С чего начинается лыжная подготовка
Лыжная подготовка
«…Лыжный спорт является одним из популярнейших в мире. Занятия этим видом являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по характеру двигательных действий. Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями единой спортивной классификации…»
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лыжная подготовка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Организация и методика проведения занятий
Занятия по лыжному спорту проводятся на местности, большей частью пересеченной, в любую погоду (мороз, снегопад, оттепель) и требуют от занимающихся значительных энерготрат. Поэтом особенно важно, чтобы преподаватель четко организовал уроки, умел выбрать маршрут, доступный для занимающихся, выбрал соответствующий темп передвижения, не допускающий большого разрыва в колонне, указал дистанцию при спусках с гор, постоянно контролировал дисциплину, численный состав групп и т. д.
Для обучения способам передвижения на лыжах должны быть подобраны и соответствующим образом подготовлены учебная площадка, склоны и тренировочные лыжни.
Пренебрежение организационной стороной урока и дисциплиной при проведении занятий по лыжному спорту может привести к нежелательным последствиям — травмам, обморожениям, а подчас и к несчастным случаям.
Непременные условия занятий — систематичность и плановость. Для этого необходимо иметь соответствующую программу, рабочий план и конспекты занятий.
При планировании обучения важно, чтобы содержание, форма работы и ее методика соответствовали возрастным и половым особенностям занимающихся, их состоянию здоровья, физическому раз-витию и технической подготовленности.
Успешность обучения технике передвижения на лыжах зависит не только от методики преподавания, но в значительной мере и от организации и условий проведения занятий: как подобран инвентарь, как выбраны места занятий, учтены ли метеорологические условия, выбрано ли место для преподавателя и все ли предусмотрено для предупреждения травм и обморожений.
В начале обучения занимающихся нужно ознакомить с требованиями, которым должны соответствовать лыжи, палки, крепления, и с назначением лыжных мазей.
Учебная площадка — место, где проводятся занятия по технике лыжных ходов. Площадка должна быть сравнительно ровной, защищенной от ветра (у леса, между гор и т. п.) и иметь уклон 2–3°. Лучше выбирать место для такой площадки вблизи склонов гор, на которых удобно проводить обучение.
На площадке прокладывают одну или две параллельные лыжни на расстоянии 3–5 м в виде одного или двух замкнутых четырехугольников с закругленными углами.
Длина лыжни должна быть такой, чтобы на каждого обучаемого приходилось по 12–15 м. Если кругов два, на внутренней лыжне занимаются более слабые лыжники или женщины (когда группа смешанная). Кроме того, при занятиях однородной группы педагог вызывает на внутреннюю лыжню тех, кому следует дать индивидуальные замечания по технике выполнения отдельных элементов.
Внутри четырехугольника прокладывают лыжню для преподавателя — здесь он демонстрирует технику, отсюда руководит занятием.
Лыжни, особенно для начального обучения, должны быть ровными, узкими и иметь хорошую опору для палок.
Учебно-тренировочные склоны — места, где проводятся занятия по изучению способов спусков, подъемов, торможений и поворотов. Склонов должно быть несколько. При выборе их надо учитывать состояние снежного покрова, крутизну и длину склона, наличие бугров, ухабов и других препятствий. Склон для очередного занятия выбирают в зависимости от задач и подготовленности занимающихся.
Состояние снежного покрова также влияет на характер занятия. После больших снегопадов передвижение лыжников затрудняется. Изучать технику передвижения, если место занятий не подготовлено, невозможно. Свежевыпавший снег при умеренно низкой температуре дает хорошее скольжение, а свежевыпавший мокрый снег прилипает к лыжам. Поэтому в первом случае на уроке можно решать любые задачи, во втором же лучше изучать и совершенствовать спуски, повороты, развивать выносливость.
Принимая все меры предосторожности для предупреждения травматизма, нельзя, однако, снижать воспитательного значения не-которого элемента риска на спусках и поворотах на скорости.
Для предотвращения обморожений нужно знать, что основными причинами их являются низкая температура, влажный воздух, ветер, чрезмерное переутомление и отсутствие закалки, недостаточные меры защиты от холода (влажная одежда, обувь, носки, рукавицы), неправильно пригнанное снаряжение, (тугое шнурование, сжимающие ногу крепления, тесный ботинок и т. д.), несоблюдение гигиены тела и одежды.
Во время занятий в сильный мороз или ветер преподаватель должен осуществлять неослабный надзор и контроль за занимающимися и организовывать их взаимонаблюдение.
При первых признаках обморожения нужно немедленно оттирать пострадавшую часть тела чистой рукой, но не снегом, который может повредить кожу. Растирать следует до появления красноты и чувства тепла.
Для начального обучения лучше подготовить склоны со свежевыпавшим снегом (5-10 см) на плотной снежной основе. Если такой возможности нет, склон следует подготовить, пройдя его всей группой несколько раз «лесенкой».
При обучении спускам, подъемам, поворотам очень важно правильно организовать группу, строго определив, где спускаться и где подниматься.
Для закрепления и совершенствования техники передвижения, тактически правильного ее использования в различных условиях необходимо прокладывать тренировочные лыжни протяженностью 1–3 или 1–5 км и желательно в виде петель. Это позволяет лучше использовать рельеф местности, чаще наблюдать за занимающимися и давать им указания.
В процессе занятий преподаватель демонстрирует те или иные упражнения. Поэтому большое значение имеет правильный выбор преподавателем места. Он должен хорошо видеть всех занимающихся, а те, в свою очередь, хорошо слышать даваемые им объяснения и видеть показываемые упражнения.
При обучении способам подъемов преподаватель дает объяснения у подножия горы, а следит за их выполнением, несколько поднявшись в гору.
При обучении торможениям и поворотам педагог строит группу на площадке у подножия горы. Здесь занимающиеся выполняют под-водящие упражнения. Далее он поднимается несколько вверх, чтобы видеть, как они делают повороты вокруг него.
В процессе занятий педагогу нужно следить за метеорологическими условиями — температурой воздуха, ветром, влажностью, снежным покровом. В зависимости от этих условий, их влияния на организм лыжников необходимо вносить коррективы в организацию и методику проведения урока.
Так, в дни с резко пониженной температурой воздуха занимающимся надо порекомендовать соответствующим образом одеться, в занятиях уменьшить паузы и объяснения на месте.
Занятия лыжной подготовки в школе
В настоящее время, как показывает практика, резко снизился интерес к лыжной подготовке. Одна из причин этого-монотонность урочных занятий. Найдется мало детей желающих, выполнять передвижение на лыжах кругами два урока подряд, или пробегать те же круги на время. А затем их уставших ждут следующие уроки. К тому же их экипировка довольно обременительна: большое количество сменной одежды, весьма громоздкие лыжи, которые надо нести в школу и обратно. Плюс отсутствие душа, то получаем стойкое отвращение к лыжной подготовке.
Постоянный бег кругами и сдача нормативов приводят к тому, что учащиеся не получают необходимых знаний, не вырабатывают умения технически правильно передвигаться на лыжах, они привыкли лишь бегать на них. Поэтому и после окончания школы, выйдя на лыжную прогулку, они сразу бегут и загоняют себя впервые же 15-20 минут. Такая прогулка превращается в самоистязание, надолго отбивающая желание повторить еще раз. Это вместо того, чтобы спокойно походить по лесу, любуясь зимним пейзажем, подышать свежим воздухом, покататься с горки. Словом, получить моральное удовлетворение, дать отдохнуть нервной системе и предоставить возможность поработать физическому телу. И, как не показалось бы странным, даже этому надо учить.
Практика показывает, что человек любит то, в чем хорошо разбирается. Детей надо учить технике – правильному передвижению на лыжах, и они полюбят этот вид спорта.
