С чего начинать читать фрая
В каком порядке читать Макса Фрая
За чтение приключений сэра Макса берутся те, кто не боится пуститься в необычный книжный трип. Произведения этого популярного фэнтези цикла полны парадоксов, отсылок друг на друга и переплетающихся между собой историй. Если решились, приступим.
Главный герой событий — сам Макс Фрай, с виду ничем не примечательный молодой человек. Он получает предложение от незнакомца поступить к нему на службу. Всё вроде бы просто, да вот только их диалог происходит во сне сэра Макса. Плюс к этому надо переехать в другой мир. Герой не может отказаться от столь заманчивого предложения и своим согласием подписывается на удивительные приключения во времени и пространстве. Не будем томить и сейчас расскажем, в каком порядке читать книги Макса Фрая.
«Лабиринты Ехо» — первая книжная серия о сэре Максе. В ней 8 книг, в которые включено несколько повестей.
Макс Фрай — литературный псевдоним художника Игоря Стёпина и писательницы Светланы Мартынчик. Идея мира Ехо, его законов и многих персонажей принадлежала Стёпину, что не раз подчёркивала в интервью Мартынчик. Светлана теперь работает над серией в одиночку, так как ее соавтор умер 2018 году.
Во втором цикле саги, «Хроники Ехо», мы застаём героя с чашечкой дымящегося напитка в кофейне. В романах серии он ведёт неспешные разговоры с разными знакомцами.
«Макс Фрай» переводится с немецкого языка как «максимально свободно». Есть ещё второй вариант — «без Макса». Выбор такого псевдонима сбивает с толку читателей, мол пишет книги иностранец. Но на самом деле Мартынчик и Стёпин никогда не обманывали публику: их имена указаны в авторских правах.
Видимо, у Макса Фрая какие-то личные счёты с цифрой 8. В «Сновидения Ехо» вновь входят восемь произведений. В них герой-рассказчик оказывается в Ехо после того, как надолго его покинул.
«Мастер ветров и закатов»
«Слишком много кошмаров»
Теперь понятно, как читать книги Макса Фрая, однако во всех хитросплетениях саги придётся разбираться самим. Однако авторский слог достаточно лёгкий, и каждая глава так и манит узнать, что будет дальше.
Какую книжную серию вы бы хотели увидеть в следующий раз в рубрике «Порядок чтения»? Пишите свои пожелания в комментариях.
Хочу начать читать макса Фрая и запуталась какая книга за какой идёт. Посоветуйте с чего вообще начать и какой стиль?
Книги (Лабиринты Ехо) «Лабиринт» («Чужак» ) · «Волонтёры Вечности» · «Простые волшебные вещи» · «Тёмная сторона» · «Вершитель» ·«Наваждения» · «Власть несбывшегося» · «Болтливый мертвец» · «Лабиринт Мёнина»
Книги (Хроники Ехо) «Чуб земли» · «Властелин Морморы» · «Неуловимый Хабба Хэн» · «Ворона на мосту» · «Горе господина Гро»
Книги вне серий «Мой рагнарёк» · «Энциклопедия мифов» · «Жалобная книга» · «Гнёзда химер» · «Сказки и истории» · «Книга для таких, как я» · «Книга врак» · «Книга вымышленных миров» · «Идеальный роман» · «Ключ из желтого металла»
Сборники (Составитель Макс Фрай) Секреты и сокровища · ТриП · Русские инородные сказки · Пять имен · Беглецы и чародеи · Книга страха · 78 · Уксус и крокодилы · Книга одиночеств · Книга непристойностей · Прозак · Книга извращений · Кофейная книга · Чайная книга
Малое Тайное Сыскное ВойскоСэр Макс · Джуффин Халли · Меламори Блимм · Шурф Лонли-Локли · Мелифаро · Кофа Йох · Луукфи Пэнц · Нумминорих Кута
ПерсонажиМаба Калох · Махи Аинти · Андэ Пу · Лойсо Пондохва · Бубута Бох · Кекки Туотли · Сотофа Ханемер · Теххи Шекк · Франк · Триша
МестаМир Стержня · Ехо · Холоми · Кеттари · Хумгат · Тихий город · Тёмная Сторона · Город
ОрганизацииОрдена Ехо · Тайный Сыск · Городская полиция Ехо · Трактиры Ехо
СуществаБуривух · Фэтан · Хребелы · Куфаги · Хуб
Лабиринты Ехо. Том 1 (10 стр.)
С этого наблюдательного пункта я заметил человека в сером, торопливо приближающегося к нашей территории со стороны владений сэра Маклука. Я тут же вспомнил события, связанные с нашим последним визитом туда, и на всякий случай решил переместиться в дом. Сэр Джуффин еще не вернулся, и я решил, что должен выслушать новости лично. Слезал я, на собственный вкус, слишком медленно, но все же переступил порог дома прежде, чем слуга сэра Маклука вышел на финишную прямую – выложенную цветной прозрачной галькой тропинку, ведущую к дому.
В холле я столкнулся с Кимпой, уже спешившим впустить посетителя. Стоило двери открыться, как я выпалил:
– Сэр Джуффин Халли отсутствует, поэтому говори со мной!
Посланец сэра Маклука слегка растерялся. Может быть потому, что в ту пору я еще не успел избавиться от произношения, режущего слух столичных жителей? Но мой вельможный вид и решительный тон, а может быть и не замеченное мною вмешательство старика Кимпы, сделали свое дело.
– Сэр Маклук просил передать сэру Почтеннейшему Начальнику, что пропал старый Говинс. Во всяком случае, никто его с утра не видел, а такого не случалось уже лет девяносто! Кроме того, сэр Маклук велел сообщить, что его мучают дурные предчувствия…
Важным кивком я отпустил посланца. Как ни крути, а надо слать зов Джуффину. Опыта в таком деле у меня на тот момент еще не было. Не так уж сложно пользоваться Безмолвной речью, когда твой собеседник сидит напротив. А вот найти его невесть где и установить «невидимую связь»… Сэр Джуффин не раз пытался убедить меня, что разницы никакой, и если уж однажды получилось, дальше пойдет как по маслу. Я же на сей счет имел иное мнение. Возможно, мне просто не хватало воображения или опыта.
Конечно, я мог попросить помощи у Кимпы. Никаких препятствий к этому не существовало – ни особой секретности, ни даже моих амбиций (какие тут, к черту, амбиции). Приходится признать: я просто не додумался к нему обратиться.
Итак, я принялся налаживать контакт с Джуффином. Через три минуты я был мокрым, растрепанным и отчаявшимся. Ничего не выходило! Вот так и убеждаешься, что ни на что не годишься.
Оставив всякую надежду на успех, я попробовал еще раз, напоследок. И вдруг – получилось! Я таки «докричался» до сэра Джуффина, хотя представить себе не мог, как мне это удалось.
«Что стряслось?» – Джуффин сразу оценил ситуацию. Прежде он многократно и безуспешно пытался подвигнуть меня на выполнение этой метафизической задачки повышенной сложности. Соответственно, сделал вывод: «Уж если у этого болвана наконец получилось, то какие же обстоятельства его к этому вынудили?!»
Я сконцентрировался и выложил все.
«Хорошо, Макс. Я еду. Жди». – Джуффин был лаконичен, он великодушно экономил мои иссякающие силы.
Сделав дело, я облегченно вздохнул и пошел переодеться: давненько мне не доводилось так вспотеть! Кимпа поглядывал на меня со снисходительным интересом, но от комментариев тактично воздержался. Святой человек.
К приезду Джуффина я был в полном порядке, но так и не вспомнил о нашем «главном свидетеле», маленькой молчаливой коробочке с бальзамом для умывания. Я бы, пожалуй, вспомнил о ней чуть позже, но Джуффин приехал не один, а в сопровождении своего заместителя, сэра Мелифаро. Поверьте на слово: познакомиться с этим господином – все равно, что пережить землетрясение силой в пять-шесть баллов. Сэр Мелифаро – не только Дневное Лицо Начальника Малого Тайного Сыскного войска, это еще и главное передвижное шоу Ехо. Парня вполне можно показывать за деньги. Я бы и сам покупал билет раз в дюжину дней, если бы не был вынужден получать это удовольствие ежедневно и совершенно бесплатно.
