С чего начинается родина детские письма о главном
«Детские письма о главном»: новое поколение знает, с чего начинается родина
Сергей Иванов
В книге собрано более 50 детских писем с размышлениями о России, семье и истории страны. Презентация уникального издания, иллюстрированного детскими рисунками, состоялась на днях на Международной книжной выставке-ярмарке на ВВЦ. В мероприятии приняли участие руководитель Дирекции корпоративных коммуникаций Почты России Светлана Сергеева, генеральный директор издательской группы «Граница» Юлия Низовцева, воспитанники детских домов.
Новая книга — вклад Почты России в формирование правильных духовно-нравственных установок у подрастающего поколения, в интеллектуальное развитие молодежи. В эпоху электронных писем и SMS-сообщений крайне важно помочь детям усвоить культуру письменной речи и научиться грамотно выражать свои мысли.
Издание «Детские письма о главном. С чего начинается Родина» — это собрание лучших проявлений духовной жизни юных россиян, которые в своем творчестве должны стать примером для сверстников. Авторы книги — участники и победители всероссийского конкурса «Лучший урок письма».
«Детские мысли о Родине дают очень много в плане патриотического воспитания подрастающего поколения. Для нас, депутатов, очень важно поддержать этот проект, инициированный Почтой России, который, я надеюсь, будет ежегодным», — сказал заместитель председателя Государственной думы Сергей Желязняк.
В ближайшее время книга поступит в детские и школьные библиотеки, детские дома, кадетские корпуса.
Первые экземпляры уже переданы читателям библиотеки Московского городского дворца детского (юношеского) творчества. Кроме того, книгу в подарок получили ее авторы: школьникам, чьи письма вошли в книгу, были вручены памятные подарки от Почты России.
С чего начинается родина детские письма о главном
Я много путешествую по разным регионам с детскими группами, веду предмет «Окружающий мир» в начальной школе, и в силу профессиональной необходимости мне часто приходится говорить с детьми, живущими в России, об их стране. Конечно, книги (а также всевозможные активити-букс и печатные настольные игры) – один из основных инструментов такого разговора. Изучив десятки современных детских изданий на эту тему, я заметила, что большинство из них следует негласным, но вполне очевидным «правилам письма» о России. Что же это за правила? О чем рассказывают книги, игры, атласы, посвященные родной стране и адресованные современным российским детям? Какие ценности взрослые пытаются передать с помощью этих изданий?
От Москвы до самых до окраин
Если набрать в любой поисковой системе словосочетание «книги о России для детей», то первой выпадет книга Н.А. Андриановой, которая так и называется «Россия для детей» и несколько раз переиздавалась в издательстве «ЭКСМО». Этому же автору принадлежит и детская энциклопедия «Россия».
Начало абсолютно стандартно: «Россия – самая большая страна в мире». Размеры страны – первое, что должны знать дети. Дальше автор последовательно описывает крупные города и регионы. Нетрудно догадаться, что повествование начинается со столицы. Сразу задается четкая иерархическая вертикаль: есть главные города – а есть подчиненные. «Москвоцентричность», Кремль и Спасская башня на обложке, «московский взгляд» ‒ типичная характеристика книг о Родине. В школьном учебнике окружающего мира, который следует государственным программам, такая логика, вероятно, единственно возможна. А в неучебной, познавательной литературе можно ли писать иначе?
На рынке детской литературы очень мало отдельных, «самостоятельных», книг, которые рассказывают детям о нестоличных городах и регионах страны. Их можно пересчитать по пальцам. Кое-что можно найти «на местах» ‒ например, в краеведческих музеях разных регионов и городов. Но десятки больших и малых городов, регионов России все еще ждут «перевода на детский».
На этом фоне очень заметны книги, ставшие значимыми исключениями из «москвоцентричного» письма о России. Это, во-первых, книга Марианны Бабанской «С востока на запад» (подробнее о ней– в статье Е.Литвяк: «Россия в письмах»). Уже в самом названии заложено «другое направление». Изучение России начинается не с Москвы, а с Дальнего Востока. Книга построена на письмах детей – наших современников. Они умеют пользовать сотовыми телефонами, интернетом и телевизором, но при этом готовы писать письма и рассказывать о своих городах и сёлах. Письма они адресуют на сахалинский маяк Скрыпалева, а начало и конец этой истории – в Санкт-Петербурге. В 2021 году сотрудники Детской библиотеки истории и культуры Санкт-Петербурга придумали игровое занятие по этой книге, во время которого дети работают с картами, путеводителями, сами пишут письма и ищут информацию. И это им невероятно интересно.
