С чего начинается классический танец
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Как появилась классическая хореография?
Стоит ли говорить, что каждая из многочисленных народностей, населяющих планету, имеет свои специфические танцы, особенности которых связаны с культурными, социальными и бытовыми традициями.
Классическая хореография вобрала в себя самые красивые, изящные и гармоничные движения, которые существовали в танцевальных культурах разных народов.
Предшественниками современных хореографов были танцмейстеры, которые служили при королевском дворе. Именно они разработали те единые стандарты (своего рода «танцевальный этикет»), которыми мы руководствуемся и сегодня.
Классическая хореография включает:
Занятия классической хореографией с ранних лет не только способствуют гармоничному физическому развитию ребенка, тренировке вестибулярного аппарата, формированию правильной, грациозной осанки, но и воспитывает в ребенке дисциплинированность и трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели и стремление к совершенству.
Основные понятия
Классическая хореография для взрослых и детей складывается из одних и тех же элементов, но сложность и техника исполнения будут существенно отличаться. Тем не менее, основные понятия и требования остаются неизменными.
Первым и самым главным условием является хорошая выворотность.
Это способность разворачивать наружу бедренный сустав, что позволяет ноге и стопе, в частности, принимать основные позиции. Даже если данное свойство не дано человеку от рождения, его вполне возможно выработать путем регулярных и усердных занятий.
К основным относят круазе (croisee), эфасе (effacee), экарте (ecartee) и арабески (arabesques).
Позиции ног
Школа классической хореографии, зачастую, начинается с развития выворотности, которая позволяет ногам принимать основные позиции.
Их выделяют шесть:
Позиции рук
Плавные движения рук придают танцу красоту, нежность и выразительность Тем не менее, чтобы добиться результата, важно знать их основные позиции, а именно:
Основные группы движений
Достаточно сложной наукой является хореография. Классический танец требует не только физических навыков, но также теоретических знаний.
Так, выделяют следующие основные группы движений;
Экзерсис у станка
Театр классической хореографии начинается с экзерсиса у специального балетного станка. Это комплекс упражнений, направленный на развитие опорно-двигательного аппарата.
Именно с экзерсиса начинает свое занятие любой танцор.
Комплекс включает в себя следующие основные упражнения:
Стоит отметить, что упражнения делаются так называемым крестом, в ходе которого нога поочередно двигается вперед, в сторону и назад.
При этом в самом начале обучения упражнения выполняются в элементарном базовом характере. Позже могут быть разучены более сложные комбинации, направленные на развитие пластичности и грации.
Классическая хореография для детей
Пожалуй, чаще чем в любые другие секции, родители отдают своих чад в танцевальные кружки. И даже если в будущем ребенок не станет знаменитым артистом балета, эти занятия не пройдут для него даром. Польза для детей от хореографии следующая:
Помимо всего прочего, регулярные занятия хореографией помогают выработать красивую походку, естественную грацию и. конечно же. гармоничную фигуру (что важно как для девочек, так и для мальчиков).
Тем не менее, если имеются проблемы с сердечнососудистой системой, к тренировкам стоит относиться с осторожностью. В некоторых случаях они могут быть противопоказаны.
Это основа хореографии. Танец представляет собой плавную попеременную смену позиций с использованием указанных базовых движений.
Изучение элементов классического танца способствует более тонкому восприятию музыки, наполняет смыслом каждое движение танца, помогая создавать единый образ, передавать чувства в каждом движении тела.
Уроки по хореографии обогащают внутренний мир ребенка, прививает галантные манеры, формирует чувство вкуса. Классический танец всегда ассоциируется с благородством, изяществом и глубиной чувств.
Занятия классической хореографией являются базой для начинающих танцоров, а также неотъемлемой частью самосовершенствования профессионалов.
Путем многократного повторения основных движений оттачивается искусство правильной постановки рук, ног, корпуса и головы. Хореография позволяет мастерски овладеть «языком» тела, чтобы в танце точно передать состояние души.
Методика построения урока классического танца
Экзерсис у станка является началом изучения классического танца. Он служит для разностороннего развития обучающегося. Это и правильная постановка корпуса, и развитие выворотности, развивает шаг и координацию движений, устойчивость.
Изучение экзерсиса начинается у станка и постепенно, когда материал усвоен, движения исполняются на середине класса, к которым добавляется adagio и allegro. Последовательность упражнений и распределение физической нагрузки не могут быть случайными. Существует методика построения урока классического танца и изучения всех разделов и необходимо ей строго следовать.
На начальных этапах обучения все упражнения экзерсиса исполняются на всей стопе, но по мере усвоения и развития учащихся, постепенно вводятся полупальцы. И на третьем году изучения уже весь урок должен проходить на полупальцах. При переходе на полупальцы нужно обращать особое внимание на сохранность выворотности ног. Учащимся с не достаточно хорошей выворотностью, следует ограничить подъем на высокие полупальцы.
Экзерсис у станка.
Первым упражнением, в котором участвуют мышцы и связки ног, корпус, руки и голова, является plie. Это медленные приседания, которые разогревают мышцы и готовят учащихся к более сложным упражнениям.
Далее исполняются battement tendu иbattement tendu jete, которые в дальнейшем соединяются в оду комбинацию. При выполнении этих упражнений в работу активно включаются все группы мышц, что ведет за собой развитие силы ног. Темп исполнения постепенно ускоряется.
Следующим является упражнение rond de jambe par terre, что означает круг носком по полу. Вырабатывает подвижность тазобедренного сустава и развивает выворотность. Далее упражнение выполняется в сочетании с grand rond de jambe. Рекомендуется в комбинации включать port de bra, которые готовят руки и корпус к позам и adagio.
Battement fondu — это мягкий, плавный battement, который вырабатывает эластичность мышц и является первым упражнением, в котором необходим подъем на полупальцы. Комбинируется обычно с battement frappe, что приучает мышцы к быстрому переключению с плавной, медленной работы на быструю, резкую.
Вattement frappe это резкое, ударное движение. Бывает двойным (double battement) и в сочетании с petit battement sur le cou-de-pied. При зафиксированном, выворотном положении верхней части ноги (до колена), позволяет выработать свободное владение нижней частью (от колена).
Продолжает изучение экзерсиса battement developpe. Упражнение выполняется на 90*, требует уже подготовленных мышц. Вырабатывает эластичность мышц, силу ног и бедер и используется в большом adagio.
Grand battement jete (большие броски) – последнее упражнение экзерсиса у станка, которое является необходимым в развитии силы ног и шага.
Таким образом, мы видим, что упражнения у станка изучаются в определенном порядке и выстроены от простого к сложному. Нагрузка распределена на все группы мышц, задействованы все суставы ног. Таким образом, при регулярных занятиях, происходит комплексное развитие обучающегося, что очень важно при изучении классического танца.
Экзерсис на середине.
На середине упражнения выполняются в том же порядке, но выполнять их на много сложнее. Здесь необходимо сохранять равновесие, устойчивость и постановку корпуса, сложнее сохранять позиции ног. Поэтому, на середину упражнения переносятся только после полного усвоения у станка. В старших классах количество упражнений сокращается за счет их комбинирования.
Adagio
Это несколько музыкальных фраз, включающих в себя движения различных видов. Которые исполняются на середине класса после основных упражнений экзерсиса. Первоначально это простейшие формы движений, исполняемые в медленном темпе и на всей ступне, которые способствуют приобретению и развитию пластичности, устойчивости и свободного владения корпусом. Далее adagio усложняется поворотом в больших позах, подъемом на высокие полупальцы, турами. Это требует четкой постановки корпуса и устойчивости.
Методика хореографии. Движения рук в танце, система движения. Здесь
Музыкально – хореографическое построение adagio затрудняется тем, что в него включены движения различного характера. Музыкальный материал для adagio необходим с четким метром, ритмом и темпом. Обязательно должна соблюдаться тактовая квадратность.
Allegro
Самая сложная часть урока – это прыжки. Все, что изучается на уроке ранее, неразрывно связано с подготовкой к прыжкам. В начале изучаются и прорабатываются движения экзерсиса и только потом можно приступать к изучению прыжков. Первые, маленькие прыжки подготавливают ноги и корпус к более сложным. Затем они комбинируются с не сложными большими прыжками. Сложные – изучаются позднее отдельно, сначала у палки. И только при полном их усвоении, переносятся на середину и выполняются в медленном темпе. Позднее темп ускоряется и прыжки комбинируются. Характер прыжков необходимо подчеркивать характером музыкального сопровождения. Поэтому роль музыкального оформления очень важна.
Хореография: Классический танец
Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой.
У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны. На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности — одном из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.
Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда — ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие — это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение.
В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.
Танцевальный портал DanceSense
Для тех, кто влюблен в танец
Классический танец
История
К лассический танец является основой балета и его неотъемлемой частью. Он зародился в Италии в 16 веке, затем развивался во Франции, и по прошествии двух веков пришел в Россию, где и получил свою широкую популярность. А в 1738 году, синтезировавший в себе итальянское и французское направления, в Санкт-Петербурге открылась первая танцевальная школа на территории России.
Образ классического танца неразрывно связан с внешним обликом его представителей: изящные и тонкие балерины в белоснежной пачке и пуантах. Партнеры – стройные, гибкие, жилистые, крепкие, способные представить и преподнести партнершу зрителю на руках, в самых высоких и сложных поддержках.
Мариус Лиепа, Рудольф Нуриев, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Михаил Барышников и многие другие – перед этими именами легенд балета преклоняются во всем мире.
Обучение классическому танцу
Основная часть обучения классическому танцу проводится на основе экзерсиса. Это основной комплекс хореографических движений и позиций, которые выполняются постепенно и последовательно, в различных комбинациях и вариациях. Программа обучения классическому танцу направленна на развитие выносливости, грациозности, пластичности, выразительности, музыкальности и, безусловно, утонченного художественного вкуса.
Для начинающих освоение классического танца происходит с препарасьона — подготовительного упражнения, когда ноги и руки ставят в нужную позицию. В системе обучения классическому танцу уже давно используются четкие комплексы движений, которые входят в танцевальную структуру: вытягивания, скольжения, прыжки, сгибания и приседания, броски и различные повороты. Каждое из таких упражнений произносится исключительно на французском языке, что является традиционным для классического танца. Поэтому большинство танцоров, проходят обучение в различных странах, что помогает им осваивать новые техники и оттачивать своем мастерство без особых языковых проблем.
Классический танец как основа
Современный и классический балет полностью состоят на основе классического танца. Если классика предполагает строгое соблюдение основ и четкие движения, то модерн представляет более свободную интерпретацию танцевальных движений. В современном балете появились новые движения, которые стали более пластичными и акробатичными. Ценители классического балета по-разному реагируют на эксперименты в хореографии. Кто-то по-прежнему воспринимает исключительно классику и считает, что настоящая балетная постановка должна проходить исключительно в таких местах, как: театр оперы и балета. Однако некоторые танцоры считают, что балет, как и современный мир, должен развиваться, а не стоять на месте. Основы классического танца широко используют не только в классическом балете. На них базируется и обучение современным, бальным, спортивным танцам, эстрадным, а также гимнастике и фигурном катании.
Видео
Современный классический танец. Искусство классического танца
Классический танец сегодня является фундаментом любого танцевального направления. Его элементы формировались на протяжении многих лет и самыми лучшими преподавателями балетных школ мира. С этого направления начинают все новички, попадающие в чудесный мир танца.
История развития в России
Такое направление, как классический танец, появилось в России благодаря Петру I. Указ о собраниях 1718 года включал в себя обязательное проведение танцев. Немного позже танцы присутствовали в маскарадах и спектаклях. А в 1773 году в Москве открывается первая в России балетная школа.
С того времени и до сегодняшних дней эти школы дарят миру танцоров, которые своим талантом прославляют Родину.
Искусство классического танца имеет самую высокую форму в хореографии под названием балет. Это история, которая родилась благодаря музыке, но раскрылась в хореографии. Он разделён на 2 части: характерный и классический танец. Также он разделяется по следующим жанрам:
Термины
Каждый танцор обязан знать термины классического танца. Их большое количество, но ниже приведены лишь основные.
Основные позы
Также существует такая поза классического танца, как arabesque (арабеск). Но так как она более сложная, новички выполняют её после того, как хорошо изучивают ранее показанные позы.
Народный танец
Являясь древним искусством, народный классический танец позволяет танцору за несколько минут из страстного испанского мачо превратиться в свободолюбивого цыгана. Изучая народные танцы, человек постигает культуру каждой национальности, а также различает широкую русскую душу и лёгкость движений народов Ирландии, азарт украинского гопака и мудрость Японии.
Народный танец даёт танцору прекрасную возможность побывать в любой стране, при этом не покидая стен танцевального зала.
Самые популярные виды классического народного танца:
Позиции ног
Существует 5 позиций:
1. Пятки вместе, а носки развёрнуты так, что ступни образуют на полу прямую линию.
2. Такая же, как и 1, только расстояние между пятками должно быть приблизительно 30 см.
3. Пятка одной из ног должна прикасаться к середине ступни другой ноги. Такая позиция в танцевальном мире используется и встречается редко.
4. Ступни вывернуты находятся параллельно друг другу. Таким образом, вес танцора находится ровно по центру, то есть не опирается на одну из ног.
5. Эта позиция аналогична 4, только здесь ступни должны быть плотно прижаты друг к другу.
Позиции рук
1 позиция. Руки слегка округлены и находятся на уровне диафрагмы. Ладони смотрят вовнутрь, плечи опущены. Руки и локти должны образовывать овал.
2 позиция. Раскрытые по сторонам руки должны находиться на уровне немного ниже плеча. Локти немного согнуты, пальцы собраны, а ладони и голова смотрят вперёд.
Направления современного танца
Современный классический танец, как и любой другой жанр этой сферы, имеет много видов и направлений. Его считают самым большим разделом в хореографии. Каждое направление современного танца имеет свои особенности и манеры. Это делает его ещё более интересным и манящим.
Бальные танцы
Партнёры общаются друг сдругом при помощи движений, прикосновений и взглядов. Программа бального направления включает в себя 10 танцев, которые, в свою очередь, делятся на 2 группы: европейские и латиноамериканские.