С чего начинается история 6 класс
История России. 6 класс. Тема: Введение. Что изучает история России
Тема: Введение. Что изучает история России.
Цели: объяснить особенности и задачи курса «История России: 6 класс»; познакомить с учебником, с основными историческими терминами, именами выдающихся отечественных историков; формировать представление о единстве исторического прошлого народов России и мирового сообщества.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать особенности и задачи курса «История России: 6 класс»; оперировать понятиями и терминами: историческая наука, исторический источник, археология, этнография, фольклористика, лингвистика; работать с исторической информацией.
Отношения, ценности и внутренние установки: выразить своё отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Организационный момент. Мотивационно-целевой этап.
III. Актуализация опорных знаний.
— Тема нашего урока: «Введение. Что изучает история России». Давайте вспомним, что такое история?
— История – это наука о развитии общества
— это прошлое, сохранённое в памяти человека
История – это наука, изучающая прошлое человечества с древнейших времён до наших дней. (слайд)
— С историей каких стран вы уже познакомились?
— Какой временной период охватывает история Средних веков?
IV. Работа над темой урока.
Знакомство с учебником.
— Прочитайте название нового учебника. Чем этот учебник отличается от уже изученных вами учебников истории?
— Какие века русской истории мы будем изучать?
— Прочитайте оглавление учебника. Какие периоды истории нашей страны охватывает учебник?
— Что в истории России происходит в первой главе? (формирование Древнерусского государства).
— Что во второй главе? (феодальная (удельная) раздробленность).
— И что в третьей главе? (становление единого государства).
— К какому выводу можно прийти, проанализировав изученную вами историю и ознакомившись с предлагаемыми главами учебника? (в истории средних веков тоже происходило сначала возникновение и формирование государств, затем следовала феодальная раздробленность в большинстве их, и объединение и формирование единых государств).
— История России – неотъемлемая часть Всемирной истории и в своём развитии прошла общие этапы развития, присущие многим государствам, но при этом у неё свой, особенный, путь развития, свои особенности, с которыми мы познакомимся в ходе изучения курса «История России: 6 класс».
— Также обратите внимание на состав параграфа. Параграф делится на несколько подтем. Под синей чертой в параграфе делаются общие выводы. Посмотрите, каким шрифтом выделены важные понятия. Курсивом выделяются слова, объяснение к которым содержится в самом тексте учебника, жирным шрифтом – слова, объяснение которых даётся в конце параграфа.
— История России – это не только история русского народа. (слай д с современной картой РФ).
Наша Родина является крупнейшей в мире страной (её площадь в современных границах составляет более 17 миллионов км 2. Располагается она на юго-востоке Евразии. Уральские горы делят страну на 2 крупные части: европейскую и азиатскую. В свою очередь, эти части включают в себя многие земли. Так, европейскую часть России можно разделить на Центральную, Северо-Западную, Северный Кавказ, Предуралье. В азиатскую часть России входят Сибирь (Западная, Восточная), Дальний Восток (Приамурье, Приморье, Камчатка, Сахалин). По мере расселения людей на этих территориях – а расселялись они вдоль побережья и озёр – в обиход входили такие понятия, как Преднепровье, Поволжье, Предонье, Прекубанье и т. п. Часть названных земель включали в себя несколько менее крупных. В состав Поволжья, например, входили Верхнее, Среднее и Нижнее Поволжье. После присоединения к России других государств и земель появились и новые географические понятия: Прибалтика, Причерноморье, Приазовье и другие.
Все эти земли осваивались и присоединялись к России в течении многих столетий. На них испокон веков проживали различные племена и народы, которые относились к различным языковым семьям.
Значительная часть населения нашей страны принадлежит к индоевропейской языковой группе, которая распалась на несколько групп языков (слайд с языковыми группами). В Центральной и Северо-Западных территориях Восточной Европы проживали предки балтов, германцев, славян. Степные европейские районы издавна населяла другая группа индоевропейцев – племена, говорившие на иранских языках. К иранской языковой группе принадлежит и многочисленные племена, обитавшие на юге Сибири.
Восточная Сибирь и её северные районы освоили племена, принадлежавшие к урало-самодийской языковой семье. Предки ненцев и другие самодийские племена осели на севере. Племена, говорившие на финно-угорский языках, начали передвигаться из Восточной Сибири в Приуралье, в Прикамье и далее на запад в Восточную Прибалтику. В середине 3 тысячелетия до н. э. они распространились по всей лесной полосе Поволжья и на территории между Волгой и Окой.
Часть населения нашей страны принадлежит к алтайской языковой семье. Наиболее многочисленной в этой семье является тюркская группа языков. Прародина тюрков находилась в степях Центральной Азии. Отсюда они устремились на север, в Сибирь и на запад, к Уралу, в Среднюю Азию, а затем в степные районы Причерноморья.
Особой языковой зоной является Кавказ. Горные хребты препятствовали большому передвижению племён. Поэтому здесь с древнейших времён проживают в основном исконные жители этих мест, говорящие на разных языках, которые объединяются в кавказскую языковую семью.
Данные языковые семьи стали основой для формирования многочисленных народов, проживающих на территории нашей страны. История этих народов является составной частью истории нашей Родины. Каждый народ, входивший в состав России, вносил свой вклад в развитие её культуры, языка, хозяйства, то есть формирование российской цивилизации.
История Адыгеи – это тоже часть истории России. Поэтому на уроках истории нашей страны мы будем изучать и историю Адыгеи.
— Каким образом историки получают знания о прошлом?
— Что такое исторические источники?
— Для определения достоверности событий прошлого учёные используют исторические источники. (слайд)
Исторические источники – любые следы человеческой деятельности или сознательно оставленные на Земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основе которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий.
— Какие виды исторических источников вы можете вспомнить? (слайд).
— Особую роль в изучении истории России 9 – 11 веков занимают русские летописи. Древнейшей дошедшей до нас летописью является «Повесть временных лет». Она была составлены в начале 12 века на основе более древних летописей. Считается, что её автором был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.
— Вспомните, какие науки помогают нам воссоздать, описать и спрогнозировать историю своей страны?
— Эти науки в истории принято также называть вспомогательными историческими дисциплинами (слайд).
V. Рефлексивный этап.
— Ребята, как вы думаете, зачем человеку изучать прошлое? (слайд)
— И как вы считаете, почему необходимо хорошо знать историю своей страны?
Обзор курса История России для 6 класса
Курс «Истории России. С древнейших времён до конца XVI века» заключается в изучении главных исторических процессов на Руси. Подробное изучение событий, происходящих в России. Хорошее понимание исторических спорных ситуаций, разных точек зрения и трактовок; выявление положения России в главном потоке истории всего населения нашей планеты.
Что входит в изучение курса «История России для 6 класса»? Подробная хронология важных событий, происходящих в России. Факторы самодостаточности истории России. Древнейшие рукописи о прошлом. Весь курс разбит на три раздела.
1. Древнейшая Русь в 8 веке – начале 9 века.
Здесь будут исследованы Восточные славяне. Как они расселялись, чем занимались. Будут затронуты устройство племен и религия.
Как создавалось Античное Российское государство? Причины, детали, значение становления державы у восточноевпроейских славянских племен. Средоточия восточнославянского древнейшего государственного образования — Город на Волхове и Столица. Создание Древнерусской державы. Направления становления древнерусского государства: царь, армия, объезд, собрание.
Первые российские правители. Христианство в древней Руси. Христианская религия, язычество и идолопоклонничество. Князь Владимир. Российская правоверная религия. Роль христианской религии в истории Руси.
Внутренняя и внешняя стратегия развития русского государства Ярослава Мудрого. Российская Правда. Опасность от половцев и развал консолидации Ярославичей. Любинское собрание князей. Система правления Мономаха в Киевском царстве. Древняя Россия и ее окружение, об этом можно узнать из курса «История России для 6 класса».
Социально-общественное и финансово-политическое устройство Древней Руси. Руководство страной при Ярославе Мудром. Аграрные взаимоотношения. Образование русских как древнейшей нации. Главные слои русских жителей. Старорусские города. Формирование ремесел и торговых отношений.
Культура древней Руси. Корни и характерные черты формирования культуры древней Руси. Основные принципы древнерусского искусства с позиции христианской веры. Иконопись. Устное всенародное творчество. Появление письменности. Летописец Нестор. Образование. Источники (слово, биография, наказ, странствие). Древесное и неподвижное искусство. Монументальная живопись (роспись, узор). Практическое мастерство. Роль русской культуры в становлении культуры Европы.
Быт и обычаи древней Руси. Облик правления князей в древней Руси. Уклад и характер существования жителей города. Русские бойцы. Уклад и облик существования аграрного жителей.
2. Феодальная раздробленность в древней Руси с позиции Истории России для 6 класса
Деление Русской державы, как дробилась древняя Русь можно узнать в ходе изучения курса «История России для 6 класса». Общественно-финансовые причины политической раздробленности древней Руси. Россия и Степь. Кризис Киева. Образование суверенных княжеств. Направление общественно-политической власти. Взаимоотношения между русскими князьями и междоусобные битвы. Развитие системы понимания целостности Руси. Результаты дробления Древнерусской державы, последствия.
Крупнейшие независимые центры Руси, характерные черты их географического утверждения, финансового и общественно-политического формирования.
Вторжение Татаро-монгольского войска на Русь. Формирование Чингисханского царства. Покорение Азиатских стран Монголами. Схватка на Калке. Набег на Рязанскую территорию. Доблестная защита Рязани. Доблестная защита Столицы. Крушение княжества Владимирского. Поход на Новгород. Доблестная защита Торжка и Козельска. Вторжение в Юго-Западную часть России и Европу. Доблестная война российского народа против войск Чингисхана и её многознаменательная роль.
Борьба российских территорий с западными врагами. Путешествия Шведских войск на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Германский ордены. Царь Александр. Невская война. Ледовое побоище.
Формирование Золотой Орды. Общественно-политическая взаимозависимость территорий древней Руси с Ордой. Повинности народонаселения. Сопротивление жителей Руси ордынскому гнету. Результаты ордынского господства.
Становление Литовского царства. Соединение западных территорий Руси с Большим Литовским Царством. Направление развития политики Литовского царства. Церковная стратегия литовских правителей. Роль аннексии российских территорий Литвой.
Цивилизованная целостность Руси. Накапливание академических познаний. Характерные черты в литературе, строительстве, культуре в целом. Система образования целостности Российской территории в произведении «Слово о полку Игореве».
3. Московская Русь в 14 – 16 веках. Курс истории России для 6 класса
Укрепление Московии, становление Московии описано в курсе «История России для 6 класса». Обстоятельства организации территорий московской Руси. Общественная концепция Русского царства на границе 13 – 14 вв. Княжение Калиты. Княжеская сила и храм. Политический климат в отношениях Столицы с Ордой и Литовским царством перед Куликовской битвой. Битва на Куликовом поле и её значимость. Нападение Тохтамыша.
Осознание целостности Российской страны. Окончание ордынского господства. Иоанн III. Примыкание Новгорода к Столице. Устранение Монгольского господства. Примыкание Тверского государства. Распри из-за отвоевания российских территорий. Василий III. Окончание организации российских территорий.
Социально-финансовое становление древней Руси в 14 – 15 вв. Различия в общественно-политическом строе и управлении. Повышение великокняжеского полномочия. Система питаний. Местничество. Переустройство в силе. Появление поместной системы. Вотчины. Сдерживание независимости крепостных. Состав российского средневекового сообщества. Возникновение феодально-крепостнической концепции.
Формирование русского автократической храма. Отношения храма с властью. Монастыри. Учение «Москва — 3-ий Рим».
Культура древней Руси и уклад в XIV — начало XVI в. Главные обстоятельства, детали и направленности образования и формирования Российской культуры в XIV— истоке XVI в. Москва как центр зарождения культуры великороссийской нации. Отображение в литературных источниках общественно-политических направлений. «Задонщина». «Предание о Владимирских князьях». Культурные памятники куликовского цикла. «Предание о Мамаевой битве». Повествовательная российская литература. «Странствие за 3 моря» Афанасия Никитина. Формирование архитектуры (основные постройки Столичного Кремля, лаврские сложные комплексы-цитадели). Художественная школа.
Политическое становление Русской державы в 1-ой половине 16 века. Боярское правление времен Ивана IV. Мятеж 1547 г. Выбранная рада. Военная реформация. Земские соборы. Миссии и роль реформаций 1550-х гг.
Стратегия и интернациональные взаимосвязи Московии в 16 веке. Политические завоевания Руси в 50-е года. Примыкание Казани и Астрахани. Защита границ у Юга. Причины и поводы для Ливонской войны и ее развитие. Результаты Ливонской войны. Защита от посягательств крымского хана. Кампания Ермака. Сибирское государство и его присоединение. Увеличение территории России и ее многонационального нрава.
Осложнение внутриполитического противостояния в начале 1560-х гг. Опричнина. Падение Выбранной рады. Замена политического курса. Суть, обстоятельства и миссии опричнины и репрессии. Точка зрения церкви. Поход в Новгород. Результаты опричнины. Последующее подчинение крестьян.
Культура и уклад в 16 веке. Фольклор. Развитие системы образования. Становление академических познаний. Развитие книгопечатания. Иоанн Федоров. Повествовательная литература. Постройка защитных сооружений. Живопись. Творения живописно-практического искусства. Уклад и обычаи. Быт и нравы. Российская изба. Города. Пища. «Домострой».