С чего начинается коуч сессия
Как построить коуч сессию
Коучинг считается одной из самых популярных профессий в мире. В рамках программы «The Art Science of Coaching Module I — IV» изучается структура коуч сессии, происходит обучение методологии, которая позволяет управлять проектными и жизненными целями, а также удерживать фокус внимания на трансформации, отвечающей потребностям сегодняшней жизни.
Одним из самых интересных, пожалуй, инструментов является структура персональной коуч-сессии. Это, по сути, пошаговая инструкция, которая позволяет четко и ясно представлять структуру сессии и при точном следовании позволяет достигать результатов сессии.
Согласно установленной структуре коучинг начинается с вхождения в коуч-позицию. Коуч-позиция помогает установить раппорт, задавать открытые вопросы и подводить промежуточные итоги на протяжении все сессии.
РАППОРТ
В рамках установления раппорта коуч проявляет искренний интерес, различные варианты слушания, подстраивает тональность своего голоса под тональность клиента используя слова смягчители.
СТРУКТУРА КОУЧ СЕССИИ: КОНТРАКТ
При заключении контракта на сессию можно использовать алгоритм: «У нас есть 40 минут: что ты хочешь прояснить для себя? Почему это важно? Что будет самым наилучшим результатом к завершению сессии?» На данном этапе можно использовать стандартные вопросы коучинга. Такие, например, как:
В конце данного этапа обычно формулируется цель на сессию, которая должна отвечать следующим требованиям:
СТРУКТУРА КОУЧ СЕССИИ: СОЗДАНИЕ ОПЫТА
На данном этапе сессии происходит та самая трансформация, ради которой и состоялась сессия.
Мы можем использовать вопросы. Такие, например, как:
Очень неплохо использовать методологию логических уровней:
На данном этапе можно также использовать большое количество техник, таких как
После проведения этого этапа коучинга необходимо свериться с клиентом и перейти к следующему этапу.
ШАГИ ДЕЙСТВИЯ
Данный этап является важным, так как отвечает на вопрос «Как ты можешь этого достичь?». На этом этапе прорабатываются шаги, которые клиент будет совершать при движении к цели. В формировании шагов нам помогают такие вопросы, как: «Какие следующие шаги ты можешь сделать в ближайшее время? Когда?»
СТРУКТУРА КОУЧ СЕССИИ: ЦЕННОСТЬ ДЛЯ КЛИЕНТА
Коуч задает вопросы на прояснение: «Что было для тебя самым ценным, полезным в этой сессии?» Это может быть:
БЛАГОДАРНОСТЬ КОУЧА
Это завершающий этап коуч-сессии, на котором коуч благодарит клиента по логическим уровням. Логические уровни мы описывали выше.
Что такое коуч-сессия?
Коуч-сессия — это персональная структурированная беседа, или так называемая рабочая встреча коуча и клиента, направленная на получение конкретного результата. Вместе с коучем в начале коуч-сессии клиент определяет тот результат, который он хочет получить к концу встречи. В зависимости от конкретного запроса клиента таких бесед (встреч) может быть несколько, что определяется на первой, так называемой вводной коуч-сессии.
Что такое вводная коуч-сессия?
Знакомство клиента и коуча происходит на первой, вводной, как правило, БЕСПЛАТНОЙ встрече (коуч-сессии).
• коуч рассказывает о себе, своей квалификации и практике работы в сфере коучинга
• клиент рассказывает о себе и что он ожидает от коучинга
Поскольку коучинг на нашем рынке — это сравнительно новый метод работы, наши клиенты не всегда располагают достоверной информацией о нем. В связи с этим при необходимости коуч объясняет клиенту, что такое коучинг и чем коучинг отличается от смежных профессий.
На первой вводной встрече коуч и клиент решают вопрос, подходит ли клиенту технология коуч-консультирования. Возможно, для решения озвученной проблемы требуется специалист из другой смежной области, например, психолог, эксперт, оргконсультант, или клиент просто не готов брать на себя ответственность за те изменения в его жизни, которые сопутствуют достижению результата.
