С чего начать свою карьеру
Как построить успешную карьеру: советы HR
Какими качествами нужно обладать, чтобы построить карьеру? Что на рынке труда ценится выше: профессиональные компетенции, опыт или умение общаться? Как чувство юмора способствует продвижению вверх? И корректно ли обсуждать с руководителем свои планы на будущую должность? На эти и другие вопросы отвечают опытные HR-эксперты Ростелекома.
Существуют разные правила построения карьеры для молодых и опытных специалистов, но среди них можно выделить несколько универсальных. Они помогут вам, если вы только устраиваетесь в компанию, осваиваете новую профессию или идете на повышение.
Многие соискатели стремятся оставить о себе хорошее впечатление во время собеседования. Это хорошо и похвально. Презентуйте себя на высоком уровне, но никогда не обманывайте. Расскажите честно, где и кем вы работали раньше, какие обязанности выполняли и почему хотите устроиться на новую должность.
Есть расхожий стереотип, что при выборе новой сферы деятельности новичку будут мало платить. Это не всегда так. Новичком мы можем назвать и студента, желающего подработать, и взрослого специалиста, который пришел осваивать новую профессию. Возможно, у человека уже есть опыт и стаж, и трудовой путь он начинает не с нуля.
Я верю, что масштаб личности определяется масштабом проблемы, которая способна вывести его из себя. Проблемы есть в любой деятельности, будь то маркетинг, продажи или подбор персонала. Все мы каждый день сталкиваемся с непростыми задачами. И когда у вас за спиной есть наработанный опыт, вас сложно выбить из состояния равновесия, и вы методично решаете одну проблему за другой – знайте, это ваша козырная карта. Потому что платят нам компенсацию за ту ответственность, которую мы на себя берем. Оцените свой потенциал. Честно себя спросите: а какие риски я способен и готов на себя взять?
Сегодня нам не хватает доброго, хорошего, здорового чувства юмора. Все слишком серьезны, напряжены и нацелены на результат. Но жить в постоянном напряжении трудно и вредно. Помните, все болезни от нервов.
Постарайтесь относиться к себе с иронией, живите и работайте с легкостью в душе, умейте посмеяться над ситуацией. Если вы вспомните людей, с которыми вам приятно общаться, то, скорее всего, с ними вы много смеетесь. Если вы на встрече вы будете часто шутить, это поможет снять психологическое напряжение и быстрее достичь взаимопонимания.
Единственный нюанс – не шутите над собеседником, особенно если перед вами деловой партнер или будущий работодатель. Лучше сыронизируйте над ситуацией, над собой или на какую-то отвлеченную тему. Мы никогда не знаем, как незнакомый человек отнесется к шуткам в свой адрес.
Карьерный рост: что это такое, для чего нужен, как сделать карьеру и вырасти, правильно строить, условия успеха на работе
Работая в любом коллективе, уважающий себя человек хочет, чтобы его старания замечали и оценивали. Став профессионалом своего дела, сотрудник вправе требовать повышение или увеличение оклада. Конечно, находятся и те, кто просто любят свою работу и готовы годами трудится за фиксированную оплату, но их единицы. В статье мы поговорим о том, что такое карьерный рост (определение) и как нужно себя вести, чтобы избежать просчетов.
Что это такое
Это движение вверх по служебной лестнице, расширение, развитие своих умений, возможностей, компетенций. Множество факторов влияет на это, но главное – постоянное стремление сотрудника к самосовершенствованию.
Зачем нужно развивать карьеру
Каждый мечтает о быстром карьерном росте и заветном кресле руководителя. Однако, чтобы задуманное осуществилось, придется прилагать немалые усилия. Стоит определить, зачем вам необходимо профессиональное продвижение. Кто-то жаждет развития, другие желают обогатиться, третьи просто хотят руководить коллективом. После выявления основной цели стоит разобраться , как построить карьеру.
Преимущества карьерного роста
Многие могут сказать, что трудиться выше нормы и ежедневно вкладывать в работу больше, чем получать в расчетном листке, – дело неблагодарное. Что легче монотонно справляться с обязанностями, не брать на себя лишнее и ждать, пока начальство отметит вас за проработанные годы. С одной стороны, суждение верно. Но для тех, кто не привык стоять на одном месте, открываются совершенно другие перспективы.
Продвижение по служебной лестнице – это самосовершенствование, изучение новых технологий, знакомства, встречи, расширение связей, умение приспосабливаться к другим средам, постоянная зарядка для мозга, а главное – это повышение уровня оплаты, что существенно отражается на вашей жизни вне рабочего процесса. Это возможность путешествовать, дать образование и блага своей семье.
Что нужно знать
Многих интересует вопрос, как добиться карьерного роста, вырасти на работе и не застрять на одной должности на многие годы. В некоторых случаях опыт, наличие красного диплома и монотонное выполнение требований начальства не помогают идти вверх.
Роль образования
Первое и главное, что нужно для карьерного роста – это образование. Кроме того, что вы поверхностно изучаете основные положения вашей будущей сферы деятельности, на собеседовании или при ознакомлении с резюме отдел кадров обязательно обратит внимание на этот пункт.
При поступлении сначала попытайтесь попасть в вузы с самым высоким рейтингом. Не стоит идти «лишь бы куда». Вы рискуете потратить 5-6 лет своей жизни на бесполезные навыки. В университете вы сможете завести полезные знакомства и даже быть рекомендованным на место работы особо заботливым преподавателем.
Поинтересуйтесь, есть ли возможность дополнительного образования, посещения курсов повышения квалификации, изучения английского, немецкого или другого иностранного языка.
Общение с профессионалами также дает бесценные знания. Поэтому, идя в вуз, вооружитесь терпением настройте память и дерзайте сразу в несколько направлений: специальная литература, деловые встречи, семинары, общение.
Какие личностные качества вам понадобятся
Продвижение по службе требует:
Самопиар, аккуратный и ненавязчивый, также сыграет вам на руку. Если имя человека всегда на слуху, его знают и уважают – скорее всего, именно его порекомендуют на руководящую должность.
Умейте правильно себя поставить. Знайте себе цену. Если вы бездумно будете выполнять уйму заданий за гроши, к этому привыкнут.
На работу вы должны приходить в достойном наряде, с аккуратной прической и легким парфюмом. Внешний вид иногда выступает, как весомый аргумент в получении должности. Стильная кокетка в платье с завитыми локонами больше приглянется начальству, если обладает такими же опытом и знаниями, как коллега в грязных джинсах с неуложенной копной волос.
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Саморазвитие
Саморазвитие важно для любого человека, несмотря на уровень занимаемого положения. Сейчас для получения новой информации и навыков имеется много онлайн-курсов, международных программ, тренингов, семинаров. Фокусируясь на одной области, смежно развивайте другие знания. К примеру, если вы рекрутер, вряд ли лишними будут умения в области психологии, социологии и т. д.
Бизнес как возможность карьерного роста
Ведение бизнеса – это шаг для ответственных, смелых личностей, готовых идти на риски. Нужно оценивать свои умения и понимать, что придется начинать с малого и постепенно продвигаться вперед. Если вы хотите получать прибыль уже в первый месяц, – такая тактика вам не подходит.
Бизнес – прекрасный способ разобраться, как делать карьеру. Необходимо быть готовым к тому, что помощников у вас нет, все решения придется принимать самостоятельно и брать за них ответственность. Зато тех, кто захочет вам помешать или сделать лучше и качественнее, чем вы, будет предостаточно.
Для начала нужно прописать четкий бизнес-план, определить цели — как личностные, так и профессиональные — и следовать разработанным инструкциям.
Не бойтесь рисковать – собственное дело нельзя вести без риска потерять прибыль. Найдите единомышленников или дельных советчиков, постоянно вращайтесь в круге тех, кто уже давно работает в вашей области, расширяйте связи.
Время для начала бизнеса для каждого разное. Кто-то это делает уже на студенческой скамье, а другим нужно много лет профессионального опыта. Все зависит от вашей хватки, реакции на рыночные изменения, умения предугадывать инновационные веяния.
Как быстро можно вырасти на работе профессионально
Не существует четких временных рамок. У многих карьерный рост длится годы и десятилетия, в то время как уникумы стремительно бегут вверх. Кто-то трудится на пределе своих возможностей, чтобы доказать начальству свою надобность, другие привыкли к размеренному труду. Как долго вы будете стоять на месте, зависит от вас самих.