Кстати, техника таких движений сохраняется на всю жизнь, а вот выносливость со временем теряется (и довольно быстро). Значит, на занятиях лыжной подготовки в школе нецелесообразно тратить много времени на развитие выносливости. Гораздо важнее обучить технике передвижения на лыжах. Кроме того, работа над техникой развивает выносливость.
Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: научить детей владеть разными способами передвижения на лыжах.
Обучение способам передвижения на лыжах предполагает по мере овладения одним способом переходить к изучению другого, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего. Такая методика полностью соответствует и специфике передвижения на лыжах. На уроках лыжной подготовки передвижение на лыжах совершается в течение всего занятия, не только во время обучения тому или иному способу, но и при передвижении к месту занятий, к учебному склону, при возвращении в школу. Как правило, рельеф местности при этом бывает самым разнообразным.
Сокращение подготовительных упражнений до минимума, выполняемых на месте, и их замена специальными упражнениями, направленными на овладение отдельными элементами техники лыжных ходов, а также организация одновременного обучения ступающему шагу, повороту переступанием и скользящему шагу позволяет повысить эффективность обучения. Дает возможность учащимся быстрее приобрести навык управления лыжами, почувствовать их вес, скольжение на них, сохранять параллельное положение лыж, научиться свободному передвижению.
Классификация лыжных ходов в школьной программе.
КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Попеременные: | Одновременные: |
Четырехшажный; | Бесшажный; |
Двухшажный; | Одношажный: – основной вариант; – скоростной вариант; |
Двухшажный. |
СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
Попеременный | Одновременные: |
двухшажный. | Двухшажный; |
Одношажный; | |
Полуконьковый; |
Последовательность обучения лыжным ходам:
ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД
Имитация без лыж:
Имитация на снегу:
ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ ХОД
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ОДНОШАЖНЫЙ ХОД
Цикл хода состоит из одновременного отталкивания руками и одного скользящего шага:
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД.
ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ КОНЬКОВЫЙ ХОД
ИНВЕНТАРЬ
Лыжи, как пластиковые, так и деревянные, выбираются по размеру в зависимости от роста и массы человека. На лыжах не должно быть царапин, перекосов, искривлений.
Длина лыж должна соответствовать росту занимающегося и длине руки до основания пальцев (середина кисти). Более точно размер лыж определить можно по таблице (для классических ходов).
Как кататься на лыжах: инструкция для начинающих
Прогулки на лыжах – отличный способ выйти из дома в зимнее время, заняться активным видом отдыха. В крупных городах для катания есть специальные трассы, в регионах можно ходить по заснеженным полям. Занятия будут полезны как для физического, так и для психологического состояния. Даже спокойные тренировки укрепляют иммунитет, улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы, положительно влияют на мышцы.
В статье приведена подробная инструкция, как научиться кататься на беговых лыжах, даже если вы ни разу на них не вставали. О том, как выбрать лыжи и сопутствующее снаряжение, рассказано в другом разделе. Материал предназначен не только для абсолютных новичков, но и поможет освоить пару навыков для тех, у кого уже есть небольшой опыт катания.
Как кататься на лыжах: подготовка, выход на снег и первые шаги
После покупки новеньких лыж так и хочется быстрее опробовать их в деле. До того, как выйти на снег, нужно правильно одеться и подобрать обувь. Надевайте тёплые носки из микрофибры, короткие куртки спортивного стиля и утеплённые штаны, которые не будут стеснять движения. Для первого катания новичку стоит выбрать ровную местность без большого числа людей.
Как надевать лыжи и брать палки
Какие бывают крепления для ботинок
На всех видах беговых лыж есть одно из трех типов креплений: SNS, SNS-Pilot, NNN. Также фиксаторы можно разделить на механические и автоматические.
Эти крепления застегиваются по-разному.
Как застегнуть крепления SNS и NNN
Иногда на лыжах можно встретить старые, советские крепления.
Как стоять на лыжах
Как ходить на лыжах
Любое большое путешествие начинается с одного шага. Так и с лыжным спортом – чтобы научиться хорошо и правильно кататься, нужно начать ходить. Ниже перечислены практические упражнения, которые помогут освоиться с экипировкой.
Ходьба в бок
Ходьба по кругу
В этом упражнении есть два варианта выполнения, используйте каждый – пригодится во время катания и на поворотах.
Второй вариант выполнения очень похож, только на первом этапе вместо поворота ведущей ноги наружу, она поворачивается внутрь, то есть осуществляется поворот против часовой стрелки.
Махи ногами
Упражнение направлено на развитие чувства равновесия. В зависимости от текущего состояния физической формы и уровня уверенности на скользкой поверхности новички могут выполнять его с опорой на палки или без них.
Если не получается, начните с небольших махов не отрывая лыжу от поверхности снега.
Как выполняется скольжение на лыжах
Скольжение – основа каждого движения в лыжном спорте. Чтобы кататься правильно, не терять равновесие каждые несколько минут и не получить травму, пройдите тренировку, описанную ниже.
Скольжение на одной ноге
Занятие можно проводить с палками или без них. На данном этапе будет использоваться накатанная лыжня, что увеличит сложность задачи. Для начала упражнения нужно надеть только одну лыжу, вторая нога может оставаться в обычном ботинке.
По мере развития уверенности толчки будут становиться все сильнее. Дальше в работу нужно включать руки и палки.
Работа руками
Какой ход лыж выбрать начинающим
Есть два основных типа катания на лыжах: коньковый и классический ход. Тем, кто ранее не сталкивался с лыжами, коньками, роликами, лучше выбирать классический ход. Он проще в техническом плане. Если вы увлекались катанием на фигурных или роликовых коньках, лыжные тренировки коньковым ходом будут для вас легче и привычнее. Рассмотрим каждый стиль подробнее.
Классический ход
К особенностям стиля катания и подбора экипировки относятся:
Коньковый ход
Здесь потребуются коньковые лыжи – они подбираются по весу и росту – на 10-15 см меньше, чем классические лыжи при одном и том же росте спортсмена. Подробно о подборе лыж читайте в этой статье. Из нюансов техники катания:
Комбинированный ход на лыжах
Техника подходит для новичков, так как сочетает в себе движения обоих стилей. Для тестирования выбираются лыжи средней длины (или чуть больше среднего). Во время тренировки можно легко понять, какая из техник вам лучше подходит.
Как подняться на горку на лыжах
При изучении техники подъёма вопрос заключается в крутизне склона. Если наклон небольшой, используется классический двушажный ход на параллельных лыжах. Он выглядит как стандартный бег, чтобы не упасть во время подъёма, нужно помогать себе палками.
Для крутых склонов используется коньковый метод «ёлочкой». Поставьте пятки вместе, носки разведите в стороны, старайтесь врезаться в снег рёбрами лыж. Делайте короткие шаги и опирайтесь на палки, чтобы не упасть и не скатиться к началу горки.
Как научиться тормозить на лыжах
Перед тем, как правильно кататься на лыжах, нужно научиться быстро и безопасно тормозить. Независимо от вида лыж и техники катания, скорость сбавляется при постановке лыж носками по направлению друг к другу:
Не наклоняйтесь вперёд слишком сильно, это может привести к падению.
Альтернативный способ торможения
Как научить кататься на лыжах?
Организация уроков лыжной подготовки
До наступления лыжного сезона нужно познакомить учеников с элементами экипировки лыжника (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) и с правилами ухода за экипировкой.
Физическая подготовка тоже начинается заблаговременно. Осенью проводятся пробежки на открытой площадке, на слегка пересеченной местности. Упражнения: ходьба на полусогнутых ногах, имитация скользящего шага, имитация движений руками как при лыжной ходьбе, имитация положения при одноопорном скольжении, имитация попеременного двухшажного хода (все это можно выполнять с лыжными палками в руках).