Далее коуч в соответствии с запросом клиента из любой сферы жизни (финансы, карьера, семья, здоровье, отношения с близкими людьми и т.д.) помогает ему:
Как показывает практика, работа с запросом клиента чаще всего выходит за рамки 1-2 коуч-сессий. Поэтому, если клиент и коуч принимают решение о партнёрском взаимодействии в формате коуч-консультирования, то коуч и клиент оговаривают организационные вопросы и вопросы конфиденциальности и надежности в процессе дальнейшей совместной работы.
К организационным вопросам относятся следующие моменты:
Вопросы конфиденциальности и надежности касаются профессионализма коуча и соблюдения коучем вопросов этики.
Как проходят коуч-сессии?
На коуч-сессиях коуч, задавая эффективные вопросы и используя техники коучинга помогает клиенту развивать ОСОЗНАННОСТЬ.
ОСОЗНАННОСТЬ представляет собой полную ясность восприятия человеком фактов и информации, относящихся к конкретному запросу. Ясность того, что человек делает, как это делает, о чём он при этом думает, что чувствует и зачем это ему нужно.
ОСОЗНАННОСТЬ помогает человеку сделать наилучший ВЫБОР при принятии решений в каждой конкретной ситуации (в отличие от того, как привык делать клиент обычно или под воздействием внешних обстоятельств, например, кто-то сказал, или что-то посоветовал).
Осознанный ВЫБОР, когда человек внутренне убеждён в правильности своего решения побуждает его к ДЕЙСТВИЮ и ведет к самоуважению. А если человек сделал выбор ОСОЗНАННО, то он принимает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, за «авторство» своих ПЛАНОВ, ДЕЙСТВИЙ, РЕЗУЛЬТАТОВ на себя.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, в свою очередь, означает возможность ЛИЧНОГО ВЫБОРА, а выбор — это СВОБОДА.
Вы также можете обучиться в нашей Академии новой перспективной и всё более востребованной профессии коуч по программе «Лайф коучинг. Базовый курс «
…или освоить элементарные коучинговые знания и навыки, которые позволят Вам сделать Вашу жизнь ещё более гармоничной, сбалансированной и счастливой! В этом случае, добро пожаловать на проект «САМ СЕБЕ КОУЧ».
И мы с радостью поможем Вам в Ваших начинаниях!
А ещё мы будем рады Вас видеть на других очень интересных и увлекательных мастер-классах, программах и тренингах нашей Академии!
Как проходит коуч-сессия и какой она дает результат
Содержание:
Сегодня всё больше людей обращаются к коучу за помощью, потому что работа с ним направлена на достижение конкретного результата – улучшить материальное положение, добиться карьерного роста, наладить отношения с противоположным полом, повысить уверенность в себе, научиться выходить из зоны комфорта. Не так важно, какую цель вы поставили – если она направлена на ваше будущее, коуч поможет вам найти способы ее достижения путем наименьшей затраты времени и сил. Как проходит коуч сессия? На что она направлена? Какой итог вы получите после встречи с коучем? В чем важность этой работы? На все эти вопросы я сегодня и отвечу.
Что важно знать о коуч-сессиях
Коуч-сессия всегда направлена на достижение цели – профессиональный успех, начало или расширение своего бизнеса, налаживание семейной жизни, личностный рост. В среднем длительность одной встречи составляет от 30 до 60 минут.
Количество встреч зависит от сложности запроса. Некоторые задачи можно решить за 2–3 сеанса, другие за 15. Но каждая встреча предполагает достижение конкретного результата.
Диагностические коуч-сессии проходят с определенными особенностями. У них короткий формат, направленный на установление контакта с коучем, осознания, подходит ли вам метод коучинга, а также чтобы на своем опыте убедиться, насколько работа в таком формате помогает в саморазвитии и достижении успеха.
Коуч-сессия проходит в формате диалога. Коуч не навязывает своего мнения, не дает вам советов. Он задает вопросы, помогая вам самим найти ответы, потому что только вы можете принять правильное решение относительно вашей жизни.
