С чего начинается педагогическая деятельность начинается

Сущность понятия «Педагогическая деятельность»

С чего начинается педагогическая деятельность начинается людмила макарова
Сущность понятия «Педагогическая деятельность»

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним — доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядности.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Б. Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

— знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

— научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

— высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие личности ребенка будет более эффективной если будет строиться сообразно природе, культуре ребенка и педагога.

В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка двояка: с одной стороны, укрепить, развить свойственные ребенку способы мышления, позицию, картину мира; с другой стороны, организовать взаимодействие с иной культурой (взрослого человека).

В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — воспитанник (ребенок).

Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом.При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. Воспитатель «видит» своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия/несоответствия нормам поведения и правилам организуемой деятельности.

Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер.

А. К. Маркова дифференцируют демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение

При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

В педагогической литературы рассматриваются следующие функции педагогической деятельности.

Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога.Она сама объединяет ряд функций:

— гностическую (познавательную, включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, осваивать средства воспитательного воздействия и т. д. ;

— исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т. д. ;

— информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т. д. ;

— побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т. д.

Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность.Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы.

Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания.Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т. д.

Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.

Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.

Преобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Профессиональные умения и личностные качества педагога

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А.Куликова выделяют:

-педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми,

-эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

-педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

-педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

-педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

-культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родитель», «педагог — коллеги»;

-педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных. И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

Гностические — это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога — это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

С чего начинается педагогическая деятельность начинаетсяОчерк «Как началась моя педагогическая деятельность в Доме творчества» Немного о себе и свое семье. Мне 61 год,работаю с детьми 30 лет,в «Доме творчества» 18 лет. У меня трое детей и 7 внуков,которых я очень люблю. Ну.

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.

Сущность нравственного воспитания детей 5–6 лет Проблеме нравственного развития ребенка посвящено много работ выдающихся психологов и педагогов. По утверждению И. Г. Корниенко система моральных.

Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте. Введение: 1. Формирование ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте.

Сущность понятий «музыкальные способности детей дошкольного возраста» и «музыкальность» Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление,.

Сущность понятия представления о временах года Наблюдение за сменой времён года и фиксирование данного процесса является важным условием формирования общих представлений о времени у детей.

Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать? Сначала рассмотрим понятие “способности”. В отечественной науке ведущим остается.

Источник

Статья «С чего начинается профессия учитель…»

С чего начинае6тся профессия учитель…

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным,

вот задача первоначального обучения.

Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

В связи с ФГОС 2 поколения приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

— становление личности младшего школьника,

— раскрытие его индивидуальных возможностей.

И в своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нетрадиционных уроков.

Среди наиболее распространённых нестандартных уроков выделяют несколько видов: деловые игры, уроки типа КВН, уроки-конкурсы, уроки-«суды», уроки-концерты, уроки-игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии, уроки-праздники, и др. Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место, это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой нетрадиционных уроков, оригинальностью их проведения.

Для меня важно, что бы мои уроки запомнились детям, поэтому я использую в своей работе именно эти формы и методы обучения, которые помогают мне сделать урок более увлекательным. Использование нетрадиционных уроков позволили выделить свои плюсы в этой форме обучения:

– максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность;

– не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

– развитие коммуникативных навыков;

– скрытая дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям и склонностям.

Надо заметить, что в выборе нестандартных уроков необходима мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается.

Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки, мини игры).

Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартность, оригинальность необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес и способствуя совершенствованию учебного процесса.

Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей детей и самого учителя. Именно поэтому свою работу в первом классе я построила на использовании нетрадиционных форм обучения, так как большое число детей пришедших ко мне в класс не посещали дошкольные учреждения. У детей не была сформирована позиция школьника, наблюдалась слабая учебная мотивация. Внимание было рассеянным, активность учащихся на уроке – низкой.

На данном этапе обучения, в классе наблюдается более высокий уровень учебной мотивации, дети стали более активны на уроках. Основываясь на анализе, за обозначенный мною период, можно говорить о продуктивности такой инновационной формы обучения, как нетрадиционный урок.

построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;

обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;

только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Сильному даю задание с усложнением, слабому попроще, но объемнее. Применяю в своей работе карточки, составленные из заданий разного уровня сложности, где ребенок сам может решить, до какого момента ему работать. Большое место на уроке уделяю самостоятельной работе. В этом мне помогает и учебник, и дидактические материалы. В классе есть группа взаимопомощи, состоящая из сильных учеников, которые оказывают помощь более слабым ученикам (воспитывается доброжелательное отношения друг к другу, чувство взаимопомощи, коллективизма).

Много внимания уделяю здоровьесберегающей технологии. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Передо мной стал вопрос: «Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?» На уроке провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук, пальчиковые игры, что направлено на развитие моторики, памяти, внимания, а также для глаз. Чаще всего используются физкультминутки под стихотворные тексты. При подборе стихотворений к конкретному уроку следует обратить внимание на следующее:

• важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей; преимущество отдается стихам с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

• текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

• Учитель может придумать и использовать различные движения для конкретных классов, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Ежедневно провожу прогулки, экскурсии в группе продлённого дня. В любую погоду стараемся проводить время на свежем воздухе.

Контроль над знаниями, умениями и навыками осуществляю в стандартной форме: индивидуальный опрос, фронтальный, тестирование, математические и орфографические диктанты, контрольные и проверочные работы, так и в виде блиц-опросов, аукционов правил, составления и выполнения алгоритмов. Применение тестов с 1 класса способствует получению положительных результатов. Практикую само и взаимопроверки для оценки учебной деятельности учащихся. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Знание теоретического материала детьми отслеживаю через систему мониторинга. Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения.

Но говорить о полной реализации моей цели слишком рано, так как я всего лишь четыре года работаю в школе. Я знакомлюсь с современными образовательными технологиями, учусь работать применяя их. Очень хотелось бы освоить работу с интерактивной доской, обязательно продолжу работу по применения проектной технологии, технологии модульного обучения, буду изучать методики повышения уровня учебной мотивации школьников.

Сегодня, чтобы уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда.

Источник

С чего начиналась педагогическая деятельность

С чего начинается педагогическая деятельность начинается

Описание презентации по отдельным слайдам:

Конкурс «Женщина года. Мужчина года: женский взгляд» Жизненный девиз: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим»

С чего все началось… … Если, в путь отправившись, ребята Что-нибудь возьмут моё, Значит, в жизни можно, без парада, Значит, сердце не сдано в наём. И опять легко всё станет, ясно, И опять к другим умчится грусть. Значит, всё не даром, не напрасно. А что трудно… Это ну и пусть!

Первый шаг моей работы создание модели воспитательной системы «От гармонии ума и души – к гармонии жизни»

Начиналось все как обычно… День знаний, здравствуй! Двери все открыты детворе. Нас ждут открытия везде!

Уроки… Девиз: «Учиться, чтобы знать, Знать, чтобы уметь, Уметь, чтобы делать!»

И решили мы внедрять новые формы воспитания…

«Моё Отечество» Нет ничего на свете Родины дороже. И мы России верные сыны. Не зря нас называют патриоты. Отчизне будем мы Всегда верны!

«В здоровом теле – здоровый дух»

Игровые формы обучения

Мастер-классы и семинары

Формирование разносторонне развитой, творческой личности

Личности, способной выйти из любой, даже самой сложной ситуации

Но игры, играми… А у нас все серьезно…

Решили на достигнутом не останавливаться, стать лучшими и поделиться опытом

Благо примеры перед глазами

Педагогический коллектив – активные участники международных, всероссийских республиканских мероприятий Республиканский семинар «Мировая художественная культура в современной школе: проблемы и перспективы» 2012г.

Республиканский семинар: «Инновационные педагогические технологии в современной школе» «Преобразование обучения для XXI века» Гости из Сингапура в школе

Призадумались тогда учащиеся … Не дело нам отставать от своих наставников …

Решили реализовывать свои идеи

Школьные традиции… День рождения школы Конкурс песни и строя

А теперь мы эксперты, обсуждающие серьезные проблемы с серьезными людьми на высоком уровне

Подустали мы что-то… Надо бы и отдохнуть…

Оказалось, отдых тоже приносит достижения…

Награды и поощрения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

С чего начинается педагогическая деятельность начинается

Номер материала: ДВ-048036

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

С чего начинается педагогическая деятельность начинается

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

С чего начинается педагогическая деятельность начинается

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

С чего начинается педагогическая деятельность начинается

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

С чего начинается педагогическая деятельность начинается

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

С чего начинается педагогическая деятельность начинается

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

С чего начинается педагогическая деятельность начинается

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

С чего начинается педагогическая деятельность начинается

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *