С чего начинается работа с каждым параграфом в родном русском языке
Приёмы работы с рубриками (родной русский язык)
В презентации показаны некоторые приёмы работы с рубриками учебного пособия «Родной русский язык» (5, 9 классы)
Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы с рубриками (родной русский язык)»
Приёмы работы с рубриками
Родной русский язык
Рахматова О. В., учитель русского языка и литературы
ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ 5 класс
Рубрика «Лингвистические заметки» 5 класс
Родной язык — это язык того народа, к которому относит себя человек.
Государственный язык — это язык, который выполняет объединяющую роль в политической, социальной, экономической и культурной жизни данного государства и выступает в качестве его символа. Государственный язык (русский) используется в работе центральных учреждений нашей страны, при официальном общении между субъектами Российской Федерации, а также в армии, на нём издаются центральные российские газеты и журналы.
Языком межнационального общения называют язык, с помощью которого преодолевается языковой барьер между представителями разных народов внутри одного государства, а также в общении между народами разных государств.
ЗАДАНИЕ к рубрике «Лингвистические заметки»
1. Какой язык является государственным языком
2. Кому принадлежит русский язык?;
3.Какой язык называется языком межнационального общения?
4. Объясните роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; в жизни человека;
РУБРИКА «МОЯ Россия» 5класс
Исаак Ильич Левитан (1860—1900) — выдающийся русский художник, создавший на своих полотнах поэтический образ русской природы. «Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с её неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа. Он понимал тайную прелесть русской природы, тайный её смысл, понимал только это, зато так, как никто», — писал о творчестве художника.
Задание к рубрике «Моя Россия»
1. В течение двух-трёх минут просмотрите содержание рубрики «Моя Россия» на с.9
2. Внимательно прочитайте слова художника Александра Николаевича Бенуа о творчестве Исаака Ильича Левитана. Объясните, как вы их поняли.
3. Работа с репродукцией картины
И. Левитана «Золотая осень» (стр.8):
Сформулируйте мысль о том,
какую «тайную прелесть русской
природы, тайный её смысл»
художник Левитан понимал «как никто».
Задания к рубрике «Круг чтения»
ЗАДАНИЕ К РУБРИКЕ «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ»
I группа : Обратясь к «Топонимическому словарю Приморского края», ( https :// coollib.net/b/484193-andrey-mihaylovich-sazyikin-toponimicheskiy-slovar-primorskogo-kraya/read ) найдите толкование географических названий Хасанского района: бухта Алексеева, мыс Бабкина, полуостров Зарубина
II группа : найдите толкование географических названий Хасанского района: с. Андреевка, бухта Баклан, р. Барабашевка, о. Герасимова
III группа: найдите толкование географических названий Хасанского района: м. Деда, с. Занадворовка, р. Камышовая
Подготовьте выступление « Это интересно. Знакомство с топонимами Хасанского района»
РУБРИКА «МОЯ РОССИЯ» 9 класс
Задание к рубрике «МОЯ РОССИЯ»
Рубрика «Говорите правильно» 9 класс
Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с именами существительными в форме дательного падежа: согласно приказу, вопреки распоряжению, благодаря помощи.
Задание к рубрике «Говорите правильно»
ЦЕЛЬ: содействовать развитию грамматически правильной речи; способствовать воспитанию культуры речи
Задание к рубрике «Говорите правильно»
Презентация по родному (русскому) языку «Этапы работы с текстом» (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Этапы работы с текстом
Урок родного языка в 6 классе
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Этапы работы с текстом
2 этап- наши предположения: мы обязательно делаем какие-то предположения, о чём будет этот текст.
Описание слайда:
Этапы работы с текстом
3 этап- чтение текста.
В зависимости от цели, чтение может быть разным.
Описание слайда:
Этапы работы с текстом
4 этап- диалог с текстом.
Описание слайда:
.
Диалог с текстом – один из этапов аналитического (углублённого) чтения. В процессе его осуществляется так называемое общее наблюдение за содержанием прочитанного, в результате чего усваивается текст, т. е., понимается. Настоящий читатель всегда активен: он может соглашаться или полемизировать с автором, что-то одобрять, а что-то осуждать в поступках героев. Он сам себе задаёт вопросы и сам пытается найти на них ответы, выражает личное мнение и даёт оценку текста. На этом этапе важно осознать, что в тексте неясно, что вызывает сомнения, какие фрагменты наиболее выразительны в плане постижения внутреннего мира персонажей и т.д.
Описание слайда:
Какова технология диалога с текстом?
1.Первичное (целостное) прочтение текста.
2.Вторичное («медленное») чтение.
3.Замечания по поводу прочитанного:
а) выбор ключевых слов и положений;
б) запись возникающих вопросов и выводов;
в) отбор фактов и деталей;
г) формулировка темы и идеи;
д) определение роли героев в сюжетной канве;
е) пометки о языке персонажей и стиле автора;
ж) определение роли тропов.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Домашнее задание
Прочитать отрывок, определить тему, основную мысль текста, составить к нему 5 вопросов
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку ( 5 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку
Презентация по родному (вепсскому) языку «Поле Чудес»
Презентация по родному (вепсскому) языку
Разработка урока «Языки народов РФ»
Календарно-тематическое планирование по русскому родному языку (6 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» 9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» 8 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5426271 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Новости
Основы содержания курса «Русский родной язык»
Любой существующий язык, являясь основным средством общения, выполняет ещё одну очень важную функцию — функцию родного языка для определённой нации. Русский язык является родным для русского народа.
Согласно приказу Федерального Министерства образования и науки от 31 декабря 2015 г. в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) внесены изменения, предусматривающие выделение предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» как самостоятельных и обязательных для изучения. На этом основании Госдумой РФ принят законопроект об изучении родных языков, предполагающий изучение русского языка как родного. Данный документ одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 31 января 2018 г.
В Примерной программе, разработанной на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной (русский) язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», раскрываются цели изучения русского родного языка, дана общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии. Курс русского родного языка преследует следующие цели: воспитание гражданина и патриота; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; расширение знаний о явлениях и категориях современного русского литературного языка; формирование и развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; развитие проектного и исследовательского мышления.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, определяет примерное содержание учебного предмета «Родной (русский) язык», основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной (русский) язык».
«Самой большой ценностью» назвал родной язык академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Изучение родного языка и владение им — это приобщение к культурно-историческому наследию своего народа, воспитание патриотизма и гражданственности, сознательного отношения к языку как явлению культуры, интереса и любви к нему.
Содержание обучения русскому родному языку соответствует содержанию основного курса, сопровождает и поддерживает его, однако носит больше практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие содержательные блоки: «Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст».
«Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого», — отмечал Ф. И. Буслаев.
«В языке могучей пружиной сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. С этим связано изучение русского языка в культуроведческом аспекте, основная направленность которого — «осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия» (т. 2, с. 153). Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка. «Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нём, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры» (т. 4, с. 15). Кумулятивная функция — функция накопления общественного опыта и знаний — проявляется в возможности воспроизводить и сохранять знания. Благодаря языку становятся общим достоянием научные, религиозные, философские идеи, сохраняется преемственность поколений. Язык обеспечивает общение, взаимопонимание людей, он обслуживает все сферы человеческой деятельности, выступая одним из основных условий существования человеческого общества. Он создаётся и развивается обществом. Как явление социальное, язык — это достояние всех людей, принадлежащих к обществу.
Основой раздела «Культура речи» является овладение нормами современного русского литературного языка, основами речевого этикета.
Как известно, основой нормативности литературного языка является соблюдение определённых правил при отборе лексики, образовании грамматических форм, произношении и правописании. Норма, то есть общенародный образец, традиция употребления языка — явление историческое, обусловленное общим состоянием культурного развития народа и внутренними законами, по которым развивается язык. Языковые нормы считаются обязательными для всех говорящих на русском языке, они зафиксированы в словарях и справочниках. Владеть нормами русского литературного языка — значит уметь использовать единицы языка, уместные для той или иной сферы употребления.
В разделе «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, ориентирующее на совершенствование видов речевой деятельности и формирование текстовой компетенции, под которой понимается совокупность знаний, умений, навыков, способов текстовой деятельности.
Текстовая деятельность направлена на:
— формирование знаний обучающихся о действительности, умений отражать её в слове при текстообразовании и понимать на основе интерпретационной деятельности;
— проявление творческой индивидуальности в выборе жизненного материала и его отражении в слове;
— осознание индивидуального авторского стиля.
В качестве дидактического материала учащимся предлагаются образцы художественной речи (фрагменты из произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, авторов ХХ в. и др.), а также высказывания известных учёных, лингвистов, литературоведов (Д. С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, В. И. Даля и др.) о роли русского языка в формировании самосознания личности, любви к родине. Перечисление имён деятелей культуры, науки, искусства дают представление об объекте культуроведческой информации, предлагаемой учащимся. Кроме того, работа с культурно ориентированными текстами позволяет сопоставить описываемые явления русской духовной культуры с явлениями культур других народов.
В учебнике учтены концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Авторский коллектив учебных пособий для 1–4 классов:
кандидат педагогических наук Л.В. Кибирева,
заслуженный учитель РФ Г.И. Мелихова,
В.Л. Склярова.
Авторский коллектив учебных пособий для 5–9 классов:
доктор педагогических наук Т.М. Воителева,
кандидат педагогических наук О.Н. Марченко,
доктор филологических наук Л.Г. Смирнова,
кандидат филологических наук И.В. Текучёва,
кандидат филологических наук, доцент И. В. Шамшин.
Содержание учебника нацелено на реализацию компетентностного подхода в обучении, то есть формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, личностно ориентированный подход, ориентацию на планируемые результаты обучения.
— предмет изучается как основа духовно-нравственного воспитания, как инструмент речевой деятельности и как системное явление;
— теория осваивается в деятельности;
— для ученика учебник является навигатором в информационном пространстве.
Учебник имеет следующие рубрики:
«Русь Великая» (великие имена, русские города).
«Говорим правильно».
«Диалог культур».
«Проверяем грамотность».
«Знаете ли вы, что…».
«Минутка для шутки».
«Русские пословицы».
(1. На чужой роток не накинешь платок. 2. Что написано пером, того
не вырубишь топором. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Без труда не
вытащишь и рыбку из пруда.)
«Пословицы других народов».
(1. Без труда не получишь и медяка (финская). 2. Слезами горя не смоешь (тамильская). 3. Написанное на бумаге и боги не сотрут (греческая). 4. Язык на замок и кузнец запереть не может (финская)).
В основе содержания учебников лежит работа по усвоению видов речевой деятельности, связанной с восприятием речи (чтение, аудирование, наблюдение и анализ, предтекстовые и послетекстовые задания) и порождением речи (информационная переработка текста, создание собственного текста в устной и письменной форме).
В учебниках используется текстоориентированный подход.
Проблематика текстов упражнений:
— патриотизм;
— гражданственность;
— ценностная картина мира;
— выбор собственной образовательной траектории;
— социальная ответственность;
— осознание себя в мире людей;
— здоровье, безопасная жизнедеятельность;
— осознанный выбор профессии;
— героизм и геройство.
Формулировки заданий нацеливают учащихся на разнообразные формы деятельности:
«Прочитайте, запишите, расскажите…»;
«Докажите, сравните, сопоставьте…»;
«Что общего, в чём различия…»;
«Найдите, сгруппируйте…»;
«Выберите, сделайте вывод…»;
«Зачем нужно знать…»;
«Продолжите, пофантазируйте…»;
«Как вы думаете, …»;
«Почему, по вашему мнению, …»;
«Какой вывод можно сделать?».
В учебнике реализуются межпредметные связи. С этой целью предлагаются тексты с информацией из учебников географии, истории, биологии и др.
Большое место в учебнике занимают творческие упражнения (создание собственных текстов, сочинения) и проектные задания, которые предлагают учителю организовать работу как индивидуально, так и по парам, и в группах. Например, проекты «Интересные названия городов России», «Ты и твоё имя» и др.
Учебник красочно иллюстрирован, что способствует мотивации учащихся.
В заключение следует отметить, что обучение русскому родному языку является основой формирования познавательного интереса, любви и уважительного отношения к родному слову, к родной культуре, и в конечном счёте к воспитанию духовно-нравственной личности.
Методические разработки уроков по предмету «Родной язык (русский)» 5 класс
Работа содержит методические разработки 7 уроков по предмету «Родной язык» в 5 классе
Просмотр содержимого документа
«Методические разработки уроков по предмету «Родной язык (русский)» 5 класс»
Уроки планировались с учетом достаточно большого материала в учебнике (26 параграфов) и количеством уроков (7): это дает учителю возможность, исходя из подготовленности класса, выбрать те виды и формы работы, которые покажутся ему наиболее значимыми.
Любая работа, проделанная преподавателем, приобретает реальное значение только тогда, когда с ее результатами получают возможность ознакомиться другие люди. Условием успешного использования данной методической разработки является стремление учителя к самосовершенствованию: необходимо постоянно отчитываться перед самим собой, чтобы определить свои дальнейшие перспективы.
Тема: «Русский язык – национальный язык русского народа».
1.Осознание роли русского родного языка в жизни человека, общества и государства.
2. Осознание своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка – зеркала национальной культуры.
3. Осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества.
4. Воспитание ценностного и бережного отношения к родному русскому языку как хранителю культуры.
Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, строить логические рассуждения, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль.
Материалы для вступительного слова учителя
Русский язык — национальный язык русского народа, имеющего многовековую историю, культуру и письменность. На русском языке создавали свои произведения величайшие писатели и поэты, учёные и мыслители. Как и любой другой национальный язык, русский язык отражает историю и культуру, духовную жизнь, традиции и быт народа, говорящего на нём.
В Российской Федерации русский язык является государственным языком, поэтому используется в законодательных органах и органах управления, в сфере науки, культуры, образования, в средствах массовой информации.
Русский язык распространён во всех регионах России и служит средством межнационального общения, объединяя все народы нашего многонационального государства. На русском языке общаются не только русские люди, но и представители других национальностей нашей страны, поэтому он считается национальным достоянием всех народов Российской Федерации, является государственным языком.
Изучение и охрана русского родного языка является важным делом для каждого ученика.
Основная часть урока.
1.С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с родным языком. Попробуем и мы дать определение понятию «родной язык». На доске написано: «Родной язык – это…» Прошу тех, кого приглашаю к доске, продолжить предложение. Если не получается, передайте мел однокласснику.
Вывод: Родной язык – это язык того народа, к которому относит себя человек.
-В родном языке весь народ и вся его родина.
-В языке отражается история жизни народа.
-Язык – это жизнь народа.
Запишем первое определение.
2. Поэты и писатели часто пишут о красоте и богатстве русского языка, о его величии. Послушаем некоторые из них.
Учитель читает стихотворение К.Д. Бальмонта «Язык, великолепный наш язык. » на переднем форзаце учебника. Задание: выбрать из стихотворения имена существительные, с помощью которых можно ответить на вопрос: «Что видит и слышит поэт в родном языке?» (Примерный ответ: речное и степное раздолье, клекот орла, волчий рык, богомолье, воркованье голубя, взлет жаворонка, березовую рощу, небесный дождь, свет…) Запишем ответ.
Вывод: Русский язык богат, выразителен. Запишем вывод.
3. Практическая работа.
-Упр. №1. Найти в тексте стихотворения М.Л. Матусовского «Язык наш прекрасный…» определения, с помощью которых автор показывает нам, читателям, красоту русского родного языка. Ответы: прекрасный, богатый и звучный, мощный и страстный, нежно-певучий…
Задание: придумайте и вы одно определение к понятию «русский язык».
Вывод: Художественные определения называются эпитетами, с помощью которых автор более ярко и образно показывает или описывает предмет. У вас получилось!
4. Ребята. Сейчас хочу обратить еще раз ваше внимание на тему урока: «Русский язык – национальный язык русского народа».
-Можете ли вы назвать ключевые, главные слова в теме урока (русский язык, национальный язык). Для успешного изучения темы нам нужно провести словарную работу. Обратимся к учебнику.
5. Подготовка к домашнему заданию. Что мы знаем о русском народе, о его традициях, культуре, истории?
-Что вам известно о братьях Кирилле и Мефодии? Подготовьте развернутый ответ.
-Можете ли назвать великих людей Руси Великой? Расскажите об одном из них.
— Не сомневаюсь в том, что многие из вас любят блины и оладушки. А что вы знаете об этих словах? Почему так называются?
-Представьте, что вы создаете магазин игрушек. Но магазин особенный: в нем должны стоять такие игрушки, которые могли бы рассказать о культуре нашего народа. Выберите первую игрушку и напишите ее краткую характеристику. Было бы здорово, если бы вы ее нарисовали, а еще лучше попробовали сделать.
В нашем учебнике есть раздел «Знаете ли вы, что…» Вам нужно «подружиться» с ним. Там вы найдете ответы на все вопросы, которые я вам задала. Выберите одну из тем и выполните задание.
Вывод: «Русский народ создавал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»,- говорил великий писатель А.Н. Толстой. Поэтому нам нужно бережно относиться к языку. Запишем вывод нашего урока.
-Как вы понимаете слова «бережно относиться к языку?»
-Как мы можем бережно относиться к русскому родному языку? Дайте связные ответы на поставленные вопросы двумя-тремя предложениями.
Вывод: Если мы будем читать классическую художественную литературу, научимся пользоваться лингвистическими словарями, будем учить стихотворения, пословицы и поговорки, не будем засорять наше общение жаргонными и иноязычными словами, то это означает бережное отношение к родному языку. Послушайте, что говорил Л.Н. Толстой об этом. «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет». Запишем вывод, обобщая ваши ответы.
Домашнее задание: упр. №5 на стр.7. Найдите в учебниках высказывания писателей или ученых о бережном отношении к русскому языку. Запишите одно из них. Приведу пример: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С. Тургенев. Кроме того, задание по выбору.
Знаете ли вы, ребята, что ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка? Это очень важно для людей во всем мире, потому что родной язык — основной признак нации. Он формирует национальную особенность, является живым свидетелем истории народа, хранит его культурные достижения, является определяющим фактором жизни человека и общества. Берегите его.
Родной язык – богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.
Тема: «Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок», источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения».
Цели и задачи урока:
Ознакомление детей с крылатыми выражениями. Обогащение словарного запаса.
Развитие у учащихся культуры владения родным языком: научить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка.
Формирование представлений о безграничных возможностях великого могучего русского языка.
Развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения, умения употреблять крылатые выражения в своей речи.
Воспитание интереса, любви к родному языку, гордости, любознательности, самостоятельности.
Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных ситуациях.
Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий, умение работать по схеме, осуществление самоконтроля, выработка критериев оценки и умение определять степень успешности работы.
Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, представление информации в разных формах, освоение способов проверки.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других. формулирование и аргументация своего мнения и позиции, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Вступительное слово учителя построено на материале статьи Е. Преображенской из книги «Кружок русского языка в школе». (Учебник, стр.55-56).
Выводы записываются в тетрадь.
Крылатые слова – это меткие, образные выражения, которые переходят из века в век от одного поколения к другому».
К крылатым словам относятся афоризмы, пословицы, поговорки, высказывания исторических деятелей, героев художественных произведений.
Крылатые слова украшают нашу речь, но пользоваться ими надо умело.
Изучение нового материала.
Сегодня мы изучим крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок. Но прежде я хотела бы напомнить имя великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, басни которого обогатили русский язык большим количеством крылатых слов и выражений. В начальной школе вы изучали эти произведения. Хочу определить индивидуальное домашнее задание: 2 ученика (по желанию) должны выписать крылатые слова из знакомых басен.
История возникновения крылатых выражений.
Замечали ли вы, ребята, что для выражения наших мыслей мы используем устойчивые сочетания слов. Можно, например. сказать: « Коля работает спустя рукава, а Петя засучив рукава…» Интересно, почему так говорят? Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело, работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.
Вывод Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их еще называют фразеологизмами, которые можно заменить одним словом. Значение крылатых выражений объяснить трудно, но все же попробуем.
В нашем учебнике содержится богатый материал по теме урока. Выполним некоторые упражнения. Узнаем, хорошо ли мы знаем родной язык.
Упр. №54. Завершите устойчивые выражения, которые используются в сказках.
Упр.51. Записать крылатые слова и выражения, распределяя их по источникам происхождения: а) из истории; б) из русских народных сказок; в) из художественных произведений.
Крылатых слов и выражений также большое количество находим в русских народных и литературных сказках. Например:
— Ни в сказке сказать, ни пером описать.
-В некотором царстве, в некотором государстве.
-Не садись на пенек, не ешь пирожок.
Обращаю ваше внимание на стр.61, где в рамочке помещены эти устойчивые выражения. Их особо выделили авторы учебника, потому что важно грамотно писать.
Предлагаю устроить соревнования с целью выявления самого лучшего знатока крылатых выражений. Мне нужен помощник, который поможет мне в этой работе.
Определите значения следующих фразеологизмов:
во весь дух – быстро;
морочить голову – обманывать;
в час по чайной ложке – медленно;
рукой подать – близко;
ни в сказке сказать, ни пером описать – красиво, великолепно;
пальчики оближешь – очень вкусно;
потерять голову от счастья – сильно обрадоваться.
Закончите крылатое выражение:
-Встань передо мной, ( как лист перед травой).
-Кому корешки, (а кому вершки).
-Битый небитого ( везет).
-По щучьему веленью. ( по моему хотенью).
— Поди, туда – (не знаю куда).
-Скоро сказка сказывается – (да не скоро дело делается).
-Это все присказка не сказка – (сказка будет впереди).
— И растет ребенок там не по дням, (а по часам).
Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных. Продолжите:
Неповоротлив как… (медведь).
Игра «Четвертый лишний»: в каждой группе выражений найдите то, которое является по своему лексическому значению лишним, и составьте с ним предложение.
яблоку негде упасть
тютелька в тютельку
вилами на воде писано
комар носа не подточит
попасть на седьмое небо
попасть в переделку
попасть в переплет.
Соедините правильно 2 части крылатого выражения.
1. Попятился, как А. мышь
2. Задрожал, как Б. рыба
3. Затаился, как В. рак
4. Онемел, как Г. черепаха
5. Втянул шею, как Д. заяц
А. Скоро сказка сказывается, 1. по усам текло, в рот не попало.
Б. Это всё присказка, 2. да добра наживать.
В. Я там был, мёд-пиво пил, 3. да не скоро дело делается.
Г. Стали они жить-поживать, 4. добрым молодцам урок.
Д. Сказка ложь, да в ней намёк, 5. сказка будет впереди
Теперь, я думаю, ребята, вы имеете представление о том, что такое крылатые выражения, что за каждым из них скрывается интересная информация, сведения из истории нашего народа, о его жизни, культуре, обычаях. А чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам, которые называются фразеологическими.
V. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы тоже говорили о богатстве и красоте родного русского языка. Сейчас я приглашаю к доске тех учеников, которые нашли и записали высказывания великих людей о бережном отношении к русскому языку. Затем выступают ученики, которые сумели выполнить творческое задание.
VI. Вашим домашним заданием на следующий урок будет 1) упр. №52. Выпишите из данных стихотворений крылатые слова и выражения. Объясните их значение.
2) Напишите небольшое сочинение на школьную тему, включив несколько крылатых слов и устойчивых выражений. Выполните одно задание по вашему выбору.
Тема: «Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка».
Цели и задачи урока: 1. Формирование речевого мастерства учащихся через практическое усвоение основных орфоэпических норм современного русского литературного языка; понятие «варианта нормы».
Осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов, равноправные и допустимые варианты произношения.
Понимание активных процессов в области произношения и ударения.
Формирование позитивного отношения к правильной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека.
Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных ситуациях.
Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля, выработка критериев оценки и умение определять степень успешности работы.
Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, представление информации в разных формах, освоение способов проверки.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других. формулирование и аргументация своего мнения и позиции, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи
1. Объяснение целей и задач урока.
2.Проверка домашнего задания.
-Вы должны были выписать из стихотворений устойчивые слова и выражения или написать небольшое сочинение, включив в него крылатые фразы. (Вызываются 2 ученика с разными заданиями). Учитель комментирует ответы.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Материал для вступительного слова учителя.
Мы зачастую не уверены в произношении слова. В обыденной жизни человек редко задумываемся над тем, как произносит отдельные звуки, не знает многих нормативных требований, но слова произносит правильно. Как это происходит? Оказывается, осваивая в раннем детстве речь, мы прочно запоминаем особенности, свойственные языку. Нормативное произношение слов настолько твердо усваивается, что переходят в разряд автоматических навыков. Но все-таки в правильном произношении многих слов мы сомневаемся. Поэтому важно знать орфоэпические нормы современного русского языка.
Вывод: чтение статьи на стр.148 учебника.
III. Изучение нового учебного материала.
— Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются нормы произношения звуков, слов и ударение в словах? (Орфоэпия)
2. Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь).
С раннего детства нужно учиться не только писать без ошибок, но и говорить, соблюдая правильное произношение и ударение. Проверим себя?
-Упр.171.В выделенных словах назовите ударный слог.
Вывод: а) Ударение в русском языке разноместное – оно может падать на любой слог: книга – на первый, характер – на второй, ученик – на третий.
б) В разных формах одного и того же слова и в однокоренных словах ударение может переходить с одной части слова на другую, то есть быть подвижным: белый, белеть, беловатый.
4. Объяснение нового материала.
Вопрос: что нужно понимать под орфоэпическими нормами?
— Орфоэпические нормы подразумевают под собой:
— нормы произношения гласных звуков,
— нормы произношения согласных звуков,
— нормы произношения заимствованных слов.
5. Практическая работа.
—Проверим себя? Упр. №172. Первая часть устно – произнесите слова, соблюдая орфоэпические нормы.
Упр. №179 а) Какие звуки обозначают выделенные буквы. Покажите это в транскрипции.
б) Расставьте ударение в указанных словах: по волнам. добела, мусоропровод, засветло, петля, банты. торты.
Упр.178 согласно условию (устно). Вывод: Слова, совпадающие в написании, но разные по значению и звучанию, называются омографы.
6. Объяснение нового материала. Некоторые слова могут иметь варианты произношения. Работа по словарным статьям «Большого орфоэпического словаря русского языка» под ред. Л.Л. Касаткина. ( Слова: институт, булочная, творог).
IV. Закрепление. Тестирование.
Укажите слово, в котором ударение падает на третий слог
позвонит; 1) премировать;
красивее; 2) баловать;
свободнее; 3) значимый;
кухонный. 4) приняло.
-Материал темы, которую мы изучили сегодня, пригодится при подготовке к ЕГЭ. Попробуем решить.
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сливОвый (сок) У нас получилось! Может ли кто-нибудь в классе составить по этому образцу тест, используя слова из орфоэпического словарика в конце учебника русского языка. Подумайте дома.
Как же научиться правильно говорить? Для этого важно вслушиваться в речь окружающих людей и слышать себя как бы со стороны. Брать пример необходимо с дикторов, актеров, чтецов, учителей русского языка и литературы. Следует почаще заглядывать в орфоэпические словари. Откройте учебники на стр. 150. Прочитайте словарные статьи из «Большого орфоэпического словаря русского языка» под редакцией российского лингвиста Л.Л. Касаткина. Обратите внимание на пометы. В орфоэпических словарях, как правило, используются запретительные пометы, которые предостерегают читателей от нарушений орфоэпических норм: не рек. – не рекомендуется, неправ. – неправильно, грубо неправ. – грубо неправильно.
-Сегодня на уроке Я….
-Узнал, открыл для себя…
-В каких жизненных ситуациях вам пригодится тема урока?
VII. Домашнее задание. Упр. 176. Прочитайте пары слов. Какой вариант произношения правильный, а какой – нет. Запишите слова с правильным вариантом и транскрипцией. В случае затруднения воспользуйтесь любым орфографическим словарем.
Тема: «Основные лексические нормы современного русского литературного языка».
Цели и задачи урока: 1. Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе, освоение основных лексических единиц.
2. Соблюдение основных лексических норм (правильность выбора слова; нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, терминов.).
3. Различение типичных речевых ошибок.
4. Осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека.
Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях, мотивация, самооценка.
Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля, соотношение цели и результатов деятельности, выработка критериев оценки и определение степени успешности работы, поиск путей решения проблемы.
Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, выведение следствий, представление информации в разных формах (ключевые слова, схемы), извлечение информации из источников и представление ее в удобной форме.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
1. Объяснение целей и задач урока.
2.Проверка домашнего задания. Проверка домашнего задания осуществляется письменно у каждого ученика. Устно: какими орфоэпическими словарями вы пользовались при выполнении домашней работы?
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Материал для вступительного слова учителя. На прошлом уроке мы говорили о том, что по речи можно судить об образованности, эрудированности и воспитанности человека. Ошибки в речи отвлекают внимание собеседника, могут вызвать непонимание, недоверие и даже негодование. Поэтому при общении принято соблюдать языковые нормы. Мы изучили орфоэпические нормы. Сегодня познакомимся с основными лексическими нормами современного русского литературного языка.
Изучение нового учебного материала.
1.Работа с терминами. Основные понятия урока: лексические нормы, лексическая сочетаемость, лексическое значение, синонимы, антонимы, омонимы.
—Лексические нормы – это правила использования и сочетания слов в речи.
Для правильного употребления слова в речи необходимо знать его лексическое значение.
-Лексическое значение – это то, что обозначает слово, то есть тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово. Существует несколько способов объяснения лексического значения слов: краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов и даже рисунки.
Практическая работа. а) Упр. №183.
-Объяснить, используя один из названных способов, значение слова «корни».
-Какие еще лексические значения имеет слово «корни»? Составьте словосочетания.
б) Упр.185. Работа над типичными речевыми ошибками. Повторение одних и тех же слов – самая типичная речевая ошибка. Как необходимо заменить слова, чтобы избежать повтора? Запишите предложения, исправляя речевые ошибки.
Лексическая сочетаемость— это способность слов сочетаться друг с другом. В учебнике приведен пример с прилагательным «бурый», который сочетается со словами уголь, рис, медведь, но не сочетается со словами волосы, глаза. Нельзя сказать «бурые волосы» или «бурые глаза». Их употребление является нарушением лексических норм и типичной речевой ошибкой.
Практическая работа. Упр. 186. Составить словосочетания из слов левой и правой колонок, не допуская нарушения лексических норм.
III. Работа с терминами.
-Антонимы – это слова с противоположным лексическим значением.
-Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Попробуем найти их в тексте (упр. №188)
IV. Закрепление. Из урока в урок мы открываем секреты удивительной образности и выразительности русского языка. Многие слова в русском языке употребляются не только в прямом, но и в переносном значении.
Теплый взгляд, веселый ветер, золотая осень, серебряный ручей… В этих словосочетаниях прилагательные в переносном значении. Они не только информируют, но ярко и образно описывают предмет речи.
V. Итоги. Есть люди, в речи которых много слов – «сорняков». Дайте им совет, как исправить свою речь. Продолжите предложение своими рассуждениями: «Чтобы речь была чистой, необходимо…»
VII. Домашнее задание. Упр. №187. Найдите нарушения лексической сочетаемости в предложениях. Исправьте и запишите правильно эти предложения.
Тема: «Текст как единица языка и речи».
Цели и задачи урока:
1.Понятие о тексте как о единице языка; основные признаки текста.
2. Анализ и оценивание с точки зрения норм современного литературного языка чужой и собственной речи; повествование как тип речи.
3.Стремление к речевому самосовершенствованию; точность и логичность, выразительность и богатство речи.
4. Обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Формирование осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности, личностного действия.
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы воздействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений.
I. 1. Объяснение целей и задач урока.
2. Проверка домашнего задания. Проверяем выполнение упр. №187. Исправление речевых ошибок. Оценка собственных работ.
III. Изучение нового учебного материала.
1.Работа с терминами.
– Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Мысль в тексте развивается: каждое следующее предложение несет с собой новые сведения.
— Основные признаки текста:
а) Текст содержит тему и основную мысль. (Тема – это то, о чем говорится в тексте. Тема текста часто отражается в его заголовке. Основная мысль текста обычно передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого).
б) Предложения в тексте должны быть связаны по смыслу и грамматически и располагаться в определенной последовательности.
2. Закрепление. Материал учебника – стр.85-86. Обратить внимание учащихся на такие понятия, как «микротема» (части одной темы) и «ключевые слова» (наиболее важные слова, раскрывающие смысл текста).
3. Практическая работа. 1.Упр.№86 (устно). Прочитать басню И.А. Крылова. Задание: определить тему и записать основную мысль текста.
2. Задание: Составьте текст, расположив предложения в определенном порядке. 1. Вдруг пробежала по лесу позёмка, загудел лес. 2. Стоял солнечный денёк. 3. Он сорвал с елей шапки, закружил снег, разбудил пургу. 4. Потом налетел ветер, закачал деревья.
4. Упр.88. Устно определить, в каких предложениях содержится основная мысль, а какие отражают тему.
— Понравился ли вам урок?
— Что на уроке было самым интересным?
Тема: «Функциональные разновидности языка».
Цели и задачи урок: 1.Понятие о стилях речи: а) разговорная речь (просьба, извинение как жанры разговорной речи);
2. Формирование ответственного отношения к правильной устной и письменной речи.
3. Овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
Личностные: ознакомление учащихся со схемой оценивания как базы для анализа; организация дискуссии для выявления правильной оценки, ее аргументации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
I. 1. Объяснение целей и задач урока.
2. Проверка домашнего задания. Сегодня мы слушаем рассказы учащихся, составленных самостоятельно. Попробуем вместе выбрать самый интересный рассказ. По каким критериям будем его выбирать? По окончании работы повторяются и закрепляются основные признаки текста – повествования.
Изучение нового учебного материала.
1. В разных сферах и ситуациях общения язык выполняет различные функции, то есть роли. В зависимости от этого мы отбираем различные лексические и грамматические средства. Такой отбор языковых средств создаёт функциональные разновидности языка, а также особенности нашей речи — стиль. Рассмотрим таблицу на стр. 101-102. Итак, запоминаем стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, разговорная речь, язык художественной литературы. Вы видите по таблице, что у каждого стиля своя цель и своя сфера применения. Изучим.
2.В общении с друзьями, близкими, соседями используется разговорная речь в форме диалога и монолога. Если говорит один человек, а все остальные слушают, то такая речь называется монологической. Если говорят два человека попеременно, то такая речь называется диалогической. Разговорная речь представлена также и в художественной литературе.
-Прочитайте отрывок из рассказа «Вот так учеба!». Назовите слова
разговорной лексики. Упр. 107.
— В 111 упр. Даны фразы, которые не соответствуют речевому этикету. Исправьте их так, чтобы эти фразы стали вежливой формой просьбы.
-Извинение – это просьба о прощении за какой-либо проступок. Упр. 115. Прочитайте этикетные формулы. В какой ситуации их произносят?
Разговорный стиль
Основная функция разговорного стиля – общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке. Стр.103.
Научный стиль
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др. Стр. 116
Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации), выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). Стр.117
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Стр. 131
V. Итоги урока. Сообщение на тему «Что мы узнали на уроке о стилях речи?»
Тема: «Виды речевой деятельности».
Цели и задачи урока:1. Понятие о видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо).
2. Закрепление знаний по теме «Текст». Расширение и систематизация научных знаний о родном языке.
3.Формирование умений учащихся создавать на основе видов речевой деятельности текст.
4.Содействовать дальнейшему совершенствованию навыков грамотной устной и письменной речи. Формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях, мотивация, самооценка.
Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля, соотношение цели и результатов деятельности, выработка критериев оценки и определение степени успешности работы, поиск путей решения проблемы.
Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки, представление информации в разных формах (ключевые слова, схемы), извлечение информации из источников и представление ее в удобной форме.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
I. 1. Объяснение целей и задач урока.
2.Проверка домашнего задания. Выступают представители 5 групп с индивидуальным заданием.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Материал для вступительного слова учителя. Ребята! Мы часто произносим слова «русский язык», «русская речь». Но почти никогда не задумываемся над тем, в чем различие этих понятий. Сегодня на уроке попробуем это выяснить. Язык – это целая «кладовая»! В ней на разных полочках хранятся различные средства языка, которыми пользуются люди, когда говорят или пишут. А что же тогда речь? Речь – это использование людьми «запасов кладовой» для общения друг с другом, то есть речь – это язык в действии.
— Откройте учебники на стр. 63. Прочитаем 2 высказывания великих людей о языке и речи. А теперь подберем как можно больше определений к слову «язык» и к слову «речь». ( Работа по группам).
Вывод по материалам ученических работ. А теперь проверим себя по учебнику.
Изучение нового учебного материала. 1. Работа с терминами. Для успешного изучения темы урока нам необходимо выучить термины язык и речь (стр. 64).
2. Выделяется четыре вида речевой деятельности в русском языке:
Говорение. Два первых вида относятся к устной речи, два последних – к письменной. Устную речь передают при помощи звуков, а воспринимают слухом. Письменную речь передают при помощи букв, а воспринимают зрением. Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает внимательное восприятие речи.
Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения.
3. а) Мы умеем говорить, слушать, читать и писать? Да. Но человек должен стремиться к овладению в совершенстве всеми 4 –мя видами речевой деятельности. Что же является показателем культурной речи? Начинаем практическую работу. Помните: важные качества речи – это точность и логичность.
-) Упр59. Попробуем «исправить» потешку.
б) Показателем культурной речи является ее чистота, то есть отсутствие слов – «сорняков». В чистой речи отсутствуют слова, не отвечающие нормам литературного языка.
—Упр. №60. Найдите слова, которые засоряют речь или использованы неправильно. Исправьте предложения и запишите их.
В) Выразительная речь очень важна и для слушателя и для читателя: она оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства и воображение. Выразительная речь зависит от умения говорящего или пишущего пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка.
-Упр. №65. Составить словосочетания с постоянными эпитетами.
IV. Закрепление. Выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Два первых предполагают использование устной речи, два последних – письменной. Устной речи свойственны эмоциональность, упрощенный синтаксис, письменной – продуманность и стилистическое единство.
V. Вывод урока. Нужно стремиться к точной, логичной, чистой речи. Что для этого нужно делать? Нужно больше читать, учить стихотворения, обращаться к толковым словарям, словарям синонимов и антонимов. Стремитесь никогда не употреблять в речи те слова, значение которых вы не понимаете. Избегайте в своей речи слов-«сорняков» и слов, которые не отвечают нормам литературного языка.
Попробуйте составить текст дл рубрики «Знаете ли вы, что…» Подберите такой материал, который будет интересен для ваших одноклассников. Работы мы послушаем на уроках русского языка.
Список использованной литературы:
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Первый год обучения (5 класс)
Составители: ГБОУ ДПО «Институт развития образования Краснодарского края».