С чего начинается музыкальное воспитание

Музыкальное воспитание дошкольников

С чего начинается музыкальное воспитание Светлана Ионкина
Музыкальное воспитание дошкольников

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он.

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Искусство всегда оперирует художественными образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах. Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере, с сюжетом (в программной пьесе, с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

С чего начинается музыкальное воспитание

Консультация для педагогов. Воспитание основ безопасного поведения. Правовое воспитание дошкольников. Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа.

С чего начинается музыкальное воспитаниеМузыкальное воспитание детей с нарушениями речи Проработав много лет музыкальным руководителем в группах для детей с нарушениями речи, я пришла к выводу, что музыка и музыкальное воспитание.

С чего начинается музыкальное воспитаниеМузыкальное воспитание детей в младшей группе (фотоотчет) Музыкальные занятия в детском саду способствуют постоянному приобщению ребенка к миру прекрасного, формированию и развитию его музыкальных.

Музыкальное воспитание дошкольников Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем.

Музыкальное воспитание ребенка в семье. Самые лучшие условия воспитания, в том числе и музыкальные, должны быть созданы в семье, прежде всего. Так как не все дети до трех лет посещают.

Общие основы методики музыкального развития дошкольников. Музыкальное воспитание в современных условиях Общие основы методики музыкального развития дошкольников. Музыкальное воспитание детей в контексте в современных образовательных стандартах.

Здоровье и музыкальное воспитание ребенка. Консультация для родителей «Здоровье и музыкальное воспитание ребенка» Консультация для родителей и педагогов «Детство также невозможно без музыки, как невозможно.

Источник

Музыкальное воспитание детей в семье

Цели и задачи музыкального воспитания детей в семье

Каждый ребенок рождается гением. Но вот останется ли он таким же гениальным, когда вырастет, зависит от родителей. Поэтому, чтобы не упустить шанс на достойное будущее, родители обязаны дать ребенку нормальное воспитание и развитие, в том числе и музыкальное. И если вы не видите для своего ребенка музыкального будущего, обучать его музыке все равно надо с самого рождения, и делать это можно в домашних условиях. А как именно организовать занятия и чему учить малыша в семье, расскажем дальше.

С чего начинается музыкальное воспитание

Музыкальное воспитание в семье: каковы цели домашнего развития?

Печально, но современная музыка, которую предлагают отечественные и зарубежные исполнители, негативно сказывается на нравственном развитии детей. Подобные образцы музыки искажают действительность, размывая нравственные идеалы, учат детей аморальности, негативно сказываются на их психологическом состоянии. Позволяя детям слушать современные композиции, родители, сами этого не понимая, упускают важные моменты в воспитательном процессе. Дети, наблюдая разврат и аморальность в ярких клипах, начинают считать, что так и выглядит счастливая беззаботная взрослая жизнь, в чем совсем скоро, вырастая, они разочаруются, ибо не все так беззаботно в реальности, как это видится с экранов.

Так что же ребенку дает музыкальное воспитание в семейном кругу? Главными задачами обучения музыке являются:

Музыкальное развитие ребенка в семейном кругу лучше начинать с дошкольного возраста. Подобно речевому развитию, с дошкольного возраста ребенок будет вникать в особенности музыкальной грамоты, будет воспринимать различные музыкальные направления и различать их. Если в процессе домашних индивидуальных занятий музыкой родители отмечают, что малышу такое воспитание дается легко, тогда ребенка смело можно отдавать в музыкальный кружок или школу.

Семейное музыкальное воспитание помогает:

В домашнем музыкальном воспитании важно, чтобы родители ограничивали ребенка от прослушивания композиций с антикультурным посылом, поскольку они разрушают несовершенную детскую психику. Классические произведения, народные композиции и детские песни – вот материал, на котором должно базироваться музыкальное развитие ребенка в семейном кругу.

С чего начинается музыкальное воспитание

Какие методы можно использовать в семье?

Главный метод семейного музыкального воспитания – активное взаимодействие взрослого и ребенка. Но в занятиях следует использовать и другие методические приемы, например:

Чтобы добиться положительных результатов в семейном музыкальном воспитании, нужно приложить максимум усилий, терпения, настойчивости.

Какие виды музыкальной деятельности можно использовать в семье?

Даже если родители не музыканты, они без труда могут прививать ребенку любовь к музыке. Для этого можно использовать следующие виды деятельности:

Семейное музыкальное воспитание ребенка не должно быть навязчивым – старайтесь сделать так, чтобы занятия приносили малышу радость и удовольствие.

Какими должны быть условия для музыкального развития малыша в семье?

Конечно, уровень музыкального развития у каждого родителя разный. Но это не значит, что те, кто не имеет музыкального образования, не может дать ребенку хорошую основу для его дальнейшего музыкального развития. Главное – это образ жизни семьи и ее традиции, ее культурный уровень, отношение к музыке в целом, наличие врожденных музыкальных задатков. Так, одни семьи с уважением относятся к музыкальной сфере деятельности, прививают своим детям любовь к прекрасному, а другие не очень утруждают себя подобными тяготами, поскольку считают, что музыка не приносит практической пользы. Для второй группы семей музыка – лишь средство развлечения.

Часто в семье дети занимаются музыкальным творчеством самостоятельно: напевают песни, играют на музыкальных инструментах, ритмически стучат, импровизируют мелодии на различных музыкальных инструментах. Важно поддерживать такое стремление ребенка к изучению музыки и всячески этому способствовать. А чтобы музыкальное воспитание было эффективным, родители должны:

О чем должны помнить родители, занимаясь музыкальным воспитанием ребенка дома? Первое – не игнорировать пристрастие ребенка к музыке. Как только малыш начинает проявлять заинтересованность музыкой, необходимо начинать музыкальное развитие максимально раньше. Второе – не огорчайтесь, если у вашего малыша что-то не получается с первого раза или у него не всегда есть желание заниматься песнями, танцами. Путь к успеху заключается в количественном накоплении знаний и умений. Терпение и постоянный труд помогут добиться желаемого. Третье правило – развивайте все способности ребенка, который так или иначе могут тормозить развитие других. И четвертое, главное правило: каждый ребенок музыкальный, поэтому не стоит говорить о его немузыкальности, не попытавшись развить в нем эти способности.

Источник

Статья по музыке-«Воспитание музыкой»

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой они красиво зазвучат».

Музыкально – эстетическое воспитание детей остается одной из важнейшей задач в воспитании и становлении подрастающего поколения, вносящее огромный вклад в формирование мировоззрения молодого поколения.

Ещё в конце XIX века учёные доказали, что во время слушания музыки у детей ускоряются сердечные сокращения, происходит изменение тонуса мышц, снижение давления. Кроме того, под влиянием музыки претерпевает изменения активность мозговых клеток, что приводит к улучшению памяти, повышает способность к чтению и иностранным языкам. Не случайно все дворянские семьи нанимали для своих отпрысков гувернёров для обучения музыцированию, пению, танцам. Вы никогда не задумывались об этом, верно? А ведь именно под влиянием музыки в развитии психических процессов и свойств личности наблюдается положительная динамика, грамотнее становится речь ребёнка. Источник: https://ladyspecial.ru/otnosheniya/semya/vospitanie/vospitanie-detej-muzyikoj © LadySpecial.ru

Многие ребята, занимавшиеся в музыкальных школах, в подростковом возрасте начинают писать стихи. И в этом нет ничего удивительного – с развитием пальцев одновременно идёт развитие души ребёнка. Свои чувства, переживания, эмоциональное состояние он облачает в поэтическую форму. Для учёных с мировым именем не секрет, что грамотность ребёнка тесно связана с музыкальным воспитанием. Игра на музыкальных инструментах развивает координацию слуха, моторику рук, пространственное воображение, даёт прекрасную тренировку пальцам. Отсюда развитие грамотности и выработка красивого ровного почерка. Источник: https://ladyspecial.ru/otnosheniya/semya/vospitanie/vospitanie-detej-muzyikoj © LadySpecial.ru

Многие ребята, занимавшиеся в музыкальных школах, в подростковом возрасте начинают писать стихи. И в этом нет ничего удивительного – с развитием пальцев одновременно идёт развитие души ребёнка. Свои чувства, переживания, эмоциональное состояние он облачает в поэтическую форму. Для учёных с мировым именем не секрет, что грамотность ребёнка тесно связана с музыкальным воспитанием. Игра на музыкальных инструментах развивает координацию слуха, моторику рук, пространственное воображение, даёт прекрасную тренировку пальцам. Отсюда развитие грамотности и выработка красивого ровного почерка. Источник: https://ladyspecial.ru/otnosheniya/semya/vospitanie/vospitanie-detej-muzyikoj © LadySpecial.ru

-формирует готовность к дальнейшему обучению;

-развивает навыки общения и соучастия, контактности, доброжелательности;

— формирует у детей качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельность и свободу мышления.

Для лучшего достижения результатов в педагогической работе целесообразно применять ряд важнейших задач и методических принципов:

Приобщение ребенка к миру музыки:

Музыка, как известно, способна творить чудеса. Она может даже излечить, и тело и душу. Ну и поэтому вполне естественно, что музыка нашу жизнь делает красивее, помогает быть сильнее, чище, светлее.

«Мир музыки с радостью и улыбкой и пусть растёт творческий потенциал!» Только через такой девиз надо начинать работу с маленькими детками.

Научить ребенка полюбить музыкальный инструмент:

Зажечь в ребенке интерес к музыке, к инструменту, слить их с его жизнью. Начиная заниматься с маленькими детьми, стараться не отпугнуть их слишком серьезным, это может показаться им утомительным и скучным. Необходимо предоставлять детям право выбора музыкальных инструментов для обучения. Это тоже важный вопрос, который не всегда учитывается как родителями, так и учителями. Большинство пап и мам хотят, чтобы дети учились на наиболее престижном инструменте — фортепиано. Между тем, правильный выбор инструмента зависит от строения рук ребёнка и от его желания.

Привлечь к себе симпатию ученика:

Одно из условий – привлечь к себе симпатию ученика, влюбить его в себя.

Первое, с чего начинается приобщение ребенка к музыке – это встреча и знакомство со своим учителем. С первых уроков привлечь к себе симпатию ученика. Я не могу быть уверенной в том, что ребенок полюбит музыку, но от преподавателя зависит очень многое и только он может привлечь ребенка через любовь и личный пример. Оттого, какой контакт сложится у ученика с учителем, будет зависеть успех ребенка в обучении музыкой. Учителю очень важно стать для ученика самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека. Это очень нелегкая задача, которая требует повседневной работы над собой, мудрости и великого терпения. Учитель должен быть личностью, и эта личность должна быть интересна ученику.

Любовь к детям – главное условие педагогической деятельности. Любящий детей и увлеченный своей работой преподаватель интуитивно и сознательно выбирает модели поведения и обучения. А как приятно сознавать что ученики, которых ты воспитываешь, всецело преданы тебе.

Создание непринуждённой обстановки :

Особенно велика роль педагога в период начального обучения музыканта, когда закладываются основы его музыкально-художественных представлений и исполнительского мастерства. Педагог, работающий с детьми, должен глубоко понимать детские интересы, уметь правильно выявить индивидуальные особенности и возможности учащегося, создать условия для самореализации, самопознания и самоопределения личности, применять такие средства, которые помогли бы ребенку увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие. Музыка научит ребенка слышать и слушать, видеть и смотреть, лучше чувствовать. Занятия музыкой обогатят его внутренний мир, будет эмоционально насыщать его, следовательно, сделает его более целеустремленным и всесторонне развитым. Музыка учит образному мышлению и ежедневному кропотливому труду. Это становится возможным, когда дети сами получают удовольствие от того, что они делают. Именно поэтому в процессе обучения в первую очередь, сначала необходимо ориентироваться на вкусы и предпочтения ребенка, а в дальнейшем уже стараться адаптировать учебный материал под конкретные цели и задачи. В учебной работе необходимо развивать метод индивидуального подхода к обучению, постоянно совершенствуем наши уроки и стремимся сделать их еще более увлекательными, что особенно актуально, когда речь идет об уроках для детей. «Музыка сама по себе не делает нас умнее, – объясняет канадский психолог Сильвен Морено. Однако она воздействует на самые разные способности, которые, в свою очередь, делают нас более чувствительными к восприятию информации».

В работе с учащимися важен тесный контакт преподавателя с родителями. Здесь должна быть взаимная помощь в обучении ребенка. Родители должны стараться создать все необходимые условия своему ребенку для занятий дома, поощрять детей заниматься, приходить на родительские собрания, концерты, быть в курсе всего, что происходит в школе.

Дети любят выступать и им нужно чаще давать такую возможность. В них просыпается здоровый дух соревнования, желание показать свои способности, умения, а это в свою очередь стимулирует желания заниматься и достигать лучших результатов. Привить ученику интерес к музыкальному искусству можно, только систематически развивая его способности и необходимые навыки.

1.Морозова Н.А. Дополнительное образование – многоуровневая система в непрерывном образовании России – М.: Просвещение, 2001.

2.Тарасова К.В. Развитие музыкальных способностей детей.-М : Просвещение,1978

3.Васильева А.Е. «Исповедь музыканта» (Мои уроки)// Изд. «Музыка» Москва 1996

4.Васильева А.Е. «Мой самоучитель» //Москва 2002

5. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования – М.: Академия,

6. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания – М.: Просвещение, 1990.

Источник

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

С чего начинается музыкальное воспитание Ирина Ткач
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т. д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т. д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т. д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения,что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

«День единения народов Дагестана!» Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №41» Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста.

Анкета для родителей «Музыкальное воспитание детей» Анкета «Музыкальное воспитание детей». Уважаемые родители! Музыка является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание детей» «Музыкальное воспитание детей» Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная.

Музыкальное воспитание. Ладовое чувство и его развитие у детей дошкольного возраста Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают.

С чего начинается музыкальное воспитаниеМузыкальное воспитание детей посредством взаимодействия с ДК Музыкальное воспитание детей через взаимодействие с ДК с. Гилево Детский сад, расположенный в сельской местности имеет свои плюсы и свои.

Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОНР Свою работу по теме: “Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи” строила исходя из коррекционно.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования В настоящее время особенно остро встает проблема нравственного и патриотического воспитания. Государство пытается восстанавливать утраченное.

Музыкальное воспитание детей. Советы для родителей Советы родителям: 1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважение к музыке 2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *