С чего начинать бизнес по грузоперевозкам
Бизнес план грузоперевозки
Что делает обычный мужчина с правами, если ему не хватает денег? Правильно – таксует! Спрос на услуги такси есть почти всегда и везде. Примерно так же думают предприниматели, начинающие бизнес на грузоперевозках.
Однако, как показывает опыт, 10-15% небольших компаний по перевозке каждый год прекращают свою деятельность. В качестве причин своего провала разорившиеся грузоперевозчики называют жесткую конкуренцию (в том числе грязную), нестабильный спрос, высокие эксплуатационные затраты. Между тем, грамотный бизнес план собственной грузоперевозки может нивелировать любые риски.
Перевозка грузов: обзор рынка услуг по грузоперевозкам
Эксперты утверждают, что в 2019 году положительный тренд, скорее всего, сохранится. Но даже в этих условиях запуск малого бизнеса и перевозка тяжёлых грузов будет напоминать ледяной душ. Конечно, придется забыть о грузовиках-иномарках и сосредоточится на конкурентной борьбе с “коллегами по цеху”.
«Не мечтайте о больших доходах и малом сроке окупаемости перевозки грузов, — считает Игорь Малюгин, эксперт по бизнес планам. – В то же время доход будет. Хозяин фирмы с 2 «Газелями» может рассчитывать на заработок в пределах 2-2.5 средних зарплат в регионе. Конечно, если будет вертеться, как белка в колесе».
Как открыть свой фирму по грузоперевозкам: пошаговая инструкция
Приведем краткий план действий, как открыть с нуля свою небольшую транспортную компанию:
Что нужно, чтобы открыть бизнес на грузоперевозках?
Прежде чем начать дело, нужно решить, какие перевозки осуществлять. Если рассчитывает на небольшие объемы, то для этого выбирают форму предпринимательской деятельности – ИП. Сделать это просто — придите в местную налоговую инспекцию и выполните ряд легких письменных процедур.
Конечно, можно зарегистрировать Общество с Ограниченной Ответственностью, но общая величина налогов будет неподъёмной для начинающего бизнесмена. Такая форма необходима для работы с крупными заказчиками, так как учитывает НДС (этот налог индивидуальные предприниматели не плятят). Крупный бизнес просто не пойдёт на заключение договоров с «индивидуалами».
Вести бизнес на грузоперевозках “в черную” — то есть без регистрации — просто опасно. При сегодняшнем уровне контроля леваки-грузоперевозчики быстро попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Персонал
Следующий шаг бизнес плана – подбор персонала для перевозки грузов. Искать персонал для грузоперевозок нужно параллельно с автотранспортом.
“Техника не только дорогая, но и небезопасная. Перевозка связана с имущественной ответственностью и ценой груза. Так что к найму шоферов стоит подойти ответственно”, — советует бизнесмен Илья Комолов.
Бизнес план грузоперевозки Ильи предполагает, что для начала хватит и пары водителей. С каждым из них необходимо заключить договор о материальной собственности. Наверняка потребуются грузчики. Их не обязательно брать в штат — достаточно иметь контактные телефоны людей, готовых по первому звонку прийти на работу. Функции диспетчера тоже лучше взять на себя хозяину фирму. Или отдать на аутсорсинг.
Приведем ежемесячные зарплаты на персонал по бизнес плану:
Грузоперевозки как бизнес: стоит ли покупать свою фуру? Версия для печати
Начать своё дело хотят многие. Но далеко не всем частникам удаётся заработать столько, сколько получают наёмные водители, трудящиеся в транспортных компаниях – а хлопот у предпринимателей гораздо больше.
Стоит ли покупать грузовик и начинать своё дело в автоперевозках? Автор блога dalnoboi.pro расставил все точки над i: подсчитал расходы, которые свалятся на голову начинающего предпринимателя, перечислил многочисленные риски и пришел к выводу: в подавляющем большинстве случаев лучше работать на «барина».
Сколько тратят перевозчики
Первая (и очень важная) особенность бизнеса в грузоперевозках, о которой должен знать каждый, кто хочет купить собственный грузовик – это практически непрогнозируемый доход. Даже опытные водители, у которых есть выход на стабильных клиентов, не могут точно сказать, когда их доходы покроют сумму, потраченную на приобретение транспорта. От форс-мажора в виде экономического кризиса или очередного постановления правительства не застрахован никто.
Точно подсчитать доходы можно только после продажи грузовика. Когда вы получите деньги за проданную машину, уплатите страховые взносы и другие долги, если они есть, подсчитаете все расходы и доходы и поделите выручку на количество рабочих дней – лишь тогда можно будет понять, зарабатывали вы больше или меньше наемного водителя.
Большинство частников не знают, зарабатывают они или нет.
В повседневной жизни дальнобойщики редко учитывают какие-либо расходы кроме стоимости топлива, но это лишь вершина айсберга. Поэтому расходы необходимо подсчитать.
Условно их можно поделить на три группы:
Постоянные расходы
Это постоянные платежи, которые часто не учитываются, когда речь идет о расходах. Подсчитаем эти расходы за год:
Здесь автор видеоблога делает важную ремарку:
если у вас нет места, оборудования и навыков, необходимых для самостоятельного ремонта машины – о частных грузоперевозках лучше забыть.
У вас обязательно должно быть место, где можно ремонтировать грузовик и хранить инструменты и расходники. Это большая экономия не только средств, но и времени.
Итого: ₽154,5 тыс. в год или ₽13 тыс. в месяц.
Рейсовые расходы
Эти расходы указываем сразу за месяц.
Расход топлива может существенно отличаться в зависимости от тяжести груза, погодных условий, состояния дорожного полотна и автомобиля. 34 литра на 100 километров – это довольно оптимистичная оценка, а цена в 43 рубля за литр дизеля указана с учетом скидочных программ, которые есть на многих сетевых АЗС.
Итого: ₽188,8 тыс. в месяц.
Плавающие расходы
Это расходы, предсказать которые можно лишь в редких случаях. Например, двигатель может предупредить о необходимости скорого ремонта определенными симптомами. Но чаще всего такие расходы становятся неожиданностью; именно поэтому у частника должна быть «подушка», запас денег на черный день.
Внеплановый ремонт – самый прогнозируемый из плавающих расходов. Стоимость ремонта может измеряться сотнями тысяч рублей. Сюда можно отнести не только значительные поломки, но и досадные мелочи вроде проколотой резины и треснувших фар.
Штрафы – также могут исчисляться сотнями тысяч рублей. Чтобы получить огромный штраф за перевес, предпринимателю вовсе не обязательно везти тяжелую спецтехнику: достаточно будет небольшого смещения груза в полуприцепе. Водители, которые будут ездить по незнакомым маршрутам, могут записать в расходную часть 3-5 тыс. рублей на штрафы за обычные нарушения (превышение скорости, неисправности и др.)
Повреждения груза или недостача – распространенная ситуация. Стоит напомнить, что ИП несёт ответственность по обязательствам всем своим имуществом, в том числе и тем, которое не используется для предпринимательской деятельности.
ДТП. Чем больше вы ездите, тем больше вероятность попасть в ДТП.
Криминал. Он до сих пор встречается на российских дорогах. Крадут топливо, запаски, аккумуляторы, другие запчасти – и, конечно, грузы.
Это – краткий и усредненный список внезапных расходов. Автор видеоблога предлагает откладывать на них 40 тыс. в месяц, отмечая, что опытные частники по возможности откладывают большую сумму.
Общий итог: сложим все эти расходы (188+13+40) и получим ₽240 тыс. в месяц. Поделим на 10 тыс. километров и получим 24 рубля за километр. Таким образом, чтобы зарабатывать ₽100 тыс. в месяц, вам нужно получать ₽34 за каждый километр пробега на круг.
Казалось бы, найти такую работу можно. Но следует учитывать еще один фактор.
Фактор времени
Грузоперевозки не состоят из одной лишь езды. Водителю-частнику приходится обслуживать автомобиль, искать запчасти, решать проблемы с клиентами, искать новые заказы, выяснять отношения с госорганами…. И за это ему никто не заплатит.
Самый простой ремонт может затянуться из-за отсутствия нужного инструмента. А что, если деталь придется заказывать из другого города или страны?
Многие нововведения вроде «Платона» или тахографов с СКЗИ принимаются перевозчиками в штыки не только и не столько из-за финансовой нагрузки, но из-за времени, которое нужно потратить на оформление и подключение оборудования.
Много времени отнимает бухучет, годовые платежи, связанные с деятельностью ИП и оформлением автомобиля. Кто-то скажет: «у меня всем этим занимается жена». Но ведь и жена могла бы своё время потратить на семью, заниматься домашними делами, чтобы делать вашу жизнь комфортнее, или работать, получая дополнительный доход. И по-хорошему, в таком случае и ваш доход при подсчете нужно будет поделить на двоих.
Некоторые затраты времени, связанные с плавающими расходами (штрафстоянки по весовым нарушениям, любые «лишенческие» статьи или серьезные ДТП) могут привести к большим простоям и обернуться такими убытками, которые окажутся фатальными.
Много времени водители теряют в ожидании погрузки и разгрузки. Грузовладельцы и грузополучатели зачастую оплачивают простои, но это мизерные суммы (до 3000 рублей в сутки) и доходом их назвать нельзя.
Стоит учесть, что работа есть не всегда. Даже постоянный клиент вряд ли будет снабжать вас заказами 365 дней в году. Новогодние праздники, сезонность (некоторые грузы возят только в определенное время года), весенние ограничения и перебои в производстве могут подпортить вам бизнес.
Нельзя забывать и о собственном отдыхе. Работа водителя опасна для здоровья: стресс, усталость, неправильное питание, малоподвижный образ жизни – все эти факторы могут привести к серьезным заболеваниям. А болеть предпринимателю некогда.
Если принять во внимание все эти риски, то становится понятно, что высокие доходы в автомобильных грузоперевозках – это миф.
— Этот самообман заразный и распространяется как инфекция. Происходит это примерно так: некий перевозчик-частник случайно в один из месяцев зарабатывает «чистыми» 200 тысяч. И хотя раньше такого никогда не было и никогда больше не будет, а «чистые» они только относительно этого месяца (см. про расходы выше), теперь он будет убеждать себя и других, что на фуре можно отбивать по две сотни тысяч за месяц. Разумеется, и сам он, и его слушатели будут понимать это не как случайный единичный месяц, а как каждый месяц года. – рассказывает автор блога.
Конкуренция – здоровая и не очень
Кто такие «дармозовзы», работающие «за солярку» и сбивающие ставки? Ими могут оказаться как частники, так и крупные компании. Такое явление часто называют демпингом, но это неправильно, ведь демпинг – умышленное занижение цен, а перевозчики зачастую вынуждены работать за низкую ставку.
Крупные компании могут позволить себе работать по низким ставкам за счет больших объемов перевозок и низких зарплат водителей. Автор блога предлагает рецепт для таких контор:
Как убрать с рынка мелких конкурентов-частников? Платите водителям больше, и частники перейдут к вам наёмниками. (Ну, хотя бы те из них, кто умеет считать.)
Предприятия, которые держат автопарки для собственных нужд (например, для перевозки производимой продукции) также могут позволить себе взять дешевую «обратку», для них это не основной бизнес и ставка за сторонний груз не принципиальна.
Но самые опасные конкуренты, по мнению блогера – это водители-частники, конкурировать с которыми практически невозможно: те, кто работает «за идею», из-за любви к профессии. Люди, которые любят и лелеют свою машину, которых постоянно тянет в рейс.
— Кратко всю эту ситуацию можно описать так: низкая доходность частных грузоперевозок — это как бы плата за удовольствие от работы. Кстати, в этом же ключе можно высказаться и о профессии дальнобойщика: несмотря на невысокую относительно трудозатрат зарплату, многие идут на эту работу притягиваемые её романтическим ореолом. – пишет блогер.
Конечно, не для всех предпринимателей грузоперевозки – это удовольствие и аттракцион.
Для многих водителей выручка стоит на первом месте. Но конкурировать с коллегами, которые готовы ехать «за идею», очень тяжело.
Непросто выдерживать конкуренцию с перевозчиками, которые не соблюдают законы, игнорируя «правила игры». А таких очень много – как среди частников, так и среди крупных предприятий. Благодаря коррупции и отсутствию контроля перевозчики могут не платить налоги и взносы, не следить за техсостоянием машины, игнорировать РТО, возить перегруз и проезжать под запрещающие знаки.
Автор блога отмечает, что такая «вилка» в России практикуется во многих сферах деятельности: предприниматель может либо соблюдать закон и терять в доходах, либо получать больше, при этом рискуя.
А бизнес ли это?
Всё зависит от того, как сам водитель-частник относится к своему делу. Блогер предлагает тем, кто хочет купить свой грузовик, перечитать вторую статью ГК:
«. предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.»
Еще одно отличие грузоперевозок от бизнеса в привычном понимании этого слова – невозможность выйти без существенных потерь. Стоимость предприятия может вырасти, и тогда собственник, решивший отказаться от ведения дел, может выгодно продать его. Но для поддержания хорошего состояния автопоезда необходимо постоянно вкладывать в него деньги, и даже в таком случае машина будет терять в цене, пусть и не так быстро.
Не стоит забывать о психологической нагрузке. Владелец предприятия с наёмными сотрудниками оперирует поступающими от этих сотрудников цифрами. А владелец большегруза лично принимает участие во всех бизнес-процессах, главным из которых является, собственно, езда.
Отстраниться от такой нагрузки может не каждый, поэтому частники нервничают гораздо больше, чем наемные водители.
Еще один момент: этот бизнес не повышает социальный статус водителя и не делает его бизнесменом в глазах других людей. Менеджеры в офисах компаний-заказчиков, продавцы на АЗС и сотрудники СТО будут смотреть на вас как на обычного водителя. А грузчики на объектах инстинктивно почувствуют вашу от них зависимость: не дадите денежку – разгрузка может затянуться.
Подводя итоги
В завершении обзора автор еще раз рекомендует тем, кто задумывается о покупке нового грузовика, взвесить все за и против и отмечает, что заработать хотя бы столько же, сколько смогут заработать наёмные водители, получится не у каждого.
Для того, чтобы осуществить мечту детства или найти работу, которая будет приносить удовольствие, покупать свой грузовик не обязательно.
— За последние 10 лет многие мои знакомые вышли из этого бизнеса и, что называется, подались в наём. Никто из них не пожалел об этом шаге: доход стабильнее, нервотрёпки меньше, а свободы на самом деле больше, – отмечает автор материала.
Ну а тем, кто уверен в своих силах (или располагает связями, которые смогут гарантировать постоянный доход) он всё равно советует еще раз пересчитать предполагаемые расходы. Вдруг передумаете?
По материалам YouTube-канала Дальнобой PRO
Свой бизнес: транспортная компания (сборные грузы)
Как открыть бизнес на доставке сборных грузов по России в 2019 году? Рассмотрим бизнес-модель запуска структурного подразделения транспортной компании в рамках одного города-миллионника и подсчитаем финансы.
Российский рынок компаний, оказывающих логистические услуги, на сегодняшний день является одним из наиболее конкурентных. Впрочем, это не мешает сотням предпринимателей каждый год регистрировать новые транспортные компании и успешно развиваться в этом направлении, получая хорошие доходы.
Каковы особенности этой ниши бизнеса, и в чем секрет успеха транспортных компаний, которые из небольших региональных игроков рынка за несколько лет выросли в крупных представителей индустрии? Сегодняшним материалом мы откроем цикл из нескольких статей, в каждой из которых рассмотрим особенности ведения бизнеса по различным направлениям логистики.
Начнем с доставки сборных грузов по России. Для начала определимся с терминологией.
Доставка сборными грузами предполагает, что одним грузовым транспортным средством доставляется различный товар для нескольких клиентов сразу. Это может быть к примеру тентованная фура, в кузов которой поместили для доставки сразу и автозапчасти для оптового дистрибьютора, и канцтовары для другой небольшой фирмы, и частные вещи для переезда физлица в другой город.
Наиболее известны в сфере доставки сборных грузов такие федеральные компании, как «Деловые Линии», «ПЭК» и «Мэйджик Транс». Их отличает хорошая зона покрытия (филиалы присутствуют в большинстве городов России), и оперативные сроки доставки. Однако все они начинали с малого – когда открывался один или несколько филиалов по стране, между которыми запускались регулярные рейсы (шаттлы). В сегодняшнем примере мы рассмотрим бизнес-модель открытия структурного подразделения транспортной компании в рамках одного города-миллионника. Именно по такому принципу работают многочисленные небольшие региональные транспортные компании.
Регистрация и открытие бизнеса
Оптимальным вариантом оформления транспортной компании является ООО. Основные коды ОКВЭД, подходящие для этого бизнеса:
49.41.1 Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами
52.21 Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом
53.20.3 Деятельность курьерская
Основной поток грузов в крупный региональный город будет идти из Москвы, однако это вовсе не значит что вам нужно открывать сразу второе представительство в столице. Для начала можно договориться о консолидации и загрузке сборных грузов с подрядчиком в Москве – благо на сегодняшний день таких компаний в Первопрестольной хватает.
Выбор склада и офиса
Итак, юрлицо открыто, подрядчик по обработке грузов в Москве найден – и пора задуматься о поиске помещения. Для начала вам понадобится склад площадью минимум в 100 квадратных метров и небольшой офис для размещения 3-5 человек.
Отталкиваться при поиске места под логистическую компанию стоит именно от склада. Вы должны располагаться в удобном с точки зрения транспортной развязки месте, при этом крайне желательно чтобы это не был центр города (со сложностями проезда фур в оживленный центр думаю и так понятно). Идеальный вариант – промзона в черте города, причем лучше всего, если территория базы будет под круглосуточной охраной.
Главный критерий при поиске склада на старте – наличие пандуса для погрузки и выгрузки фур и малотоннажного транспорта. Он должен располагаться вровень с погрузочной высотой большинства машин, которые вы планируете использовать в работе. Стоимость аренды такого помещения составит порядка 20-30 тысяч рублей.
Такой вариант оптимален, если покупка кары (от полумиллиона рублей за подержанный вариант в хорошем состоянии) не входит в ваши ближайшие планы. Наличие пандуса позволит обойтись ручной тележкой или рохлей, справиться с которой сможет любой грузчик. Стоимость рохли будет несоизмеримо меньше кары – около 10 000 рублей.
С офисом все проще, главные критерии – его близость к складу, наличие проведенного беспроводного интернета и телефонии и наличие удобной парковки в шаговой доступности.
Оборудование и расходные материалы
Покупку рохли мы уже упомянули, а потому для оборудования склада помимо нее понадобятся только упаковочные и вспомогательные материалы: воздушно-пузырьковая пленка, деревянные ящики для обрешетки грузов, паллеты. На первое время на все про все уйдет порядка 10 000 рублей.
Основная статья расходов – покупка компьютеров или ноутбуков для сотрудников, а также принтер и сканер. Можно купить МФУ, но тогда одновременно и печатать и сканировать документы сможет только один сотрудник. Необязательно тратиться на новую и мощную оргтехнику – чтобы укомплектовать 5 рабочих мест вполне достаточно 100 000 рублей.
Также порядка 30 000 рублей уйдет на покупку мебели – столы и кресла на 5 человек.
Работа с поставщиками услуг и клиентами
Крайне желательно перед открытием своей транспортной компании поработать хотя бы пару лет наемным сотрудником в этой сфере – полученный опыт поможет набить «шишки», а заодно наработать свою собственную базу клиентов и перевозчиков.
Первое, с чем придется столкнуться – поиск водителей и собственников транспорта для перевозки грузов. Пока телефон вашего логиста не разрывается каждую минуту от заявок, покупать свои фуры и ГАЗели смысла нет. Сразу тратить на 20-тонный грузовик минимум 3 000 000 рублей или связывать себя по рукам и ногам лизинговыми платежами – сомнительное решение на старте работы. Куда проще пользоваться услугами платной биржи грузоперевозок – например «АвтоТрансИнфо». Существующая система рейтингов биржи позволит выбрать опытного перевозчика и обезопасить себя от мошенников.
Помимо взаимодействия с собственниками фур, необходимо набрать курьеров на легковых авто и небольших фургонах-«каблучках» для доставки по внутригородским маршрутам. Дело в том, что далеко не каждому клиенту будет удобно приехать и забрать груз с вашего склада, а потому важно продумать эффективную доставку до адресов. Если посылки небольшие, можно задействовать таксистов – многие сервисы, например «Яндекс.Такси» уже предлагают специальный тариф формата курьерской доставки.
Искать клиентов проще всего посредством сети, например, сервис 2ГИС позволяет делать выборки потенциальных клиентов по сегментам и географии. Эту работу можно возложить на менеджера по продажам или заняться на первое время поиском клиентов самому. Будьте готовы к большому количеству холодных звонков, и следующих за некоторыми из них встреч с клиентами.
Подбор сотрудников транспортной компании
На первое время можно ограничиться персоналом из 5 человек – в офисе будут трудиться менеджер по продажам, логист и специалист по работе с клиентами.
Менеджер по продажам. «Продажник» займется поиском клиентов (телефонные переговоры и выезды «в поля»), логист будет взаимодействовать с перевозчиками, а специалист по работе с клиентами берет на себя документооборот с действующими клиентами (прием заявок, формирование транспортных накладных и т.д.). Зарплата менеджера по продажам зависит от опыта и формируется из фиксированной ставки и процентов от приведенных клиентов, в среднем от 50 000 рублей. Однако это не потолок. Хороший сейлз менеджер может получать и свыше 100 000 рублей – при условии что генерирует поток клиентов с постоянным доходом.
Логист. ФОТ логиста формируется также из окладной части и процентов за перевозки, в среднем порядка 40 000 рублей.
Специалист по работе с клиентами как правило получает небольшой фиксированный оклад в 25 000 рублей, на данную позицию можно взять человека без опыта работы из студента, который хочет развиваться в сфере логистики.
Работники. На складе необходимо присутствие минимум двух человек, это грузчики, один из которых может выполнять функцию кладовщика – консолидировать грузы и сверять их согласно транспортным накладным.
Штатный бухгалтер на старте не столь уж важен – на первое время вы можете воспользоваться услугами специалиста на аутсорсе. Это порядка 5000 рублей в месяц.
Финансовые показатели
Ниже приведем основные инвестиционные затраты на открытие транспортной компании:
Как открыть транспортную компанию. Пошаговая инструкция
Лучший путь для старта
В любой сфере важен опыт. Каждое дело состоит из набора небольших навыков и умений. Грузоперевозки не исключение. Поэтому даже если вы рекордсмен в игре Euro Truck Simulator, учиться все равно придется. На своих ошибках или на чужом опыте.
Хороший способ получить опыт — пойти наемным сотрудником в успешную транспортную компанию. Лучше всего на позицию специалиста по работе с клиентами/менеджера по продажам.
Именно на этих местах можно научиться продавать больше существующим клиентам и находить новых. А это главное для любого бизнеса, грузоперевозки не исключение. Начинать стоит именно с умения продавать свои услуги.
Безусловно, продажи — малоприятное занятие. Отказы приходится слышать куда чаще, чем согласия, приходится быть напористым и наглым, бороться с конкурентами каждый день. Такое не каждому по плечу, но без этого навыка очень редко становятся успешными бизнесменами.
Не получится просто нанять крутого продавца, который сделает всю работу за вас. Без понимания того, как строить коммуникацию с клиентами и в чем их основные потребности, построить успешную компанию в грузоперевозках намного сложнее.
Дополнением к этому опыту могут стать специализированные обучающие курсы по открытию транспортных компаний. Они есть в большинстве европейских стран и в России. Организовали их собственники работающих транспортных компаний, как правило не крупных.
Для них продажа образовательных услуг — дополнительное направление бизнеса. А для начинающих — хороший способ научиться на чужих ошибках и посмотреть на организационную сторону транспортного бизнеса. Не будем называть конкретные курсы и давать на них ссылки, авторы курсов и так сами неплохо справляются с рекламой. Короткий поиск в интернете покажет все пароли и явки.
Комплекс из опыта продаж и понимания организации транспортной компании даст серьезную фору перед конкурентами. С таким бэкграундом можно даже попробовать привлечь инвестиции на запуск своей компании.
Что нужно для старта
“Как открыть транспортную компанию без транспорта” — самый правильный вопрос на старте. Пока нет постоянных клиентов и стабильной загрузки заказами, покупка своего транспорта нерациональна.
Многие начинающие перевозчики думают, что можно начать не с магистральных тягачей,, а с небольших машин. Они дешевле, но ездят на более короткие расстояния из-за малой грузоподъемности.
На свои средства или в кредит люди покупают одну машину, сами ищут заказы на биржах грузоперевозок и сами их выполняют. Такие предприниматели надеются, что со временем они “раскрутятся”, наймут водителя, а потом и еще одну машину купят. А потом еще и еще.
Чаще всего мечты остаются мечтами, а руководитель компании ее единственным сотрудником. Потому что для бизнеса важнее создавать поток клиентов, чем основные средства. Вместо покупки автомобиля лучше направить деньги на построение продаж и маркетинга.
Когда вам понадобится непосредственно выполнять заказы, то авто в лизинг отлично подойдет
Строим поток клиентов
Для начала стоит провести анализ рынка грузоперевозок в том регионе, где вы собираетесь запускать вашу транспортную компанию. Нужно ответить на несколько главных вопросов:
1.Какие именно грузы чаще всего перевозят в ваш регион и из него. Обратите внимание на местных производителей, особенно небольших. Какие машины они используют для отправки своей продукции в другие регионы? Как они доставляют сырье?
2. Как устроена логистика местных торговых сетей? Они работают на своем транспорте ли привлекают подрядчиков? Что именно они возят чаще, а что реже? На какие расстояния доставка?
3. Насколько много заказов от частных лиц? Как часто они переезжают или делают крупные покупки, которые нужно доставлять?
Ответы на эти вопросы покажут структуру спроса. может быть, актуальнее иметь фуру и возить большие объемы грузов в другие регионы. Или же работать на меньшей машине на короткие расстояния. Возможно, актуальнее купить рефрижератор, а не тент. Или какой-либо другой специальный автомобиль.
Также стоит внимательно изучить конкурентное окружение. Изучите актуальное предложение транспортных услуг на рынке и ответьте на эти вопросы:
1. Как много перевозчиков уже работает в вашем регионе? Преобладают крупные игроки или мелкие?
2. Как именно привлекают клиентов ваши конкуренты? У них хорошие отделы продаж, большие связи в местном бизнесе или качественный интернет-маркетинг?
3. Чего не хватает клиентам в сервисе конкурентов? Может быть удобства работы и обмена документами? Качества и соблюдения договоренностей? Чтобы это выяснить, придется пообщаться с клиентами. Поверьте, проблемы точно есть: всегда есть, что улучшить.
С этой информацией можно построить стратегию продвижения. Если в регионе “все поделено” и крупные игроки давно договорились обо всем в бане, то стоит обратить внимание на начинающих бизнесменов. Они обычно не обременены связями и часто разделяют ценности честной конкуренции. Их можно искать на бизнес-мероприятиях, через профильные сообщества и сервисы для малых предприятий. Юристов и банки, например.
Если потенциальные клиенты живут в 21-м веке и выбирают подрядчиков по объективным параметрам, то стоит предложить им то, чего не предлагают конкуренты. Лучший контроль над сохранностью груза, например. Или контроль условий транспортировки онлайн с помощью датчиков. Это важно для скоропортящихся грузов.
С такими вводными можно сформулировать торговое предложение и стратегию привлечения клиентов. У вас будет понимание, кому и что выгоднее продавать. Это не секрет успеха, а только гипотеза, ее нужно проверить на практике.
Попробуйте начать продажи ваших услуг еще до того, как получите ключи от вашего первого грузовика. Только так можно увидеть, реально ли рынку нужно то, что вы собрались продавать. Скорее всего, в процессе переговоров с клиентами вы узнаете много новой и ценной информации, улучшите стратегию и найдете подходящую нишу рынка.
То, что у вас нет своего транспорта на начальном этапе, не должно пугать. Заказы можно отдать субподрядчикам и проконтролировать их выполнение. Да, такие перевозки вряд-ли принесут вам прибыль, но задача не в этом. Вам важно отстроить привлечение клиентов.
Когда есть заказы, можно и машины покупать, и водителей нанимать. До этого момента затраты на технику скорее заморозят ресурсы. Ведь грузовик сам по себе не обеспечивает заработок: машин много и клиенты не стоят в очереди. Лучше потратить силы и деньги на привлечение клиентов.
Составляем бизнес-план
Для любого бизнеса важен четкий финансовый план. Чтобы открыть транспортную компанию по перевозке грузов, он тоже нужен. Если вы ответили себе на вопросы из пункта выше, то у вас на руках основные вводные для планирования.
1.Какой автопарк нужен, сколько он стоит?
2.Где и как он будет заправляться? Сколько топлива в месяц надо и какую топливную карту стоит подключить?
3.Кто будет сидеть за рулем и сколько получать за это?
4.По каким маршрутам надо будет ездить и как их можно оптимизировать?
Эти вопросы дадут возможность просчитать затратную часть бюджета, вывести себестоимость услуг и найти точки ее оптимизации. с такими данными можно начинать работать.
Регистрируем компанию
Чтобы получать оплату за услуги и платить налоги, нужно зарегистрировать юридическое лицо. Без этого шага построить заметный бизнес не получится. Для компании из одного-двух грузовиков подойдет открытие индивидуального предпринимательства. Эта форма собственности позволяет платить очень маленькие налоги и просто их считать.
На более поздних стадиях развития целесообразно открыть Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Так как ИП могут работать только с определенным размером выручки и имеют большие ограничения по найму сотрудников.
Открывать ООО сразу стоит, если вы уверены в своем начинании и планируете быстрый рост выручки. Иначе ИП на первых этапах даст заметную экономию на налогах. Конечно же, потребуется и банковский счет
Ищем “базу”
Для транспортной компании нужна специфическая недвижимость: офисное помещение рядом с гаражом. Должно быть комфортно и обслуживать автомобили, и работать с документами, проводить встречи с клиентами.
Хороший способ найти место — посмотреть на ближайшие крупные автотранспортные предприятия. Это структуры обычно имеют свободные помещения, которые с удовольствием сдадут в аренду. Заодно вы получите подрядчика, способного помочь с ремонтом автомобиля. Не нужно будет гонять машину куда-то в сервис.
Приобретаем автомобиль
Есть три варианта приобретения грузовика: покупка нового, покупка грузовика с пробегом, приобретение в операционный лизинг. Новая машина несет самые большие финансовые риски: замораживаются средства и быстро падает стоимость машины. Работать на новых машинах выгоднее, если есть постоянный большой поток заказов.
Бывший в употреблении автомобиль стоит меньше, поэтому цена привлекает новичков. Но брать его в качестве основного “кормильца” можно только, если есть навыки самостоятельного ремонта. Так можно будет и выбрать “живую” машину и обслуживать ее недорого.
При приобретении в лизинг не нужно сразу доставать большую сумму денег, достаточно небольшой доли. Также обязательства по гарантийному обслуживанию и ремонту ложатся на собственнике машины — лизинговой компании. Вам остается только привлекать клиентов и ездить.