С чего начинается повесть о разорении рязани батыем
Повесть о разорении Рязани Батыем
Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей — своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять.
Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.
«Отдохнув от плача», Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски.
Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города. Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.
Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями. Ингварь Ингоревич становится рязанским князем, а затем «обновляет» землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. Автор заканчивает «Повесть. » так: «И стала христианам радость, ибо избавил их Бог крепкою рукою своею от безбожного царя Батыя».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Кратко «Повесть о разорении Рязани Батыем» народный фольклор
⭐⭐⭐⭐⭐ «Повесть о разорении Рязани Батыем» за 1 минуту и подробно за 8 минут.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» относится к образцам древнерусской литературы. Повествует о доблестном противостоянии русских дружин против многочисленных татарских полков под предводительством коварного немилосердного царя Батыя.
Очень краткий пересказ «Повести о разорении Рязани Батыем»
Князь Ингварь Ингваревич не участвовал в боях. Вернувшись из Чернигова, он с почестями похоронил всех погибших, а потом стал справедливо и достойно княжить в Рязани.
Главные герои и их характеристика:
С трудом отошел он от горя великого, много молился, взывая о помощи. Потом принял благоверный князь Ингварь (после крещения Козьма) рязанский престол. Правил мудро и справедливо.
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание «Повести о разорении Рязани Батыем» подробно
Царь Батый с многочисленным татарским войском неподалеку от рязанских земель разбил стан на обширной территории у реки Воронеж в 1237 г. Отправил своих послов безбожный монгольский предводитель к князю Рязанскому с требованием выплаты ему десятой доли от любого богатства, включая людей.
Юрий Ингваревич обратился во Владимир непосредственно к Георгию Всеволодовичу, но не получил поддержки великого князя. Тогда позвал своих братьев, бесстрашных князей. Среди них был Давыд Ингваревич, Олег Красный, Глеб Ингваревич, а также отважный Всеволод Пронский и др. Они решили обратиться к нечестивому захватчику с великой искренней мольбой, а также одарить его, чтобы не пошел он дальше воевать.
Послали к вероломному Батыю справедливого князя Федора Юрьевича. Он передал дары от князей, а также молил могущественного царя не нападать. Лживый Батый притворно пообещал выполнить просьбу, а сам стал требовать на ложе княжеских сестер, дочерей. Нашелся, на беду, завистливый рязанский вельможа, вероломно донесший нечестивому безбожнику, что жена Федора происхождением из царского рода без сомнения прекраснее всех в городе.
Только Апоница, сумевший спрятаться, избежал гибели. Этот пестун Федора Юрьевича отыскал тело своего великого возлюбленного государя, после чего смог с горькими слезами похоронить его в тайном месте.
Потом поспешил в Рязань. Он поднялся в высокий терем, где находилась благоверная княгиня Евпраксия. Апоница рассказал о гибели ее мужа Федора Юрьевича в стане Батыя. Княгиня после этой смертоносной вести не смогла перенести заполнившей ее горести. Вместе со своим сыном Иваном, который был у нее на руках, бросилась Евпраксия вниз, разбившись насмерть.
Страшная весть о жуткой гибели сына поразила великого князя. Вместе с ним и княгиней весь город рыдал несколько дней, а потом Юрий Ингваревич начал собирать полки, призывая воинов на борьбу против творящих беззаконие нечестивцев за отчизну свою и веру христианскую. Затем он молился об освобождении от врагов, вознося свою просьбу Николаю чудотворцу, а также святым Борису и Глебу.
Принял Юрий Ингваревич благословение епископа, попрощался с княгиней Агриппиной Ростиславовной перед отправлением на врага. Ужасная битва с Батыем началась у границ Рязанской земли.
Хотя много татарских полков пало в этой жуткой сечи, были они более многочисленными, чем русские дружины. На одного рязанца приходилась тысяча захватчиков, а двум русским воинам приходилось биться с десятью тысячами врагов.
Когда погиб Давыд Ингваревич, в горести призвал князь Юрий воинов продолжать битву. Но после мужественного упорного боя одержали победу более сильные татарские полки. К этому времени был убит смелый князь Глеб Ингваревич, бесстрашный Всеволод Пронский. Погибли многие другие князья, воеводы, славные храбрецы.