Еще один пример «распределенной России», в которой Москва – лишь одна из точек на карте (да, важная и значимая, но вовсе не «начало земли»), ‒книга Александра Голубева «Карты России» («Как нарисовать Россию»). Этот грандиозный рисованный атлас всех российских регионов строится по строго формальному и оттого объективному признаку – федеральным округам. Открывается он картой Архангельской области. К «Картам России» выпущены разнообразные активити: рабочая тетрадь, «раскраска-рисовалка-бродилка-находилка» и альбом с наклейками.
Нестандартный подход к географии России мы встречаем в книге Александры Литвиной и Ани Десницкой «Транссиб. Поезд отправляется!». Здесь Москва – лишь отправная точка для путешествия по самой длинной железной дороге в мире. В книге есть множество провинциальных городов и железнодорожных станций, подробности поездного быта и, конечно, виды России из окна поезда.
Любовь к отеческим гробам
Социологический опрос Левада-центра (сегодня государство считает эту исследовательскую организацию «иностранным агентом») еще в 2019 году фиксировал, что 53% наших соотечественников на вопрос «Что у вас в первую очередь связано с мыслью о нашем народе?» отвечают «Наше прошлое, наша история».
Детские издания о России подтверждают эту мысль со всей очевидностью. Ни география, ни этнография, ни природный мир ‒ никакая другая «страноведческая» тема не занимает в детских книгах о России так много места, как история. Даже путеводители, которые по самой сути своего жанра должны рассказывать о современности, о том, что происходит вокруг, непременно превращаются в рассказы по истории России. Упомянутая выше «Россия для детей» не исключение, здесь тоже каждый регион представлен прежде всего в историческом аспекте.
Книга «Открой тайны России» (издательство «Робинс») вышла в очень популярной серии с окошками. Она напечатана на толстых картонных страницах и адресована детям «от 6 лет». Однако содержание книги вряд ли будет понятно даже младшим школьникам: пять из восьми разворотов посвящены истории страны. На развороте «История России» представлены российские правители от Рюрика до Путина, затем следуют развороты «Войны и битвы», «Архитектура и искусство» (здесь ребенку предлагается освоить культуру страны от икон до Андрея Тарковского и Юрия Никулина), «Открытия науки и техники» (начинаем с Ломоносова, заканчиваем Калашниковым), а завершает книгу разворот «Промыслы и ремесла народов России». Вводный текст подводит своеобразный итог: «…и в настоящее время народные ремесла не забыты: в современной одежде сохранены мотивы старинных орнаментов, в домах можно встретить посуду, ковры, вышивки с национальным рисунком, до сих пор делают сувениры в народном стиле». Получается, что мы – это действительно наше прошлое.
Возраст потенциальной аудитории карточной викторины «Вопросы и ответы о России» (тоже издательство «Робинс») определить трудно: оформление карточек очень детское, но ответить на большинство вопросов смогут лишь выпускники истфака. На 50 карточках приведены 450 вопросов, абсолютное большинство из них посвящено прошлому – событиям, словам, людям.
Кстати, другие настольные игры – «Россия» из серии «Сундучок знаний» и «Таймлайн. История России» ‒ отличаются от вышеупомянутой викторины. Здесь детям предлагается узнать о времени, когда появился мультик про Чебурашку и фильм «Война и мир», когда произошла авария на Чернобыльской АЭС и началось телевизионное вещание в СССР. Но 21 века в этих играх, к сожалению, нет.
Посмотрим на серию активити-бук «Путешествие по России» издательства «Питер», адресованную детям 5‒6 лет. Заявленное в названии «путешествие», казалось бы, позволяет авторам затронуть самые разные темы:поговорить о географии, биологии, транспорте, ‒ ведь во время путешествия мы видим леса и болота, аистов и лягушек, железную дорогу и самолёты. Но 12 из 15 изданий посвящено исключительно историко-культурным темам: есть «Русские богатыри» и «Великие города», «Русские сказки» и «Русские праздники».
Детские издания о России обязательно рассказывают о царях, о войне, о космосе. История России заканчивается полётом в космос Юрия Гагарина. Единственное событие 21 века, достойное упоминания – Олимпийские игры в Сочи в 2014 году. В детских книгах о России мы не встретим наших современников (за исключением, президента, конечно). Всё, что детям 2020-х годов стоит знать о своей стране, закончилось в ХХ веке. Актуальные проблемы экологии и урбанизации, транспортное и экономическое развитие, цифровизация – всё это остаётся за страницами детских книг.
Между тем давно установлено, что историческое сознание начинает формироваться у детей только после 10 лет. Далеко не у всех история – любимый предмет. И детям, и подросткам интересна прежде всего современность. Они живут здесь и сейчас; лучший способ увлечь детей историей – показать ее связь с сегодняшним днём. Я не раз своими глазами наблюдала живейший интерес, который вызывают у детей книги о современниках – например, серия издательства «Альпина Паблишер» «Чему я могу научиться…» В ней представлены книги о Стиве Джобсе, Илоне Маске, Ингваре Кампраде, Филе Найте. Из российских имён есть лишь Анна Ахматова и Сергей Королев, чьи жизни завершились полвека назад.
Еще одно исключение из правила ««не говорить про сегодня» связано с книгами о природе страны. Например, «Россия. 1000 удивительных фактов». Здесь подробно рассказывается про ландшафты, равнины, горы, озёра, вулканы, и часто можно встретить и современные фотографии, и сегодняшние события.
***
Чтобы понять «свое», очень полезно увидеть «чужое». Изучая, как взрослые других стран рассказывают детям об их родине с помощью книг, я заметила несколько существенных отличий. Во-первых, сам выбор таких книг у иностранцев гораздо больше – и по жанрам, и по возрастной адресации. Здесь есть общие, обзорные, издания про всю страну – «UKforkids», например, ‒ но есть и книжки про регионы и города. Есть энциклопедии и комиксы, художественные произведения и активити. Во-вторых, все книги имеют четкую возрастную адресацию. Например, книги для дошкольников будут написаны простым и понятным языком, без дат, сокращенных инициалов. А книги для школьников будут рассчитаны на их умения и знания.
В-третьих, книг по истории страны довольно много, но это отдельные, хорошо продуманные и оформленные издания. А в книгах о стране абсолютный приоритет отдан современности. Детям рассказывают о сегодняшней стране, о том, что их реально окружает.
Актуальные проблемы появляются на страницах детских книг именно тогда, когда они актуальны. Так, Франция, столкнувшись с террористическими атаками, тут же предложила своим детям книги о секулярности как ключевой ценности и главном законе.
Никто не боится говорить с детьми о проблемах современной страны – экологических, политических, национальных. Напротив, всячески подчеркивается роль и возможность каждого человека – в том числе, юного читателя – внести свой вклад, свои идеи в решение этих проблем. И вот здесь, наверное, кроется самое главное. Юный британец, немец и француз читает книги о своей стране для того, чтобы понять: это моё. Моя страна, мои соседи, мои проблемы. И я могу на это повлиять и сделать свою страну лучше.
Неужели нашим детям книги о России нужны только для того, чтобы сохранять прошлое?
От редакции: Сама Анна Рапопорт тоже написала книгу о России. Это ее «практический ответ» на поставленные вопросы.
Творчество школьника из Новомосковска вошло в «Детские письма о главном. С чего начинается Родина»
Роман Юпенков в 2011 году стал участникам Всероссийского конкурса «Лучший урок письма», организованного «Почтой России». Ученик 3-го класса средней школы №2 города Новомосковска тогда прислал на конкурс свое письмо, которое было признано жюри одним из лучших.
Как стало известно ИА «Тульская пресса», в итоге оно вошло и в сборник лучших работ за все время проведения «Почтой России» конкурса эпистолярного жанра.
«Всего в книге собрано более 50 детских писем с размышлениями о России, семье и истории страны. Авторы книги – участники и победители Всероссийского конкурса «Лучший урок письма». В своих посланиях дети пишут о дедушках и бабушках, многие из которых прошли Великую Отечественную войну, родителях, учителях, городах и селах, где они родились и живут, и родной природе», — сообщили в пресс-службе УФПС Тульской области – филиала ФГУП «Почта России».
Инициатор и организатор конкурса «Лучший урок письма» – ФГУП «Почта России». Соорганизаторами выступили Профсоюз работников связи, Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», Союз писателей, Россотрудничество, ИТЦ «Марка».
В ближайшее время книга поступит в детские и школьные библиотеки, детские дома, кадетские корпуса, пограничные заставы. Итоги конкурса «Лучший урок письма» будут подведены в начале октября и победители будут награждены в детском центре «Орленок». От Тульской области в конкурсе участвует более 20 работ. Как подчеркнули в тульском почтовом ведомстве, в последние годы тульские школьники неизменно входили в число лауреатов конкурса.
С чего начинается родина детские письма о главном
Это уникальное издание тиражом всего 5000 экземпляров подготовлено авторским коллективом ФГУП «Почта России» при помощи зампредседателя Госдумы Федерального Собрания РФ Сергея Железняка.
На днях, 8 сентября, отмечался Международный день грамотности. В эпоху электронных писем, социальных сетей и смс-сообщений подрастающее поколение утрачивает навыки письменной речи, «внутреннего разговора». Поэтому свой вклад в развитие грамотности подрастающего поколения вносит и «Почта России» с помощью конкурса «Лучший урок письма».
Как рассказали корреспонденту sk-news.ru Ольге Богатеевой в пресс-службе УФПС Ставропольского края – филиала ФГУП «Почта России», это Всероссийский конкурс на лучшее сочинение эпистолярного жанра. Он очень популярен у детей и учителей, в частности на Ставрополье, где конкурс вот уже который год традиционно проводится совместно с краевым министерством образования. Его итоги уже известны, но имена победителей и лауреатов почтовики объявят в преддверии Всемирного дня почты, который празднуется на планете 9 октября.
Например, 14-летняя Асият рассказала всей России о родном селе: «Точная дата основания Безенги неизвестна, но среди балкарцев существовало такое понятие, как «Беш Тау эл» – «пять горских обществ», куда входило и Безенги. Название села возводят к «бизники» («наш, наша земля»). Чегемцы и черекцы оспаривают другу у друга эту землю. По другой версии «базыннган» «надёжный» был надёжным укрытием от врагов.
Я живу и учусь в этом селе, расположенном между двух огромных гор, живу там, где выросли мои родители, где родились мои бабушка и дедушка. Поэтому это место для меня родное. Здесь я знаю каждый камень, каждое дерево. В моём селе работают, живут и учатся мои друзья и родные. Моё село славится именитыми людьми. Это Кязим Мечиев, основоположник балкарской литературы, два генерал-лейтенанта: Деппуев Хаким и Аттоев Борис, Герой Социалистического Труда Аттоев Салих, заслуженные учителя республики, много кандидатов наук. Анаев Эльдар – доктор медицинских наук, профессор, принял участие в первой в России успешной операции по пересадке лёгких. Живёт и работает в Москве. Наша республика гордится своими отважными покорителями горных вершин. Одна из них наша односельчанка, мастер спорта Тамара Хуламханова.
Трудно и больно человеку без Родины. Люди, которые уезжают за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным краям. Даже птицы не могут навсегда оставить свои просторы ради тёплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваясь из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться туда, где появились на свет.
Человеку на всё хватит сил, если дело его делается ради своей Родины. Родина бывает большая и малая. Большая Родина – это страна, республика, город, село, в котором ты родился. А малая родина – это дом, где ты живёшь, родительский дом. Тебя в нём понимают, любят и ждут. Ты с гордостью говоришь: «Это мой дом!» В доме мои родные – это тоже родина. Я горжусь, что Родина моя находится в стране, которая называется Россия».
Есть в книге пусть и не всё письмо, а лишь маленькая цитата из него, и школьницы из г. Владикавказа (РСО – Алания) Ланы Датиевой: «Я понимаю, что каждый человек, живущий в моей стране, близок мне и дорог, ведь у нас с ним одна Родина. Теперь я понимаю, насколько дорога мне история моей страны, ведь я являюсь её продолжением, я часть огромной державы – России!»
Моя прабабушка Аня тоже в детстве была у дуба. Она жива-здорова, ей недавно исполнилось восемьдесят пять лет. Прабабушка Аня ещё крепкая, подвижная, жизнерадостная, ей интересно жить на свете. Мы с ней часто разговариваем на разные темы…Не каждый правнук может похвастать такой замечательной прабабушкой.
Мой дед любит повторять: «Лучше края в мире нет!» Я с ним полностью согласен».
«Такие гражданские, общественные инициативы помогают детям поверить в себя, оценить свои силы и возможности, заряжают их творческой, созидательной энергией. И, конечно, играют огромную роль в патриотическом, духовно-нравственном воспитании юных граждан нашей страны», – отметил Владимир Путин.
Инициаторы проекта и авторский коллектив выразили особую признательность за внимание и помощь в издании книги детских писем Профсоюзу работников связи, а также заместителю председателя Государственной Думы Сергею Желязняку.
«Детские мысли о Родине дают очень много в плане патриотического воспитания подрастающего поколения. Поэтому для нас, депутатов, очень важно поддержать этот проект, инициированный Почтой России, который, я надеюсь, будет ежегодным», – говорит Сергей Желязняк.
В ближайшее время книга поступит в детские и школьные библиотеки, детские дома, кадетские корпуса, пограничные заставы. Первые экземпляры уже переданы юным читателям библиотеки Московского Городского Дворца Детского (Юношеского) Творчества – на детском празднике во Дворце состоялась первая презентация уникального издания. Кроме того, книгу в подарок получили её авторы: школьникам из Рязани, Москвы и Тульской области, чьи письма вошли в книгу, были вручены памятные подарки от российской почты.
Издана книга «Детские письма о главном. С чего начинается Родина»
В книге «Детские письма о главном. С чего начинается Родина» собрано более 50 детских писем с размышлениями о России, семье и истории страны. Презентация уникального издания, иллюстрированного детскими рисунками, состоялась на днях на Международной книжной выставке-ярмарке на ВВЦ.
В эпоху социальных сетей, электронных писем и SMS-сообщений крайне важно помочь детям усвоить культуру письменной речи, развивать «внутренний диалог» и научиться грамотно выражать свои мысли. Издание «Детские письма о главном. С чего начинается Родина» – это собрание лучших проявлений духовной жизни юных россиян, которые в своем творчестве должны стать примером для своих сверстников.
Авторы книги – участники и победители Всероссийского конкурса «Лучший урок письма». В своих посланиях дети пишут о дедушках и бабушках, многие из которых прошли Великую Отечественную войну, родителях, учителях, городах и селах, где они родились и живут, и родной природе. Инициатор и организатор конкурса «Лучший урок письма» – ФГУП «Почта России». Соорганизаторами выступили Профсоюз работников связи, Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», Союз писателей, Россотрудничество, ИТЦ «Марка».
В ближайшее время книга поступит в детские и школьные библиотеки, детские дома, кадетские корпуса, пограничные заставы.
В этом году Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» завершил свой юбилейный десятый этап. За десятилетний период конкурс эпистолярного жанра получил широкую популярность и вызвал большой интерес и поддержку среди учащихся и преподавателей школ Тверской области. За это время в нем приняли участие сотни учеников, студентов, преподавателей школ, техникумов и колледжей. В оргкомитет регионального конкурса поступило более десяти тысяч писем, около 200 методических разработок уроков письма. Лучшие работы направлялись на суд жюри в Москву. Почти 15 ребят и учителей были названы победителями и лауреатами Всероссийского конкурса.
Надеемся, что в следующий раз в книгу «Детские письма о главном. С чего начинается Родина» (она планируется как ежегодное издание) попадут и работы тверских ребят.
Сообщает группа по связям с общественностью Тверского филиала Почты России