Но в тот день я еще не знал, что меня ожидает.
В гостиную влетел темноволосый красавчик; судя по первому впечатлению – мой ровесник. Этот типаж весьма ценился в послевоенном Голливуде, именно таких ребят и вербовали тогда на роли боксеров и частных детективов. Наряд незнакомца, впрочем, произвел на меня куда более мощное впечатление, чем его рожа: из-под ярко-красного лоохи виднелась изумрудного цвета скаба, голову венчал оранжевый тюрбан, а на ногах красовались сапоги чистейшей цыплячьей желтизны. Уверен, что если бы повседневный костюм жителя Ехо состоял из сотни предметов, этот модник собрал бы на себе все мыслимые цвета и оттенки. Но обстоятельства пока не давали ему как следует развернуться.
Пришелец сверкнул темными очами, поднял брови так высоко, что они спрятались под тюрбаном, театрально прикрыл руками лицо и взвыл: «Вижу тебя, как наяву, о великолепный варвар, и боюсь, что твой облик будет теперь преследовать меня в страшных снах!» Затем совершил полный разворот на мохнатом ковре, словно это был лед, плюхнулся в кресло, застонавшее от такого обращения, и внезапно застыл, словно умер: даже дышать перестал и уставился на меня пронзительным изучающим взглядом, неожиданно серьезным, бесстрастным и пугающе пустым, что совершенно не вязалось с давешней эскападой.
Я понял, что мне тоже вроде бы надо поздороваться, прикрыл глаза ладонью, как положено, но сказать смог только: «Ну-ну!»
Мелифаро усмехнулся и неожиданно (он все делал неожиданно) подмигнул мне:
– Ты – сэр Макс. Будущая ночная задница нашего «па-а-а-четнейшего начальника». Не переживай, я – его дневная задница, вот уже шестнадцать лет. Человек ко всему привыкает, знаешь ли.
– Еще немного, и авторитет нашей конторы навсегда упадет в глазах сэра Макса, – вмешался Джуффин. – Все мои труды пойдут прахом. Он поймет, что я – скромный заведующий Приютом Безумных и сбежит обратно, в свои Пустые Земли, оценив преимущества жизни на свежем воздухе.
Я растерянно поморгал.
– Ты мне все успел выложить? – поинтересовался Джуффин. – Больше новостей нет?
– Конечно, мало, парень! – озабоченно отозвался Мелифаро. – Они забыли сообщить тебе, куда делся этот пропавший, что с ним случилось, и кто во всем виноват… И не потрудились привести преступника. Так что придется нам теперь за них отдуваться.
– Сэр Мелифаро! Сэр Макс уже понял, что ты самый остроумный, неотразимый и великолепный. Он не может прийти в себя от счастья, осознав, что припал наконец к истокам могущества Соединенного Королевства. А теперь будем просто работать, – как-то особенно тихо и ласково сказал сэр Джуффин. Мелифаро фыркнул, но принял к сведению.
– Макс, ты идешь с нами. Будешь создавать иллюзию многочисленности. Сэру Лонли-Локли и его волшебным ручкам я давеча сам подписал приказ о даровании пяти Дней Свободы от забот, и он благоразумно смылся из Ехо с утра пораньше. Меламори освобождена от службы, поскольку ее влиятельный папочка по ней, видите ли, соскучился, а сэр Кофа Йох сторожит наше увеселительное заведение у Моста, вместо того, чтобы исправно жевать в каком-нибудь «Пьяном скелете», бедолага… Зато мы сейчас перекусим, иначе сэр Мелифаро окончательно потеряет способность соображать. Да и ты всегда готов, насколько я тебя изучил.
Перекусили мы обильно, но очень наскоро. Сэр Мелифаро, кстати, метил в книгу Гиннеса, в тот самый раздел, где огромные дядьки демонстрируют скоростное уничтожение продуктов питания. При этом он успевал осведомляться у меня, трудно ли обходиться без вяленой конины и интересоваться у сэра Джуффина, нельзя ли получить бутерброд с мясом какого-нибудь маринованого мятежного Магистра. Эту шутку я смог оценить по достоинству несколько позже, после того, как сэр Кофа Йох прочел мне обзорную лекцию о самых живучих городских мифах.
К дому сэра Маклука мы шли молча. Сэр Джуффин думал тяжелую думу, Мелифаро что-то насвистывал, а я ждал свою первую порцию настоящих приключений. Сразу скажу, что получил я куда больше, чем смел рассчитывать.
Очередной человек в сером впустил нас через маленькую боковую дверь. Мне сразу стало как-то не по себе. Не страшно, а скорее грустно и противно. Что-то подобное я уже испытывал раньше, в тех редких случаях, когда мне приходилось навещать в больнице бабушку. Там было особое отделение для умирающих. Милое такое местечко.
Джуффин бросил на меня настороженный взгляд: «Макс, ты тоже замечаешь?»
– А что это? – растерянно спросил я вслух. Мелифаро изумленно обернулся, но ничего не сказал.
Джуффин предпочел воспользоваться Безмолвной речью: «Это – запах дурной смерти. Я уже встречал такое прежде. Хорошего мало».
Он пожал плечами и продолжил вслух:
– Ладно, пошли в спальню. Чует мое сердце, старик не выдержал и сунулся туда, чтобы навести порядок. Мелифаро, сегодня ты будешь за Лонли-Локли.
– У меня не получится. Я не смогу так напыжиться.
– Ничего, можешь не пыжиться. Просто сунешься первым в это пекло, вот и все. Согласно инструкции, я не имею права подвергать вас риску лишиться моего общества, а сэр Макс пока не очень себе представляет, что нужно делать после того, как войдешь первым.
С чего начинать читать фрая
Биография: Макс Фрай — «самый загадочный писатель», как было сказано про него по «Эхо Москвы» — при значительной популярности его страницы в Интернете, сетевое пространство содержит о нем самом минимум информации.
Однако, сейчас уже известно, что Макс Фрай — псевдоним писательницы Светланы Мартынчик (и изначально — её дуэта с художником Игорем Стёпиным).
Светлана Мартынчик родилась в Одессе, училась на филологическом факультете Одесского Государственного Университета; в 1985 году занялась актуальным искусством, в связи с чем учебу пришлось прекратить.
Художник, менеджер художественных проектов. Вместе с другим одесским художником Игорем Степиным получила известность в качестве автора долгосрочного «пластилинового» проекта «Мир Хомана», фрагменты которого демонстрировались на многочисленных персональных и групповых выставках в Москве, Европе и США.
Филолог и художник Светлана Мартынчик объяснила в интервью «Грани.Ru», почему не стала требовать от Дмитрия Диброва, чтобы из записи передачи «Ночная смена» было вырезано упоминание о том, что она и является реальным автором книг «культового писателя» Макcа Фрая.
«Гениально то, что этого (дибровского «разоблачения» — Lenta.Ru) никто не видел и все цитируют по «Ленте». Все узнали по «Ленте», в том числе и я», — признается Светлана Мартынчик.
Помимо субъективных ощущений исчерпанности этой литературной игры («легенда, в сущности, агонизировала») в связи с растущей известностью Светланы в московской художественно-журналистской среде, к тому подталкивала и насущная необходимость: Мартынчик стало известно, что директор издательства «Азбука» Максим Крютченко пытается зарегистрировать в Торговой палате «Макса Фрая» как торговую марку своего издательства.
Светлана рассказала в интервью, что после того, как стало известно о манипуляциях с торговой маркой, она наняла юриста, чтобы пресечь это. Тогда директор московского филиала «Азбуки» Денис Веселов предложил ей, чтобы романы Макса Фрая для «Азбуки» писали — по книжке в квартал — «литературные негры» (не ниже, чем кандидаты филологических наук, обещал г-н Веселов), а она получала бы за каждую книжку сто тысяч рублей «отступного».
«Мне пришлось его силком из машины выпихивать, — вспоминает Светлана Мартынчик. — Физически мне его пришлось выкидывать из машины! Потому что я ему говорила: «Пошел вон, дурак!» — а он отвечал: — «Да нет, ты не понимаешь счастья своего!»
Проблемы с «Азбукой» у Фрая начались после ухода из нее в «Амфору» Вадима Назарова. Сейчас в «Амфоре» выходит книга «Энциклопедия мифов. Подлинная история Макса Фрая, автора и персонажа», в которой Светлана рассказывает о том, как создавался Макс Фрай.
Дело в том (и Мартынчик всячески это подчеркивает), что, хотя все тексты Фрая пишутся ею, нельзя говорить, что «Макс Фрай — это псевдоним Светланы Мартынчик».
«Да, тексты написаны мной, абсолютно все, но у меня-то есть личный демиург, мне повезло. И все миры, которые там описаны, они же не только из моих видений сонных сотканы-то. У этих миров есть создатель — Гошка (художник Игорь Стёпин), который вначале даже значился под значком копирайта в качестве соавтора.»
Себя же Светлана Мартынчик склонна считать «Аароном». Имеется в виду, что, по библейской легенде, Моисей был косноязычен (или заикался) и для того, чтобы рассказать евреям о полученном им на горе Синай Завете и водить их по пустыне, ему нужен был поднаторевший в красноречии «толкователь» Аарон.
Остается добавить, что в наши дни раскрытие известных псевдонимов не становится драмой ни для их обладателей, ни для читателей.
Писал также под псевдонимом Михаэль Штраух.
Мир Макса Фрая — полный гид по книгам
Макс Фрай — удивительное для отечественной фантастики явление. Долгое время Светлана Мартынчик скрывалась под псевдонимом, придавая Максу Фраю флёр загадочности. Некоторые говорили, что Фрая и вовсе нет (прямо как Пелевина), но, несмотря на это, книги покупали и читали. Чтобы не запутаться в мирах, созданных Максом Фраем, мы составили этот гид, собрали в нем все циклы и отдельные книги автора и расположили их в порядке выхода и чтения.
ЦИКЛЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ КНИГИ О МИРЕ ЕХО И ЕГО ОБИТАТЕЛЯХ
Цикл «Лабиринт Ехо»
В нем мы знакомимся с главным героем — сэром Максом, узнаем в мире Ехо, в который он переезжает и где он устраивается работником Тайного Сыска.
В цикл входят 8 книг (всего 26 повестей).
1. «Чужак» (дата выхода: 1996)
Первое название книги — «Лабиринт». Позже была переименована по названию одной из повестей. В 2018 году вышло уникальное репринтное издание «Чужака» с комментариями автора на полях.
В книгу входят повести:
2. «Волонтёры Вечности» (дата выхода: 1997)
В книге сэр Макс обезвредил банду разбойников, поселившихся в Магахонском лесу, справился с членами тайного ордена, обретших бессмертие, и спас Лунного Теленка. В книгу входят 4 повести:
3. «Простые волшебные вещи» (дата выхода: 1997)
Простые волшебные вещи — талисманы, которые, казалось бы, не имеют волшебной силы, пока не попадают в мир Ехо. Там они обретают волшебные силы и иногда совсем непредсказуемые свойства. В книгу входят 2 повести:
4. «Тёмная сторона» (дата выхода: 1997)
В мире Ехо темная сторона — изнанка реальности, поэтому она есть у всего — у людей, городов. Чтобы понять реальность лучше, надо изучить темную сторону. В книгу входят 2 повести:
5. «Наваждения» (дата выхода: 1997)
В книгу входят две повести:
6. «Власть несбывшегося» (дата выхода: 1998)
В первой повести сэр Макс мучается от кошмаров — все в Ехо умерли и теперь мертвецы преследуют его и обвиняют в случившемся. Во второй повести сэр Макс «ставит на место» орден Долгого Пути и чуть не погибает на болотах, где его спасает леди Меламори. В книгу входят 2 повести:
7. «Болтливый мертвец» (дата выхода: 1999)
В этой книге сэр Макс празднует шестилетие своего пребывания в мире Ехо. В книгу входят 4 повести:
8. «Лабиринт Мёнина» (дата выхода: 2000)
В книгу входят 3 повести:
Цикл «Хроники Ехо»
Сэр Макс покинул мир Ехо. Он встречается с друзьями в кофейне и угощает их за небольшую плату: истории из их жизни. Все эти истории, которые происходили со знакомцами сэра Макса, мы узнаем из цикла.
1. «Чуб земли»
Макс рассказывает о поездке на остров Муримах, а его подруга Меламори — о происшествиях в год, когда Макс попал в Тихий город.
2. «Властелин Морморы»
По приглашению Макса на ужин прибыл сэр Джуффин Халли.
3. «Неуловимый Хабба Хэн»
Действия книги являются продолжением повести «Белые камни Харумбы» из книги «Лабиринт Мёнина». После посещения Харумбы Макс становится агрессивным и неуправляемым. Сэр Джуффин предлагает Максу либо научиться себя контролировать, либо покинуть город, либо найти сильнейшего магистра, который сможет ему помочь.
4. «Ворона на мосту»
В книге вас ждет история жизни сэра Шурфа Лонли-Локли, рассказанная им лично. Повествование охватывает его жизнь с рождения до Войны за Кодекс.
5. «Горе господина Гро»
О своей жизни сэру Максу рассказывает сэр Кофа Йох.
6. «Обжора-Хохотун»
Из этой книги мы узнаем биографию сэра Мелифаро.
7. «Дар Шаванахолы»
8. «Тубурская игра»
В восьмой книге цикла «Хроники эхо» гостем Макса станет сэр Нумминорих Кута. Он расскажет о тубурских Мастерах снов, изамонских обычаях, Темной Стороне, Вечном Сне и других чудесах Мира.
Цикл «Сновидения Ехо»
После шести лет отсутствия сэр Макс возвращается в Ехо. Мир Ехо сильно изменился: в нем появились гости из других миров, а колдуют все направо и налево.
Цикл «Мой Рагнарёк»
Макс из цикла «Мой Рагнарёк» — это уже знакомый нам сэр Макс (а может, и не совсем — подробнее можно узнать из «Энциклопедии мифов»). В любом случае, эти книги точно не назвать продолжением «Лабиринта» или «Хроник»: скорее, это ответвление основного сюжета, которое происходит примерно между событиями книг «Волонтеры вечности» и «Лабиринт Мёнина». Макс отправляется в наш мир в поисках Нанку Ёка и его товарищей, отправленных в Берлин в «Гугладнских топях».
ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ
«Энциклопедия мифов. А-К» и «Энциклопедия мифов. К-Я»
Два тома вне цикла, без которых, конечно же, он был бы неполным. Макс Фрай создал новую вселенную с собственной мифологией, для описания которой потребовалось целых два тома.
«Все о мире Ехо и немного больше. Чашка Фрая»
Эта книга — проект искусствоведа, художника и писателя Александра Шуйского. В ней собраны 33 интервью с Максом Фраем, сделанные на протяжении трёх лет. Вопросы задавал не только автор, но и читатели книг Макса Фрая и блога Александра Шуйского; благодаря ним разговор вышел за рамки диалога.
ДРУГИЕ ЦИКЛЫ
Цикл «Сказки Старого Вильнюса»
Цикл «Сказки Старого Вильнюса» Старый Город Вильнюса — место, безусловно, непростое. Даже количество улиц в нем до сих пор точно неизвестно. А потому законченным этот цикл назвать сложно: новые истории все появляются и появляются.
Цикл «Няпиzдинг»
В цикл вошли 3 сборника рассказов, которые также вышли в одном томе под названием «Полный Няпиzдинг»:
Межавторский проект Textus
Сборники рассказов разных авторов, составитель и редактор — Макс Фрай.
Тяжелый свет Куртейна
Большая трилогия о людях, духах, котах, полицейских, ангелах, морях и трамваях города Вильнюса и его изнанки.