Олега Ингваревича, взятого в плен после тяжелого ранения, Батый хотел вылечить. Он предложил бесстрашному князю принять его веру. Но гордый храбрец назвал Батыя безбожником, чем вызвал гнев жестокого татарского предводителя, по приказу которого рассекли Олега Ингваревича на части ножами.
Бесстрашно принял мужественный князь (канонизированный как второй страстотерпец Стефан) святой венец страдания, до конца испив смертную чашу наравне с павшими в бою русскими воинами.
А Батый пять дней стоял под Рязанью, которую отчаянно защищали горожане. Но потом пошли монгольские завоеватели на штурм с многочисленными лестницами и мощными стенобитными орудиями. 21 декабря ворвались они в Рязань.
Здесь княгиню Агриппину со всеми женщинами, укрывшимися в соборной церкви имени пресвятой Богородицы, посекли мечами жестокие безбожники. Сожгли священников, епископов, поубивали или потопили всех жителей Рязани, захватили все богатства. Рязань была полностью сожжена и разорена.
А жестокий хан Батый, увидев такое страшное опустошение, решил всю Русь пленить, церкви разорить, веру христиан искоренить. С этими коварными помыслами пошел на Суздаль, а потом на Владимир.
Удалой Евпатий Коловрат, вернувшийся из Чернигова, немедленно помчался на родину. С горечью увидев опустошенную землю, гибель множества людей, собрал храбрый рязанский вельможа дружину (всего тысячу семьсот воинов) и погнался за жестоким безбожником. Настиг Евпатий Батыя на Суздальской земле. Не останавливаясь, он внезапно напал на татарский стан. Бил врага нещадно.
Обезумели татары от страха, да и сам Батый устрашился такого мужественного натиска. Привели к нему пятерых израненных воинов из русской дружины, которых с трудом удалось взять в плен. Спросил с удивлением царь, откуда они, какой веры. Смело отвечали храбрецы, что они христиане, подданные Юрия Ингваревича. А посланы, чтобы проводить рать татарскую. Удивлен был царь мудрыми речами.
Собрал монгольский хан своих приближенных, мурз, санчакбеев. Всех их удивило мужество и храбрость рязанского воинства. Сказал Батый, что не встречал еще таких удальцов, которые бьются, пока не погибнут. Даже жестокого захватчика восхитил подвиг Коловрата, который с небольшой дружиной разбил множество его полков. Отдал Батый тело Евпатия дружинникам, оставшимся живыми. Не стал творить им зла, отпустив домой.
Во время этих страшных событий князь Ингварь Ингваревич отсутствовал, пребывая в Чернигове. Когда прибыл он от князя Михаила Всеволодовича назад, то охватило его великое отчаяние. Увидел он убитую мать, родственников, жителей, сожженные дома, разоренные церкви. Узнал о гибели братьев. Похоронил с плачем, сильным криком и рыданиями снох, мать, всех мертвых. Освятил очищенный город.
Пошел затем на места битвы. Увидел множество тел, которых уже начали терзать хищники. Много было слез, скорби душевной, тоски невыносимой. Стал молиться Ингварь Ингваревич Господу, святым Борису и Глебу, взывая к их помощи.
Отыскал тела погибших братьев — незабвенных Юрия, Давида, Глеба. А также других князей, родственников, воевод, бояр. Принесли их для погребения в Рязань, отдав последние почести. Остальных погибших похоронили здесь же на поле, совершив ритуальное надгробное отпевание.
Затем около города Пронска собрал князь Ингварь части тела бесстрашного Олега Ингваревича — отважного христолюбивого его брата. Приказал их нести в Рязань. Сам же князь нес честную главу брата. Похоронил он его с доблестным Юрием Ингваревичем, положив в один гроб. Других братьев Глеба и Давыда погребли неподалеку от этой могилы также в одном гробу.
У реки Воронеж отыскал Ингварь Ингваревич тело молодого честного князя Федора. С великими почестями похоронил его рядом с княгиней Евпраксией, положив с ними малолетнего сына Ивана. По христианскому обычаю над могилой установил кресты каменные. Икона Николы Корсунского, к которой перед похоронами принесли тело отважного князя Федора, с тех славных давних пор зовется Заразской. Так как на этом месте благоверная княгиня себя вместе с сыном «заразила» (разбила).
Доблестный князь Ингварь Ингваревич (крещенный Козьмой) принял престол великого отца. При его правлении земля Рязанская обновилась, были построены церкви, дома, монастыри. Христиане радовались избавлению от безбожного немилосердного злобного царя Батыя.
Кратко об истории создания произведения
А. С. Орлов — известный российский историк-исследователь считает временем создания «Повести о разорении Рязани Батыем» вторую половину XV в. Источниковед, археограф Б. М. Клосс указывает после своих исследований более точную дату создания произведения (1560 год). В основу Повести положена рязанская летопись.
Краткое содержание «Повесть о разорении Рязани Батыем»
Всего получено оценок: 482.
О произведении
«Повесть о разорении Рязани Батыем» – произведение древнерусской литературы, посвященное взятию Рязани монголо-татарами в 1237 году. Историко-литературное значение произведения очень велико – проникнутое пафосом воинской доблести, оно утверждало идею защиты Родины до гибели последнего воина.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Повести о разорении Рязани Батыем» на нашем сайте. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Место и время действия
События произведения происходят в 1237 году на Руси, на Рязанских землях.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Заключение
Смысл древнего сказания заключается в том, что никакие нашествия не страшны Руси, которая веками стояла и столько же будет стоять, несмотря ни на что. Она сильна благодаря своим сыновьям – храбрым, отважным, беззаветно любящим родную землю.
После ознакомления с кратким пересказом «Повести о разорении Рязани Батыем» рекомендуем прочитать повесть в полной версии.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Повесть о разорении Рязани Батыем (перевод)
ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ
В 6745 (1237) году, через двенадцать лет по принесении из Корсуня чудотворного образа, пришел безбожный царь Батый на Русскую землю со множеством воинов татарских и стал станом на реке на Воронеже, близ Рязанской земли. И прислал в Рязань к великому князю Юрию Ингоревичу Рязанскому послов без пользы для дела, прося десятины во всем: в князьях, и в людях всех сословий, и во всем.
И услышал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский о приходе безбожного царя Батыя, и быстро послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него либо помощи воинами против безбожного царя Батыя, либо чтобы он сам войска привел. Князь же великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам войско не повел, и на помощь воинов не послал, желая сам, в одиночку, сразиться с Батыем.
И узнал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский, что нет помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и быстро послал за своими братьями: за князем Давыдом Ингоревичем Муромским, и за князем Глебом Ингоревичем Коломенским, и за Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским и за другими князьями. И начали советоваться, и решили, что нечестивого надлежит утолить дарами.
И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и великими мольбами не воевать Рязанской земли. Князь Федор Юрьевич пришел на реку Воронеж к царю Батыю и принес ему дары и молил царя, чтобы не воевал он Рязанской земли. Безбожный царь Батый, будучи лжив и немилосерд, принял дары и неискренне обещал не ходить войною на Рязанскую землю. И грозился-хвалился воевать землю Русскую.
И начал просить у рязанских князей дочери или сестры себе на ложе. И кто-то из рязанских вельмож из зависти нашептал безбожному царю Батыю, что князь Федор Юрьевич Рязанский имеет княгиню царского рода, прекрасную собой. Царь Батый, лукавый и немилостивый по своему язычеству, обуреваем плотской страстью, сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, князь, познать красоту твоей жены!» Благоверный князь Федор Юрьевич Рязанский засмеялся и сказал царю: «Не годится нам, христианам, приводить тебе, нечестивому царю, своих женщин на блуд,— когда нас одолеешь, тогда и будешь властен над нашими женщинами».
И уберегся один из дядек князя Федора Юрьевича по имени Апоница, и глядя на блаженное тело, почестей достойного своего господина, и видя его брошенным, горько плакал, и взял любимого своего государя и похоронил тайно.
И услышал великий князь Юрий Ингоревич об убийстве любимого сына своего князя Федора, других князей, людей посольских многих, убитых по приказу безбожного царя, и начал плакать, и с великою княгинею, и с прочими княгинями, и с братьями. И плакал весь город долго, и едва в себя пришли от великого того плача и рыдания.
И сказал своим братьям: «О господа мои и братья! Если мы от руки Господней приняли доброе, то не стерпим ли и злое? Лучше нам смертью вечной жизни достигнуть, чем быть во власти язычников. И я, брат ваш, прежде вас изопью чашу смертную за святые Божий церкви, и за веру христианскую, и за отчину предка нашего Игоря Святославича!»
И пошел в церковь — в церковь славного Успения пресвятой владычицы Богородицы. И плакал много и молился пред образом пречистой Богородицы, и великого чудотворца Николы, и сродников своих Бориса и Глеба. И совершил обряд прощания с великой княгиней Агриппиной Ростиславовной и принял благословение от епископа и от всего священного собора.
И вышел против нечестивого царя Батыя и встретил его близ границ рязанских. И напал на Батыя, и начали биться с упорством и мужеством. И была сеча жестока и ужасна, и многие воины сильных Батыевых полков пали. И увидел царь Батый, что воинство рязанское беззаветно и мужественно сражается, и испугался. Да против гнева Божия кто устоит? А у Батыя войск великое множество: один бьется с тысячей, а два — со тьмою. Увидел князь великий гибель брата своего Давыда Ингоревича и воскликнул: «О братия моя милая! Князь Давыд, брат наш, раньше нас чашу смертную испил, а мы ли этой чаши не пьем?!» Поменяли коней и начали биться усердно, со многими сильными полками Батыевыми воюя, храбро и мужественно сражаясь, так что все войска татарские подивились твердости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские.
Здесь убит был благоверный князь великий Георгий Ингоревич, брат его князь Давыд Ингоревич Муромский, брат его князь Глеб Ингоревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие рязанские князья и мужественные воеводы, и воинство — удальцы и резвецы рязанские. Все заодно погибли, и одну на всех чашу смертную испили. Ни один из них не вернулся назад, но все вместе мертвыми полегли. И все это Бог наслал за грехи наши.
А князя Олега Ингоревича захватили едва живого.
Царь Батый, увидав князя Олега Ингоревича, столь прекрасного и храброго, изнемогающего от тяжких ран, захотел его излечить от тех ран и к вере своей склонить. Князь же Олег Ингоревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христиан. Окаянный же Батый и дохнул огнем мерзкого сердца своего и повелел, чтобы Олега рассекли ножами на части. Этот Олег — второй первомученик Стефан, принял венец своего страдания от всемилостивого Бога и испил чашу смертную со своими братьями наравне.
Царь Батый окаянный стал воевать Рязанскую землю и пошел к городу Рязани. И обступили город, и начали биться пять дней не отступая. Воины Батыева войска переменялись и отдыхали, а горожане бились бессменно. И многих горожан убили, а других ранили, а иные от долгой битвы обессилели.
И не осталось во граде ни одного живого, все заодно погибли и одну на всех чашу смертную испили. Не осталось там ни стонущего, ни плачущего: ни отца и матери по детям, ни ребенка по отцу и по матери, ни брата по брату, ни по родным, но все вместе мертвыми лежали. И все это случилось за грехи наши!
и церкви Божий до основания разорить.
И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем. И услышал он о нашествии верного злу царя Батыя, и уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустошенной: грады раззорены, церкви сожжены, люди убиты.
сердцем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены были вне города.
И помчались вслед за безбожным царем, и едва смогли догнать его в Суздальской земле. И внезапно напали на отдыхавшее войско Батыево, и начали сечь без милости, и внесли смятение во все полки татарские. Татары стали как пьяные или обезумевшие. Евпатий так бился беспощадно, что и мечи притупились, и выхватывал татарские, и рубился ими. Татары думали, что это мертвые воскресли! Евпатий на полном скаку сражался с сильными полками и бил их беспощадно. И сражался с войсками татарскими так храбро и мужественно, что и сам царь испугался.
И едва удалось татарам захватить пятерых тяжело раненных воинов. И привели их к царю Батыю. Царь Батый и начал выспрашивать: «Какой вы веры и какой земли? И за что мне много зла сотворили?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а воины Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингоревича Рязанского тебя, могучего царя, почтить, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же удивился ответу их мудрому.
И послал сына шурина своего — Хостоврула, против Евпатия, а с ним и много войск татарских. Хостоврул же похвастался царю, что живым Евпатия к царю приведет. И окружили всех большие силы татарские, желая захватить Евпатия живым. Хостоврул же вступил в единоборство с Евпатием. Евпатий, богатырь силою, рассек Хостоврула надвое до самого седла. И начал сечь войско татарское и многих известных богатырей Батыевых побил, одних надвое рассекая, а иных до седла раскроил.
Татары перепугались, видя, что Евпатий богатырь-исполин. И навели на него бесчисленное множество стенобитных орудий, и начали по нему бить из них, и с трудом убили его. И принесли тело его пред царя Батыя. Царь Батый послал за мурзами, и за князьями, и за санчакбеями, и все стали дивиться храбрости, и силе, и мужеству рязанского воинства. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, ни отцы наши не поведали нам о таких. Ибо это люди крылатые и не имеющие смерти. Так храбро и мужественно они сражались: один бился с тысячей, а два — со тьмою. Никто не смог уйти от них живым со сражения!»
Князь Ингварь Ингоревич в то время был в Чернигове у брата своего, князя Михаила Всеволодовича Черниговского, Богом сохранен от злого того отвергающего Бога врага христианского. И пришел из Чернигова в землю Рязанскую, во владения отцов своих, и увидел ее опустевшей, и узнал, что все его братья убиты нечестивым, преступившим Божеские законы царем Батыем.
И пришел он в город Рязань, и увидел град разорен, а мать свою, и снох своих, и родных, и великое множество людей мертвыми лежащих, и стены разорены, церкви сожжены, и все сокровища из казны черниговских и рязанских князей расхищены. И увидел князь Ингварь Ингоревич, что пришла великая конечная погибель из-за грехов наших, и с жалостью вскричал, словно труба, подающая знак к началу битвы, словно сладкозвучный орган причитая. И от великого крика и вопля страшного лежал на земле, словно мертвый. И едва отлили его водою и носили на ветру. И едва вернулось к нему дыхание.
Ибо кто не расплачется при такой погибели, или кто не возрыдает о столь многом числе людей православных, или кто не пожалеет о стольких убитых государях, или кто не будет стонать о таком завоевании!
Князь Ингварь Ингоревич, разбирая тела мертвых, нашел тело матери своей, великой княгини Агриппины Ростиславовны, и узнал снох своих. И призвал священников из деревень, которых Бог сберег, и похоронил мать свою, и снох своих с плачем великим вместо псалмов и пения церковного: кричал сильно и рыдал. И похоронили все тела мертвых, и убрали город, и освятили. И собралось мало людей, и дал им князь мало утешения. И плакал он беспрестанно, вспоминая мать свою, и братьев своих, и родных, и все узорочье рязанское — разом погибли. Ибо все это пришло за грехи наши.
Князь Ингварь Ингоревич пошел туда, где убиты были братья его нечестивым царем Батыем: великий князь Юрий Ингоревич Рязанский, брат его князь Давыд Ингоревич, брат его Всеволод Ингоревич и многие князья местные, и бояре, и воеводы, и все воинство — удальцы и резвецы, узорочье рязанское. Лежали они на земле пустынной, на траве ковыле, снегом и льдом померзшие, никем не оберегаемы. Тела их зверьми поедены и множеством птиц растерзаны. Все лежали, вместе погибли, одну на всех чашу смертную испили.
И увидел князь Ингварь Ингоревич множество тел мертвых лежащих, и вскричал горестно сильным голосом, словно звук трубы разрастающимся, и бия в грудь свою руками, упал на землю. Слезы же его из очей потоком текли. И с жалостью приговаривал: «О милые мои братья и воинство! Как погибли, жизни мои дорогие? Меня единственного оставили в такой погибели! Почему я прежде вас не умер? И куда вы скрылись, от очей моих? И куда отошли, сокровища жизни моей? Почему не промолвите мне, брату вашему, цветы прекрасные, сады мои несозревшие! Уже не усладите души моей! Зачем, господа мои, не посмотрите на меня, брата вашего, не поговорите со мною? Неужели забыли меня, брата своего, от одного отца рожденного, единоутробного из честного потомства матери нашей, великой княгини Агриппины Ростиславовны, одной грудью вскормленного, многоплодного сада? И на кого оставили меня, брата своего? Солнце мое дорогое, рано зашедшее! Месяцы прекрасные, быстро загубленные! Звезды восточные, зачем рано зашли? Лежите на земле пустынной, никем не оберегаемы, чести-славы ни от кого не принимаете! Изменилась слава ваша! Что власть ваша? Многим землям государями были, а ныне лежите на земле пустынной, и облик ваш изменило тление! О милые мои братья и дружина ласковая! Уже не повеселюсь с вами! Светы мои дорогие, зачем мраком покрылись? Недолго радовался я с вами! Если услышит Бог молитву вашу, то помолитесь обо мне, брате вашем, чтобы и я вместе с вами умер! Ибо за весельем — плач и слезы пришли ко мне, а за радостью — сетование и скорбь явились мне. Зачем я не умер прежде вас, тогда не видел бы смерти вашей, а своей погибели? Не слышите ли вы меня, горькие мои слова печально вещающего? О земля-земля! О дубравы! Поплачьте со мною! Как назову день тот, или как опишу его — тогда погибло столько государей и много узорочья рязанского войска — храбрых удальцов. Ни один из них не вернулся назад, но все равно погибли и одну на всех чашу смертную испили. И сейчас в горести души моей язык мой не слушается, уста закрываются, взор туманится, мужество теряется!»
И было тогда много печали о мертвых и скорби, и слез и воздыхания, и страха и трепета от всего зла, что пришло на нас!
Великий князь Ингварь Ингоревич воздел руки к небу, и со слезами воззвал, приговаривая: «Господи Боже мой! На тебя уповаю, спаси меня, и от всех преследующих избавь меня! Пречистая владычица Богородица, мать Христа, Бога нашего! Не оставь меня во время печали моей! Великие страстотерпцы и сродники наши Борис и Глеб! Будьте мне, грешному, помощниками в битвах! О братья мои и господа мои! Помогайте мне во святых своих молитвах с супостатами нашими — с агарянами, внуками Измайловыми!»
местных — своей родни, и многих бояр, и воевод, и ближних-знаемых, и принес их в город Рязань, и похоронили их с почестями. А иных — там, на пустынном месте, собрал и, отслужив панихиду, похоронил.
Князь Ингварь Ингоревич пошел к городу Пронску, и собрал рассеченное на части тело брата своего — благоверного и христолюбивого князя Олега Ингоревича, и принес в город Рязань, а славную голову его сам князь великий Ингварь Ингоревич до самого города нес, и целовал ее с любовью. И положил его с великим князем Юрием Ингоревичем в один гроб, а братьев своих — князя Давыда Ингоревича да князя Глеба Ингоревича, положил близ их гроба в одной же гробнице.
Пошел князь Ингварь Ингоревич на реку на Воронеж, туда, где убит был князь Федор Юрьевич Рязанский. И взял славное тело его, и плакал над ним долго, и принес его во владения его — к великому чудотворцу Николе Корсунскому. И его благоверную княгиню Евпраксию, и сына их князя Ивана Федоровича Постника в одном месте. И поставил над ними кресты каменные. И по той причине, что сама разбилась княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном, и прозывается великий чудотворец Николай Заразский.
Эти государи — из рода Владимира Святославича, сродники Бориса и Глеба, внуки великого князя Святослава Олеговича Черниговского. Были они из поколения в поколение христолюбивые, братолюбивые, лицом красивы, очами светлы, взором грозны, выше меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пиры быстры, до господских потех охотны, ратному делу очень искусны, к братьям своим и к их послам величавы.
Имея мужественный ум, в правде-истине пребывая, чистоту душевную и телесную без порока сохраняли. Святого корня побеги и Богом насажденного сада цветы прекрасные, воспитаны были в благочестии со всяческим духовным наставлением. От самых пелен Бога возлюбили, о церквах Божиих много пеклись. Пустых бесед не творя, опозоривших себя людей избегая, с добрыми всегда беседовали, и Божественное писание всегда с умилением слушали.
Имея сан государей, в посте и молитве были прилежны и несли крест свой на плечах своих. Честь и славу от всего мира принимали. А святые дни святого поста честно соблюдали, и во все посты причащались святых пречистых и бессмертных тайн.
И по правой вере многие деяния и победы показали. А с погаными половцами часто бились за святые церкви и православную веру. И отчину свою от врагов хранили неустанно. И милостыню давали неоскудевающую, и своей лаской многих из неверных повелителей, детей их и братьев привлекали к себе, и обращали в истинную веру!
А господина Михаила Всеволодовича Пронского поставил князем на его отчине.