С чего начинается родина рисунки детей
Альбом детских рисунков «С чего начинается Родина?»
Светлана Сигалева
Альбом детских рисунков «С чего начинается Родина?»
В рамках проекта «Мой любимый город» мы совместно с детьми, родителями создали альбом «С чего начинается Родина?», который хранится теперь в уголке патриотического воспитания.
В непосредственно организованной деятельности, на прогулках, в вечернее время и дома с родителями мы обсуждали,казалось бы такой легкий вопрос : «Откуда начинается Родина?» Возможно, она начинается с дома, улицы или двора, в котором ты живешь? С города, где ты родился и растешь или с речки, парка, где можно хорошо отдохнуть? Или Родина начинается с семьи? Однозначного ответа нет. У каждого он будет свой.
Во время НООД ребята создавали творческий ответ на этот вопрос. Мы записали ответы детей и у нас получился альбом, который приоткрывает нам тайну этого вопроса.
«С чего начинается Родина?» — патриотическое воспитание в подготовительной группе Для каждого человека Родина начинается с чего-то своего. У каждого своя Родина: это может быть место, где прошло детство. Это семья родные.
Размышляя над детскими рисунками: с чего начинается Родина?
Среди мрачных мыслей и черных предчувствий, оккупирующих голову и душу при знакомстве с детскими рисунками, собранными активистами «Сути времени», есть все-таки одно светлое пятно, луч надежды на то, что еще не вечер. Это рисунки на тему «Моя страна». Все же дети, особенно маленькие, не смотрят новости по телевизору, а также другие «познавательные передачи» типа «Дежурная часть». И поэтому не подвергаются еще массированной пропагандистской обработке, которой подвергаются взрослые, уже 20 лет как подсевшие на бесконечный сериал «Где найдешь страну на свете гаже родины моей?».
Конечно, это еще впереди – они вырастут, повзрослеют и, возможно, тоже станут смотреть этот сериал – если к тому времени у врагов России не отпадет необходимость его показывать – в результате отсутствия самой России. Но сейчас они свободны от вражеского воздействия хотя бы в этой сфере – формирования образа своей страны и, следовательно, формирования собственной идентичности.
И образ Родины формируется у наших детей так же, как и у всех детей мира во все времена: из образов жизни семьи, детских игр, прогулок и поездок с родителями, привычных пейзажей и необычных пейзажей, из детских книг и школьных уроков.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Очень интересно наблюдать, как с возрастом (или взрослением) расширяются границы картины мира детей – это очень хорошо видно по их рисункам.
Совсем маленькие дети чаще всего воспринимают «страну» как свой дом, свою семью, своих друзей. «Моя страна – все люди, которых я знаю», – написано на одном из рисунков.
Потом границы мира расширяются: свой дом оказывается вписан в пейзаж – деревенский или городской. Потом начинают рисовать уже не свой дом, а свою деревню, свой город – и это теперь «моя страна». И затем появляются очень показательные «просто пейзажи» – характерные черты окружающего ландшафта и природы становятся для детей основой идентичности, образа «своего», образа Родины. Поразительно, но во многих рисунках детей видны прямо-таки левитановские сюжеты и мотивы! – как будто бы все они насмотрелись на картины великого русского пейзажиста. А ведь нет! – просто дети и Левитан – соотечественники, у них общая Родина.
Дальше границы мира еще раздвигаются, и появляются рисунки «страны» как бы с высоты птичьего полета – дети пытаются нарисовать свое видение «большой страны», такой, какой они ее себе представляют.
Потом к образам, непосредственным впечатлениям прибавляется еще и образование – границы снова раздвигаются – и дети начинают рисовать карты России и виды страны из космоса – на шарике Земли.
А затем наступает время символического освоения понятия «моя страна»: Кремль (у нас 227 рисунков с Кремлем, включая 2 смоленских и 1 нижегородский), церкви как символ России, государственная символика (характерно, что флаг встречается довольно часто, а вот герб – практически отсутствует), и – березы. Огромное количество берез, которые дети сознательно используют как символ нашей страны: они рисуют березы не только в пейзажах, но и в сюжетах, которые совсем их не предполагают.
Общее распределение сюжетов рисунков на тему «Моя страна» выглядит следующим образом:
Дома и дворы, детские площадки 11%
Земной шар или глобус 8%
Сюжетные рисунки 4%
Место жительства 36%
Географическое представление 15%
Национальные достижения 5%
Помните песню из фильма «Щит и меч»? Разглядывая детские рисунки, понимаешь, как точно Михаил Матусовский отразил в своих стихах формирование российской идентичности.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина.
Что же касается клятвы. Хотелось бы, чтобы она была принесена.
Пока же, хоть рисунки страны внушают много больше оптимизма, чем рисунки героев и будущего, все же надо признать, что это – результат своего рода идеализации образа страны в детском сознании, которую, к сожалению, очень легко подорвать и разрушить. Глядя правде в глаза, надо сказать, что эти же дети – авторы собранных рисунков – всего через несколько лет с большой вероятностью растеряют весь свой идеализм, превратятся в фанатов каких-нибудь зарубежных поп-групп, будут поглощены потребительством, жадностью, завистью, несвободой, станут мечтать о том, чтобы уехать из «рашки»…
Но пока. они еще дети. И любят свою страну бескорыстно, радостно и вполне самостоятельно. И всеми силами стараются эту любовь «оправдать». (Что демонстрирует, что и до них докатываются волны ведущейся против народа России информационно-психологической войны. Конечно, основная цель этой войны – взрослые: 25 лет уже идет непрерывная пропагандистской кампании по дискредитации СССР, направленная на обесценивание утраты великой страны и углубление кризиса национальной идентичности, вызванного этой утратой. Но дети пока активно не хотят этого всего знать.) Россия в рисунках детей предстает в исключительно позитивном, жизнеутверждающем свете.
Поразительно, но только в 3 рисунках из более чем 2000 присутствует хоть какое-то негативное содержание: это нападение на страну паука в рисунке 5-летней девочки, арест террориста с гранатой около Кремля в рисунке 9-летнего мальчика и подготовка к войне с Францией. Все остальные рисунки либо формальны, либо очевидно позитивны и даже идеализированы. Детское сознание не может примириться с навязываемыми оценками убогости и отсталости своей страны так же, как до определенного возраста ни один ребенок не признает, что его мать не самая красивая на свете.
Из какого же материала дети строят свои позитивные образы России (дети, а не взрослые, рожденные в СССР)? Из используемых «строительных материалов» в современной России произведены только спортивные достижения, изображенные на двух рисунках, трое Путиных и одни выборы! Весь остальной «позитив» не имеет совсем никакого отношения к сегодняшней России и делится на 4 группы:
1) природа (грибы, рыбалка, животные), семья, друзья;
3) фантастическое будущее (небывалые города с летающими домами, новым транспортом и летающими тарелками);
4) национальная история и культура: национальный костюм, памятники архитектуры (Кремли и православные храмы).
Очень интересно, что православная тематика оказалась очень тесно связанной с советской. В группе детей, которые в рисунках страны рисовали храмы, в рисунках героя гораздо чаще, чем у других детей, встречаются космонавты (именно СССР), а в рисунках будущего гораздо чаще изображаются фантастические города и космические путешествия.
Скажем больше. Во многих современных социологических исследованиях (с глубоким удовлетворением) подчеркивается, что роль советских ценностей и стереотипов в ощущении себя русским и гражданином России носит остаточный, рудиментарный характер и проявляется главным образом у старших поколений. Но по нашим данным этот вывод не подтверждается даже для детей младшего школьного возраста, рожденных через 10–15 лет после распада СССР: роль советских образов и символов очень значима для них, что проявляется как в рисунках страны, так и в рисунках героев и будущего.
Главные советские достижения национальной истории – Победа, Атом и Космос – являются важнейшими и неустранимыми слагаемыми национального самосознания, актуальность и роль которых будет только возрастать в связи усилением напряженности вокруг грядущей войны «за русское наследство».
Что же касается роли современной России, то можно сделать очень важный и вполне обоснованный собранным материалом вывод: вклад современной, постсоветской эпохи в формирование национальной и гражданской идентичности наших детей близок к нулю. То есть за почти уже четверть века не было создано ничего, что могло бы служить основанием для построения образа страны – даже для очень маленьких детей.
У этой «медали» (которой вполне по праву может быть награждена современная Россия), как и у любой, две стороны. Хорошо, что ложные, пустые и лживые «месседжи» нашей действительности и пропаганды не воспринимаются нашими детьми. Плохо, что формируемая в этом духовном вакууме национальная идентичность – свято место пусто не бывает! – слаба, неустойчива и потенциально легко подвержена враждебным воздействиям. И если не произойдет резкого изменения национальной политики, то и это поколение граждан, пока еще светло и открыто любящих Родину, будет потеряно для России.
Не хотелось бы заканчивать наше краткое описание исследования рисунков детей, проведенного Движением «Суть времени», на это пессимистической ноте. Поэтому давайте обратим внимание на еще один, чрезвычайно важный вывод. Под толщью нашей «нормальной» жизни: потреблятства, поддельной политики, пропаганды, бесконечного забалтывания всего и вся, есть другой, тихий (и часто внесознательный) уровень существования – повседневной семейной жизни, работы, ежедневных забот. И на этом уровне Россия сохраняется (и охраняется), она жива. И никакие штормы «на поверхности жизни», какими бы громкими и страшными они ни были, пока не смогли с этим ничего сделать. А раз страна жива – не все еще потеряно!
Представляем конкурсные рисунки детей от 4 до 6 лет.
Интернет-конкурс «Дети рисуют Родину» проводит благотворительный фонд «Мечте навстречу» и «Новый Омск», а идея принадлежит основателю фонда депутату Госдумы Андрею Голушко. Участниками конкурса стали мальчишки и девчонки из 18 районов Омской области. За все время было прислано более 600 работ, и каждая из них по-своему интересна и необычна.
Особенно трогательными оказались рисунки первой возрастной категории — малышей от 4 до 6 лет. В своих работах дошколята наглядно показали, какой они видят Родину и что вкладывают в это понятие. Они изображают в своих работах красоту омских лесов и рек, родной дом, друзей и семью.
Для 6-летней Насти Губаревой из Крутинского района Родина начинается с тропинки, по которой она каждый день идет в детский сад.
А ее землячка Ярослава Бучнева прислала на конкурс яркий и летний рисунок «Подсолнух». Будущая первоклассница любит смотреть мультфильмы и играть с друзьями. А еще любит гостить у бабушки и дедушке в деревне Шипуново.
Жительница Большереченского района Александра Соломенникова изобразила целую композицию «Мой край родной», где нашлось место и яркому солнышку, и поляне с цветами и ягодами, и голубям, и даже флагу России.
Рисунок «Моя Россия» прислала на конкурс Варвара Сергиенко, которой всего 4 года. Девочка живет в Называевском районе и с удовольствием взялась за рисунок на такую сложную, многогранную тему.
Необычный образ для России придумал 4-летний Василий Харчевников, который живет в селе Старомалиновка Нижнеомского района.
А еще о жизни в этой деревне можно узнать по рисунку Кирилла Боша.
По рисункам видно, что малыши неплохо знакомы и символикой страны — на картинах представлены патриотичный триколор, герб и Кремлевская стена.
А Александра Евлева написала свой автопортрет на фоне родного Исилькуля. Работа так и называется «Я люблю Исилькуль».
Увидеть все присланные на конкурс рисунки, а также проголосовать за понравившуюся работу, можно на сайте «Нового Омска». Напомним, что победитель будет определен в каждой возрастной категории: 4-6, 7-8, 9-10, 11-12, 13-16 лет. Интернет-голосование продолжается до 30 августа.
Самое актуальное в рубрике: Дети рисуют Родину
ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РИСУНКОВ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Поздравляем ВЛАДИМИРОВУ СВЕТЛАНУ, ученицу 8 А класса, работа которой оценена высоко – отмечена Дипломом II степени Открытого конкурса детских рисунков!
Открытый конкурс детских рисунков «С чего начинается Родина?» проводится с целью поддержки детского образования в сфере изобразительного искусства и поощрения детского творчества.
— авторское исполнение работы;
— содержательность и выразительность в раскрытии темы;
— оригинальность композиционного решения работы.
Во всероссийском конкурсе художественного творчества участников очень много.
«РОДНОЙ ЯКУТСК», ШИПКОВА ЮЛИЯ, 12 ЛЕТ,
«ПРИГЛАШАЕМ В ГОСТИ К НАМ!», ИЛЛАРИОНОВА ЮЛИЯ, 13 ЛЕТ,
«ОТНЫНЕ НАРЕКАЮ ТЕБЯ «ЯКУТИЕЙ!», ЭВЕРСТОВА АНЖЕЛИКА, 13 ЛЕТ,
«ВЛАСТЕЛИН СЕВЕРА», АРИНОСОВА АЛИНА, 15 ЛЕТ,
«ЦВЕТУЩЕЕ ЛЕТО», КОНДАКОВА ВИЛЕНА, 14 ЛЕТ,
«ПАЛИТРА СЕВЕРА», МАТВЕЕНКО АЛИНА, 14 ЛЕТ,
«ГОЛУБЫЕ ГОРЫ МОЕЙ РОДИНЫ», ПОЛЯТИНСКАЯ АЛИНА, 12 ЛЕТ,
«ЯРКАЯ ЗЕЛЕНЬ ЛЕТА», ДАВЛЕТОВА АНАСТАСИЯ, 13 ЛЕТ,
«КРАСОТА СЕВЕРНОГО КРАЯ», КАРИХ АНАСТАСИЯ, 13 ЛЕТ,
«ПО БЕСКРАЙНИМ ПРОСТОРАМ», УЛАРОВА АРИНА, 13 ЛЕТ,
«РОССИЯ — ДОМ РОДНОЙ», СУСЕВА СНЕЖАНА, 13 ЛЕТ,
«СЕРДЦЕ МОЕЙ РОДИНЫ», КАШАФУТДИНОВ МАРАТ, 12 ЛЕТ
Я, семья, друзья глазами юных художников — рассказываем о конкурсе «Дети рисуют Родину»
Яркие работы в сложном жанре портрета.
«Новый Омск» продолжает знакомить вас с детскими рисунками, присланными на интернет-конкурс «Дети рисуют Родину». Его инициаторами стали наш портал и благотворительный фонд «Мечте навстречу», а идея конкурса принадлежит основателю фонда — депутату Госдумы Андрею Голушко.
В творческом состязании участвуют мальчишки и девчонки из 18 районов Омской области. Все работы можно увидеть на нашем сайте — каждый рисунок трогает своей искренностью и теплом. Поддерживайте участников — заходите по ссылке в каждый район, оценивайте, голосуйте, рассказывайте в комментариях, какие детские картины вам понравились больше всего и чем они вас «зацепили».
Помимо рисунков дети присылали нам небольшие эссе о себе, семье, своих увлечениях, и конечно, о поселке или деревне, где они живут. Читать их тоже невероятно интересно! Это небольшие портреты авторов, которые дополняют рисунки, делают их еще более объемными и многогранными.
Кстати, о портретах. Это довольно сложный жанр: нужно не просто передать сходство, но и отразить характер человека, его настроение. Радует, что многим маленьким художникам удалось это сделать с блеском. Особенно много портретов было среди работ участников 11 и 12 лет. Дети рисовали себя, маму, друзей, родственников. Давайте вместе посмотрим на них.
Данияр Арестомбаев из Любинского района прислал на конкурс свой автопортрет. Картина многое рассказывает и о самом авторе, и о его любимом поселке.
Даяна помогает ухаживать за живностью в семейном хозяйстве, наблюдает, как растут питомцы. Девочка изобразила себя в народном костюме, как она кормит своих овечек во дворе. Работа «Мои любимые овечки» выполнена в смешанной технике: акварель, гелиевая ручка.
Дарина Телегенова, 11 лет, из поселка Любино поделилась, что любит рисовать и людей, и животных, и природу. На конкурс она представила две работы.
«Автопортрет с котом» прислала София Коцко, 11 лет. В эссе девочка рассказала, какая красивая деревня Протопоповка Любинского райна, откуда она родом. На занятия по рисованию она ездит в художественную школу, которая находится в Любино. «Мама, папа и дедушка возят меня в «художку» по очереди, чтобы я могла посещать занятия».
Трогательный портрет девочки в ромашках написал 11-летний Артем Шадринцев. Свой рисунок он назвал «Моя Родина».
А такой образ Родины родился у его сестры, 12-летней Алины Шадринцевой.
Ярослав Найман из Омского района нарисовал для конкурса свою семью. Помимо рисования 12-летний мальчик, у которого инвалидность по слуху, увлекается гиревым спортом. А еще он самостоятельно в интернете изучил искусство мимов. Вместе с мамой и папой Ярослав разучивает пантомимы и принимает участие в конкурсах среди детей с ограниченными возможностями.
Еще больше рисунков можно увидеть здесь. Не забывайте голосовать за понравившиеся работы. Интернет-голосование продолжается до 30 августа. Победитель будет определен в каждой возрастной категории: 4-6, 7-8, 9-10, 11-12, 13-16 лет.
Самое актуальное в рубрике: Дети рисуют Родину