С чего начинается человеческое в детстве
Человек начинается с детства
Марина Шуклина
Человек начинается с детства
Шуклина Марина Владимировна,
МКДОУ детский сад № 19 «Сказка»
г. Омутнинск Кировская область
телефон – 883352 21838
Человек начинается с детства
«Историческое значение каждого русского
человека измеряется его заслугами Родине,
его человеческое достоинство –
силой его патриотизма»
Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребёнком – дошкольником и его родителями по патриотическому воспитанию. Содержание образовательной области «Социализация» Федеральных государственных требований направлено на «формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств…».
За последнее время в детской среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелёгкую науку воспитания в жёстких условиях. А может всё это зарождалось гораздо раньше, в дошкольном возрасте, когда дети конфликтовали со сверстниками, не проявляли сочувствия к чужому горю и неудачам; нередки случаи упрямства и грубости детей в отношениях с родителями. Начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Исходя из этого, проблема патриотического воспитания становится одной из актуальных. Поэтому, задача педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше понять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, а также воспитать уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям.
Также не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно важна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому, в своей работе ставим задачу заинтересовать родителей, помочь сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий.Используем разнообразные формы работы: организация совместно с родителями выставок, экскурсий; совместное проведение праздников, тематических вечеров, спортивных досугов, спектаклей и др.
Работу осуществляем по этапам, учитывая возрастные особенности детей. С детьми младшего возраста проводим беседы по нравственному воспитанию, учим сопереживать героям сказок, воспитываем дружеские отношения к сверстникам, беседуем о родителях, воспитывая к ним любовь, послушание, уважение к старшим. В этот период не стоит давать детям знания по ознакомлению с городом и давать сведения об его истории, но уже можно начать ознакомление о близлежащих улицах. На целевых прогулках обращаем внимание на то, как люди следят за чистотой улиц, высаживают деревья и т. д. Внушаем малышам, что они –тоже маленькие горожане и должны беречь город: не мусорить, не рвать с клумб цветы, не ломать веточки деревьев.
Детей старшего возраста знакомим с достопримечательностями города, с названиями улиц, носящих имена известных людей (надо показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес). Воспитываем уважение к людям труда (важно показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей) – проводим беседы «Город металлургов», «»Заводские профессии – важны и нужны», экскурсии к заводской площади, к памятникам исторических событий, детскую библиотеку, пожарную часть, организуем встречу с интересными людьми. Также знакомим детей с природой родного края (любой край, область, даже небольшая деревенька неповторимы, в каждом месте своя природа, поэтому заранее продумываем, что целесообразнее показать и рассказать детям) – проводим походы в природное окружение в разные сезоны года с активным участием родителей. Даём знания о Родине,о стране: знакомим с правительством России, с символикой государства, со столицей нашей Родины, с другими городами России, отмечаем исторические события. Проводим беседы «Ваши права, дети», «Я – гражданин России», «Символы России», «Страна, в которой мы живём»; знакомим с другими странами, людьми других национальностей (где территориально живёт данный народ, с бытом, характером труда, природой, языком). Воспитываем добрые чувства, любовь к матери, пожилым людям.Проведены тематические вечера: «Тепло материнского сердца», «А ну-ка, бабушки», «Поздравим бабушек – инвалидов на дому», «Весенняя неделя добра»; фотоконкурс «Есть такая профессия – родину защищать», спортивно – развлекательная программа с участием пап и детей «Супер – папа».
Большая работа проводится на тему о Великой отечественной войне. Организуя праздники патриотической тематики,мы одновременно учим и воспитываем наших детей: здесь они по настоящему играют в военных, поют песни на военную тематику, преодолевают физические трудности, едят солдатскую кашу у костра. И порой не отличить где игра, а где реальность.А реального много: ведь к детям в гости приходят ветераны Великой отечественной войны, военные.И сегодня важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память о погибших, окружают внимание и любовью людей, защищавших нашу Родину.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии, и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.
1. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. – М. – 1974. – 314 с.
2. Лапшина, Г. А. Праздники в детском саду. –Волгоград: Учитель, 2004. – 239 с.
«Чтение начинается с колыбели» (фотоотчет) Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу. Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают.
Гигиена начинается с семьи Для правильно и полноценного развития ребенка необходимо создавать благоприятную среду в которой он воспитывается и растет. На родителях.
Конспект НОД «С чего начинается Родина?». Цель: Формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: образовательные: а) продолжать знакомить с родной страной.
Консультация «Я — человек»! Социализация – процесс активного вхождения человека в мир себе подобных (в мир людей, усвоение и преобразование накопленного опыта, обеспечивающего.
Всё начинается с детского сада Всё начинается с детского сада. Детский сад – это первая социальная школа для малышей, где воспитатели с особым трепетом и теплотой относятся.
Человек начинается с детства
ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА
Дети составляют самую красивую,
самую звучную и радостную часть общества.
Папа смотрит телевизор, читает газету. Мама стирает, готовит. А ребенок? Он ждет от изрослых общения.
— Знаешь, папа, а Коля говорит, что «Жигули» лучше, чем «Москвич». После папиного молчания опять следует вопрос:
— Потому. Не мешай, дай мне спокойно почитать. Иди, спроси у мамы.
— Мама, а Миша говорит.
— Не мешай мне, я вам с папой ужин готовлю. Спроси у папы. И так ежедневно. Подумайте, взрослые, не вы ли сейчас даете урок невнимания и безразличия? Он идет к вам
С самым сокровенным, ищет вашей помощи в решении вопросов, волнующих его. Маленькому человеку нужна ваша помощь. Иначе через некоторое время ваш ребенок будет обращаться с вопросами не к вам, а к своему другу Мишке. Он и другие «всезнающие» мальчишки, постарше мшего сына на три-четыре года, но такие многоопытные, будут учить его трудной науке жизни. Нельзя забывать, что дети очень внимательно наблюдают за нами, взрослыми, стараются нам подражать. И если мы в их присутствии торопимся давать отрицательные ответы-оценки каких-либо событий, фактов, окружающих нас людей, если мы проявляем грубость к близким, то это наносит существенный урон нашему родительскому авторитету. У Л. Н. Толстого есть известный рассказ. Сын и невестка кормили старика-отца не за общим столом, а в темном углу, за печкой. Старик нечаянно разбил свою чашку. Рассерженная невестка обругала его и пригрозила, что будет теперь кормить свекра из лоханки. Ее маленький сын Миша все это слышал. Однажды он сидел на полу в избе и что-то мастерил из дощечек. На вопрос отца малыш ответил: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой постареете, вас из этой лоханки кормить буду».
— Почему так называется книга или рассказ?
— Что тебе больше всего понравилось? Почему?
— Почему герой поступил так?
— А как бы поступил ты?
— Что бы ты изменил в его поведении?
Родители не должны оставаться безучастными к детской любознательности, к ней следует относиться внимательно, с уважением. Даже совсем маленького ребенка родители должны научиться уважать.
Трехлетний малыш спрашивает:
— Почему зайцы зимой белые?
Человек начинается с детства
Рубрика: Воспитание и развитие
Дата публикации: 12.02.2016
Статья просмотрена: 245 раз
Библиографическое описание:
Шуклина, М. В. Человек начинается с детства / М. В. Шуклина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/724/ (дата обращения: 26.12.2021).
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
«Жить — Родине служить», «Где родился — там и пригодился», «Родина — мать, умей за неё постоять», — гласят русские пословицы.
Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников — неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребёнком — дошкольником и его родителями по патриотическому воспитанию. ФГОС ДО предусматривает «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей»..
За последнее время в детской среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелёгкую науку воспитания в жёстких условиях. А может всё это зарождалось гораздо раньше, в дошкольном возрасте, когда дети конфликтовали со сверстниками, не проявляли сочувствия к чужому горю и неудачам; нередки случаи упрямства и грубости детей в отношениях с родителями. Начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Исходя из этого, проблема патриотического воспитания становится одной из актуальных. Поэтому, задача педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше понять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, а также воспитать уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям.
Многие мыслители и педагоги прошлого указывали на патриотическое воспитание и на его многостороннее формирующее влияние. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [1, c.4]. Поэтому воспитание патриотических чувств имеет большое значение в формировании личностного становления человека. Но следует подчеркнуть, что никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам ребёнок не будет любить свою страну, свой город, свой народ. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, — писал К. Д. Ушинский, — потому что воспитательская сила изливается только из живого источника человеческой личности» [1, с.12].
Также не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно важна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому, в своей работе ставим задачу заинтересовать родителей, помочь сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий. Используем разнообразные формы работы: организация совместно с родителями выставок, экскурсий; совместное проведение праздников, тематических вечеров, спортивных досугов, спектаклей и др.
Работу осуществляем по этапам, учитывая возрастные особенности детей. С детьми младшего возраста проводим беседы по нравственному воспитанию, учим сопереживать героям сказок, воспитываем дружеские отношения к сверстникам, беседуем о родителях, воспитывая к ним любовь, послушание, уважение к старшим. В этот период не стоит давать детям знания по ознакомлению с городом и давать сведения об его истории, но уже можно начать ознакомление о близлежащих улицах. На целевых прогулках обращаем внимание на то, как люди следят за чистотой улиц, высаживают деревья и т. д. Внушаем малышам, что они — тоже маленькие горожане и должны беречь город: не мусорить, не рвать с клумб цветы, не ломать веточки деревьев.
Детей старшего возраста знакомим с достопримечательностями города, с названиями улиц, носящих имена известных людей (надо показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес). Воспитываем уважение к людям труда (важно показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей) — проводим беседы «Город металлургов», «Заводские профессии — важны и нужны», экскурсии к заводской площади, к памятникам исторических событий, детскую библиотеку, пожарную часть, организуем встречу с интересными людьми. Также знакомим детей с природой родного края (любой край, область, даже небольшая деревенька неповторимы, в каждом месте своя природа, поэтому заранее продумываем, что целесообразнее показать и рассказать детям) — проводим походы в природное окружение в разные сезоны года с активным участием родителей. Даём знания о Родине, о стране: знакомим с правительством России, с символикой государства, со столицей нашей Родины, с другими городами России, отмечаем исторические события. Проводим беседы «Ваши права, дети», «Я — гражданин России», «Символы России», «Страна, в которой мы живём»; знакомим с другими странами, людьми других национальностей (где территориально живёт данный народ, с бытом, характером труда, природой, языком). Воспитываем добрые чувства, любовь к матери, пожилым людям. Проведены тематические вечера: «Тепло материнского сердца», «А ну-ка, бабушки», «Поздравим бабушек — инвалидов на дому», «Весенняя неделя добра»; фотоконкурс «Есть такая профессия — родину защищать», спортивно — развлекательная программа с участием пап и детей «Супер — папа».
Большая работа проводится на тему о Великой отечественной войне. Организуя праздники патриотической тематики, мы одновременно учим и воспитываем наших детей: здесь они по настоящему играют в военных, поют песни на военную тематику, преодолевают физические трудности, едят солдатскую кашу у костра. И порой не отличить где игра, а где реальность. А реального много: ведь к детям в гости приходят ветераны Великой отечественной войны, военные. И сегодня важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память о погибших, окружают внимание и любовью людей, защищавших нашу Родину.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины — процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии, и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.
Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается
На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.
Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.
В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.
Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.
Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (или английского personality), но точнее переводить его как английское self – самость, Я сам.
Персона – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не просто лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.
Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.
Формирование человеческой личности
Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.
Факторы формирования личности:
Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.
В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.
Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.
Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.
Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.
Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.
Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.
Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.
На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.
Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.
Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.
Фазы становления личности:
Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.
На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.
Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.
Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.
Этапы развития
Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.
Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.
Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.
«По Д. Б. Эльконину»
Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:
«По Э. Эриксону»
Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.
Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.
Новообразования могут быть как положительными, так и отрицательными качествами. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.
Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:
В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.
Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.
Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.
Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.
Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.
Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.
Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.
Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.
Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.
Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:
Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.
Теории формирования
О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.
Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).
В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.
Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.
В качестве компонентов личности выступают следующие свойства: