С чего начинается волевое действие

Волевой акт и его структура

Действие сознательного целенаправленного характера, с помощью которого человек осуществляет цель, при этом контролирует свои импульсы и изменяет окружающий мир, подчиняя его осуществлению поставленной задачи, называется волевым действием. Об этом пишет Л.С.Рубинштейн, выделяя четыре этапа волевого акта.

Структура волевого акта

Волевой акт начинается с желания, стремления произвести действие для чего-то. Затем рассматриваются мотивы, прогнозируется результат. Наконец, наступает момент принятия решения, который может протекать по-разному. Если борьба мотивов отсутствует, решение принимается без каких-либо ярких проявлений, так как цель полностью совпадает с принятием решения. По утверждению Рубинштейна после того, как цель поставлена, мгновенно приходит осознание того, что это необходимо сделать. После осознания возникает желание начать действовать. Если мотивов несколько, и они конфликтуют между собой, полное и окончательное решение принимается после борьбы мотивов. Если мотивы равны по значимости и интенсивности, решение принимается насильственно, путем искусственного снятия борьбы мотивов. Принятие решения сопровождается эмоциональной составляющей. Человек переживает за результат будущих действий, осознает, что от него зависит исход той или иной ситуации, рождается чувство ответственности.

Переживание волевого действия субъектом

Основные компоненты субъективного переживания выделяет психолог Д.Н.Узнадзе, их три. В акте воли на индивидуальное «Я» человек смотрит объективно (явление объективизации). Происходит «выпадение» субъекта из повседневного существования и оценка им самого себя, мотивов своих действий со стороны. Например, настала необходимость признать, то что вы были не правы. Для этого нужно сопоставить себя и свою деятельность, на какое-то время отстранившись от слитного существования субъекта и действия. Вы внутренне соглашаетесь с тем, что допустили ошибку, а потом уже выражаете это во внешнем поведении. То есть, можно утверждать, что волевой акт — это особое состояние сознания. Воля по своей сути имеет перспективный характер, она всегда направлена вперед, в будущее. Совершая волевой акт, человек не думает о настоящем, он анализирует то, что будет после совершенного им действия. Каким станет будущее, если он сделает или не сделает нечто. Воля способна переживать активные стадии «Я». Например, чувство жажды. Человек незамедлительно совершает действия: встает, наливает воду, пьет. Здесь не присутствует субъективное разделение человека и ситуации, нет ориентации на будущее, нет активности личности. Это импульсивное поведение, здесь происходит переживание самой потребности, активное «Я» не включается.

Акт воли не является реализацией импульса, поэтому необходимую энергию для деятельности он берет из другого источника. Таким источником является личность человека.

Различия между волевым и произвольным действием

Произвольные действия знаково опосредованы. Мотив четко согласован с целью.

Волевое знаково опосредованное действие всегда направлено на реализацию ценностного мотива, вопреки актуальному мотиву или при недостаточно интенсивном актуальном мотиве. Для волевого акта характерны специальные приемы, двойное опосредование. Степень овладения этими приемами определяет волевые качества личности. Действие воли всегда осознанно, наблюдается активность целостной личности.

Источник

Воля и волевые действия

С чего начинается волевое действие

Воля определяет способность добиваться успеха: она выявляет насколько легко приниматься за работу, сопротивляться соблазнам, побеждать прокрастинацию и лень, избавляться от раздражителей и ставить долгосрочные результаты выше желаний получить краткосрочные удовольствия.

Воля в психологии, согласно Википедии – способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Проще говоря, если вы приняли решение что-либо сделать, но после этого не последовало никакого действия, значит решение не было принято, а воля оказалась подавленной страхом, стрессом или ленью.

Современные психологи предполагают, что слабость воли может быть вызвана одной или несколькими из следующих причин:

Функции воли

У воли две функции: побудительная и тормозная.

Побудительная воля – это действие или комплекс действий, которые вам нужно совершить (прививание хорошей привычки). Тормозная – действие, которого не нужно совершать (искоренение плохой привычки).

Воля в той или иной мере проявляется у всех людей. Однако многие, несмотря на то, что рационально понимают, что плохое поведение или привычка разрушают жизнь и могут стоить очень дорого (сидячий образ жизни, потребление алкоголя, курение), изменяют свой быт и поведение лишь на короткий промежуток времени. Через несколько дней, недель или месяцев привычка берет верх и воля оказывается подавленной. До того часа, когда снова возникнет достаточно сильный страх или отвращение к себе.

Существует определенный порог желания, который разделяет мотивацию и волю: когда желание лежит ниже этого порога, оно является мотивацией, а когда пересекает его, то действие становится волевым.

Волевые действия

Волевые действия – это сознательно контролируемые действия, которые направлены на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей. Они возникают в тот момент, когда человек лишен мотивации, жизненных сил и энергии, но при этом четко понимает, что и зачем ему нужно сделать.

Важнейшие компоненты волевых действий:

Волевое действие является достаточно сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий и фаз. В современном мире так много раздражителей (реклама, интернет, звуки), что человеку становится все тяжелее воспитать в себе это ценное и во многом определяющее успех качество.

Что нужно знать о воле

Недостаток воли является самым высоким барьером, который не позволяет человеку измениться. Проблема в том, что ее нужно применять на ежедневной основе, а не время от времени, чтобы привить себе хорошую привычку или сломать плохую. Все наши серьезные цели и планы рушатся именно из-за неспособности управлять волей.

С волей тесно связано понятие отложенного удовольствия. Говоря простыми словами, это способность концентрироваться на долгосрочной цели с тем, чтобы не замечать мгновенное удовольствие, которое может помешать планам. Неделя интенсивных тренировок в спортзале не будет иметь значения, если мы проведем бурные выходные, во время которых будем питаться исключительно пиццей и выпивать.

Воля является ограниченным ресурсом. Если мы пытаемся измениться, например, прекратить поступать импульсивно, то уже к вечеру можем испытывать подавленность и фрустрацию. Это грозит возвращением старой привычки. Однако следует учесть два момента. Первый: волю можно тренировать – и таким образом мы сможем проявлять ее намного дольше в течение дня. Второй: волю можно растрачивать впустую, если заниматься не тем, чем нужно.

Так как воля ограниченный ресурс, то нужно планировать день таким образом, чтобы не расточать ее попусту. Например, избегать мест, которые могут запускать триггер плохой привычки.

Высокий уровень воли практически всегда означает высокую самооценку (ведь нам есть чем гордиться), умение сопротивляться соблазнам в виде алкоголя, сигарет и переедания, улучшение психического и физического здоровья.

Истощенная сила воли делает человека импульсивным. Это значит, что если вы почувствовали, что воля находится на нуле, нужно сделать все возможное для того, чтобы убрать соблазны с глаз долой.

Если вы убедились в исключительной важности развития воли, давайте посмотрим, как именно это можно сделать. Помните, что вам предстоит долгий путь, возможно длиною в жизнь.

Развивайте моральные качества

Исследователь Курт Грей, доктор психологии в Гарварде, объясняет этот эффект самоисполняющимся пророчеством: «Окружающие считают высокоморальных людей более волевыми и дисциплинированными, умеющими пребывать в дискомфорте, не теряя головы».

Исследователь уверен, что Ганди или мать Тереза, скорее всего, не родились волевыми людьми, а стали таковыми, пытаясь помочь другим. Он вводит понятие «нравственной трансформации», поскольку предполагает, что моральные поступки способны превращать людей из ленивых и прокрастинирующих в волевых.

Не тратьте волю попусту

Если очень «постараться», можно уже к полудню истощить свою волю полностью, что скажется катастрофически на оставшемся дне и тех важных решениях, которые вы так и не сможете принять.

Например, вы поставили целью изменить свой характер, как это делал Франклин: выделять по одной-две недели на одно качество. Это длинный марафон, поэтому нужно многое предусмотреть.

Заранее примите не очень важные решения, которые обычно «высасывают» из вас энергию. На ближайшие месяцы составьте меню и придерживайтесь его. Купите одинаковые рубашки, брюки и обувь, чтобы не тратить ментальные ресурсы на то, чтобы постоянно думать о том, что надеть и обуть. Здесь и сейчас нужно принять только те решения, которые касаются вашего характера. Об остальных побеспокойтесь заранее.

Те же советы касаются и других сфер жизни: похудения, избавления от вредных привычек, достижения уровня Advanced в изучении английского и многого другого. Примите все не слишком важные решения заранее и фокусируйтесь только на самых ценных. Не распыляйте свою волю.

Проведите сеанс саморефлексии

Для этого вам понадобится дневник. Запишите все действия, которые выполняете бессознательно (они стали привычными), но от каких хотите избавиться. Например:

Если составите список хотя бы из десяти пунктов, это уже можно будет назвать хорошим сеансом саморефлексии. А теперь выберите две самые разрушительные привычки.

Запишите из каких последовательных действий состоят эти нежелательные привычки. Под действиями стоит понимать также мысли и связанные с ними эмоции. К примеру, если во время разговора с человеком вы склонны не слушать его, отмечайте, какие мысли или убеждения появляются в вашей голове. Вероятно, именно они и не позволяют концентрироваться на продуктивном диалоге. Изучите природу этих мыслей.

Подумайте над тем, как можно пресечь данное поведение. Помните, что вы можете быть осознанными в каждом своем действии. Речь идет о привычке, главное – распознать последовательность шагов.

На протяжении следующего месяца полностью контролируйте эти две привычки.

Останавливайтесь на три секунды

Наша жизнь – это километровая цепь привычек. Некоторые из них помогают, другие мешают.

На протяжении всего дня останавливайтесь в процессе какой-либо деятельности (конечно, если не ведете машину) и задумывайтесь, на какой стадии какой привычки сейчас находитесь. Если речь идет о потреблении плохой пищи, то даже приятные мысли о кока-коле – это уже часть привычки. Задумайтесь на три секунды: к чему приведет эта мысль? Разумеется, к накручиванию: «без колы я буду несчастным человеком, а с колой буду самым счастливым человеком на планете». После чего пойдете и купите ее. Вспоминайте дальше: после того, как вы выпили эту газировку, как себя чувствуете? А через полчаса? Можно выявить, что на самом деле вы обманывали себя, стали жертвой рекламы и привычки.

Пытайтесь осознавать себя в течение трех секунд как можно чаще на протяжении дня. При помощи этого метода можно избавиться от непреодолимого желания критиковать, злиться и обижаться. Как только «три секунды» станут привычкой, вы уже не будете истощать свою волю данным упражнением (оно станет выполняться автоматически) и сможете изменяться, побуждать себя к работе или пресекать нежелательные действия намного быстрее и эффективнее.

Источник

Волевого действия

С чего начинается волевое действие С чего начинается волевое действие С чего начинается волевое действие С чего начинается волевое действие

С чего начинается волевое действие

С чего начинается волевое действие

Внешнее исполнение

Внутреннее волевое

С чего начинается волевое действиедействие

Рис. 3. Психологическая структура волевого акта (по Маклакову А.Г.)

По мнению Маклакова А.Г., волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего её, стремление к цели принято называть желанием. Влечение всегда смутно, неясно: человек осознаёт, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает (состояния тоски или неопределенности). Из-за своей неопределённости влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нём потребность, как правило, либо угасает, либо осознаётся и превращается в конкретное желание.

Следует отметить, что не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т.е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определённую эмоциональную окраску. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет её содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать, происходит борьба мотивов, которая заканчивается принятием решения о цели и способах действия.

Например, студенту необходимо готовиться к экзамену. Его интересует предмет (познавательный мотив), он намерен получить отличную оценку и хочет, чтобы преподаватель его особо выделил (престижный мотив). Эти три мотива имеют общую направленность, и поэтому борьбы мотивов не возникает. Под их влиянием формируется цель – обстоятельно подготовиться к экзамену. Внутренние конфликты здесь связаны с необходимостью выполнения трудного действия, с преодолением усталости. Потребуется много усилий для осмысления и запоминания сложного учебного материала, для рациональной организации деятельности.

Примеры разнонаправленных мотивов: 1)при большом интересе к предмету студент равнодушен к тому, какую оценку он получит. Следовательно, он может сосредоточить своё внимание на узком круге вопросов, увлечься частностями и не успеет повторить весь материал, и не получит оценку «отлично». 2)Если у студента есть сильное желание получить пятёрку, но нет интереса к предмету, то изучать его будет скучно и утомительно. 3)Возникает сильный мотив вообще вне учебной деятельности, например, посмотреть интересный фильм. В таких случаях студент начинает взвешивать «за» и «против» того или иного выбора, анализирует свои мотивы (что для меня важнее?) и возможности (смогу ли я успешно сделать и то, и другое?). Он отдаёт предпочтение то одному действию, то другому, сомневается, меняет решение, т.е. имеет место борьба мотивов.

Принятие волевого решения (заключительный момент борьбы мотивов) в значительной степени опирается на убеждения студента, на понимание им социальной значимости своего выбора. У одних преобладает склонность к рациональным решениям, другие следуют чувству долга. Задержка действия из-за нерешительности может продолжаться долго.

Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий. Рассматривая процесс принятия решения, Уильям Джемс(1842-1910) выделял несколько типов решительности.

1. Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие мотивы начинают

понемногу угасать, оставляя место альтернативе, которая воспринимается совершенно спокойно. Переход от сомнения к уверенности переживается пассивно. Человеку кажется, что основания для действия формируются сами по себе в соответствии с условиями деятельности.

2. В случаях, если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент,

С чего начинается волевое действие

когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого. При этом нередко какое-нибудь случайное обстоятельство нарушает равновесие, предоставив одной из перспектив преимущество перед другими, и человек как бы подчиняется судьбе.

3. При отсутствии побудительных причин, желая избежать неприятного ощущения

нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматически, просто стремясь к движению вперёд. То, что будет потом, в данный момент его не заботит. Как правило, этот тип решительности характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности.

4. К следующему типу решительности относятся случаи нравственного перерождения,

пробуждения совести и т.д. В данном случае прекращение внутреннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей. У человека как бы происходит внутренний перелом, и сразу возникает решимость действовать в конкретном направлении.

5. В некоторых случаях, не имея рациональных оснований, человек считает более

предпочтительным определённый образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить себе остальные. В отличие от первого случая функции разума здесь выполняет воля.

По мнению Маклакова А.Г., исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с определённым сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то при этом принято говорить о намерении исполнить принятое решение (поступить в вуз, получить образование и др.). Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. В волевом действии при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие – особое состояние внутреннего напряжения (активности), которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.

Этот заключительный этап волевого действия, по мнению Маклакова А.Г., может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Например, студент при подготовке к экзамену должен правильно организовать свою деятельность с учётом адекватной оценки сил и возможностей; строить свою деятельность в соответствии с планом (графиком) работы; обдумывать выполнение действия и их последовательность на уровне мышления и рисовать их в своём воображении; увеличению интенсивности волевых усилий способствуют повышенная активность субъекта, высокий тонус деятельности, коллективная работа. Снижению – усталость, утомление, страх перед неудачей, неверие в свои силы и др.

Таким образом, борьба мотивов и последующее принятие решения, а также исполнение принятого решения, по мнению учёного, являются важными моментами волевой деятельности человека.

Интенсивность волевых усилий прежде всего зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия. Существуют и значительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий: мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая способность человека следовать по намеченному пути; уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы.

В таблице 1 приведены различные подходы к выделению функций воли.

3. Физиологические основы воли

Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу в виде нервных процессов. Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и торможения. При ослаблении процесса возбуждения у человека возникает апатия, при ослаблении торможения – большая активность.

Механизм волевого действия функционирует на основе первой и второй сигнальных систем. На основе временных связей между различными центрами коры мозга складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что и создаёт условия для целенаправленного поведения.

Особое значение в выполнении волевого действия играет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения. Вторая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким образом влияет на формирование мотивов волевых действий.

Регулятор волевой деятельности – лобные доли коры больших полушарий, которые обеспечивают удержание цели действий. В них происходит сличение достигнутого в каждый момент результата с предварительно составленной программой.

Материальной основой произвольных движений является деятельность пирамидных клеток, расположенных в одном из слоёв коры мозга в области передней центральной извилины и по своим размерам во много раз превышающих окружающие их другие нервные клетки. В пирамидных клетках зарождаются импульсы к движению, и отсюда берут начало волокна, образующие массивный пучок, который идёт в глубину мозга, спускается вниз, проходит внутри спинного мозга и достигает в конечном итоге мышцы противоположной стороны тела (пирамидный путь). Пирамидные клетки и нервные пути являются двигательным аппаратом коры головного мозга. В случае поражения тех или иных пирамидных клеток у человека наступает паралич соответствующих им органов движения. На рис. 4 изображена двигательная область коры головного мозга человека.

С чего начинается волевое действие

Рис. 4. Двигательнаяобластькорыголовногомозгачеловека

Ю. Куль выделил семь следующих волевых механизмов:

• Контроль активизации усилий;

• Контроль кодирования и оперативной памяти;

• Поведенческий контроль (Котова И. Б. и др. «Психология»).

Упоминание о воли можно встретить ещё у Аристотеля. Одной из широко известных теорий воли в философии XIX в. был волюнтаризм. Волюнтаристы (Шопенгауэр, Ах и др.) считали волю особой надприродной силой, которая определяет ход психических процессов и свободный выбор поведения. Они понимали волю как абсолютную свободу, не связанную с обществом.

Представители другой механистической теории воли (Ч. Ломброзо и др.) полностью отрицали свободу воли человека и полагали, что воля полностью зависит от обстоятельств, в которых находится человек (человек – безвольная игрушка природы).

В последние десятилетия развивается концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек наделён способностью самостоятельно выбирать формы поведения, адекватные познанным им законам природы и общества, а также собственному личностному смыслу (Франкл, В.А. Иванников и др.).

4. Волевые качества личности

Воля обладает определёнными качествами: силой, устойчивостью и широтой.

Сила воли – степень возбуждения волевого усилия; обобщённая способность

преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.

Устойчивость воли – постоянство проявления в однотипных ситуациях.

Широта воли – количество видов деятельности, в которых проявляется воля.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в следующих её качествах.

Волевые качества личности – это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности (В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова. Психология). В табл. 2 приведена классификация волевых качеств личности.

Классификация волевых качеств личности

(В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова. Психология)

Волевые качества личности
ЦелеустремленностьСамообладаниеМорально-волевые
ТерпеливостьВыдержкаМужество
Самоотверженность
УпорствоРешительностьПринципиальность
НастойчивостьСмелостьДисциплинированность

Одна из классификаций (В.А. Иванников) выделяет три блока волевых качеств личности (см. рис. 5).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *