С чего начинается коррекционная работа при заикании
Заикание у взрослых: причины и основные методы коррекции
Среди нарушений речи, встречающихся сегодня, одним из самых распространенных и сложных является заикание. Оно возникает из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождается заминками, повторениями отдельных звуков и введением в речь добавочных слов.
Эта патология развивается в детстве, первые симптомы можно заметить у ребенка в возрасте 4-5 лет, но некоторые люди начинают заикаться в более зрелом возрасте. Заики часто сами считают свое заболевание неизлечимым, поскольку походы к логопедам не увенчались успехом. Однако заикание не приговор – при правильном подходе к коррекции можно избавиться от этого дефекта речи. В этой статье мы рассмотрим возможные способы лечения заикания.
Немного истории и причины возникновения
Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.
Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.). Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой.
История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.
С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:
Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.
Особенности патологии
Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.
Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:
Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.
У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь. Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым. Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.
Исходя из причин возникновения, заикание делят на два вида.
Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.
Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.
Методы коррекции
Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.
Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:
Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.
Следует помнить, что разовый поход к логопеду не поможет. Не стоит также рассчитывать на то, что врач даст «чудо-пилюльку» и заикание исчезнет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикающийся будет неукоснительно выполнять рекомендации всех специалистов на протяжении всего курса лечения.
Способы лечения
В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.
Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов. Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов.
Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:
Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.
Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.
Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие. При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.
Современные методики
Лечение заикания по традиционной схеме, используемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. К тому же далеко не во всех случаях оно позволяет достичь желаемого результата. Поэтому многие заики пытаются самостоятельно искать способы избавления от этого нарушения речи.
На сегодняшний день большую популярность приобрела книга Андрея Кузнецова «Заикание: ставка – жизнь», в которой автор рассказывает о собственном опыте. Андрей заикался с детства, так же как его старший брат и дед, считая свое заболевание неизлечимым. Это расстройство сильно осложняло жизнь молодому человеку, поэтому в возрасте 25 лет он начал самостоятельно изучать эту проблему. В результате Андрей пришел к выводу, что всю жизнь его учили заикаться, вместо того, чтобы учить разговаривать! Работа Кузнецова увенчалась разработкой уникальной методики избавления от заикания.
Есть что-то схожее и в методике академика Снежко Р.А. Он также считает, что заикание возникает в результате того, что человек не знает, как правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов различать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, делить слова на слоги и т.д.
Занятия по обеим методикам будут полезны всем без исключения. Но если заикание обусловлено поражением ЦНС, то без помощи невропатолога обойтись вряд ли получится.
Релаксация и самомассаж
Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно. Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь. Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.
В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.
Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:
После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.
Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.
Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.
Психотерапия
Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.
Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.
Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.
Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.
Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.
Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!
С чего начинается коррекционная работа при заикании
Цель проекта: создание условий для полноценного развития речи детей с заиканием с помощью приемов синхронизации речи с движением.
Бесплатные занятия с логопедом
Непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося: будь то при определенной форме речевой деятельности или при определенной речевой ситуации.
Как известно движение и речь связаны друг с другом, поэтому существует необходимость синхронизации двух этих процессов, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми. Этим объясняются попытки создать разные системы постепенных, последовательно усложняемых речевых упражнений, которые служили бы в качестве переходного мостика от легких для заикающегося условий речи к более трудным. Поэтому, объединяющим разные методики логопедических занятий с заикающимися можно считать общее стремление реализовать в практике принципы систематичности и последовательности. Разный подход к выбору речевой деятельности и речевых ситуаций, использование разных вспомогательных средств или приемов; разный возраст заикающихся — это то, что отличает разные методики логопедического воздействия на заикающихся.
Цель проекта: создание условий для полноценного развития речи детей с заиканием с помощью приемов синхронизации речи с движением.
Задачи проекта:
1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;
2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);
3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;
4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;
5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);
6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).
Формы работы: для достижения наилучшего результата, необходимо проводить индивидуальные занятия. Проект может иметь циклический характер, т. е. реализовываться повторно в случае не достижения предполагаемого результата.
Приемы, используемые в данном проекте:
— логопедические игры, направленные на синхронизацию речи и движения;
— упражнения на развитие диафрагмального дыхания;
— упражнения на расслабления артикуляционной и лицевой мускулатуры.
Принципы проекта:
— принцип «от простого к сложному». Этот принцип заключается в построении проекта программы от легких упражнений к более сложным;
— принцип комплексности. Благодаря этому принципу воздействие оказывается комплексно – на эмоциональную, речевую, когнитивную и сенсомоторную сферы;
— принцип вовлечения. Педагог должен создать ситуацию эмоционального включения ребенка в процесс работы, а также создать необходимую мотивацию.
Данный проект по работе с детьми с заиканием предназначен для учителей-логопедов и дефектологов.
Режим занятий: 2 индивидуальных занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей.
1. Упражнение на расслабление артикуляционного аппарата и мышц лица;
2. Упражнение на диафрагмально-реберное дыхание;
3. Упражнение на синхронизацию движения и речи.
За основу составления проекта взяты методические разработки Н. А. Чевелевой, С. А. Мироновой, И. Г. Выготской, В. И. Селиверстова.
Можно предположить, что реализация данного логопедического проекта будет способствовать развитию речи у детей с заиканием.
Тематическое планирование на год
№ занятия Разделы работы Содержание работы Обеспечение коррекционного процесса
Щадящий общий и речевой режим.
Артикуляция и голосоведение.
* Сбор анамнестических данных (изучение мед. документации, беседы с родителями).
* Обследование речи, моторных функций, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами.
* Направление на консультацию к детскому психиатру (невропатологу, психологу.
* Установочная беседа с родителями и педагогами по организации щадящего общего и речевого режима (режима молчания).
* Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.
*Постановка диафрагмально-реберного дыхания:
-с произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем,
-использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.
* Развитие артикуляционной моторики нижней челюсти, губ, языка, мимических мышц.
* Овладение мягкой голосоподачей, слитным голосоведением, замедленным темпом произнесения гласных звуков, слоговых цепочек.
*Координация речи и движений рук:
-выполнение движений в медленном и умеренном темпе за речью взрослого,
-включение в ритм движений звукоподражаний и междометий,
-обучение маркировке ритма большими пальцами обеих рук (упражнение «Ручки»,
* Развитие общей и мелкой моторики.
Диагностический материал, речевые карты, магнитофонная запись.
Письменные и устные консультации для педагогов и родителей по организации жизни и проведению занятий с ребенком.
Картотека упражнений «Мышечная релаксация по контрасту с напряжением».
Наглядные модели для координации носового и ротового дыхания. Игровой материал на поддувание. Звуковые символы гласных звуков (буквы). Картотека упражнений на развитие речевого дыхания.
Схемы для модуляции голоса. Картотека упр. «Артикуляционная мимическая гимнастика». Звуковые символы гласных и согласных звуков Практический материал для знакомства с буквой. Слоги.
Игровые упражнения из разделов картотеки: «Игры и упражнения со звукоподражанием», «Игры с движением».
Щадящий общий и речевой режим.
Артикуляция и голосоведение.
Активизация автоматизированной речи.
Речь и движение. * Продолжение щадящего общего и речевого режима. Ограничение спонтанной речи (ответы жестом, одним словом, простой фразой).
* Расслабление мышц лица, шеи, речевого аппарата по контрасту с напряжением. Внушение состояния покоя, формул правильной речи.
*Постановка диафрагмального речевого дыхания:
-называние предметных картинок с опорой на ударный гласный звук,двух-трехкратное проговаривание слова на одном выдохе слитно:
1) слов-картинок, начинающихся с гласного звука (ударный гласный в начале слова, в середине, в конце,
2) слов-картинок, начинающихся с согласных звуков.
* Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы.
* Подготовка артикуляционных органов к произнесению нарушенных у ребенка звуков, формирование правильного произношения в соответствии с возрастом.
*Овладение интонационной выразительностью: вопросительной интонацией, утвердительной, восклицательной (на материале гласных звуков, слоговых рядов, слов).
* Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. Обучение чтению (аналитико-синтетическим звукобуквенным методом)
*Обучение плавному и слитному произношению автоматизированных рядов: прямой счет (обратный, дни недели, времена года (в соответствии с возрастом).
* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
* Координация речи и движений в играх и упражнениях.
* Маркировка слогового ритма с помощью упражнения «Ручки» (цепочки гласных звуков, слогов, слов). Маркировка ритма слов в лексико-грамматических играх и упражнениях.
Консультирование педагогов и родителей по соблюдению щадящего режима.
Игровые упражнения из разделов картотеки «Мышечная релаксация по контрасту с напряжением», «Формулы релаксации»
Звуковые символы, буквы, слоговые таблицы. Предметные картинки, игрушки. Минимальный речевой материал в дидактических играх.
Фото артикуляционных укладов, логопедический инструментарий. Схемы для интонирования. Предметные, сюжетные картинки, игрушки, лото.
Практический материал для знакомства с буквами: палочки, веревочки, конструктор Книги по обучению дошкольников чтению, слоговые таблицы.
Игры и упражнения из разделов картотеки «Словарная работа«, «Словообразование», «Словоизменение», «Предложно-падежное управление».
Игровые упражнения из разделов картотеки: «Игры с ходьбой», «Игры с движениями рук и ног».
Активизация развернутой речи.
* Соблюдение щадящего речевого режима по мере необходимости.
* Снятие мышечного напряжения по контрасту и по представлению. Внушение в состоянии покоя формул правильной речи.
* Повторение упражнений с фиксированным выдохом (звук, слог) в виде речевых зарядок.
* Выработкаплавного длительного выдоха при произнесении фраз:
1) простых,состоящих из двух-трех-четырех слов:
2) развернутых,состоящих из нескольких смысловых отрезков:
-ритмизированные двустишия, четверостишия, пословицы,
-ответы на вопросы со сложносочинительной и сложноподчинительной связью,
* Тренировка в произнесении фраз с паузой, пение детских песен.
* Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из одного-трех смысловых отрезков.
*Составление коротких рассказов с соблюдением речевых правил:
-описательного рассказа о предмете, игрушке,
-рассказа по картине,
-сюжетного рассказа по серии картин,
-рассказа о проделанной деятельности, выполнении поручения.
* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
* Маркировка слогового ритма речи во фразе (упражнение «ручки»).
* Ритмическая организация фразовой речи с помощью круговых движений рук (упражнение «Колесо»).
* Координация речи и движений в играх и упражнениях.
*Магнитофонная запись речи ребенка
* Оценка эффективности проведенной работы.
Игровые упражнения из разделов картотеки: «Мышечная релаксация по представлению», «Формулы релаксации»
Игровые упражнения из картотеки «Развитие речевого дыхания».
Предметные сюжетные картинки, поделки.
Речевой материал: двустишия, четверостишия, стихи, загадки, пословицы.
Схемы для составления рассказов, тексты для пересказа, серии сюжетных картинок.
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, разные виды конструирования)
Игры и пособия по развитию словаря и лексико-грамматическ. категорий.
Упражнения с мячом и другими предметами для маркировки ритма.
Цель: развитие навыков синхронизации речи и движения
— Наглядные модели для координации носового и ротового дыхания.
— Картотека упражнений на развитие речевого дыхания.
— Картотека упражнений «Артикуляционная мимическая гимнастика»
— Картотеки: «Игры и упражнения со звукоподражанием», «Игры с движением».
Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.
2. Работа с дыханием:
Постановка диафрагмально-реберного дыхания:
-с произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем,
-использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Упражнение «Ручки»
Пальцы рук переплетаются в замок, все слоги в словах сопровождаются поочередным легким нажатием большими пальцами на горизонтально лежащий указательный палец. При нормальном чувстве ритма (отсутствии дизартрии) ребенок легко овладевает этим приемом. В иных случаях требуется предварительная помощь. Взрослый берет руки ребенка в свои руки и большими пальцами поочередно нажимает на ладошки малыша в такт слогового ритма. Сильное нажатие делается в местах смысловых акцентов. В конце фразы выдерживается пауза, она обеспечивает рефлекторную смену речевого выдоха и вдоха.
5. Упражнение «Колесо»
Перед началом речи ребенок, делая вдох, через стороны поднимает руки над головой, ладонями наружу, слегка касаясь пальчиками. С началом речи руки через стороны медленно опускаются вниз. Данное упражнение позволяет плавно произнести фразу, сделать паузу и рефлекторный вдох. Круговое движение рук является легким, естественным, симметричным движением, гармонично синхронизирующим фразовую речь.