С чего начинается строительство города
На Сахалине построят новый город. Как он будет выглядеть
Экополис строится по инициативе правительства Сахалинской области в 35 км от столицы региона — Южно-Сахалинска. Строительство города планируется начать в 2023 году, а завершить в 2030-м.
Власти региона рассчитывают таким образом привлекать на Сахалин новое население. Проект концепции нового города выбрали на открытом конкурсе, в котором участвовали несколько ведущих международных бюро. Победил консорциум под руководством архитектурной студии IND architects. Узнали у представителей консорциума, каким они видят будущий Экополис.
Мастер-план предусматривает малоэтажную застройку — до семи этажей. Предусмотрены общественно-культурные и деловые зоны, инновационно-технологический кластер и мультимодальный логистический комплекс. Проект включает реконструкцию существующего порта, который, как планируется, станет основой экономики Экополиса.
Валерий Лимаренко, губернатор Сахалинской области:
— Нам важно создать новую отрасль, связанную с логистикой, развивать транспортно-логистический бизнес. Если к этому добавить комфортную среду, то с острова бы никто не уезжал, наоборот, приезжали бы со всей России. Именно поэтому возникла идея построить новый город, экологически чистый, с современными энергосберегающими технологиями, беспилотным транспортом.
В Экополисе также построят конгресс-центр площадью 20 тыс. кв. м. Предполагается, что в нем будут проводиться международные научные, образовательные и культурные мероприятия. В конгресс-центре предусмотрены места для постоянной работы 240 человек.
В городе запланирован также университетский кластер на 9 тыс. студентов. Кампус будет включать в себя учебно-лабораторные корпуса, физкультурно-оздоровительный комплекс, дата-центр, коворкинги, офисы, пространства для отдыха и магазины.
Кампус будет оснащен станциями для зарядки телефонов, умными светофорами и энергоэффективными фонарями. Троутары будут вымощены спортивными покрытиями ярких цветов, гранитом и бетонной плиткой, также запланировано много газонов и «зеленых островков». В качестве фасадных материалов зданий кампуса используют стекло, металлические панели и медиафасады.
К 2030 году в новом городе рассчитывают создать 20 тыс. рабочих мест. Постоянно, как планируют власти региона, в Экополисе будут жить 25 тыс. человек.
В IND architects поясняют, что в основе мастер-плана Экополиса — принципы экологической устойчивости и природного урбанизма. При строительстве города обещают максимально сохранить существующий ландшафт. Строить собираются по современным энергосберегающим технологиям — дома оснастят солнечными батареями, а на дорогах будут ездить электромобили и беспилотный транспорт.
Для постоянных жителей в Экополисе построят три жилых района. Первый, под названием «Жилье на склоне», будет включать урбан-виллы и блокированные малоэтажные дома. Во втором, под названием «Верхний район», предусмотрены квартиры с террасами и палисадниками, а также дома с участками. Третий район, «Террасные кварталы», расположится на краю утеса, его застроят малоэтажным жильем. Авторы проекта обещают, что из каждой квартиры в этом районе будет открываться вид на океан.
Конкурс на разработку концепции Экополиса стартовал в мае 2021 года. Заявки на участие в нем подали 22 консорциума, объединившие 73 компании из 12 стран мира. В финал, помимо консорциума архитектурной студии IND architects, вышли команды во главе с «Мастер’c план», Sheredega Consulting, «Новой Землей», Wowhaus. Заказчиком конкурса выступили Корпорация развития Сахалинской области и областное Министерство архитектуры и градостроительства. Организатором стало Агентство стратегического развития «Центр».
Это не первый новый город на Дальнем Востоке, строительство которого анонсировано в 2021 году. В 30 км от Владивостока появится Спутник, созданный на территории опережающего социально-экономического развития «Надеждинская». Планируется, что численность жителей Спутника составит 300 тыс. человек, в рамках проекта будет построено 2,8 млн «квадратов» жилья. Еще один новый город построят в Крыму. Он будет представлять собой туристический кластер под названием Новая Евпатория.
Приезжай отдыхать, оставайся жить. Как устроен новый город Доброград
Появление на карте страны новых городов — настоящее событие. Доброград — проект молодой, но уже не новый, набравшийся сил, знаний и опыта. Краткая справка о городе может звучать так: Доброград — новый российский город, который строится на частные инвестиции основателя Askona Life Group Владимира Седова. Город находится во Владимирской области, в 12 км от Коврова.
За такой не слишком обширной справкой скрывается большая работа, которая идет на протяжении десяти лет. За это время в городе для жителей и гостей построена качественная инфраструктура для досуга и отдыха — четырехзведочный парк-отель со спа-центром, недавно получивший лицензию на осуществление медицинской деятельности, спортивная инфраструктура: многофункциональный комплекс СК «Гранд-Арена», где круглогодично можно заниматься различными видами спорта, проводятся соревнования областного уровня, множество площадок для занятий спортом на открытом воздухе — скейт-парк, оборудованный для роллеров, райдеров и скейтеров, площадки уличных тренажеров, теренкуры — всего больше 60 га парка для семейного отдыха, где можно заниматься 40 различными видами спорта или просто приехать погулять.
Летом следующего года откроется вейк-парк — самый большой на территории России. В следующем же году планируется открытие гольф-поля на 18 лунок, седьмого в стране. Открыт и успешно функционирует расположенный недалеко от Доброграда Первый клинический медицинский центр — один из передовых в Центральной России.
Философия города учитывает современные решения, город проектируется и строится с учетом того, как в нем будут жить люди через 20 и 30 лет. Многие жители, а в городе уже живет 1 тыс. человек, остались в Доброграде после нескольких дней, проведенных в отеле, оценив сервис, удобство и перспективы города для жителей всех возрастов.
«В основе города — высокоуровневая ценность: семья. В России в нее входят не только супруг и дети, но и родители. У моей команды стояла задача обеспечить ценность для всех трех поколений. Образование и развитие для детей, интересную работу и стиль жизни для взрослых, а для старших — социализацию и медицину», — рассказывает о философии города Владимир Седов, основатель Askona Life Group и города Доброграда.
Где работать
В городе сегодня живет 1 тыс. человек, но уже к 2039 году численность населения составит 50 тыс. На территории города будет построено 1,5 млн кв. м жилья и 985 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. И эти планы не голословны — для того чтобы они стали реальностью, а город получил импульс к развитию, в 5 км от города создана особая экономическая зона «Доброград-1». Частная. Свой статус она получила в конце 2020 года, так что на сегодняшний день это самая молодая ОЭЗ в стране. Площадь территории ОЭЗ 211 га, она расположена в 2 км от федеральной трассы М-7, имеет прямой доступ к железнодорожной развязке. Собственный аэропорт малой авиации сокращает любые расстояния и для жителей города, и для будущих резидентов и инвесторов.
Создатели «Доброграда-1» настаивают: все предприятия, которые там получат прописку, должны быть экологически безупречны. По словам генерального директора проекта «Город Доброград» Олега Фомина, современная модель будущего цивилизации базируется на идее, что любая экономическая выгода для производства должна учитывать не только прибыль, но и нагрузку на экологию. Этому отвечают главные критерии технологической концепции ОЭЗ — 100%-ная экологическая безопасность предприятия, возможность использовать возобновляемую энергию. На строящихся производственных объектах ОЭЗ будут монтироваться солнечные батареи. Планируется, что практически половина электроэнергии, необходимой в «Доброград-1», будет возобновляемой. Интересное предложения для прогрессивных компаний и их сотрудников, которых рядом ждет новый современный город с качественным и доступным жильем и всем нужным для жизни.
Учиться в Доброграде
У растущего города тщательно разработанный генплан. Сегодня активно строится усадебная зона, где предлагается три формата недвижимости — можно приобрести землю и построить собственный дом в соответствии с архитектурным кодом города, купить готовый таунхаус или квартиру в многоквартирном малоэтажном доме. Архитектуре уделяется особое внимание: город строится соразмерным человеку, нет высоких заборов, все здания, включая многоквартирные дома, интегрированы в природу, чтобы не нарушать гармонии местности.
Многоквартирные дома в Доброграде тоже непростые. Всего их будет 10–15. Дома невысокие — максимум пять этажей, во всех домах предусмотрены лифты, помещения для хранения колясок, велосипедов и спортивного инвентаря с отдельным входом с улицы, входные группы и общие зоны будут отделаны искусственным камнем. Квартиры сдаются с готовым ремонтом, при этом собственники могут выбрать понравившийся вариант дизайна из нескольких. В усадебной зоне высокое качество недвижимости определяет и ее цену — стоимость квадратного метра в многоквартирных домах приближается к подмосковной — около 100 тыс. руб. Но качество жизни, экология и характеристики самого жилья, несомненно, выше.
Впрочем, столица вскоре сама придет к Доброграду — строится платная скоростная трасса Москва — Казань, которая сократит время проезда от МКАД до нового города в два раза — доехать до Доброграда на машине можно будет часа за два.
В сентябре 2021 года в Доброграде открылся образовательный комплекс «Мир», рассчитанный на 275 мест, — частная школа с лучшим программами обучения. Весной откроется детский сад, а в ближайшее время начнется строительство государственной школы на 850 мест.
Но самое главное — жизнь в городе совершенно безопасна: территория охраняемая, можно не переживать за безопасность детей и имущества.
В ближайшее время около Особой экономической зоны начнется строительство квартала, состоящего из среднеэтажных многоквартирных домов, где появится более доступное жилье для сотрудников ОЭЗ, которых, по всем расчетам, будет немало. Проекты Askona Life Group активно привлекают в Доброград высококвалифицированных специалистов из других регионов для работы в городе, на предприятиях, в медицине и образовании. Арендный рынок с таким потоком не справляется, так что приобретение недвижимости в Доброграде может стать неплохим пассивным доходом в будущем — ее владельцы могут сдавать квартиры в аренду. Есть и инвестиционный потенциал — за последний год цены в проекте существенно выросли как за счет общего подорожания недвижимости, так и за счет растущего интереса к проекту — ценители хорошей жизни поняли потенциал Доброграда — города, из которого, по словам Владимира Седова, «никогда не захочется эмигрировать».
Первый частный город в России, быть или не быть? Часть 1
В прошлой своей статье «Дизайн российских городов, где он?» я затронул тему плохой архитектуры в наших с вами городах. Она получило широкий резонанс, набрав более 300 комментариев.
Сегодня поговорим о более практической части и попытаемся вместе ответить на вопрос «Что делать?».
Концепция частного города
Знакомьтесь, это Пол Ромер, американский экономист, который в 2009 году предложил идею городов-хартий под управлением корпораций.
В своем выступлении на TED Ромер описывает свою концепцию, в которой фактически предлагает с нуля строить города в развивающихся странах, правительства которых погрязли в коррупции, бюрократии и плохих законах.
В частном городе управление будет в руках крупной компании. В нем будут созданы самые привлекательные условия для инвесторов и бизнеса, а управляться они будут на основе хартии, то есть договора, списка правил, наиболее благоприятных экономически и политически.
В идеях Ромера есть кардинальные и труднореализуемые в нашей стране идеи, в частности, он предлагает строить города, свободные от законодательства страны, в которой они находятся. Но это и не важно. Мы ведь можем взять лишь то, что подходит именно нам, верно?
Частных городов по модели Ромера так и не появилось, но есть классические частные города под управлением корпораций, вот несколько из них:
Celebration
Город в США, штат Флорида, большинство земель которых принадлежат The Walt Disney Company. Население составляет 7427 человек (данные 2010 года).
Идея этого города родилась в голове небезызвестного Уолта Диснея, но воплотилась она в жизнь только после его смерти.
В 1995-м компания Диснея разыграла первые 474 дома в Селебрейшне, почти пять тысяч человек боролись за право быть его частью — частью огромной декорации, с поддельным снегом и максимально зарегулированной жизнью.
Город Диснея — пример частного города, работающей бизнес-модели, которая уже воплощена в жизнь.
Лаваса
Лаваса — это строящийся на деньги частной компании город, расположенный в Западных Гхатах – горах Сахядри на западном побережье Индии. Пока не ясна судьба этого проекта, СМИ предрекают сумрачное будущее, но это лишь мнение. Дело в том, что в Индии настолько низкие зарплаты, что позволить себе жить в таком городе могут немногие. Да и качество строительства под вопросом.
Lavasa является детищем индийского предпринимателя Аджита Гулабчана (Ajit Gulabchand) — председателя строительной компании Hindustan, известной мега-проектами мостов и дамб.
Это первый город в Индии, который строится в соответствии с принципами «нового урбанизма» — концепции города, в соответствии с которой в нем остается достаточно много свободного пространства, совмещены бизнес-зоны и жилая застройка, есть разнообразные типы социального жилья и сохранены природные лесопарки.
Частный город в России?
Я слышал про частные компании, школы, коттеджные поселки, но города — никогда.
Что у нас есть сейчас:
Все города в России находятся под управлением чиновников, которым по сути плевать как они выглядят, какая у них инфраструктура и комфортно ли жить его жителям. Чиновники получают фиксированную зарплату, основная их функция «освоить» бюджет. Мотивации что-то делать хорошо нет, ведь если все хорошо, то бюджет в следующем году не выделят.
— бесплатное социальное обеспечение: сады, школы, медицина;
— мэр и губернатор сменяются демократическими выборами. пишу это и не могу сдержать улыбку
А есть ли еще плюсы? Я сходу не вспомнил.
А теперь посмотрим на частный город.
Он находится под управление мэра, назначенного советом директоров управляющей компании. Его задача — повышать прибыльность города. Он заинтересован, чтобы в город приехало как можно больше жителей. У него есть мотивация поддерживать комфортную среду в городе на высоком уровне чтобы он был привлекательным на фоне остальных. В таком городе нет соблазна, например, строить дороги на 1 год, потому что управляющая компания не захочет каждый год выделять из бюджета средства на их ремонт.
Тендеры будут проходить не по самой низкой цене как это принято в госсекторе, а по соотношению цена-качество.
Частный город — это частная территория. Здесь можно строить школы, где обучение построено по мировым методикам обучения.
Житель перед управляющей компанией будет защищен договором-хартией, вступающим в силу при покупке жилья в городе или аренде жилой или коммерческой площади.
Этот список можно продолжать.
— горожанин будет платить двойной налог: федеральный + в бюджет частному городу;
— детские сады и школы будут платными. Но по факту школы сейчас лишь номинально бесплатные. Очень часто родители платят за учебники, шторы, ремонт и т. д. Так что это лишь условный минус;
— в городе будут свои правила и штрафы за их нарушения. Но правила — это необходимая мера для того, чтобы город был комфортным. В пример можно привести Сингапур, который жестко регламентирован, но это позволило стать ему самым динамично-развивающимся в Азии.
Назрела проблема
Выглянув сейчас в окно большинство из нас увидят почти одно и то же:
И, похоже, государство это не волнует. Хотя, надо признать, Москва сейчас хорошо развивается по многим показателям. Но к Москве я вернусь дальше по тексту.
Я убежден, что городская среда влияет на нас. Так может не казаться, но когда мы день за днем сталкиваетесь с ней, то начинаем приспосабливаться к плохой среде. А это самое ужасное. Незаметно мы становимся безразличными. Безразличными к подъездам, дворам, инфраструктуре и всей городской среде. Я сам такой был, пока меня не отрезвило мое первое путешествие в Европу. Я увидел, что может быть по другому.
Именно поэтому идея частного города показалась мне очень перспективной и вот почему:
1) Реалистичность.
Мы все понимаем, что государство никогда не инвестирует в такой проект, но при участии частных инвестиций он может появиться на свет.
2) Необходимость.
У городов нет конкуренции. Мысль о том, что такова наша судьба — жить в плохих условиях укоренилась основательно. Нужен прецедент, который покажет, что в России можно жить по-другому, это обнажит проблему.
3) Присутствие ресурсов:
— Земельные. Россия обладает самой большой территорией на Земле, у нас есть пространство для реализации.
— Людские. У нас много талантливых людей, способных реализовать проект.
— Технологические. За последние 50 лет в мире появилось много строительных, транспортных и социальных технологий. Наши города были построены задолго до транспортной и технологической революции. Многие не учитывают ни современный городской трафик, ни потребности в комфортной среде, ни логичную инфраструктуру. Все это понимают, но поменять что-то достаточно сложно в текущих городах.
Цель проекта
Проекту я дал условное название «Дизайн-город». Моя цель достаточно амбициозна: Инициировать создание первого в России частного технологичного города (еще такие города принято назвать «умными»). Кто-то спросит: «А кто ты вообще такой чтобы такие цели декларировать?»
Отвечаю: я просто гражданин этой страны, который устал ждать инициативы от кого-то еще. Понимаю, что опыта в градостроительстве у меня нет (и он мало у кого есть). Есть только свой взгляд и свои идеи на этот счет.
Обращение к хабрасообществу
Эта статья не просто так размещена на Хабре. Здесь сосредоточено самое большое ИТ сообщество в России и много талантливых и активных людей, которые могут поучаствовать в развитии этого проекта.
Все что я буду писать дальше — это мое видение и оно может быть ошибочным. Город — это среда сотен тысяч (или миллионов) человек и я считаю неразумным, что проект города будет создаваться силами нескольких человек. И именно поэтому я выношу этот проект на всеобщее обозрение, чтобы через диалог с обществом сформировать его.
Я создал цель на SmartProgress, где буду публиковать отчеты, а также группу в ВК для обсуждений.
Я разделил цель на этапы:
Сообщество
Зачем этому проекту сообщество?
Во-первых, чтобы изучить спрос.
Во-вторых, сообщество поможет сформировать этот проект, сделать его жизнеспособным.
В-третьих, часть сообщества станет первыми жителями города.
Команда
В сообществе будут появляться лидеры. В такой проект необходимо вовлечь сотни разных специалистов, чтобы он формировался сбалансированным и жизнеспособным.
Выношу на обсуждение общественности первую бета версию проекта. Повторюсь, что все что я пишу ниже это просто мои идеи и их можно и нужно подвергать критике, но важно при этом предлагать свои идеи.
Например
Неправильно: Парковки во дворах — это г**но
Правильно: Парковки не для дворов, предлагаю их переносить в подвалы домов, это позволит дворы использовать для детских площадок и активного времяпровождения взрослых.
Дизайн-город Ver. 0.1 beta
Я очень долго думал о том каким должен быть город. Ведь мало его построить, необходимо чтобы он заселялся жителями. Именно поэтому необходимо создать хорошо продуманную концепцию.
Первое, что нужно сделать — изучить конкурентов. На основе этого анализа я выдвину свою теорию.
Конкурентные регионы
Москва
По опыту проживания в Москве продолжительное время могу сказать, что город сильно перенаселен. Метро в часы пик и праздничные события — это как лосось на нересте. На дорогах постоянные пробки.
Несмотря на это, люди едут сюда, и даже если вы никогда не хотели переезжать в Москву, то я уверен, если ничего не делать, рано или поздно она сама придет к вам:
Чтобы этого избежать, нужно создавать новые зоны притяжения людей, т. е. децентрализовать страну.
В сфере IT уже появляются свои кластеры: Иннополис и Сколково. Они специализируются на привлечении и обучении различных IT специалистов. Не будем спорить об их эффективности. Просто имеем их ввиду.
Промышленное градообразующее предприятие тоже не наша история. Это совершенно другие инвестиции и задачи.
Из этого всего родилась концепция туристического города-парка. Его необходимо строить на юге России. В первую очередь из-за того, что именно в таком виде он сможет быстро обрести жизнь.
Смотрим на схему и зоны, выделенные красными тонами. Это зоны с более теплыми зимами. Точное местоположение нужно выбирать.
Дизайн-город можно построить как на абсолютно новой территории, так и на месте какой-либо заброшенной деревни.
Концепция города-парка объединяет в себе лучшую европейскую и американскую архитектуру, добавляет современные парковые и развлекательные зоны и приправляется щепоткой русского размаха. На выходе получаем новое место притяжения для всех, кто отправляется отдыхать на черное или каспийское побережье.
Для справки: В 2011 году черноморское побережье посетило порядка 11 млн. туристов (не нашел более свежую информацию). Если даже 10% этих туристов заедет в город, то для бизнеса это большое подспорье.
1) Город по климату более комфортен, чем Москва или Питер. Это преимущество.
2) Хороший поток туристов. Это подспорье для развития малого и среднего бизнеса в городе: кафе, рестораны, парикмахерские, развлекательные комплексы и т. д. Все это сделает город живым.
3) Город подтянет крупный туристический сектор: гиды, туристические компании, агенты, менеджеры.
4) Параллельно появятся жители из других регионов, которые не привязаны к работе территориально: IT-специалисты, дизайнеры, менеджеры, учителя, сотрудники среднего и низшего звена.
Это моя теория и рассуждения. Во всяком случае, я лично не вижу перспектив у города, построенного где-то в тундре.
Еще немного статистики для любопытных: Только 28% россиян имеют загранпаспорт. Представьте, что большая часть населения НИКОГДА не сможет выехать за пределы России и СНГ. Мы как рыбки в аквариуме. И это реально поражает. Многие из нас никогда не поедут на Октоберфест и не прокатятся по каналам Амстердама, не зайдут в настоящую французскую булочную и не покатаются на трамвае в Праге.
Дизайн-город позволит прикоснуться к настоящей европейской архитектуре и окунуться в ее атмосферу.
Что из себя представляет Дизайн-город?
Это город, состоящий из сот-кварталов, разделенными дорогами. Зеленые зоны — это крупные парки развлечений и отдыха.
Почему соты?
Этой осенью специалисты из Колумбийского национального университета рассчитали, что именно такой вид оптимален с точки зрения передвижения. По их расчетам даже классические кварталы проигрывают сотам в скорости передвижения на автомобилях.
Характеристики:
1. Отсутствие спальных районов.
Спальный район — самое большое зло всех российских городов. Именно такая инфраструктура создает огромные пробки из-за того, что вся работа в центре!
В Дизайн-городе вся инфраструктура будет вкраплена в жилую застройку: магазины, детские сады, школы, кинотеатры, небольшие поликлиники, почта, государственные учреждения и т. д. Коммерческая недвижимость будет соседствовать с жилой.
2. Огромные тематические парки развлечений, отдыха и спорта.
Если вы присмотритесь к схеме выше, вы увидите, что каждый кластер окружен 2 крупными парками. В этих парках будут располагаться спортивные объекты, аттракционы, аквапарки.
3. Каждый район будут иметь свой дизайн-код.
Оформление коммерческой недвижимости будут регламентировано. Никаких красных баннеров поперек дороги.
4. Пешеход важнее автомобиля.
Город снова должен стать для людей. Поэтому во дворы заехать будет невозможно. Дворы будут местом тихого отдыха и прогулок с детьми. Парковки подземные под домами жильцов.
5. Общественный транспорт.
Трамваи по кольцевым и радиальным дорогам. Например, такой, made in Russia:
6. Не высотное строительство
Город не должен быть высоким. Это всегда создает большую транспортную нагрузку. Пусть высотки строят в Японии, у них выхода нет. Они живут на маленьком острове. Или китайцы, у них численность высокая. Мы же обладаем громадными площадями и небольшой численностью. Даже европейцы, имея небольшие площади не строят высокие города. Историческая часть Питера также отличный пример.