С чего начать учить иностранный язык
Урок 1. С чего начинать изучение иностранного языка?
К изучению иностранных языков, как и к любому другому важному и ответственному процессу, следует подходить максимально серьёзно. А это значит, что первым делом необходимо подготовиться. Но вопрос подготовки здесь не следует понимать как тривиальное приготовление учебных материалов, рабочего места и всевозможных тетрадок-ручек-карандашей.
Процесс подготовки будет включать в себя гораздо более сложные, но вместе с тем, интересные вещи.
Содержание:
Почему мы перечислили столько составляющих? Да по той простой причине, что если вы будете ещё до начала своего самостоятельного обучения иностранного языка иметь ясное представление о том, что для вас наиболее интересно в процессе работы, чего вы желаете достичь, что вас мотивирует и способствует раскрытию вашего потенциала, а также если вы будете уметь концентрироваться на процессе получения знаний, а сами занятия и упражнения станут для вас привычкой, то и результат всей вашей работы будет поистине впечатляющим. К тому же, вы сможете гораздо легче преодолеть напряжённость и стрессовое воздействие, оказываемое знакомством с незнакомыми иностранными словами и грамматическими конструкциями.
Итак, давайте рассмотрим все вышеперечисленные составляющие подготовки к изучению иностранного языка по порядку.
Постановка цели
В первую очередь, вы должны определиться с тем, какой язык вы будете изучать, и с тем, для чего вы будете это делать. С первым вопросом можно разобраться довольно просто. Ну, к примеру, вам просто нравится английский язык, и вы хотите понимать речь американцев и англичан, да и вообще английский язык официально является международным. Так почему бы его не изучить? Или вы планируете в будущем отправиться куда-нибудь в Европу, например, в Германию или во Францию. Соответственно, и выучить или хотя бы овладеть основами немецкого или французского языка будет очень и очень кстати.
Что же касается второго вопроса, то здесь ситуация пусть и не намного, но всё же сложнее: иностранный язык может понадобиться, если вы отправляетесь в туристическую поездку, если вы собираетесь переехать на ПМЖ в другую страну, если ваша работа связана или будет связана с международными командировками и если, в конце концов, вы являетесь полиглотом, и хотите знать как можно больше языков.
Особенно важно ещё и то, что ваша основная цель должна быть разбита на несколько более мелких, т.к. любой серьёзный план осуществляется поэтапно. Более мелкие – промежуточные цели также разбиваются на несколько этапов, состоящих из конкретных шагов.
Простой пример: вы поставили перед собой цель овладеть базой испанского языка за 6 месяцев. Полгода составляют приблизительно 25 недель. Вот и разбейте сначала эти 25 недель на 5 периодов по 5 недель, а после всю базу испанского языка, которую вы хотите освоить, разделите на 5 самостоятельных этапов. Затем и эти 5 этапов разбейте на отдельные шаги, которые вы будете совершать ежедневно. Получится, что на каждый день у вас будет иметься определённая задача. Ежедневное выполнение плана приведёт к выполнению недельного, а выполнение недельного приведёт к выполнению полугодового.
В качестве дополнительного материала, который может пригодиться вам durante sus estudios (попались?!), вы можете использовать несколько специализированных материалов нашего ресурса – это материалы по формированию навыка постановки целей и освоению навыка планирования.
Понимание своих собственных интересов
Следующее, что вы должны сделать – это понять, что является для вас наиболее интересным в плане обучения. Одному может нравиться слушать музыку или аудиозаписи (лекции, семинары, тренинги, уроки), другому доставляет наибольшее удовольствие просмотр видеоматериалов, таких как кинофильмы, видеоуроки или даже мультфильмы, третий предпочитает читать книги, журналы, новости в Интернете и т.п. Осознание того, какой метод обучения будет более всего вам интересен, способно многократно повысить эффективность занятий, а они, в свою очередь, принесут вам максимальный результат, доставят удовольствие и массу положительных эмоций, что крайне важно для обучения абсолютно по любому предмету.
Чтобы лучше понять, что вам интересно, вы можете просто написать список того, что вам нравится, перечислив любимые способы времяпрепровождения, а затем расставив приоритеты. Собственно, чему вы присудите наибольший балл, то и следует использовать для своих занятий.
Инструментов же, исходя из индивидуальных предпочтений, можно отыскать массу. Да и ходить далеко для этого вовсе не нужно – если у вас дома есть компьютер, вы можете просто зайти в Интернет, набрать в поисковике интересующий запрос и ознакомиться с результатами – всевозможными специализированными ресурсами, на страницах которых имеются материалы для просмотра, прослушивания и чтения. Кроме этого можно пройтись по книжным магазинам в поисках нужных источников информации. На их прилавках тоже немало CD и DVD, а также обучающих книг по иностранным языкам.
Таким образом, проявив немного инициативы и креативности, вы снабдите самих себя именно теми инструментами для обучения, которые подойдут именно вам, а также сослужат хорошую службу. Настоятельно рекомендуем вам не упускать из виду этот момент, т.к. от него действительно зависит многое. А уже после того, как вы определились со своими интересами, можно переходить к вопросам самомотивации и самоактуализации.
Самомотивация
С точки зрения психологии мотивация является побуждением к действию, динамическим процессом, направляющим поведение человека. Если говорить касаемо нашего тренинга, то это ещё и формирование отношения к процессу изучения иностранного языка, а также к самому языку.
Если у вас не будет мотивации, вы просто ничего не станете делать, но если она есть, то ничто вас не остановит в достижении желаемого: если человек хочет сбросить вес, он начинает бегать и ходить в спортзал, если устал от того, что его обижают, начинает заниматься боксом, если хочет больше зарабатывать, меняет работу или открывает собственный бизнес. Точно так же и здесь – хотите общаться с иностранцами в своём городе, мечтаете приехать куда-нибудь на Кубу или Мексику и свободно общаться с местными, желаете смотреть зарубежные фильмы без перевода, фантазируете на тему того, как поражаете своих знакомых глубокими познаниями en français, English или i svenska – будете заниматься.
Однако мотивация – штука непростая и хитрая. Иногда она может овладевать вами до мозга костей, заставляя просыпаться в пять утра и заучивать или повторять новые слова, а иногда её может не быть вообще, и вы брезгливо откинете от себя любимый сборник заданий. Именно в этом случае необходимо знать не только о том, что такое мотивация, но и о том, что такое самомотивация, и уметь мотивировать себя самостоятельно, ведь и обучаетесь вы точно так же – без учителя, наставника, репетитора или кого-то ещё, кто может погрозить пальчиком и сказать «Айяйяй!».
Для начала отметим то, что ваши занятия должны проходить в соответствующей обстановке, способствующей именно занятиям, а не праздному времяпрепровождению. Во-вторых, если уж вы поставили перед собой задачу выучить иностранный язык, то должны всегда помнить о том, для чего вы это делаете, и исключить любые отвлекающие факторы, как-то: звонки друзьям, компьютерные игры, просиживание в социальных сетях, кричащие за спиной дети и т.п.
Ещё вы можете повысить свою мотивацию, если каждый день или каждую неделю будете как-то вознаграждать самого себя за учёбу, например, походом в кино или вечером, проведённым с друзьями. Сюда же можно отнести и использование мотивирующих материалов, и выполнение разносторонней деятельности и много чего ещё. Так что в дополнение к этой информации предлагаем вам познакомиться с рекомендациями по самомотивации, десятью способами самомотивации и вот этим интересным материалом.
Самоактуализация
О самоактуализации мы бы хотели сказать только то, что этот термин означает стремление человека максимально выявить и развить свои личные возможности. Кстати, нередко самоактуализация является основным мотивирующим фактором для человека, т.к. только посредством неё, согласно мнению многих психологов, человек получает возможность самореализоваться, обрести смысл жизни и стать той личностью, которой действительно хочет быть.
Работа со вниманием и концентрацией
Внимание и концентрация являются краеугольным камнем в процессе изучения любой науки или дисциплины. Внимание представляет собой избирательную направленность восприятия человека на какой-либо объект, а концентрация – это сужение объёма этого самого внимания и поддержание его на необходимом на данный момент уровне.
То, насколько человек способен концентрироваться во время выполнения того или иного действия, оказывает прямое воздействие на то, насколько эффективно данное действие выполняется и какой приносит результат.
