С чего начинается философствование со страха

С чего начинается философствование?

2. Прочтите перечень философско-мировоззренческих вопросов, которые перечислил Б. Рассел, какие вопросы интересовали Вас? Как бы Вы ответили на эти вопросы? Какие бы проблемы Вы включили в этот список, почему?

3. Представителям каких философских направлений,, тече­ний могут принадлежать эти высказывания? Какие аргументы «за» и «против» этих позиций Вы можете привести.

• Бога не существует

• Пока я мыслю, существует мир.

• Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

• Материя первична, из неё происходит в результате эво­люции идеальное начало.

• Развитие мира определяется изначально заданной целью.

4. Проанализируйте приведенные ниже рассуждения. Опреде­лите, во-первых, сущность проблемы, которая дискутируется, во- вторых, какие из высказываний противоречат друг другу.

(Лаплас П. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908. С. 9-10)

2. «Представление о том, что одинаковые причины при одинаковых об­стоятельствах могут производить разные следствия, противоречило бы са­мому понятию причинности».

(Свечников Г. Категория причинности в физике. М., 1961. С. 32).

3. «Причинность не сводится к однозначному детерминированию».

(Фок В.И. Критика взглядов Бора на квантовую механику // Успехи фи­зических наук. 1951. Т. 45. С. 4).

4. «Даже сама природа не знает, по какому пути полетит электрон. Один философ сказал: «Для самого существования науки свершено необхо­димо, чтобы в одних и тех же условиях всегда получались одни и те же ре­зультаты». Так вот, этого не получается».

(Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1968. С. 161-162

Откуда появилась Вселенная?

У каждого из нас есть своё представление о происхожде­нии мира. Поэтому мы можем дискутировать. Здесь приведен пример, возможного спора и аргументации. Специально вы­браны конфликтные позиции (разрешение которых через сближение не возможно).

Участники спора: ученый-астроном и богослов.

Ученый: Но, почему именно Бог?

Богослов: Потому что нельзя предположить, что Вселенная существует без причины. Она, как и все в мире должна иметь причину. Следовательно, должен существовать Бог как причина Вселенной.

Богослов: Но, у Вселенной должна быть причина, если она есть у каж­дой вещи!

Богослов: Если мы обычно не задаем некоторых вопросов, это не зна­чит, что их нельзя задать. И они не лишены смысла. Если не Бог причина Вселенной, то кто?

Богослов: Думаю, существование Вселенной не может быть грубым фактом. Трудно предположить, что Вселенная появилась без причины.

Богослов: Потому что есть Бог.

Ученый: Нет. Этот ответ не походит.

Богослов: Что же объясняет существование Вселенной, если не Бог?

Ученый: Увы! Это тайна

В поисках ответа на вопрос о конечной причине Вселен­ной, можно дать четыре варианта ответа.

1. Можно указать причину Вселенной.

2. Можно утверждать, что причина есть, но нельзя узнать, что это за причина.

4. Можно отрицать осмысленность постановки такого во­проса.

Но, ни один из ответов не является удовлетворительным. По­ка еще нет приемлемого ответа на вопрос о конечной причине Все­ленной.

Зачем люди верят? Что даёт религия?

У нас с Вами есть представление о том, что такое Бог, ре­лигия и вера. Наши взгляды могут существенно отличаться. Прочтите рассуждения на эту тему Фомы Аквинского, З. Фрей­да, Б. Рассела и изложите свою точку зрения, оценив рассужде­ния философов.

«Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения. В самом деле, не подлежит сомнению и подтверждается показаниями чувств, что в этом мире нечто движется. Но все, что движется, имеет причиной свое­го движения нечто иное: ведь оно движется лишь потому, что находится в по­тенциальном состоянии относительно того, к чему оно движется. Сообщать же движение нечто может постольку, поскольку оно находится в акте: ведь сообщать движение есть не что иное, как переводить предмет из потенции в акт. Но ничто не может быть переведено из потенции в акт иначе как через посредство некоторой актуальной сущности: так, актуальная теплота огня за­ставляет потенциальную теплоту дерева переходить в теплоту актуальную, и через это приводит дерево в изменение и движение. Невозможно, однако, чтобы одно и то же было одновременно и актуальным, и потенциальным в одном и том же отношении, оно может быть таковым лишь в различных от­ношениях. Так, то, что является актуально теплым, может одновременно быть не потенциально теплым, но лишь потенциально холодным. Следова­тельно, невозможно, чтобы нечто было одновременно, в одном и том же от­ношении и одним и тем же образом и движущим, и движимым, иными слова­ми, было бы само источником своего движения. Следовательно, все, что движется, должно иметь источником своего движения нечто иное. Следова­тельно, коль скоро движущий предмет и сам движется, его движет еще один предмет, и так далее. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконеч­ности, ибо в таком случае не было бы перводвигателя, а, следовательно, и никакого иного двигателя, ибо источники движения второго порядка сообща­ют движение лишь постольку, поскольку сами движимы первичным двигате­лем, как-то: посох сообщает движение лишь постольку, поскольку сам движим рукой. Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, ко­торый сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют Бога».

(Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии.

М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 827-828)

«Когда дело идет о вопросах религии, люди берут на себя грех изво­ротливой неискренности и интеллектуальной некорректности. Философы начинают непомерно расширять значения слов, пока в них почти ничего не остается от первоначального смысла. Какую-то размытую абстракцию, со­зданную ими самими, они называют «богом» и тем самым выступают перед всем миром деистами, верующими в бога, могут хвалиться, что познали бо­лее высокое, более чистое понятие бога, хотя их бог есть скорее пустая тень, а вовсе не могущественная личность, о которой учит религия. Критики наста­ивают на том, чтобы считать «глубоко религиозным» человека, исповедующе­го чувство человеческого ничтожества и бессилия перед мировым целым, хо­тя основную суть религиозности составляет не это чувство, а лишь следую­щий шаг, реакция на него, ищущая помощи против этого чувства. Кто не де­лает этого шага, кто смиренно довольствуется мизерной ролью человека в громадном мире, тот скорее нерелигиозен в самом прямом смысле слова.

Религия несомненно оказала человеческой культуре великую услугу, сделала для усмирения асоциальных влечений много, но недостаточно. На протяжении многих тысячелетий она правила человеческим обществом; у нее было время показать, на что она способна. Если бы ей удалось облагоде­тельствовать, утешить, примирить c жизнью, сделать носителями культуры большинство людей, то никому не пришло бы в голову стремиться к измене­нию существующих обстоятельств. Что мы видим вместо этого? Что пугающе большое число людей недовольно культурой и несчастно внутри нее, ощуща­ет ее как ярмо, которое надо стряхнуть c себя; что недовольные либо кладут все силы на изменение этой культуры, либо заходят в своей вражде к культу­ре до полного нежелания слышать что бы то ни было о культуре и ограниче­нии влечений. Нам возразят здесь, что сложившаяся ситуация имеет причи­ной как раз утрату религией части своего влияния на человеческие массы, а именно вследствие прискорбного воздействия научного прогресса. Запомним это признание вместе c его обоснованием, чтобы использовать его позднее для наших целей. Однако упрек в адрес науки не имеет силы.

Сомнительно, чтобы люди в эпоху неограниченного господства религи­озных учений были в общем и целом счастливее, чем сегодня; нравственнее они явно не были. Им всегда как-то удавалось экстерноризировать религиоз­ные предписания и тем самым расстроить их замысел. Священники, обязан­ные наблюдать за религиозным послушанием, шли в этом людям навстречу. Действие божественного правосудия неизбежно пресекалось божьей благо­стью: люди грешили, потом приносили жертвы или каялись, после чего были готовы грешить снова. Русская душа отважилась сделать вывод, что грех — необходимая ступенька к наслаждению всем блаженством божественной ми­лости, то есть в принципе богоугодное дело. Совершенно очевидно, что свя­щенники могли поддерживать в массах религиозную покорность только ценой очень больших уступок человеческой природе c ее влечениями. На том и по­решили: один бог силен и благ, человек же слаб и грешен. Безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность. Если религия не может продемонстрировать ничего лучшего в своих усилиях дать человечеству счастье, культурно объединить его и нравственно обуз­дать, то неизбежно встает вопрос, не переоцениваем ли мы ее необходи­мость для человечества и мудро ли мы поступаем, основываясь на ней в своих культурных запросах».

«. Три человеческих импульса, воплощенные в религии, — это, по- видимому, страх, тщеславие и ненависть. Можно сказать, что цель религии в том и заключается, чтобы, направляя эти страсти по определенным каналам, придать им вид благопристойности. Именно потому, что эти страсти в общем и целом служат источником человеческих страданий, религия является силой зла, ибо позволяет людям безудержно предаваться своим страстям. Не бла­гословляй их религия, они могли бы, по крайней мере в известной степени, их обуздывать.

В этом пункте я могу представить себе возражение, которое едва ли будет выдвинуто большинством правоверных христиан, но тем не менее за­служивает внимательного разбора. Ненависть и страх, могут нам заявить, яв­ляются неотъемлемыми чертами будут их испытывать. Самое большее, что вы можете сделать c ненавистью и страхом, это направить их по определен­ным каналам, где они оказываются менее пагубными. Христианский богослов мог бы заявить, что отношение церкви к ненависти и страху подобно ее от­ношению к осуждаемому ею половому импульсу. Она пытается обезвредить похоть, ограничив ее рамками брака. Словом, нам могут возразить, что раз уж ненависть — неизбежный удел человека, то лучше направить ее против тех, кто действительно опасен, и именно это и делает церковь c помощью своей концепции праведности.

На это утверждение можно ответить двояко, причем один ответ являет­ся сравнительно поверхностным, а другой обнажает самую суть дела. По­верхностный ответ сводится к тому, что церковная концепция праведности — не лучшая из возможных; кардинальный же ответ состоит в том, что при наших нынешних познаниях в области психологии и при нынешней промыш­ленной технике ненависть и страх вообще могут быть устранены из челове­ческой жизни.

Начнем c первого пункта. Церковная концепция праведности нежела­тельна в социальном плане по многим причинам — прежде всего и главным образом из-за того, что она принижает разум и науку. Изъян этот унаследован от евангелий. Христос велит, чтобы мы стали малыми детьми, но малые дети не могут постигнуть дифференциального исчисления, принципов денежного обращения или современных методов борьбы c болезнями. Церковь учит, что приобретение таких познаний не входит в наши обязанности. Правда, цер­ковь больше не утверждает, что знание само по себе греховно, как она утверждала в пору своего расцвета; но приобретение знаний все-таки счита­ется делом опасным, ибо может привести к гордыне разума, а значит, и к оспариванию христианской догмы. Возьмите, например, двух людей, из кото­рых один искоренил желтую лихорадку на территории огромного тропическо­го района, но по ходу своих трудов имел случайные связи c женщинами; дру­гой же был ленив и бездеятелен, производил на свет по ребенку в год, пока его жена не умерла от изнурения, и проявлял так мало заботы о своих детях, что половина из них умерла. Но зато он никогда не имел недозволенных по­ловых связей. Всякий добрый христианин обязан считать, что второй из этих людей добродетельнее первого. Нет нужды говорить, что такая позиция яв­ляется религиозным предрассудком и совершенно противна разуму. И все же в чем-то этот абсурд неизбежен — пока несовершение греха считается важ­нее конкретной заслуги в каком-нибудь деле, и пока не признается значение знания как помощника в жизни, нацеленной на человеческое благо.

Второе — и более фундаментальное — возражение против использо­вания страха и ненависти в церковной практике состоит в том, что в наше время эти эмоции могут быть почти полностью устранены из человеческой природы при помощи реформ в области воспитания, экономики и политики. Основу должны составить реформы в сфере образования, ибо люди, испы­тывающие ненависть и страх, будут восхищаться этими эмоциями и захотят их увековечить, хотя это стремление будет, вероятно, бессознательным, как это имеет место у рядового христианина. Создать систему воспитания, наце­ленную на устранение страха, вовсе нетрудно. Необходимо только относить­ся к ребенку c добротой, поставить его в такое окружение, в котором детская инициатива может проявиться и не принести при этом плачевных результа­тов, и оградить его от соприкосновения со взрослыми, одержимыми неразум­ными страхами, — перед темнотой, мышами или социальной революцией. Ребенок не должен также подвергаться тяжким наказаниям, ему не надо угрожать и делать чрезмерно суровые выговоры. Несколько сложнее изба­вить детей от ненависти. Для этого нужно самым тщательным образом избе­гать ситуаций, возбуждающих ревность или зависть, и всячески поддержи­вать справедливость в отношениях между детьми. Ребенок должен ощущать теплое чувство любви со стороны по крайней мере некоторых из тех взрос­лых, c которыми ему приходится иметь дело; не следует мешать проявлению его естественной активности и любознательности, за исключением тех слу­чав, когда возникает опасность для его жизни или здоровья. В особенности же не должно быть табу на знание о взаимоотношении полов или на обсуж­дение проблем, которые люди, опутанные условностями, считают неприлич­ными. Если c самого начала соблюдать эти простые правила, ребенок вырас­тет бесстрашным и дружелюбным человеком.

(Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987. С. 114-130).

Источник

Страх

С чего начинается философствование со страха

Человеку свойственно испытывать различные эмоции, сопровождающие практически любые изменения и действия в его жизни. Одной из базовых и самых сильных из них является страх. Страх имеет множество причин и проявлений и в некоторых случаях перестает быть нормальным, требуя медицинского вмешательства.

Что такое страх?

Страх — это внутреннее ощущение, отражающее защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности. В психологии относится к группе так называемых отрицательных или негативных эмоций — эмоций, которые основываются на неприятных переживаниях или внешних воздействиях.

Один из вариантов страха — фобия. Это иррациональный, плохо контролируемых страх объекта, живого существа или пребывания в определенных внешних обстоятельствах. При этом человек всеми силами пытается избежать контакта с источником своего страха, даже если тот не несет какой-либо объективной угрозы.

Причины страха

Страх является естественным ответом на ощущение опасности, он помогает избежать попадания в угрожающие здоровью и жизни ситуации.

В зависимости от вида страха, это могут быть внешние обстоятельства или внутренние переживания. Чаще всего эту эмоцию вызывают именно особенности окружения — замкнутое пространство, высота, темнота. Реже страх обуславливают переживания человека по поводу социального взаимодействия с родителями, близкими или деловыми партнерами.

За развитие страха отвечает лимбическая система центральной нервной системы, преимущественно — левое миндалевидное тело. Процесс реализуется двумя нейронным путями: коротким и длинным. Первый отвечает за быструю реакцию на потенциальную опасность, второй — контролирует адекватность ответа на триггер и поддерживает или блокирует короткий путь. При нарушении работы длинного пути возникают фобии. Также в формировании чувства страха принимают участие ряд гормонов, в том числе кортизол — «гормон стресса».

Наиболее распространенными вариантами страхов и фобий являются:

Виды страха

В современной психологической практике используется классификация страхов по Щербатых Ю.В., которая включает:

Отдельно выделяются детские страхи, включающие в себя страх остаться одному, боязнь других людей, врачей, сказочных образов и т.д.

Признаки страха

Страх отражается как на физическом состоянии человека, так и на его поведении и самочувствии. Его проявления могут варьировать в зависимости от степени потенциальной угрозы от незначительной тревоги до паники.

Состояние и чувство страха

Страх сопровождается выработкой ряда гормонов — адреналина, норадреналина и кортизола. Они позволяют подготовиться к ответной реакции на угрозу, изменяя режим работы сердца, легких и системного метаболизма.

Выброс гормонов приводит организм в состояние повышенной готовности: усиливается кровоснабжение мышц, повышается уровень глюкозы крови, а мозг концентрируется только на потенциальной опасности. Все это сопровождается рядом соматических проявлений:

Психическая реакция на страх у людей индивидуальна и зависит от силы эмоции. Часто люди чувствуют только физические изменения и тревогу, своими действиями пытаясь избежать опасности. При резком, внезапном воздействии возможно состояние оцепенения и невозможность сделать что-либо.

Кратковременное ощущение страха безвредно. Однако при длительном пребывании в этом состоянии формируются негативные последствия, такие как:

Почему люди стремятся испытать страх?

Эмоциональный ответ на страх очень индивидуален и часто воспринимается людьми по-разному. Страх также может вызывать и положительные реакции в человеческой ЦНС. В некоторых ситуациях чувство страха расценивается как развлечение, например — во время просмотра фильмов ужасов.

Также существуют люди, которые сами провоцируют у себя ощущение страха — так называемые адреналиновые наркоманы. Чаще всего это люди, увлекающиеся экстремальными видами спорта и другими занятиями, связанными с рисками для здоровья и жизни.

Панический страх

Иногда страх переходит границы физиологической реакции и становится чрезмерно сильным, а человек переходит в состояние паники, теряя контроль над собой и ситуацией. Если при этом причину появления столь сильного страха установить не удается, речь идет о панической атаке.

С чего начинается философствование со страхаПаническая атака сопровождается крайне неприятными ощущениями. Фото автора Alex Green: Pexels

Зачастую паническим атакам предшествуют физические и эмоциональные перегрузки, реже — резкие изменения гормонального фона. Наиболее часто их связывают со следующими факторами:

Также панические атаки могут быть симптомом психических расстройств, в том числе: депрессии, психопатий, ипохондрии, шизофрении, обсессивно-компульсивного расстройства.

При паническом страхе, в отличие от других его видов, могут возникать симптомы, напоминающие соматические заболевания. Довольно часто эта эмоция сопровождается:

Панические атаки длятся от нескольких минут до 1-2 часов, в среднем — порядка 30 минут. Также для них характерна периодичность, которая может варьировать от 1-2 приступов в месяц до нескольких за день.

Страх боли

Алгофобия или страх физической боли является одним из распространенных страхов, который зачастую связан с ранее пережитыми сильными болевыми ощущениями. В повседневной жизни он проявляется при посещении медицинских учреждений, стоматологических кабинетов.

С чего начинается философствование со страхаАлгофобия часто встречается у детей. Фото: FanMU / Depositphotos

В норме человек пытается избежать вреда своему здоровью, который часто сопровождается болевыми ощущениями. При алгофобии даже потенциальная возможность ощутить боль вызывает сильных страх со всеми его проявлениями. Пример — боязнь сдачи крови для проведения лабораторных анализов из-за боли, которой сопровождается прокол кожи скарификатором или иглой шприца.

Страх быть отвергнутым

Другим довольно распространенным страхом является боязнь быть отвергнутым социумом или конкретным человеком. Как правило, он формируется на фоне ранее полученного опыта болезненного разрыва с человеком или отвержения, например — в семье. Также существует гипотеза, что он связан с расстройствами аутистического спектра (аутизм, синдром Аспергера) и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

С чего начинается философствование со страхаНегативный опыт в прошлом может стать причиной страха быть отвергнутым людьми. Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Страх быть отвергнутым отличается особой чувствительностью к взаимодействию с другими людьми:

Страх заболеть коронавирусом

Актуальным на сегодняшний день стал страх инфицирования COVID-19. Существует мнение, что она основывается на так называемой «поведенческой иммунной системе», которая особенности поведения, направленные на минимизацию риска получения опасного заболевания. Поведенческая иммунная система сформировалась в процессе эволюции, когда у людей еще не было столь эффективных лекарств для противодействия инфекциям.

Подпитывается такая боязнь постоянными новостями в СМИ о числе новых заболевших и умерших от этого заболевания, общим настроением в обществе и пониманием того, что эффективных лекарств против коронавируса SARS-CoV-2 еще не найдено.

Когда обратиться к врачу?

Страх не всегда оказывается полезен, и в ряде случаев рекомендуется обратиться за помощью к специалисту. Причинами обращения за медицинской помощью могут быть:

При фобиях, страхах конкретных вещей или обстоятельств, следует обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Также на консультацию к специалисту этого профиля рекомендуется обратиться при беспочвенных, но контролируемых страхах.

Перед визитом к доктору рекомендуется определенная подготовка и анализ своего состояния. Они позволят упростить процесс диагностики и выбора тактики лечения. Полезно заранее подготовить следующие данные:

Лечение страхов

Лечение и борьба с патологическими формами страха может включать в себя как психологические методики, так и медикаментозную поддержку. Целью проводимой терапии является снижение частоты необоснованных приступов страха и их тяжести, а также предотвращение негативных последствий для организма, контроль над фобиями.

Когнитивно-поведенческая терапия

Это один из вариантов разговорной психотерапии, при котором проводится поиск, анализ и прорабатывание мыслей и убеждений человека, потенциально вызывающих страхи и лежащих в основе фобий. Эта терапия основывается на подкреплении желаемых типов и особенностей поведения, что влечет за собой изменение эмоций и мышления, приводящих к развитию страхов.

В течение ряда сеансов психотерапевт помогает структурировано реагировать на ситуации и факторы, которые вызывают ощущение страха и более эффективно реагировать на них. Количество посещений доктора может варьировать от 5 до 20 в зависимости от тяжести симптомов, поддержки окружающих и личного прогресса.

Групповые занятия

Эффективным подходом в лечении страхов является групповая терапия, в которой общаются люди имеющие схожие проблемы. Считается, что знакомство с историями других, в особенности — если они успешно противостоят своим фобиям и уже добились определенных результатов, помогает более качественно бороться с личными переживаниями. Также это позволяет получить новые советы и узнать о новых тактиках лечения выбрать наиболее подходящий для себя вариант.

С чего начинается философствование со страхаЗанятия в группе помогают справиться со страхами. Фото: PsychotherapyNet / YouTube

Медикаментозное лечение

Психотерапевтические подходы считаются наиболее эффективными. Медикаментозное лечение применяется при сильных симптомах тревоги и страха, которые невозможно побороть другими способами.

В зависимости от состояния человека и сопутствующих факторов, лекарства могут назначаться как кратким курсом в начале терапии, так и на постоянной основе. Для борьбы с чувством страха и его последствиями применяются следующие группы медикаментов:

При появлении фобий и страхов на фоне психиатрических заболеваний также могут применяться снотворные, нейролептики и антидепрессанты. Однако такие средства не должны использоваться человеком самостоятельно — они назначаются только компетентным специалистом после комплексного обследования.

Как избавиться от страха?

Начать противостоять своим страхам и фобиям можно самостоятельно. С этой целью разработан ряд советов и рекомендаций. Однако не стоит ожидать быстрых результатов — это длинный путь, который всегда начинается с малого.

Техника AWARE

Одним из эффективных способов избавления от страха является его изучение и принятие. С этой целью используется специальная техника AWARE (осведомленность). Этот акроним расшифровывается следующим образом:

Правильное питание

Высокий уровень глюкозы в крови связан с повышенным чувством тревоги. Поэтому следует избегать большого количества углеводной пищи в рационе, отдавая предпочтение свежим фруктам и овощам.

Также рекомендуется ограничить употребление крепкого чая и кофе, поскольку они богаты кофеином, способным повышать уровень эмоционального возбуждения и беспокойства.

Отказ от алкоголя и курения

Несмотря на популярное в народе привычки выпить и покурить «для храбрости», алкогольные напитки и табачные изделия повышают уровень возбуждение нервной системы, тем самым усиливая тревогу и страх.

Занятия спортом

Спорт и упражнения заставляют человека концентрироваться, что позволяет отвлечься от страхов и беспокойства. Также пребывание в хорошей физической форме придает дополнительной уверенности в себе, что способствует борьбе со внутренними переживаниями.

Расслабление

Один из самых простых подходов в противодействии страху — техники релаксации. Даже обычные глубокий вдох и выход помогают собраться и взять ситуацию под свой контроль. Также можно попытаться представить себя в приятном, расслабляющем месте.

Многим помогает прослушивание любимой музыки. В длительной перспективе эффективными могут оказаться массаж, йога, тай-чи и медитация.

Заключение

Страхи помогали выживать нашим предкам и помогают нам избегать опасностей и по сегодняшний день. Но нужно правильно интерпретировать и контролировать их, а при патологическом происхождении таких эмоций и невозможности проживать полноценную жизнь из-за фобий — лечить при помощи различных подходов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *