С чего начинается научная революция
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» в других словарях:
научная революция — НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Научная революция — (Scientific Revolution), скачок в накоплении знаний и более глубокое понимание устр ва и законов Вселенной; началась в 16 м и достигла наивысшей точки в 17 в. Импульсом Н.р. послужило господствовавшее в эпоху Ренессанса стремление к познанию… … Всемирная история
научная революция — Общая характеристика Отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника Об обращениях небесных сфер (De Revolutionibus), т.е. с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого Математические начала натуральной… … Западная философия от истоков до наших дней
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — – перестройка оснований науки, коренное качественное преобразование системы научных знаний, которая осуществляется путём изменения философских оснований науки, её методологии идеалов и норм научной деятельности. Это процесс быстрого и… … Философия науки и техники: тематический словарь
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — (scientific revolution) см. Нормальная наука и революционная наука; Революция (2) … Большой толковый социологический словарь
Научная картина мира — (сокр. НКМ) одно из основополагающих понятий в естествознании особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и… … Википедия
Революция (переворот) — Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Первоначально термин revolution… … Википедия
Революция (социальная) — Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Первоначально термин revolution… … Википедия
Революция в науке — Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение. Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе. На странице обcуждения могут быть пояснения. Революция в науке период … Википедия
Революция — У этого термина существуют и другие значения, см. Революция (значения). Революция коренное преобразование в какой либо области человеческой деятельности. Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) … … Википедия
Научная революция: понятие. Структура и типы научных революций
Развитие науки – сложный и захватывающий процесс, который предполагает немало этапов и изменений основных направлений, по которым шло приобретение знаний. Для того чтобы понимать всю важность современного положения дел, необходимо представлять предшествующие исторические процессы в комплексе. Прежде всего, стоит разобраться с тем, что такое научные революции, сколько их было и когда они имели место.
Как развивается знание?
Информация не просто постоянно накапливается и расширяется. Научное поле еще и развивается, и ход этого процесса связан с изменениями принципов, методов и структур знаний. Неудивительно, что некоторые ученые заинтересовались этим явлением и решили изучить его подробнее. Особенно блестящих результатов добился Томас Кун. Структура научных революций была проанализирована им с точки зрения модели роста знаний. Кун выделил два периода развития – парадигмальный, который также можно назвать нормальным, или революционный, иначе называемый экстраординарным. В первом случае ученые создают знания в определенных рамках и с помощью конкретных методов, принципов, ценностей и образцов, доступных всему научному сообществу. В данном случае «парадигма» может быть синонимом определению «традиция». В течение нормального периода ученые не ставят перед собой целей по работе над новыми теориями. Тем не менее, их процесс неизбежен. Согласно мнению Куна, научная революция напрямую связана с таким периодом – парадигма способствует появлению новых теорий и явлений, хоть и не направлена на их создание. Именно поэтому нормальный период рано или поздно переходит в экстраординарный.
Философские проблемы
Вопросом развития знаний занимался не только Томас Кун. Структура научных революций, созданная ученым, имеет и недостатки. Парадигма может серьезного ограничивать угол зрения, приводя к тому, что любое новое явление описывается уже известными способами, и всякая информация подгоняется под нужные рамки. Именно поэтому в вопросе о том, как происходит научная революция, Кун не является единственным авторитетом, а лишь помогает разобраться с проблемой частично. Философы, занимающиеся механизмами соотношений новаций и традиций, сталкиваются с двумя основными проблемами. Прежде всего, это вопрос многообразия научных парадигм и их сложная структура. Следующей проблемой является преемственность и взаимодействие традиций с новациями.
Вклад отечественных философов
Структура научных революций была основательно изучена такими учеными как В. С. Степин и М. А. Розов. Их работы учитывают многообразие традиций и анализируют их взаимодействие. По мнению ученых, парадигмы различаются, в первую очередь, по способу существования – они могут быть воплощены в учебниках, текстах или монографиях. В другом варианте они не представлены четко выраженной вербальной информацией. Сходные идеи высказывал в своей работе «Неявное знание» и Майкл Полани. На основе его доводов Розов создал концепцию социальных эстафет, под которыми понимал передачу форм поведения или способа деятельности из поколения в поколение. Применительно к вопросу о том, какова же структура научных революций, эта теория может описывать множество культурных «программ» и образцов, использующихся учеными разных лет.
Когда передаются знания?
Философы выделяют два типа вариантов перехода знаний от одного поколения ученых к другому. Первый предполагает существование образцов-действий, которые описывают процесс осуществления той или иной научной операции, а второй – существование образцов-продуктов, предполагющих конкретный ее результат. Понять, как и когда происходит научная революция, при этом представляется невозможным – точный момент появления догадок или аксиом остается неуловимым. Таким образом, парадигма включает в себя не только явные знания, но и неопределенную информацию, связанную с личностью ученого, его интересами, образом жизни и окружающей его культурой. Это позволяет говорить о многообразии традиций вообще и научных в частности.
Возникновение новаций
Виды научных революций
Итак, структура процесса очевидна и может быть до определенного предела изучена. Для понимания того, чем является научная революция, это важно, но недостаточно. Необходимо также понимать, что данный процесс может быть разным. Понятие научной революции объединяет в себе сразу два направления развития знаний: глобальные события и ситуации небольшого масштаба, затрагивающие лишь одну область изучения. Последние меняют представления лишь о конкретных и относительно узких сферах явлений, не меняя философских взглядов и не преображая картину мира. Первые же приводят к появлению совершенно новых концепций и становятся толчком к использованию инновационных методов и способов получения информации. Глобальная научная революция может начинаться в одной из фундаментальных отраслей знаний или формировать ее, делая ее лидирующей. Стоит также учесть, что подобные процессы всегда требуют определенного времени. Типы научных революций могут быть разными, но это явление никогда нельзя назвать быстротечным, особенно тогда, когда оно влечет за собой коренные изменения.
Начало первой научной революции
Разобравшись со структурой и видами процесса, можно перейти к историческим сведениям. Первая научная революция имела место в переломную эпоху, когда человечество совершило переход от Средневековья к Новому времени. Позднее этот период получил название Возрождения. Главным событием стало гелиоцентрическое учение польского ученого Коперника, который перевернул всю существующую картину мира, основой которой служила геоцентрическая система Птолемея и Аристотеля. Первая научная революция позволила людям осознать, что Земля является лишь одной из планет, вращающихся вокруг Солнца по орбите. Не менее важным открытием Николая Коперника было и то, что вращение происходит и вокруг собственной оси. Он также выдвинул идею о том, что движение является естественным свойством для земных и небесных объектов и что оно подчиняется неким общим закономерностям, которые может описать механика. Прежде люди верили в существование неподвижного перводвигателя, придуманного Аристотелем. Считалось, что именно он приводит в движение Вселенную. Результатом первой научной революции стало осознание несостоятельности визуального способа получения знаний и невозможности доверия к чувственному восприятию – внешне кажется, что Солнце действительно двигается вокруг неподвижной Земли. Ученые пришли к необходимости использования критического отношения к данным, полученным с помощью органов чувств.
Результаты периода Возрождения
Пожалуй, никогда наука и научные революции не имели для истории такого значения, как в период появления учения Коперника. Оно подорвало основы религиозной картины мира и представлений, опиравшихся на теории Птолемея. Изменились не только знания о Вселенной, но и мнение о человеке. Его место в мироздании стало совершенно иным. Изменилось и человеческое отношение к миру – прежде религиозное учение противопоставляло тленное и земное вечному и неизменному небесному, что стало недопустимым после появления данных о постоянном движении астрономических объектов. Тем не менее, Коперник придерживался и ошибочных знаний – он считал, что Вселенная конечна. Согласно его теориям, она где-то заканчивалась твердой сферой, на которой неким образом располагались звезды. На развенчание такого мифа потребовалось около сотни лет. Место Коперника занял новый великий ученый. Итальянский астроном Джордано Бруно написал работу под названием «О бесконечности Вселенной и мирах». В ней он предполагал, что где-то существуют иные обитаемые планеты, и сообщал, что твердой сферы, ограничивающей небо и фиксирующей звезды, попросту не существует. Эту научную работу можно также отнести к наследию первой революции, так как она окончательно разрушила существовавшую прежде картину мира.
Начало второй научной революции
Теории Коперника и Бруно перевернули человеческий взгляд на мир, но вопросов, нуждавшихся в изучении, осталось очень и очень много. Ученые не прекращали работу, поэтому вскоре произошла вторая научная революция. Она началась в семнадцатом веке и растянулась на два последующих столетия. Основой для нее стали идеи ведущих ученых предыдущего периода. Галилео Галилей доказал, что мнение, согласно которому тело может двигаться лишь при наличии внешнего воздействия, является ошибочным. Он предположил, что ситуация складывается совершенно иначе. По мнению Галилея, тело либо пребывает в покое, либо двигается, не меняя направления и скорости, в тех случаях, когда на него не производится внешнее воздействие. Он также сформулировал принцип инерции, что стало причиной для изменения самих способов исследования – ученые вновь убедились, что доверять данным непосредственного наблюдения не всегда разумно. Научная революция 17 века принесла человечеству и такие открытия, как закон колебания маятника и обнаружение весомости воздуха. Заслуга Галилея заключается не только в полученных знаниях, но и в том, что он позволил убедиться – непреложная вера в авторитеты становится препятствием для развития науки. Использование убеждений Аристотеля или отцов церкви не позволяло людям изучать природу с помощью наблюдений, экспериментов и разума, ограничивая их способы получения знания чтением античных текстов или Библии. Научная революция 17 века изменила эту ситуацию в корне. Завершился этот период работами Исаака Ньютона. Он продолжил работу, начатую Галилеем, и поспособствовал созданию классической механики. Вторая научная революция позволила создать механистическую картину мира, окончательно сменившую убеждения Птолемея и Аристотеля. Кроме того, Ньютоном был открыт универсальный закон всемирного тяготения, которому подчиняются все явления. Созданная ученым картина мира оказалась простой и ясной.
Предпосылки для третьей научной революции
Результатом открытий Ньютона стала совершенно новая философия. Научная революция 17 века утвердила новые способы исследований, включающие в себя разум, эксперимент и наблюдения. В работе «Математические начала натуральной философии» Ньютон изложил свои взгляды на значение этих методов для изучения природы. Кроме того, новые данные стали толчком для развития физики, механики, астрономии, химии, биологии и геологии. У механистической картины мира были и свои недостатки, но она оставалась актуальной почти два столетия, пока не произошла очередная научно-техническая революция. Век естествознания сменил времена механики. Человечество пришло к эволюционизму. Третья научная революция, произошедшая в конце девятнадцатого века, привела к провозглашению принципа всеобщей связи явлений и процессов, существующих в природе. Ученые открыли закон превращения энергии из одной формы в другую и доказали клеточную теорию строения организмов. Одним словом, естествознание стало настоящей сутью третьей научной революции, приведшей к разрушению механистической картины мира и позволившей по-новому понять физическую реальность.
Революции нового времени
К новому этапу в истории человеческих знаний привела целая череда открытий, происходивших с конца девятнадцатого века. Четвертая и последующие научные революции 20 века разрушили основы классической науки и ее идеалы, создав релятивистскую картину мира с совершенно новыми представлениями о физической реальности. Во время первой научной революции человечество обзавелось новыми представлениями о планете, вторая стала временем пересмотров идеалов и норм познания, а также способствовала становлению естествознания. Третья и четвертая пересмотрели классические представления и привели к новой рациональности. В широком смысле можно сказать о том, что они привели к созданию особого типа европейской культуры. Ее основой стал такой принцип жизнедеятельности, согласно которому способности человека мыслить и принимать решения оказались основополагающими. Для человека стало необходимо уметь пользоваться собственным умом без руководства со стороны. Такая рациональность отождествлялась с наукой вплоть до середины шестидесятых годов двадцатого века, когда философы переосмыслили ее. Именно в это время возник принцип историзма, который привел к анализу событий предыдущих лет. Появились работы ученых, упомянутых выше, например, Томаса Куна. Все это позволяет отметить, что научная рациональность изменяется с ходом лет так же, как и сама наука. Первой ее формой была античная философия. Парменид провозглашал тождество бытия и мышления. Платон развил его идею до учения о существовании бестелесных сущностей, которых можно обнаружить лишь полетом мысли. Философы тех времен жили в мире слова. Первая научная революция создала новый тип рациональности – научный. Содержание философии изменилось, а бытие перестало считаться Абсолютом. Вторая и третья научные революции привнесли в мир идеи развития. Любое знание стало определяться как субъективное. Впоследствии классический тип рациональности был размыт и получил совершенно иное восприятие. Современный научный принцип считает точкой отсчета человека, его деятельность и ее последствия. Кроме того, каждый исследователь становится активным субъектом изучаемых объектов. Современная наука имеет дело со сложными системами и опирается на помощь компьютерных программ.
Как происходят научные революции
Очень часто приходится слышать о том, что в науке происходят революции. И что едва ли не главное занятие ученых – это ее подготовка и приближение.
Научная революция – это явление, когда наши представления об устройстве мира или какой-то исследовательской области радикально меняются.
Томас Кун, известный исследователь и философ науки, даже написал книгу на эту тему. Она называется «Структура научных революций». Благодаря этой книге понятие «научная революция» стало очень популярным, и многие ученые занимаются, к сожалению, тем, что пытаются эту революцию совершить.
Это полное недоразумение. Революции в науке не делаются специально, это вам не Октябрьское восстание в России. Под научной революцией подразумевается всего лишь то, что в какой-то момент большая часть научного сообщества отказывается от старых представлений и вынужденно переходит к новым.
Как происходит революция?
Сначала обнаруживаются какие-то нестыковки в имеющихся представлениях. Случился решающий эксперимент, и обнаружено, что, например, планеты движутся не так, как предсказывал Ньютон. Значит ли это, что если удалось выяснить, что теория Ньютона ошибочна, значит, произошла революция? Нет, так они не происходят.
Вот реальная история: было обнаружено, что Меркурий вращается немножко не так, как предсказывал Исаак Ньютон.
Что делают ученые?
Такие гипотезы могут создаваться в огромном количестве для того, чтобы спасти старую парадигму. Это называется «поясом защитных гипотез». Термин ввел Имре Лакатос, один из крупнейших мыслителей в области философии науки.
Никакую теорию невозможно опровергнуть, никакой революции нельзя совершить, пока не нашлось, на что заменить прежнюю теорию. Пока нет нового короля, старый не умрет.
Вот когда появились новые убедительные объяснения, тогда происходит замена, и через некоторое время большинство ученых говорит: «Действительно, а зачем нам возиться со старой концепцией, которая уже обросла кучей защитных гипотез, если можно взять новую и работать с ней?» Причем они могут сказать так: «Да, мы возьмем новую теорию, поскольку на сегодняшний день она более правильная. Но старой теорией мы все равно будем пользоваться, ведь она проще, а в некоторых областях работает без изъянов».
Именно поэтому мы в школе продолжаем изучать Ньютона при наличии более правильной теории гравитации Эйнштейна.
Но дальше возникает мысль, что было бы здорово найти теорию, опровергающую Эйнштейна. Ведь этот ученый тоже в чем-то ошибается. И вот тут наступает серьезнейшая методологическая ошибка: как только ученый или любитель популярной науки начинает задаваться вопросами: «Какая же будет следующая смена парадигмы? Какая будет очередная революция? Как ее совершить?», тут же начинает теряться связь с наукой.
Почему?
Потому что термин «смена парадигм», который ввел Кун в упомянутой книге, является довольно опасным. Смены парадигм не видны заранее. Если вам кажется, что вы ее видите, то, скорее всего, это иллюзия. Это такой способ пророчества.
Дело в том, что развитие науки идет эволюционным путем. Это обычная эволюция идей наподобие биологической эволюции видов. Мы не можем, зная только динозавров, предсказать, что однажды на смену им придут млекопитающие. На том уровне это невозможно. Тем более, что это развитие могло быть опосредовано целой кучей случайных моментов, и могли бы развиться не млекопитающие, а какие-нибудь двоякодышащие рыбы.
Нельзя предсказать будущее научное знание. Если бы могли это делать, мы бы уже сейчас его имели. Поэтому всякий, кто пытается строить такие предсказания, является в некоторой степени шарлатаном. У него может быть какая-то вера, намерение куда-то попасть, светлые надежды, но доверять ему точно не стоит.
Единственное, где можно пользоваться понятиями «смена парадигмы» и «научная революция», — это при ретроспективном анализе истории науки на достаточно больших отрезках времени.
Да, в начале 20 века случилась великая революция в физике. А в середине века произошла великая революция в биологии, которая связана с открытием структуры ДНК. Но предсказать, куда это может привести, тогда было нельзя. И когда вы спрашиваете серьезного ученого, что будет дальше, к чему это приведет, какие будут изменения, то он вам должен ответить: «Ваш вопрос антинаучен, я не буду на него отвечать».
Парадигмы меняются неожиданно и непредсказуемо, и в этом заключается самая большая прелесть науки. Когда доживете до 70 лет, то сможете оглянуться назад и подумать: «Как здорово! Оказывается, я пережил три научных революции». Но в реальном времени вы их никогда не отследите.
Тут, конечно, может встать вопрос: как известно, революция обычно кого-то уничтожает, сбрасывает его с престола, а на его место поднимает другого….
Происходит ли нечто подобное в науке?
Да, происходит. Люди, которые угадали направление, вложились в него и что-то открыли, приобретают высочайший авторитет в науке. Те, кто слишком долго держался за старое, оказываются в проигравших. Классический пример: история астронома Фреда Хойла, который предложил действительно великую идею звездного нуклеосинтеза. Она объясняет, как образуются почти все элементы в недрах звезд при ядерных реакциях.
За свои открытия он должен был получить Нобелевскую премию. Но не получил, потому что в дальнейшем Хойл показал себя как сторонник очень старых представлений в области космологии. Он очень активно протестовал против теории горячей Вселенной, ее расширения и так далее. И поскольку он стал таким публичным консерватором от науки, Нобелевский комитет, вероятно, поостерегся поддерживать его авторитет самой престижной премией в мире. Вот ситуация, когда человек не вписался в научную революцию.
Что касается нас, простых граждан, то нам все эти революции только на пользу.
Что вы думаете о научных революциях? Напишите об этом в комментариях!
Если Вам понравилась статья поставьте лайк и подпишитесь на канал НАУЧПОП . Оставайтесь с нами, друзья! Впереди ждёт много интересного!
С чего начинается научная революция
Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, которые задаются основаниями науки, называются научными революциями. Термин «научная революция» в научный оборот был введен Т.Куном, когда создаются новые теоретические структуры для понимания и объяснения новых фактов. В ходе научных революций изменяются основания науки (идеалы и нормы науки, картины мира и философские основания науки).
Первая научная революция (XVII – XVIII в.) привела к возникновению классического естествознания (механики, а позже физики), изменению картины мира, созданию новых оснований науки (идеалов и норм науки, и её философских оснований). В ходе этой революции сформировался особый тип научной рациональности, идеалом которой стало неизменное, всеобщее, безразличное ко всему знание. Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур исследователя. Механическая картина мира (МКМ) приобрела статус универсальной научной онтологии. Труд И.Ньютона «Математические начала натуральной философии» определили влияние механики на целое столетие, к тому же механика была единственной математизированной областью естествознания, что послужило абсолютизации её методов и принципов познания и соответствующего механике типа рациональности.
Третья научная революция охватывает период с конца XIX века до середины XX века, которая характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Во многих науках произошли революционные преобразования: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия. Третья научная революция началась с того, что в науке произошел переход к исследованию сложных и эволюционныхоторое ориентировалось в основном на изучение механических и физических явлений. ханике типа рациональности.ью естествознания, систем, состоящих из большого числа элементов.
Крупные открытия были сделаны в космологии, где было установлено о нестационарном характере Вселенной и образовании в ней новых звездных систем.
В биологии была создана современная генетика и построена синтетическая теория эволюции, которая существенно дополнила учение Ч.Дарвина.
В рамках неклассического естествознания научные теории, парадигмы и картины мира рассматриваются как относительные истины и потому нуждающиеся в дальнейшем уточнении, дополнении и исправлении. В этот период исследования приобретают междисциплинарный и комплексный характер, что позволило с большей полнотой и точностью изучать процессы, которые происходят как в системе в целом, так и в её подсистемах. Усиливается тенденция к интеграции научного знания, что находит свое воплощение в синтетических науках (биофизика, геофизика, геохимия, физхимия).
Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности.
Время совершения четвертой научной революции последняя треть XX столетия и связана она с тем, что объектами изучения науки становятся исторически развивающиеся системы (Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира). Это время рождения постнеклассической науки и формирования рациональности постнеклассического типа, которая характеризуется: а) применением исторической реконструкции как типа теоретического знания в таких областях как космология, астрофизика, что привело к изменению картины мира; б) при разработке идей термодинамики неравновесных процессов возникло новое направление в научных дисциплинах – синергентика; в) из бесстрастного ценностно нейтрального изучения законов природы в парадигму естественных наук вводятся ценностные ориентации как некие гуманитарные идеалы; г) в постнеклассическую науку вводятся вненаучные, дорациональные и внерациональные познавательные формы; д) важным моментом четвертой научной революции было оформление космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом.