С чего начинать читать стругацких

1959 год — Страна багровых туч
1960 год — Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
1960 год — Путь на Амальтею
1962 год — Полдень, XXII век
1962 год — Стажёры
1962 год — Попытка к бегству
1963 год — Далёкая Радуга
1964 год — Трудно быть богом
1965 год — Понедельник начинается в субботу
1965 год — Хищные вещи века
1990 год — Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 году)
1966—1968 годы — Улитка на склоне (написана в 1965 году; первая полная публикация в СССР — 1988 год)
1972 год — Гадкие лебеди (написаны в 1967 году; первая публикация в СССР — 1987 год)
1968 год — Второе нашествие марсиан
1968 год — Сказка о Тройке
1969 год — Обитаемый остров
1970 год — Отель «У Погибшего Альпиниста»
1971 год — Малыш
1972 год — Пикник на обочине
1988—1989 годы — Град обреченный (написан в 1972 году)
1974 год — Парень из преисподней
1976—1977 годы — За миллиард лет до конца света
1980 год — Повесть о дружбе и недружбе
1979—1980 годы — Жук в муравейнике
1986 год — Хромая судьба (написана в 1982 году)
1985—1986 годы — Волны гасят ветер
1988 год — Отягощённые злом, или Сорок лет спустя
1990 год — Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах (пьеса)

1960 год — Шесть спичек
«Извне» (1960)
«Глубокий поиск» (1960)
«Забытый эксперимент» (1959)
«Шесть спичек» (1958)
«Испытание СКИБР» (1959)
«Частные предположения» (1959)
«Поражение» (1959)

1960 год — «Путь на Амальтею»
«Путь на Амальтею» (1960)
«Почти такие же» (1960)
«Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе» )
«Чрезвычайное происшествие» (1960)

Источник

В каком порядке стоит читать книги Стругацких?

Аркадий и Борис Стругацкие — из тех писателей, которым удалось создать целый мир. Уже не первое поколение поклонников братьев-фантастов обсуждает нюансы поведения главных и второстепенных героев, выстраивает в воображении подробности дальнейшего развития сюжетов. И, разумеется, выстраивает хронологию вымышленного мира Полдня, альтернативного будущего, в котором и происходит действие большинства повестей Стругацких.

Большинства, но не всех. К примеру, действие «Пикника на обочине», литературной первоосновы знаменитого «Сталкера», происходит в Америке 1960-1970-х годов, где однажды приземлились инопланетяне.

Итак, в каком порядке происходит действие книг, описывающих далеко не безоблачный мир «Полдня»?

Открывает цикл ранняя повесть о героических покорителях Венеры — «Страна багровых туч». Это точь-в-точь роман о геологах вроде «Территории», только с действием, перенесенным в «альтернативный» 1991 год, где СССР сделался уже Союзом Коммунистических Республик. Опасности, грозящие отважным первопроходцам на адской планете, гибель друзей, героический и почти безнадежный путь уцелевших к земной базе — все «по-взрослому», пусть книга и вышла впервые в издательстве «Детская литература».

Далее следует небольшая повесть «Путь на Амальтею» о рядовом космическом рейсе, в котором участвуют Алексей Быков и его друзья.

Третье место занимает повесть «Стажеры», где гибнут двое из полюбившихся читателю главных героев, а третий из космонавтов меняет профессию, осознав, что главное для человечества совершается не в безднах Космоса, а на Земле. И в следующей книге «Хищные вещи века» мы видим Ивана Жилина в мире пресытившихся, совершающих дикие самоубийственные поступки людей. Правда, это происходит в одной из последних капиталистических стран.

Дальше следует повесть, или, скорее, цикл новелл «Полдень, 22 век», давшая название главному из «миров Стругацких». В целом этот мир кажется действительно безоблачным, но в нем есть люди, теряющие и вновь находящие смысл жизни, и душевные терзания, и не дающие покоя человечества научные загадки, решение которых может оказаться роковым для почти совершенного мира.

В повести «Попытка к бегству» мы видим, как беззаботные юные жители этого мира встречаются с «беглецом» из прошлого — командиром Красной Армии и узнаем, что из этого вышло. Одна из первых советских историй о «попаданцах» и классический пример того, что происходит, когда люди забывают недалекое прошлое.

В повести «Далекая Радуга» мы видим людей будущего и их поведение перед лицом катастрофы, вызванной научным любопытством.

В «Малыше» наши потомки встречаются с осиротевшим ребенком, которого воспитали инопланетяне. Смогут ли столь различные создания понять друг друга?

Далее следует знаменитая и дважды экранизированная повесть «Трудно быть богом» об уязвимости людей будущего в мире всеобщего невежества и страха. Как и другие книги Стругацких, эта повесть разошлась на многочисленные цитаты.

В «Обитаемом острове» мы знакомимся с нашим потомком, попавшим в мир массового и крайне успешного «промывания мозгов», которому не подвержены лишь верховные правители. Сумеет ли он открыть этим людям правду, не ввергнув их без того полуголодный и раздираемый враждой мир в совершенный хаос?

В книге «Жук в муравейнике» повзрослевший Максим вынужден выбирать между жизнью одного запутавшегося человека и неведомой опасностью, угрожающей всему миру.

Примерно в это же время происходит действие небольшой повести «Парень из преисподней» о юном солдате с далекой планеты, открывающем для себя, что его прежняя жизнь была настоящим адом. Но он покинет Землю и вернется домой, чтобы помогать своим «сопланетникам» в их измученном войной мире.

И завершает цикл повесть «Волны гасят ветер» об очередном этапе эволюции, который ждет наиболее «продвинутых» людей, и о том, чем это грозит как страдающим от одиночества «сверхлюдям», так и всему человечеству.

Вот в таком порядке лучше всего читать книги Стругацких, чтобы понять историю «Полдня» и разобраться в эволюции идей авторов, веривших в счастливое разумное будущее человечества и утративших эту веру.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.4 / 5. Количество оценок: 10

Источник

Как читать Стругацких в XXI веке. Инструкция

Книги братьев Стругацких как совы Дэвида Линча, совсем не то, чем кажутся. Вроде бы и страны, в которой они писали, больше нет, коммунизм помер, а кругом – нанотехнологии и космические туристы. Все это так. Вот только в прошлом веке мы так и не прочли Стругацких, а все больше любовались отражением в зеркале их книг. Чтобы прочесть их романы в XXI веке требуется выполнить несколько простых действий. Мы составили короткую и понятную инструкцию для тех, кто намерен читать Стругацких сегодня.

1. Вытащить из головы шар

С чего начинать читать стругацких

В 1967 году в журнале «Советский экран» Аркадий и Борис Стругацкие опубликовали статью «Почему нет кинофантастики». Начало этой статьи сегодня может исторгнуть слезы из самого угрюмого циника: «Все, что вышло на экраны за последнее десятилетие, можно пересчитать по пальцам, может быть, хватит даже одной руки. «Тайна двух океанов» (1956), «Планета бурь» (1961), «Человек-амфибия» (1961), «Гиперболоид инженера Гарина» (1964)… Мало. Прискорбно мало. Однако беда не только в том, что мало… В кино… фантастика не сделала почти ничего. Не припомним ни одного яркого человеческого характера. Ни одной сколько-нибудь важной проблемы. Отснятые фантастические фильмы прошли по экранам, благополучно принесли доход и умерли для искусства…»
Со временем эти «умершие для искусства» фильмы стали классикой отечественного кино – а говоря о «Планете бурь» Клушанцева, которого Лукас и Ридли Скотт называли в числе своих учителей, и мирового. Последующие годы добавили к перечисленному не так уж много – Тарковского, главным образом.
Фантасты тогда не смогли оценить достижения десятилетия, которое сегодня можно назвать золотым для отечественного фантастического кино, потому что язык «массового кинематографа» казался им поверхностным и недолговечным. Теперь наш черед забыть слова «замечательные советские писатели» «коммунистическая романтика» и «классики фантастики», которые прилипли к книгам Стругацких. Следует помнить, что фантастика – это чудесная птица, вроде павлина – странная, яркая, невозможная, только, в отличии от павлина, она летает. Где хочет.

2. Перестать перестукиваться

С чего начинать читать стругацких

В 1957 вышел веховый для советской фантастики роман «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, через десять лет – его экранизация, а через год советские танки прихлопнули Пражскую весну, а вместе с ней и экранизацию «Трудно быть богом», которую собирался ставить Алексей Герман. Шутки закончились. Можно только гадать, какой стала бы российская кинофантастика, не попади страна в очередной – тихий, на этот раз – виток мясорубки. Для самих же Стругацких конец оттепели означал не только трудности с изданием книг. С этого момента их романы окончательно стали частью культурного кода, при помощи которого перестукивалась многолюдная условная общность под названием «советская интеллигенция». Цитатами из «Понедельника…» перебрасывались, как горячими картофелинами, пылко разгадывали ребусы «Улитки на склоне», но пуще всего – смотрели в эти книги как в темное зеркало, отражающее советскую действительность под удивительным, немыслимым углом. Арканар и Сарракш светились мрачными отблесками нездоровых столичных окраин, Мавзолей на Красной площади торчал как башня-излучатель. И, головокружительным парадоксом, сквозь все это прорастала мечта о Мире Полдня – самое, быть может, светлое переживание детства для миллионов их читателей. Позже эти читатели совершили революцию в СССР, излучатели поломали и у всех заболели головы, прямо как в «Обитаемом острове», написанном в 1969 году.
Революция эта имела один побочный эффект – отменила обязательное «правильное» прочтение Стругацких в рамках секретного кода «такие нежные мы против злобы и пошлости мира». Можно поставить их на одну полку с социальной фантастикой Балларда, а можно – рядом с Булгаковым и Гоголем. Наслаждайтесь – решать теперь вам.

3. Поставить Google в закладки

С чего начинать читать стругацких

Проблема с чтением Стругацких в том, что они почти всегда образованней своего читателя. Раскапывая происхождение цитат и имен в их романах, не один школьник положил начало своему гуманитарному образованию – упоминание Голконды или жестокого японского сегуна могло соседствовать с цитатой из Ницше, Марка Аврелия, малоизвестного арабского поэта или Киплинга. Сегодня эта проблема стоит не менее остро – книг в РФ издается много, все то, что было малодоступно в СССР лежит в магазинах за сходную цену, а кое-что, наоборот – пропало. Например, всяческие академические издания, услада и отрада интеллектуального пижона. Так что если источник цитаты, скажем, «Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать, мгновения бегут неудержимо…» можно было, при желании, найти, даже если вы не любите поэзию, то чтобы отыскать исходники «И бес, посрамлен бе, плакаси горько» или «…ближе нас есть у тебя семья – извечно несытый; пятнистый короткошерстый; и гривастая вонючая…» придется постараться. В помощь вам Google и труды исследователей творчества Стругацких из группы «Людены».

4. Купить «Историю западной философии» Рассела

С чего начинать читать стругацких

Читать Стругацких легко и приятно – и так же легко и приятно было пропускать все, что лежало за пределами «правильного» прочтения – то есть, самого поверхностного и наивного. В раннем прогрессорском цикле было проще видеть антиутопию нежели размышление о свободе воли или влиянии наблюдателя на наблюдаемое. В «Улитке на склоне» – пародию на тоталитарно-бюрократический абсурд, а не исследование фронтира между непознанным и непознаваемым. Границы человеческого в «Волнах гасят ветер» и «Жуке в муравейнике», генеалогия морали в «Граде обреченном», совершенно чуждый местному пониманию человеколюбия гуманизм «Пикника на обочине», совсем уже экзотические гностические рефлексии в «Отягощенных злом» – до известной степени ХХ век читал Стругацких с широко закрытыми глазами. Время слишком назойливо подсовывало одни грани, прятало другие и смеялось в лицо. Станислав Лем, бывший человеком резким и несговорчивым, в свое время проклял экранизацию «Соляриса» (1972), невзирая на славу Тарковского и международное признание фильма. Потому что для него главным в книге было не лобовое столкновение человека с памятью, а человек перед лицом неведомого. Все оказалось к лучшему – у нас теперь есть два «Соляриса» – Лема и Тарковского (про Содерберга – молчок). С кругом идей Стругацких придется разбираться заново и самим.

5. Сходить на рейв

6. Купить «Капитал» Карла Маркса

С чего начинать читать стругацких

Читать купленный «Капитал» не обязательно, но пусть лежит. В 1991 году, через двадцать четыре года после статьи в «Советском экране», за считанные месяцы до смерти Аркадия Натановича, Стругацкие высказались в «Независимой газете», в статье «Куда ж нам плыть». Вопрос был поставлен ясно: «…Почему все-таки »свобода и демократия рано или поздно превращаются в колбасу«, а тоталитаризм – в нищету и материальное убожество?». Подзаголовок статьи был «Вопросы без ответов».
В следующем году Френсис Фукуяма опубликовал свою знаменитую книгу «Конец истории», в которой попытался дать ответы – демократия теперь будет всегда, в колбасе нет ничего плохого, тем более, что ее теперь хватит на всех. Время показало, что все сложнее. После того, как конец истории оказался отложен, радость всего прогрессивного человечества от падения империи зла СССР поутихла, а мировой кризис поднял на поверхность всякие забытые, вроде, идеи, оказалось, что пора снова перечитывать тот же «Град обреченный». Что коммунизм Стругацких – это не политическая система, а мечта о мире, более совершенном, чем наш. Что XXI век, уже родившийся усталым и разочарованым, снова готов мечтать о таком мире – потому что мечта эта будет всегда.

В тексте использованы иллюстрации художника Севера Феликсовича Гансовского, сделанные для публикации «Улитки на склоне» в журнале «Байкал». Другие иллюстрации – на официальном сайте Аркадия и Бориса Стругацких.

Источник

Что читать. «Далекая радуга» братьев Стругацких: «Как остаться человеком в любых обстоятельствах?»

С чего начинать читать стругацких

С чего начинать читать стругацких

Одни из самых известных и, в тоже время, недооцененных наших писателей это братья Стругацкие.

Для одних это «фантасты» типа Лукьяненко-Перумова и тд вниз по лестнице до аффторов треш-литературы про «пападанцев.

Для других это детские писатели.

Самые близкие аналоги Стругацким это Умберто Эко и Вольтер.

Несколько книг оказали на меня очень глубокое влияние.

И есть одна книга, которая меня особенно потрясла и которую очень советую прочитать:

«Радуга», при этом, совершенно не депрессивная книга, там нет самой смерти, нет болезней, нет убийств.

И сумели дать убедительный ответ на «вопрос вопросов»!

Я регулярно возвращаюсь именно к этой книге Стругацких, каждый раз примеряя на себя эту ситуацию.

Как я бы повел в ней? Зная, что через несколько часов мы все умрем и будучи окруженным другими людьми. Как себя бы повели люди?

И каждый раз я восхищаюсь общим повествованием и настроением «Далекой радуги».

Сохранять ясность ума в самых сложных жизненных обстоятельствах это бесценное умение для всех.

Любой человек, а регулярно и целые общества, регулярно проходят через очень трудные периоды и «Далекая радуга» это практически психологический учебник: «Как остаться человеком в любых обстоятельствах?»

Читайте Стругацких, они не менее ценная часть нашей культуры, чем Толстой, Чехов, Достоевский, Булгаков, Пастернак, Аксенов, Войнович.

p.s здорово, что теперь в Питере есть площадь братьев Стругацких!

Источник

Миры братьев Стругацких для начинающих читателей

Мобильное приложение «НЭБ Свет» — это коллекция книг в открытом доступе, включающая более полутора тысяч произведений, среди которых мировые шедевры, современная литература и лучшие научно-популярные книги. Помимо книг, в приложении есть материалы, помогающие школьникам и всем, кто хочет знать больше, понять книги и их место в культурном процессе. Главный редактор «НЭБ Свет» Анна Делианиди рассказывает, как начать знакомство с фантастическими мирами Аркадия и Бориса Стругацких, читая книги из коллекции приложения.