15 правил для стремительного служебного продвижения
Советы, как правильно строить карьеру
Перед тем как попасть в коллектив, наверняка вам придется пройти «кастинг». Получение заветной должности напрямую зависит от того, как вы поведете себя на собеседовании. Заранее тренируйтесь производить первое впечатление, продумываете ответы и аргументы на самые распространенные вопросы. Отвечайте аргументированно и уверенно. Ведь неправильное построение речи и незнание основных законов в вашей сфере, даже ценные знания могут превратить в недостатки.
Как сделать успешную карьеру женщине
Сложился стереотип, что женщине добиться высот намного сложнее. Если взять статистику по России, то среди 100 процентов работающего населения, 49 – составляют представительницы прекрасного пола, но лишь 1/6 кресел чиновников и руководителей принадлежит дамам. Многие утверждают, что женщины более эмоциональны, они уходят в декреты и их успеваемость зависит от настроения. Поэтому чтобы добиться успеха, девушкам требуется прилагать гораздо больше усилий.
Помощь психолога Дарьи Милай
Записывайтесь на мою личную консультацию, и я помогу вам:
Что не рекомендуют делать на рабочем месте, чтобы не разрушить свою карьеру
Вот несколько основных условий карьерного роста.
И еще одно правило – следите за своим внешним видом. Прическа, одежда и физическая форма также немаловажны .
Как Психолог Дарья Милай поможет вам
Я расскажу, для чего нужен карьерный рост и как добиться успеха. Если вам кажется, что вы давно занимаете должность, а можете гораздо больше, но начальство в упор не видит Ваших трудов, если Вы хотите получать достойную оплату и стремительно шагать по служебной лестнице, но не можете самостоятельно выстроить правильную тактику – смело записывайтесь на прием. Инновационные проверенные программы, тренинги, совершенствование коммуникативных навыков, анализ своих действий помогут вам достичь любых целей.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Вперед к карьере: с чего начать?
Процесс трудоустройства — это тоже работа, которая требует сил, терпения и сосредоточенности. Каждый шаг, если он выверен с точностью до миллиметра, приблизит вас к карьерной вершине. Так с чего же начать? О том, как подготовиться к поиску первой работы, рассказывает карьерный консультант, руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая.
«Мы вовлечены в рабочий процесс до 70% своего времени. А значит, к поиску работы мечты необходимо подходить осознанно и полностью этот процесс контролировать». Ирина Святицкая
День выборов: стажировка или подработка?
Для начала определитесь, какой вид занятости вам больше подходит: подработка, стажировка или основная работа.
Первые шаги: начинайте с малого
Перед тем как приступить к поиску работы, изучите рынок труда. Это поможет понять актуальные тренды, востребованность той или иной специальности, увидеть, каких навыков вам не хватает и оценить себя как специалиста.
Генеральная уборка соцсетей
Многие из нас практически живут в социальных сетях, а они порой говорят о человеке лучше любого детектора лжи. HR-специалисты из репутационных соображений все чаще мониторят странички соискателя во «ВКонтакте», Facebook или Instagram, прежде чем пригласить на собеседование. Поэтому взгляните на контент глазами работодателя: если вы хотите стать учителем, вряд ли обилие снимков с бокалом в руке вызовут желание объявить на вас «охоту».
Кроме того, ваша страница в сетях — идеальный и абсолютно бесплатный инструмент, с помощью которого можно заложить имиджевый, репутационный и профессиональный фундамент. Регулярно проводите гигиеническую чистку аккаунта: удаляйте (помещайте под замок или ограничивайте аудиторию) компрометирующие репосты. Обратите внимание на группы, в которых состоите. Бывает, что несколько лет назад вы подписались на безобидный паблик, но за это время он сменил название, направление и теперь публикует треш-контент. Имеет смысл отписаться, чтобы не нанести урон будущей карьере. Наполните свою страничку информацией, которая будет позиционировать вас как перспективного сотрудника, например: пишите на тему будущей профессии, делитесь впечатлениями о прослушанных профессиональных вебинарах, курсах, конференциях, прочитанных книгах.
Обратите внимание на свои фотографии в мессенджерах. И такая мелочь порой играет большую роль. Представьте: человек претендует на должность генерального директора. У него отличный послужной список и прекрасные рекомендации. Но в его профиле — снимок в купальнике или плавках на мальдивском пляже. Это может свести на нет все планы найти престижную работу, особенно если вы нацелились на крупную корпорацию. Аватарки должны быть нейтральными или нести в себе деловой посыл.
Карьерный план: наметьте первые шаги к карьерным вершинам
Карьерный план помогает определиться со стратегией продвижения себя как специалиста. Его можно сформировать как на 3 года, так и на 20 лет. Детально распишите, к какому возрасту и в какой компании (частной, государственной, трансатлантической) вы хотели бы работать, на какой позиции и с каким доходом. И уже от этого «пляшите»: наметьте шаги, которые приблизят к осуществлению задуманного. Хотите к 30 годам стать финансовым директором в международном холдинге? Изучите соответствующие вакансии на hh.ru: обратите внимание на то, какое образование и навыки ждут от соискателей. Проштудируйте резюме специалистов, которые уже имеют соответствующий опыт работы: какие проекты ведут/вели, где дополнительно прокачивали скиллы, какими из своих достижений особенно гордятся. Такой анализ поможет осмыслить ваши потребности как будущего профессионала. Внесите эти пункты в свой план.
Важно понимать, что данная инструкция по применению — не монументальное произведение, а живой организм, который можно и нужно корректировать в зависимости от обстоятельств. Например, в прошлом году никто не ожидал пришествия пандемии, которая серьезно изменила расклады на рынке труда. Поэтому время от времени корректируйте карьерный план.
Как построить карьеру
7 правил успеха для карьеристов, которые хотят достигнуть успеха и остаться при этом собой
Единственная профессия, в которой начинают сразу с самого верха, — это рытье ям.
Неизвестный автор
В сознании постсоветского человека слово «карьера» имеет отрицательный и иногда даже ироничный оттенок. Карьеристом называют человека, который, двигаясь по карьерной лестнице, не останавливается ни перед чем. Он строит карьеру ради самой карьеры. Но мы с вами знаем, что за словом «карьера» может стоять не только статус в обществе или финансовая выгода. Руководящая должность вместе с новым уровнем ответственности дает более интересные творческие задачи, возможность влиять на будущее компании и развивать ее, новое качество жизни для себя и своих близких.
Как построить карьеру
1. Выберите подходящую профессию
Начинать, конечно, нужно с выбора направления, в котором вы хотите двигаться. Перед подростком открыты все пути, он может выбирать практически любое направление для самореализации. Но после того, как он выберет образование и закончит колледж или вуз, вариантов для самореализации станет в 100 раз меньше. Получив образование, он уже поднялся на одну ступеньку по карьерной лестнице, и чтобы пойти в другом направлении, придется начинать заново.
Для выбора профессии важно сложить пазл из своих интересов, способностей и особенностей личности. Возможно, вы интроверт, интересующийся IT? Или экстраверт, который любит животных? Для каждого сочетания качеств можно подобрать целый список подходящих профессий, в которых вы будете с удовольствием развиваться.
Чтобы выбрать подходящий вуз, читайте статью Куда поступить после 11 класса >>
Чтобы найти подходящий колледж, читайте статью Куда поступить после 9 класса >>
4. Общайтесь и сотрудничайте
Выбирайте правильных людей для общения. Дело не в простой выгоде, а в том, что ваш круг общения влияет на ваши действия и мысли. Мудрый наставник в одной компании стоит высокой зарплаты в другой.
В понятие networking входит не только деловое знакомство с человеком, но, что труднее, поддержание долгосрочных отношений с ним. Вовремя поздравить с днем рождения, с повышением или с тем, что ребенок пошел в первый класс. Поддерживать дружеские отношения бывает трудозатратно. В этом вам помогут соцсети, современный инструмент карьерного роста.
5. Соблюдайте бизнес-этику
Чтобы расти по карьерной лестнице, важно, чтобы все окружающие, и не только начальство, видели в вас надежного и деятельного человека. Известный писатель и бизнес-консультант Ричард Темплар в своей книге «Правила карьеры» описал личные качества человека, который двигается по службе. Нет-нет, идти по головам не обязательно, просто работайте над собственным имиджем.
Каким должен быть «карьерист» (психология общения на работе)
Где можно учиться, чтобы применить это в работе:
• Самообучение (дома, в библиотеках, с помощью онлайн-курсов и приложений в телефоне).
• Обучение в университете (первое, второе высшее образование, курсы повышения квалификации, «вольные слушатели» на университетских курсах). У нас есть статья о высшем образовании онлайн. Стоит оно того или нет? >>
• Общение в профессиональных группах (интернет-сообщества, коворкинги).
• Тренинги (социальных, волевых, интеллектуальных компетенций; индивидуально и в группах).
• Путешествия.
• Физическое развитие и спорт.
• Книги.
Уоррен Баффет, американский миллиардер, Игорь Манн, знаменитый российский маркетолог, Олег Тиньков, российский банкир и многие другие бизнесмены в один голос говорят о пользе книг, и особенно бизнес-книг, для карьерного роста.
Если вам интересна тема самообразования, почитайте нашу статью о концепции Lifelong learning >>
7. Обещайте меньше, а делайте больше
Вы знаете, что на выполнение задачи вам понадобится 3 дня, озвучьте начальнику, что требуется 5. Во-первых, вы предусмотрите возможные трудности. Во-вторых, сделать позже дедлайна гораздо хуже, чем раньше. Даже если кто-то упрекнет вас в затягивании сроков, честно скажите, что вы всегда закладываете запас на непредвиденные обстоятельства.
Полученный запас времени используйте на то, чтобы сделать качественнее и лучше, чем от вас ждут. Обещали разработать логотип компании к следующему совещанию? Отрисуйте макет фирменного стиля с примерами документов и страниц сайта. Требуется представить финансовый отчет за месяц? Сделайте полноценную презентацию. Пусть это будет приятным сюрпризом для начальства и плюсом в вашу карьерную копилку.
Как сделать карьеру мужчине
Наши советы подойдут «карьеристам» любого возраста и любого пола. Но во всем мире слово «карьера» в большей мере относится к мужчинам. Мужчине получить должность топ-менеджера проще, чем женщине. Ни в одной стране женщины не лидируют на руководящих постах. У этого есть и обратная сторона медали.
Дело в том, что от молодого человека общество с детства ждет, что он будет строить карьеру и доберется по служебной лестнице до самых верхов. Антон Павлович Чехов выразил это очень метко: «Настоящий мужчина состоит из мужа и чина». При выборе профессии стереотип о карьерном успехе мешает молодым людям выбирать специальности с горизонтальной карьерой. К сожалению, многие родители до сих пор отправляют юношей на военные, технические, экономические или управленческие специальности со словами: «Ты сначала нормальную профессию получи, а потом будешь на своей гитаре бренчать».
В какой сфере можно строить карьеру мужчине, читайте в статье Лучшие мужские профессии >>
Как сделать карьеру женщине
Как достичь самореализации и остаться женщиной, читайте в статье Лучшие женские профессии >>
Как быть востребованным на рынке труда
Без различий в наборе soft skills все выпускники одного факультета, получившие одинаковое образование, могли бы претендовать на одну и ту же должность и работу. И выполняли бы эту работу одинаково. Очевидно, что это не так.
Наиболее востребованными сегодня считаются 4 компетенции, их еще называют 4К: коммуникабельность, командная работа, критическое мышление, креативность. Каждую из этих компетенций можно развить с помощью различных упражнений и решения практических задач.
Желаем вам успешного карьерного роста в той профессии, которая вам по душе. А если вы хотите определиться, двигаетесь ли вы в правильном направлении, то приходите к нам на консультации в Центр и онлайн. Выбирайте методику по возрасту:
• Профориентатор (для абитуриентов)
• Профкарьера (для студентов и выпускников вузов)
• Профконсультант (для взрослых работающих специалистов)
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о карьере, подпишитесь на нашу рассылку.
50 карьерных советов на все времена
1. Идеального места работы не существует
И идеального начальника — тоже. На любом месте ты столкнешься с существенными проблемами — теми или другими.
Будь реалистом — выбирай работу с теми недостатками, с которыми сможешь справиться. Узнай о них как можно больше до того, как начнешь работу на новой должности.
2. Добивайся конкретных результатов
На работе, как и в спорте, ценятся не старания, а достижения.
Конкретика, кстати, и в резюме смотрится гораздо выгоднее: не «участвовал в проекте», а «повысил на 15%» и тому подобное.
3. Избегай модных профессий
Конкуренция за место в них — самая высокая. К тому же мода пройдет задолго до твоего выхода на пенсию.
4. Никогда не следуй карьерным советам буквально
Статьи и книги на карьерные темы используй как пищу для собственных выводов, а не как инструкцию, которую надо заучить наизусть. Не бывает советов, которые подходят всем подряд.
5. Расставайся по-доброму
Даже с теми людьми, которые создавали тебе кучу проблем на старом месте.
Это лишит их возможности говорить гадости тебе вслед. Кроме того, ты уйдешь с незапятнанной репутацией.
6. Получай удовольствие от работы, всегда
Даже если наскучил круг обязанностей, в работе должно оставаться что-то приятное: коллеги, преодоление проблем, получаемый опыт. В тот день, когда невозможно найти ни одного источника вдохновения, отправляйся искать другую работу, пусть даже с потерей в зарплате или с понижением.
7. Не работай с друзьями и родственниками (если вы не совладельцы)
Все вокруг будут подозревать вас в излишне теплых отношениях, а сами друзья и родственники — обижаться на слишком холодные. Будет очень трудно не рассориться.
8. Имей несколько вариантов резюме
Для разных ситуаций и работодателей. Пусть в них будут одни и те же факты (только правдивые), но с различной подачей и акцентами.
9. Отказывайся от предложений, в которых интересна только зарплата
Через два-три месяца она будет радовать уже не так сильно. Когда без других стимулов работа превратится в мучение, разница в оплате все равно будет потрачена на попытки вернуть душевное равновесие.
10. Обсуждай размер зарплаты на собеседовании в последнюю очередь
Сначала выясни как можно больше подробностей о вакансии и расскажи о себе все, что может повысить твою цену.
Оставляй вопрос о зарплате напоследок даже тогда, когда работодатель пытается обсудить его раньше. Он может не знать этого совета, прости ему такую слабость.
11. Активно «торгуйся» на собеседовании
И не только при обсуждении зарплаты. Работодатели уважают смелых и независимых. И у тебя больше не будет такой сильной позиции после подписания трудового договора. Но помни, что переговоры — это не конфликт, а игра, которая должна доставить удовольствие обеим сторонам.
12. Задай на собеседовании как можно больше вопросов
Все нюансы, которые не будут обсуждены, впоследствии будут истолкованы начальником в невыгодную для тебя сторону.
13. Не подстраивайся под чужие представления
Долго изображать другого человека все равно не получится.
Пусть лучше тебя «покупают» таким, какой ты есть. Это, впрочем, не избавляет от необходимости самосовершенствоваться.
14. Поставь во главу угла интересы компании
Тебя наняли, чтобы ты приносил пользу.
Твои личные интересы, скорее всего, мало интересуют начальство. Это нормально до тех пор, пока выполняются условия трудового договора.
15. Будь победителем
Одни люди ищут способы решения, другие ищут отговорки.
Ты из первых или вторых? Не жди идеальных условий для выполнения своей работы, их не будет никогда и нигде.
16. Веди себя как успешный человек — и станешь им
Осанка, манеры и другие внешние признаки имеют значение не только для окружающих, но и для тебя самого.
Сам не заметишь, как дела пойдут лучше.
17. Делись с коллегами хорошим настроением
Это помогает в решении многих рабочих проблем.
Помни, что на работе тебя оценивают прежде всего как человека и лишь потом как профессионала.
18. Создавай себе союзников, а не врагов
Не увлекайся критикой коллег, даже если они ее заслуживают: ты и сам неидеален и никогда не будешь таковым.
Лучше сосредоточься на положительных качествах тех, кто работает рядом.
19. Уступай в обмен на чужие уступки
Если у вас с коллегой серьезные разногласия, выгоднее договориться о взаимных равноценных уступках и двигаться дальше, чем стоять насмерть, теряя в спорах время и репутацию.
20. Не бывает скучной нетворческой работы
Ты «таскаешь кирпичи» или участвуешь «в строительстве храма»?
Приучайся смотреть на свои обязанности как на часть большого общего замысла — станет интереснее.
21. Отказывай клиенту от чужого имени
Ты рад ему помочь, но есть обстоятельства, которые от тебя не зависят: инструкции, документы, указания сверху. Лично ты всегда готов сделать для клиента все возможное, но, увы, не в этот раз.
Этот прием работает и с коллегами, которые хотят получить от тебя нечто невозможное.
22. Лучше делать работу неидеально, но вовремя
Когда идеального качества невозможно достичь в поставленные сроки, в рутинных заданиях жертвуй качеством.
В важнейших же проектах, по результатам которых о тебе будут судить, поступай наоборот: о срыве сроков все забудут через пару дней, а уровень сделанной работы запомнится надолго.
23. Высказывай идеи по улучшению
Не жди, когда тебя об этом попросят. Но и не выходи за границы своей компетентности.
Пытаясь что-то изменить за пределами своего участка, только потратишь время зря и наживешь недоброжелателей.
24. Хочешь продвинуть идею — заставь шефа поверить, что это его идея
Метод не новый, но он все еще работает.
И не надо обижаться, что начальник присваивает твои лучшие задумки: тебе нужно, чтобы они воплотились, или шашечки?
25. Не считай начальника дураком
Даже если его решения к этому располагают. Если ты не видишь смысла в каких-то его действиях и поручениях, возможно, просто чего-то не знаешь.
В любом случае это твоя проблема, а не его. Если обнаружить разум в действиях начальника никак не получается, найди другого. И не считай его дураком.
26. Будь снисходительным к корпоративным играм
Тебя не стимулируют дурацкие призывы, не радуют наивные тимбилдинги, достает необходимость соблюдать условности и фирменные ритуалы?
Прости своим начальникам веру в чудодейственность всех этих средств. Пользы от них, может быть, и немного, но и вреда особого нет.
27. Не обращайся через голову шефа
Избегай «откровенных» разговоров о непосредственном начальнике с более высокими руководителями, даже если инициативу проявляют они.
Другое дело, если тебя попросили высказать общие соображения о работе: говори, но будь корректен и доброжелателен.
28. Заботься о профессиональном развитии
Всегда, от первого до последнего рабочего дня твоей жизни.
Это нужно тебе, а не твоему работодателю, так что не жди от него призывов к обучению. Читай литературу по своей специальности, будь в курсе новаций и изменений, иначе однажды на твое место наймут другого.
29. Образование — средство, а не цель
Не увлекайся коллекционированием дипломов и грамот. Лучше научись быстро получать знания, которые потребовались в данный момент.
И помни, что знания без умения применить их на практике вообще ничего не стоят.
30. Учись у каждого встречного
Начальники, коллеги, клиенты — каждый из них имеет в своем профессиональном багаже что-то полезное для тебя.
Поучиться можно даже у последнего дурака в офисе — хотя бы тому, как не повторять его ошибок.
31. Проси совета у профильных специалистов
Даже директор твоей фирмы не знает всего, что связано с работой: на него работает команда разноплановых специалистов.
Создай свой неформальный «круг экспертов» и не отказывай другим в советах по теме, в которой разбираешься.
32. Прислушивайся к тем, кто многого добился
Избегай теоретиков, слушай практиков. Если человек не преуспел в своей профессии, его советы не стоят ничего, какими бы умными они ни выглядели.
А вот если советчик далеко продвинулся по карьерной лестнице, его рекомендации на вес золота.
33. Делай ошибки в начале и не повторяй их потом
Кто ни разу не ошибся в новом деле — выглядит как посредственный исполнитель, избегающий риска.
Кто продолжает совершать одни и те же ошибки — выглядит как слабый специалист.
34. Имей карьерный план на несколько лет вперед
Если пока не знаешь, куда хочешь двигаться как профессионал, двигайся куда-нибудь.
Направление потом можно будет скорректировать, но лучше иметь плохой план, чем никакого.
35. Освободи от текучки хотя бы 20% рабочего времени
Занимайся в эти часы планированием, изучением информации, обдумыванием и обсуждением того, что можно улучшить.
За оставшиеся 80% времени сможешь сделать больше полезного, чем если бы работал без пауз.
36. Работа — важная часть жизни, но не единственное, что в ней есть
Ты можешь задержаться сегодня или поработать больше обычного на этой неделе, но не можешь отдать в жертву работе всю свою жизнь.
Посмотри на людей, сделавших успешную карьеру: у них есть семьи, друзья, страстные увлечения. А безотказные «рабочие лошадки» остаются на нижних ступенях.
37. Кто хорошо отдыхает — хорошо работает
Выбирай активные виды отдыха. Чем больше движения и новых впечатлений получишь за выходные, тем более продуктивно и интересно поработаешь на следующей неделе.
Правильно проведенный отпуск дает заряд на несколько месяцев. А телевизор и диван — плохие спутники карьериста.
38. Умей быть лаконичным
В устных беседах и при составлении документов будь как можно более конкретным и кратким.
Твои коллеги и руководители это оценят.
39. Суди лишь о том, в чем разбираешься
Вспомни, как нелепо выглядел человек, говоривший глупости по теме, в которой ты являешься докой.
Ведь ты не хочешь выглядеть так же в глазах других?
40. Избегай профессионального снобизма
Клиенты, коллеги, руководители ничего не понимают в твоей узкой сфере? Значит, придется искать простые слова для объяснения своих гениальных идей.
Самые богатые люди в этом мире — те, кто умеет делать сложное простым (вспомни Билла Гейтса и его программы).
41. Ради пользы дела иногда нарушай указания шефа
Он склонен давать слишком подробные инструкции, буквальное выполнение которых только помешает делу?
Да, начальников иногда заносит. Выбирай контртактику по ситуации — открытый спор или «замыливание» темы. Второй вариант — рискованный, но победителей не судят.
42. Создавай репутацию через качество работы, а не количество
Делать больше за ту же зарплату — плохая тактика.
Через несколько месяцев тебя ждут хроническое утомление, бессонница и раздражение руководства по поводу ошибок, которые ты неминуемо начнешь совершать в таком состоянии.
43. Выбрось зависть из головы
Твою прекрасную работу недооценивают, вместо тебя продвигают вперед менее талантливых и усердных? Возможно, это и так, но тебе же полезнее не завидовать более удачливым коллегам.
Лучше подумай: нельзя ли чему-то у них поучиться?
44. Помоги шефу сделать следующий карьерный шаг
Его повышение — лучшее, что ты можешь желать для себя.
Даже если тебя не поставят на его место, полезно иметь в руководстве людей, которые тебя уважают.
45. Не работай под началом слабака
Рискованно работать с шефом, который не пользуется авторитетом у своего руководства.
Тебе грозит смена начальника, реорганизация отдела или вспышки неадекватности со стороны шефа, желающего самоутвердиться.
46. Не работай на одной позиции меньше двух и больше пяти лет
Первое правило можно нарушать в отдельных случаях, второе — никогда, иначе теряешь важный навык адаптации на новом месте.
К «лежачим камням» относятся так же подозрительно, как и к «летунам». Больше того, чем дольше вы просидите на одном месте, тем медленнее будет развиваться ваша карьера.
47. Другая работа всегда существует
Даже во время кризиса не думай о нынешней работе как о единственно возможной.
Так ты займешь пораженческую позицию и будешь всегда идти на поводу у нынешнего работодателя. Он будет понижать тебе зарплату, нагружать все больше и больше, а ты будешь терпеть, боясь оказаться на улице. Постепенно страх увольнения и ощущение, что нынешняя работа — единственная, погубят твою карьеру.
Даже если твое место тебя полностью устраивает, всегда помни о запасном варианте. Но не грози начальнику уходом — ему это не понравится, а шантаж успехом не обернется.
48. Увольняйся только после того, как новая работа найдена
В противном случае другие работодатели станут предлагать тебе менее привлекательные условия. Они считают, что тебе некуда деваться. И они полагают (вероятно), что только конфликтные люди уходят в никуда.
При этом заранее извести своего шефа о том, что уходишь, но говори об этом только после того, когда найдешь достойную вакансию.
49. Уходя — уходи
Принимая контрпредложение от шефа, который отговаривает тебя от перехода в другое место, ты все равно остаешься в его глазах шантажистом. А в глазах нового работодателя — человеком, который не держит слова.
Поэтому, если уж принял решение уйти и объявил о нем — уходи. Возврата и обратного хода в такой ситуации быть не может.
Покажи, что ты человек слова, что все карьерные решения принимаешь обдуманно, а потому их не меняешь.
50. Будь директором своей карьеры
Исключи из лексикона выражения «меня вынудили», «у меня нет другого выхода» и подобные. Не оправдывай собственные поражения ошибками коллег или начальства. Все твои победы и поражения только твои. В провалах не виноват никто посторонний. Приучи себя к мысли, что в твоих силах сделать все в этом мире.
Твоей жизнью управляешь только ты, делай это красиво и уверенно. И не забудь включить друзей и близких в личный «совет директоров» — советуйся с ними иногда. Они смотрят на твою работу со стороны и могут вовремя дать ценную подсказку, которую ты уже не видишь замыленным взором.