Алгоритм проведения коуч-сессии
Для профессионального качественного взаимодействия с коучем всегда должен быть четкий план коуч-сессии, состоящий из нескольких этапов:
На этом этапе вы рассказываете о трудностях, с которыми столкнулись. От запроса будет зависеть всё дальнейшее взаимодействие. Например, запрос может звучать как: «не могу выйти на такой-то уровень дохода», или «хочу научиться делать первый шаг при знакомстве», или «хочу начать свой бизнес». Порой запрос может звучать более неопределенно: «хочу жить счастливо», «хочу наладить отношения в рабочем коллективе». Бывает, что у человека вообще нет четкого запроса, он просто ощущает, что жизнь не радует или что он живет «не своей жизнью, которая не приносит ему удовольствия», кажется, что он ходит по кругу «дом-офис-дом».
В таких случаях коуч помогает осознать свои желания, потребности, проблемы, сформулировать четкий запрос.
Именно на этом этапе важно, чтобы клиент сформулировал четкую цель – что он ждет в результате работы. И по каким критериям он поймет, что добился этого результата. То есть намечаются четкие границы работы, желаемый итог, на который будет направленно всё взаимодействие с коучем.
На этом этапе коуч-сессия проходит в рамках осознания ответов на вопросы:
Этот шаг позволяет расширить горизонт событий. Когда человек находится внутри своей проблемы, он, как правило, видит только одну дорогу к ней – прямую, и пытается ее пройти, спотыкаясь на одних и тех же кочках, проваливаясь в одни и те же ямы. В итоге вся энергия уходит на то, чтобы выбраться из них, тогда как цель так и не становится ближе. Коуч поможет увидеть, что есть еще много других путей, которые гораздо легче.
Человек намечает наиболее благоприятный путь к своей цели, составляет план маршрута, разрабатывает конкретные шаги и приступает к действию.
Каждая встреча заканчивается подведением итогов, то есть осознанием того результата, которого вы добились за последний час – а он всегда есть, то есть вы всегда решаете важные для себя задачи. Также у вас могут быть домашние задания, которые нужно сделать до следующей встречи.
Когда главная цель, с которой пришел клиент, достигнута – он подводит итог того, как прошла коуч-сессия, осознает путь, который они прошли с тренером, успех, которого добились, ассимилирует полученный опыт.
У человека, чтобы достигнуть своих целей, изменить жизнь, есть все инструменты. Главное, научиться правильно их использовать. Приглашаю вас в Академию осознанного мышления, где наши профессиональные коучи помогут раскрыть ваш истинный потенциал и стать лучшей версией себя.
Видео
С чего начинается коучинг? Или как вы понимаете, что готовы к коуч-сессии с клиентом? (Нателла Сидорова)
С чего начинается коучинг? В профессиональном фокусе начинающих коучей всегда можно найти особенный и живой интерес к инструментам и техникам. Я помню себя, еще молодого коуча, в процессе первого обучения мне очень хотелось насобирать в копилку как можно больше эффективных и глубоких вопросов, которые я наблюдала в работе Мастеров-коучей и особенных или даже волшебных техник. И мне тогда казалось, чем больше мой профессиональный арсенал, тем я более подготовлена и уверена перед своим клиентом. Но на самом деле это не самое главное для коуча…
С чего начинается коучинг? С личности Коуча! Эффективность коучинга напрямую зависит от уровня осознанности личности коуча плюс владение профессиональными компетенциями. Самая важная компетенция и именно с нее начинается коучинг – коучинговое присутствие или мы ее еще называем коуч-позиция.
Мне в последнюю очередь хотелось бы с вами говорить на академическом профессиональном языке, я просто хочу поделиться с вами одной историей, которая помогла мне это осознать в полной мере и получить очень яркий опыт кристально чистого коучингового присутствия. Самое интересное, что этот опыт я получила будучи клиентом, а не коучем.
На одном из обучений коучингу я встретила молодую девушку. Она училась в группе со мной. Ей тогда было 15 лет, при этом уровень ее осознанности позволял ей просто Быть, быть чистой и необусловленной никаким прошлым опытом и собственной картиной мира. Мы готовились работать в упражнении, где необходимо было провести сессию за 5 минут. Ну конечно же, она немного переживала перед сессией. Было заметно, что она испытывала некоторый стресс. Перед упражнением мы всегда проводили онтологическую подготовку к сессии, где и коуч и клиент готовились к диалогу. Работая с ней в паре в качестве клиента, я исследовала тогда для себя вопрос через состояние, где я как будто бы ничего не знаю о своей ситуации, которую решаю. Как если бы, у меня нет никакого прошлого по отношению к моему вопросу. И кстати, этот диалог продолжался ровно 5 минут. Не больше и не меньше. Мы сидели рядом с закрытыми глазами перед тем, как начать говорить. Как только я открыла глаза и посмотрела на нее, я увидела, как будто бы другого человека. Она в тот момент излучала такую чистую энергию принятия, безусловного принятия и любви. От вибраций стресса не было даже и следа. Мне казалось тогда, что я видела Свет. Она стала задавать вопросы, искренне интересуясь моим вопросом, который я хотела решить, а я почувствовала этот Свет в себе. Словно я соединилась с источником ответов на все свои вопросы. Тогда на мой вопрос открылись очень важные и ценные инсайты по его решению. Это было невероятным впечатлением и в последующем полученный опыт оказал на меня, как коуча, сильное влияние.
Хочу поделиться с вами моими осознаниями после.
Первое, что важно – это подготовка коуча и клиента. Как коуч я готовлюсь перед каждой сессией, создаю свое пространство коуч-позиции, через вопрос: «Что важного я хочу создать в этой сессии?» Отвечая на этот вопрос, я осознаю свою установку из роли коуча. Например, такой установкой может быть: «Я создаю пространство ясности для клиента, и Чемпион находит наилучшее для себя решение». Я работаю тогда на создание 100% ясности для клиента в его движении в сессии к заявленному результату.
Дальше я отвечаю себе еще на один вопрос: «Каким я вижу и слышу своего клиента? Или каким я выбираю видеть и слышать своего Чемпиона?»
И завершаю вопросом: «Какой я вижу и слышу себя, как коуча? Или какой/им я выбираю видеть и слышать себя, как коуча?»
Дальше я создаю пространство своей коуч-позиции. И если вам интересно об этом подробнее узнать, то ждите мою следующую статью, где я поделюсь своими лайфхаками в создании пространства сильной чистой коуч-позиции. И что делать, если вы вдруг потеряли ее прямо в сессии. А пока приглашаю вас использовать эти 3 простых шага в онтологической (бытийной) подготовке коуча к сессии.
Клиенту тоже важно пройти подготовку к сессии, особенно тогда, когда он находится в бешеном ритме. Я всегда приглашаю клиента замедлиться и побыть в паузе, наслаждаясь ею. Приглашаю Чемпиона в проживание момента «Здесь и Сейчас».
И возвращаясь к моему примеру, когда мы завершили нашу сессию, я поинтересовалась у моего юного коуча, какой она видела меня, как клиента. На что она ответила: «Мой клиент, зрелая личность, видящая истину и смотрящая в саму Суть.» Мое любопытство подтолкнуло поинтересоваться какой тогда она видела себя, как коуча. И знаете, что она сказала?
— «Я самый лучший Коуч для моего Клиента.»
Вот так простыми действиями начинает создаваться устойчивая и глубинная коуч-позиция. И в завершении я хочу поделиться цитатой, которая попадает в самое сердце коуч-позиции.
Наш самый большой страх – не в том, что мы не полноценны. Потаенный страх в том, что мы можем оказаться чрезмерно могучими. Нас больше пугает не наша Тьма, а наш Свет.
Мы задаем себе вопросы: «А кто я собственно такой, чтобы быть ярким, талантливым, красивым, умным?» А надо спрашивать наоборот: «Да кто я такой, чтобы не быть всем этим?!»
Нет ничего просветленного в стремлении спрятаться в угол, чтобы другие люди не ощущали неуверенности рядом с вами.
Мы все должны сиять, как дети. Мы родились, чтобы восславить Бога, который есть в каждом из нас. Не в избранных, а во всех до единого.
Позволяя своему Свету светить, мы бессознательно разрешаем остальным делать тоже самое.
И когда мы освобождаемся от страха, наше присутствие освобождает от него остальных.
Нателла Сидорова
сертифицированный коуч Международного Эриксоновского Университета коучинга
Коучинг — что это такое, базовые инструменты и типовая модель коуч-сессии
Коллеги, всем привет!
В наши дни, наверное, каждый хоть раз слышал слова «коучинг» или «коуч» (а те, кто работает в ИТ, может быть, слышали эти слова чаще, чем хотели бы:)). Но как ни странно, далеко не каждый знает, что на самом должно стоять за этими словами. Поэтому в сегодняшней статье хотелось бы раскрыть две темы:
Дать представление о том, что такое коучинг в классическом понимании этого термина.
Рассмотреть несколько простых коучинговых инструментов, которые любой может использовать в жизни и в работе без какой-либо специальной подготовки.
Начнем с определения коучинга. Зачастую этот термин ассоциируется с чем-то, что идеально описывает следующий мем:
Такое представление о коучинге возникло, мягко скажем, не на пустом месте, но тем не менее оно далеко от классического определения.
Международная федерация коучинга, ICF, определяет коучинг как процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором клиент с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал.
Честно скажу, когда первый раз увидел это определение, то мысли были примерно такие:
Но на самом деле, все не так плохо, и если раскрыть эти общие слова чуть подробнее, то в них появляется смысл:
Коуч отвечает за то, чтоб помочь клиенту найти наиболее подходящий способ решения его запроса. При этом коуч помогает клиенту осознать свои зоны роста и найти самому способы продвижения в этих зонах.
Клиент отвечает за то, чтоб активно и самостоятельно (пусть и с помощью коуча) находить решения своих задач и реализовывать их на практике.
Здесь ключевой момент в том, что коуч ничего не предлагает, не советует и ничему не учит, он помогает клиенту объективно увидеть ситуацию и самому выбрать наиболее правильное для него решение.
Тут может возникнуть вопрос «А если коуч не дает советы, то зачем он вообще нужен»?
Если в двух словах, то логика в том, что есть ситуации, где опыт других не особо применим, т.к. то, что помогает одному, может быть бесполезно для другого. И здесь уже важнее найти индивидуальное решение, которое поможет конкретному человеку в конкретной ситуации.
Примечание. В ICF для выдачи советов есть менторинг и наставничество (тут снова хочется вспомнить про картинку выше:)).
У такой модели взаимоотношения между клинетом и коучем есть свои ограничения и область применения, рассмотрим их подробнее:
1. Со стороны клиента:
У клиента должен быть запрос, который он готов прорабатывать в коучинговом формате. Если у клиента нет запроса, и он ничего не хочет решать – коучинг становится бессмысленным.
Клиент готов брать ответственность за себя, свое будущее и свои решения. Как ни странно, но не все на это готовы.
Клиент компетентен в той сфере, где лежит запрос. Например, если клиент – СЕО, и хочет определить для себя будущее своей компании, то он компетентен, т.к. знает и компанию, и бизнес, и рынок. Тогда подобный запрос можно разбирать в коучинговом формате. Если клиент – мастер маникюра с запросом из серии «хочу поднять +500K на Forex-е», скорее всего, это запрос не для коучинга. Ну или для специфического коуча:)
2. Со стороны коуча:
Коуч не дает советов.
Коуч честен с клиентом, но при этом не оценивает действия клиента. Коуч должен быть «зеркалом» для клиента. Если клиенту не нравится то, что он видит – это не вина зеркала.
Коуч искренне хочет помочь клиенту найти лучшее решение для клиента.
Коуч осознает границы своих возможностей и компетенций.
3. Нет смысла применять коучинг для шаблонных операций, где существуют готовые решения и лучшие практики.
Грубо говоря, если надо обучить кассиров тому, как быстрее пробивать товары на кассе, или автомехаников тому, как менять масло на ТО, то для этого не нужен классический коучинг. Коучинг применим там, где нет типового и стандартного решения, которое можно взять и использовать в готовом виде.
Теперь, когда коротко определили основные принципы и ограничения коучинга, рассмотрим базовые инструменты.
Инструмент 1 (открытые вопросы).
Т.к. коуч не дает советов, и клиент должен самостоятельно найти решение своего запроса, то задача коуча в первую очередь состоит в том, чтоб помочь клиенту посмотреть на его запрос под разными углами и объективно увидеть ситуацию в целом. Сделать это можно только с помощью правильных вопросов.
Вопросы бывают двух типов: открытые и закрытые.
Закрытый вопрос – вопрос, формулировка которого подразумевает только ограниченное множество ответов, например:
Ты будешь кофе с молоком или без?
Тебе удобно запланировать встречу в 14 или в 15ч?
Мы будем тестировать этот функционал или сразу выведем на прод?
Такие вопросы хороши для манипуляции, т.к. создают иллюзию выбора, но они не стимулируют появление новых идей.
Открытый вопрос не ограничивает ответ клиента и дает ему свободно высказаться. Обычно, это вопросы, которые начинаются с вопросительного слова «Что», «Как», «Когда», «Почему», «Насколько» и т.п. Вот как можно было бы переформулировать закрытые вопросы из примера выше в открытые:
Что бы ты хотел выпить?
Какое время встречи для тебя наиболее удобно?
Насколько было бы полезно проверить этот функционал перед выводом в прод?
Еще примеры открытых вопросов:
Насколько ты удовлетворен качеством своей работы?
Что бы ты посоветовал поменять в процессе тестирования?
Как ты относишься к тому, что мы не можем выпустить релиз с первой попытки?
Отвечая на открытый вопрос, клиент высказывает свое мнение и лучше осознает ситуацию, свои потребности, цели и т.п. Поэтому основной инструмент в работе коуча – открытые вопросы.
Инструмент 2 («А что еще?»)
Очень часто, когда мы сталкиваемся с каким-то вопросом или задачей, первый вариант решения приходит очень быстро, почти не думая. Например, «Что мы можем сделать, чтоб выполнить задачу вовремя? – Сократить объем задачи/увеличить ресурсы/сэкономить на качестве» и т.д. и т.п.
Такие решения находятся быстро потому, что мы используем наш опыт и уже готовые «шаблоны» решений.
Эти «шаблонны» могут оказаться вполне эффективными и полезными, и тогда все ок, никаких проблем.
Но есть вопросы, где типовые решения не работают, и как раз такие вопросы чаще всего и попадают к коучу.
В этой ситуации надо помочь клиенту выйти за рамки привычных ограничений, и самый простой способ – задать собеседнику вопрос «А что еще можно сделать»? и желательно не один раз, а как минимум три. Звучит банально, но работает.
Наверняка, многие замечали, что подобные вопросы часто задают ведущие различных тренингов. Цель – именно в том, чтоб вытянуть из аудитории нешаблонные ответы.
Если не верите – попробуйте провести эксперимент. Когда будете искать решение какой-то задачи, не останавливайтесь на первом же ответе, а задайте себе или собеседнику несколько раз вопрос «А что еще можно сделать?». Скорее всего, начиная с третьего вопроса ответы будут гораздо креативнее:)
Инструмент 3 («сдвигающие» вопросы).
«Представь себе, что ты уже успешно провел переговоры о повышении ЗП, какие аргументы ты привел на этих переговорах?».
«Представь, что мы уже оптимизировали процесс вывода релиза, что мы сделали в первую очередь, чтоб подготовить план оптимизации?».
«Представь, что ты уже сдал сертификационный экзамен, где ты смог найти информацию, которая помогла в подготовке?/кто смог помочь тебе в подготовке?».
Можно немного модифицировать этот метод и предлагать собеседнику представить не то, что он сам уже решил проблему, а представить другого человека, который столкнулся с такой же проблемой, но уже решил ее. Например:
«Представь себе человека, которому нужно было бы расставить приоритеты между этими задачами, на основании каких критериев он бы мог это сделать?».
«Представь себе успешного трейдера, который удачно сформировал портфель акций. Что могло помочь ему в выборе?».
«Если бы ты смотрел на вопрос глазами успешного маркетолога, с чего бы ты в первую очередь начал компанию?»
Инструмент может показаться странным – «Если я знаю ответ, то я найду его и без сдвигающих вопросов, а если не знаю, то могу хоть 100 раз представить себя кем-то, и ничего не поможет».
Отчасти логично, но практика показывает, что почему-то, когда мы смотрим на вопрос со стороны, нам легче сломать «шаблон». Если все равно не верится – попробуйте несколько раз, результат скорее всего вас удивит:)
Инструмент 4 (шкала).
Этот инструмент помогает объективно оценить текущую ситуацию относительно тех изменений, которые мы хотели бы получить, и определить шаги, которые нужно сделать для реализации изменений. Суть инструмента простая:
1. У нас есть шкала от 1 до 10, где 1 – это наименее приемлемый вариант, 10 – состояние, которое максимально реализует запрос клиента.
2. Предлагаем клиенту описать состояние, соответствующее 1 и 10 на этой шкале. Например:
Если запрос из серии «хочу улучшить качество своей жизни», то предлагаем ответить на вопрос, какое качество жизни соответствует 1 (самое плохое) и какое качество жизни соответствует 10 (тот идеал, который хочет получить клиент).
Если запрос из серии «хочу создать команду мечты», то просим описать, что какое команда на 1 по шкале, и что такое команда на 10.
И т.д. Иногда можно попросить дополнительно описать клиента состояние, которое соответствует середине шкалы – 5ке (так будет проще сделать следующий шаг).
3. Просим клиента определить его текущее состояние на этой шкале, например, «как бы ты оценил свой текущий уровень жизни?», «как бы ты оценил свою текущую команду».
4. Далее просим клиента описать состояния, которое отличается на 1 и на 2 деления от его текущего состояния по шкале. Например, если клиент свое текущее состояние оценил на 6, то просим описать его, что появляется в состоянии, которое он оценил бы на 7 и на 8, и явно проговорить, чем состояние на 7 и на 8 отличаются от состояния на 6.
5. После этого задаем вопрос, что нужно поменять, чтоб изменить его состояние на 1 и на 2 пункта по шкале – «что нужно изменить, чтоб ты оценил свою команду на 7, а не на 6».
6. После этого определяем план действий, который необходим для реализации изменений.
Шаблон коуч-сессии.
Для того, чтоб коуч сессия была эффективна и полезна для клиента, она должна быть структурирована (т.е. коуч не просто так задает вопросы в произвольном порядке, а делает это в рамках структуры). Правильно выстроенная структура сессии помогает клиенту быстрее осознать и проанализировать свой запрос.
Один из самых простых, но эффективных вариантов структуры коуч-сессии – модель GROW (Goals-Reality-Opportunity-Will).
Goals – определяем с собеседником (клиентом) цель запроса – что он хочет для себя решить, как это повлияет на его жизнь, почему это важно для него. Критерии «хорошей» цели:
Экологична – положительно влияет на клиента и его окружение (в противном случае достижение цели может привести клиента к разочарованию).
Соответствует критериям SMART – мы должны понимать, что и когда мы хотим сделать, и как поймем, что мы ее достигли. Например, цели вида «Хочу стать успешным» сформулирована не по SMART, и для нее нужно определить критерии успешности, в какие сроки мы хотим этого достичь, как поймем, что мы получили желаемое и т.д. и т.п.
Reality – совместно с собеседником проясняем текущую ситуацию, узнаем ее описание As-Is. Уточняем, как текущая ситуация влияет на собеседника в конкретный момент и на его жизнь в целом, почему это его не устраивает, к каким последствиям приводит и т.д. и т.п.
Will – помогаем собеседнику детально описать ближайшие шаги, которые нужно сделать, чтоб реализовать выбранные ранее варианты. Желательно для каждого шага определить сроки и критерии выполнения.
Вот собственно и все, о чем сегодня хотелось бы рассказать. В завершение еще раз отмечу, что все, что описал в этой статье, это про классический коучинг, и в реальной жизни его используют далеко не все, кто называют себя коучами:)
Более того, многие коучи и советы дают, и рекомендации, и рассказывают про лучшие практики, и даже навязывают свое мнение там, где, на их взгляд, это может быть полезно клиенту:). Но даже при таком подходе они зачастую опираются на те базовые знания и инструменты, о которых я рассказал выше. Надеюсь, эти инструменты будут полезны и вам.