С чего начать русский язык 1 класс

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

1.Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь.

Устная речь – это речь, которую мы произносим или слышим.

Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.

2.Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов.

· Предложение выражает законченную мысль.

· В предложении говорится о ком-либо или о чём-либо.

· Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

· В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой (остановкой).

· На письме одно предложение от другого отделяется точкой (.), вопросительным (?) или восклицательным (!) знаками, многоточием ().

· По интонации предложения бывают невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?).

3. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой. У текста есть заголовок, тема, главная мысль.

Тема текста – это о чём говорится в тексте (Можно задать вопрос «О чём говорится в тесте?»).

Главная мысль текста – вывод, жизненный урок, это то, что хотел сказать автор (Можно задать вопросы «Чему учит текст?»)

4.Первое слово в предложении пишется с заглавной (большой) буквы.

Красная строка – строка в тексте, начинающаяся с отступа («два пальчика»).

5.С заглавной буквы ВСЕГДА пишутся:

· Имена, отчества, фамилии людей;

· Названия деревень, сёл, городов, стран, озёр, морей, рек и т.д.

6.При произношении слова состоят из звуков. Звуки обозначаются буквами.

Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух во рту проходит свободно, называют гласными. Гласный звук образует слог.

Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].

Букв, обозначающих гласные звуки 10: а, о, у, и, э, ы, е, ё, ю, я.

7.Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум (например, [с]) или голос и шум (например, [з]) называются согласными.

Все согласные бывают звонкие (произносим их с голосом и шумом) и глухие (произносим их только с шумом).

Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з (верхняя строка ленты букв).

Буквы, обозначающие глухие согласные звуки: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ (нижняя строк ленты букв)

Таким образом, согласные по звонкости-глухости образуют пары.

Согласные звуки
ЗвонкиеГлухие
[б][п]
[в][ф]
[г][к]
[д][т]
[ж][ш]
[з][с]

Есть непарные согласные: звонкие ([р], [л], [м], [н]) или глухие ([ц], [ч], [щ], [х]).

8. Слог– это те звуки, которые можно произнести одним толчком воздуха. Слог может состоят из одного (гласного) или нескольких звуков (согласных и одного гласного). В слоге всегда только ОДИН ГЛАСНЫЙ звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков:

9.Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называют ударным. Все остальные слоги называются безударными.

Знак ударения (ʹ) ставится над буквой, которая обозначает гласный ударный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог (он и так будет произносится с ударением) или есть буква ё (она ВСЕГДА стоит под ударением).

Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание безударной гласной буквы.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.

Проверяемое словоПроверочное слово
пишемПроизносим и слышимпишемПроизносим и слышим
домá[д ам á]дóм[д óм]

10.В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо.

Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

Проверяемое словоПроверочное слово
пишемПроизносим и слышимпишемПроизносим и слышим
столб[с т о л п]столбы[с т а л бы]

11.В русском алфавите 33 буквы (выучить). Каждая имеет своё место и название.

С чего начать русский язык 1 класс

12.Буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак) звука не обозначают. Ь (мягкий знак) показывает, что согласные звук произносится мягко.

пишемПроизносим и слышим
уголь[у г о л’]

Мягкость согласных звуков на письме также обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и, но только в том случае, если стоят после них («дружат с согласными»).

пишемПроизносим и слышим
лес[л’эс]

13.Буквы е, ё, ю, я (йотированные гласные) в начале слова или после гласного звука обозначают два звука и один звук, если стоят после согласного.

С чего начать русский язык 1 класс

пишемПроизносим и слышим
яма[й’а м а]
мяч[м’а ч]

С чего начать русский язык 1 класс

14. Перенос слов. При письме переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку.

С чего начать русский язык 1 класс

С чего начать русский язык 1 класс

Буквы й, ь, ъ при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами.

С чего начать русский язык 1 класс

Слова – названия
Предметов или объектов, явлений, чувствПризнаковДействий предметов или явлений
Отвечают на вопросыКто? (одушевлённые)Что? (неодушевлённые)Какой? Какая? Какое? Какие?Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?
ПримерМаша, дедушка, медведьДерево, деревня, гроза, радостьБольшой, большая, большое, большиеРастёт, вырастет, растут, вырастут

16.Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, под, над, с – предлоги. Они служат для связи слови в предложении. Предлоги пишутся отдельно от других слов.

Сравни:
Пришёл школуПришёл в школу

17. Диалог – разговор двух или нескольких человек. В письменной речи слова каждого участника разговора пишутся с красной строки, перед ними ставится знак «тире».

3 + 5 =6 + 2 =
5 + 2 =4 + 1 =
4 + 5 =6 + 4 =
4 + 2 =4 + 3 =

а) Измерь длину отрезка и запиши результат. Начерти ещё один отрезок, который короче первого на 2 см.

Источник

Основные правила по русскому языку за 1 класс

С чего начать русский язык 1 классПамятка «Основные правила по русскому языку за 1 класс» поможет быстро вспомнить пройденные правила после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.

Буквы при написании

Безударные гласные

Если гласный в слове безударный, то на письме можно допустить ошибку. Для правильного написания гласный нужно проверить — подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы сомнительный гласный был под ударением.

Например, Л(е/и)са — это лес (деревья) или лис (животное)?

Перенос слов

Предложения

Части речи

1. В нашем языке есть слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?»:

2. В русском языке есть слова, которые отвечают на вопросы:

3. В русском языке есть слова, которые отвечают на такие вопросы:
«что делать?» (варить, лечить); «что делает?» (варит, лечит); «что делал?»

Форма слова и родственные слова

Большинство слов русского языка изменяются — принимают такую форму, которая необходима в предложении, в сочетании с другими словами. Например, слово стол (положить на стол, сидеть за столом) меняет свою первоначальную форму.

Но есть и такие слова, форма которых никогда не изменяется. Они пришли в русский язык из других языков: шимпанзе, кенгуру, пони, фламинго, колибри, какаду; кино, пальто, метро, эскимо.

Некоторые слова в русском языке являются родственными. В них есть общая главная часть с одинаковым значением: снегснегокат, садсадовый.

Большая буква в словах

Слова ученик, ученица, город, река, кот называют группы предметов: много учеников и учениц, много городов и рек, много котов.

А вот Коля, Денис, Даша, Света, Москва, Саратов, Обь, Енисей, Мурзик —это собственные имена ученика, ученицы, города, реки, кота. Именно поэтому имена людей, их отчества и фамилии, названия городов, рек, озёр, клички животных, названия книг пишутся с прописной (заглавной) буквы. Даже если мы говорим: «В нашем классе учатся три Светы», — то понимаем, что каждая из них единственная.

С прописной (заглавной, большой) буквы пишутся:

Также в 1 классе проходят

Заключение

Слова, написанные с ошибками могут помешать понять их значения. Поэтому каждому первокласснику необходимо знать основные правила по русскому языку за 1 класс.

Источник

Русский язык, 1 класс

Уроки по русскому языку в первом классе состоят из изучения основных понятий языка. Ученики 1 класса последовательно проходят все буквы алфавита и соответствующие им звуки: учатся классифицировать их гласные и согласные, звонкие и шипящие, ударные и безударные. Изучают деление слов на слоги. Первоклассники знакомятся с понятием «предложение», учатся различать основные типы предложений: повествовательное, восклицательное и вопросительное. Знакомятся школьники и с основными правилами правописания.

В этом разделе собраны готовые конспекты уроков, контрольных работ; учебные задания, тесты, викторины и внеклассные мероприятия по русскому языку в первом классе.

Русский язык в 1 классе: конспекты уроков, планирование, разработки

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Конспект урока русского языка в 1 классе «Согласный звук [д] и буквы «Д, д» Конспект урока русского языка в 1 классе по теме : «Согласный звук [д] и буквы «Д, д». Письмо букв «Д, д», слогов и слов с буквой «Д» (комбинированный урок чтения и русского языка) Технологии: игровая, технология разноуровневой дифференциации, интегрированного обучения.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков» Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки; совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь (мягкий.

Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Алфавит» Тема: «Алфавит» Цели: Совершенствовать у учащихся навыки чтения; поддерживать стремление как можно лучше читать; формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита. Задачи. 1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе коррекционной школы «Слово. Однокоренные слова» Конспект занятия по русскому языку в 1 классе. Тема: Слово. Однокоренные слова. Цели и задачи: познакомить детей с родственными и однокоренными словами; закрепить знания детей о правописании родственных слов, научить выделять корень слова; учить детей работе со словарными.

Статья «Конспект урока русского языка в 1 классе «Списывание с печатного. » Предмет: русский язык Тема: Списывание с печатного текста. Тип урока: Урок повторения знаний Цель: Учить списывать текст с печатного образца. Задачи: повторить и закрепить материал, изученный на уроках обучения грамоте; создать условия для знакомства с алгоритмом списывания.

Урок русского языка в 1 классе «Буквы, обозначающие гласные звуки» «Буквы, обозначающие гласные звуки» Учитель начальных классов Акопян Лена Владимировна, МБОУ СОШ №7 г. о. Королёв [/b] Тема : буквы, обозначающие гласные звуки. Цели : закрепить основные понятия о гласных буквах и звуках; уметь определять гласные звуки в словах. Тип урока.

Задания для урока по русскому языку «Учимся быть грамотными» в 1 классе Учимся быть грамотными Урок 1 1. Выпиши слово, в котором одинаковое количество букв и звуков. Ельник, капель, коньки, шмель. 2. Выпиши слово, которое не делится на слоги для переноса. Доктор, рыбка, яма, яблоко. 3. Выпиши слово, которое может иметь два значения в зависимости от.

Источник

Все правила по русскому языку в помощь превокласснику

Правила по русскому языку для 1 класса

С чего начать русский язык 1 класс
1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.

2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.

3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.

4. Произношение — это то, как мы говорим, произносим слово. Написание — это то, как мы должны написать слово.

5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы — [о-сы].

7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум — [с] или голос и шум — [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

10. Орфограмма — это написание слов по определенным правилам.

11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек — имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:

Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (й), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).

14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е — [й′э], ё — [й′о], ю — [й′у], я — [й′а].

15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой — и. Это нужно запомнить.

17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.

18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие — с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:

Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].

Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].

19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ — стол[БЫ].

20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.

21. Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное — это часть речи.

22. Слова, которые обозначают признаки предметов, — это имена прилагательные. Имя прилагательное — это часть речи.

23. Слова, которые обозначают действия предметов, — это глаголы. Глагол — это часть речи.

24. Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С — предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог — это часть речи.

Источник

Сборник правил по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России»

С чего начать русский язык 1 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речь Слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь. Устная речь – это речь, которую мы слышим или произносим. Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.

Мягкий знак На письме мягкость согласного звука на конце слов и перед другими согласными может обозначаться мягким знаком (ь).

Ударение Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов. Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными. Слог с буквой Ё всегда ударный.

Мягкость и твердость согласных звуков Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком (ь). Твердость согласных звуков обозначается буквами а, о, у, ы, э.

Текст и предложения Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить. Каждое предложения выражает какую-либо законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.

Диалог Диалог –это разговор двух или нескольких лиц.

Слово Сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение.

Слова-названия Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?

Слово и слог В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: дом, уǀрок, маǀшиǀна.

Согласные звуки Как отличить согласный звук от гласного звука? Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса. При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком: страǀна.

Проверяемое и проверочное слово (ударение) Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук (земляˊ). Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук (зеˊмли).

Безударный гласный звук Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: соваˊ – соˊвы.

Ударные и безударные гласные Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов: гр[уˊ]ша, бан[аˊ]н. Безударные гласные – это гласные звуки в безударных слогах слов: ф[а]соˊль, [у]кроˊп.

Гласные звуки Как определить гласные звуки? Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог: уǀчеǀник. Гласные звуки: [а],[о],[и],[ы],[у],[э]. Буквы для обозначения гласных звуков: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.

Парный по глухости-звонкости Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: флаг – флаги.

Проверяемое и проверочное слово (глухость-звонкость) Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова (герб, карп). Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком (гербы, карпы).

Звуки [ш] и [ж], [щˊ] и [чˊ] Звуки [ш] и [ж] – это непарные твёрдые шипящие согласные звуки. Звуки [щˊ] и [чˊ] – это непарные мягкие шипящие согласные звуки.

Буквосочетания чк, чн, чт В буквосочетаниях чк, чн, чт мягкий знак (ь) не пишется: дочка, мечта, ночной.

С чего начать русский язык 1 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

С чего начать русский язык 1 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

С чего начать русский язык 1 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

С чего начать русский язык 1 класс

Номер материала: ДБ-336204

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

С чего начать русский язык 1 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

С чего начать русский язык 1 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

С чего начать русский язык 1 класс

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

С чего начать русский язык 1 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

С чего начать русский язык 1 класс

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

С чего начать русский язык 1 класс

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

С чего начать русский язык 1 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *