С чего начинается процесс восприятия произведения
Этапы восприятия художественного произведения
1. Первый этап – этап эмоционально-непосредственного переживания произведения.
На данном этапе восприятие осуществляется в психофизиологическом уровне восприятия и, соответственно, не опосредовано сознанием. Исследователи художественного восприятия называют этот слой низшим слоем восприятия, связанным с «первичными эмоциями», «элементарными эмоциями», с прямым воздействием произведения искусства на психику реципиента.
Одновременно данный этап определяется как предельно значимый для художественного восприятия, поскольку человек получает совершенно специфическую информацию: представление о явлении как некой целостности с самим собой. Это этап сопереживания, эмпатии. На данном этапе окружающий мир (и произведение искусства как явление окружающего мира) отражаются в сфере бессознательного. Отраженные в бессознательном события окружающего мира образуют одно нераздельное целое с отношениями субъекта к действительности.
Итог первого этапа – рождение целостного образа переживания, основные характеристики которого – эмоциональная сила этого переживания, богатство ассоциативных связей, но главное: новое отношение к явлению (еще неосознанное, но отчасти пережитое).
2. Второй этап – выделение переживания из других переживаний.
Для того чтобы переживание стало объектом осмысления на уровне сознания, оно должно быть выделено из ряда других переживаний реальности и искусства на основе имеющихся уже представлений, посредством:
Соотнесения с собственным мироотношением
Соотнесения с собственным опытом творчества
Соотнесение с собственным эмоциональным опытом восприятия жизни и искусства
Именно ощущение несовпадения нового переживания по отношению к предыдущему опыту переживания реальности и искусства, позволит осознать себя другим, иначе чувствующим. Главное в этом ощущении противоречивость переживания, вызванного произведением. Открывая несовпадение себя с собой, человек предопределяет возможность существования иных возможных ценностных ориентаций в мире.
Итог второго этапа – образ воздействия, как осмысленная неординарность собственного переживания, его эксклюзивность или тревожащая противоречивость собственного переживания.
3. Третий этап – понимание авторского замысла.
Этап исследования формы и выявления знаков. Знание выразительных возможностей и символических значений позволяет зрителю интерпретировать содержание, открывая замысел автора.
4. Следующий этап – этап диалога с культурой и завершения диалога с автором. На данном этапе осуществляется соотнесение нового осмысления мира с нормами, существующими в культуре. В процессе этого соотнесения определяется ценность и новизна авторской модели, ее место в культуре. Понимание авторской позиции позволяет субъекту восприятия осознать позицию собственную. Соотнося собственную позицию с авторской и с иными культурными позициями, принимая авторскую идею или отвергая, зритель тем самым уточняет свое видение мира, свое отношение к миру.
Итог четвертого этапа – рождение нового образа мира.
Выявление данных особенностей художественного восприятия позволяет, сформулировать определение художественного восприятия.
Компоненты развития художественного восприятия:
1.Развитие и сохранение эмоциональности восприятия.
2. Развитие ассоциативности восприятия.
3. Развитие ритмической упорядоченности восприятия.
4. Развитие аконстантности как способности «видеть в материале».
5. Формирование осознанности процесса восприятия:
— осознанности собственных переживаний как основного содержания произведения;
— осознанности формы, в том числе её ритмической структуры как источника переживаний;
— осознанности самого процесса восприятия как многоуровневого диалога, исходная точка которого – собственные переживания, а средство ведения диалога – исследование этого переживания в процессе эксперимента с формой.
6. Формирование установки на воплощение образа восприятия в материале искусства.
Только целостное развитие всего комплекса рассмотренных компонентов позволяет осуществлять эффективное развитие художественного восприятия ребёнка.
Памятка учителю. Целостное восприятие художественного произведения.
Целостное восприятие художественного произведения.
I . Первичное эмоциональное восприятие текста – отношение к событиям при первом впечатлении.
Выражение эмоционального отношения к событиям, героям.
Выяснение фактического понимания текста.
Приёмы, используемые для обучения:
Чтение и первичное комментирование – интерпретация событий в представлении учащихся;
Наблюдение за текстом, выявление незнакомых слов – понятий, слов – образов;
Первичные эмоциональные отношения.
II . Вторичное восприятие произведения.
Начало осмысления событий при повторном чтении, выявление взаимосвязей, отношений персонажей, их эмоциональных переживаний, мотивов поступков и личностные оценки читателя.
Наблюдение за текстом.
Пояснение – интерпретация событий.
Внимание к эмоциям, сопереживание героям.
Выяснение авторской позиции, роли автора.
Наблюдение за речью героев, автора, композицией текста.
Выборочное повторное чтение;
Сравнительный анализ героев; читательской и авторской позиций;
Внимание к детали, особенностям изображения героев.
Творческое осмысление текста, видение событий (представляем события, героев).
Отбор материала, позволяющего более полно представить героя: его внешний вид, поступки, обстановку, чувства…
Мысленное изображение героя (рассказ «про себя»), а затем изображение вслух.
Анализ языковых средств.
Оценка поступка, личностное отношение к персонажу.
Рассуждения о характере поступка;
Опорные материалы (иллюстрации, модели…);
Представление картин, персонажей, событий и творческое рассказывание.
Анализ формы произведения.
Рассмотрение построения произведения, его жанровых особенностей; наблюдение за языковыми средствами изображения персонажей.
Наблюдение за формой – композицией.
Сопоставление произведений одного и того же или разных писателей.
Повторное комментированное чтение;
Выражение личностных суждений;
Перечитывание и уточнение позиций читателя.
Выразительное чтение как итог эмоционально- образного и понятийного осмысления произведения, практика выразительного чтения.
Определение задачи чтения.
Учет особенностей жанра.
Осознанный выбор речевых средств выразительности – интонации.
Оценка своего чтения.
Корректировка собственного чтения в процессе подготовки текста к выразительному чтению;
Проба вариантов чтения, их сопоставление и аргументация выбора;
Выразительное чтение на основе осмысленного восприятия текста.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-426428
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Восприятие художественного произведения
Восприятие художественного произведения
Сравнительно-сопоставительный метод на уроках литературы.
2.1. Сравнительно-сопоставительный метод при изучении лирических произведений.
Диалог, сравнение, сопоставление принадлежит к числу наиболее общих
принципов культуры и жизни. Сам термин «сравнительное. :
литературоведение» указывает на сравнение как основу метода. В основе „всякого сравнении и сопоставления лежат механизмы тождества и различения своего и чужого. Эти механизмы принадлежат как художественному творчеству, так и научному мышлению. В творчестве принцип сравнения ведёт к появлению переносных значений, связанных, в конечном итоге, с метафоризацией и символизацией. В науке сопоставление выявляет повторяемость разных признаков и явлений, демонстрируя их существенное сходство и различие.
Швея! Ты не помнишь свободы,
Склонясь над убогим столом.
«Работай, работай, работай,»
Чтоб капля последнего пота
На бледные щёки легла!».
Кроме рабства, борьбы и труда,
Ни минуты отрадной свободы
Ей бы жизнь не дала никогда.
Мотив смерти возникает и произведении Томаса Гуда: « Работай, работай, работай, покуда не умерла!»
Сравнив произведения русского, английского и осетинского поэтов, можно отметить много общего в восприятии, а следовательно, и в изображении женской жизни, полной труда до полного изнеможения и слёз.
Слёзы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Тяжкий труд, постоянные заботы о завтрашнем дне не дают радоваться жизни героине произведения английского поэта:
И хлеб ежедневно дороже,
И голод постылый тревожит.
Ей некогда посмотреть в окно, порадоваться солнцу и весне:
Не помнишь, как громкие воды
За солнцем идут напролом,
Как в пламени ясной погоды
Касатка играет крылом.
Постепенно Томас Гуд подводит читателя к мысли, что тяжёлая жизнь изматывает женщину и губит её:
Швея! За твоею спиною
Лишь сумрак шумит дождевой,-
Ты медленно бледной рукою
Сшиваешь себе для покоя
Холстину, что сложена вдвое,
Рубашку для тьмы гробовой.
, описывая труд женщины-крестьянки, обращает внимание на то, что краски лета, его тепло совсем не радуют её, тепло воспринимается ею как жара, духота, доводящие до изнеможения:
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Солнце нещадно палит.
Мотив губительности тяжёлой, изматывающей жизни звучит и в стихотворении русского поэта:
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени.
В произведении осетинского поэта тоже звучит трагический мотив тяжёлой жизни женщины-горянки, несущей ей только горе и невзгоды. В его стихотворении читаем:
Тяжесть жизни, нужда и невзгоды
С колыбели знакомы уж ей.
Хорошо умереть в её годы.
анализировать стихотворное произведение будем развивать навыки сравнительного анализа произведений. На втором этапе урока проведём беседу по содержанию произведения «Осень», выясним, как учащиеся понимают эпиграф к стихотворению, взятый из произведения «Евгению. Жизнь званская».
Повторив историю создания произведения, рассмотрим мотивы стихотворения, в котором говорит не только о красоте природы, её восприятии лирическим героем, но и о поэтическом вдохновении, творческом процессе. Остановимся на приёме, использованном поэтом,
С чего начинается процесс восприятия произведения
Ключевые слова темы
Непосредственное, обдумывающее восприятие, логика урока литературного чтения, синтез-анализ-синтез, прием анализа, читательские умения.
Вопрос 1.
Этапы работы с текстом художественного произведения отражают 3 стадии в его восприятии, а также этапы развертывания читательской деятельности:
1.Стадия непосредственного восприятия характеризуется целостностью, яркостью, непосредственностью, включением воображения — это так называемое «восприятие сердцем». Эта стадия включает такие этапы, как подготовка к чтению (просмотровое чтение), первичное (ознакомительное) чтение (или синтез) и проверка первичного восприятия. С точки зрения организации деятельности это этап погружения в совместную читательскую деятельность взрослого и детей, на котором происходит пробуждение любопытства, заинтересованности как в новом тексте, так и в новых способах работы с ним.
2.Стадия обдумывающего восприятия («сердце+ум» или «умные эмоции» по Л. Выготскому) обеспечивает понимание прочитанного, когда включаются мыслительные процессы. Эта стадия завершается эстетической оценкой прочитанного. После проверки первичного восприятия следует постановка учебной задачи, которая организует анализ-перечитывание текста с использованием разных видов и приемов анализа (литературоведческих и творческих). Происходит развертывание совместной читательской деятельности в форме коллективного учебного диалога, в процессе которого формируются следующие аналитические умения: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором, устанавливать причинно-следственные связи, понимать авторскую позицию, выделять главную мысль. Используется изучающее и выборочное чтение.
3.Стадия влияния художественного текста на личность читателя как результат восприятия. Происходит вторичный синтез: обобщение прочитанного, формулирование главной мысли, интерпретация через литературно-творческие задания. Это этап оформления и предъявления результатов совместной деятельности: что поняли (открыли?), чему научились? какие новые вопросы появились. Обобщим вышесказанное в виде таблицы.
Табл. 1 Логика урока литературного чтения
Непосредственное восприятие
1.Подготовка к чтению (восприятию) художественного произведения (работа, предшествующая чтению, подготовительная работа)
1.Актуализировать личный (житейский) и читательский опыт детей, расширить, уточнить представления.
2.Подготовить к эмоциональному восприятию текста («эмоционально растревожить» детей), создать необходимый эмоциональный настрой.
3.Развивать умение антиципации (прогнозирования, предвосхищения содержания и характера нового текста).
4.Раскрыть значение непонятных слов, которые могут затруднить понимание текста.
5. Организовать просмотровое (обзорное) чтение.
2.Первичное чтение (восприятие, синтез)
1.Организовать непосредственное, целостное восприятие (чтение, слушание) текста.
2.Понимание текста на эмоциональном уровне.
3.Проверка первичного восприятия
1.Обменяться впечатлениями по поводу прочитанного, проверить ранее высказанные предположения.
2.Мотивировать последующий анализ-перечитывание текста.
Обдумывающее восприятие
4.Анализ-перечитывание (вторичное восприятие, изучающее чтение)
1.Понимание фактического содержания (фактуальной информации).
2.Адекватное восприятие героев, выяснение мотивов поступков, характерных черт героев, отношения автора к ним.
3.Анализ изобразительных средств языка и жанровых особенностей художественного произведения.
4.Выяснение главной мысли (концептуальной информации).
Результат восприятия
5.Вторичный синтез (обобщение)
1.Подведение итогов анализа, формулирование главной мысли.
2.Целостное восприятие, в том числе интерпретация на основе понимания.
3.Организация литературно-творческой деятельности.
Читательские умения
Литературно-творческие умения
·воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении
·отбирать и использовать для реализации своего замысла языковые средства, аналогичные изученным
·выделение изобразительно-выразительных средств языка (нахождение, подчеркивание, объяснение);
·подбор синонимов с целью осознания авторского выбора;
·сравнение первоначального и окончательного варианта текста;
·словесное рисование по одному слову (выражению);
·словарь (карта) настроений.
·воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем
·передавать свои жизненные впечатления с помощью словесного художественного образа
·рассматривание готовых иллюстраций, соотнесение текста и иллюстрации, подписывание строчками из текста;
·анализ иллюстрации с целью выявления позиции писателя и художника (сравнения средств, которыми они пользуются);
·графическое, словесное, музыкальное иллюстрирование;
·сравнение разных иллюстраций к одному тексту;
·цветопись (цветовые пятна) для определения эмоциональной тональности образа (картины);
·сочинение по наблюдению, по картине, сочинение-зарисовка
·устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике
·выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из авторского замысла и избранного типа речи (повествование, описание, рассуждение)
·деление текста на части с опорой на элементы сюжета, составление плана;
·составление модели «тропинка» или пространственно-временной модели;
·составление графического или словесного диафильма;
·пересказы: полный, выборочный, сжатый;
·перечитывание по частям с выделением главной мысли каждой части;
·составление опорных вех, установление связей между ними (вычленение ключевых эпизодов);
·составление плана собственного высказывания
·целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, как один из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи
·раскрыть авторский замысел через введение в текст персонажа, пейзажа
·выяснение мотивов, обстоятельств, последствий поступков героев (почему? как? зачем?);
·сопоставление размышлений (переживаний) героев с их поступками;
·расшифровка эмоциональных знаков в диалогах;
·моделирование с целью фиксации отношения героя к другим персонажам;
·вычленение в тексте ключевых слов для характеристики героя;
·составление рассказа о герое, от лица героя, рассказ по аналогии (те же герои попадают в другую ситуацию и действуют в ней по аналогии с исходным текстом);
·проектирование судьбы героя.
·видеть авторскую оценку, отношение, позицию во всех элементах произведения
·подчинить авторскому замыслу все элементы текста
·выявление авторского отношения, авторской позиции;
·сопоставление авторского отношения с собственным;
·сопоставление позиции автора и рассказчика;
·сопоставление фольклорного источника с авторским текстом;
·сопоставление разных произведений одного автора;
·анализ заголовка, эксперименты с заголовками;
·озаглавливание собственных текстов
·осваивать художественную идею произведения
·определить авторский замысел
·формулирование основной мысли (ответ на проблемный вопрос);
·подбор пословиц к тексту;
·анализ кинофильмов, мультфильмов, спектаклей по изучаемым произведениям; отзывы на них;
·творческое подражание (интуитивное, аналитическое);
·итоговое выразительное прочтение;
·сопоставление художественных произведений разных авторов;
·рисование обложки книги (словесно, графически);
·создание синквейна
Вопросы и задания к теме
1. Как вы понимаете общую схему работы с текстом художественного произведения — «синтез-анализ-синтез»?
2. Назовите этапы работы с текстом художественного произведения. Какие задачи решаются на каждом этапе?
3. Какие читательские и литературно-творческие умения формируются на уроке литературного чтения?
4. Распределите приемы анализа, представленные в табл.2, на две группы: литературоведческие и творческие.
5. Составьте обобщающую таблицу «Типовая структура урока литературного чтения» (основные этапы работы с текстом художественного произведения):
Методические приемы
6. Познакомьтесь с методической разработкой урока по рассказу Л. Толстого «Котенок». Определите, а) какие методические приемы использовались на каждом этапе, б) какие читательские умения формировались на данном уроке. Придумайте несколько вариантов домашнего задания (помните: домашнее задание не дублирует работу с текстом на уроке).
7. Разработайте 2-3 разных варианта подготовительной работы перед чтением: а) стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»; б) рассказа А. Гайдара «Совесть»; в) русской народной сказки «У страха глаза велики».
8. Вам предлагается комментарий к уроку по рассказу Л. Толстого «Котенок» (см. выше). Заполните пропуски в этом комментарии:
«Анализ текста был удачно мотивирован учителем. Уже после первичного чтения рассказ кажется детям вполне ____________. Однако учитель, удачно использует обмен впечатлениями, зафиксировал ___________ между уровнем детского воспроизведения и ___________ данного произведения. Вопрос «Для чего нужна в рассказе первая часть?» можно считать проблемным, потому что _________________________________________________________________________________________________.
Большое значение для успешности анализа имела формулировка вопросов, среди которых были вопросы воспроизводящего характера, вопросы, требующие ______________________________, вопросы, актуализирующие _______________________. Избирательность анализа проявляется в том, что на уроке _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Дети часто обращалась к тексту, но не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы __________________________________________________________
____________________________________________________________________.
Анализ был завершен синтезом, когда дети __________________________
____________________________________________________________________.
9. К тексту Л. Толстого «Косточка» в учебнике О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы. 2 класс» предлагаются следующие вопросы:
− Отчего Ваня заплакал? Выбери правильный ответ: а) Ваня испугался; б) Ваня рассердился; в) Ване стало стыдно и обидно.
− Что плохого сделал Ваня?
− Чему хочет научить нас этим рассказом писатель?
Оцените эффективность данных вопросов. Какие вопросы и задания предложили ли бы Вы для работы с этим текстом?
10. Ознакомьтесь с отрывком статьи О. В. Соболевой «Угадывать великое в немногом» или о том, что и как понимать в тексте» []. По материалам отрывка составьте перечень видов текстовой информации, которую воспринимает читатель.
C точки зрения лингвистики (теории лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной… Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.д. Данная информация играет двоякую роль в тексте. С одной стороны, именно она предъявляет текст, наполняет его жизнью, передает заложенные в нем мысли, а с другой стороны, она часто затемняет, маскирует эти мысли, создает препятствия в понимании, способствует возникновению разночтений.
В художественном тексте в отличие от газетного сообщения или научной статьи фактуальная информация не может существовать сама по себе. Нет писателя, который садился бы за письменный стол просто писать фабулу. Фактуальная информация излагается в соответствии с замыслом, т.е. теми мыслями и чувствами, которые автор хочет донести до читателя. С помощью фактуальной информации создатель текста «не в лоб», а через судьбы людей передает то, что его волнует. Поэтому главным в тексте, тем, что его держит, благодаря чему он не рассыпается на множество отдельных фактов и рассуждений, является его концептуальность, т.е. способность содержать концептуальную информацию…систему взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем. Эта информация часто не выражена в тексте словесно.
В художественном произведении, как правило, представлении еще один вид информации, называемой подтекстом. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах, однако о ней можно судить по специфическому способу изложения фактуальной информации. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Подтекстовая информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста таить в себе скрытый смысл. Она извлекается из фактуальной, а точнее как бы «стоит за ней», и, безусловно, влияет на концепт.
- фотообои на стену море и небо
- С чего начать рисовать на графическом планшете аниме