Вы и сами прекрасно знаете, что если человек рассеян и не собран во время обучения и постоянно на что-то отвлекается, то учебный материал усваивается очень плохо и практически ничего не запоминается. И напротив, если учащийся собран и сосредоточен на занятии, то всё, что он узнаёт, откладывается в его сознании и не просто воспринимается, а осознаётся им. И в дальнейшем полученная информация будет полезна и при последующем обучении и в практической деятельности.
Но работать над своим вниманием и концентрацией нужно уметь, иначе будут иметь место такие явления как неспособность сосредоточиться, систематические ошибки, неспособность запоминать и усваивать изученный материал, повышенный уровень отвлекаемости, неспособность доводить начатое до завершения и даже отрицательное отношение к самому процессу обучения.
Очевидно, что всего этого стоит избегать. Но важнее всего то, что стать более внимательным и развить свою способность к концентрации можно научиться – для этого можно использовать специальные игры и упражнения. Поэтому рекомендуем вам посвятить немного времени изучению наших материалов на тему концентрации и внимания (найти их можно здесь и здесь).
И последнее, о чём мы поговорим – это привычка.
Формирование привычки
Для начала давайте вспомним: привычка является сформировавшимся способом поведения, реализация которого в конкретной ситуации становится для человека потребностью, побуждающей совершать те или иные действия.
Как известно, привычки могут быть как хорошими (полезными, продуктивными), так и плохими (вредными, непродуктивными). В той или иной степени оба вида привычек имеются у каждого человека. «Но что делать – C’est la vie», скажите вы. Да, бесспорно, образ жизни, окружение, воспитание, культура – на формирование привычек воздействуют эти и множество других факторов. Но человек на то и является человеком, чтобы уметь воздействовать на себя самого. Однако давайте не будем уходить от темы.
При изучении иностранного языка или чего-либо вообще можно идти двумя путями: заниматься из-под палки, как говорится, или же заниматься систематически, регулярно, прилежно. И тот и другой путь – это производные привычки, т.е. если вы привыкли делать всё, как бог на душу положит, то и здесь велика вероятность, что всё будет точно так же, если же вы привыкли во всём соблюдать порядок, быть ответственным и исполнительным перед другими и самим собой, то и в обучении вы будете вести себя соответствующе. И хорошо, если привычка учиться и относиться к этому серьёзно у вас есть. Но что делать, если учиться хочется, но «не можется»? Ответ один – формировать новую привычку.
Всего три недели систематических занятий и вы заметите, как старые привычки понемногу начинают отходить на второй план, уступая местно новым – нужным и полезным. К таковым можно отнести привычку заучивать несколько десятков слов в день, изучать особенности наиболее непонятных слов, смотреть фильмы и читать книги на иностранном языке, выполнять упражнения и даже общаться, в общем, делать всё, что связано с иностранными языками.
Но тему привычек и самой подготовки к изучению языков можно продолжать до бесконечности, каждый раз находя всё новые интересные факты и зацепки. Однако делать этого мы не станем (хотя сюда всё же порекомендуем заглянуть), а только заключим, что если перед началом своих занятий вы учтёте хотя бы половину того, о чём мы поговорили (лучше, конечно, всё), изучать любой выбранный вами язык будет намного проще и интереснее, а результаты, которых вы добьётесь, поразят вас самих.
И последнее: за основу в своём самостоятельном обучении мы рекомендуем вам взять метод изучения языков Китайгородской, являющийся очень эффективным. Он позволит вам уже в течение нескольких месяцев добиться существенных успехов в изучении иностранного языка. Во всех подробностях вы можете узнать о методе Китайгородской из этой статьи.
На этом мы подводим итог первому теоретическому уроку, а во втором перейдём уже к практической работе – мы рассмотрим методы и приёмы запоминания иностранных слов.
Как выучить иностранный язык
Я расскажу о том, как изучать иностранный язык и буду это делать на примере личного опыта изучения английского языка. Английский я начал учить в 36 лет, а уже сейчас у меня свободный английский язык (как письменный, так и устный), подтверждённый официальными сертификатами. Чтобы не быть голословным: у меня есть сертификат IELTS 7.5 баллов (это С1 level) и сертификат переводчика NAATI. Короче, я знаю о чем говорю.
Оглавление:
Итак, вопрос: “Как выучить английский язык?”.
Наберитесь терпения и усердно трудитесь. Вы не сможете выучить английский за месяц. И за два не выучите, и полгода вам не хватит. Любой реальный срок — от года, и это при условии что вы много и регулярно занимаетесь. Лично я учился 3 года, и делал это каждый день, иногда по нескольку часов в день. Поэтому, прекращаем верить в чудо и начинаем терпеливо трудиться. И ниже рассказ про то как это делать.
1. Отступление про умных людей и прочих полиглотов
Да, действительно, среди человеческой популяции есть отдельные индивидуумы, которые генетически (ой-ли только генетически?) предрасположены к изучению языков. Во всех языковых школах есть байка, что когда-то давно, в махровом году, у них был студент, который за полгода выучил “весь английский целиком” и стал изъясняться аки носитель языка.
Такое, действительно, иногда встречаются, но:
Вывод: так как эта статья вовсе не об эльфах, энтах и прочих единорогах, то про полиглотов мы в этой статье вспоминать не будем.
2. Первый шаг
Первое и основное — определиться с тем зачем вам нужен язык. Вопрос звучит банально, но он ключевой и многие люди отвечают на него не правильно(зачеркнуть) искренне.
Взять, к примеру, цель “хочу смотреть фильмы на английском языке без субтитров”. Это псевдо простая цель может быть достигнута только если у вас свободный английский язык (С1 level и выше). Более того, вы можете быть С1, и не иметь достаточный словарный запас для свободного просмотра. Например, если мне поставить фильм про негритянский квартал Нью-Йорка, я ни бельмеса не пойму, потому что будет много сленга. В итоге возникает вопрос: зачем тратить несколько лет жизни на такую цель, если сейчас все фильмы доступны в нескольких вариантах перевода? Ведь цель, конечно, амбициозна, но это цель во имя цели.
Ещё один пример неадекватной цели — выучить английский “чтобы было”. Дело в том что язык забывается если вы его не используете, и, например, я вынужден заниматься целых 2 раза в неделю исключительно для того чтобы просто поддержать уровень моего языка. Выучить язык впрок — затея не самая умная.
Ниже примерная “сетка” задач и соответствующий уровень знания английского языка
Pre-intermediate | Intermediate | Upper-intermediate | Advanced |
Не пропасть заграницей | Для работы в России | Для работы заграницей (но не в англоговорящих странах) | Для работы в англоговорящих странах |
Понимать что пишут на вывесках | Рассказывать всем, что вы знаете английский (и это будет правдой) | Быть в состоянии изложить свои мысли | Разговаривать, смотреть фильмы, слушать подкасты |
3. Какой преподаватель нужен (уровень преподавателя)
Если вы не умеете кататься на коньках, а вам надо играть в хоккей (с шайбой на льду), то крутые коньки вам не помогут, да и врядли вы сможете насладиться отличием дорогой клюшки от дешевой. Идея в том, что с точки зрения практической пользы на начальных этапах обучения качество экипировки “приемлемый”, “хороший” и “профессиональный” отличаются слабо. Аналогично с преподавателями.
На разных этапах изучения Английского языка меня учили разные преподаватели
Каждый из этих преподавателей прекрасно справился со своей задачей, но т.к. задачи были разные — вы ведь понимаете, что все они (эти преподаватели) стоили мне разных денег? Это наглядный пример, как правильно поставленная задача позволяет не только быстрее достичь цели, но и сэкономить на пути её достижения.
Мысль в том, что если у вас задача “Для работы в России” — вам не нужен нейтив спикер. В зависимости от задачи есть следующие градации:
Секрет в том, что даже если ваша цель Advanced, вам так или иначе придётся пройти все ступени-уровни Английского. Поэтому, начните с малого и по мере роста вашего языкового уровня меняйте преподавателей. И ещё, если вы готовитесь на конкретный экзамен, проверьте наличие соответствующего сертификата у преподавателя.
Я не буду давать советы по выбору конкретного человека, потому что
4. Где искать преподавателя
5. Развитие навыков: слушание
Слушайте подкасты. Есть специальные подкасты для людей, которые изучают английский (например Luke’s ENGLISH Podcast или ещё куча других), есть просто подкасты на английском языке (здравствуй BBC и вообще всякие рейтинги, где перечислены подкасты). Их много и они разные. Ваша задача окружить себя английской речью, желательно о таком предмете, который вам нравится, и рано или поздно английская речь начнет проникать в ваше сознание и вы начнете её понимать.
Помните о том, что манера речи, акцент (по-русски “говор”) и лексикон будут попадать в ваше сознание неосознанно и автоматически, поэтому нужно быть аккуратным с выбором подкаста. Конкретный пример, представьте что вы изучаете русский язык:
Если ваша цель “чтобы вас поняли в гетто” — слушайте англоязычный аналог Олега Монгола, если ваша цель “уметь поддержать разговор на широкий спектр тем” — слушайте англоязычный аналог “В бесконечность и далее”.
Естественно, не подкастами едиными жив человек, есть TED Talks, есть просмотр сериалов на английском языке, есть куча обучающих Youtube видео. Но суть одна — берём и окружаем себя правильной английской речью, которая рано или поздно осядет у вас в голове.
6.Развитие навыков: чтение
Подписка на иностранные СМИ, журналы, блоги и любые иные печатные/блогерские ресурсы — это наше всё. Просто открываете ресурс и начинаете читать, стараясь выбрать темы интересные лично вам.
Самое главное – правильно выбирать сложность текста в соответствии с вашим текущим уровнем английского. Если в одном предложении будет более 3х неизвестных слов, значит этот текст излишне сложен для вас и вам будет его сложно и неинтересно читать, потому читать «через словарь» тяжело. В этом случае надо найти текст попроще.
Очень рекомендую читать адаптированную англоязычную литературу. Суть адаптированной литературы в том, что берут известную книгу и пересказывают содержание этой книги, используя только простые, широко употребимые слова. Т.е. это как если взять «Войну и мир» и изложить её языком 4 летнего, 7 летнего и 9 летнего ребенка. В итоге получатся 3 разных произведения с одним смыслом, но с разным словарным запасом.
Когда вы берёте в руки такую книгу, на её обложке написано либо уровень знания языка, на который рассчитана книга, либо количество слов, которое вам нужно знать чтобы нормально читать эту книгу. Уровень языка — elementary, pre-intermediate и т.п., количество слов — в штуках. Сколько слов вы знаете – можно узнать пройдя по этой ссылке. Посмотреть как выглядят эти книги можно тут.
Однако, с литературой на оригинальном адаптированном английском языке следует быть осторожным, она тяжела и пестрит придуманными словами. Серия книг о Гарри Поттере со всей этой магической магией-шмагией тому яркий пример. Поясню на примере русского языка: представьте что вы учите русский язык и вам попалась книга «Алиса в стране чудес». Там есть стихотворение, которое начинается с «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове.» Вопрос: много ли русских слов человек выучит из этого четверостишия? Ну вы поняли.
7.Развитие навыков: письмо
Это самый сложный аспект изучения любого языка и, вместе с тем, я скажу очень мало. Нужно выполнить последовательность из 4 шагов:
И так по кругу до бесконечности. С каждой новой итерацией ваше письмо будет чуть чуть лучше, но, к сожалению, настолько чуть-чуть, что вы этого не почувствуете. А вот если сравнить «как сейчас» и «как было прошлым летом», то разница будет очевидна.
Смиритесь, другого пути просто нет. Практика, практика и ещё раз практика. Единственное что, вы можете немного автоматизировать пункт №2 с помощью разных программ, например Grammarly, которые выполняют минимально адекватную функцию проверки лексической корректности набранного текста. С другой стороны, эти программы пока что заменить человека не в состоянии, поэтому не стройте иллюзии что вы сможете обойтись без преподавателя.
8.Развитие навыков: разговор: произношение
Вначале нужно выбрать разновидность акцента, который вы хотите в себе выработать. От единожды наработанного акцента в дальнейшем очень сложно избавиться. Выбирая преподавателя, нужно следить чтобы у него был правильный (нужный вам) акцент, ведь ваш акцент будет формироваться во многом бессознательно и вы будете автоматически копировать и акцент, и манеру речи.
Старайтесь слушать подкасты, передачи, репортажи и т.п. выпускаемые той страной, акцент которой вы хотите получить. Хотите Австралийский акцент – откажитесь от фильмов производства США, хотите Американский акцент – скажите нет шоу Бенни Хилла.
Повторяйте слова за ведущими, актерами и дикторами. Повторили-записали-переслушали свою запись-сделали выводы – повторили, и так много – много раз. Также, старайтесь читать вслух.
Очень хороший тест на произношение, это проверить может ли распознаватель речи Google на вашем телефоне понять что именно вы говорите на английском языке. Если распознавание речи проходит корректно – можно остановиться в шлифовании произношения, если нет — работаем дальше.
А теперь о главном. Не важно к какому акценту вы будете стремиться, Австралийскому или США, важно то, что русский акцент будет все равно слышен. Если вы уже Advance, то есть специальные люди, которые занимаются постановкой произношения и это крайне времязатратный процесс, но вы, наверное, уже и сами всё знаете. Если же вы ещё не Advance – расслабьтесь и примите акцент как данность. Если Google распознает вашу английскую речь без ошибок – все хорошо, а то что у вас русский акцент – ну так вы же из России, гордитесь этим!
9. Развитие навыков: разговор: языковой барьер
Если у вас есть языковой барьер, то его нужно сломать или обойти его, потому что если вы боитесь говорить, то вы не будете говорить, как бы хорошо вы ни знали английский. Это как выступление перед людьми с трибуны, это навык который нужно выработать практикой. С языковым барьером есть два пути:
«Бросить в море» — работает быстро и эффективно. Если вы вынуждены изъясняться на элементарные бытовые темы – вам так или иначе придётся говорить. Если же вы будете учиться на языковых курсах, то количество таких “бытовых ситуаций” будет зашкаливать и это очень хорошо. Хотя я плохо отношусь к групповым курсам обучения из-за их общей неэффективности, с точки зрения слома языкового барьера – они (эти курсы) идеальны.
«Обойти» — путь повторения, повторения и ещё раз повторения. Работает медленно и не очень эффективно, но зато без потрясений. Говорите, говорите, ещё раз говорите и рано или поздно (скорее поздно, но тем не менее) уверенность в разговоре придёт. Только не надо путать уверенность в себе с уверенностью в речи: из первого появляется второе, но не наоборот.
10. Словарный запас
По моему глубокому убеждению, слова являются неотъемлемой частью языка, однако с точки зрения изучения это слабо пересекающиеся вещи. Т.е. можно хорошо знать английский (знать времена, грамматику и использовать последнюю без ошибок), но если вы не знаете что миномет, мортира, ступа и строительный раствор это одно и то же слово – mortar, то вы этого просто не знаете и точка. Существуют активные и пассивные методы изучения слов.
Пассивный – много читать, слушать подкасты, смотреть фильмы, говорить на иностранном языке. Именно так мы учим слова родного языка пока мы маленькие. Работает это железно и в любом возрасте, но медленно, т.к. мы ведь уже взрослые и когнитивные способности нашего мозга уже не те что были раньше.
Активный метод – использовать, например, карточки в качестве инструмента обучения. Существует масса методологий изучения слов с помощи карточек, но я расскажу только об одной, с которой работал сам.
Интернет ресурс Memrise.com существует с 2010 года и представляет собой платформу хранящую карточки слов со связанными аудиоматериалами. Когда пользователь работает с карточками, сайт вычисляет статистику успешных и неуспешных ответов пользователя и в зависимости от этой статистики составляет индивидуальный план обучения. Особая прелесть этого сайта заключается в том, что он позволяет не только использовать ранее созданные другими пользователями обучающие курсы, но и создавать свои собственные.
Лично я пошел именно по пути создания своего собственного курса: попалось не известное и редкое слово – нашел определение — нашел пример использования — скачал с Google Translate произношения слова — создал карточку. Этот подход более трудоёмкий, однако он даёт более качественные результаты, потому что эффект сходен с эффектом от написания шпаргалок – пока пишешь ты запоминаешь информацию.
11. Самое главное
За 3,5 года, начав учить английский в 36 лет, я смог получить сертификаты IELTS 7.5 и NAATI CCL, что, хочу заметить, весьма и весьма неплохо. Сейчас, когда я оглядываюсь назад и вспоминаю весь путь обучения, я понимаю, что самым важным было постоянство занятий.
Я занимался английским каждый день хотя бы по 30 минут, при этом суммарно в неделю я проводил не менее 10 часов за изучением английского
Секрет не в уме, методике или преподавателях, а в регулярности занятий… Учите язык регулярно и результат будет гарантированно!