С чего начинается философствование по аристотелю
Философия Аристотеля
Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384–322 до н.э.). Аристотель родился в Стагире, на границе с Македонией. Его отец по имени Никомах был врачом на службе у македонского царя Аминта, отца Филиппа II. Вместе с семьёй молодой Аристотель жил некоторое время вблизи царских чертогов в Пелле, наблюдая придворную жизнь. Восемнадцати лет отроду, став сиротой, в 366/365 г. он прибывает в Афины, чтобы поступить в Платоновскую академию. Аристотель оставался в стенах Академии вплоть до смерти Платона.
С 343/342 г. начинается новый период жизни Стагирита. Его требует ко двору Филипп Македонский и поручает ему воспитание своего наследника Александра, человека, судьбой уготованного перевернуть новую страницу в истории Греции. Мы не так много знаем об отношениях между этими великими людьми, полководцем и философом, коих фортуне угодно было связать. Известно, что Аристотель разделял идею объединения греческих городов под македонским скипетром, но вряд ли он принимал идею эллинизации варваров. При македонском дворе Стагирит оставался до тех пор, пока Александр не взошёл на трон, т.е. примерно до 336 г. Наконец, в 335/334 г. Аристотель вернулся в Афины, где снял в наём несколько зданий вблизи храма в честь Аполлона Ликейского, откуда пошло наименование школы – Лицей. В Лицее, противопоставлявшем себя на какое-то время Академии, прошли наиболее плодотворные годы Стагирита, годы завершения и систематизации его философских представлений.
Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. С точки зрения Аристотеля, начало познания – это чувственный опыт. После чувств идут память, ум и общие выводы. Аристотель говорил, что платоновская теория идей нам ничего не даёт, она не объясняет существование вещей. Если идеи принадлежат к другому типу реальности, если идеи неосязаемы, то они не могут влиять на вещи. Идеи не позволяют объяснить бытие вещей. Если следовать Платону, то мы должны иметь идею, относящуюся к каждому роду, виду, классу вещей. Получается, что идей столько же сколько и вещей, а может быть, даже и больше. Мир идей – это другое название знаний о мире вещей. Идеи удваивают мир вещей.
По Аристотелю, самостоятельным существованием обладают единичные, конкретные вещи. Каждая вещь выступает как единство материи и формы. Материя – это то, из чего состоит вещь; форма – это определённость вещи. Материя может принимать разные формы, материя – это потенциальная возможность быть чем-то. Сама по себе материя неопределённа, эту определённость ей сообщает форма. В мире есть иерархия форм. Например, есть минералы и вода. Их используют растения, которые являются более высокой формой. Неживое есть форма для построения живого. Над растениями стоят травоядные животные. Растения уже становятся материей для них.
В природе, как отмечает Аристотель, есть изменение, рост, развитие, которые должны иметь свою причину. Эти причины бывают четырёх видов: материальные, формальные, движущие и целевые. Движущая и целевая причины сводятся к формальной причине или просто к форме. Все естественные процессы и все разновидности осмысленной человеческой деятельности направлены на осуществление некоей цели. В природе ничего не происходит бесцельно, эта цель есть та форма, которая должна быть достигнута в результате происходящих изменений. Цель предметов не навязывается им извне, а заключена в них самих. Цель жёлудя заключается в том, чтобы прорасти и стать дубом. Цель ребёнка – стать взрослым человеком. Это означает, что цель сводится к форме, подлежащей осуществлению.
Бытие, по Аристотелю, составляет не только то, что существует некоторым определённым образом, но и то, к чему всё причастно – существование как таковое, совпадающее с миром в целом. Мир вечен. Первопричиной и перводвигателем мира является Бог. Бог это высший разум. Он венчает иерархию форм и не нуждается в материи. Отсюда можно заключить, что Бог вечен. Он является всеобщей целью и воздействует на мир самим фактом своего существования. По Аристотелю, перводвигатель должен быть неподвижным, так как движение означает изменение, а изменяется только то, что несовершенно. Бытие Бога мы можем вывести путём рассуждений над иерархией материальных форм.
Высшее существо в материальном мире – это человек, который использует в качестве материи для обеспечения своей жизнедеятельности минералы, воду, растения и животных, т.е. они служат материей для человека. У растений есть вегетативная душа, животные обладают более сложной душой, связанной с чувствами, желаниями и т.д. Человек же характеризуется самой высшей душой, которая также включает в качестве составляющей ум. Ум – отличительная черта человека. Бог – это наивысшая действительность, и поэтому он может рассматриваться как чистый и абсолютный ум. Ум, вообще говоря, может быть теоретическим и практическим. Теоретический ум нацелен только на познание. Бог в качестве теоретического ума направлен только на самого себя и является умом созерцательным. Такое понятие Бога лишено религиозного содержания и выражает лишь абсолютную сущность.
Природа каждой вещи состоит в том, чтобы сполна осуществить свою форму. Каждая вещь движется к своей зрелости, достигнув её, вещь начинает разрушаться. Такова судьба всех вещей в подлунном мире, где всё существующее обречено на гибель. В этом мире все вещи состоят из четырёх элементов: воды, земли, воздуха и огня. Но есть и высший элемент – эфир, из которого состоят небесные тела, которые характеризуются совершенством и вечностью. В надлунном мире никакая сила для движения не нужна.
В философии Платона природе уделялось мало внимания. Философская позиция Аристотеля более реалистична, он больше внимания уделял научным вопросам. Земля, по Аристотелю шарообразна. К данному выводу он пришёл, исходя из наблюдения затмения Луны. Она находится в центре мироздания в состоянии неподвижности. Границей мироздания является звёздное небо, за которым находится Бог. Аристотель – создатель логики. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»).
Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений. Ему принадлежит работа «История животных», где описано почти 500 видов различных животных. Аристотель считал, что развитие человека должно быть гармоничным. Образование личности должно быть направлено на выработку умения избегать крайностей и соблюдать меру во всём. Платон считал, что добродетели считаются врождёнными, мы их получаем от мира идей. Аристотель с этим не соглашался. Добродетель должна воспитываться в человеке. Аристотель основоположник политологии.
Он выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Неоспорим его вклад в развитие этики и эстетики, биологии, психологии и целого рядя других наук. Для многих последующих поколений образованных людей Аристотель стал образцовым философом и учёным. Аристотель мыслил бытие как пирамиду, в которой высшая ступень является целью для нижней. Подлинное бытие постигается умом, а не чувственным опытом. Философия Аристотеля – это здравый смысл, он занимал позицию «золотой середины» во всём.
Философия Аристотеля завершает классический этап древнегреческой философии.
Аристотель
Аристотель – величайший учёный и мыслитель античного мира. Он заложил основы большинства современных наук, создал всестороннее учение о мироздании, основные понятия философии и научный стиль мышления.
Биография: краткие сведения
Биография Аристотеля ещё во времена античности вызывала некоторые споры. Касались они места рождения Аристотеля. Известно, что это был город Стагира, по которому он получил своё прозвище – Стагирит. Однако где именно находилась Стагира, в точности неизвестно. По одним данным, она располагалась у подножия горы Афон, по другим – во Фракии.
Известно, что Стагира была захвачена и разрушена македонским царём Филиппом II, когда Аристотель находился в Афинах, в школе Платона. Позже Аристотель попросил Филиппа восстановить город и сам написал для него новые законы.
Существенную роль в ранней биографии Аристотеля сыграл его отец – Никомах. Он был греком с острова Андрос и являлся так называемым асклепиадом – якобы потомком медицинского бога Асклепия. Асклепиады, согласно семейной традиции, занимались медициной. Врачебное искусство у них было принято передавать по наследству, поэтому Никомах стал для сына первым учителем. Судя по всему, ещё будучи мальчиком, Аристотель помогал отцу лечить людей, благодаря чему у него пробудился интерес к биологии.
Аристотель довольно рано потерял отца и мать, и его дальнейшим воспитанием занимались родственники. В семнадцатилетнем возрасте он прибыл в Афины, однако не сразу поступил в школу Платона (которого тогда не было в городе). Сначала он, как повествуют некоторые источники биографии Аристотеля, изучал ораторское искусство у Исократа – знаменитого ритора. В пользу этого говорит и то, что Аристотель всегда испытывал интерес к риторике и посвятил ей немало своих работ. Его учение о логике берёт начало именно в основах ораторского искусства, которые подразумевали умение убеждать публику.
После обучения у Исократа Аристотель наконец поступил в Академию Платона, где пробыл двадцать лет, вплоть до самой смерти учителя. Отношения двух великих философов были весьма непростыми. С одной стороны, они были очень дружны и близки. С другой стороны, Аристотель часто совершал в отношении Платона дерзкие и нелицеприятные поступки. Однажды он попросту прогнал его с территории школы, упрекая в разных пороках. Платон с тех пор не выходил за пределы своего сада, однако ученики его не забыли и каждый день посещали его дом, где слушали лекции.
В тот момент Платон был уже глубоким стариком, благодаря чему пользовался всеобщим почтением; и только Аристотель, как казалось окружающим, этого почтения не проявлял. В Академии он фактически самовольно занял место изгнанного учителя. Впрочем, вскоре в школу вернулся влиятельный её деятель Ксенократ, который вынужден был до этого временно покинуть Афины. Ксенократ вернул Платона на предназначавшееся ему место в Академии, а Аристотеля прогнал.
В дальнейшем Аристотель начал преподавательскую деятельность, учительствуя в разных городах и местностях. Его учениками были в том числе и влиятельные правители, такие как тиран Гермий и юный Александр Македонский. Философ пользовался у правителей большим почтением; так, Гермий позволил ему взять в жёны свою приёмную дочь Пифиаду.
После того, как Филипп II был убит и Александру пришлось взять управление государством на себя, Аристотель отправился в Афины. Там он основал собственную школу, получившую название Ликей, или Лицей. Её также называли «перипатетической» школой, то есть «прогулочной», поскольку философ вместе с учениками во время преподавания нередко прогуливался. Не очень ясно, почему современники обратили внимание именно на этот факт, ведь прогуливаться во время чтения лекций любили многие философы того времени.
После смерти Александра Македонского в Афинах вспыхнуло антимакедонское восстание. Одним из его жертв стал и Аристотель, который был близок с македонскими царями и преподавал им. Философ был изгнан из города и отправился в Халкиду Эвбейскую, где жил в доме своей матери со своей семьёй.
В 322 году Аристотель умер от болезни желудка (или от отравления). Его тело было отправлено на историческую родину – в Стагиру, где жители воздвигли для него склеп. В честь своего знаменитого согражданина жители Стагиры организовали ежегодные празднества, его именем даже был назван один из месяцев в году.
Основные идеи философского учения Аристотеля
Прежде всего Аристотель утверждал, что существует множество наук, которые можно разделить на три категории: теоретические (физика, математика и «первая философия», то есть метафизика), практические (этика и политика) и творческие.
Одной из наиболее важных наук для Аристотеля была метафизика.
Размышляя о причинах всего сущего, он вывел теорию о четырёх «первоначалах»:
Аристотель ввёл понятия «акта» и «потенции». Первый – это деятельное осуществление чего-то. Вторая – это сила, способная на такое осуществление. Эти рассуждения возникли как ответ на парадокс, предложенный философами элейской школы. Элейцы утверждали, что сущее может возникнуть либо из ничего, либо из не-сущего. Аристотель показал, что и то, и другое невозможно: сущее уже существует, поэтому не может возникнуть из ничего; кроме того, из ничего вообще ничего не может возникнуть. Так что, по Аристотелю, возникновения и становления вообще не существует.
Аристотель, по существу, был первым мыслителем, который ввёл в философию категории – наиболее общие понятия, которые выражают свойства и отношения явлений действительности. Аристотель разработал целую иерархию категорий, в которой главной была «сущность», или «субстанция», а остальные категории считались её признаками.
Такими признаками являются количество, качество, отношение, действие, время, страдание, обладание и др. Впоследствии система категорий была Аристотелем упрощена.
Аристотель дал определение таким понятиям, как «пространство» и «время». При этом он создал две интерпретации этих понятий: первая определяет пространство и время как самостоятельные сущности, а вторая считает их системами отношений между предметами и явлениями. Споры вокруг определения пространства и времени, начавшиеся с Аристотеля, не утихают до сих пор.
Аристотель был первым, кто чётко разделил материальные объекты на четыре основных типа:
Также Аристотель попытался в космологическом плане доказать существование бога. Согласно ему, бог – это первичная сущность, дающая начало всем остальным предметам и явлениям в пространстве, первичный двигатель, запускающий все мировые процессы. Ведь, по его мнению, у всех предметов, процессов и явлений есть какое-то начало – последовательность причин не может быть бесконечной. И начало это должно быть единым, поскольку все процессы во вселенной взаимосвязаны.
Аристотель исследовал и идею души. Представления о ней имелись в большинстве древних культур, почти во всех мировых религиях и культах. Однако понимание её сущности различалось. Аристотель указал, что это нечто, связанное с телом, но само по себе бестелесное и нематериальное. Он дал и более определённое понимание «души», считая её «энтелехией» тела. Аристотель под «энтелехией» вообще понимал некую внутреннюю силу чего-то, выступающую как потенциальная цель и конечный смысл; например, «энтелехия» позволяет маленькому семени вырастать в большое дерево.
Душа выражается в таких «элементах», как внимание, эмоции, память, представления, ощущения, понятия и т. д. Из меньших и частных элементов складываются более общие: так, ощущения могут сложиться в общее восприятие, а восприятия – в представление о мире в целом. Таким образом, Аристотеля можно назвать первым психологом в современном смысле этого слова.
Добродетели Аристотель делил на нравственные, или этические, и мыслительные, или дианоэтические. Первые приобретаются с опытом и выражаются в разумной середине между крайностями; такими добродетелями являются кротость, умеренность, щедрость, мужество, дружелюбие, справедливость и т. д. Вторые добродетели, мыслительные, приобретаются в результате обучения.
Работы Аристотеля посвящены и политике. По мнению философа, политика – это то, что отличает человека от других животных. Аристотель был даже уверен, что у человека с рождения имеется инстинкт, подталкивающий его к общественной жизни. Этому способствует и то, что каждый человек ограничен в своих возможностях, и только совместная жизнь позволяет ему выжить. Люди объединяются в группы, в которых каждый занимает определённое место, основанное на его полезных для жизни способностях.
Аристотель был одним из первых учёных, кто не только допускал шарообразность Земли, но и постарался доказать её на основании формы тени, отбрасываемой ею на Луну. Аристотель также доказал шарообразность Луны. Он же попытался определить длину окружности Земли, основываясь на работах древнегреческих математиков; впрочем, он ошибся почти в два раза: он получил цифру в 71200 км, тогда как реальная длина экватора – чуть больше 40 тысяч км.
Список произведений философа
События биографии Аристотеля неотделимы от составления им множества научных трудов. Список его произведений огромен; есть и немало произведений, которые приписываются ему, но настоящее их авторство не установлено; или же они приписывались Аристотелю ранее, но сегодня учёные смогли определить подлинных авторов.
Вот некоторые из этих произведений:
Десять малоизвестных фактов о древнегреческом учёном
Биография Аристотеля известна большинству людей лишь в очень общем виде. Действительно, мало кто представляет, каким великий философ был в жизни и как именно он приходил к своим научным идеям.
Вот некоторые факты из его жизни:
Кто такой Аристотель? Что такое философская система Аристотеля?
Содержание:
Аристотель – известный философ, которого обучал Платон. Годы его жизни – с 384 до 322 года до нашей эры. Ключевыми сферами деятельности гения были биология, логика, этика. Главная работа посвящена проблемам метафизики. В учениях поднимается вопрос: «Что такое сущность и сущий?». Под сущим ученый понимает единичные предметы, объединенные в группу. У каждого предмета есть определенная сущность. Для ее постижения человеку необходим ум, знание, а не ощущение или чувство.
Сущности не могут меняться, это вечный атрибут вселенной. Только через них можно понять сущее. Философ выделял высшие, первоочередные причины, которые легли в основу его учения. Каждая вещица имеет все 4 причины:
Философское учение Аристотеля базируется на иерархической системе классов. В ее основе – понятие сущности, субстанции. Все остальное – описание признаков субстанции.
Философия Аристотеля кратко и понятно
Древний ученый внес множество важных теорий в мировую философию. Основными, исторически значимыми являются:
Философская система Аристотеля кратко – душа и человек
Форма человеческой души в учениях философа представлена в трех рангах: растительный, животный и разумный уровень. Именно душа способна контролировать организм и его основной функционал, в ней находится создание человека. Философское учение Аристотеля кратко можно рассмотреть на трехуровневой структуре души:
Материалистический взгляд на человечество обоснован следующими суждениями философа:
Общество формируется благодаря желанию индивидов объединяться в группы, семьи, проживать с другими представителями человечества. Совместно люди могут изготавливать материальные блага, обустраивать жилища, распределять обязанности. Их объединяют язык, культура, родственные связи.
Главным контролирующим органом, способным защитить, поддержать, организовать общества, является государственный строй.
Философская система Аристотеля – государство
На основании учений Аристотеля есть возможность определить шесть основных видов государственной структуры. Ученый выделяет:
Учение Аристотеля было философской основой для разделения форм государства в древние времена.
Философское учение Аристотеля
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Дополнительные готовые рефераты на темы:
Введение
Античная философия зародилась в Древней Греции как попытка открыть фундаментальные принципы мира (космоса). Расцвет философии в Греции имел множество причин и факторов. Слабое развитие сельского хозяйства, свободное отношение к своим богам (что освободило греческую мысль от консерватизма), символическая форма царской власти, выборные формы власти — все это способствовало возникновению философии. Полисная структура греческих государств позволяла различным культурам взаимодействовать и обогащать друг друга. Это общество было одаренным от природы и проявляло не меньший талант в науке, чем в поэзии, скульптуре или военном искусстве. Греческое мировоззрение фокусировалось в основном на внешнем мире (космосе), который удивлял греков своей упорядоченностью и организованностью. Аристотель (384-322) был древнегреческим философом. Он был учеником Платона. Он был воспитателем Александра Македонского. Он был сыном Никомаха и Фестиды из Стагира. Аристотель был самым выдающимся учеником Платона. Беседовал со своими учениками о философии, прогуливался взад и вперед, за что их называли «перипатетиками». Он оказал сильное влияние на дальнейшую европейскую научно-философскую мысль. Основные труды Аристотеля — «Метафизика», «Никомахова этика», «Политика» и «Риторика». Аристотель разделил всю философию на практическую и теоретическую. Практическая философия включала в себя этику и политику, а теоретическая философия — физику и логику. Во всем этом он исходил из двух целей: Вероятность и истина. Для каждого конца исследования он использовал два средства — диалектику и риторику для вероятности, аналитику и философию для истины.
В данной работе я рассматриваю основные взгляды и научно-философские интересы Аристотеля, категории, с помощью которых он мыслил и учил, а также рассматриваю метафизику как учение о четырех причинах бытия, уделяя внимание этике и политике Аристотеля.
Аристотель, величайший из древнегреческих философов
Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и ярый противник Платона, родился в 384 году до н.э. в Стагире, городе на северо-западном побережье Эгейского моря.
Аристотель оставил великое наследие — более 150 работ. Самые известные из них — «Органон», «Метафизика», «Политика», «Никомахова этика» и другие. Основой всего сущего Аристотель считал первоматерию, которая является предпосылкой всего сущего. Самые простые определения первоматерии — это земля, огонь, вода и воздух. Вещи представляют собой комбинацию этих элементов и возникают под влиянием формы как активной причины. Поэтому реальный мир представляет собой единство материи и формы. Формой всего является Бог, «перводвигатель», который задает цель для дальнейшего движения и развития вещей и явлений. Аристотель различал несколько форм движения: Создание, разрушение, изменение качества (трансформация), изменение количества (уменьшение, увеличение), движение. Каждая вещь имеет свое «естественное место», то есть пространство как предел «вместилища тела». Время также связано с движением; это «исчисление движения в начале и потом», оно течет непрерывно, так что мы его не замечаем. Мир первичен по отношению к человеку и познаваем. Первая ступень познания — чувственная; с ее помощью человек познает единичное. Разум познает общее с помощью восприятий. Аристотель рассматривает познание как процесс перехода от простых форм к сложным, от низшего к высшему: восприятие, представление, опыт, искусство, наука. Наука — это высшая форма познания, поскольку она является знанием всеобщего. Значительное место в философии Аристотеля занимает учение о человеке, существенной чертой которого является разум. Поэтому все моральные действия человека основаны на разуме. Человек — социальное животное, для него естественно жить в государстве. Аристотель видит основную цель государства в обеспечении максимальной степени счастья для наибольшего числа людей.
Общество свободных граждан состоит из трех классов: Богатые, средний класс и бедные. Необходимым условием стабильного и процветающего государства является наличие широкого среднего класса, а экономической основой государства является частная собственность, что способствует заинтересованности в хорошей работе. Философ считает, что главная задача государства — не допустить чрезмерного накопления богатства и власти в руках отдельных людей и держать рабов в повиновении.
Аристотель различает три правильные формы правления — монархию, аристократию и политию — и три неправильные формы — тиранию, олигархию и демократию.
Творчество Аристотеля стало кульминацией развития древнегреческой философии, поскольку он обобщил, систематизировал и развил взгляды своих предшественников. Не случайно Ф.Энгельс назвал его «самой универсальной головой среди древнегреческих философов».
Дошедшие до нас произведения Аристотеля относятся в основном к ликийскому периоду, но в них сохранились идеи и прямые отрывки из более ранних работ, что свидетельствует об определенной целостности его взглядов после того, как он покинул Академию. Некоторые фрагменты сохранились и от первого, платонического периода его развития. Вопрос о хронологической последовательности произведений Аристотеля чрезвычайно сложен, поскольку они несут на себе печать современности. Но несомненно, что ранние произведения проникнуты платонизмом. Например, фрагментарно сохранившийся диалог «Евдем» или «О душе» содержит доказательства бессмертия души, схожие с аргументами платоновского «Фидона». Следуя Платону, он, с другой стороны, «объявляет душу формой (эйдосом), и поэтому здесь восхваляет тех, кто считает ее вместилищем идей». Опять же, в согласии с Платоном, он пишет, что «жизнь без тела кажется естественным состоянием для души, тогда как связь с телом — это болезнь».
Научные и философские интересы Аристотеля в его трудах
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире, греческой колонии на фракийском побережье. Его родной город находился в Македонии, которая считалась провинцией по отношению к Афинам, признанному культурному центру. Правда, на глазах Аристотеля статус Македонии, связанный с победоносными завоеваниями Александра Македонского, сильно изменился.
Как истинный представитель греческой культуры, Аристотель высоко ценил мудрость, которую он понимал как умение, способность и мастерство. Такое понимание мудрости также связывает его с его предшественниками в античной философии — «любовь к мудрости».
В 367 году Аристотель отправился в Афины и, после возвращения Платона из поездки на Сицилию, стал его учеником. На протяжении многих лет выясняется, что жизнь Аристотеля связана с Академией, наполнена общением с ее основателем и внимательным изучением платоновской философии. Здесь Аристотель становится чрезвычайно дальновидным и развивает свои собственные философские и научные подходы.
Труды Аристотеля делятся на две группы: «экзотерические» и «эзотерические». Первые были составлены в форме диалога и предназначались для широкой аудитории. Последние не предназначались для публики, а только для учеников школы. Исторически до нас дошли произведения, относящиеся ко второй группе. Следовательно, у нас есть возможность судить о тех взглядах Аристотеля, которые он сам считал «сокровенными» и наиболее полно выражающими истину. Точное количество работ, произведенных Стагиритом, неизвестно, но совершенно ясно, что они огромны. Более поздние авторы приписывают ему от ста сорока до четырехсот произведений.
Аристотель был настоящим энциклопедистом, чьи знания были необычайно разнообразны и поистине универсальны. Наиболее известные из его сохранившихся работ включены в Corpus Aristotelicum — свод сочинений, считающихся каноническими. Его первой работой является «Органон», содержащий трактаты по логике (Категории, Об истолковании, Первая аналитика, Вторая аналитика, Топика, О софистических опровержениях). Далее следуют «Физика», «О небесах» и «О душе». Наиболее известным его трудом является «Метафизика», состоящая из 14 книг. Работы по этике (моральному учению): «Никомахова этика», «Большая этика», «Политика». За ними следуют «Риторика» и «Поэтика». Наконец, биологические труды: «История животных», «О происхождении животных», «О частях животных» и др.
Обширность и тематическое разнообразие трудов Аристотеля затрудняют определение точки, с которой лучше всего начать изложение его системы. В учебниках по истории философии, написанных в советский период, страдавший от подавления обязательной идеологии, внимание обычно уделялось критике Аристотелем платоновского учения об идеях. Аристотель критикует платоновское учение об идеях не с позиции «мнения» (то, что Платон называл «докса»), а с позиции демонстративного, то есть эпистемического, знания. Поэтому аристотелевский подход согласуется с восхищением Платона доказательствами и логической убедительностью и исключением личных и других посторонних мотивов в научных и философских рассуждениях. В свете такого взгляда знаменитое аристотелевское изречение «Платон мне друг, но истина мне дороже», которым, согласно традиции, он ответил на обвинение в отклонении от теории учителя, становится ясным и отчетливым.
Основные категории философии Аристотеля
Категории Аристотеля как способ объяснения природы бытия.
Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что есть бытие?
Аристотель пытается ответить на этот вопрос (что есть бытие) через высказывания о бытии, то есть категории (в переводе с древнегреческого — предложения).
Аристотель выделяет 10 категорий, отвечающих на поставленный вопрос (о бытии), где одна из категорий утверждает, что такое бытие, а 9 других категорий — его свойства. К этим категориям относятся:
Другими словами, согласно Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Как правило, человек способен воспринимать только свойства бытия, но не сущность. Также, согласно Аристотелю, категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которого немыслимо само бытие.
Название «метафизика» («то, что идет после физики») имеет позднее происхождение. «Метафизика» — так называлась группа трактатов Аристотеля, помещенная после физики в издании Андроника Родосского. В этих трактатах было изложено учение об основаниях бытия, постигаемых посредством умозрения. Впоследствии, на протяжении целых двух тысячелетий, среди философов господствовал обычай называть любое философское учение, содержащее спекулятивное исследование бытия, «метафизикой». Таким образом, получилось, что то, что в издании Андроника Родосского просто следовало за физикой в порядке публикации, рассматривалось как превосходящее физику по сути предмета: Если физика изучает «потусторонние» явления природы, постигаемые посредством опыта, то «метафизика» изучает сущность бытия не посредством опыта, а посредством умозрения. Начиная с Гегеля, в этой характеристике предмета и способа исследования «метафизика» стала подчеркивать свой метод. Основатели марксизма позволили термину «метафизика» означать лишь название антидиалектического метода.
Аристотель начинает свою первую книгу с утверждения, что все люди по своей природе стремятся к знаниям. Источником знаний являются ощущения и память, которые вместе составляют опыт. Умение опирается на опыт, знания для общего блага. Но практическое умение — это не высшее знание, а только самопознание, мудрость, знание причин и начал. Аристотель говорит, что обычно мудрыми считаются те, кто много знает, но невозможно знать все, зато можно знать причины всего. С самого начала философов интересовали причины: как происхождения Вселенной, так и того, что есть добро. Такое знание он называет божественным. Более того, в главе 3 книги 1 Аристотель перечисляет четыре причины всего сущего:
Аристотель критиковал своих предшественников за их особый акцент на материальной причине: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) или все элементы сразу (Эмпедокл).
Он обозначил такие начала движения, как разум, дружба и вражда. Кроме того, Аристотель рассматривал учения пифагорейцев и Платона.
Первая философия. Учение о причинах и началах бытия и познания
Первая философия, которая «имеет своим предметом первые начала и причины», изложена в работе под названием «Метафизика». Слово возникло случайно — от того, что в сборнике Андроника Родосского это произведение следовало «после физики» (meta ta physika). Однако со временем это слово приобрело особый смысл: учение о «потусторонних», сверхчувственных принципах бытия, еще не раскрытых «физикой», которое рассматривает эти принципы в той форме, в которой они проявляются в чувственных вещах, и их движение.
«Метафизика» в форме, принятой традицией, начинается с определения первой философии («мудрости»), а затем разворачивается в ходе критики предшествующих философов. Исследование и критика доктрин прошлого имеет для него полезную цель, так как ведет к его собственной концепции, временно устанавливая ее.
Возникает понятие такого начала (причины) как «сущность и суть бытия». Платон понял, что «невозможно дать общее определение ни одной из разумных вещей, поскольку эти вещи постоянно меняются. Таким образом, он назвал такие реальности идеями, а что касается разумных вещей, то они всегда отделены от идей, но находятся в соответствии с ними, поскольку все количество вещей существует в силу связи с одноименными сущностями». Таким образом, определенно формируется понимание формальных и целевых причин. Но именно в этом пункте Аристотель радикально расходится с Платоном. Его критика учения об идеях — это, кстати, в некотором смысле самокритика со стороны бывшего платоника — кратко изложена в главах 4 и 5 книги XIII «Метафизики», но затрагивается и в других местах этой работы.
Возражения Аристотеля против Платона следующие. Приписывая всем вещам одноименные идеи, платоник удваивает мир, как если бы он считал, что большее число сущностей легче познать, чем меньшее. Ни один из способов доказательства существования идей не достигает своей цели. «Третий человек»: связь объекта и идеи требует «посредника». Поэтому между человеком вообще и отдельным человеком, Платоном, должен быть другой «человек», скажем, «грек». Но тогда между человеком вообще и греком должен быть еще один «человек», скажем, «белый человек», и так далее до бесконечности. Идеи провозглашаются причинами, но не могут ими быть, поскольку неподвижные идеи не могут быть причинами движения. Что означает «принадлежность» вещей идеям, Платон не выяснил; это «пустые слова и поэтические метафоры». Ведь совершенно невозможно, «чтобы помимо бытия и того, что есть бытие, оно было». Аналогичные возражения выдвигает Стагирит против пифагорейских представлений о математических объектах, якобы существующих отдельно от вещей. Эти объекты на самом деле «не более существа, чем тела, и они не предшествуют чувственным вещам по бытию, а только логически».
Аристотель начинает свое учение о причинах и началах с закона исключенного противоречия. Мы уже упоминали его логическую формулировку — в «Метафизике» она становится началом бытия. Это «самое достоверное из всех» утверждение звучит так: «Невозможно, чтобы одна и та же вещь была присуща одной и той же причине в одном и том же смысле и не была.
Что относится к первичным причинам? Аристотель считает, что по существу все причины могут быть сведены к двум, поскольку и действующие, и целевые причины могут быть подведены под понятие «форма». Материя и форма сохраняются. Материя не может быть первичной: она пассивна, бесформенна и поэтому может быть материалом только для формы.
Сама вещь как единство формы и материи также не может быть признана первичной: она сложна. Остается признать, что первичная форма — это сущность и бытие в собственном смысле слова. Это означает, что Аристотель, пытаясь преодолеть платоновское учение об идеях, приходит лишь к другой разновидности того же идеализма: первична форма как понятие, «смысл» вещи. И формы Аристотеля так же неизменны, вечны и универсальны, как идеи Платона во времена «наивного» учения об идеях.
Заключение
Аристотель обобщил развитие философской мысли от ее зарождения в Древней Греции до Платона включительно, он создал дифференцированную систему знаний, освоение которой длилось более полутора тысячелетий. Это систематизация знаний Аристотеля, основанная на двух принципах — объект и цель. Он делит науки на три большие группы: теоретические, нацеленные на само знание и подразделяющиеся, прежде всего, на философию, физику и математику; практические, нацеленные на руководство поведением человека и включающие этику, экономику и политику; и творческие, нацеленные на полезность и создание красоты: Поэтика, риторика и искусство.
Философское наследие Аристотеля огромно, и его влияние прослеживается на протяжении многих лет во всех областях интеллектуальной и научной жизни. Созданные им философские системы нашли множество последователей вплоть до нашего времени, а высказанные им идеи можно найти в работах многих более поздних философов. Огромный вклад Аристотеля в возникновение и развитие философии как науки очевиден, поэтому обращение к его трудам представляется вполне оправданным, несмотря на большое расстояние во времени и значительный прогресс философской мысли с тех пор.
Список литературы
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института