С чего начинается постановка звуков
Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста
МЕТОДИКА ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Дельцова Нина Михайловна
учитель-логопед МБДОУ «Д/с «Оленёнок»
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Чем раньше возникает затруднение, тем более значимым оно оказывается для дальнейшего речевого развития. Если речь ребенка значительно отстает от возрастной нормы, то необходима комплексная коррекционная работа. Планируя восстановительную работу с ребёнком, необходимо учесть его психические и физические качества, для успешного овладения правильным звукопроизношением, так и анализу, и синтезу звукового состава слова.
В начале работы проходит отбор детей, нуждающихся в логопедической помощи. Прежде чем начать коррекционную работу, необходимо познакомиться с родителями, побеседовать о раннем развитии ребенка (Какие были роды? Когда закричал? Первые речевые звуки? И т. д.). Эти данные необходимы для дальнейшей работы с ребенком.
Те дети, которые нуждаются в логопедической помощи, проходят проверку на состояние нормального физического слуха, проверяю состояние артикуляционного аппарата и состояние фонематического слуха.
Выявив все недостатки, приступаю к коррекционным занятиям. При обучении необходимо учитывать индивидуальные речевые способности каждого ребенка; создать благоприятные условия для более успешного усвоения материала (красочные наглядные пособия, ласковый фон обращения, обязательная похвала ребенка).
Работу начинаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастики; готовя речевой аппарат к постановке звуков, проводим биоэнергопластику (координация слов и движений, что является эффективным средством речевого и умственного развития. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в стихах, она будет более интересной, детям это очень нравится, и, что позволяет детям лучше усваивать и повторять упражнения.
Изложенный материал имел отношение к звуковой стороне речи, преодолению неправильно произносимых звуков родного языка. Необходимо ко всему сказанному добавить, что развитие речи ребенка тесно связанно с его познавательным развитием.
Работая над звукопроизношением, мы накапливаем активный и пассивный словарь, воспитываем эстетические впечатления, вырабатываем литературные вкусы ребенка. Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда он пойдет в школу. Ребенок, родившись не умеет говорить, но стремление познать окружающею действительность у него появляется вместе с появлением на свет. Ребенок реагирует на звуки, на речь матери, своими органами чувств он понимает тон обращения к нему, фон настроения окружающих, чувствует их любовь, ласку и, подрастая, не любит обставиться один. Разговаривая с ребенком с первых дней, мы его побуждаем к познанию окружающего мира. Огромное значение имеет социальная среда, в которой растет ребенок. Развитие ребенка целиком и полностью зависит от его окружения, которое способствует его умственному и физическому развитию.
Таким образом, работая над ответственным делом развития речи детей дошкольного возраста необходимо создание соответствующих условий, т. е системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ребенка, страдающего тем или иным нарушением речи, и является основной задачей логопедического воздействия. Взрослея, совершенствуется мышление ребенка, активизируется его познавательная деятельность и развиваются его речевые способности.
«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.
Сценарий постановки «Берегите, дети, матерей своих!» для детей с ОВЗ старшего школьного возраста Авторская постановка «Берегите дети матерей своих!».Старший школьный возраст, дети с ОВЗ. Столярова Инна Николаевна Было прекрасное время,.
Фотоотчет музыкальной театрализованной постановки по сказке «Колобок» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования у детей умения, отражать игровые действия, имитировать и инсценировать действия персонажей. Задачи:.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.
Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.
Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.
Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Сценарий театральной постановки «Как петушка вылечили» для детей 3–4 лет Театрализованная постановка Как петушку горлышко вылечили Цель: развивать творческие способности детей средствами театрального искусства.
С чего начинается постановка звуков
С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Бесплатные занятия с логопедом
Речевое развитие является отражением физического и интеллектуального развития ребенка. Поэтому правильная речь зависит от оптимальности общего режима дня, физических нагрузок, закаливающих мероприятий, сенсорного опыта и т. д. С показателями речевого развития в норме можно ознакомиться здесь.
С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом количество звуков, которые требуют коррекции может быть различным. Различны и причины одинаковых, на первый взгляд, нарушений дикции. В связи с этим важное значение в коррекционно-логопедической работе отводится:
Постановка звуков у детей — несложный, но кропотливый труд. При отягощенном анамнезе и органических первичных патологиях без логопеда не обойтись. Но, если ребенок относительно здоров, не имеет грубых наследственных предрасположенностей, не состоит на учете у невропатолога, отоларинголога и других медицинских специалистов, достаточно активен в познавательном плане, то самостоятельная звукопостановка в домашних условиях может быть вполне эффективной. Для подробного изучения проблем нарушения речи и постановки звуков речи можно обратиться к учебникам по логопедии и книгам по нейропсихологии.
Последовательность постановки звуков
Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных. Последовательность постановки звуков можно отразить в виде схемы:
свистящие — шипящие — сонорные — йотированные
Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап
Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.
Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями.
Этап постановки
Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.
Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.
В основе работы лежит артикуляционная схожесть некоторых звуков (представлено на схеме). Другими словами, новый звук ставиться от другого звука, сходного по артикуляции. Важно, чтобы опорный звук, от которого будет осуществляться постановка, был нормированным, то есть неискаженным и достаточно хорошо автоматизированным в самостоятельной речи ребенка.
Таблица опорных звуков для коррекции звукопроизношения
Способы постановки
Этап автоматизации
К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.
Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.
На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.
Этап дифференциации
Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту.
На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.
Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.
Способы и последовательность постановки звуков
Речевое развитие является отражением физического и интеллектуального развития ребенка. Поэтому правильная речь зависит от оптимальности общего режима дня, физических нагрузок, закаливающих мероприятий, сенсорного опыта и т. д. С показателями речевого развития в норме можно ознакомиться здесь.
Постановка звуков у детей — несложный, но кропотливый труд. При отягощенном анамнезе и органических первичных патологиях без логопеда не обойтись. Но, если ребенок относительно здоров, не имеет грубых наследственных предрасположенностей, не состоит на учете у невропатолога, отоларинголога и других медицинских специалистов, достаточно активен в познавательном плане, то самостоятельная звукопостановка в домашних условиях может быть вполне эффективной. Для подробного изучения проблем нарушения речи и постановки звуков речи можно обратиться к учебникам по логопедии и книгам по нейропсихологии.
Последовательность постановки звуков
Постановка звука — это формирование посредством специальных логопедических приемов новой нервной связи между звуковыми ощущениями (восприятием самостоятельно произнесенного звука), кинестетическими ощущениями (самостоятельным воспроизведением звука) и зрительными ощущениями (визуальным восприятием артикуляции). Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных.
Последовательность этапов по формированию звукопроизносительных умений и навыков представлена на схеме:
В первую очередь уточняется артикуляция гласных (э, а, и, ы, о, у) в приведенной последовательности. Затем отрабатываются мягкие соноры, далее их твердые пары: (м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р). После чего переходят к формированию смычно-взрывных: (п’-п, б’-б, т’-т, д’-д, к’-к, г’-г). Далее переходят к работе над щелевыми согласными: (ф’-ф, в’-в) и переднеязычным (с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц).
Данная очередность обусловлена порядком формирования фонетической системы языка в онтогенезе и возможностьювыполнить контроль с опрой на зрительный анализатор, кинестетику и вибрацию.
Последовательность постановки наиболее проблемных звуков можно отразить в виде схемы:
свистящие — шипящие — сонорные — йотированные
Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап
Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.
Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями.
Этап постановки
Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.
Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.
Таблица опорных звуков для коррекции звукопроизношения
Способы постановки
Постановка шипящих звуков
Постановка сонорныго звука «Л»
Постановка сонорного звука «Р»
Этап автоматизации
К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.
Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.
На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.
Этап дифференциации
Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту. При этом одновременно ведется работа над всеми компонентами произносительной стороны речи (см. схему).
На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.
Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.
Последовательность постановки звуков в логопедии у детей. Таблица, схема
Ребенок, который идет в 1 класс, должен уметь читать, писать. Если есть какие-то отклонения в развитии, то ему будет сложно усваивать материал на уроках, его успеваемость будет падать. Чтобы этого избежать, с малышом необходимо заниматься с самого рождения.
Существует определенная последовательность постановки звуков. Если этим пренебречь, то возникнут разные нарушения в произношении звуков, которые рассматриваются в логопедии с точки зрения заболевания (иногда они поддаются корректировке).
Виды нарушений произносительной стороны речи в логопедии
Даже временная задержка речевого развития может неблагоприятно сказаться на всем развитии ребенка. Усвоение правильной речи является необходимым условием для овладения грамотой и учебы в школе. В логопедии выделяют определенные виды нарушений, к которым относится алалия, дислалия и дазартрия.
Алалия
Алалия – сложное нарушение речевого развития. Оно обозначает несформированность всех отделов речи в результате того, что были поражены речевые зоны в коре головного мозга до рождения и от 0 до 3-х лет.
В свою очередь, алалию подразделяют на:
Бывает, что у ребенка встречается смешанная форма заболевания, но какой-то вид является преобладающим. Моторную (эскпрессивную) алалию можно скорректировать, в то время как ребенок с сенсорной (импрессивной) алалией имеет физический слух, но не понимает то, что говорят другие.
Дислалия
Под дислалией понимают нарушения произношение звуков, но ребенок имеет хороших слух и нормально развитый артикуляционный аппарат. Ребенок с таким диагнозом пропускает, заменяет, смешивает или искажает звуки, когда их произносит. В логопедии дислалия считается распространенным заболеванием.
Примерно у 25-30 % (иногда и 50%) дети дошкольного возраста и у 18-20 % детей младшего школьного возраста диагностируют данное нарушение речи. Если его вовремя не скорректировать, в дальнейшем ребенок не сможет в полной мере овладеть письмом, возможно развитие таких нарушений как дисграфия и дислексия.
Дизартрия
При дизартрии поражается центральный отдел анализатора (речедвигательного) и нарушается работа мышц речевого аппарата. У ребенка страдает речевая моторика, звукопроизношение, речевое дыхание, поэтому речь нечленораздельна, невнятна. Если диагностирована дизартрия, то с малышом работает логопед, невролог, психиатр.
Причины речевых расстройств у детей
Речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития по самым разным причинам. У таких детей очень часто наблюдается бедный словарный запас, не соответствующий их возрастной группе. Развитие фразовой речи несколько запаздывает, и долго сохраняются дефекты произношения звуков.
Одной из причин такой временной задержки речевого развития могут стать различные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. На развитие речи оказывают большое влияние желудочно-кишечные болезни, в результате которых нарушается питание всего организма и коры головного мозга.
Причиной речевых расстройств может быть также:
Среди этиологических факторов можно выделить и социальные причины. Если взрослые говорят торопливо, косноязычно, диалектно, то ребенок будет им подражать.
Когда с малышом не занимаются, тогда дошкольник предоставлен сам себе: он не слышит правильную речь, с ним не общаются, в результате чего он замыкается в себе, мало и плохо говорит. Если в семье поочередно разговаривают на 2-х языках, то это может привести к нарушению речи (дислалии).
Негативное влияние на развитие ребенка
Отрицательное воздействие на развитие дошкольника оказывают:
Предупреждающим фактором нормального развития ребенка является планирование беременности.
Когда нужна коррекция звука ребенку?
Мамы часто лучше понимают то, что говорит ее ребенок. Однако речевые дефекты, которые многие родители долгое время не замечают, могут принести в будущем малышу проблемы в развитии и общении. Прежде, чем начать паниковать, что ребенок не говорит как-то звук и принимать меры, необходимо выяснить какие звуки должны быть сформированы в определенном возрасте:
Теперь, когда известны возрастные нормы, можно произвести оценку: как дитя произносит звук, искажает ли его, заменяет его более простым. Если неправильно произносится звук, то необходимо проводить коррекцию звукопроизношения. С ребенком необходимо заниматься (родителям, логопеду), без занятий произношение будет еще хуже.
Работа логопеда делится на 3 этапа:
Самостоятельно родителем не рекомендуется ставить звуки, это должен делать профессионал – логопед. А вот со 2-го этапа родители могут в домашних условиях продолжать процесс обучения.
Если имеются другие нарушения речевого аппарата, то ребенка обязательно показывают невропатологу. Будет назначено индивидуальное комплексное лечение.
Характеристика уровней ОНР
Общее недоразвитие речи в логопедии обозначается аббревиатурой ОНР. Под этим термином понимают разного рода речевые нарушения, когда нарушены компоненты речи (грамматика, лексика, слого- и звукопроизношение).
Уровни общего недоразвития речи | Виды | Симптоматика |
I уровень | Моторная алалия | Неречевые проявления: недоразвитость и слабое развитее крупной и мелкой моторики, отсутствие навыков самообслуживания. Психологические проявления: недостаточно развиты память и внимание, особенность поведения – гиперактивность, расторможенность, малоподвижность или заторможенность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Речевые проявления: речевые навыки формируются с опозданием, одни звуки заменяются другими, ребенок не может повторить правильно слог или слово, артикуляционные движения выполняются с трудом, скудный словарный запас, ребенок говорит короткими фразами, в основном, употребляет имена существительные в начальной форме, речь несвязная, события излагаются не последовательно. |
Сенсорная алалия | Повышенная восприимчивость к звукам разного характера. Ребенок произносит бессмысленные звукосочетания, обрывки слов, неосознанно повторяет чужие слова, одни звуки заменяет другими или пропускает их, части разных слов между собой объединяет в одно слово, не различает слова-паронимы, не может соотнести слово с предметом или явлением. Внимание, слуховое восприятие, память – со всем этим возникают трудности. Ребенок ведет себя импульсивно, хаотично или инертно, замкнуто. Во время речи активно жестикулируют и работают мимическими мышцами. Речь несвязна, в ней нет смысла, ее не понимают окружающие. Ребенок для понимания речи других использует технику «чтение по губам». | |
Афазия | Ребенок переставляет звуки и слоги, повторяет фразы, деятельность, эмоцию, заменяет звуков, объединяет элементы двух выражений в одно, не может выполнить звукобуквенный анализ слова, все это сопровождается проблемами с чтением и письмом. В речи, преимущественно, присутствуют имена существительные, инфинитивная форма глагола, продолжительные паузы, снижена сила и звучность голоса, нарушена ритмическая и мелодическая стороны речи. | |
Дизартрия | Невнятность, нечеткость, малая понятность речи. Слабая артикуляционная моторика, в том числе и дыхательной мускулатуры (дыхание учащенное и прерывистое во время речевой деятельности). Ребенок искажает, заменяет или пропускает звуки, речь невнятная, медленная, невыразительная. Нарушена артикуляция большинства звуков, в том числе и гласных. Снижена сила, изменен тембр речи. Преимущественно шипящие и свистящие звуки произносятся межзубно или боком, отдельные звуки смягчаются, где это не требуется. При тяжелой форме речедвигательные мышцы могут быть полностью обездвижены (паралич). Ребенок не может дифференцировать звуки на слух, также не в состоянии выполнить анализ и синтез звуковой структуры слова. Трудности в общении и его недостаточности приводят к низкому словарному запасу, несогласованности слов. | |
Ринолалия | Нарушена функция дыхания, врожденный неправильный прикус. Развитость интеллекта может быть разной (в норме, с задержкой психического развития или умственная отсталость разной степени). Малыш до 1 года не лепечет. Для артикуляции звуков характерны тихость или беззвучность. Развитие речи происходит с опозданием – первые слова ребенок произносит только в возрасте 2-3лет. Невнятность, невыразительность, непонятность речи. Для отдельных звуков характерно заднеязычное или назальное произношение. Ребенок не в состоянии дифференцировать звуки. Голос глухой и тихий. Для того, чтобы звукопроизношение было более внятным, дошкольник напрягает артикуляционный аппарат, в результате чего появляется гримаса, снижается общее впечатление от сказанного. Помимо неточной артикуляции и искаженного звукопроизношения нарушается слуховое различие звуков, наблюдается невозможность выполнить фонематический анализ, в результате чего возникают расстройства письма (дисграфия и дислексия). Словарный запас недостаточно сформирован, слова между собой не согласованы. | |
II уровень | Задержка речевого развития (ребенок произносит фразы только в 3-4-х летнем возрасте или позже), предложения преимущественно короткие, состоящие из 2-3 слов. В речи мало используются служебные части речи и имя прилагательное. Речь сопровождается жестикуляцией, слова без морфологических характеристик. Словарный запас достаточно разнообразен, но значительно ниже для нормы согласно возрасту. Дети не могут назвать части тела, цветы, предметы и их детали, обобщающие понятия. Ребенок не в состоянии изменить слово, образовать новое, употребить слово в необходимой падежной форме, не различает слова по числам. Члены предложения не согласованы между собой. Дошкольник переставляет или сокращает слоги, не произносит один согласный, если они находятся рядом («стол-тол»). Ребенок не в стоянии выделить какой-то звук и назвать его позицию в слове, назвать примеры на заданный звук. Во время произношения звуки смешиваются, искажаются. Мягкие согласные заменяются твердыми, глухие – звонкими, шипящие – свистящими. Движения не скоординированы, неуклюжи, пальцевый праксис не сформирован. Снижена слухоречевая память, слабое внимание, недостаточное развитие словесно-логического мышления, поэтому наблюдается быстрая утомляемость, ребенок часто отвлекается, делает множество ошибок. | |
III уровень | Фразы развернутые, состоящие из 3-4 слов, сложных предложений практически нет в речи. Встречается, что структура фраз нарушена, в речи доминируют главные члены предложения, возникают трудности при восприятии и строении предложений. Ребенок не может правильно образовать множественное число, просклонять слово по родам, лицам и падежам, не согласует имя существительные с именем прилагательным и числительным. Когда дошкольник пересказывает текст, то пропускает важные моменты или излагает их не в той последовательности. Ребенок практически близко к норме по возрасту понимает речь. Проблемы с восприятием логических и грамматических конструкций с дополнительными членами предложения, с пониманием значений сложносоставных предлогов, приставок или суффиксов. Словарный запас вроде в норме, но при построении фразы ребенок не знает, как называется та или иная часть предмета, не различает лексическое значение слов, возникают трудности с образованием новых слов. Фонетические дефекты: сложные звуки заменяются простыми, звонкие – глухими, твердые смягчаются, неправильно произносятся свистящие, шипящие, звуки Л и ЛЬ, Р и РЬ, слова, состоящие из нескольких слогов (ребенок их переставляет или пропускает). Дошкольник не может определить 1 и последний звук в слове, не может подобрать слова на заданный звук. | |
IV уровень | Речь немного смазана, невыразительна, так как артикуляция нечеткая. Ребенок не может дифференцировать шипящие, аффрикаты. Грубых нарушений в звукопроизношении не наблюдается. Возникают сложности с выговором слов, состоящих из нескольких слогов (дошкольник пропускает, переставляет, сокращает количество звуков и слогов). Наблюдается проблемы с пониманием лексического значения слова, часто смешиваются отдельные понятия («рисунок» – «разукрашка»), ребенок не может объяснить значение пословиц, фразеологизмов, подобрать синоним и антоним, образовать новое слово. Дошкольник неправильно согласует имена существительные, числительные, прилагательные, с ошибками образует множественную форму слова, предлоги употребляет не точно. При выборе верного и неверного слова, ребенок выбирает правильный вариант. Во время рассказа или пересказа заданного текста малыш нарушает последовательность действий и событий, испытывает трудности с выделением тог, что было главное, а что второстепенным, может повторять некоторые моменты несколько раз. |
С каких звуков начинает работу логопед?
Последовательность постановки звуков в логопедии начинается с тех звуков, которые ребенок уже произносит в возрасте 3-х лет. Звуки преимущественно простые для артикуляционного аппарата, они также являются опорными (на их основе ставятся более сложные звуки). К таким звукам относят гласные и согласные звуки: Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й.
Последовательность постановки звуков выполняется постепенно. В логопедии рекомендуется начинать работать над звуками, которые знакомы малышу и он их хорошо выговаривает.
Опорные звуки в речи
На основании опорных звуков будет легче научить дошкольника правильно выговаривать или ставить сложные звуки (шипящие, свистящие и сонорные). Опорными звуками для С являются И, Ф, для Ж – В, З, для Ц – Т, С.
Этапы и последовательность постановки звуков
Последовательность постановки звуков в логопедии, в основном, определяется в течение продолжительного времени. Во время работы участвуют родители, логопеды и кончено же сам ребенок. Существует определенная система, согласно которой процесс постановки звуков проходит более результативно.
Последовательность постановки звуков в логопедии разделяется на такие этапы:
Переходить к очередному этапу можно в том случае, если у дошкольника отсутствуют трудности на данном этапе. Если пренебречь даже мелкими ошибками, то в будущем их будет гораздо тяжелее откорректировать.
Поставить звук можно по-разному:
Условия закрепления звуков в речи
Успешность постановки звуков зависит от многих факторов: от частоты занятий, степени проблемы со звукопроизношением.
Результативность можно разделить на следующие условия, которые должны быть обязательно соблюдены:
Каждый из этих условий взаимодополняющий.
Звуковая разминка
Самые простые звуковые разминки: как звенит комар, как жужжит жук, какой звук издает труба, как шипит змея, как звенит колокольчик, как квакает лягушка, как блеет овечка, как млеет коза, как гудит пароход/паровоз, как воет волк, как стучит молоток, как фырчит еж, как лепечет малыш, как гогочет гусь, как мычит корова, как тикают часы, как говорит утенок/цыпленок/котенок/жеребенок/тигренок.
Логопедические приемы коррекции при трудностях произношения
Нарушения произношения бывают разной степени. Рассматриваем самые распространенные, которые не касаются ОНР.
Звуки [Л], [Л’]
Упражнения на артикуляцию:
Упражнения на дыхание:
Зуки [Р], [Р’]
Эти звуки считаются сложными, а постановка их длительная. Упражнения на артикуляцию заключаются в развитии подвижности и вибрации: поднимание языка (его кончика) к верхним губам или зубам и опускание его к нижним, «прикрепить» язык к верхнему небу, на кончик языка ложится небольшой кусок тонкой бумаги или ваты, которые необходимо сдуть.
Также используются упражнения «гармошка» («балалайка») и «комарик» («моторчик»).
Гармошка
Когда произносится звук Д или Ж пальцем, предварительно вымытым, или соской (натягивается шпатель или палец) делаются движения в горизонтальных направлениях под краем языка. В результате такого механического воздействия язык вибрирует.
Комарик
Звуки Т, Д или З произносятся часто.
Звук [Ш]
Упражнения:
Звук [Ж]
Используются те же упражнения, что и для коррекции звука Ш. В начале звук отрабатывают в слогах, затем в начале слова, середине и конце. Самыми сложными считаются упражнения со словами с этим звуком в каждом слове фразы, предложения.
Звук [Ч]
Звук Ч корректируется по тому же принципу, что и предыдущие шипящие.
Звук [К]
Малыш говорит «ТА» несколько раз, после логопед нажимает приспособлением на спинку языка (передняя часть) и удерживает ее в таком положении за нижними передними зубами. Ребенок произносит «ТА», но слышится «ТЯ». Далее нажим усиливается и получается «КЯ», после чего приспособление двигается немного дальше и получается звук «К».
Звук [Г]
Когда дошкольник верно произносит звук К, то его просят положить руку немного выше гортани и произносить К и Г. При этом логопед объясняет в чем заключается отличие глухого звука от звонкого. Затем ребенок повторяет слоги с парными звуками. Если исправить звук не удалось, то ставят звук Г от Д при помощи шпателя.
Звук [Х]
Звук Х получается, если произносить К с придыханием, в итоге получается «КХ». Затем произносится только звук «Х».
Если исправить звук не удалось, то ставят звук Х от С при помощи шпателя.
Звук [Й]
В начале произносятся слова, на месте которых должен быть звук Й, но осознанно говорится И (еж – иож, играю – играу, шью – шиу). Затем продолжительность гласного звука И уменьшается, слоговый звук становится неслоговым.
Если скорректировать звук не получилось, то ставят звук Й от З при помощи шпателя.
Звук [Ц]
Работа над коррекцией звука Ц начинается после того, как ребенок будет верно произносить звук С. Малышу даются задания, на произношение ТС, при этом не должно быть никаких перерывов и посторонних звуков (если они есть, то нужно это сразу откорректировать).
Затем ребенок повторят слова, в которых звук находится в конце слова. После этого упражнения усложняются – подбираются слова, в которых Ц стоит в начале слова. Самые сложные задания: фразы и предложения, во всех словах которых звук Ц присутствует.
Звук [С]
Артикуляционные упражнения те же, что и при коррекции шипящих звуков. Звук С отрабатывается в начале самостоятельно. Затем его доводят до автоматизма, проговаривая слова (в начале, середине и в конце), фразы, предложения, стихи.
Звук [З]
Работа над исправлением звука З должна быть только после того, как ребенок научился правильно произносить С (автоматически). Для понимания различия парных звуков С и З, необходимо приложить тыльную сторону ладони гортани. Длительно и поочередно произносятся данные звуки. Когда звук З будет произнесен верно, даются упражнения на автоматизацию.
Общие рекомендации
Последовательность постановки звуков в логопедии регламентируется определенными этапами.
При постановке и коррекции важное значение звуков имеет:
Примеры заданий для детей по автоматизации произношения проблемных звуков
Возможные задания для автоматизации проблемных звуков:
Последовательность постановки звуков можно проводить самостоятельно, но лучше обратиться за помощью к профессионалу. В логопедии существуют несколько методик по коррекции звукопроизношению, которые должен осуществлять педагог-логопед, а в домашних условиях родители могут продолжить занятие.
Автор: Инна Крылова
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о постановки звуков у детей
Постановка звуков Т и Д: