С чего начинается стратегическое развитие

Как разработать стратегию развития компании

Для успешной деятельности компании требуется составить грамотную стратегию ее развития. Делается это на основании целей организации и специфики ее деятельности.

Что собой представляет стратегия развития?

Понятие стратегии взялось из военного лексикона. Этот термин обозначает, прежде всего, планирование. То есть руководство компании планирует дальнейшие действия с учетом ожидаемых результатов. Стратегия определяет следующие нюансы функционирования организации:

Стратегия определяет базовые особенности функционирования. Она необходима для быстрого достижения поставленных целей.

Для чего требуется стратегия?

Существует три причины формирования стратегии развития:

Формировать стратегию развития особенно важно большим предприятиям, которые рассчитывают долго оставаться на рынке.

Разновидности стратегий развития

В менеджменте 21 века различают различные типы стратегий:

К СВЕДЕНИЮ! Эти виды стратегии не являются взаимозаменяемыми. Их можно использовать в комплексе друг с другом.

Стратегии развития для предприятий с нишевой специализацией

Средним и малым компаниям желательно выбрать определенную нишу. Нужно это для получения конкурентного преимущества. Существует ряд форм стратегий специально для нишевых компаний:

Эффективной можно назвать каждую из этих стратегий. Однако действенными методы будут только в том случае, если они подобраны в соответствии со спецификой компании.

Что включает в себя план стратегии?

Стратегия развития объединяет в себе следующие пункты:

Стратегия объединяет в себе и возможности слияния с другой компанией, корпоративную культуру.

Шаги по формированию стратегии развития компании

Рассмотрим поэтапные шаги по созданию стратегии:

ВНИМАНИЕ! Разработанная стратегия – это не навсегда. Ее нужно периодически пересматривать с учетом новых факторов. К примеру, требования рынка могут изменяться, появляются новые конкуренты.

Примеры успешной стратегии развития компании

Рассмотрим наглядные примеры стратегии.

Источник

Что такое стратегическое планирование и как его разработать для своего бизнеса

С чего начинается стратегическое развитие

С чего начинается стратегическое развитие

Процесс стратегического планирования подразумевает комплекс мероприятий, на котором изучают сведения, прогнозируют и сопоставляют условия внешней среды с ресурсами бизнеса. Цель стратегического планирования – показать конкурентные преимущества компании на выделенном отрезке времени. Этот подход помогает в систематическом развитии и составляет важную часть организационных процессов компании.

С чего начинается стратегическое развитие

Что такое стратегическое планирование

Стратегическое планирование представляет управленческую функцию, которая становится основой для принятия всех управленческих решений компании, формирования мотивации и контроля долгосрочных планов. Процесс стратегического планирования помогает руководителям в поиске пошаговых действий: это полезно при конкуренции между компаниями.

Стратегическое планирование определяет, что компания должна сделать сейчас, чтобы достичь ожидаемых целей в будущем. Этапы стратегического планирования проиллюстрируют: как произойдет распределение ресурсов компании, ее адаптация к условиям внешней среды и изменится ли работа сотрудников. Такой подход позволяет управлять бизнесом осознанно и системно, а не полагаться на везение и интуицию.

Особенности стратегического планирования

К основным характеристикам стратегического планирования относится:

С чего начинается стратегическое развитие

Преимущества стратегического бизнес-планирования

Стратегическое планирование имеет семь преимуществ:

С чего начинается стратегическое развитие

Этапы стратегического планирования

Процесс стратегического планирования предполагает четыре этапа. Так как планирование — многоступенчатый комплекс, каждый его этап проводят в определенный промежуток времени.

Определение миссии предприятия

Первый этап планирования – формулирование цели, которая отражает миссию компании. На основании миссии утверждают статус организации, формируют главное направление работы и создают ориентиры для будущего стратегического планирования. Лучше определить такую миссию, которая объединит руководство и сотрудников.

Некоторые владельцы бизнеса не хотят определять миссию компании, так как считают, что задача компании – исключительно в прибыли. Однако формирование миссии – это обязательное условие для стратегического планирования. Миссия выполняет четыре задачи:

Выбор основных целей предприятия

После утверждения миссии выбирают цели компании, которые должны быть: точными и измеряться в цифрах, зафиксированными по времени реализации, а также базироваться на ресурсах компании. Эти сведения необходимы, чтобы планирование не превратилось в мечту, а основывалось на реалиях компании. Непродуманные цели приведут к убыткам или завышенным ожиданиям. Все цели можно изобразить на дереве целей, где каждая займет свой уровень.

Стратегический анализ внешней и внутренней среды

Эта фаза планирования предполагает разносторонний анализ внешней и внутренней среды, в которых проходит работа компании. Внешняя среда формируется:

Во внутренней среде компании нужно оценить:

Оценивать внешнюю и внутреннюю среду нужно объективно – в этом помогают профессиональные аналитики и современные технологии. Например, чтобы оценить эффективность рекламы, можно подключить коллтрекинг Calltouch и автоматически получать данные о конверсии, источниках и стоимости звонка. Детальные и понятные отчеты позволят определить прибыльные и убыточные рекламные каналы.

Коллтрекинг

С чего начинается стратегическое развитие

Выбор альтернативных стратегий

Этапы стратегического планирования предполагают 2-3 альтернативных решения. Их составляют после выяснения угроз для компании и преимуществ каждой из стратегий. Рассмотрим альтернативные стратегии в упрощенном варианте.

Ограничения в росте – это безопасный вариант развития бизнес-стратегии. В основе этой модели стоит установка целей на основании полученных показателей. Например, план продаж компании на основе количества предыдущих продаж.

Свободный рост реализуется через постепенное увеличение показателей, задействованных и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективах. Эта стратегия применяется для молодых компаний, которые только развиваются в отраслях, где есть свободные рыночные ниши. Компании растут за счет открытия новых точек продаж в других городах, либо за счет увеличения своего ассортимента.

Сокращение за счет снижения показателей. Владельцы бизнеса делают это по причинам: ликвидации организации, закрытия дочерних точек продаж, уменьшения объемов производства из-за экономического кризиса, смены приоритетного направления.

Корпорации, которые работают в 2-3 областях бизнеса одновременно, практикуют сочетание стратегий.

Реализация выбранной стратегии

После окончательного формирования стратегии компания начинает ее воплощение. Перед этим определяют главные ориентиры, которые покажут достижение промежуточных и долгосрочных целей. В реализации выбранной стратегии участвует вся компания – руководство и сотрудники – это поможет достичь лучшего результата. При этом у каждого руководителя есть конкретные задачи, которые выполняет отдел.

С чего начинается стратегическое развитие

Тактика

Выбранная стратегия базируется на планах, которые составляют тактику компании. Эту тактику используют руководители отдельных подразделений. При тактической стратегии учитывают небольшой временной период и легкость проведения анализа по завершении этого периода.

Политика

Политика компании – это принципы и ценности, на основании которых разрабатывают стратегию управления компанией. Корпоративная политика разрабатывается с руководителями и сотрудниками, при этом каждый высказывается свободно.

Операции

Управление компанией строится на положениях корпоративной политики. Однако в работе могут возникать ситуации, в которых сотрудник не знает, как поступить. Для этого составляют документацию, где описывают последовательность действий сотрудника – операции. Свод рекомендаций помогает быстро решать спорные вопросы.

Правила

Сотрудники обязаны неукоснительно выполнять правила компании. Они регламентируют каждый исполнительный орган компании – от ведущих специалистов до рядовых сотрудников. В стратегическом планировании нужно предусмотреть все внутренние правила – это повысит эффективность работы сотрудников.

С чего начинается стратегическое развитие

Бюджет

После разработки тактики рассчитывают смету. Это делают, чтобы ресурсы компании использовались эффективно. Здесь составляют план распределения средств, где анализируют затраты на производство, зарплаты сотрудникам, рекламу бизнеса и вносят коррективы, если выбранная стратегия изменится. По итогу все расчеты вносят в единый документ.

Оценка результатов проводимого плана

На этом этапе сравнивают прогнозируемые и полученные результаты. Итоги стратегического планирования оценивают по показателям рентабельности и соотношению доходов за вычетом расходов компании. Лучше регулярно анализировать каждое действие планирования.

Маркетинговая стратегия так же неэффективна без анализа кампаний. Чтобы получать все сведения о доходах, расходах на рекламу, лидах и целевом трафике, подключите сквозную аналитику Calltouch. Отчеты собираются автоматически в одном окне: сотрудники избавлены от рутины, а готовая аналитика у вас под рукой.

Сквозная аналитика

С чего начинается стратегическое развитие

Функции руководства

На основании этапов планирования определяют функции, которые выполняет начальство. К ним относят:

Может ли стратегия измениться

Стратегия изменяется в зависимости от потребностей компании. Перед внесением изменений нужно подготовить сотрудников, так как они бывают недовольны новшествами. Руководители должны помочь работникам преодолеть психологический барьер, чтобы новую стратегию принял весь коллектив.

Заключение

Стратегическое планирование показывает, как компания может выделиться среди конкурентов и за счет каких преимуществ займет свою нишу на рынке. Планирование подходит и для краткосрочной, и долгосрочной перспективы и может реализовываться регулярно. Чтобы избежать рисков, в стратегическом планировании предусматривают альтернативные пути развития бизнеса. Грамотное планирование поможет молодым и зарекомендовавшим себя на рынке компаниям.

Источник

Стратегическое планирование: значение планирования и этапы

Планирование – ядро стратегического управления. Оно обеспечивает достижение целей организации, мотивацию и контроль, служит основой для управления командой. Внедряя стратегическое планирование, компания определяет, что делать, чтобы достичь поставленных целей.

В функции стратегического планирования входит:

Этапы стратегического планирования

Определение миссии и целей организации

Философию и основную цель предприятия определяет миссия. Миссия способна рассказать о компании многое, в том числе:

Миссия направляет вектор работы в будущее. Миссия поможет сформировать ценности компании и показывает, на что направить усилия для достижения цели.
Миссия не должна зависеть от финансовых проблем и состояния предприятия на данный момент. Несмотря на то, что получение прибыли – причина существования организации, целью миссии не должна быть прибыль.

Детальное описание миссии для легкого управления и реализации процессов, называется целью.

Цель стратегического планирования характеризуется следующим:

Когда компания определилась с миссией и целью, начинается выстраивание стратегического управления и определение политики компании.

Стратегический анализ

Это анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
Стратегические планы должны строиться на фактах, на информации о рынке, клиентах, конкурентах. Для этого нужно провести исследования. Не обязательно заказывать их стороннему маркетинговому агентству. Внутренние эксперты, ваши сотрудники – кладезь полезной информации, которую нужно собрать, обработать, проанализировать.
Анализ проводится с помощью метода построения двухмерных матриц. С помощью анализа сравниваются подразделения, продукты, производства по определенным критериям.

Три подхода стратегического анализа:

Анализ включает в себя оценку окружающей среды. Это необходимо для изучения текущего положения организации на рынке.

Анализ окружающей среды предполагает изучение трех составляющих:

Выбор и реализация стратегии компании

Стратегия определяет курс развития организации, определенный на долгий срок и затрагивающий все виды деятельности, формы продукции, человеческие ресурсы и положение организации на рынке.
Стратегия позволяет выбрать различные направления развития организации и определиться с лучшей альтернативой.

При стратегическом управлении необходимо учитывать:

Стратегия приводит компанию к достижению цели. Разрабатывать стратегию можно с помощью программ и процедур, которые характеризуются средне- и краткосрочными планами реализации стратегического управления.

Анализ стратегии начинается с вопроса: “Поможет ли выбранная стратегия достигнуть цели?”

Если ответ положительный, то дальнейший анализ по следующим пунктам:

Чтобы стратегия достигла цели, необходимо:

Оценка и контроль выполнения

Последним этапом будет оценка результатов реализации стратегии. Предыдущие этапы корректируются с помощью обратной связи.

Стратегическое планирование подразумевает динамичный процесс. Компании нужно постоянно оценивать ситуацию и определять последующий план. Для этого организация анализирует окружающую среду, в которой функционирует.

Компания ставит цель комплексно изучить возможности и угрозы внешней среды, сильные и слабые стороны организации с дальнейшей разработкой показателей компании на плановый период.

Резюмируя, стратегический план помогает понять, что компанию ждет в будущем, зная текущую ситуацию. Стратегическое планирование – это необходимое условие успеха в бизнесе.

С чего начинается стратегическое развитиеЕсли заинтересовались, то для вас есть практический мастер-класс (бесплатно): “Как создается стратегия. Краткое руководство по проектированию будущего“. Материалы этого мастер-класса можно использовать как эталон для организации проекта разработки стратегии компании.

Источник

С чего начинается стратегия?

С чего начинается стратегическое развитие

С чего начинается стратегическое развитие

Как не проигнорировать ни одного из этапов разработки стратегии? С чего начать этот процесс? Что учесть в первую очередь? Прочтите статью Святослава Бирюлина, чтобы убедиться в том, что ваша компании находится на правильном пути.

Святослав Бирюлин, основатель «Sapiens Consulting»

Ключевые составляющие стратегии всем известны: миссия, ценности, видение, дерево целей и так далее. И когда перед менеджерами ставится задача разработки стратегии, они, как правило, энергично начинают прямо с видения (многие, кстати, им и заканчивают) и SWOT-анализа. Но на самом деле начинать стратегическую работу надо не с видения и даже не с миссии. Начинать нужно с рынка. Еще точнее – с существующих клиентов и отношений с ними. Чаще всего сбором этой информации пренебрегают, считая это само собой разумеющимся, а зря.

Я не раз видел, как пытаются разработать планы на будущее компании, не до конца представляющие себе, с кем они работают в настоящем. Некоторые хотя бы сегментируют своих клиентов по видам деятельности (дилер, оптовик, розница), но мало кто разделяет их внутри сегментов на подсегменты – по размерам, географии, специализации и так далее. А это необходимо, так как для каждого из сегментов необходимо ответить на вопрос – почему эти клиенты сейчас покупают товар именно у нас? Что их привлекает? Что отталкивает? И эта задача куда сложней, чем кажется на первый взгляд.

Во-первых, ни в коем случае нельзя полагаться в этом вопросе на собственное мнение. Как-то я работал с сетью пивных пабов, руководству которых казалось, что к ним ходят одни мужики. Как выяснилось, только 40% их посетителей были мужского пола.

Во-вторых, если дилеров и оптовых клиентов можно опросить простым анкетированием, то с розничными покупателями, если таковые имеются, все сложнее. Для таких целей существуют исследования, стоят они дешевле, чем принято считать, и пользы от них больше, чем кажется.

Руководство региональной сети киосков быстрого питания было уверено, что потребители оценят продукты без добавления консервантов, и даже закупило необходимое оборудование. Но специальный опрос в местах продаж показал, что потребители не верят в фаст-фуд без консервантов, и даже сочтут подобное предложение обманом.

Ответив на вопрос: «кто наш клиент, и почему?», бизнес может перейти к следующему вопросу, предложенному Питером Друкером: «кто наш не-клиент и почему?». Есть ли вокруг нас клиенты, которым ничего не мешает покупать наш продукт, но они, однако, этого не делают? Сколько их? Почему они не покупают у нас? И это не просто стандартный конкурентный анализ, это, в том числе, исследование моделей потребления. Умозрительно такую задачу тоже не решишь, без исследований рынка не обойтись.

И только собрав воедино все вышеперечисленное, мы получим полную картину нашего рынка, как он есть сейчас, то есть встанем на точку старта стратегической работы.

1) Мы поймем, кто наш покупатель (а в идеале мы еще сумеем изучить конечного потребителя нашей продукции отдельно от канала сбыта, то есть дилера или дистрибутора) и почему.

2) Мы поймем, кто еще мог бы стать нашим покупателем. Это пригодится нам в будущем, чтобы решить – идти ли на новые рынки, или попробовать превратить наших не-клиентов в клиентов.

3) Мы узнаем свою долю рынка, что тоже чрезвычайно важно, ибо стратегии лидера рынка, середняка и аутсайдера принципиальным образом отличаются. Иными словами, мы будем знать: кто мы и где мы.

Но это не означает, что на этом изучение рынка заканчивается. На следующем этапе, во время принципиального выбора направления стратегического развития, наши маркетологи должны будут показать нам, куда двинется рынок в будущем, как изменится модель потребления, и какие благоприятные возможности при этом откроются. Когда Друкер в книге «Эффективное управление предприятием» писал, что успех в бизнесе достигается через реализацию благоприятных возможностей, он имел в виду именно это.

Маркетологи дадут нам набор возможностей, а менеджеры сделают правильный выбор – с учетом ресурсных ограничений и слабых сторон. Вот тут-то и пригодятся модель пяти сил Портера, SWOT-анализ и PEST-анализ. Вот в этот момент и родится стратегическое видение. Именно в этот момент, но не раньше.

Игнорирование этих этапов разработки стратегии дорого обходится бизнесу. Например, одной региональной компании надоели капризы дилеров и вечная торговля за каждый процент скидки, и она решила двинуться в сторону высокой маржи, продавая свою продукцию напрямую конечным потребителям, в обход дилеров – через интернет-сайт. И даже поставила себе цель за год довести такие продажи до 15% от выручки, выделив для этого необходимые ресурсы – программистов, дизайнеров и т.д.

Я сознательно умалчиваю о том, что как только любая компания пытается делать что-то в обход дилеров, ее отношения с ними стремительно портятся. Компания еще не нарастила мышечную массу в прямых продажах, а дилеры уже мстят, перенося в продажах приоритеты на продукцию конкурентов. Умалчиваю, потому что не это оказалось главной проблемой.

Главной проблемой оказался тот факт, что потребитель в принципе не готов покупать такую продукцию в интернете. Точнее, он готов использовать интернет в качестве первичного средства сбора информации, но для окончательного решения ему нужно прийти в шоу-рум, где он может пощупать и увидеть продукцию, чтобы лично убедиться в ее надежности.

Есть продукты, которые через сеть не продаются или продаются плохо, и компания выпускала как раз один из них. Выявилось это в результате простого анкетирования потенциальных покупателей в местах продаж. Какова цена стратегии, базирующейся на такой ошибочной предпосылке?

Другой пример. Региональный дистрибутор стройматериалов, в портфеле которого несколько серьезных эксклюзивных контрактов, большая и успешная, по меркам региона, компания. В поисках путей роста владельцы приняли решение начать региональную экспансию и двинуться в соседние регионы. Но простой анализ количественной дистрибуции показал, что в домашнем регионе присутствие продуктов компании в рознице, в том числе эксклюзивных, редко превышало 15%. Это означало, что у компании был колоссальный нереализованный потенциал роста в домашнем регионе. По расчетам маркетологов повышение уровня дистрибуции до 20% дало бы отличный прирост выручки и прибыли «дома», без принятия на себе всех тех рисков, которые неизбежно влечет за собой региональная экспансия.

Инструментарий стратегического менеджмента сродни буровому оборудованию, при помощи которого можно добыть воду. Но прежде, чем начинать бурить, сначала нужно провести разведку и эту воду найти. А еще лучше сначала проверить, нет ли неразведанных запасов воды там, где вы уже бурите. Или совсем неподалеку.

Источник

7 шагов, как разработать стратегию компании

Стратегическое планирование — понятие, которое нечасто применяется в малом и среднем бизнесе. Считается, что стратегическое планирование создано только для корпораций. На самом деле это не так.

Секрет эффективного стратегического планирования состоит в понимании и применении полного цикла инструмента. Он состоит из следующих этапов:

Уточнение цели и замысла необходимо, как минимум, чтобы понять путь, по которому идет компания, чтобы при планировании не сбиваться с него. Эту задачу выполняет собственноручно постановщик целей. Это требует максимум пары часов.

Идеальная картина — материализация замысла в какой-то момент времени. Хорошая идеальная картина содержит количественные параметры разных составляющих, согласованные друг с другом. Она дает представление о том, что конкретно должно быть реализовано. Разработка идеальной картины требует нескольких часов времени.

На первом этапе нужно собрать данные о реальном положении дел в компании, чтобы сравнить с главными характеристиками идеальной картины. Такое сравнение сразу покажет самое большое отклонение. Как только нашли самое большое отклонение реальности от идеальной картины, возникает вопрос «почему».

Например. Объем продаж не растет (некому продавать? — сколько новых контактов? Данные говорят, что есть. Нет продавцов? — какова трудоемкость средней продажи? Сколько человеко-часов продавцов реально есть? — Бам! Мы обнаружили, что просто не хватает человеко-часов продавцов, это настоящее «почему»). Если бы мы пытались усиливать рекламу (неправильное «почему») или тренировать продавцов (тоже неправильное) мы бы не получили решение данного «почему», а только потратили бы время.

На этом этапе вы, как владелец, делаете всю работу сами, руководители только помогают получить данные.

Создается краткая формулировка самой основы плана. Без подробностей, но так, что понятна основная идея, смысл. Полноценный план будет отвечать на все вопросы о том, как и что должно быть сделано. Замысел — только основная идея.

Формирование замысла плана и есть «найти блестящую идею». В этом помогает общение с умными и творческими людьми, привлечение специалистов, изучение новых возможностей и технологий, мозговые штурмы.

Самое простое, что вы можете сделать — устроить мозговой штурм с партнерами по бизнесу, другими владельцами компаний, топ-менеджерами. Участие топ-менеджеров способствует сотрудничеству. Это в результате становится «их план» и гораздо проще добиться исполнения. Участие повышает их ответственность, они приобретают статус соавторов плана, а это — высокий уровень ответственности.

«Стратегический план» представляет собой документ, с общим описанием того, что должно быть сделано, обычно на 1−2 страницы. Это описание в свободной форме. Это не список задач. Но в нем должны быть ответы на все основные вопросы, которые могут возникать у руководителя, когда он узнает о плане с таким замыслом. Обычно это вопросы о том, кто, как и за какие деньги будет это делать.

Хороший план включает обязательно описание «почему», замысел плана, конкретные цели, ответы на все естественные вопросы, которые будут возникать у руководителей при изучении плана и список программ для реализации плана (но не сами программы).

План не должен составлять владелец компании, если у него есть директор. Составление плана — работа топ-менеджеров. После того, как под контролем владельца был сформулирован замысел плана, топы должны сами описать план. После этого владелец его проверяет и одобряет.

Программа — последовательность задач. У каждой из задач есть исполнитель и срок выполнения. Это позволяет превратить план в точную последовательность относительно коротких действий. У каждой программы есть ответственный.

Хорошо составленный план необходим, чтобы стратегия была реализована в жизни. Без него все рассыплется на отдельные программы и задачи и это невозможно будет контролировать на протяжении нескольких месяцев и больше.

Все программы обязательно нужно проверять и одобрять владельцу. В этом случае можно будет сразу обнаружить, понятны ли планы и действительно ли руководители знают, как их реализовать.

Программы — это связующее звено между стратегическими идеями и повседневной деятельностью. Если их не будет, будут ошибки при планировании, которые приведут либо к тому, что пострадает текущая работа, либо не будет выполняться стратегия.

Все, что было сделано до момента выполнения задач программ — только лишь идеи. Идеи не могут влиять на результат, это делают только действия. Если задачи выполняют, стратегия будет реализована, если не выполняют — нет.

Оперативные проблемы всегда «кусают больнее», чем стратегические. Поэтому если нет постоянного контроля со стороны руководителей, в первую очередь страдают задачи по программам и не выполняются стратегические планы.

Владелец должен регулярно проверять, как идет ход выполнения программ. Постоянный контроль исполнения программ — это шаг, на котором идеи воплощаются в жизнь. Он требует постоянного контроля со стороны владельца. Только в этом случае стратегия будет реализована.

Распространенные ошибки в стратегическом планировании

3. Отсутствие контроля исполнения

Но главная ошибка, конечно, банальна — не иметь никакой стратегии. Это значит, что компания либо не будет развиваться, либо будет отклоняться от замысла. В таком развитии нет смысла.

Александр Высоцкий специально для НВ Бизнес

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *