариев и ответов официальных ведомств.
Хорошо проведенный разговор — 80% качественного текста. Важны внимательность, заинтересованность и умение завоевать доверие героя. Поэтому:
#1. Дай герою расслабиться — начни со small talk, прежде чем задавать вопросы из списка.
#2. Начинай с общих вопросов и только потом переходи к уточнению деталей.
#3. Уточняй цифры, имена и названия организаций сразу — потом это будет сделать сложнее, а иногда и совсем невозможно.
#4. Цепляйся за слова и переадресуй герою его же фразы. Перефразируй, если хорошая мысль сформулирована нечетко: «Я правильно понимаю, что…?»
#5. Следи за временем, особенно когда оно ограничено. Когда нет — тоже следи: герой может устать, если разговор расплывается.
#6. Будь вежлив и соблюдай личные границы героя — так тебе расскажут больше.
#7. Уточни, что должно остаться off record. Это не просто вежливость: герой имеет право оставить вне огласки часть своих слов. Только об этом он должен предупредить. Если забудет, а ты опубликуешь все — проблемы могут быть и у тебя, и у медиа.
#8. Закончи на позитивной ноте — возможно, это не первый материал, который вы сделаете вместе, и хорошие отношения пригодятся.
На самом деле интервью — вещь непредсказуемая, что угодно может пойти не так. Будь готов к тому, что некоторые вопросы могут быть неактуальными для героя или для хода реального разговора — так что не бойся импровизировать.
После интервью
Когда разговор окончен, начинается работа над итоговым материалом. Если это текст, она строится так:
#1. Расшифровка — закладывай четыре часа на один час интервью.
#2. Сборка текста — выбирай главное и почисти то, что отвлекает и не относится к теме, подбери ссылки-пруфы, перечитай текст и напиши заголовок (или выбери лучшие короткие цитаты из текста).
#3. Редактура — отдай текст редактору и внеси правки после редакторской вычитки.
#4. Утверждение — покажи текст спикеру, если договорились согласовать его до публикации, чтобы утвердить фактаж.
Когда материал выходит в аудио- или видеоформате, работа может строиться иначе: например, если нужны субтитры, расшифровка делается — но после монтажа. Как правило, журналист не монтирует интервью сам и меньше участвует в продакшене (хотя зависит от состава команды).
Но это уже другая история. И она точно пойдет легко и быстро, если разговор был удачным.
Информация
Как брать интервью
Интервью — разговор с потенциально интересным аудитории собеседником. В нем интервьюер задает вопросы, а интервьюируемый на них отвечает. Условно можно выделить два подформата: интервью-рассказ и интервью-дискуссия.
В первом главное, чтобы человек рассказал новое и неизвестное. Такое интервью не обязательно делать в формате вопросов и ответов. Их хорошо читают и в виде монологов.
Было
— На каком факультете ты учился?
— На факультете компьютерных наук.
— Тебе там нравилось?
— Преподаватели хорошие, но программа устаревшая, приходилось много искать самому.
Стало
— Я учился на факультете компьютерных наук. Мне нравились преподаватели, но программа была устаревшая, и приходилось много искать самому. Поэтому в 2007 году я бросил университет.
Во втором формате главное взглянуть на известное под новым углом, подвергнуть сомнению и проверить на прочность. Здесь подходит только формат вопросов и ответов.
— Говорят, вы пишете не тот код, которым можно гордиться.
— Но мы пишем и гордимся, и вообще всех вертели.
Подготовка
К обоим вариантам надо по-своему готовиться.
В первом — составить примерный стержень истории из того, что удалось узнать о собеседнике, и представить, как бы в идеале хотелось, чтобы спикер о себе рассказал. По этому стержню легче придумать вопросы.
Во втором — изучить надо тоже все, но искать не новую историю, а слабые места в известном. Здесь нужны не только вопросы, которые двигают историю и закрывают белые пятна, но и провокационные тезисы со знаком вопроса.
— Тесла — говно, а Маск нас обманывает. Что думаешь про это?
— Я не думаю, я бью в репу.
Есть мощный тип вопросов, с которым лучше быть осторожнее — мысленные эксперименты. Это позволит спикеру пофантазировать, порефлексировать и раскрыться. Но не все это любят — и отвечать, и читать.
— А что если бы мир сложился так, что социальные сервисы и приложения для фоточек не приносили денег — чем бы вы занимались?
— Тем, что их приносит.
Разговор
Разговор лучше записывать на два девайса, чтобы всегда был бэкап.
Идеальный темп: один повествовательный, два уточняющих вопроса.
— Расскажи про идею квантового коагулятора блошиного вымени. (двигаешь спикера дальше по истории)
— А как он вообще устроен? (останавливаешь и просишь разжевать)
— Почему именно блохи, а не тюлени? (и еще немного, но не увлекаясь)
Если вопросы в ходе разговора стали неактуальными — выкидывайте на ходу. Если появились новые — лучше быстро их записать, пока слушаете ответ, и задать потом, чтобы не перебивать. Или когда будет более подходящий момент. Если в разговоре появилась симпатия к спикеру и вдруг расхотелось спрашивать неудобное — надо дать себе по щеке и все равно спросить.
Редактирование
Расшифрованный разговор надо разобрать на куски и собрать заново. В тексте должна быть линейная последовательность, собранность всех мыслей по своим местам и никаких повторов. Каждая тема вытекает из предыдущей.
Было
5 минут про продукт;
1 минута про то, какие чудесные люди его сделали;
6 минут про студенческие годы;
3 минуты советов по найму программистов;
2 минуты про классную фичу в продукте;
история как появился продукт, 3 минуты;
еще минута про чудесных людей, которые его сделали;
история из студенчества, 1 минута;
еще 10 минут про продукт;
вспомнил еще один совет по найму программистов, 30 секунд.
Стало
яркая история из студенчества и про студенческие годы в целом, 7 минут;
история о том, как появился продукт, 3 минуты;
17 минут про продукт и его классную фичу;
2 минуты про то, какие чудесные люди его сделали;
3,5 минуты советов по найму программистов.
Начало должно быть как можно ближе к сути разговора. Никаких приветствий, знакомств, вводных вопросов и экспозиций. Все, что читателю надо знать перед интервью, лучше вынести в лид. Начинать интервью, как будто читатель подключился к разговору на пару минут позже начала — это нормально, модно и молодежно. Как у Джека Лондона.
Было
— Привет, спасибо, что согласился поговорить.
— Да ладно, не вопрос.
— Для начала расскажи читателям Хабра, кто ты такой.
— И как ты стал Бэтменом?
Стало
Мы поговорили с Бэтменом, он крутой.
Если при сборке и разборке текста фрагмент не влез в архитектуру и мешает повествованию, сделайте рерайт слов спикера и вынесите рассказ об этом во врезку с помощью
Концовка, как и начало, должна быть без разговорного мусора, вроде прощаний и благодарностей за беседу.
Когда архитектура готова, можно переходить к косметике.
Вопросы автора должны быть короткие, не больше одной строки. Надо убрать из них абсолютно все разговорное.
Было
— Вот если взять к примеру вашу компанию: ты говоришь, что вы выросли в триста тысяч раз и написали миллиард тысяч строк кода за полгода. Но как ты оценишь ваше состояние, когда это происходило? Как вы справились? Как росли и не лопались? Как это вообще? Расскажи, а? Как вы справились с ростом?
Стало
— Как вы справились с ростом в триста тысяч раз и не лопнули?
Двойные вопросы тоже лучше разбивать.
Было
— Как все началось? И как все закончилось?
Стало
С разговорными оборотами в словах спикера так жестоко воевать не надо, ему можно. Но можно удалять лишние части речи, исправлять инверсии и пересобирать хронологию повествования.
Было
— Ну если говорить про курьезные истории, то была со мной одна, когда меня уволили за модуль, который пол-Москвы обесточил. Я до этого жил не тужил, а теперь вот бомжую. Работал я в сервисе который следит за всеми. Разбирался как мог. Писал модуль, и как бы помощи или там советов не у кого было просить. А я тогда совсем джуном был. Модуль тот запустился и утечку памяти никто не нашел. Ну энергию стало жрать нещадно. Потому что модуль вообще все камеры контролировал. И от перенапряжения рубануло. Вот так.
Стало
— Со мной произошла одна курьезная история. Я был джуниором в сервисе, который за всеми следит. Жил не тужил, но однажды мне поручили написать модуль, который используется в работе всех камер слежения. Просить помощи или советов было не у кого, поэтому я разбирался сам.
Когда модуль запустился, в нем возникла утечка памяти, камеры стали нещадно жечь энергию. Это вызвало перенапряжение, которое вырубило электричество в половине Москвы.
После этого меня уволили, и с тех пор я бомжую.
Оформление
Каждая реплика начинается с тире, а вопросы выделяются жирным шрифтом.
Если в интервью несколько собеседников, обозначаем имена так:
— Билл Гейтс (@username1): Нас тут много собралось, будем отвечать по очереди.
— Тим Кук (@username2): Хе-хе.
Согласование
Гражданский кодекс РФ говорит нам, что интервьюируемый считается соавтором материала, выходящего в формате «вопрос–ответ», и его согласие на публикацию обязательно.
Кроме того — это просто здравый смысл, хороший тон и общепринятая практика. Раз мы так вольно обращаемся с речью спикеров, то лучше показать им текст перед публикацией. Но просьбы переписать, изменить смысл, сгладить формулировки и все в этом духе отвергаем до последнего. Без вопросов исправляем только фактические искажения.
Часто согласованием занимается не сам собеседник, а его PR-служба. Вот как можно убедить пиарщика, если он пытается добавить в текст то, чего не было, или наоборот — что-то выкинуть:
объяснить, что PR-служба не имеет права писать свой текст вместо того, который был записан — это нарушение вашего авторского права и их босса;
в борьбе за факты использовать простой аргумент — вот это человек говорил, а вот этого не говорил;
объяснить, что нельзя выбрасывать вопросы — это объект редакционного авторского права.
Согласовывайте только само интервью, без лида и заголовка.