С чего начинать читать стругацких Аркадий и Борис Стругацкие

Вы действительно заинтересовались хорошей фантастикой. Уже прочитан весь Кир Булычев, а в «списке на будущее» есть отдельный раздел для новых фантастических книг? Давайте проверим, что можно добавить в этот раздел из книг братьев Стругацких. Потому что без романов Аркадия и Бориса Стругацких считать себя знатоком и ценителем фантастики попросту нереально.

Итак, начинаем мы с разминки:

«Трудно быть богом»

Кира Булычева прочли? Утвердительный ответ и улыбка на лице выводит вас на новый уровень: перед вами братья Стругацкие и их гениальный роман «Трудно быть богом». С него хорошо начинать знакомство с авторами. Другая планета, гуманоидная раса с развитием на уровне нашего позднего средневековья. Исследовательский институт с русскоговорящими сотрудниками, который посылает своих агентов под прикрытием для наблюдения за происходящим. «Не навреди, не вмешивайся, не убивай, собирай данные и передавай в центр» — вот примерный список заповедей для наших в городе. Но про «не влюбляйся» написано не было, поэтому группа «ЧайФ» с их треком «Все девушки Бонда должны умереть» представляет из себя идеальный спойлер происходящего дальше. В целом, сквозной сюжет про сильного мужчину, которого заставляют принять некие условия путем похищения любимой женщины, будет преследовать вас повсюду: и в литературе и в кинематографе, так что вчитывайтесь, переживайте, запоминайте и оставляйте эту историю в сердце, она того стоит.

С чего начинать читать стругацких Обложка издания «Трудно быть богом» (1980 год, художник А. Дадашев) и обложка епаба «Трудно быть богом» в приложении «НЭБ Свет» (дизайнер Варя Ющенко)

Переходим к ускорению, выходим в стратосферу, где присутствует веселящий газ:

«Понедельник начинается в субботу»

Юмор в фантастике — тема отдельная и совсем не такая легкая, как может показаться на первый взгляд. «Понедельник начинается в субботу» — образец иронии в фантастических допущениях. Множество цитат из книги прижились в реальности. Чего стоит только название института НИИЧАВО ( институт Чародейства и Волшебства). Дальше — больше: смотрительница музея Наина Киевна Горыныч, лентяй и халтурщик Мерлин… Но, поверьте, больше всего удивляешься идее инверсивности, которую Кристофер Нолан только что убедительно показал в фильме «Довод», а Стругацкие, назвав явление контрамоцией, описали на примере попугайчика, уже 60 лет назад. И это только начало. Потому что фантасты часто предсказывают будущее. Так что этот текст, появившийся в нашем мире в 60-е годы века двадцатого, совершенно не потерял актуальности и сегодня.

С чего начинать читать стругацких Обложка первого издания «Понедельник начинается в субботу» (1965 год, художник Е. Мигунов) и обложка епаба «Понедельник начинается в субботу» в приложении «НЭБ Свет»

Читайте и получайте удовольствие, тем более, что ответ на главный вопрос человечества о смысле жизни тоже кроется в этом романе: именно поэтому для всех увлечённых сотрудников НИИЧАВО «понедельник начинается в субботу».

Ну и, наконец, выполняем важное космическое задание по углублению смыслов:

«Улитка на склоне»

Только не подумайте, что текст будет про улиток, пусть даже гигантских и разумных. Перед вами роман одной из самых удивительных команд авторов, пишущих в жанре фантастики: братья Стругацкие давно занимают почетное место на золотых книжных полках фанатов альтернативных миров, антиутопий и тонкого сарказма.

С чего начинать читать стругацких Обложка одного из первых изданий «Улитки на склоне» (1990 год, художник А. Чаплыгин) и обложка епаба «Улитки на склоне» в приложении «НЭБ Свет» (дизайнер Нина Голуева)

Анна Делианиди, главный редактор «НЭБ Свет»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *