С чего начинается родина программа внеурочной деятельности
Программа для учащихся 1-4 классов
« С чего начинается Родина?»
6.Подходы к реализации программы.
(Формы организации внеурочной деятельности.)
Без памяти – нет истории.
Без истории – нет культуры.
Без культуры – нет духовности.
Без духовности нет воспитания.
Без воспитания – нет Человека.
Без Человека нет – Народа!
Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС).
Одним из приоритетных направлений Стандарта – духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
I. Актуальность программы.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гумманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае. П атриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Документы ФГОС нового поколения.
Постановление 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20011-2015 годы»»
Приложение к постановлению Правительства РФ от 05.10.2010 №795 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».
II. Пояснительная записка
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «С чего начинается Родина?». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа «С чего начинается Родина?» долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока
Цель работы по патриотическому воспитанию:
. создание условий для формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, к родному краю, природе, истории и культуре родного края, труду, людям, живущим в родном регионе, а также для формирования самостоятельной ценностно-ориентированной социальной личности через систему интеграции основного и дополнительного образования;
сохранение истории нашего края для будущих поколений;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:
сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ульяновской области.
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
организовать экскурсии по историческим местам Ульяновска и Ульяновской области.
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
3. Исполнители программы:
4. Основные формы работы:
беседы
родительские собрания
родительский лекторий
индивидуальное консультирование
совместные мероприятия
конкурсы
игры
анкетирование
семейные праздники
часы общения
игровые программы
конкурсы
практические и учебные игры
устные журналы
диспуты
викторины
заочные путешествия
экскурсии
презентации
проекты
исследовательские работы
утренники
тренинги
5. Направления работы:
Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
6. Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:
7. Сотрудничество школы с другими учреждениями
Совет ветеранов города
Встречи, беседы, праздники, акции
Объединения дополнительного образования
Центр Детского творчества «Радуга»
Предприятия города Ульяновска
Экскурсии на предприятия города, беседы
Областной Краеведческий музей
Экскурсии, лекции, беседы,
Школьный музей «Боевой Славы»,палеонтологический музей.
Экскурсия, лекции, беседы
8. Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 40 минут и проводится 1 раз в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
III. Содержание программы.
Программа «С чего начинается Родина?» включает в себя четыре блока:
Начало начал. Моя семья- моя малая родина.
Школа – мой второй дом.
Ульяновск – город мой родной.
Родной свой край люби и знай
1 блок. «Начало начал. Моя семья- моя малая родина.»
воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Школа – мой второй дом».
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
3 блок. «Ульяновск – город мой родной»
формировать представления о специфике города, об истории города;
приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
воспитывать гордость званием ульяновца, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Чистополя.
4 блок. «Родной свой край люби и знай»
формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ульяновской области.
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа Ульяновской области.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любвик родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Программа состоит из четырех ступеней :
1 ступень – 1 класс (33 часа);
2 ступень – 2 класс (34 часа);
3 ступень – 3 класс (34 часа);
4 ступень – 4 класс (34 часа).
Учебно- тематичеческий план спецкурса
«С чего начинается Родина?»
Моя семья-моя малая родина.
Вводное занятие: «С чего начинается Родина?»
«Дом, в котором я живу»
Поздравление мам с Днем Матери
Ты – родитель. Мои родители.
Игры бабушек, дедушек.
Мои обязанности в семье.
Поздравление пап с Днем защитника Отечества
Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта
II. Школа – мой второй дом
Адрес школы. Дорога в школу
Мой сосед по парте
Посвящение в первоклассники
беседа, собрание для родителей
Школьная библиотека. Посвящение в читатели
До свидания, первый класс!
III. Ульяновск – город мой родной.
Симбирск-Ульяновск,удивительное имя нашего города
Прогулка-экскурсия по городу.
экскурсия на автобусе
Удивительный наряд города.Виды города.
Характер города. Город владеет культурными богатствами.
Характер города. Город владеет духовными богатствами.
Занятия жителей города
IV. Родной свой край люби и знай.
Ульяновская область на карте моей Родины. Географическое положение.
Ульяновск – часть земли Симбирской.
Из бабушкиного сундука.
фольклорные посиделки, игра
Кто нас окружает. Растительный и животный мир Ульяновской области.
Красота родной природы.
Дружба народов Поволжья.
Моя семья-моя малая родина.
Мой дом – моя крепость.
Досуг в моей семье.
Профессия моего отца.
Профессия моей мамы.
Распределение обязанностей в семье.
Песни родителей, бабушек.
Фамилия, имена, отчества членов семьи.
Папа, мама, я – читающая семья
II. Школа – мой второй дом.
Правила поведения учащихся на уроках и переменах.
Распределение обязанностей в классном коллективе.
Бережное отношение к школьному имуществу.
Если был бы я директором…
Дом, в котором мы живем.
практическая деятельность по созданию презентаций о школе
III. Ульяновск – город мой родной.
Посещение кинотеатра, театра
Альбом «Знай и люби свой город»
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны
Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома.
Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте
беседа, прогулки по отдельным местам города
IV. Родной свой край люби и знай.
Флаг Ульяновской области
Герб Ульяновской области
Гимн Ульяновской области
Национальные кухни народов Поволжья
конкурс блюд и рецептов
Национальные костюмы народов Поволжья
Игры народов Поволжья
Заповедные места Ульяновской области.
Моя семья-моя малая родина.
У моих родителей(бабушек,дедушек)золотые руки
Великая Отечественная война в истории моей семьи.
Подвижные семейные игры.
Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека
II. Школа – мой второй дом
Моя школа – мой дом.
Я работаю в библиотеке.
Поздравление учителей с Днем учителя.
Что растет на территории школы.
Школьный музей «Боевой славы».
Акция «Хорошее время читать»»
посадка многолетних растений на клумбах школьного участка
II.Ульяновск – город мой родной
Исторические места города.
Моему городу 364 года.
Промышленные предприятия города.
Великая Отечественная война в истории моего города.
Встреча с известными земляками.
История города в лицах.
Знай, люби и гордись своим городом
IV. Родной свой край люби и знай
Ульяновск в далеком прошлом.
Гражданская война на территории Ульяновской области.
Подвиги ульяновцев в годы Великой Отечественной войны.
Символика Ульяновской области.
Кто в государстве(области) самый главный?
Многонациональная Ульяновская область.
Фольклор,традиции и праздники
Берег левый-берег правый. Мосты Ульяновска.
1. Моя семья-моя малая родина.
История одной фотографии.
Моя семья. Семейные традиции.
практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет
Вклад моей семьи в историю страны.
Права и обязанности родителей и детей.
Папа, мама, я – дружная семья.
Поздравление с Днем Семьи.
II. Школа – мой второй дом
Моя школа получила миллион.
Медалисты нашей школы.
Школьный палеонтологический музей.
экскурсия в школьный музей
История школы в лицах.
Защита проектов «История школы в лицах»
Прощание с начальной школой.
III. Ульяновск – город мой родной.
Знакомство с духовной жизнью города
экскурсии по храмам, соборам, мечетям
Герои – земляки Великой Отечественной войны.
Музей Гражданской Авиации.
Что мы покажем гостям в Ульяновске?
Мой город в будущем
IV. Родной свой край люби и знай
Первобытный мир – начало истории человечества
Ундоры- родина динозавров.
Минеральный источник Ульяновской области.
Наш край в годы Великой Отечественной войны
На пути духовного возрождения. Христианство и Мусульманство.
экскурсия в храм, мечеть
Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики
чтение произведений, театрал.представления
Жизнь замечательных людей Ульяновской области.
Защита проектов «С чего начинается Родина?»
IV. Реализация программы.
Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.
Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников, интеллектуальных конкурсов по истории, направленных на воспитание патриотических качеств личности.
Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
Посещение семей на дому.
V. Ожидаемые результаты:
Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
Программа внеурочной деятельности » С чего начинается Родина»
Программа внеурочной деятельности «С чего начинается Родина? ” составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования на основе авторской программы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, часть 2.) Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Москва, «Просвещение» и адаптирована на 1 год обучения.
Нормативно – правовой аспект
Конвенция ООН о правах ребенка;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2. 4. 4. 1251-03);
Письмо Минобрнауки России «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. № 06-1844;
Устав МКОУ «ООШ для обучающихся с ОВЗ»
Локальные акты МКОУ «ООШ для обучающихся с ОВЗ» (положения, правила, должностные инструкции и др.)
Актуальность и новизна этой проблемы определена Федеральным Государственным Стандартом начального общего образования 2010 года.
Программа внеурочной деятельности «С чего начинается Родина? « основана на системе духовных ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни
Выбор данной программы педагогически целесообразен.
Психолого – педагогические особенности детей с ОВЗ
В моём классе обучаются дети с умственной отсталостью, олигофренией. Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга. Развитие этих детей с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Их речь не выполняет своей основной функции — коммуникативной. Внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Установлено, что многие испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Память также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. У детей отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Дети с умственной отсталостью предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. В процессе обучения и воспитания на первый план выдвигается недостаточная сформированность мотивационной основы эмоционально-волевой сферы, которая может сохраняться и в старшем школьном возрасте. Таким образом, ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоциональн
Цель освоения программы:
-Формирование чувства привязанности к своему дому, школе,семье.
— Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине, культуре и традициям.
— Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому и настоящему.
— Воспитание гражданско – патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Место учебного курса в учебном плане
На: занятия по внеурочной деятельности «С чего начинается Родина?» во 2 классе отводится:
68 часов, 2 часа в неделю.
Возраст обучающихся 9-10 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Процесс обучения строится в занимательной форме. Это обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные игры, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета, использование малых фольклорных форм: загадок, потешек, хороводов, закличек. Виды игр:
• на развитие внимания и закрепления терминологии;
• игры-конкурсы (с делением на команды);
• сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
Использование сказок и поучительных рассказов всегда обогащает занятие и делает его понятнее это:
• сказочные сюжеты уроков;
• сочинение своих сказок;
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
Методы организации деятельности:
— показ примеров и образцов;
-создание ситуации успеха;
Методы стимулирования и мотивации;
— создание ситуации успеха;
Методы стимулирования долга и ответственности:
Формы организации занятий:
— участие в выставках и конкурсах различного уровня;
-участие в воспитательных мероприятиях школы.
— работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
— групповая (обучающиеся обмениваются мнениями).
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа “С чего начинается Родина? ” предполагает формирование патриотических чувств и воспитание чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
1.2. Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для экологического сознания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и,выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Личностными результатами изучения курса “С чего начинается Родина” является формирование следующих умений:
— Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
— Объяснять, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
— Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
— В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
— Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
— Проговаривать последовательность действий на занятии.
— Учиться высказывать своё мнение.
— Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
— Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
— Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне 1 – 2 предложений).
— Слушать и понимать речь других.
— Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
Иметь начальные представленияо правах и обязанностях человека, о культуре и традициях своего народа, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Программа внеурочной деятельности “С чего начинается Родина? ” включает шесть направлений, логически связанных между собой.
— формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность,
— воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
Предполагаемый результат деятельности:
— понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
— формировать уважение к членам семьи;
— воспитывать семьянина, любящего свою семью и своих родителей;
— формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
— сформировать представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
— сформировать представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
— сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
3. “Я и культура” – направление творческой деятельности обучающихся на освоение культуры своего народа.
— воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности.
Предполагаемый результат деятельности:
— умение видеть прекрасное в окружающей жизни,
-вовлечь детей в кружки художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
— формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, к созданию атмосферы товарищества и дружбы в коллективе;
— воспитывать положительное отношение к учебе, развивать познавательную активность,
— воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
Предполагаемый результат деятельности:
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству, его прошлому и настоящему.
— развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию,
— верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне,
— воспитывать любовь к родному краю,
— воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
— убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историю и традиции.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
— воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, и природой;
— формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду.
Предполагаемый результат деятельности:
— обучающиеся должны любить и беречь природу, занимать активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Средства и материалы, необходимые для реализации программы
1. Дидактические игры, грамматические сказки, художественные тексты;
2. Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);
3. Подборка схем, таблиц, иллюстраций и т.д.
Для отслеживания результативности образовательного процесса удобно использовать следующие этапы контроля
— стартовый контроль (сентябрь); позволяет определить исходный уровень духовно – нравственного воспитания обучающихся
— текущий контроль (в течение всего учебного года)
— промежуточный контроль (по изучаемым темам, разделам и др.);
— инновационную модель обучения
— компетентностно – деятельностную модель обучения;
— инновационное содержание внеурочной деятельности;
Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса “С чего начинается Родина” в частности.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия –комнатные растения;
2) географические карты, книги, справочники
3) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
4) Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор),
6. Список литературы
1. Вяземский Ю. От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах / Ю. Вяземский. – М.: АСТ, 2015. – 320 с.
2. Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки / Н. Х. Гафиатулина, А. В. Роженко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 283 с.
2. Государственные символы Российской Федерации http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf1.html (дата обращения 06.06.2015)
3.Детский путеводитель. Россия для детей. – М.: Эксмо, 2015. – 192 с.
4. Детская энциклопедия. Чудеса света. Россия. – М.: РОСМЭН, 2015. – 96 с.
5. История России. Праздники на Руси. – М.: Белый город, 2010. – 48 с.
6. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей / А. О. Ишимова. – М.: Эксмо, 2015. – 816 с.
8.Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы / С. Лаврова. – М.: Белый город, 2014. – 48 с.
10. Сергеева В. П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности. М. :РОСМЭН, 2015
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 05.06.2015)
13.Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 06.06.2015)
Календарно – тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «С чего начинается Родина?» 2 класс
( 2 часа в неделю, 68 часов в год)
Основные виды деятельности обучающихся