С чего начинается родина 4 класс музыка
Конспект внеклассного занятия по музыке на тему: » С чего начинается Родина»
Автор презентации: Брагина Татьяна Андреевна
Технологическая карта музыкального занятия
«С чего начинается Родина»2 класс
С чего начинается Родина…..
— создать условия для усвоения понятий «Родина», «малая родина», «семья», умение работать с информацией.
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
•овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
•овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Методы обучения: беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения; демонстрационно-иллюстративный метод эвристический, рефлексия, эмоционального воздействия, художественного контекста, создание ситуации успеха в учении, разъяснение
— развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «природа», «семья»;
— уметь обмениваться мнениями, слушать товарища и учителя, умение вступать в диалог;
— отвечать на вопросы учителя, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему;
-, использовать знание пословиц и поговорок.
Технологическая карта занятия:
Педагог:- Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице прекрасная погода, светит солнышко, поют птицы. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне. Мы начинаем наш урок.
Педагог:-Ребята, скажите, как называется страна в которой мы живем?
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
Когда в одном краю весна,
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем.
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней-
И то едва домчится….
Педагог: Ребята, так о чем же это стихотворение?
Дети: О нашей стране.
Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины?
— С чего же начинается наша Родина?
Педагог: Правильно, сегодня на уроке мы узнаем что обозначает понятие «малая родина». У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя!
Не полюбив свою малую родину, трудно полюбить нашу большую Родину. Не зная истории малой родины, невозможно до конца понять и историю нашего Отечества.
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
Голову подымим выше
И легко легко подышим
Раз-два выше голова,
Три четыре руки шире
Пять шесть-тихо сесть
Раз подняться подтянуться
Два согнуться, разогнуться
Три-в ладоши три хлопка,
На четыре-руки шире
Пять- руками помохать
Шесть-за стол тихонько сесть.
Педагог: Каждая страна мира имеет столицу, символы, традиции, историю, людей, прославивших ее. Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны.
Дети: Флаг, герб и гимн России.
Педагог: Верно. Расскажите о российском флаге. Какие цвета на нашем флаге?
Дети: Белый, синий. красный.
Педагог: Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор». Верхняя полоса — белая, как чистый снег, средняя полоса — синяя, как ясное небо, а нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый, он и гордый.
Он – России дух свободный.
У каждой страны есть и герб свой, и флаг.
Вот гордая птица о двух головах,
Корона и щит этот герб украшают
И воин, который змею поражает.
Мы герб этот видим на важной бумаге
На нашем большом государственном флаге.
Когда бы и где бы о нём не спросили
Скажи: «Это герб дорогой нам России».
Педагог: Ребята, а ведь есть еще один символ. Какой?
Педагог: Есть торжественный гимн у России.
Прославляет от Родины силу,
Славит доблесть, заслуги людей.
Вдохновенною песней своей.
Педагог: Давайте его послушаем. А вы скажете мне:
Звучит аудиозапись «Гимн России». муз. А. Александрова. сл. С. Михалкова.
(после прослушивания дети садятся на стулья)
Педагог: Сейчас прозвучал гимн России. Что вы можете сказать о нем? Какой он?
Дети: Торжественный, величественный, гордый, красивый.
Педагог: Сейчас вы прослушаете еще одну песню про Россию, и скажете мне:
-Какое настроение в этой песне?
Педагог: А сейчас мы с вами разучим ее.
Разучивание песни «Моя Россия –моя страна!»
— А как называетя столица России?
— А с какими символами России мы сегодня с вами познакомились?
На этом наше занятие окончено.
« Моя Россия моя страна»
Я рисую белым мелом облакаЯ мечтаю, будет день навернякаЭто счастье улыбнется снова мнеИ моей странеПрипев:Моя Россия, моя странаТы так красива во все годы-временаМоя Россия, мои друзьяДай Бог нам силыМы вместе одна семья
Сколько можно вечно спорить ни о чемСколько можно воду черпать решетомГде тот ветер, что расправит крылья мнеИ моей странеПрипев:Моя Россия, моя странаТы так красива во все годы-временаМоя Россия, мои друзьяДай Бог нам силыМы вместе одна семья
Презентация на тему: С чего начинается Родина
С чего начинается Родина
Родина 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь.
Пословицы о Родине Человек безРодины, что соловей без песни.
На родной стороне и камешек знаком.
Родная сторона мать, а чужая мачеха.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,Русский, татарин, башкир и якут.Разных народов большая семья,И этим гордиться должны мы друзья. Россией зовется общий наш дом,Пусть будет уютно каждому в нем.Любые трудности мы осилим И только в единстве сила России
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,Русский, татарин, башкир и якут.Разных народов большая семья,И этим гордиться должны мы друзья. Россией зовется общий наш дом,Пусть будет уютно каждому в нем.Любые трудности мы осилим И только в единстве сила России
Россия много войн пережила И наши деды умирали не напрасно И верность Родине их к славе привела Под Знаменем Победы ярко-(красным).
Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток.
Презентация «С чего начинается Родина»
Описание презентации по отдельным слайдам:
С чего начинается Родина?
«С чего начинается Родина?» — широко известная советская песня из кинофильма «Щит и меч». Написана Вениамином Баснером на слова — Михаила Матусовского в 1968 году, как запев к фильму. В фильме эту песню исполняет Марк Бернес.
С чего начинается Родина? С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре,
С чего начинается Родина? С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.
С чего начинается Родина? А может, она начинается С той песни, что пела нам мать.
С чего начинается Родина? С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина? С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот.
С чего начинается Родина? С той самой березки, что во поле, Под ветром склоняясь, растет.
С чего начинается Родина? А может, она начинается С весенней запевки скворца
С чего начинается Родина? И с этой дороги проселочной, Которой не видно конца.
С чего начинается Родина? С чего начинается Родина? С окошек, горящих вдали,
С чего начинается Родина? Со старой отцовской буденовки, Что где-то в шкафу мы нашли.
С чего начинается Родина? А может, она начинается Со стука вагонных колес
С чего начинается Родина? И с клятвы, которую в юности Ты ей в своем сердце принес. С чего начинается Родина.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-375993
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Цель: прививать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
1.Воспитывать любовь к Родине.
2.Воспитывать гражданские чувства патриотизма.
3.Развивать самостоятельное мышление.
Оформление и оборудование:
Картины с видами нашей страны;
Плакаты и рисунки учащихся;
Записи песен и фонограммы.
2. Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Учитель: Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.
Родина – это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля моря и реки, города и села.
Любовь к Родине. У каждого человека это чувство подобно реке. Но у каждой реки есть исток- маленький ручеек с которого все начинается.
Что значит Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Потом пшеничные поля
Все это Родина твоя,
Чем старше станешь и сильней,
Т ем больше пред тобой
Она заманчивых путей
Учитель : Любовь к Родине – великое чувство. Наши предки не жалели своих жизней за свою Родину.
Родного неба милый свет,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
Какое сердце не дрожит,
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной,
Привет тебе мой край родной!
(Звучит «Родная песенка» музыка Чичкова )
Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово « Родина»?
Ученик: С моим домом и двором.
Ученик: У меня Родина ассоциируется с моими родителями и близкими.
Ученица: Когда я слышу слово «Россия», то представляю русские березы, колодцы и деревеньки.
Учитель: Хлеб, которым человек кормится, земля на которой человек живет, мама, которая дала жизнь. Без этого человеку просто невозможно жить.
Так много значит слово «Родина», что другим словом и не назовешь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовешь, а каждый тебе что- то подскажет, так как каждый понимает по- своему.
Большая наша страна. Огромная. Конца – края не видно. Много людей живет в нашей стране, много народов. О Родине много стихов и песен сложено. С тех давних времен, как возникла наша Отчизна, прославляют ее поэты и музыканты.
Есть у России березоньки белые,
Кедры, забывшие сколько им лет.
Горы от вечных ветров поседелые,
Реки, которым названия нет.
Есть соловьиные песни бессвязные,
Зори полей и огни городов,
Есть у России сердца безотказные,
Мудрые руки ее мастеров.
Слушай простор и вольно дыши,
Есть у России солдатское мужество,
Вечный огонь материнской души!
Учитель: Весомо чувство Родины… Как сказал один поэт: «Трудно определить когда оно рождается у каждого. Очевидно, с начальными познаниями жизни. С первых шагов тянемся мы к родному порогу, за которым открывается пусть небольшой, но уже волнующий сердце мир: и уходящая в поле дорожка и таинственный темно- зеленый лес, и неумолчная, переливающаяся серебром луговая речушка. Да не только эти и более широкие просторы становятся для нас навечно родными, но и кучерявая березка у хаты и простой камень, потертый осями телег, при повороте во двор.
Вот такая Родина у поэта, у каждого из нас она другая, но чувство у всех одно- чувство, что ты здесь родился, чувство гордости и любви, чувство патриотизма, как мы его называем.
Родина жизнь облегчает, душу нашу лечит.
Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради теплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваются из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам.
Человеку сил на все хватит, если дело его делается ради своей Родины.
Когда на меня навалилась беда
И шел я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне»,- сказала вода,
По горному склону стекая.
«Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам»,-
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега»,-
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву»,- поманили луга.
Прилег я и легче мне стало.
И стало все просто, и понял я вдруг-
Иного не надо мне края,
А только б дорога, да речка, да луг,
Да небо родимого края.
Живет на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье- увидев звезды, вернуться к родному порогу, обнять отца с матерью, посидеть с друзьями, послушать как поют птицы, как шепчут березы родной земли.
Ребята, берегите это большое счастье.
Хлеб, которым кормится человек, земля на которой он живет, мать, которая дала жизнь… Без этого человеку жить невозможно
Среди самого заветного есть у человека Родина.
Родина- это и земля, город или деревня, в которой ты родился и живешь, друзья и соседи твои. Это мать и отец твои, поэтому Родину еще Отчизной, Отечеством называют, как дом родной- отчим домом.
Когда произносишь слово «Родина», то чаще всего вспоминаешь из детства.
Мы все родом из детства. У каждого есть большая родня- это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой –Россия!
Россия, я твоя росинка,
Песчинка малая твоя,
Когда метель- то я снежинка,
В ручье- я капелька ручья.
Из этих капелек – росинок
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
Тогда бы не было земли.
Мы возвратили герб старинный,
Россия в нем твои черты:
И красный- сколько красоты!
В нем белизна твоих буранов
И синева твоих озер,
Твои надежды, муки, раны
И вечный огневой задор.
Россия- тройка, песня, птица,
Страна с особенной судьбой,
Должна Россия возродиться,
И возродимся мы с тобой.
У каждого народа своя история. Наша история древняя, богатая событиями. Страна особенная и история у нее особенная.
Родина! Что это значит?
Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит, не сгорая…
Полные слез или в искорках смеха.
Гор наших милых звонкое эхо.
Дедов далекие грустные песни.
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Где ты впервые узнал свое имя,
Та по которой пойдешь ты с другими.
Отчизной наделен всякий человек. И если он любит свою Родину, то участвует в ее судьбе, печалится ее горестями, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах.
Славное прошлое нашей Родины, как родник, вспоивший нас. Наша страна прекрасная. Наш народ лучший. Он трижды защитил весь мир.
Да, мы все родом из детства. У каждого из нас есть своя « малая Родина»- Отечество.
Ледяное мерцание звезд?
Гул тайги? Снеговые вершины?
Иль свечение белых берез?
Но не только… не только…
И ее соловьиное горло
Исторгает печаль и восторг.
И пленяет своей прямотой,
Здесь гордится любая деревня
Неказистой своей красотой.
Эту гордость никто не отнимет,
Хотя кто- то отнять бы не прочь,
Свое сердце Россия вынет,
Если надо кому- то помочь.
Да, Россию легко обидеть,
И не надолго обмануть.
Россияне найдут свой путь!
Соберут удалую ватагу
И разгонят жулье и ворье.
Да, России к лицу отвага,
Да и кто это знает вообще?
Это за морем пусть гадают
О загадочной русской душе.
(Исполнение песни о Родине)
Урок составила учитель по музыке Шляпникова Л.А.
Урок музыки 4 класс 1 четверть тема»С чего начинается Родина»
Урок музыки в 4-м классе.
Тема урока : «С чего начинается Родина?»
Русская народная песня «Дубинушка» в исполнении Ф.Шаляпина.
Русская народная песня «За реченькой».
Русская народная песня «Мы бьем первую залогу».
Шестопсалмие (знаменный распев).
М.И.Глинка. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
«Моя Россия» сл.Н.Соловьевой, муз. Г.Струве.
«С чего начинается Родина?» сл.М. Матусовского, муз. В. Баснера
Репродукции картин и фотографии: русские пейзажи, Кижский архитектурный ансамбль, И.Е.Репин «Бурлаки на Волге», И. Левитан «Над вечным покоем»,
интерьер Эрмитажа, Петродворца, фотографии русских городов, рек и озер.
Цель урока : знакомство с музыкальной культурой России во всем ее многообразии.
Задачи урока : через произведения музыки и живописи показать учащимся красоту родной земли, помочь ребятам испытать чувство гордости и восхищения русским народом, его историей, его культурой.
Словно музыка степная,
Золотая рожь встает,
В полный голос слышен колос-
Исполнение: распевание «Родина моя»
У. Друзья мои, есть на свете слова вечные, те слова, которые веками повторяют люди с благоговением и нежностью, первые слова, которые произносит ребенок.
Как вы думаете, какие это слова?
Наше занятие мы начали неслучайно с распевания «Родина». Сегодня мы будем говорить о Родине. Наша Родина- это Россия, наш общий дом, который достался нам в наследство. Наши предки любили его и берегли, именно поэтому до сих пор мы слышим голоса птиц, шум Беловежской пущи, любуемся красотой лесов и полей. В жизнь каждого человека чувство Родины приходит по-разному. Для кого-то родина-это дом, для кого-то – хлеб на столе, а кто-то слышит родину в шелесте трав.
Для меня родина началась в детстве.
Рассказ учителя о детских впечатлениях, связанных со словом «родина».
Слушание: «С чего начинается Родина?» сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера
На фоне музыки начинается рассказ.
У.Этим летом я совершила удивительное путешествие . Мы проплыли на небольшом пароходике по всем северным рекам России и увидели потрясающие по красоте пейзажи, посетили ряд русских городов и сел, узнали много интересного из истории нашей из страны.
Рано утром мы отплыли из Москвы. Позади остались золотые купола церквей и кремлевские башни, новые районы многоэтажек и широкие проспекты.
Впереди лежали просторы Земли Русской: спокойная гладь реки, ясное небо, зеленые склоны холмов да небольшие поселки на живописных берегах . Скоро мы увидели Волгу.
Могучая, величавая — сколько песен посвятил народ своей кормилице матушке-Волге.
А почему, как вы думаете, люди так называли реку?
Кормилицей ее называли еще и потому, что по воде доставляли в русские города разные товары, и всегда шла у реки оживленная торговля.
Наш пароход двигался вверх по Волге. За кормой пенилась вода от дизельного мотора — не просто тянуть пароход про тив течения. А ведь раньше моторов не было. Корабли могли сами по себе плыть только по течению, либо с попутным ветром. А если нужно доставить груз против течения, да такой тяжелый, что ни один ветер не поможет, что тогда? А тогда люди брали длинные веревки и тянули баржу против течения. Назывались такие люди бурлаками. Труд бурлаков был очень тяжелый, и тот, кто хоть раз видел их работу, потом помнил эту страшную картину всю жизнь.
Однажды художник Савицкий уговорил И.Е.Репина поехать на этюды по Неве до
Обросшие, бородатые мужики, тяжело ступая босыми ногами, налегая на лямки. У некоторых из них на груди виднелись кровоподтеки. Руки устало раскачивались в мерном ритме шагов. Плотные загорелые лица блестели на солнце. Одежда давно истлела и превратилась в грязные лохмотья. Бурлаки двигались молча. Глаза смотрели тяжело, хмуро, будто вовсе не замечая прелести летнего дня. Увиденное на Неве, взволновало Репина. Бурлаки не шли из головы. И вскоре Репин стоял на палубе волжского парохода компании «Самолет», который медленно двигался от Твери к Сызрани. Пароход остановился недалеко от Самары. Именно здесь художник написал картину «Бурлаки на Волге».
Слайд № 9. И.Репин «Бурлаки на Волге»
С утра Репин мчался на берег к своим бурлакам. Вот они бредут, увязая в прибрежном песке. Художник старается пристроиться в ногу и с восторгом смотрит на них день за днем, запоминая, зарисовывая десять характеров, десять судеб вплетенных в бечеву.
Бурлаки шли по берегу, а чтобы было полегче — затягивали песню.
Я предлагаю вам выучить припев знаменитой бурлацкой песни «Дубинушка».
Разучивание: припев русской народной песни «Дубинушка».
А теперь послушайте эту песню в и исполнении русского баса Федора Ивановича Шаляпина.
Слушание русской народной песни «Дубинушка» в исполнении Ф.Шаляпина.
К какому жанру народных песен относится «Дубинушка»?
Д.Это трудовая песня. (Формулируем понятие трудовых песен).
Вот так покоряли в старину силу могучей реки. Но и в наше время упорный труд творит не меньшие чудеса. Волгу соединили каналами с другими реками, построили плотины, электростанции — и все это дело человеческих рук. Пройдя через несколько плотин, мы попали из Волги в другую реку — Шексну.
Отсюда начинался путь на север. Тяжелые тучи встретили нас на суровых каменистых берегах. Ни одной деревеньки, и только чайки пронзительно кричали над вековыми лесами, спускавшимися к самой воде.
Исполнение: а саре ll а русскую народную песню «За реченькой». Очень важно, чтобы, песня звучала задушевно и проникновенно.
Такие песни называются «протяжные». Как вы думаете, почему?
Д. Мелодия у них длинная, протяжная.
У. А что это за река такая, Невага?
Д. Возможно это река Нева.
Слайд№11. Фотография Невы.
У. А почему в ней поется, что душа добра молодца шатается в поле?
Д. Потому что на Руси люди считали, что если умершего или убитого человека не похоронят, то душа его будет вечно скитаться по свету.
У. А край этот северный действительно суровый, и погибали здесь люди и в
не проходимых лесах, и на болотах. Много людей погибало и на строительстве. Поистине удивительна история создания города Санкт-Петербурга.
Более трехсот лет назад задумал царь Петр I построить в устье реки Невы город. Места здесь были для строительства неудобные — все больше болота да топи непроходимые. Немало рабочих умерло здесь от сурового климата и непосильной работы. Поэтому говорили, что Санкт-Петербург построен на костях человеческих. Десятками тысяч сгонялись к болотистым берегам Невы крепостные крестьяне для строительства будущей столицы. От зари до зари стучали они топорами, валили лес, вбивали сваи. И только старинная трудовая песня помогала им в этой тяжелой, изнурительной работе.
Исполнение: русская народная песня «Мы бьем первую залогу»
Слайд№12. Фотография Санкт-Петербурга
Но родился тогда чудо-город с дворцами, парками, мостами и фонтанами. Золотом и мрамором были украшены дворцы. Иностранные послы только изумлялись роскоши и великолепию русского императорского двора.
Красивые картины и скульптуры украшали жизнь русских вельмож, и, конечно, звучала во дворцах музыка. Правда, это была, в основном, музыка итальянских ком-уторов. Но в то время считалось модным говорить на иностранных языках, одеваться по европейской моде, танцевать на западный манер.
Слайд №13-20. Слушание. Соната Каччини.
Вдохновленные красотой северной столицы, мы двинулись дальше и всего лишь через день пути оказались на острове Валаам.
Остров этот необычный. С давних времен селились здесь люди, для которых развлечения мирской жизни были не интересны. Эти люди посвящали себя служению Богу. На отрезанном от остального мира острове основали они Валаамский монастырь. Жизнь в монастыре была суровая. Скудная пища, убогие монашеские кельи, многие часы поста и молитв. Но монахи сами выбирали для себя такой образ жизни и считали свое служение Богу очень важным делом: ведь они возносили молитвы не только за себя, за свою душу, но и за всех! Монастырь возник задолго до основания Санкт-Петербурга, еще в XII веке. Затем неоднократно он прекращал свое существование. Дело в том, что он находился на самом краю русской земли и много раз появлялись на острове враги. Но проходило время, и вновь возрождался монастырь, вновь горели свечи перед иконами, и звучала сосредоточенная молитва о православной Руси.
Слушание: знаменный распев (может быть другая русская духовная музыка сдержанного характера). Напоминаю ребятам фразу из учебника «О России петь, что стремиться в храм. ». Говорим о том, как они сами относятся к своей Родине, что они чувствуют, когда думают о ней.
Кто из вас знает, как называется такая музыка?
У.Как вы думаете, почему?
Душа делает человека человеком. Она позволяет ему печалиться и радоваться, понимать окружающий мир и любоваться его красотой. Кстати, Валаамские монахи стараются жить в гармонии с природой. На этом острове нельзя рвать цветы, ломать ветки. Получается, что монастырь охраняет не только духовную культуру, но и природу Российского севера. Бережное отношение к природе жителей острова позволило сохранить его в первозданной красоте.
Мы покинули остров, любуясь его каменистыми склонами и вековыми соснами.
На острове сохранилась легенда, согласно которой Преображенскую церковь построил один – единственный мастер. Окончив работу, последний раз взмахнув топором, он отошел подальше на берег озера, оттуда долго смотрел на творение рук своих, потом бросил топор в воду и сказал: «Построил эту церковь мастер Нестор. Не было, нет, и не будет такой».
Вечером наш пароход медленно отчалил от берега.
В золотых лучах заходящего солнца светились купола храмов, а над островом плыл колокольный звон.
Слайд№36. Слушание: праздничные колокольные звоны.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: когда может звонить колокол? Всегда ли он звонит одинаково? Бывают ли тревожные удары колокола?
И вновь наш пароход вернулся на Волгу.
Мы подходили к старинному рус скому городу Костроме. А с Костромой в истории России связано немало интересного. Всем хорошо известно имя костромского крестьянина Ивана Сусанина. Какой подвиг совершил этот человек?
Подвиг Ивана Сусанина увековечен в литературе и музыке. Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу «Иван Сусанин».
Слушание и исполнение: хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Обращаю внимание на общий характер музыки, выделяю праздничное звучание колоколов.
Подходило к концу наше путешествие. Мы вновь оказались на Москве-реке.
Странное чувство охватило меня при виде нашей столицы. Я и раньше слышала, что Москва — это сердце России, но в тот день я вдруг почувствовала какой-то особенный смысл этих слов. Хотелось ликовать и плакать одновременно. Наверное, это и есть любовь к своей Родине — счастье, гордость и ответственность за ее природу, ее историю и ее культуру.
— Данная разработка в увлекательной форме позволяет сразу же включить детей в активную работу после каникул. Неожиданный ход, когда не они, а учитель рассказывает о своих каникулах, делает урок нетрадиционным, интересным.
— Музыкальный материал подобран таким образом, чтобы представить все значимые пласты русской музыкальной культуры: это и фольклор, и профессиональная композиторская музыка, духовная музыка, колокольные звоны. Включение сонаты Каччини также не случайно, так как отражает влияние европейской музыки на русскую культуру.
— На уроке осваивается ряд важных понятий: жанры русских народных песен — протяжные и трудовые; понятие духовной музыки.
— Изобразительный ряд очень важен на этом уроке. Он позволяет детям как бы представить себе воочию все красоты русской земли, мысленно побывать и на Волге, и в Санкт-Петербурге, и на Валааме, почувствовать те природные истоки, которые лежат в основе русской музыки.
— Важным смысловым акцентом урока является личная позиция учителя, возможность искренне поделиться с учениками собственными чувствами и мыслями.