С чего начать стримить и зарабатывать
Как заработать на стримах с нуля: что нужно, сколько платят, и как раскрутить свой канал
Всем привет! Сегодня я расскажу вам, как зарабатывать деньги развлекаясь. Часто сидите за компьютером, любите поиграть? Вам не придется вставать из-за стола, ломать привычки. Проведите время почти так же, как и проводили, только с доходом. Я раскрою секреты того, как заработать на стримах даже новичкам, далеким от этого. Какое оборудование, программы понадобятся, как привлечь к себе внимание. Все разберем по ходу статьи.
Что означает стрим
Стрим (англ. stream, букв. поток) – онлайн-трансляция действий, которые комментируются.
Стример – человек, который проводит прямой эфир на видеохостингах: Twitch, YouTube, GoodGame и др. Демонстрирует что-то, общается с аудиторией.
Появление стримов завязано на киберспортивных турнирах. Надо было доказать миру, что это не игрушки, а серьезный спорт с огромными призовыми фондами. Все начиналось с видеозаписей турниров в интернете. Комментаторы объясняли ход игры зрителям, оценивали действия киберспортсменов.
Сложился стереотип, что в прямом эфире можно только играть. Если вам это не по душе, стримьте про другое. Готовка, рукоделие, рисование, игра на пианино найдут своего зрителя.
Какими бывают стримы
Стримы бывают разными: кулинарными, игровыми, музыкальными. Перечислить все невозможно, потому что ежегодно появляются новые направления.
К примеру, людям нравится смотреть фудпорн – видео, где человек ест и пробуждает аппетит у других. Довольно денежная тема. Ведь можно кушать продукты спонсора на камеру и зарабатывать на этом.
Кулинарными
Приходится лезть в интернет за рецептами, когда приходит время. Не всех мамы и бабушки учили готовить. Ежедневно пишутся сотни кулинарных статей. Только в них сложно показать пошагово приготовление блюд. Новичку будет сложно даже сварить макароны, не то что свершить кулинарный шедевр.
Во время стрима человек показывает, как приготовить непростое блюдо, и насколько оно вкусное. Отличная возможность пройти кулинарный мастер-класс не выходя из дома. Не допустить ошибок и научиться готовить.
Русский стример, который и геймплей покажет и шашлык в прямом эфире приготовит, зарабатывает больше 400 000 рублей в месяц.
Одних только топовых донатов у него на 13 499 рублей.
Хотя направление еще развивается, оно еще поборется за первое место с игровыми трансляциями в будущем.
Разговорными
Нужно поднять актуальную тему, высказаться на ее счет и обсудить со зрителями.
Два года назад популярностью пользовались философские трансляции. Эксперты отвечали на жизненные вопросы. Похоже на научно-популярные каналы.
Болтовня на камеру – отличный способ разбавить ассортимент канала и подзаработать. Но подходит он раскрученным стримерам, у которых в среднем собирается более 500 зрителей.
Поговорите о планах на будущее, решениях проблем, книгах, отношениях. О чем угодно, лишь бы это как-то помогало вашим зрителям, интересовало их. Например, любителям игровых стримов вряд ли понравятся болталки о детях, покупках в магазинах, потому что основная аудитория – мужчины.
Поход по магазинам от первого лица с разговорами о качестве обслуживания, расходах и других насущных вещах.
На Twitch есть специальная категория Just Chatting на главной странице.
Видеореакции на кого-то или что-то по-прежнему любят смотреть. Можно рассчитывать на несколько тысяч просмотров.
Игровыми
Игры стримить выгодно, потому что их смотрят чаще, чем играют сами. На то есть 2 причины:
Игровые стримы – это тот же футбол с болельщиками, только вместо спортсменов – геймеры, а зрители имеют возможность пообщаться со своим любимчиком. Многие только ради чата смотрят трансляцию. Там такие фразочки пролетают, похлеще сборника анекдотов.
Творческими
Игра на гитаре, рукоделие, танцы – все попадает под эту лепту. Самое популярное в этой категории – рисование. Эти стримы смотрят для того, чтобы прокачать свой навык в чем-то или для вдохновения. Когда стример чем-то занимается по ту сторону экрана, лениться уже не хочется.
Что должно быть у начинающего стримера
Чтобы стримить, придется немного вложиться в оборудование. Что нужно, и сколько это стоит, я расскажу ниже.
Мощный компьютер. Лучше стримить через крутой ноутбук, который потянет игру и трансляцию одновременно. Игровой ноутбук обойдется минимум в 62 000 рублей. Конечно, можно попробовать легкие игры вроде Sims или Perfect World на Dell за 40 000 рублей.
Дешевле собрать ПК из комплектующих. Тут можно уложиться в 39 000 – 45 000 рублей. Я про обычный компьютер, который потянет игрушки, но скорость картинки может быть чуть ниже.
Требования к компьютеру:
Веб-камера. Выбирайте модель дороже 1 000 рублей. Без нее можно обойтись, если демонстрировать только геймплей без своего лица. На одну причину меньше смотреть вас. Чужую игру приходят посмотреть из-за харизматичного геймера, помните?
Вложитесь в веб-камеру Logitech C922 Pro Stream. Стоит 7 299 рублей, но зрители будут признательны вам за качественную картинку.
По каким характеристикам выбирать веб-камеру для стрима:
Качественные камеры делают Logitech, Philips, A4tech, Microsoft, Gemix.
На какие модели стоит обратить внимание:
Микрофон или гарнитура. Можно сэкономить и купить хороший микрофон на AliExpress. Не берите дешевле, чем за 1 000 рублей. Экземпляр за 150 рублей будет ужасно шипеть.
Студийные микрофоны с AliExpress, которые подойдут для стрима:
Высокоскоростной интернет. Для нормального стрима нужна скорость минимум 2 Мбит/с. Проверяйте через YouTube. Если видео 720p не подвисает, значит, хватит.
Программа. Open Broadcaster Software (OBS) бесплатная. Ее можно скачать на официальном сайте. На ее освоение уйдет немного времени.
Сколько денег понадобится вначале
Давайте посчитаем. Эконом вариант: ПК ручной сборки (45 000 руб.) + веб-камера (1 859 руб.) + микрофон (1 667 руб.) + интернет (400 руб.) = 48 926 руб.
Окупиться должно за 3 – 6 месяцев регулярных трансляций. Конечно, если количество подписчиков будет расти.
Вариант для тех, кто не сидит на месте. Игровой ноутбук (62 495 руб.) + гарнитура (4 190 руб.) + интернет (400 руб.) = 67 085 руб.
Отработать эти деньги реально за 5 – 7 месяцев, а там как дело пойдет.
Какую игру выбрать и по каким критериям: список популярных
Тренды переменчивы. Больше зрителей собирают новинки, которые недавно вышли. Все помнят успех GTA V.
Чтобы оставаться популярным стримером, нужно делать обзоры на свежие игры, стримить трендовые и не забывать про интересы аудитории. Прочитайте нашу статью, чтобы узнать о способах заработка на играх.
Плюсы и минусы
Зарабатывать дома, не вставая из-за компьютера, – мечта. Но как и любая работа, стрим требует определенных усилий. Чтобы не рисовать воздушные замки, я расскажу про преимущества и недостатки.
Где стримить
Вы решили, какие игры показывать, запаслись нужным оборудованием. Следующий шаг – выбор площадки для стрима. Я сделала обзор лучших сайтов, которые стоит попробовать. У каждого своя специфика, зрители и методы монетизации.
Twitch
Twitch – лидер по стримам видеоигр. Каждый день площадку посещают более 1 000 000 зрителей ради трансляции. Быстрая и простая регистрация. Если хотите развивать канал, разбогатеть и стать известным, то вам сюда.
Почему через Twitch выгодно стримить:
И только один недостаток – переизбыток конкурентов. Чтобы набирать регулярно 500 – 1 000 зрителей, может уйти полгода.
На Twitch вы можете сделать кого угодно своим модератором.
YouTube
Можно проводить прямые трансляции. Они не так популярны, потому что основная аудитория приходит посмотреть готовые видео.
Блогеры неплохо зарабатывают на стримах. Александр Дзержинский ставит финансовые цели вроде “На еду и камеру – 50 000 рублей”. За один раз собирает минимум 10 000 рублей.
Игровые стримеры чувствуют себя хуже на YouTube. Геймер Chudo8585 за 1 трансляцию выручает 6 000 рублей, а Perfect_rii только 3 000 рублей. Но популярные игроки World of Tanks, World of Warcraft и Diablo III получают и 20 000 – 30 000 рублей за один раз.
На YouTube аудитория разношерстная. Здесь лучше воспринимаются стримы с покупками.
GoodGame
GoodGame – отечественный ответ Twitch. Конкурентов и аудитории мало, требования к партнерству ниже. Подходит новичкам, которые хотят попробовать свои силы, но еще не готовы к мировым масштабам Twitch и YouTube.
Социальные сети
В соцсетях тоже можно проводить прямую трансляцию. Сделать это намного проще, чем на Twitch.
Целевая аудитория игровых стримов здесь не сидит. Компания ESL запустила стрим в Facebook. И с трудом набрала 5 000 зрителей, а пираты, которые показали это в правильном месте, собрали 40 000 человек.
В соцсетях умудряются транслировать фильмы, сериалы, чужие смешные видео и зарабатывать на этом.
Онлайн-трансляции в социальных сетях годятся для общения, привлечения подписчиков сообщества, их удержания. Показ ваших виртуальных сражений лучше доверить другому сервису.
Как получать деньги со стрима
Вы еще сомневаетесь, что за трансляции игр или других хобби платят? Сейчас я расскажу о 7 способах заработка, которые работают.
Партнерка видеохостингов
Все те сервисы, которые показывают трансляции, готовы заплатить вам. Только при одном условии: вы будете соответствовать критериям партнерской программы.
Условия партнерки Twitch:
Вы можете попросить партнерство, когда еще нет 500 зрителей. Если модераторы увидят в вас будущую звезду стримов, то заявку одобрят.
Официально монетизировать канал YouTube возможно, когда есть:
Когда вы станете официальным партнером видеосети (Twitch, YouTube), сможете включать рекламу в перерывах между игрой. С каждой 1 000 просмотров будут капать деньги.
Нативная реклама
Ненавязчиво пользуетесь товаром спонсора в эфире за деньги. Например, кушаете чипсы проплаченной марки.
Что обычно рекламируют стримеры:
Чем больше зрителей, тем выше гонорар за такую рекламу. С аудиторией в 50 000 человек можно смело рассчитывать на 80 000 руб. Почему за натив готовы столько платить? Человек по природе следует интересам толпы. Если кто-то ест при нем чипсы, он с большей вероятностью пойдет и купит себе их, чем приготовит здоровый ужин.
Заказная реклама
Вы сами ищете рекламодателя, или он приходит к вам. Он покупает место для баннера на вашей трансляции, текстовое упоминание в описании или пару слов в прямом эфире.
Денег здесь крутится больше, чем в официальной партнерской программе сервисов. Основной доход стримеров на YouTube, Twitch – прямая реклама. Сколько заплатят, зависит от вашей популярности.
Пожертвования
Зрители перечисляют вам деньги во время трансляции. Сумма может быть любая: хоть 10 рублей, хоть 100 000 рублей. Минимальный порог устанавливаете вы. Он начинается от 10 рублей, а там, как хотите. Сильно завышать не советую. Вдруг вас смотрят только школьники? Чем меньше сумма, тем проще решиться на пожертвование. Это как с покупкой жвачки. Вы ее берете машинально на кассе.
Чтобы получать пожертвования, нужно подключить сервис DonationAlerts. Когда вам задонатят, на экране высветится сумма доната и сообщение.
Мотивируйте своих зрителей на донаты:
Официальная реклама
Этот способ можно превратить в пассивный доход. Записи трансляций, видеоролики заливаете на YouTube и вставляете рекламу.
Точно подсчитать, сколько вы заработаете, невозможно. У зрителей может стоять блокировщик рекламы, некоторые не досмотрят ее до конца.
Подписки
Плюшки, которые надо давать за подписку:
Продажа товаров и услуг
Вы можете продавать свои товары и предлагать услуги через стрим. Фирменные майки, кружки, хенд-мейд, игрушки. Все, в чем нуждается ваша аудитория.
Чтобы торговать на стримах, вы должны стать популярными. А пока еще не достигли высот, пользоваться вышеперечисленными методами заработка.
Можно перенаправлять зрителей в блог, интернет-магазин и там уже получать доход с продаж, контекстной рекламы.
Готовимся к стриму за 3 шага
Как проведешь первый эфир, так и дальше пойдешь. От подготовки зависит ваша репутация и карьера стримера.
Шаг 1. Определяемся со стилем
Выберите, каким вы хотите быть: смешным, агрессивным, милым, добрым. Можете взять черты поведения известных стримеров, главное, не стать чьей-то копией. Наблюдайте за реакцией зрителей.
Создавать фальшивый образ не обязательно. Будьте собой, просто ярче проявляйте эмоции.
Шаг 2. Выбираем игру или направление
Остановитесь на той игре, которая нравится. Желательно проходить ее лучше новичка. Можно выбрать что-то популярное. Но из-за большой конкуренции не факт, что вас заметят.
Если игры не ваше, но донаты, общение со зрителями греют душу, то покажите, что любите и умеете. Шьете? Сделайте стрим “Как я делаю свадебное платье за 3 часа”. Занимаетесь копирайтингом? Говорите вслух, как пишете, рассказывайте о нюансах работы. Можно даже устроить соревнование, кто быстрее напечатает 1 000 знаков, или придумать заголовок к тексту вместе с аудиторией.
Шаг 3. Настройка и запуск стрима
Как включить программу и стримить, можно посмотреть видеоинструкцию.
Если вы решили попробовать себя на YouTube, ловите полезное видео о запуске онлайн-трансляции.
Как привлечь внимание к своему каналу
Вероятность мала, что какой-то дядечка случайно кликнет на видео и приведет 10 друзей, и они тоже расскажут о вас. Без рекламы и стратегии даже интересную личность не заметят.
Неважно, какой способ заработка выбрали, раскрутка с помощью маркетинга – основа.
Реклама нужна, чтобы о вашем стриме узнали, пришли посмотреть, а вы получили за это свою копеечку.
Взаимные просмотры и подписки. Смотрите чужой стрим. Получаете монеты за него на Twitch Master, Stream Booster, TurboTwitch.ru. Обмениваете на просмотры своих стримов. Там есть из чего выбирать, поэтому нужно выделяться и выбирать время, чтобы выбрали вас. Большинство зрителей вряд ли вернется. Их интересует только внутренняя валюта.
Это бюджетный способ поднять статистику, потому что вы тратите время, а не деньги.
Покупка ботов. Специальные программы, которые наматывают на счетчике сервиса зрителей. За это могут заблокировать, лишить монетизации, обнулить количество просмотров. Twitch реже обращает внимание на накрутки, чем YouTube. Если поступят жалобы на ботоводство, то проверок и наказания не избежать.
На ботах нельзя заработать. Они не засчитываются при просмотрах рекламы, не оплачивают подписки и не донатят.
Автоматическое продвижение Reyden-X. Если думаете, как привлечь заинтересованных зрителей, можете попробовать этот сервис. Оплачиваете тариф, рекламу вашего стрима размещают на сотнях сайтов, где сидит целевая аудитория. Сколько зрителей соберете в итоге, зависит от креативности, качества и стиля трансляции. Проще выйти в топ без риска быть забаненым.
У сервиса можно попросить 1 250 просмотров бесплатно. Для этого надо написать в поддержку. Они не начисляют только созданным аккаунтам без истории трансляции.
Можно купить 1 000 тематических просмотров на Twitch за 100 рублей и за 200 рублей на YouTube.
В разделе статистики вы узнаете процент переходов, уровень вовлеченности аудитории.
Рестрим. Топовый стример в конце своей трансляции рекомендует вас за отдельную плату или по дружбе. Цена за отсылку может доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Зависит от популярности этой личности.
Поклонники захотят перейти на ваш стрим, но если он покажется скучным, или контент будет некачественным, они тут же уйдут.
Остальное. Тизерная, таргетированная, контекстная реклама поможет найти целевых зрителей. Покупка постов в соцсетях. Только надо правильно настроить.
Чтобы не слить бюджет и время, проплачивайте посты в тематических сообществах. Например, решили сегодня играть в Dota 2, вбиваете в поиск название и смотрите, что вам подходит по ценнику и охвату аудитории.
Можно бесплатно выложить анонс своего стрима в пабликах вроде “Раскрутка Твич”, “Пиар Twitch”.
Схема, помогающая набрать просмотры:
Геймеры могут показать игру до ее выхода. Нужно записаться на бета-тестирование у разработчика. Он даст ключ раннего доступа. Из-за топовой игры вы наберете зрителей быстро и с минимумом конкурентов.
Обзор игры до ее выхода можно делать только тогда, когда разработчик дает добро. Иначе словите бан канала.
Угадывайте тренды до того, как они станут таковыми. У аудитории родился нешуточный интерес к игре, а другие стримеры не заметили – это ваш шанс.
Сколько получают стримеры
А теперь давайте считать чужие деньги. Да, я знаю, вы не такие. Но ведь хочется узнать, сколько получают за стримы, и каких успехов можно добиться.
Самая популярная стримерша Карина Сычева (sharishaxd) делает за сутки зарплату обычного россиянина – 20 000 рублей. За 2 часа стрима на донатах в январе получила 8 400 рублей, то бишь 4 500 рублей в час. В год у нее минимум выходит 6 000 000 рублей.
Первый год от канала Карина ничего не получала. А потом ее ждал резкий старт – за месяц заработала 849 тыс. рублей.
Больше она зарабатывает на толпе школьников, которые присылают мелкие донаты по 30 рублей. Ей платят, чтобы оскорбить и вызвать бурную реакцию с нецензурными словечками. Кто был на старых стримах Карины, поймет.
С популярными все понятно. А что с русскими, которые недавно влились? Возьмем типичных стримеров России, у которых не более 200 зрителей:
Из всей русской публики стримера платят только 5 – 7 человек, остальные приходят просто посмотреть. Если к вам повадятся школьники, а не дяденьки с кошельком, то будете получать крохи, – считает стример Ontgjke.
И со 100 просмотрами можно зарабатывать 30 000 рублей в месяц. Смотря сколько возможностей у вашей аудитории. Неважно, любовь, ненависть, вопрос, поддержка. Что-то должно вызывать сильное желание заплатить. У Карины фишка – противоречивость. Милая девушка ругается как сапожник. Она играет на чувстве ненависти. А как вы думаете, в чем ваша фишка? Пишите комментарии.
Заключение
Многие воспринимают стрим как развлечение. Да, это весело, но требует ответственности и пунктуальности. Если вы будете проводить трансляции по настроению, то и партнерка вместе с заработком останется в мечтах.
Если решили стримить ради денег, то быстро разочаруетесь. Первое время придется вкладывать в рекламу, тратить время. Только любовь и терпение к делу помогут пережить это. Ну а потом вас ждет успех.
Что вы хотите стримить? С нетерпением жду ваших ответов в комментариях.
Хотите прилично зарабатывать удаленно? Тогда подпишитесь. Уроки, советы, обзоры, которые помогут определиться и научиться интернет-профессиям.
Профессия: игровой стример
Играть, пока другие смотрят
Есть сейчас новая «профессия» — стример.
Стримерам не платят зарплату — их доходы складываются из пожертвований зрителей и рекламных контрактов. Я люблю смотреть стримы и в статье расскажу, кто такие стримеры, как организована их работа и как собрать свою стриминг-студию.
Кто такой стример
Стример — это ведущий прямых эфиров в интернете. Чаще всего в прямом эфире играют в видеоигры, хотя стримить можно что угодно: готовку, вышивание, чтение книг вслух. Наравне с видео на Ютубе, этот формат заменяет современным зрителям телепрограммы.
В прямой эфир стримеры выходят через специальные сервисы, большие и маленькие. Основные площадки сейчас — это Твич и Ютуб, но есть и множество других, менее популярных: например, Вконтакте, Mixer, GoodGame.
Твич посвящен исключительно стримингу и в значительной степени играм. Зрители на этой площадке знают, зачем и на чей эфир приходят. Во Вконтакте стримы висят в общей ленте новостей и на них часто попадают случайно. Там количество зрителей может быть большим, но не показательным для стримеров: эти люди едва ли вернутся на следующий эфир.
Стримы — популярный у зрителей формат. За первый квартал 2018 года на двух больших площадках для стриминга — Твич и Ютуб-гейминг — зрители смотрели эфиры 2,4 миллиарда часов. Несмотря на это, мало кто из стримеров зарабатывает на жизнь одними эфирами. Чаще всего это хобби или подработка.
Для статьи я поговорила с Петром Сальниковым. На его примере расскажу, как устроена профессия. Петр известен зрителям стримов по проекту Disgusting Men («Отвратительные мужики»), который объединяет канал на платформе Твич, подкаст, сайт и канал в Телеграме.
Трансляции смотрят люди, которые увлекаются играми на компьютерах и игровых консолях, те, кому интересна разработка игр и создание саундтреков к ним, а также современная массовая культура. Лично я смотрю стримы как раз из-за последнего: мне нравятся диалоги и рассказы людей с разным жизненным опытом. По большей части стримы на Твиче смотрят мужчины — по статистике их 81,5%, 55% из них в возрасте от 18 до 34 лет.
Как начать стримить
Чтобы выйти в эфир, нужен канал на одной из стриминговых площадок и специально оборудованное место: комната или отдельная студия.
У Петра с командой домашняя студия, но она сделана в квартире, где никто не живет. Там нет спальных мест, никто не готовит, не принимает ванну — ничего не отвлекает команду от работы. Но если такой площадки нет, платить за ее аренду в начале пути — лишние расходы.
Большая часть стримеров выходит в эфир из дома. Минимальный набор техники для выхода в эфир — это компьютер с монитором, клавиатурой и мышкой, а еще веб-камера и USB-микрофон или наушники с гарнитурой.
Качественное оборудование в стриминге не критически важно. Стрим — это видео в прямом эфире, которое многие зрители смотрят на телефонах в небольшом разрешении. Главное, чтобы техника не выдавала никакого криминала — например, очень громкого звука или запредельного количества шума.
Компьютер
Для стриминга видеоигр нужно одновременно играть и отдавать картинку в прямой эфир. Для этого понадобится один мощный компьютер или сразу две машины — одна для игр, другая для стриминга.
У Disgusting Men работают в связке два компьютера. На одном ведущий играет, с другого отдают стрим в интернет и контролируют эфир. Сейчас в студии стоит системный блок Nvidia GeForce GTX PC и игровой ноутбук Acer Predator. Системный блок используется для студийных стримов в связке с ноутбуком. Ноутбук — для выездных стримов: турниров, концертов, командировок.
Вся техника эксплуатируется на пределе возможностей и потому долго не живет, к этому стоит быть готовым.
Стартовый компьютер для стримера
Для игр и стриминга важны четыре компонента игрового ПК: процессор, оперативная память, материнская плата и видеокарта. Жесткий диск можно брать любой.
Если вы хотите играть в карточные игры, например Hearthstone или MTG Arena, то получится сэкономить на железе.
Оборудование для стриминга карточных игр — 15 500 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1030 | 6000 Р |
Процессор | Intel i3 | 5500 Р |
Оперативная память | 4 Гб DDR3 | 2000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H81 | 3000 Р |
Если вы хотите стримить и играть во что-то более серьезное, например в Dota 2, Fortnite или WoT, придется потратить больше.
Средняя сборка для стриминга популярных игр — 37 000 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1060 | 20 000 Р |
Процессор | Intel i5 | 10 000 Р |
Оперативная память | 8 Гб DDR3 | 4000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H81 | 3000 Р |
За эти деньги уже можно найти ноутбук, на котором нормально пойдут нетребовательные к графике игры, но, как по мне, лучше вложить деньги в стационарный компьютер, если вы всерьез настроены стримить.
Отличная сборка для стриминга любых игр — 90 000 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1070 | 40 000 Р |
Процессор | Intel i7 | 30 000 Р |
Оперативная память | 16 Гб DDR4 | 10 000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H310 | 10 000 Р |
За 100 тысяч уже можно найти крутой игровой ноутбук, но картинку он будет выдавать все равно хуже, чем стационарный компьютер за те же деньги. Зато не придется париться со сборкой и докупать монитор.
Простой Full HD монитор можно купить и за 7 тысяч рублей. Не советую брать 4К мониторы. Они могут показывать более четкую картинку, но сильнее нагружают видеокарту. Зрители не заметят разницы — у большинства нет 4К экранов. К тому же в киберспортивных играх важнее частота кадров, чем красота текстур. Лучше взять Full HD монитор с частотой 144 Герц. Стоит такой в районе 20 тысяч рублей.
Чтобы играть на одном компьютере, а стримить с другого, нужна карта захвата. Это небольшое устройство, посредник между компьютерами. В один HDMI-вход карты захвата втыкается компьютер с игрой, а из другого HDMI-входа сигнал уходит на транслирующую машину. К компьютеру карта захвата подключается через порт USB. Нормальные карты захвата стоят от 10 000 рублей.
стоит нормальная карта захвата — посредник между компьютерами
Чтобы стримить с комфортом, стоит завести второй монитор. На него выводят чат со зрителями и программы для контроля трансляции. У Disgusting Men в студии три монитора: один — изогнутый ультраширокий, второй — 4К, а третий — самый обычный и дешевый. Третий монитор используют, когда стримят многопользовательские игры. За потоками видео от разных игроков следит режиссер прямого эфира за отдельным монитором.
Игровые консоли
Чтобы иметь больше настроек и не терять в качестве картинки, нужна карта захвата. Подойдет та же, что для связки из двух компьютеров, просто в HDMI-вход карты захвата втыкается консоль.
Камера
Интересный ведущий в кадре важнее демонстрации игры. Поставьте человека, который захватывающе рассказывает, на фоне кирпичной стены, и у вас будет хороший трафик. И поставьте дурака перед дорогущей камерой, на которую Майкл Бэй снимал «Трансформеров», и ничего хорошего не выйдет.
Картинка отдается в эфир при помощи специальных программ для управления трансляцией. В основном стримеры пользуются двумя программами: бесплатной Open Broadcaster Software или платной XSplit Broadcaster. Они мало друг от друга отличаются, выбор программы — скорее вопрос удобства.
в среднем стоят веб-камера и штатив для стримов
Микрофон
Чтобы зрители слышали стримера, ему нужен микрофон. Для начала подойдут обычные наушники с гарнитурой.
Если хочется отдельно контролировать звук, понадобится внешний аудиоинтерфейс, к которому подключаются хорошие микрофоны. Если человек стримит один, достаточно интерфейса с одним каналом. На большее количество человек понадобится больше каналов, чтобы подключить отдельные микрофоны. Цены на аудиоинтерфейс с одним каналом начинаются от пяти тысяч, с двумя каналами — от девяти.
Динамический микрофон считывает сигнал, идущий прямо в него. Такой микрофон лучше держать не дальше 20 сантиметров от рта, чтобы было слышно. Динамические микрофоны используют на концертах или докладах, для стрима они тоже хорошо подойдут.
В студии у Петра шесть микрофонов. Три из них — AKG Perception Live P5, один Shure 55SH. Последним пользуются, если в студию приходят гости. Плюс у команды есть радиомикрофон Shure Beta 58A, который используется на записи выездных выпусков и вечеринках со зрителями.
Недавно Disgusting Men получили очередную премию за лучший подкаст — на этот раз от Вконтакте. В подарок им вручили премиальный конденсаторный микрофон «Союз», теперь на него записываются закадровые тексты и новый подкаст со страшными короткими историями «Радио Полночь».
Для подключения микрофона нужен кабель, плюс каждому микрофону нужна стойка. Стойку каждый выбирает сам, лучше искать и пробовать, какая подойдет. Стоят они от 1000 до 7000 рублей. Совсем дешевые стойки лучше не покупать: они ненадежные.
На звук влияет не только микрофон, но и звукопоглощение в помещении. Это не та звукоизоляция, которая не выпускает звук наружу, а та, которая мешает ему гулять по помещению. Ее можно сделать самостоятельно. Подойдут листы антирезонансного материала из пенополиуретана на стенах, они поглощают и рассеивают шум. Купить листы для звукоизоляции можно в интернете: на «Алиэкспрессе» они стоят от 850 рублей за 12 штук, более качественные листы обойдутся в 900 рублей за штуку.
Хромакей и свет
Бытовой свет от люстры на эфире плох тем, что может добавить ведущему некрасивые круги под глазами или оранжевую кожу. Желательно купить себе отдельный осветительный прибор, который можно поставить на стол или штатив. На «Алиэкспрессе» много дешевых решений: например, кольцевая светодиодная лампа стоит от 1200 рублей.
стоит кольцевая светодиодная лампа на «Алиэкспрессе»
Если ведущий один, можно работать на фоне зеленой ткани и с помощью технологии под названием хромакей выводить в эфир только изображение стримера, без фона. За спиной у человека будет сама игра. Если на стриме двое и больше ведущих, хромакей лучше не использовать. Обязательно кто-нибудь «вывалится» за пределы ткани, и на картинке появятся обрезанные руки или головы. Это некрасиво.
В стриминг-студии удобно использовать нетканый или тканевый хромакей. В зависимости от размера и материала он стоит от 700 до 2500 рублей. Нетканый хромакей дешевле, и для студии он подходит. Единственный его недостаток — он может помяться, поэтому его нужно аккуратно везти и вешать. Тканевый хромакей дороже, его можно сгибать и закрыть им, например, диван.
стоит хромакей FST B33 Chromagreen
Чтобы пользоваться хромакеем, нужен постоянный источник света. При бытовом свете хромакей работает плохо — появляются помехи, в кадр могут влезть куски фона. Чтобы избежать этих проблем, желательно поставить два постоянных студийных источника света. Один должен освещать хромакей, второй — человека. Подойдут софтбоксы на штативах, комплект стоит 9—15 тысяч рублей.
Примерный набор оборудования для стриминг-студии
Эконом-вариант | Хороший вариант | |
---|---|---|
Компьютер с монитором | 44 000 Р | 130 000 Р |
Кресло | Любой стул из дома 0 Р | DXRacer Racing OH/RV131 29 000 Р |
Игровая консоль | 0 Р | PlayStation 4 26 000 Р |
Карта захвата | 0 Р | Elgato Game Capture HD60 S 16 990 Р |
Звуковой интерфейс | 0 Р | Focusrite Scarlett 2i4 2nd Gen 14 000 Р |
Веб-камера со штативом | Microsoft LifeCam HD-3000 + Rekam Ecopod E-134 4100 Р | Microsoft LifeCam Studio + Vanguard Espod CX 203 AGH 11 700 Р |
Микрофон со стойкой | Trust MICO USB Microphone 2000 Р | AKG P5S + K&M 23850 Microphone-Arm 10 790 Р |
Свет | 0 Р | FST FK-4060 × 2 10 200 Р |
Звукоизоляция | 850 Р | 8100 Р |
Хромакей | 0 Р | FST B33 Chromagreen 2300 Р |
Программа для стриминга | Open Broadcaster Software 0 Р | XSplit Gamecaster 550 Р /мес |
или Open Broadcaster Software 0 Р | ||
Итого | 50 950 Р | 259 630 Р |
Что делает ведущий эфира
Основная задача стримера — развлекать зрителя и общаться с ним. Ведущий одновременно играет, рассказывает истории, читает чат и включается в диалог со зрителями. Люди смотрят стримы именно ради интересных рассказов, ответов на вопросы и смешных комментариев.
Поведение стримера в кадре — фактор, который сильно влияет на популярность канала. Зрителей привлекают харизматичные ведущие, которые хорошо выглядят и умеют спокойно говорить на разные темы. Разговор в чате может свернуть в любое русло: литература, школьная программа, что посмотреть на английском и что там у разработчика игры. Поэтому ведущему полезно обладать широким кругозором.
Хорошо играть стримеру не обязательно — это важно только киберспортсменам. Можно стримить Call of Duty, только и делать, что умирать, но при этом орать так, что всем будет смешно. Хотя в чате всегда найдутся люди, которые напишут: «Бэээ, играть не умеет».
Выходить в эфир страшно, со временем волнение окончательно не уходит, но притупляется, и трясет уже меньше. Чтобы начать стримить, придется перебороть свой страх, просто брать и делать.
Не страшно сказать что-то невпопад или допустить неловкую паузу — конечно, кто-то из зрителей заметит и поправит, но в следующий раз такую ошибку уже не допустишь. Главное — не терять фокус на процессе и представлять, что ты играешь с друзьями и обсуждаешь игру с ними. Но даже если на старте не все получается, стабильный стриминг поможет развить навыки.
Готовиться к эфиру или нет — выбор стримера. Петр перед стримами дополнительно ничего не читает и не изучает по теме игры. Ему помогает опыт — Петр играет последние 26 лет, а стримить начал до появления Твича. Его коллеги тоже давно в игровой индустрии, поэтому подготовка к эфиру для Disgusting Men упирается в технические моменты: проверку картинки трансляции, звука и света.
Но стоит быть готовым к тому, что в интернете есть знатоки по каждой теме. Если взяться за стрим ретро-игры и снабдить его недостоверными историями из интернета, в чате найдется человек, который знает игру и ее историю намного лучше ведущего. Он укажет на все неточности в рассказе.
Во время эфира стример следит за игрой и градусом веселья, а также за техникой и донатами — это добровольные пожертвования от зрителей. За пожертвования принято благодарить и зачитывать сообщение от задонатившего. Обычно это делают, когда возникает естественная пауза по ходу игры. Чаще всего на стримах Disgusting Men двое ведущих. Так один человек может сосредоточиться на прохождении, а второй читать комментарии и следить за донатами. К тому же дуэт — это всегда диалог. А если диалог интересный, то уже не так важно, во что, собственно, играть.
Случаются истории, когда краем глаза видишь в чате неприятный комментарий, от которого резко портится настроение. Лучший выход из ситуации — игнорировать и продолжать работу. В интернете хватает неадекватных людей, со временем начинаешь проще к этому относиться.
Есть редкие люди, которые считают, что за свои деньги они покупают право хамить и отвлекать от игры. Если кто-то излишне негативно высказывается или спамит в чате, проще попросить этого человека скинуть номер карты в личные сообщения и вернуть ему добровольное пожертвование — нервы дороже.
Площадка для стриминга — не федеральный канал, поэтому стримеры могут позволять себе хулиганство в эфире. Disgusting Men однажды стримили игру «Русская рыбалка 4» — популярный нишевый симулятор — и параллельно пили. Выглядело это как настоящая рыбалка: один ловит рыбу, остальные ему помогают — просто глушат водку. В конце стрима по русской рыбалке мужики вообще перестали понимать, что происходит, но никого из зрителей это не напрягало.
При этом у каждой стриминговой площадки есть свод правил, которые нельзя нарушать. Например, Твич запрещает попытки и угрозы нанести физический вред другим людям, разжигание ненависти и агрессии, трансляции музыки и фильмов без авторских прав, обнаженку. Правила Ютуба тоже ограничивают стримеров в дискриминационных высказываниях и нарушении авторских прав.
Несмотря на кажущееся веселье сферы, стримить нелегко. Работа в кадре эмоционально выматывает. Прямые эфиры Петр ведет в основном по вечерам, за месяц получается 40—50 часов работы в кадре.
проводит стример в прямом эфире за месяц в среднем
Петр начинает работать в девять утра — он общается с рекламодателями, потенциальными партнерами проекта Disgusting Men, занимается фирменной продукцией и другими вещами для развития бренда, организует встречи с читателями и слушателями. Эфир на Твиче выходит с семи, иногда даже девяти вечера. К этому моменту обычно хочется домой, спать, есть и смотреть сериалы. Но нужно собраться и провести стрим. В эфире несколько часов подряд надо быть веселым, информативным и причастным, иначе аудитория не будет смотреть.
Одна из кайфовых вещей в стримах — это постоянные зрители, которые делятся событиями своей жизни, держат в курсе того, чем занимаются. Другой крутой момент — это когда выясняется, что среди подписчиков есть редкие таланты. Например, один из подписчиков Disgusting Men — саксофонист, вместе с Петром они записали три музыкальные композиции для разных проектов. Приятно знать, что среди твоих слушателей есть бриллианты.
Как найти нишу и собрать аудиторию
На первый взгляд кажется, что стример — это человек, который просто играет в то, что нравится, и получает за это деньги. Но на самом деле заработать на стримах не так просто. Чтобы «Мужики» начали приносить деньги, понадобилась начальная аудитория, хорошее знание контента и регулярные эфиры.
Важно предлагать аудитории что-то новое, а не гнаться за популярными эфирами. Идеи уровня «сейчас я просто начну играть в Dota 2, и меня точно ждет успех» не работают, потому что пятисотый канал про Dota 2 никому не нужен.
Но знаний об играх тоже мало. Чтобы найти своих зрителей, нужно стабильно стримить, другого способа набрать аудиторию нет. Если стримить раз в месяц — будет мало зрителей, если стримить 20 дней в месяц — зрителей будет много. Если стучать в точку своего интереса, в какой-то момент аудитория появится, главное — этого дождаться. Disgusting Men стараются стримить каждый будний день.
Твич-канал Disgusting Men запустили в 2015 году. На момент создания канала стартовая аудитория уже была: читатели и слушатели видели анонсы стримов, переходили их смотреть и становились постоянными зрителями. Первый год стримили редко: несколько раз в месяц, поэтому канал практически не рос.
Стоило начать выходить в эфир несколько раз в неделю, как аудитория начала органически расти: в январе 2016 у канала было 3500 подписчиков, в декабре их стало 11 600. Появились рекламные проекты от агентств, которые просили именно интеграции в стримы на Твиче.
В том же году канал стал партнером Твича. Партнеры площадки получают деньги за подписку зрителей, долю от прибыли с рекламы, показанной на канале, дополнительные настройки чата, приоритетную техническую поддержку.
Чтобы стать партнером Твича, нужно стримить несколько раз в неделю и собирать стабильное количество зрителей. Фиксированной цифры для партнерства не существует, это индивидуальное решение площадки для каждого канала. Тем не менее это значит, что у канала хороший контент и постоянная аудитория.
Сначала нужно получить достижение «Давайте будем компаньонами». Если канал удовлетворяет всем требованиям, сервис автоматически пришлет уведомление. Чтобы получить статус партнера, нужно продолжать развивать канал и дождаться отдельного приглашения.
Сейчас у канала Disgusting Men 600 000 просмотров в месяц и 28 000 подписчиков. Большого оттока зрителей и подписчиков у канала никогда не было: тред остается растущим. На привлечение новой аудитории хорошо работают необычные форматы, например игровые турниры с гостями. Их анонсируют участники, а это блогеры и стримеры с лояльной аудиторией, которая приходит смотреть эфир и конвертируется в подписчиков.
получает Disgusting Men от платных подписчиков
Для Петра и команды стримы — часть медиапроекта. Канал на Твиче появился в 2014 году, когда у подкаста и сайта Disgusting Men уже сформировалась своя аудитория. Это обеспечило каналу органический рост: люди видели анонсы на сайте Disgusting Men, приходили на Твич смотреть эфиры и становились постоянными зрителями.
Турниры и особые форматы
Успех канала Disgusting Men в том, что они пробуют новые форматы. В 2016 году «Мужики» устроили турнир по игре Call of Duty: Infinite Warfare. Это был коммерческий проект, нужно было предложить заказчику что-то интересное. Они позвали друзей поиграть по олимпийской системе, когда проигравший сразу выбывает. Стримили турнир из своей студии, выглядело это, по мнению Петра, довольно нищенски.
В следующем году вышла Call of Duty WWII, на этот раз «Мужики» устроили турнир в пабе, позвали соревноваться блогеров, стримеров и журналистов, пригласили болельщиков. Все участники турнира вели трансляцию в свои каналы: программы для стриминга позволяют отдавать эфир хоть на 10 каналов, зритель подписан на канал определенного участника и смотрит турнир там. Так мероприятие получает больший охват.
Получился не классический стрим, а целое мероприятие с приветственными напитками, конкурсами и эпической попойкой со зрителями в конце. Так турниры стали одним из форматов Disgusting Men, в России до них такого не делали.
Однажды Disgusting Men делали концерт группы «Живой Арканум». Это струнный квартет, который играет музыку из разных игр: Arcanum, Heroes, Morrowind, Warcraft, Max Payne, Gothic, Dragon Age. Концерт проходил в заведении с публикой, трансляция шла на Твиче. Снимали на две статичные веб-камеры и руками оператора, который ходил по залу. Гостям и группе понравилось, стрим привлек новых подписчиков каналу и сделал группу известнее. Необычные партнерства — хороший способ выделиться в потоке.
Как продвигать канал
Петр не покупал рекламу для канала, но это один из способов сбора аудитории. Стримеры договариваются о хостинге или совместных стримах на Твиче и покупают рекламные посты в соцсетях.
Хостинг — формат, при котором на другом твич-канале выводится ваш стрим. Если зрителям стрим понравится, они перейдут и подпишутся на ваш канал. Я не слышала о том, чтобы кто-то продавал хостинг на свой канал за деньги, и не нашла подтверждений этому.
Стримеры добровольно хостят понравившиеся им каналы, но можно договориться о взаимном хостинге. Лучше приходить с предложениями к стримерам тех же категорий на Твиче или игр, которые вы транслируете, — так получится привлечь больше зрителей. Большие каналы с тысячами подписчиков редко хостят маленькие, поэтому лучше искать кого-то в своей «весовой категории».
Менее популярный способ поиска аудитории — реклама в соцсетях. Ее размещают в тематически подходящих сообществах — про игры и стриминг. Рекламный пост стоит от 200 рублей до бесконечности и зависит от количества и уровня вовлеченности подписчиков сообщества.
Лучше покупать рекламу в соцсетях для канала, у которого уже есть первые 100 подписчиков, — так к нему у новой аудитории будет больше доверия. С одного рекламного поста может прийти как несколько десятков подписчиков, так и два-три : заранее предсказать результаты невозможно, и нет другого способа, кроме тестов. Кроме платной рекламы в обсуждениях некоторых групп есть тема для обмена ссылками на каналы.
Сколько зарабатывают стримеры
Запуск канала на Твиче помог «Мужикам» больше зарабатывать. Стоило начать регулярно выходить в эфир, как стали приходить рекламные проекты от агентств, просили эфиры именно на Твиче. Стримы до сих пор пользуются спросом на рекламном рынке.
У независимой команды благосостояние напрямую зависит от того, сколько она работает. Заработок Петра и команды Disgusting Men складывается не только из стримов, а из разных источников по медиапроекту: рекламных доходов, подписки и донатов. Получается от 500 тысяч до 2 млн рублей выручки в месяц в зависимости от сезона, фаз Луны и расположения духа партнеров. До 25% могут заработать на стримах.
Только на деньги от стримов просуществовать сложно. Петр считает, что для этого нужно стримить гораздо больше, чем несколько часов в день.
Стримеры зарабатывают на платной подписке, встроенной рекламе Твича, донатах и коммерческих стримах.
Сейчас у Disgusting Men около 500 платных подписчиков. От них проект получает примерно 130 000 рублей в месяц. Эти деньги реинвестируют, тратят на новых авторов, оборудование и работу ресурса. Недавно сделали в студии ремонт — финансово в нем также участвовали подписчики.
Донаты, или пожертвования от зрителей — это плавающая сущность и надеяться на нее не стоит: сегодня ты заработал 20 000 рублей, завтра 200.
По оценке агентства StreamPub, которое занимается продвижением на Твиче и Ютубе, в среднем стримеры, с которыми работают в агентстве, получают 80—90 тысяч рублей доната в месяц. Примерно 20 тысяч россиян зарабатывают на донатах больше 11 280 Р в месяц.
На Твиче есть специальные рычаги для получения доната — это голосования или донат-цели. В голосованиях зрители рублем выбирают один из вариантов. Можно настроить так, что победит вариант, за который скинули больше всего денег, а можно настроить на победу наибольшего количества голосов.
Есть стримеры, которые работают не над расширением аудитории, а над тем, как на ней заработать. Это распространенная и нормальная история. Эти стримеры выжимают 100% из тех, кто готов донатить.
Коммерческие стримы проводят по заказу компаний, которые покупают у стримеров рекламу. Это могут быть издатели игр, интернет-сервисы, производители игрового железа и энергетических напитков, банки.
Коммерческие стримы игр привязаны к сезонам: большая часть горячо ожидаемых блокбастеров с маркетинговыми бюджетами выходит осенью и весной. В эти периоды за месяц на стримах можно заработать от 200 до 500 тысяч рублей.
В коммерческом стриминге размер дохода тесно связан с объемом аудитории и умением вести переговоры. Совладелец рекламного агентства StreamPub Артур Авакян считает, что брендам наиболее интересны стримеры с аудиторией более 20 000 уникальных зрителей в месяц и стабильным графиком трансляций.
Два наиболее распространенных рекламных формата в стримах — это видеовставки в трансляции и партнерские эфиры, посвященные определенной игре. Первый формат дешевле, обычно он стоит 60 копеек за просмотр. Disgusting Men ставят в стрим три рекламных вставки: в начало трансляции, в середину и в конец. Также под плеером выводят рекламный баннер и закидывают ссылки на рекламируемый продукт в чат со зрителями.
Средний показатель Disgusting Men — 500 одновременных зрителей. На специальных форматах, под которые команда заручается поддержкой Твича, бывает до 3500 одновременных зрителей.
Стриминг конкретной игры от рекламного партнера стоит дороже: в среднем 1 рубль за просмотр. Disgusting Men берут за такие стримы выше среднего по рынку — до 150 000 рублей. «Мужики» заключают рекламные контракты официально на ИП и платят с них налоги.
Партнерский стрим не требует обязательных комплиментов игре, он может быть каким угодно — конечно, в пределах разумного. Например, в начале года у Disgusting Men был партнерский стрим по демоверсии игры Anthem. Должны были играть представители нескольких медиа, но ни у кого, кроме Петра с его соведущим Артаваздом Мурадяном, игра не запустилась. Они немного поиграли, показали зрителям небольшую часть контента, но затем Anthem перестала работать.
В итоге Петр рассказывал зрителям об Anthem по своим впечатлениям с ее презентации в Лондоне. А два оставшихся часа трансляции выглядели как загрузочный экран игры с диалогами ведущих под пиво и орешки. При этом стрим смотрела пара тысяч зрителей, и это был один из самых богатых на донаты эфиров. Ситуация была во всех смыслах ненормальной и комичной. Но со своей стороны все коммерческие обязательства команда выполнила и получила от партнера полноценную компенсацию.
Как развиваться стримеру
Стример может стать частью командного проекта или продолжать стримить в одиночку и наращивать аудиторию.
Для создания большого проекта удобно кооперироваться с коллегами по цеху и делать общий канал. Команде легче работать в эфире и заполнять расписание: не придется следить и за игрой, и за техникой или работать 7 дней в неделю. Найти партнеров можно на том же Твиче или Ютубе: посмотреть, кто делает интересное, и написать человеку предложение поработать вместе.
В командном проекте можно распределить роли: выбрать того, кто будет отвечать за оборудование, за переговоры с рекламными клиентами, за своевременную публикацию анонсов. Прибыль придется делить на всех, но объем работы на каждого человека будет меньше.
Самые популярные и коммерчески успешные в мире стримеры — одиночки. Ninja, shroud, Tfue работают без команды. И преимущество, и недостаток этого формата в том, что ты за все отвечаешь сам. Творческих разногласий с коллегами гарантированно не возникнет, но придется самостоятельно разбираться с техникой и с коммерческими отношениями.
Перед эфиром
Надо начать стримить, как я сижу на Т—Ж.
Denis, это всё пошло из детства, когда старший играл, а младший смотрел:)
Классная статья, спасибо. Хотелось бы чуть больше информации про монетизацию с рекламы (роликов, баннеров и т.д)
Оберин, хотелось бы чуть меньше рекламы в интернете. Но это уже совсем другая история.