С чего начинается работа с каждым параграфом в родном русском языке ответ
Выступление на тему «Единые подходы при работе с параграфом учебника в разных предметных областях»
«Единые подходы при работе с параграфом учебника в разных предметных областях»
Учитель русского языка и литературы Волосянко В.В.
Невозможно представить человеческую жизнь без книги. Она сопутствует человеку с младенчества. Именно книга помогает человеку познать мир и самого себя, получить образование. С появлением радио, телевидения, компьютерных сетей книги отступили на второй план. В образование перечисленные новшества вносят новые технологии, методы, способы и приемы обучения. В связи с этим уделяется огромное внимание получению образования посредством различных теле- и радиопередач, образовательных сайтов, обучающих компакт-дисков, видео- и аудиокассет. Но все-таки испокон веков первым источником знаний для человека остается книга. Слова А. И. Герцена актуальны и сегодня: «Без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней меры понимания». Сегодня, когда темпы обновления научной информации возросли, практически каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходится доучиваться и переучиваться. Недаром выдающиеся умы считали, что настоящее образование есть только самообразование. Поэтому каждый человек должен уметь самостоятельно пользоваться учебной книгой. Для школьников основной книгой получения знаний остается учебник, несмотря на современные носители информации, в которых практически так же приходится работать с текстовой информацией.
К сожалению, скоротечный современный урок превратился в урок передачи знаний от учителя к ученику. Учебник в такой схеме выступает в роли задачника, из которого ученики берут тексты задач для самостоятельного выполнения в классе или дома .
На самом же деле учебнику отводится важная роль в обучении. Более адекватной задачам обучения является схема, в которой учебник, по сути дела, превращается в интеллектуальный самоучитель. На первый план тогда выходят такие функции учебника, как: функция закрепления материала, функция осуществления самоконтроля детьми, интегрирующая функция (приращение дополнительных знаний к основным), координирующая функция (привлечение к обучению таких качеств личности, как трудолюбие, мыслительная активность, творческие способности) и обучающая, наравне с информационной, трансформацонной (преобразование материала с возрастом) и систематизирующей (логика в изложении) функциями. (слайд 2)
Но, к сожалению, часто требования при работе с параграфом учебника, которые предъявляют учителя разных предметов, не совпадают. И учащимся очень трудно перестраиваться на каждом уроке, выполняя эти требования. Поэтому назрела необходимость выработать единые подходы при работе с параграфом в разных предметных областях. (слайды 4,5,6 )
Предлагаю, уважаемы коллеги, разбиться на группы.
1)Презентовать свой учебник (форзацы, оглавление, приложения, памятки, инструкции, система условных обозначений)
2)Показать, как строятся параграфы (выделение шрифтом, рубрики, вопросы и задания, отметить задания межпредметного характера)
3) Сделать вывод о достоинствах и недостатках учебника (несоответствие требованиям ФГОС, недостаточно заданий на межпредметном материале…)
Для чего, с какой целью дети должны работать с параграфом?
Контрольный тест по родному (русскому ) языку.
1.Когда возникла славянская письменность?
2.Создателями славянской письменности являются
а) Братья Касимовых
в) Братья Кирилл и Мефодий
3.Как называется искусство красивого письма
5.Русский язык относится к
6.Назовите языки, которые являются родственными русскому языку.
а) украинский, татарский
б) украинский, словенский
в) украинский, белорусский
7.Как называют людей которые знают много языков
8.Какие языки являются «мировыми языками».
а) английский, испанский, татарский, русский, французский, немецкий, португальский
б) китайский, испанский, арабский, русский, французский, немецкий, португальский
в) английский, испанский, арабский, русский, французский, немецкий, португальский
9.Самым распространенным языком в мире является
10.Днем родного языка считается
11.Кто такой лексикограф?
а) это ученый, который занимается составлением словарей.
б) это ученый, который занимается изучением фольклора.
в) это ученый, который составляет кроссворды.
12.Укажите составителя толкового словаря русского языка
б) Кирилл и Мефодий
13.Какой словарь объясняет значение слов?
14.Какой словарь объясняет значение устойчивых словосочетаний?
а) Словарь синонимов
в) Фразеологический словарь
15.Какой словарь содержит слова, близкие по значению к другим словам?
а) Словарь синонимов
б) Словарь антонимов
в) Фразеологический словарь
16. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
а) Общеупотребительные слова
17. Как называются новые слова, возникающие в языке.
в) Заимствованные слова
18.В каком предложении есть ошибка?
а) Автором русской народной «Сказки о рыбаке и рыбке» является А.С.Пушкин
б) В повести «Тарас Бульба» Гоголь рассказал о героизме украинского народа.
в) Автором басни « Ворона и лисица» является И.А. Крылов
19. В каком предложении есть ошибка?
а) Вечер он провел в кругу своих друзей.
б) Своей упрямостью она добивалась всего.
в) Она довольна своими детьми.
20..В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Высунув язык щенок по-кошачьи выгибал спину, сладко зевал, обнюхивал деревянное корытце и удивленно поднимал одно ухо.
б) Метель действительно улеглась, небо прояснилось, и умиротворенные сугробы искрились в голубоватом свете луны.
в) Отойдя подальше, я оглянулся.
г) Течет речушка быстро, пытаясь унести с собой из леса тени прибрежных кустов и деревьев.
21.В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется и?
а) пр..ключение, пр..бывать в городе, пр..красно;
б) пр..бывать в город, пр..храмывая, пр..морский;
в) пр..зидент, пр..лив, пр..зыв;
г) пр..открывать, пр..украсить, пр..ступление.
22.В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется е?
а) пр..усадебный, пр..ступить закон, пр..ехать;
б) пр..бить, пр..винтить, пр..жалкий;
в) пр..зидиум, пр..кратить, пр..емник (царя);
г) пр..мчаться, пр..неприятный, радиопр..емник.
23. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
а) р..стет, т..рраса, в..да;
б) под..конник, тр..ва, уд..вленный;
в) т..лефон, п..кет, водор..сли;
г) ч..сы, ск..терть, в..лосипед.
24.В каком из записанных ниже примеров не пишется слитно?
а) совершенно (не)подготовленный к уроку;
б) совсем (не)интересно;
в) (не)далекий, а близкий;
г) (не)смотря на плохую погоду.
25.В каком из записанных ниже примеров не пишется раздельно?
а) (не)выносимый шум;
б) (не)золотой браслет;
в) (не)навидящий взгляд;
г) (не)когда ждать.
26. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) с..грать, сверх..нтересный, под..скать;
б) в..лосипед, он слыш..т, мяч..к;
в) ве..л, стел..щийся, бор..щийся.
г) бесед..вал, под..грел, под..конник.
Критерии оценивания контрольного тестирования
по родному ( русскому ) языку
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 26 баллов.
Критерии оценок:
«5»- 25-26 баллов
«4»- 20-24 баллов
«3»- 13-19 баллов
«2»- 1-12 баллов
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№8» г. Симферополя Суворова Светлана Петровна
Тема: « Речь правильная. Основные грамматические нормы ».
образовательная : формировать представление о нормах литературного языка; формировать умение находить, классифицировать и исправлять грамматические ошибки;
развивающая : развивать умение выражать и аргументировать собственную позицию;
воспитательная : способствовать воспитанию культуры речи и культуры взаимодействия в группе.
Тип урока. Урок развития речи
Образовательные : 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание грамматических норм.
2.Формировать язык предмета.
3. Формировать речеведческие умения.
Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.
2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор учащихся.
3. Развивать память и внимание.
4. Развивать умения анализировать, систематизировать, делать выводы.
Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь к русскому языку, к окружающему миру; вызвать интерес к изучению норм литературного языка.
2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование нравственных качеств: общительности, способности к открытому взаимодействию, толерантности.
— Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.
— Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
— сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
— обобщать полученную информацию,
— прогнозировать учебную ситуацию,
— выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
— выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
— формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
— осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
— участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
— аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,
— формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.
Умения определять и исправлять ошибки
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая
Оборудование : задания для каждой группы, индивидуальные задания, таблица-памятка «Грамматические нормы», карточки для рефлексии.
3.Проверка домашнего задания
4. Актуализация опорных знаний.
5. Постановка цели и задач урока.
6. Усвоение новых знаний.
7. Первичное закрепление.
8. Самостоятельная работа.
10. Домашнее задание.
11. Рефлексия. Итоги.
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, настрой на работу.
2. Мотивационный этап. На доске эпиграф:
Заговори, чтоб я тебя узнал
— Слово учителя. Беседа:
— Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!»
И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.
— А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь? (нет)
— Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры
Да, ребята, к сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так:
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг», «шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день ».
— Скажите, какие нормы нарушил герой?
3. Проверка домашнего задания
Кроме прочего, всегда ли нужно осознавать, в какой речевой ситуации ты находишься?
(реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)
4. Актуализация опорных знаний
— Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?
— Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
(предполагаемый ответ-правильная речь; культура речи).
(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
5. Постановка целей и задач урока.
А какие языковые нормы существуют? (ОТВЕТ УЧЕНИКОВ)
А какие из названных вами мы уже изучили?
Значит, сегодня мы будем изучать…(грамматические нормы).
(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)
(Сегодня на уроке мы вспомним, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного языка, их виды).
6. Усвоение новых знаний.
Итак, грамматические нормы
Грамматические нормы русского языка (общая характеристика; анализ таблицы)
Ребята, у вас на партах лежат памятки «Грамматические нормы». Изучите их, пожалуйста.
Итак, о каких именно грамматических нормах вы узнали? (морфологических, синтаксических, словообразовательных).
Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.
— Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?
А какие нормы нарушены? (грамматические)..А какие именно?
В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п., то есть-морфологические.
Пойти (лес), спросить (сестра), дать (отец), предложить (книга), сообщить ( радостная новость), петь (хор).
Учитель читает. Устная работа.
Что мы учитывали при выполнении этого задания? Какую грамматическую категорию? Правильно-падеж!
-Сколько же падежей в русском языке?
-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов)
7. Первичное закрепление
А) Послушайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?
«Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
Конечно, это глагол.
Б) Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам (слова-на доске).
звонить, включить, вручить.
Задание выполняем по рядам.
1 л звонЮ включУ вручУ
2 л. звонИшь включИшь вручИшь
3 л. звонИм включИт вручИт
1 л звонИм включИм вручИм
2 л. звонИте включИте вручИте
3 л. звонЯт включАт вручАт
В) Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов: (на доске)
Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.
От каких глаголов вы не образовали нужную форму?
Недостаточные глаголы ( победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить).
Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?
Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?
Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе предлог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.
Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.
Давайте встанем, потянемся хорошенько. Молодцы! А теперь давайте выполним такое задание- если я правильно говорю-хлопните, если неправильно-топните!
1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)
3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.
Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.
8. Самостоятельная работа
1. Почему учитель из кинофильма «Доживем до понедельника» возмутился, услышав фразу: «Я им говорю: «Не ложьте в парту», а они все ложат и ложат»?
2.Кто сказал правильно?
Сережа сказал Алеше: «Надевай пальто».
Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер».
3. Из кинофильма Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»:
Милославский:
— Положь трубку!
Бунша:
— Не положу!
Милославский:
— Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.
Ребята, как правильно нужно было сказать?
Б) Игра «Корректор» (работа в парах).
Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.
Конспект урока родного русского языка: Можно ли об одном и том же сказать по-разному?
Конспект урока родного русского языка 4 класс
Можно ли о б одном и том же сказать по-разному?
Цель: 1.Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы.
Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
— Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажите сами.
в) Значение синонимов в речи.
— Какую роль играют синонимы в речи? (они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. Каких тут нет слов: и высоких, и острых, и ехидных, и ироничных, и шутливых.) Например: лицо ( нейтральное значение), лик ( книжное старославянское), физиономия (французское слово, устаревшее, шутливое), рожа ( слово просторечное, грубое).
— Прочитайте рассказ-шутку о важности синонимов в речи. (Учитель предлагает прочитать ученикам по ролям или читает сам)
Сотрудник института Синонимов
В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.
– Моя фамилия Михайлов, – отрекомендовался посетитель.
– А моя – Сидорчук, – сказал начальник ЖЭКа.
– Я работаю старшим научным сотрудником в институте Синонимов. Синонимы – это слова, близкие по смыслу, значению…
– Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлёстывать, подстёгивать…
– Товарищ Михайлов, я всё-таки хотел бы…
– Хотеть делать, желать, стремиться – это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…
– Но что я должен сотворить? Что? – взорвался Сидорчук.
– Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, растолкую. Я прошу Вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.
– Наконец-то вы сказал, в чём дело. Только… вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.
– Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…
– Но есть же субординация, – начал было Сидорчук, но увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.
– Вот возьмите, – сказал он, вновь войдя в кабинет. – Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…
Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:
– Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.
А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему всё-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлёпать, притопать…»
3. Практические упражнения с синонимами
1) В стихотворении В. Берестова спрятались синонимы. Назовите их.
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни.
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
2) Загадки в стихах о синонимах.
Я то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун,
А называюсь я …..(тайфун).
Простое слово «промежуток»: В театре несколько минуток, Пока начнётся новый акт, Мы называем все ….(антракт).
На время что – то прекратив, Мы объявляем …(перерыв).
После урока непременно Нужна ребятам …..(перемена)
Человек не может жить без пищи. (Существовать, обходиться).
Так и остался он бобылём жить. (Вековать).
Старик и доныне живёт. (Здравствует).
Лесник жил только тем, что добывал охотой. (Кормился).
Лоси живут в лесах Европы, Азии и Северной Америки. (Обитают).
Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. (Проводим время).
4. Работа с учебником. Закрепление.
а) стр. 64 Разбор задания под ?. Интересный вопрос устно. Затем переходим к заданию 1. Устно разбираем примеры в таблице и приходим к выводу, что есть не только слова синонимы, но синонимические словосочетания и предложения. Несколько раз прочитывается правило для запоминания в красной рамочке.
Б) стр. 64 упр. 2 Разобрать задание и образец выполнения. Затем дети выполняют в тетрадях. По одному ученику вызываем к доске для самостоятельной работы. Записи оформляем так, как в образце.
В) стр. 65 работа с материалом из истории языка и культуры. Детям предлагается вспомнить, как называются устойчивые выражения. Так как эта тема уже изучена. оОни должны ответить, что это фразеологизмы. И далее разобрать значение данных фразеологизмов по материалам учебника устно.
Г) стр. 65, упр. 3 Детям предлагается сначала самостоятельно прочитать задание и спросить кто понял, что нужно сделать. Из числа этих учеников спросить кого-то или разобрать коллективно задание, если никто не сможет сделать этого самостоятельно. Разобрать образец и далее работать в тетрадях и на доске по аналогии упр.2. Рекомендую дополнительно каждого ученика у доски спросить изученное правило.
Д) стр. 66, упр 5. Проработать устно. Если будет время.
Дополнительно, если будет время. Выполнять не обязательно.
б) Подобрать как можно больше синонимов к словам.
2-я группа – пища ( еда, яства, жратва, корм)
5. Заключительная часть (рефлексия).
— Чему научились на сегодняшнем занятии?
— Что было самым интересным?
— Почему надо знать, что такое синонимы и синонимические выражения и зачем они нужны в речи?
6. Оценки. Д/з. стр.64 правило, упр 4, стр. 66 (записать на доске)
Практические работы по родному(русскому) языку
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
ТЕМА: Наблюдение над изменением значений имеющихся в русском языке слов, их переосмыслением и стилистической переоценкой
Цели работы: выявить основные причины пополнения словарного состава языка
Для выполнения работы необходимо знать: понятия «неологизм», «словарный состав языка»
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Лексика отличается от всех других языковых ярусов непосредственной обращенностью к действительности. Поэтому именно слова в наибольшей степени являются зеркалом языка и языкового коллектива. Изменение государственности, отказ от прошлых социальных, экономических, политических и духовных основ общественной жизни ускорили, вывели на поверхность эволюционные процессы в языке, в первую очередь, в его словарном составе. По мнению лингвистов, русский язык нашего периода в буквальном смысле переживает «неологический бум». Если учесть, что объем знаний, которым располагает человечество, удваивается каждые 10 лет, можно представить стремительный рост словаря.
Среди внешних причин изменения словарного состава обычно называют новые процессы в экономической, политической жизни, расширение международных контактов, развитие науки и техники, специализацию профессиональной деятельности. Всё это причины социального плана.
Но слово – это не только наименование элемента действительности, это и единица языка. Следовательно, есть и внутренние причины изменений в лексике. Например, закон асимметричности языкового знака приводит к расширению или сужению значений в слове, стимулирует переход вариантов в отдельные самостоятельные слова. Закон языковой аналогии помогает созданию новых слов по известным словообразовательным моделям. Закон языковой экономии действует при образовании слов-композитов и т.д.
Основные процессы в лексике известны. Они с большей или меньшей интенсивностью протекали всегда. Но в настоящее время эти процессы оказались в высшей степени активными. Это:
– уход из употребления устаревших или устаревающих слов, выражающих неактуальные для сегодняшнего дня понятия;
– появление новых слов, ранее отсутствовавших в языке;
– возвращение к жизни прежде неактуальных лексем, связанных с понятиями религии, дореволюционного образования, административно-территориального деления, социальной структуры общества;
– переоценка круга слов, связанных с социально-экономическим переустройством общества;
– огромное количество иноязычных заимствований;
– разрастание сфер распространения просторечной и жаргонной лексики;
– расширение состава групп социально или профессионально ограниченной лексики.
С помощью словаря определите исходное значение нижеперечисленных слов. Укажите, какое значение появилось у данного слова в настоящее время (с примерами).