Уроки по лыжным гонкам проводятся на открытой площадке. Желательно, чтобы ее размер составил 100 на 40 метров. Площадка может быть и меньше, но тогда нужно предусмотреть две лыжни: внешнюю и внутреннюю. Площадка должна быть защищена от ветра и, в идеальном варианте, находиться рядом со склоном, горкой.
Длина лыж должна соответствовать росту ученика с поднятой рукой. Лыжные палки, поставленные на пол – доходить до плеч ребенка.
Хранить лыжи лучше в прохладном месте с распорками. Перед занятием рекомендуется натирать лыжи мазью для лучшего скольжения.
Проводить уроки лыжной подготовки, как и другие занятия на свежем воздухе, лучше в конце учебного дня.
Переодевание, выдача и сдача лыж производятся на перемене.
Этапы урока лыжной подготовки
Построение учеников и объяснение задач урока.
Изучение элементов лыжного строя.
Организованное передвижение к месту занятий.
Общеразвивающие упражнения и игры на быстрое построение.
Изучение способов передвижения на лыжах, подъемы и спуски, игры на лыжах и без лыж.
Возвращение в школу.
Подведение итогов, обсуждение рекомендаций по лыжной подготовке во внеурочное время.
Элементы лыжного строя
Построение в шеренгу. Учитель указывает место, где должен стать правофланговый. Звучит команда: «В шеренгу становись!». Ученики становятся в шеренгу так, чтобы расстояние между ними составляло один шаг. Лыжи скреплены и находятся у носка правой ноги скользящей поверхностью вперед. Ученик поддерживает лыжи правой рукой. Когда звучит команда «Равняйсь!» ученики прижимают лыжи к плечу и поворачивают головы направо. Команда «Смирно!»: верхние концы лыж слегка подаются вперед. Когда ученики уже стоят на лыжах, то при построении концы палок должны находиться у носков ног, и при команде «Равняйсь!» все ученики, кроме правофлангового, прижимают верхние концы палок к груди, поворачивают голову направо.
Переноска лыж. Звучит команда «Под руку!». Ученики наклоняют верхние концы лыж вперед до горизонтального положения, одновременно поворачивая их скользящими поверхностями влево и вверх. Захватывают лыжи рукой под мышку. Переход к основной стойке осуществляется по команде «К ноге!»: ученики поворачивают лыжи скользящими поверхностями вниз, опускают к ногам. Команда «На лыжи становись!»: ученики берут лыжи в левую руку и кладут палки с правой стороны, разъединяют лыжи, встают на них, берут палки, принимают основную стойку.
Поворот на месте переступанием. Начинается с команды «Переступанием направо/налево!». Школьники поднимают носок правой/левой лыжи и, не отрывая пятки лыжи от снега, переставляют лыжу на полшага вправо. Затем приставляют левую ногу к правой. Таким образом, последовательным переступанием, выполняется поворот. Желательно научить детей поворачивать на четыре счета. Другие повороты: вокруг пяток лыж кругом, вокруг носков лыж. Начинать обучение поворотам лучше без палок. После палки должны не мешать и переставляться одновременно с перестановкой лыж.
Этапы изучения лыжных шагов в 1-4 классах
Ступающий шаг. Носки лыж поочередно поднимаются, пятки прижаты к снегу и так постепенно происходит передвижение вперед. При ступающем шаге скольжения нет. Вначале шаг изучается без палок, после ученики начинают использовать палки и тренируют шаг на подъеме.
Скользящий шаг. Выполняется толчок левой ногой и согнутая в колене правая нога выносится вперед, происходит скольжение на правой лыже. Одновременно с этим вперед движется левая рука. При скольжении туловище подается вперед в направлении правой ноги. Как только скольжение заметно замедляется, происходит толчок правой ногой и так далее. Также как и ступающий шаг, скольжение вначале изучается без палок.
Торможение падением. Беспорядочное падение, особенно вперед, очень опасно, поэтому обучение падению является важным элементом программы. Этапы правильного падения: 1. спускаясь по склону в основной стойке, глубоко присесть; 2. мягко упасть назад и в сторону на бедро, а затем на бок; 3. распластаться на снегу, широко раскинув руки с палками вверх и в стороны; 4. лыжи развернуть поперек склона.
Попеременный двухшажный ход (основной в лыжных гонках). Левая нога двигается вперед и одновременно выносится вперед правая рука с палкой. Правая нога и левая рука в это время делают толчок. Вес тела переносится на левую ногу, происходит одноопорное скольжение на левой лыже. При замедлении скольжения правая палка ставится на снег на уровне носка левой ноги. Далее следуют такие же движения правой ногой и левой рукой и так далее.
Подъем скользящим шагом. Очень похож на попеременный двухшажный ход, но шаг короче, движения чаще, опора на палки сильнее.
Спуски. В высокой стойке: ноги слегка согнуты, одна лыжа немного впереди (выполняется на крутых склонах). В низкой стойке: ноги сильно согнуты, туловище подано вперед, руки впереди (выполняется на прямых пологих и длинных склонах).
Торможение «плугом». Задние концы лыж раздвигаются в стороны, носки сближаются. Лыжи ставятся на внутренние ребра, колени прижаты друг к другу, происходит давление пятками на лыжи.
Подъем «полуелочкой». Выполняется ступающим шагом по косому направлению. Нога, находящаяся выше по склону, выставляется вперед в направлении подъема скользящим движением, другая лыжа ставится на внутреннее ребро и развернутым наружу носком. Следует отработать на ровной местности.
Подъем «лесенкой». Лыжи располагаются поперек склона так, чтобы верхняя была на наружном ребре, а нижняя — на внутреннем. Лыжи переставляются поочередно. Опора при этом приходится на обе палки.
Поворот переступанием. При повороте налево после небольшого разбега, во время скольжения на лыжах в полуприседе, тяжесть тела переносится на правую лыжу. Левая лыжа поднимается с развернутым влево носком и ставится на снег в новом направлении, после правая лыжа приставляется к левой. Для переступания в правую сторону ноги меняются соответственно. Следует отработать на ровной местности.
Процесс обучения
Обучение проводится в несколько этапов. Урок состоит из трёх частей: подготовительная (20 минут), основная (75 минут) и заключительная (5 минут). Первое занятие считается ознакомительным. Дети учатся следующему:
Первое занятие проводится с целью проверки умения детей ходить на лыжах. Последующие уроки начинаются с отработки строевых приёмов на месте и в движении. Будущие лыжники знакомятся с профилактикой обморожений. Если температура окружающей среды низкая, должен выполняться медленный бег без лыж на протяжении 5 минут. Способ эффективен от обморожения пальцев ног.
Другие особенности обучения:
Классические упражнения по передвижению на снаряжении включаются в каждое занятие. Они выполняются в основной части урока. Физические нагрузки возрастают постепенно, что способствуют развитию выносливости и скорости в перемещении на лыжах. Если ученики выполняют шаги колонной, наиболее подготовленный учащийся является замыкающим.
В его задачи входит:
Чтобы в строю была дисциплина, учитель обязан строго пресекать любые нарушения.
Требования к снаряжению
В подготовку к занятию входит опрятный внешний вид ученика. Отдельно предъявляются требования к подбору лыж. Учитывается рост и вес спортсмена. Крепление должно находиться в устойчивом положении. Для этого оно монтируется по центру лыжи, а снизу фиксируется надёжно ботинок. Рекомендуется использовать жесткие крепления либо резиновые аналоги.
Палки комплектуются специальными наконечниками, кольцами, ремнями для кистей. Они считаются универсальными, если регулируется длина. Ботинки подбираются по размеру ноги. Периодически они смазываются гуталином. Средство — отличное препятствие для проникновения влаги. Чтобы предупредить быстрое замерзание, нельзя зашнуровывать обувь туго, обвязывая шнурки вокруг ноги. В таком случае нарушается кровообращение.
После уроков ботинки просушиваются. Не рекомендуется использовать печку либо батарею. В противном случае обувь будет жёсткой. Ботинки надеваются на 2 носка, изготовленных из шерсти и хлопчатобумажной ткани. Описание одежды:
Рекомендуется носить свитер, который будет перекрывать брюки при сильном наклоне туловища в разные стороны. Подготовка лыж к соревнованиям требует наличия головного убора и перчаток. Если тренировки проводятся в суровых районах, лучше носить шапочку, прикрывающую уши. Дополнительно используются специальные наушники. После получения инвентаря необходимо проверить его на исправность, развязав лыжи до выхода на улицу.
Чтобы предупредить появление льда на инвентаре, необходимо дать им время остыть. Лучшая профилактика травматизма — соблюдение правильной техники выполнения упражнений. Независимо от способа передвижения на лыжах соблюдается дистанция до впереди идущего ученика 3−4 м, а на спуске — до 30 м. В последнем случае запрещено выставлять вперёд палки.
Чтобы остановиться быстро, рекомендуется присесть, упасть на бок, удерживая инвентарь сзади. В конце спуска спортсмен не останавливается у подножия склона. Для выполнения прыжков с трамплина требуется специальная подготовка и лыжи. Нельзя пересекать инвентарь других спортсменов.
Принципы проведения уроков
Обучение предполагает попеременный переход от одной техники передвижения к другой. На протяжении всего курса дети обучаются новым методикам, одновременно совершенствуя предыдущие. Подобная методика соответствует специфике перемещения на лыжах. На уроках передвижение совершается во время обучения, с целью достижения учебного склона, при возвращении на базу. Установленные принципы распространяются на любой рельеф.
Чтобы повысить эффективность уроков, рекомендуется:
Если программа составлена правильно, ученики смогут за курс приобрести навыки по управлению лыжами с учётом их веса, сохранив их параллельное расположение. В основе классификации лыжных ходов находится классический и свободный стили. В первую группу входят следующие методики:
Свободный либо коньковый стиль характеризуется попеременными и одновременными методиками. Существует специальная схема последовательности обучения ходам. В качестве разминки выполняются упражнения на месте, но без инвентаря. На следующем этапе выполняются спортивные задачи на лыжах и на месте.
Способы выполнения двухшажного хода:
На снегу ученики работают без палок, выполняя упражнение «самокат», имитируя плуг.
Описание подъёмов
Если задания выполняются на некрутом уклоне, соблюдается ступающий шаг. Лыжами нужно притопывать, оказывая упор на палки сзади. Другие упражнения на подъёмах:
Правила ухода
Лыжи деревянные и пластиковые подбираются по размеру, основываясь на массе тела и росте ученика. Рекомендуется пользоваться инвентарём без царапин, перекосов и искривлений. Длина должна соответствовать росту. Учитывается расстояние от плеча до окончания пальцев руки. Чтобы улучшить скольжение лыж по снегу, обеспечив их сцепление, используются мази и парафины.
Дополнительно составы предупреждают преждевременный износ. Если средство наносится тонким слоем, лыжи хорошо скользят, а толстый слой обеспечивает прочное сцепление при выполнении зигзагообразных упражнений, змейки. Мазь с низкой температурой скользит лучше. Специалисты советуют использовать одновременно несколько составов.
Таким способом можно добиться получения комбинированного слоя. Нужно наносить на носок, пятку и желоб скользящую мазь, а на середину — состав удерживающего типа. Чтобы обработать коньковые ходы, используется парафин. Его нужно распространить по всей поверхности. Мази, которые применяются для лыж, классифицируются на 3 группы: