С чего начиналось земледелие
Дары земли: история земледелия от плуга до трактора
Камнем и деревом
С древнейших времен люди занимались охотой и собирательством. На это уходило много времени и энергии – фактически наши предки проводили большую часть жизни в поисках пропитания. Да и количество ресурсов на каждом участке земли было ограничено, поэтому поселения не могли разрастись и все время «переезжали».
До неолитической революции – так называют зарождение сельского хозяйство – популяция людей на планете была ограничена количеством пищи, которую можно было найти. Поэтому на протяжении долгого времени на Земле могло жить не более 6-10 миллионов человек. К моменту появления Римской Империи 2000 лет назад это число выросло в 25 раз, а сейчас на Земле проживает более 7,5 млрд человек.
Все изменилось с окончанием ледникового периода более 11 000 лет назад. Климат стал мягче, а у людей к тому моменту появились каменные орудия труда. Постепенно приспособления совершенствовались, и в конце 4 тысячелетия до н.э. появился прототип сохи, а еще тысячу лет спустя началась история деревянного плуга. Для сбора урожая использовали серп и цеп.
Неолитическая революция протекала сразу в нескольких регионах, которые стали родиной многих современных сельскохозяйственных культур: из Эфиопии пришел кофе, из Индии – огурцы, из Китая – яблоки. Особые достижения принадлежали шумерам, которые изобрели особую борону для разрыхления почвы.
Высокой технологичностью древние технологии не отличались. Наши предки занимались подсечно-огневым земледелием: срезали с деревьев кору, а затем сжигали. На месте бывших лесов засевали землю, а угли и пепел использовали в качестве удобрения.
По античному образцу
Огромную роль в развитии сельского хозяйства сыграли древние греки. Они использовали бронзовые серпы, мотыги, сапки, трезубые вилы и рала – орудия, которые только рыхлили поверхность земли, не переворачивая ее. Чуть позже появился примитивный плуг, который пахари тянули с помощью упряжки волов. Плуг переворачивал землю, чтобы солнце ее прогрело и выжгло корни сорняков. После пахоты комья земли разбивали кувалдой или дубиной.
Даже Аристотель в своих знаменитых трактатах писал на тему сельского хозяйства. В «Естественной истории» и других работах философа встречаются попытки классификации растений и советы по возделыванию.
По окончании сезона дождей посевы окапывали, выпалывали сорняки. Созревший урожай жали железными серпами и увозили на ток, или гумно – расчищенный для молотьбы участок земли. В ходе молотьбы семена и плоды отделяли от колосьев, початков и стручков. Часто для этого использовали животных, гоняя их по кругу и бросая им под ноги то, что еще не вытоптано. Затем зерно очищали и отправляли на хранение в специальные ямы.
Греческие технологии переняли и усовершенствовали древние римляне. Для вспашки использовались орудия, знакомые еще грекам, но сама система была гораздо сложнее. Обычно один и тот же участок вспахивали по 3-4 раза, а в некоторых регионах и по 8-9 раз. Мотыгой землю также обрабатывали по несколько раз: в январе-феврале, в начале марта и в мае.
В латинском языке даже существовали особые термины для обозначения каждой вспашки: proscindere — пахать в первый раз, поднимать землю; iterare — перепахивать; tertiare — пахать в третий раз; lirare — пахать в четвертый раз, чтобы произвести покров семян.
Способы жатвы были различными. Иногда стебель вырывался с корнем – при этом земля сильно истощалась. Чаще использовали серпы, срезая урожай наполовину или под корень. Был и более прогрессивный способ: с помощью инструмента, похожего на гребень, срезались одни колосья. В ряде регионов даже существовали машины на основе этого орудия. Бык толкал впереди себя большой короб с зубьями, которые срывали колосья, и те падали в короб.
Для молотьбы часто использовали простую палку, выбивавшую зерно из колосьев. Но существовали более совершенные методы, например выколачивание зерна прогоном волов по колосьям на гумне.
Забытое знание
С началом эпохи средневековья развитие науки и сельского хозяйства застопорилось. Новые разработки долгое время не появлялись, а античные знания в большинстве своем были утеряны. Кроме того, в 536 году на Европу в результате извержений вулканов обрушилось глобальное похолодание, которое продлилось более ста лет. Атмосфера наполнилась вулканической пылью, а температура упала. Результатом стали неурожаи и голод.
Серьезные перемены к лучшему начались в XI-XIII веках. Возобновилось развитие сельскохозяйственной техники: получает распространение тяжелый плуг с железным отвалом, появляется новый тип железного топора, внедрение подков и новой сбруи позволяет в несколько раз эффективнее использовать лошадиную силу.
В XIII-XIV веках, в эпоху наивысшего сельскохозяйственного подъема, в целом удалось достичь античного уровня хозяйства. При этом обрабатывались более обширные территории, которые требовали большего объема работы, так что отчасти средневековым земледельцам удалось превзойти своих предшественников.
Переход к двигателям
С окончанием средневековья произошло возрождение сельского хозяйства. Деревянные орудия заменялись железными, но их применение по-прежнему основывалось на ручном труде с использованием тяги животных.
Начали появляться новинки, например, в начале XVIII века в Англии изобрели рядовые сеялки, а чуть позже – ложечные сеялки, которые после усовершенствования в 1790 году работали без изменений до XX века. Примерно в это же время были разработаны жатвенная машина и механическая молотилка, ставшая предшественницей комбайна.
Попытки изобрести уборочный комбайн начались в 30-е годы XIX века. Машины срезали колосья, связывали их в снопы, а позже – еще и молотили зерно. Однако устройства были громоздкими, и для их передвижения требовалось не менее десяти лошадей. Проблема была решена во второй половине XIX века с появлением парового двигателя. Первое время комбайн перемещался с помощью отдельного трактора, но позже машины удалось оснастить собственным двигателем.
Благодаря появлению двигателей удалось в целом сократить применение живой тягловой силы. Например, в Голландии в 1862 году уже активно использовали паровые плуги с двусторонними лемехами (острыми наконечниками), а в ряде других стран обычный плуг прикрепляли к паровому трактору.
Другим крупным изобретением того времени наравне с комбайном стал паровой трактор, разработанный в середине XIX века. В 1901 году появились первые тракторы с двигателями внутреннего сгорания, но они были слишком тяжелыми, большими и часто ломались. Все эти недостатки удалось устранить к 1907 году, когда тракторы получили широкое распространение. К машинам также подключали вспомогательные механизмы, такие как косилки, молотилки и мельницы.
Тракторы на гусеничном ходу начали производиться в 1912 году, но еще в 1817 году русский инженер Василий Гурьев предложил идею «сухопутного парохода». По его плану машина должна была поднимать 50 десятин (чуть больше 50 гектаров) крепкой почвы в день и заменить 300 лошадей.
Высокие технологии
Если раньше при развитии земледелия акцент делался на улучшении технологий, сейчас речь идет прежде всего об экологичном производстве. Другими словами, важно максимально эффективно использовать почву, оказывая на нее минимальное воздействие.
Когда возникло сельское хозяйство
История сельского хозяйства это часть истории человеческой культуры. Сельское хозяйство возникло около 12 000 лет назад, когда возникла необходимость человеческого общества поддерживать доступность продовольствия для себя. Сельское хозяйство вынуждало людей селиться в определенных местах и тем самым способствовало возникновению цивилизации.
Изменения в системах верований, развитие средств жизнеобеспечения, а также искусства обусловлены внедрением сельскохозяйственных технологий. Еще до начала этой деятельности люди привыкли искать источники пищи в дикой природе.
История сельского хозяйства развивалась независимо в различных частях света, а именно в Китае, Месопотамии (южная часть современного Ирака), Египте, Индии и Америке.
Будучи частью человеческой культуры, сельское хозяйство произвело революцию в человеческой жизни до промышленной революции.
Можно сказать, что сельскохозяйственная революция — это культурная революция, впервые пережитая человеком.
В каждой части мира развитие овладения технологией земледелия происходило по-разному, поэтому временная линия развития земледелия различна.
В некоторых частях Африки и Центральной Азии обнаружились признаки полукочевого (переходные от кочевого к оседлому) образа жизни. Древние люди занимались земледелием, но продолжали двигаться ради сохранения запасов продовольствия.
Происхождение сельского хозяйства
Истечение последнего ледникового периода примерно за 11 000 лет до н. э. сделало Землю теплее и поспособствовало длительному сухому сезону.
Эти условия были благоприятны для развития сельскохозяйственных культур, которые в сравнительно короткие сроки дали свои результаты. Люди стали хранить семена и клубни, а наличие зерновых и зернобобовых культур в достаточном количестве приносило деятельности охотников определенное подспорье в пище.
Выдвигались различные теории и гипотезы о том, как люди перешли от культуры охоты к культуре земледелия:
Начальное развитие сельского хозяйства
Основываясь на свидетельствах реликтовых артефактов, специалисты сошлись во мнении, что еще в доисторические времена практика земледелия впервые началась в районе «плодородного полумесяца» в Месопотамии около 10000 года до нашей эры. В то время эта местность была еще более зеленой, чем сейчас. На основании проведенного исследования определено, что зерновые культуры выведены для возделывания именно в этой местности. Именно в это время человек приручил кошку для защиты своего урожая от грызунов.
В Китае рис и ячмень (в общем смысле как эквивалент проса) начали возделываться с 7500 года до нашей эры.
Рис и сорго развивались в районе Сахеля, Африка, с 5000 г. до н. э.. Различные местные растения, возможно, были выращены также для своих собственных целей людьми в Западной Африке.
В Центральной Америке — область Перу-Боливия и верховья Амазонки культивировали тыкву, картофель и подсолнечник.
В Северной Америке — область современной Мексики, кукурузу.
Условия тропических африканских и азиатских тропиков, включая Индонезию, вероятно, приводили к развитию общества, которое все еще сохраняло охоту из-за относительной легкости в получении пищи. Миграция австронезийских народов, знавших земледелие, в район Индонезийского архипелага принесла с собой также технологию возделывания рисовых полей и сменного земледелия.
Римская империя
Римская империя простиралась от территории современной Англии и Испании на Западе и до территории современной Сирии на Востоке.
Земледелие в римские времена развивалось на основе земледельческих практик, которые были открыты шумерами и перенесены через культуру. Сельское хозяйство римлян было главным направлением, как торговли, так и экспорта. Поспособствовало этому развитию и изобретение плуга. Римляне заложили основы экономической системы, которая стала основой Средневековья.
Римляне имели четыре системы ведения хозяйства:
Каждая провинция имела свои выращиваемые культуры и взаимные поставки сельскохозяйственной продукции друг другу. Одни производили злаки, другие вино, а третьи оливы, в зависимости от типа земель, которые делились на провинции.
Китай
Исторические записи про возделывание культур существуют с 481 года до н. э. до 220 года до н. э.. Описание и развитие истории сельского хозяйства в Китае включает систему национальных зернохранилищ и практику выращивания шелкопряда. Торговля и использование продовольствия также регистрируются в это время.
В Китае возникли технические новшества для сельского хозяйства, например, насос. Этот насос, в основном, использовался для орошения ирригационных каналов, но также мог быть использован для обеспечения водой общины.
Индия
Хлопок был впервые использован 1000 лет до н.э. в Индии. В то время как пшеница и ячмень с 9000 года до нашей эры. Некоторое время спустя произошло одомашнивание овец, коз и крупного рогатого скота. Примерно в 8000-6000 годах до нашей эры также происходит одомашнивание слонов. Сельскохозяйственные практики включали рыхление, вспашку, обмолот, посадку с помощью животных.
В 5 тысячелетии до нашей эры земледельческая цивилизация стала распространенной в Кашмире (северо-запад Индии). Рис стал сырьем для основной пищи народа Индии с 8000 года до нашей эры. Развитие в области сельского хозяйства переносится в традиционное рисоводство Юго-Восточной Азии.
Ирригация развивалась в цивилизации долины реки Инд около 4500 года до нашей эры. Благосостояние людей росло, поэтому требовалось планирование и изготовление дренажа и канализации. Плуг, запряженный животными, был запущен в 2500 году до нашей эры именно в Индии.
Центральная Америка
Центральная Америка благодаря селекции дала начало кукурузе, которая появилась более 6000 лет назад. Кукуруза затем распространилась в Северной Америке и стала основной сельскохозяйственной культурой для коренного населения до появления путешественников-мореплавателей из Европы. К основным сельскохозяйственным культурам относились тыква, орехи и какао.
В Центральной Америке именно ацтеки активно занимались сельским хозяйством и имели основанную на сельском хозяйстве экономику. Земля вокруг озера Тескоко (сейчас место столицы Мексики) была плодородная. Земли было достаточно, чтобы производить пищу для жителей. Ацтеки также развивали орошение, террасирование на склонах гор и удобрения. Чинампа (технология ацтеков) является одной из величайших их находок, которую еще называют «плавучим садом».
Южная Америка
В районе Анд, Южная Америка, картофель стал главной культурой 5000 лет назад. Большое количество орехов также является их прерогативой. Растение кокаиновый куст или кока до сих пор остаются основной сельскохозяйственной культурой.
В цивилизации Анд доминировала земледельческая община. Нация инков изучила роль погоды и почвы для сельского хозяйства и применяла это на практике. Адаптация агротехники была применена в плановом порядке и позволяла производить многие виды сельскохозяйственных культур в различных местах, таких как побережье, горы и лес.
Северная Америка
Коренные общины на востоке нынешних Соединенных Штатов выращивали многие виды сельскохозяйственных культур, такие как подсолнечник, табак, тыква и марь, а также растения, которые больше не культивируются, например, болотник. Выращивали также дикий рис и клен. Земляника была впервые выращена в некоторых частях американского северо-востока. Орехи Кария пекан и виноград Конкорд, никогда не культивировавшиеся, но исчезнувшие, чтобы вернуться культивируемыми в 19 веке.
Коренные общины в районе, который сегодня находится на территории штата Калифорния, использовали контролируемый огонь для подготовки земли в районе пастбищ, лесов и болот. Они использовали огонь так, чтобы не вызвать лесного пожара, для поддержания плодородия почвы.
Австралия
История сельского хозяйства утверждает, что до начала британской колонизации Австралии в 1788 году коренное население материка характеризовалось как общество охотников и собирателей, которые не занимались сельскохозяйственной деятельностью или производством других продуктов питания. Но коренные австралийцы проводили сжигание пастбищ и лесов систематически для поддержания определенных культур и уничтожения культур, которые не нужны в интересах собирательства. В 1970-х и 1980-х годах археологические исследования показали, что коренное население Австралии содержало в заводях угрей и рыбу 5000 лет назад.
Таким образом, история сельского хозяйства подтверждает, что культивирование растений людьми массово началось порядка 12 000 лет назад.
Краткая история развития земледелия как производственной деятельности человека и как науки
Земледелие появилось в эпоху первобытного строя и является результатом длительного исторического развития человечества. Оно началось с тех пор, когда люди перешли от охоты и сбора диких плодов к затрате труда на производство растений, на размножение полезных видов растений, сознательного или бессознательного воздействия на их природу и приспособление к своим потребностям.
Как правило, у современных культурных растений многие органы, используемые человеком, сильно гипертрофированы, например количество семян у одного растения пшеницы, размер корня репы и т. д., хотя это и не вызвано потребностями растения. Так и плоды, которые обычно являются хранилищем семян, и если они их лишены, то и не нужны для самого растения, однако плоды многих культурных растений, употребляемые человеком (бананов, некоторых сортов мандаринов, груш), бывают вообще лишены семян.
Археологические и палеоботанические исследования указывают, что происхождение земледелия связано с зоной горных долин и плато, расположенных в субтропическом поясе. Н. И. Вавилов выделил несколько самостоятельных и весьма древних очагов земледелия, относящихся к VII—III тысячелетиям до нашей эры: переднеазиатский (где возделывались ячмень, пшеница и др.); долины горного и Восточного Китая (рис, просо, пшеница и др.); Мексика (бобы, перец и др.); Перуанский центр (хлопчатник, тыква, перец, бобы и др.).
Земледелие в Америке возникло независимо от других континентов и, возможно, является более древним. Отдельные находки позволяют считать, что в Мексике человек стал заниматься выращиванием кукурузы, по крайней мере, 10 тыс. лет назад. Районами наиболее старой земледельческой культуры в мире считаются Мексика, Перу, Боливия, Индия, Китай, Сирия, Египет. В Западной Европе земледелие возникло в V—IV тысячелетиях до нашей эры, а на территории нашей страны — в каменном веке. Древнейшими очагами были районы Средней Азии и Закавказья. Земледелием на территории современной Украины занимались в III—II тысячелетиях до нашей эры, когда на землях, обработанных мотыгами, человек выращивал пшеницу, ячмень коноплю и другие растения. Первые упоминания в летописях о земледелии на Руси относятся к 946 г. нашей эры.
Являясь наиболее древним видом производственной деятельности человека, земледелие тем не менее развивалось в разных местах весьма неравномерно. Начальные формы первобытной культуры со временем уступили место различным типам кочевого образа жизни и кочевого земледелия. Для этого этапа использования природных богатств характерны приручение диких животных, внедрение полезных растений, выявление факторов, благоприятных для сельского хозяйства, освоение земель. Кочевое сельское хозяйство уже отражает определенную сумму накопленных практических знаний. Кочевое земледелие и скотоводство, иногда сочетающиеся друг с другом, сильно изменяли видовой состав естественной растительности и местные природные условия. И в настоящее время огромные пространства земного шара носят отпечаток использования природных ресурсов в прошлом.
С увеличением численности населения кочевые племена проявляют стремление к оседлому образу жизни, что не исключает перегоны скота и смену возделываемых участков. Вместе с тем оседлый образ жизни связан с изменением форм использования почвы. При этом достаточно обширные территории стали разделяться на три крупных вида угодьев: лес, выгоны для скота и возделываемые поля. С экологической точки зрения в таком преобразовании смежных природных экосистем имеется здравый смысл. Зола очагов поступает на поля, на которые вносится также навоз. Если в этих условиях почва используется без стремления выжать из нее больше того, на что способен ее природный потенциал, без тенденции к нарушению равновесия, то этот способ использования почвенного покрова является в принципе рациональным и способствует его охране.
Однако с увеличением населения и в силу социальных причин отмечается нарушение имевшегося равновесия в природе. Начиная с XIX в. с его промышленной революцией влияние человека на растительность, природу в целом становится все более заметным и постепенно распространяется на большую часть районов земного шара. В области сельского хозяйства промышленная революция выражалась как в нарастающем спросе на количество и качество продукции земледелия, так и в приобретении научных знаний и развитии техники. Вмешательство человека в ход природных процессов почти повсеместно обострило проблемы изменения среды, проблемы, которые являются не только экологическими и агрономическими, но также экономическими и социальными. Вместе с тем земледелие этого времени становилось менее зависимым от капризов погоды, и продуктивность его непрерывно возрастала. Средние урожаи зерновых, равные в XV—XVII вв. 6—7 ц/га, выросли в индустриально развитых странах в XIX в. до 16 ц/га, достигли в середине XX в. 30—40 ц/га, сейчас находятся на уровне 50 ц/га и к концу XX в., как предполагают ученые, приблизятся к 60—70 ц/га или даже превысят эту величину. Такие высокие темпы прироста урожаев зерновых и других культур объясняются бурным ростом науки, техники, средств воздействия на природу растительных организмов и почвы. Широко осуществляются различного рода мелиорации почв, известкование кислых почв, экстенсивные формы развития земледелия сменяются интенсивными, увеличиваются дозы и улучшается состав применяемых удобрений, создаются и внедряются более продуктивные сорта растений, используются различные пестициды для защиты растений от болезней и вредителей, в борьбе с сорными растениями.
Развитие земледельческого труда, несомненно, предшествовало развитию науки. Развитие естествознания — это результат главным образом последних веков, а земледелие появилось в глубокой древности, задолго до появления письменности. Если в начале развитие земледелия базировалось на чисто эмпирической основе, то затем на него оказывали влияние достижения естественных наук. В настоящее время состояние земледелия является результатом достижений передовой практики и прогресса науки, часто опережающего ход развития и возможности непосредственно производства.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Откуда у людей появилось земледелие?
Земледелие — один из основных и важнейших элементов нашей цивилизации за весь известный нам период её существования. Именно с началом земледелия и переходом к оседлому образу жизни связано формирование того, что мы понимаем под терминами «общество» и «цивилизация».
Почему первобытные люди перешли от охоты и собирательства к возделыванию земли? Этот вопрос считается давно решенным и входит в такую науку как политэкономия довольно скучным разделом.
Научный взгляд примерно такой: первобытные охотники и собиратели чрезвычайно сильно зависели от окружающей его природы. Вся жизнь древний человек вел жестокую борьбу за существование, в которой львиную долю времени занимал поиск пищи. И вследствие этого весь прогресс человека ограничивался довольно незначительным совершенствованием орудий добычи средств пропитания.
А тут еще прирост населения пошёл в геометрической прогрессии (быстро в смысле), есть стало совсем мало, а голодных совсем много однако. Охота и собирательство уже не могли прокормить всех членов первобытной общины. И общине не оставалось ничего другого как освоить новую форму деятельности — земледелие, для чего требовался, в частности, оседлый образ жизни. Вот такой-то переход к земледелию стимулировал развитие орудий труда, люди освоили строительство стационарного жилья, дальше начали формироваться социальные нормы общественных отношений и т.д. и т.п.
Данная схема кажется настолько логичной и даже очевидной, что все, как-то не сговариваясь, практически сразу приняли ее за истинную.
Но в последнее время появились противники этой теории. Первыми и, пожалуй, самыми серьезными «возмутителями спокойствия» оказались этнографы, которые обнаружили, что сохранявшиеся до последнего времени первобытные племена абсолютно не вписываются в стройную картину, рисуемую политэкономией. Закономерности поведения и жизни этих примитивных сообществ не просто оказывались «досадными исключениями», а в корне противоречили той схеме, по которой должно было бы вести себя первобытное общество.
Прежде всего, была выявлена высочайшая эффективность собирательства:
«И этнография, и археология накопили к настоящему времени массу данных, из которых следует, что присваивающее хозяйство — охота, собирательство и рыболовство — часто обеспечивают даже более стабильное существование, чем ранние формы земледелия… Обобщение такого рода фактов уже в начале нашего столетия привело польского этнографа Л.Кришивицкого к заключению, что «при нормальных условиях в распоряжении первобытного человека пищи более чем достаточно». Исследования последних десятилетий не только подтверждают это положение, но и конкретизируют его с помощью сравнений, статистики, измерений» (Л.Вишняцкий, «От пользы — к выгоде»).
Жизнь «примитивного» охотника и собирателя вообще оказалась весьма далека от всепоглощающей и суровой борьбы за существование. Но это все доводы!
Начало земледелия
Искусство земледелия — это слишком трудное искусство, чтобы новичок, лишенный опыта, мог бы достичь сколько-нибудь серьезных успехов. Очевидно, что поэтому раннее земледелие чрезвычайно трудно, а его эффективность весьма и весьма невысока. Основной культурой при этом становятся злаковые.
Пищевая эффективность злаковых растений не слишком высока — много ли зерна получишь, даже если засеешь им большое поле! «Если бы проблема действительно состояла в поиске новых источников пропитания, естественно было бы предположить, что агротехнические эксперименты начнутся с растениями, имеющими крупные плоды и дающими большие урожаи уже в диких своих формах»
Даже в «неокультуренном» состоянии клубнеплоды в десять и более раз превосходят злаки и зернобобовые по урожайности, однако древний человек по каким-то причинам вдруг игнорирует этот факт, находящийся в буквальном смысле у него под носом.
При этом, первооткрыватель-земледелец почему-то считает, что ему мало дополнительно взваленных на себя трудностей, и еще больше усложняет себе задачу, вводя еще и самую сложную обработку урожая, какую только можно было придумать.
Зерно — чрезвычайно трудоемкий продукт не только с точки зрения выращивания и сбора урожая, но и с точки зрения его кулинарной обработки. Прежде всего приходится решить проблему вышелушивания зерна из прочной и твердой оболочки, в которой оно находится. А для этого требуется специальная каменная индустрия.
По официальной точке зрения политэкономии, с переходом к земледелию человек решает свои «продовольственные проблемы» и становится менее зависимым от капризов окружающей природы. Но объективный и непредвзятый анализ категорически отвергает это утверждение, — жизнь только усложняется. По множеству параметров раннее земледелие ухудшает условия существования древнего человека. В частности, «привязывая» к земле и лишая его свободы маневра в неблагоприятных условиях, оно зачастую приводит к тяжелым голодовкам, практически незнакомым охотникам и собирателям.
Этнографы снова против
Этнографы давно уже убедились в том, что так называемый «примитивный» человек вовсе не так глуп, чтобы ввергать себя в столь суровые испытания, какие возникают на «пути к цивилизованности». Но с какой же стати вольные охотники и собиратели на заре нашей истории все-таки отказались от традиционных форм самообеспечения продовольствием и водрузили на себя ярмо тяжелейшего, изнурительного труда, которым является земледелие?
Археологические данные свидетельствуют о том, что попытка освоения земледелия, например, на Ближнем Востоке (X-XI тысячелетия до новой эры) происходила в условиях последствий некоего катаклизма глобального масштаба, сопровождавшегося резким изменением климатических условий и массовым вымиранием представителей животного мира. И хотя непосредственно катастрофические события имели место в XI тысячелетии до нашей эры, их «остаточные явления» прослеживаются археологами еще в течение нескольких тысячелетий.
И поэтому, хотя идея об определяющей роли роста населения в освоении земледелия и развитии культуры далеко не нова, этнографы до сих пор ее не принимают: у них достаточно фактических оснований для серьезных сомнений…
Таким образом теория «демографического взрыва» в качестве причины перехода к земледелию также не выдерживает никакой критики. И единственным ее аргументом остается факт сочетания земледелия с большой плотностью населения.
География же древнего земледелия заставляет еще больше усомниться в том, что на переход к нему наших предков подвигло резкое и внезапное сокращение «кормовой базы».
Про зерно и злаковые
Советский ученый Н.Вавилов в свое время разработал и обосновал метод, по которому оказалось возможным определять центры происхождения растительных культур. Согласно проведенным им исследованиям выяснилось, что подавляющее большинство из известных культурных растений ведет свое происхождение всего из восьми очень ограниченных по площади основных очагов.
«Географическая локализация первичных очагов земледелия очень своеобразна. Все семь очагов приурочены преимущественно к горным тропическим и субтропическим областям. Новосветские очаги приурочены к тропическим Андам, старосветские — к Гималаям, Гиндукушу, горной Африке, горным районам средиземноморских стран и к горному Китаю, занимая в основном предгорные области. В сущности, только узкая полоса суши земного шара сыграла основную роль в истории мирового земледелия» (Н.Вавилов, Проблема происхождения земледелия в свете современных исследований»).
Все эти очаги, являющиеся, по сути, центрами древнего земледелия обладают весьма схожими климатическими условиями тропиков и субтропиков.
Но «Тропики и субтропики представляют оптимум условий для развертывания видообразовательного процесса. Максимум видового разнообразия дикой растительности и животного мира явно тяготеет к тропикам. Особенно это наглядно можно видеть в Северной Америке, где южная Мексика и Центральная Америка, занимая относительно ничтожную площадь, включают больше видов растений, чем весь необъятный простор Канады, Аляски и соединенных Штатов, взятых вместе (включая Калифорнию)» (там же).
Это определенно противоречит теории «дефицита кормовой базы» в качестве причины освоения земледелия, поскольку в этих условиях имеет место не только множественность видов, потенциально пригодных для сельского хозяйства и окультуривания, но и изобилие вообще съедобных видов, способное вполне обеспечить собирателей и охотников… Кстати, Н.Вавилов заметил и это:
«До сих пор в Центральной Америке и Мексике, также в горной тропической Азии, человек использует множество диких растений. Не всегда здесь легко разграничить культурные растения от соответствующих им диких» (там же).
Другая «деталь»: сейчас в качестве общепризнанной родины пшеницы (как одной из основных зерновых культур) на нашей планете фигурирует по официальной версии узкая полоса, огибающая Месопотамскую низменность. А оттуда уже пшеница, как считается, разошлась по всей Земле. Однако в такой точке зрения есть некое «шулерство» или манипуляция данными (как вам будет удобно).
Дело в том, что данный регион (по исследования Н.Вавилова) действительно является родиной той группы пшениц, которая называется «дикой». Кроме нее на Земле есть еще две основные группы: твердая пшеница и мягкая. Но оказывается, что «дикая» вовсе не означает «прародительница».
В результате глобального исследования различных видов пшеницы Н.Вавилов установил целых три независимых друг от друга очага распространения (читай — мест происхождения) этой культуры. Сирия и Палести оказались родиной «дикой» пшеницы и пшеницы-однозернянки; Абиссиния (Эфиопия) — родиной твердых пшениц; а предгорья Западных Гималаев — центром происхождения мягких сортов пшеницы.
Регионы происхождения различных видов пшеницы по данным Н.Вавилова 1 — твердые сорта; 2 — «дикая» и пшеница-однозернянка; 3 — мягкие сорта
Итак, что же в итоге.
Пойдем парадоксальным путем: попробуем объяснить невероятное событие через причины, которые могут показаться еще более невероятными. А для этого допросим свидетелей, которые и осуществляли собственно переход к земледелию. Тем более, что деваться нам некуда, поскольку единственной иной на текущий момент точкой зрения, отличной от официальной версии, является лишь та, которой придерживались наши древние предки и которая прослеживается в мифах и преданиях, дошедших до нас с тех далеких времен.
Наши предки были абсолютно уверены в том, что все произошло по желанию богов, спустившихся с небес. Именно они (эти боги) положили вообще начало цивилизациям как таковым, предоставили человеку сельскохозяйственные культуры и обучили приемам земледелия.
ВОТ! Так есть Боги то!
Весьма примечательным является тот факт, что данная точка зрения о связи происхождения земледелия с Богами господствует абсолютно во всех известных районах зарождения древних цивилизаций.
Прежде всего: весь вышеприведенный сравнительный анализ земледелия достаточно убедительно свидетельствует о том, что у человечества не было никаких «естественных» причин и предпосылок для перехода от охоты и собирательства к земледелию.
Во-вторых, мифология прекрасно объясняет факт, выявленный биологами и упомянутый выше, о «странной» множественности неродственных культурных видов основных зерновых в древних очагах земледелия и удаленность культурных форм от их «диких» сородичей: боги дали людям уже окультуренные растения.
В-третьих, версия «дара развитой цивилизации» способна объяснить и некоторые «странные» археологические находки, не вписывающиеся в общую официальную теорию происхождения земледелия.
В частности, в Америке: «…исследования показали, что в этом регионе в далекой древности кто-то проводил поразительно сложные анализы химического состава многих ядовитых высокогорных растений и их клубней. Причем эти анализы сочетались с разработкой технологии детоксикации потенциально съедобных овощей, чтобы сделать их безвредными. До настоящего времени «удовлетворительного объяснения того, каким путем шли разработчики этой технологии, нет», признается доцент антропологии Вашингтонского университета Дэвид Броумен» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).
И что еще обращает на себя внимание — именно в местах, где возникли очаги земледелия, потом зарождались и религии….Уж не Боги ли посеяли среди людей не только злаки, но и религию? Но это уже отдельная тема, а пока достаточно!