С чего начинается произведение слово о полку игореве
«Слово о полку Игореве» (предположительно — 1185-1187)
Цитата: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» (пер. Д. С. Лихачёва).
Сведения об авторе: Имя автора «Слова. » неизвестно и вряд ли когда-нибудь станет известно.
Литературный жанр: жанр «Слова о полку Игореве» определить сложно. Даже автор называет своё произведение по-разному: иногда «слово», иногда «песнь».
Однако вполне определённо можно сказать, что «Слово о полку Игореве» включает черты целого ряда традиционных жанров. Из числа эпических жанров, представленных в «Слове. », можно назвать и героическую песнь, и воинскую повесть, и прозаическое рассуждение (авторские отступления). Лирическое начало представлено в «Слове.» плачем Ярославны и прославлением князей.
Жанровые особенности: «Слово о полку Игореве» не имеет жанровых аналогов.
Время и место действия: поход Новгород-Северского князя Игоря на половцев (1185 год), его поражение, плен и побег на Родину.
История создания
В 1187 г. было написано «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. Писалось оно как актуальная история современности: автор обращался к тем читателям, для которых история Игорева похода была известным событием.
Значение произведения
«Слово о полку Игореве» — это одновременно и рассказ о событиях и последствиях похода князя Игоря, и эмоциональная оценка этих событий. Для нас особую ценность представляет патриотический мотив «Слова». Автор говорит о необходимости централизации власти для скрепления единства русской земли.
Действующие лица
Образ Русской земли. Патриотизм автора позволил сделать неперсонифицированный образ Руси главным персонажем «Слова о полку Игореве». Картины природы не просто служат фоном для разворачивающихся событий: ветер, солнце, тучи принимают в этих событиях непосредственное участие. Так, солнечное затмение словно желает остановить князя Игоря и не пустить его в опасный поход. А когда пленённый князь решается на бегство, река Донец укутывает его тёплым туманом, обеспечивает князю зелёную постель на своих берегах.
Князь Игорь. Храбрый воин, возглавивший поход на половцев, не был всё же достаточно предусмотрительным. Заботясь о благе русской земли, князь недооценил возможности врага и потерпел поражение.
Всеволод, брат князя Игоря. Отважный и мужественный воин, патриот.
Ярославна, жена князя Игоря. Настоящая русская женщина — жена и мать, горячо любящая свою Родину. Переживает поражение в походе как личное горе. Тоскуя по мужу, обращается в своём плаче к природе — той самой природе, которая поможет её мужу бежать из плена.
Святослав, киевский князь, отец Игоря. Мудрый и справедливый персонаж. Произносит своё «золотое слово», чтобы уберечь князей от бездумных действий и излишней гордыни, чтобы объединить их силы и укрепить авторитет и мощь земли русской.
Краткое содержание
Князь Игорь отправился в поход на половцев. Солнечное затмение — плохой знак, но князь всё же не отступает от своего намерения. Тем более что первый бой завершился удачно. Однако на следующий день подошли основные силы половцев под предводительством ханов Гзака и Кончака. Храбро бились русские воины, два дня держались, но на третий день князь Игорь был пленён, а русские войска — разбиты.
А князю Святославу снится тревожный сон: накрывают его чёрным покрывалом, черпают синее вино, смешанное со слезами, сыплют жемчуг на грудь. На следующий день князь узнаёт о поражении Игоря.
И тогда князь Святослав произносит «Золотое слово»: упрекает Игоря и Всеволода в том, что они о Руси не думали, а себе славы желали; призывает всех князей русских помочь, отомстить за раны Игоревы, забыть о вражде и вспомнить, что они все — потомки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого.
В Путивле Ярославна, жена князя Игоря, плачет и призывает природу вернуть ей мужа.
Пленённый князь Игорь размышляет о бегстве. Ему помогает половчанин Овлур (подаёт сигнал), да и вся природа на его стороне.
За князем Игорем гонятся Гзак и Кончак. Но природа на стороне князя, и он успешно достигает земли Русской.
«Слово о полку Игореве» завершается величанием князей.
Главная мысль. Призыв русских князей к единству в тот момент, когда Русь была разделена.
Важное и интересное
Спустя более, чем 600 лет после создания «Слова о полку Игореве» граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей, совершил удачную покупку — приобрёл у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря рукописную (как мы помним, книгопечатание ещё не было изобретено) книгу под названием «Хронограф». В этой книге граф и обнаружил текст «Слова о полку Игореве».
В 1797 г. в немецком журнале появилась статья неизвестного автора (по всей видимости, Н. М. Карамзина), в которой древнерусская литературная находка упоминалась и сравнивалась с поэмами Оссиана, легендарного кельтского поэта. Эта статья стала предисловием к первому изданию «Слова о полку Игореве» (1800).
Оригинал списка (рукописной копии) «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара 1812 г.
«Слово о полку Игореве» повлияло на многие произведения последующей русской культуры. Отголоски «Слова. » мы находим в «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкина, «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя. Нельзя не упомянуть также об опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и картинах В. М. Васнецова на сюжет «Слова о полку Игореве»
Экранизации
«Сказание про Игорев поход» (СССР, 1972); «Слово о полку Игореве» (Россия, 2010).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто помог князю Игорю бежать из плена?
Ответ. Половчанин Овлур. Именно он подал сигнал князю о возможности побега.
Как была найдена рукопись «Слова о полку Игореве»?
Ответ. Рукопись обнаружил граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей. Она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле. К сожалению, оригинал рукописи утрачен во время московского пожара в 1812 году.
Назовите персонажа «Слова о полку Игореве», который произносит «Золотое слово».
Микропересказ : Древняя Русь. Князь с войском идёт на земли врага, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре сбегает из него и возвращается домой.
«Слово» написано неизвестным автором (возможно, монахом) на древнерусском языке. Пересказ составлен по объяснительному переводу Д. С. Лихачёва, цитаты — из поэтического перевода Н. А. Заболоцкого. Деление пересказа на главы — условные.
Старый стиль и певец Боян
Автор размышляет, в каком же стиле ему следует писать «Слово», и вспоминает про старинного певца Бояна, который в старом стиле сочинял вещие песни о князьях.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Автор описывает, в каких красивых поэтических выражениях начал бы песню о Игоре «старинный соловей» Боян, однако сам хочет вести повествование ближе к действительным событиям своего времени.
Военный поход князя Игоря
В основе — неудачный военный поход русских князей на половцев (татар) в 1185 году.
Князь Игорь повёл свои полки на половцев, желая разгромить «поганых», прославиться и взять богатую добычу.
Игорь Святославич — древнерусский князь, глава Новгород-Северского княжества, главный герой произведения.
Поход начался с мрачного предзнаменования — солнечного затмения. Но князь считал, что лучше погибнуть в битве, чем сидеть дома, дожидаясь половецкого набега. Князь мечтал дойти с победой до Дона Великого и вступить в бой с половцами на их территории — на краю поля Половецкого.
В поход князь Игорь отправился со своим родным братом, могучим Всеволодом Святославичем.
Всеволод Святославич (Буй-тур) — древнерусский князь, родной брат Игоря, за смелость прозванный Буй-тур (яростный бык).
Всеволод Святославич одобрил намерение брата дойти до Дона и побить половцев в их же степи. Его знаменитая, с детства обученная воевать дружина уже ждала под Курском начала похода.
На всём пути в половецкие степи Игоря сопровождали приметы, предвещавшие несчастье, такие как солнечное затмение. Все враждебные Руси юговосточные страны узнали о походе русских войск. Испуганные половцы, услышав о приближении русичей, начали сбегаться к Дону.
И бегут, заслышав о набеге,
Половцы сквозь степи и яруги,
И скрипят их старые телеги,
Голосят, как лебеди в испуге.
Снова заночевало в поле русское войско. Автор рассуждает о том, как далеко залетел князь Игорь. Тем временем навстречу русичам спешили орды половецких ханов Гзака и Кончака.
Гзак — половецкий хан, глава объединения донских половцев.
На следующий день орды половцев напали на четырёх русских князей, участвовавших в походе: Игоря, Всеволода Святославича, Олега и Святослава. Автор сравнивает их с четырьмя солнцами, которые хотят загасить половецкие тучи.
Уж трепещут синие зарницы,
Вспыхивают молнии кругом.
Вот где копьям русским преломиться.
Вот где саблям острым притупиться,
Загремев о вражеский шелом!
О Русская земля!
Ты уже за холмом.
Половцы окружили русичей у реки Каялы и выпустили «тучу стрел на русские полки». Описание битвы сливается с изображением надвигающейся грозы.
Битва началась с перестрелки из луков. Потом зазвенела земля под копытами коней, от движения многочисленной половецкой орды поле заволокло облаком пыли. Половцы окружили русичей со всех сторон. Русские витязи сомкнули строй «щит к щиту» и приготовились отразить натиск врага.
Автор описывает боевые подвиги Всеволода Святославича, который мечом рубил головы половцев и осыпал врагов дождём из стрел. В пылу битвы он забыл о славе и богатстве, феодальной чести, княжеском долге, любви к своей красавице-жене и не чувствовал боли от ран.
Долго бились русские полки с половцами, земля под лошадиными копытами была «мёртвыми усеяно костями, далеко от крови почернев». Битва закончилась поражением русских войск. Братья Игорь и Всеволод Святославич разлучились — попали в плен к разным ханам. Автор описывает, как природа оплакивает поражение князя Игоря.
Бились день, рубились день-другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Об Олеге Гориславиче
В лирическом отступлении автор вспоминает о прошлом Руси и князе Олеге Святославовиче, с которого начался род князя Игоря.
Олег Святославич (Гориславич) — древнерусский князь, дед Игоря и Всеволода, зачинщик междоусобных войн, за что был прозван Гориславичем.
Описываются начатые Олегом княжеские междоусобицы, во время которых он победил многих князей.
При Олеге, который вёл себя в родной стране как враг и оккупант, перестала цениться человеческая жизнь, народ обнищал, на невспаханных полях кружили над убитыми вороны да галки. Но даже в те времена не бывало таких битв, как сражение на реке Каяле.
Горькие последствия проигранной битвы
После поражения Игоря на Руси кончились спокойные времена. Князья перестали собирать дружины и сообща защищаться от половцев, а начали блюсти только свои интересы. Половцы воспользовались разобщённостью русских князей и со всех сторон начали нападать на Русь.
Жёны оплакали погибших витязей из Игоревой дружины. Враги обложили обложили большой данью русские города. Между русскими князьями начались ссоры и раздоры.
Автор объясняет, почему поражение Игоря имело такие тяжёлые для всей Руси последствия. Совсем недавно киевский князь Святослав совершил победоносный поход на половцев и пленил хана Кобяка.
Святослав Киевский — великий князь киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода Святославича.
Князья Игорь и Всеволод Святославич ослушались его, пошли в поход самостоятельно и, потерпев поражение, уничтожили добытое Святославом преимущество русских над половцами.
Иностранцы сочувствуют Святославу и обвиняют князя Игоря в том, что вместе с проигранной битвой на Каяле Русь утратила своё богатство и воинскую силу.
И бежит молва про удалого,
Будто он, на Русь накликав зло.
Из седла, несчастный, золотого
Пересел в кощеево седло…
Приумолкли города, и снова
На Руси веселье полегло.
«Золотое слово» Святослава Киевского
Святославу в Киеве приснилось, будто накрывали его на тисовой кровати чёрной тканью, поили горьким отравленным вином, и из вражеских колчанов сыпали на полотно крупный жемчуг. Снился ему терем с разобранной крышей, через которую в Древней Руси выносили покойников, а под Киевом всю ночь каркали вороны, предвещая несчастье.
Бояре объяснили князю этот сон, рассказав, что половцы пленили двух его младших родственников. Святослав «изронил слово золотое, со слезами смешанное», начал упрекать молодых князей: не вовремя они затеяли войну с половцами, пролили поганую половецкую кровь, но ничего не добились, только принесли горе на серебряные седины старшего в роду.
А ведь было время — без щитов.
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отметить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Игорь и Всеволод ослушались своего феодала, решив, не прибегая к помощи других князей, присвоить славу «замерителей степи», которая принадлежала Святославу Киевскому. Первое последствие их поражения — нападение половцев на город Перяславль.
Автор призывает князей на защиту Руси
Автор призывает князей защитить свою родину и вспоминает о силе каждого из них. У великого владимирского князя Всеволода Юрьевича такое огромное войско, что оно может Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Всеволод Юрьевич — великий князь владимирский, имел большую семью, за что был прозван Большим Гнездом.
Сыновей Всеволода Юрьевича автор называет «живыми копьями».
Ты и Волгу веслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон…
Храбрая дружина неистовых Рюрика и Давыда Ростиславовичей смела и сильна, как огромный бык-тур. Она мечтает отомстить половцами за свои раны.
Железные полки Галицкого князя Ярослава контролируют горы Карпаты и реку Дунай, мешая венгерскому королю и византийским народам проникнуть на Русь. Князь оберегает юго-западную границу Руси, к нему прислушивается Киев, а народ за острый ум и мудрость зовёт его Осмомыслом.
Ярослав — древнерусский князь, за мудрость прозванный Осмомыслом. Осмомысл означает «тот, у которого восемь умов», то есть очень умный.
Слыша поступь войска храбрых волынских князей Романа и Мстислава, «вся земля от тяжести трепещет». От него потерпели поражение многие восточные народы и литовские племена.
Рюрик, Давыд, Роман — древнерусские князья, современники и союзники князя Игоря.
Всех этих князей рассказчик призывает бить Кончака «за Русскую землю, за Игоревы раны — удалого сына Святославича».
Но уж прежней славы больше с нами нет.
Уж не светит Игорю солнца ясный свет.
Не ко благу дерево листья уронило:
Поганое войско грады поделило.
Победы волынских князей вновь напоминают автору о поражении русичей на реке Каяле. Он сетует, что храброго войска Игоря не воскресить.
Полоцких князей автор обвиняет в том, что они не могут защитить от «поганых» южные границы Руси. Только Изяслав Полоцкий попытался не пропустить врагов Руси через границы своего княжества, но его никто не поддержал, и он погиб в одиночестве на поле боя.
Автор обращается к полоцким князьям, потомкам Всеслава, и всем потомкам Ярослава Мудрого прекратить междоусобную войну, поскольку обе стороны потерпели поражение и погубили славу, доставшуюся им от дедов.
Ингвар, Всеволод Полоцкий, Изяслав, Брячислав — полоцкие князья.
Именно междоусобицы погубили предка призываемых им на битву князей, полоцкого князя Всеслава.
Всеслав — полоцкий князь, прозванный в народе Всеславом Вещим или Всеславом Чародеем. Является героем восточнославянского фольклора, где предстаёт как богатырь и чародей, способный оборачиваться зверем.
В самом конце «языческих времён» Всеслав Полоцкий пытался добиться Киевского престола, и делал это не по праву наследования и не в честной битве, а через междоусобную войну, опираясь на восставших киевлян. В Киеве он княжествовал недолго, и вся его дальнейшая жизнь была неприкаянной, как наказание за разжигание смуты внутри страны.
И хотя в его могучем теле
Обитала вещая душа,
Все ж страданья князя одолели,
И погиб он, местию дыша.
Так свершил он путь свой небывалый.
Автор вспоминает давние времена, многочисленные походы первых русских князей на врагов, и противопоставляет им братьев Рюрика и Давида, которые так и не смогли сообща организовать поход на половцев.
Плач Ярославны
Автор возвращается к повести о князе Игоре и рассказывает, как в Путивле, на городской стене, Ярославна оплакивала своего пленённого мужа.
Ярославна — жена князя Игоря.
Ей хотелось обернувшись кукушкой, полететь, омочить рукав в реке Каяле и омыть любимому раны. Она упрекала ветер, который мечет стрелы на воинов мужа, солнце, наславшее на Игоревы полки жажду в безводном поле, и просила Днепр сохранить жизнь мужа «на дальней стороне», чтобы он вернулся к ней живым.
Бегство Игоря из половецкого плена
Словно в ответ на мольбы Ярославны, бог указал Игорю путь к бегству. Ночью, когда половцы спали, князь сбежал из плена с помощью верного Овлура, крещёного половца, который достал Игорю коня.
В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь
И поплыл, как гоголь, по волне,
Полетел, как ветер, на коне.
Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.
Природа помогла князю добраться до дому — дятлы указывали ему путь к реке, Донец качал его на волнах, одевал тёплыми туманами и радовался, что Игорь возвращается «из неволи к дому». Князь благодарен Донцу, он сравнивает его с жестокой рекой Стугной, в которой много лет назад утонул юный князь Ростислав.
Ростислав — юный князь, погибший за сто лет до походя князя Игоря.
Догнать князя Игоря у половецких ханов не получилось, он вернулся домой. Автор описывает ликование Киева и всей Руси по поводу его возвращения.
Поэма заканчивается прославлением молодых князей и их дружины, которые боролись за христиан против поганых половецких полков.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Слово о полку Игореве — краткое содержание произведения
Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» повествует об исторических событиях начала 12 века. Поэтический перевод Николая Заболоцкого превратил поэму в современное литературное произведение. Именно этот вариант «Слова…» предлагается девятиклассникам для изучения на уроках литературы.
Главная тема поэмы – патриотизм. Весь сюжет проникнут чувством глубокой любви к Родине, призыву к единению, героизму русских людей и преданности Отчизне.
Жанр произведения определить сложно. Это смешение героической песни, воинской повести, прозаического размышления и лирического отступления (плач). Принято считать его поэмой. Основания: заданный ритм, метафоричность языка, множество эпитетов.
Очень краткое содержание «Слова о полку Игореве»
Князь вместе с дружиной идет в поход. Несмотря на солнечное затмение, которое было предвестником беды, он продолжает путь. Вскоре на пути попадается небольшой отряд половцев. Разгромив врага и захватив много богатой добычи, Игорь, воодушевленный победой, двигается дальше.
На рассвете русское войско окружили половцы. Два дня шел кровопролитный бой. На третий, после бегства части дружины, Игорь с сыном были взяты в плен.
В это время князь Святослав видит плохой сон, утром он узнает о поражении русского войска. Его «изроненное злотое слово» является упреком для князей в том, что они хотели прославиться. Святослав призывает всех русских князей отомстить за раны Игоря и объединиться, так как все они потомки Ярослава Мудрого.
А на стене Путивля горько плачет Ярославна, жена Игоря. Она просит помощи у различных сил природы — ветра, Днепра, солнца.
Плененный же князь замышляет побег. Все силы природы встают на его сторону, кроме этого ему помогает половчанин Овлур. Гзак и Кончак пытаются догнать беглеца, но он благополучно добирается до родной земли.
Завершается «Слово…» прославлением всех русских князей.
Время и место действия
Из древнерусских летописей известно, что поход Игоря против половцев состоялся в апреле 1185 года. Именно это время освещается в поэме.
Место действия — город Новгород-Северский. Отсюда выступает в поход Игорь Святославович. Затем князь направился к берегам Дона и Сала. А решающая битва произошла на реке Каяле. Исследователи до сих пор не могут прийти к одному мнению, решая, в каком же месте состоялась встреча половцев и русичей. Считается, что это может быть северное побережье Азовского моря, район нижнего течения Северского Донца или Дона, бассейн Днепра или междуречье Северского Донца и Оскола.
Краткое содержание поэмы по частям
Поэму предваряет небольшое вступление, в котором автор говорит о том, что писал Слово, чтобы прославить великого князя, воспеть его подвиги и раны. По словам сказителя, Игорь «…мужество избрал себе опорой, ратным духом сердце поострил». Сказитель уверен, что должен передать основные события, которые происходили в 1185 году, а также прославить князей простым, не витиеватым, языком.
Часть первая
Повествование начинается с того, что князь Игорь Святославович ждет своего брата Всеволода. Они вместе должны выступить против половцев. Всеволод говорит, что Игорь для него «оплот», что его витязи выросли воинами и всегда готовы к борьбе.
Но взглянув на небо, князь замечает, что солнце закрыла ночная тень. Наступило солнечное затмение. Понимая, что это дурное предзнаменование, Игорь всё же решает отправиться в поход. Он считает, что лучше погибнуть, чем отказаться от своего намерения.
Но на всем пути следования тревожные знаки продолжают указывать на неудачное выступление. В чистом поле начинается гроза, птицы кричат, звери свищут, кличет Див. Автор предупреждает, что за русской дружиной идет беда, кричат орлы, собираясь на «кости русские».
Неожиданно наступает тишина. И утром в пятницу грянул бой. Русские смяли вражеское войско, захватив много золота, драгоценностей и «половецких дев». Игорь же взял себе только стяг, как символ победы над врагом.
Заночевала дружина в степи. А в это время, пока все спокойно спали, ханы Гзак и Кончак со своими ордами подбирались к «гнезду» Игоря. Кровавые зори ознаменовали предстоящую трагедию. В субботу русские князья с дружиной приняли бой. Они встали плотно, щитом к щиту, чтобы отбить атаку половцев. Но половецкое войско намного превышало силы дружинников.
Показывая боевую доблесть Всеволода, автор начинает вспоминать былые времена. Он сожалеет о том, что позабылись грозные походы Олега. В те времена именно Олег начал междоусобицу, пришел на Русь, «как ворог». Русская земля увидела много смерти и горя. Но такой битвы, как эта, не было.
Два дня стояла насмерть дружина Игоря. Поле было усеяно мертвыми, земля почернела от крови. Многие бросились бежать. Израненный Игорь пытался вернуть беглецов. На третий день Игорь, его сын и Всеволод попали в плен к половцам. Казалось, что сама природа сочувствовала русским князьям: «Степь поникла, жалости полна». Даже деревья приклонили свои ветви в скорби.
Горе опустилось на Русь. Заплакали жены убитых дружинников, обеднели дома. Между князьями растет крамола. Пользуясь междоусобными войнами, враги стали нападать на русские земли и облагать данью каждый двор. Автор считает, что именно поход Игоря и Всеволода «разбудил поганых для войны». А ведь когда-то их отец Святослав усмирил половцев и помог воцариться миру на Руси. Теперь враги вновь совершали набеги на города и села.
Часть вторая
В Киеве Святославу снится сон. Великий князь, терзаемый смутной тревогой, собирает бояр. Он рассказывает им свое видение, в котором его покрывали черной пеленою и пытались напоить отравленным вином синего цвета. Бояре сообщают, что Игорь и Всеволод потерпели поражение.
Тогда Святослав молвил слово «златое, со слезами смешанное». В нем он сожалеет, что его младшие князья не вовремя пошли на врага, захотели славы. При этом не стали просить помощи у других князей. Но Святослав убежден, что никому не даст в обиду свое гнездо. К сожалению, никто не хочет помочь ему в этом. Все заняты борьбой за власть. Великий князь вспоминает Ярослава, Рюрика, Давида, Мстислава, Романа. Они храбрые и умные правители в своих городах, но объединяться не хотят. Святослав призывает всех встать на защиту родной земли и отомстить за «Игоревы раны».
Он горестно вновь вспоминает о том, что Игорю не светит солнце и что не воскресить больше его дружину.
И вновь призыв к объединению. Святослав зовет в поход дальних родственников Ингваря и Всеволода. Он вспоминает князя Изяслава, который в одиночку пытался защитить свою землю и погиб, так и не дождавшись помощи от братьев.
Сказитель призывает Ярослава и правнуков Всеслава прекратить раздоры и встать на защиту Родины. Для убедительности он приводит пример судьбы еще одного князя, Всеслава. Тот, много лет назад, устраивал войны с соседними княжествами. Много русских людей полегло в то время, но вскоре сам погиб «местию дыша».
Автор вновь возвращается во времена славного правления Владимира, противопоставляя его Давиду и Рюрику, которые ни в чем не могли найти согласия.
Именно во второй части показана истинная причина поражения Игоря — гордость, тщеславие и разобщенность. Святослав пытается донести до всех мысль об объединении. Только общие идеи, сплоченность способны сделать Русь могущественной.
Часть третья
Над широким берегом Дуная, на стене Путивля плачет Ярославна. Она обращается к ветру и упрекает его в том, что он помогал метать стрелы половецкие в русские полки.
Рыдая, Ярославна обращается к Днепру. Просит его сохранить на дальней стороне дорогих для нее людей.
Возмущается, как солнце, которое всегда «приветливо и тепло», смогло отвернуться от войска Игоря и наполнить горем колчан.
Природа услышала мольбы убитой горем женщины. Море всколыхнулось и указало Игорю дорогу домой. Когда все половцы заснули, князь приготовился бежать. После условного свиста Овлура, Игорь помчался к тростникам. Там уже ждали приготовленные кони. Как только лошади устали, беглецы быстро и бесшумно продолжили путь. Автор сравнивает Игоря с соколом, а Овлура с волком. Всё живое старалось помочь князю. Дятлы стуком указывали путь, соловьи ликовали вдалеке.
Разговор реки Северского Донца и Игоря показывают, насколько все были рады возвращению князя. Донец, говорит, что теперь наступит веселье. А князь поблагодарил реку за то, что давала ему приют и предупреждала об опасности.
Узнав об исчезновении пленного, Гзак и Кончак начинают поиски. Они предлагают подстрелить «соколенка», сына Игоря, который остался в неволе. Потом думают опутать его девицей, женить на половчанке, но решают, что он и с новой женой сможет убежать на родину.
Восходит солнце, и Игорь возвращается домой. Все счастливы. Песни от Дуная долетают до Киева. А князь идет помолиться в церковь пресвятой Богородицы.
Автор прославляет всех русских князей, которые приняли участие в походе.
История создания «Слова о полку Игореве»
Переводы
Значение «Слова о полку Игореве» особенно велико сейчас, так как призыв к защите родины звучит и сейчас с непреодолимой силой.