С чего начать рок
11 способов интересно начать урок. И никакого «Открыли учебники!»
Начало урока — чуть ли не самый важный момент на уроке. Учителю надо привлечь к себе внимание детей, заинтересовать, мотивировать. Как это сделать? Наш блогер, будущий учитель Катя Хасанова, нашла целых 11 интересных способов.
Впереди новый учебный год, а значит, самое время вдохновляться и собирать новые идеи. Я часто общаюсь со школьниками разных возрастов и часто вижу разочарование и потухший взгляд: «В этой школе совсем нет ничего интересного». Конечно, я с этим не согласна. Учиться — это интересно. Но как доказать это детям?
На мой взгляд, многое зависит от «старта», то есть от начала урока. Это шанс учителя захватить внимание, поддержать мотивацию. Особенно это важно в начальной в школе, ведь у дети в этом возрасте очень любознательны, но при этом не могут надолго фокусироваться. И как только ребенок в первые минуты урока слышит стандартное: «Открыли учебники на десятой странице, сегодня мы будем проходить материки», мотивация исчезает. Так как же можно интересно начать урок?
1. Необычная фотография
Выведите на экран фотографию, которая заинтригует детей. Например, вот такая картинка на уроке окружающего мира. Как вы думаете, что это?
Сначала дети обсуждают и предлагают свои варианты, а потом вы раскрываете секрет. А на фотографии — первая в мире компьютерная мышь. Таким образом можно интересно подвести к теме урока — «История изобретения компьютера».
Интересную фотографию можно найти практически по любой теме: на математике покажите фото курантов (тема «Римские цифры»), на чтении — памятники литературным персонажам, окружающий мир — необыкновенные животные и растения, русский язык — правила орфографии в смешных картинках.
2. Загадки народов мира
В интернете можно найти много интересных и непростых древнерусских загадок, а также загадок разных народов мира.
Неплохое и запоминающиеся начало для уроков чтения и окружающего мира. Вашим ученикам будет потом, чем помучить друзей и родственников.
3. ТРИЗ-задача
Представьте, что вы — ученик и вы как будто попадаете на игру «Что? Где? Когда?» и становитесь знатоком. Правда, здорово? Именно поэтому классно использовать в начале урока ТРИЗ-задачи. Они не только мотивируют, но и развивают логическое и аналитическое мышление.
Как придумывать такие задачки, я рассказывала в одной из прошлых статей.
4. Эксперимент
Этот приём больше подходит для уроков окружающего мира и математики. Конечно, в условиях необорудованного кабинета провести серьезный эксперимент вряд ли получится. Но, например, заинтересовать учеников, тем как быстро двигаются молекулы газа можно: возьмите духи, распылите их немного и засеките время, когда ребята на последней парте почувствуют запах. Потом можно обсудить свойства газообразных веществ и даже узнать о диффузии (да, уже в началке!). Конечно, так получать знания интереснее, чем просто читать параграфы в учебнике.
Точно так же в условиях обычного кабинета можно «поймать» радугу и узнать, что такое световой спектр, провести эксперимент с «перевернутой бутылкой» и узнать, что такое давление. А на уроках математики можно смело взвешивать разные предметы и запускать заводные машинки, чтобы узнать, как взаимосвязаны величины времени и скорости.
5. Чёрный ящик
Этот таинственный прием из игры «Что? Где? Когда?». Поставьте на стол коробку, обклеенную черной бумагой и загадайте детям загадку или придумайте описание, а в конце скажите, что ответ лежит в Черном ящике.
Сначала ученики высказывают свои предположения, а затем таинственный Черный ящик открывается и появляется ответ.
6. Подвижные игры и игры на тетрадном листе
В начале урока вполне можно использовать популярные и любимые детьми игры как подвижные, так и игры на тетрадном листе.
Благодаря таким играм ученики младших классов смогут понять абстрактные понятия, будут иметь возможность проявить двигательную активность, которая так нужна ребятам в этом возрасте, а, самое главное, учителю удастся «зажечь» мотивацию детей и стимулировать их интерес к теме занятия.
7. Удивительный факт
Психологами доказано, что лучше всего наш мозг запоминает информацию, которая нас сильно впечатлила. Именно поэтому хорошо работает прием с необычными фактами.
Интересные факты можно найти по любому предмету и практически по любой теме. Эта информация поможет захватить внимание класса, и, скорее всего, запомнится ученикам.
8. Захватывающая история
Представьте, что, например, на урок окружающего мира начинается не с обычного чтения параграфа, а с небольшой презентации об изобретениях Стива Джобса или путешествиях Федора Конюхова, а урок литературного чтения — с рассказа о побеге А. С. Пушкина из Царскосельского лицея и с фотоэкскурсии по Михайловскому. Дети очень любят истории из жизни интересных людей!
9. Видеопутешествие
Наверное, многие знают, что примерно 70% людей — визуалы, то есть большинство людей лучше всего запоминает информацию, которую видит на картинке или видео.
Допустим, на окружающем мире тема «Ремесла». Поверьте, никому не интересно рассматривать картинку с гончаром и кузнецом в учебнике. Гораздо интереснее посмотреть, как работает гончарный круг на видео (а еще лучше — попробовать что-то слепить самому).
Если хотите рассказать детям про океан, попробуйте в начале занятия «сводить в океанариум» детей. Покажите красивое видео про жизнь в океане!
10. Предмет-подсказка
Часто младшим школьникам бывает трудно представить абстрактные понятия. Можно принести в класс картину в рамке и на этом предмете объяснить тему «Площадь и периметр» (рамка — периметр, сама картина — площадь). Также можно объяснить тему «Обыкновенные дроби»: прямо в классе разделите яблоки и апельсины между учениками. Или принести шапку и шарф, пляжную шляпу и солнечные очки — это тема «Времена года». В начальной школе дети часто мыслят предметно, поэтому этот прием может быть во многих ситуациях эффективным.
11. Шифры и ребусы
Самый универсальный прием. С помощью шифров или ребусов можно «закодировать» любое слово, которое приведет класс к теме урока. Дети очень любят разгадывать такие загадки и, как правило, делают это легко и быстро.
Можно даже немного поиграть в Шерлок Холмса, которому нужно прочесть тайную телеграмму по теме урока, или первооткрывателя, которому нужно расшифровать название необитаемого острова и найти его на карте.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock / miniwide
12 способов начать урок без скучного «Здравствуйте, дети»
Начало урока — это всегда сложно. Учителю надо заинтересовать детей с первой минуты, а дети после перемены пока не готовы спокойно слушать и узнавать новое. И что делать? Наш блогер, учитель Александра Жидкова, предлагает аж 12 разных способов сделать начало урока запоминающимся.
Как начать урок, чтобы заинтересовать и объяснить, зачем мы все здесь собрались? Признаться, этот вопрос начал волновать меня не сразу. Когда я впервые пришла на практику к пятиклассникам (36 человек в классе), мне посоветовали просто объявить тему и проверить домашнее задание. Только представьте: на каждом уроке сначала объявляют тему, потом устраивают проверку. И так из года в год, из урока в урок. Однообразие навевает уныние и уж точно не побуждает узнавать новое.
Я не призываю отказываться от рутины и превращать начало каждого урока в шоу. Рутина нужна. Но не для того, чтобы запугивать. Рутина важна, чтобы установить контакт с детьми и создать в классе атмосферу познания и принятия.
А еще открытие урока может мотивировать. Нет, я не про угрозы поставить двойку, если домашка не сделана. Предлагаю разобраться на конкретных примерах в разных типах мотивации, и даю несколько вариантов, как можно начать урок.
Креативная мотивация
Первый тип внутренний мотивации — креативный. Он основан на желании проявить себя, выразить свое мнение и продемонстрировать свой внутренний мир. Разбудить креативность могут такие стартовые активности:
1. Рецепт
Попробуйте вместе с детьми представить тему в качестве рецепта: какие ингредиенты понадобятся, чтобы приготовить (освоить) тему, какие инструменты помогут и как понять, что блюдо приготовлено правильно. А ещё можно попросить детей составить рецепт классного урока.
2. Рисунок
В начале урока попросите учеников нарисовать дудл по теме урока или то, что придет в голову. Здесь можно также добавить набор условий: например, создать рисунок, используя только одну геометрическую фигуру, определенную палитру цветов или не отпуская руку от листа бумаги.
3. Спор
Подготовьте суждение по теме уроке, с которым дети априори не согласятся. А теперь предложить выступить «адвокатом дьявола», то есть привести доказательства в поддержку.
Внутренняя мотивация
Второй источник внутренней мотивации — стремление к исследованию, тот самый дух пиратства, зовущий к изучению белых пятен. И здесь на помощь приходят исследовательские активности:
4. Провокация
Создайте образовательную провокацию по теме урока с помощью подбора таких материалов, которые интригуют и побуждают задаваться вопросами. Провокационными элементами станут: природные материалы, фотографии, книги, изображения, звуки, видеоряд.
5. «Черный ящик»
Подготовьте мешочек с предметом, связанным с темой урока. Попросите догадаться, что внутри волшебного мешочка, не открывая его, можно только трогать. Затем покажите предмет и обсудите, как он связан с темой урока. Вы также можете использовать коробку с утверждениями. Задача детей в этом случае — вытянуть утверждение и предположить, правда это или ложь.
6. Ответы
Прекрасный вариант исследовательской рутины — уделить две минуты в начале урока ответу на детский вопрос. Вопросы заранее пишут ученики и оставляют их в ящичке для вопросов.
Мотивация компетентности
Здесь мы помогаем ребенку увидеть, что он обрел новые знания и навыки, оставляя за скобками традиционные домашние задания и контрольные.
7. Карта урока
Вы легко можете ввести в качестве стартовой рутины обращение к карте урока: на ней звездами отмечаем уже достигнутые цели, прокладывая дальнейший маршрут и вместе с детьми определяя, какие навыки, лежащие в их «рюкзачке», понадобятся для движения вперед.
8. Лото «Правда или ложь»
Сделайте шаблон с клеточками в виде поля для лото и заполните первую строчку правдивыми и ложными утверждениями по изученной теме. Задача детей отметить, что из утверждений правда, и обвести эти варианты.
9. Вопросы
Один из ключей познания — умение задавать вопросы. Выберете одно слово, связанное с темой урока, и попросите придумать максимальное количество вопросов, ответом на которые будет выбранное слово.
Объединить класс
Не забываем и про то, что класс — это сообщество и важно не только каждому проявить себя, но и дать почувствовать общность.
10. Облако
Можно собрать облако слов из тех слов, которые у детей ассоциируются с их настроением на данный момент или изучаемой темой.
11. Радость
Предложите детям поделиться тремя радостями дня: что интересного у них произошло в школе или какое классное событие случилось в семье, на кружке или спортивной состязании.
12. Чтение
Может, вашей рутиной станет одноминутное чтение. Текст для него могут подобрать сами дети: это может быть новость, стихотворение, короткий пост в соцсетях.
Не так уж важно, что вы выберете. Главное, чтобы традиция и открывающая рутина помогала вам сонастроиться с детьми, откликалась вам как учителю и открывала дорогу новым открытиям.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Как начать урок: 6 нетрадиционных вариантов
Начало урока – один из важнейших его моментов.
Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Именно этот этап урока и вызывает у педагогов наибольшие затруднения. Ведь каждый учитель стремится к быстрому включению обучающихся в работу.
Орг.момент требует творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы,
отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.
«ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА»
Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
Вы можете переносить учебную ситуацию:
«ЭПИГРАФ»
Эпиграф – не украшение урока, а его органический элемент. Он тесно связан с идеей и содержанием урока. Его назначение – сжато передать основную мысль, натолкнуть ребят на понимание произведения.
Поэтому, просматривая множество высказываний, пословиц, цитат, выбираем то, что будет являться “смысловым ключом” к теме.
Например,
“Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. (А.Югов)
Во многих случаях эпиграф как «переходный мостик» к теме урока.
В качестве эпиграфа на уроках можно использовать цитаты из художественных произведений, работ научного или политического характера, публичных выступлений, а также пословицы и поговорки, крылатые выражения и афоризмы.
Можно использовать яркую и актуальную Инфографику. Демонстрируем ее учащимся и просим догадаться о теме урока/занятия.
«ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.
Последовательность применения данного приема такова:
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например,
У доски два ученика
Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик.
– Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило?
Учитель открывает образец с правильным написанием.
– Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?
– Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)
– Значит, какая будет тема урока?
Учитель записывает тему на доске.
«АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.
Выход будет следующим:
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК»
Например, так: “Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное… (называется тема повторения)”.
– Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. – Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте.
Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе.
– Я тоже покажу вам своё настроение.
“СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ”
Игры легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела курса. Они являются удобной формой актуализации знаний.
– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
– расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);
– игры-задачи “Я задумала слово”, “Вопрос – ответ” и др.
Таким образом, яркое, необычное начало помогает сделать уроки русского языка и литературы интересными, а в преподавание этих предметов внести разнообразие.
Мастер-класс «Мое оригинальное начало урока»
МБОУ Емельяновская СОШ
Учитель: Никанорова Е.Н.
« Мое оригинальное начало урока»
Начало урока… Учитель заходит в класс и встречает пару десятков глаз. Какие они? Радостные или огорченные от того, что прозвенел уже звонок? Перед учителем сейчас не просто его ученики, а несколько детских душ, каждую из которых надо увлечь, пробудив интерес к своему предмету, чтобы, в конечном счете, получить продуктивный результат. Как же создать тот самый позитивный настрой, чтобы урок состоялся?
Организационный момент оказывается самым главным на уроке: создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию. Известный факт: даже обезьяна не возьмет в руки палку, если у нее не будет мотивации. Палка ей нужна для добычи банана. Так же и дети – без заинтересованности к происходящему не смогут работать с полной отдачей.
Как интересно начать урок?
Каким должно быть начало урока? Конечно, увлекательным, интригующим и запоминающимся. Главная задача – создать благоприятную обстановку в классе, вызвать у учащихся интерес к предмету, удержать их внимание. Существует множество приемов, которые позволяют начать урок оригинально и красиво. Эти приемы помогут активизировать работу на уроке и создать благоприятную среду для усвоения новых знаний.
Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности.
Требует от учителя:
вариации различных приёмов;
поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока.
Организацию внимания учащихся;
Мобилизирующее начало урока ( исходная мотивация);
Актуализацию знаний учащихся.
Цель данного этапа: Психологический настрой учащихся;
Вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.
Актуализация мотивов предыдущих достижений;
Вызов мотивов относительной неудовлетворённости;
Усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, возбуждает мыслительную активность. Яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих. Для решения этой задачи урока можно использовать «активные методы и приемы обучения».
Некоторые приемы начала урока.
Возьмите в руки карандаш ( любой предмет с гранями). Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты!
2. Применение стихов-настроев.
В их основе лежит настрой на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые.
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
Открываем все тетрадки,
В книжках нужные закладки.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
Прозвенел уже звонок,
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Тему назову сейчас.
Можно учителю самому прочесть эти строки с выражением, а можно сразу же подключить детей, дав им возможность отгадать важные для урока слова.
3. Начало урока с элементами театрализации.
Можно пригласить ученика из начальной школы в костюме Незнайки на урок математики в 5 класс. У него в руках большая книга.
Он предлагает решить несколько задач.
4. Помогите сказочному герою
Вначале давайте угадаем, о ком идет речь.
Пассажир немного странный,
Человечек деревянный. На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный, Кто же это?
Буратино решил примеры, но при проверке нечаянно задел носом чернильницу и залил ответы. Помогите ему восстановить ответы. (На листе ватмана рисунок Буратино, залитый чернилами. Примеры записаны на отдельной карточке и вставлены в рамку. Меняя задания, рисунок можно использовать
5. Кто быстрее нарядит елку
Такое задание можно использовать перед новогодними праздниками.
Стоит блестит, сверкает.
— Ребята, давайте ее украсим.
6. Игра « Цветик- семицветик»
У учителя в руках цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке записано задание по теме урока. Ученик отрывает лепесток, говорит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Читает одно из заданий и выполняет его.
7. Использую притчи в начале урока.
Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»
Пусть урок принес вам новые открытия, успехов вам.
Так как мы являемся строителями храма, мы должны быть здоровыми и крепкими. Поэтому следим за осанкой.
8. Математические загадки и ребусы.
Один курсант военного училища написал о себе следующие строки : «у меня пальцев двадцать пять на одной руке, столько же на другой, по пять пальцев на каждой ноге». Как это может быть?
Хозяин сидит на березе пруда, который зарастает сорняками. Ежедневно число сорняков удваивается. Он собирается начать расчистку, как только зарастет половина пруда. Через месяц половина пруда оказалась заросшей. Сколько дней у него остается на расчистку?
Методическая разработка «Как интересно начать урок» (1-4 классы)
Выбранный для просмотра документ мет разр.doc
МОАУ «Начальная общеобразовательная школа №75»
«Как интересно начать урок»
Мокроусова Людмила Николаевна
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
г.Оренбург, 2017-18 учебный год
Данная методическая разработка «Как интересно начать урок» предназначена для учителей начальных классов, для студентов педагогических вузов и колледжей.
Она содержит теоретическое обоснование организационному моменту урока и практические наработки:
1. Рифмованное начало урока ( начало учебного дня, н а уроках: литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира)
2. Начало урока с элементами театрализации.
«Успех в учении – единственный источник внутренних сил,
рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Мобилизующее начало требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности, то, что определяется как тех нологии индивидуальной и личностной поддержки , разра ботанные в зарубежных и отечественных исследованиях по гуманистической психологии и педагогике (К. Роджерс, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман). Некоторые положения этих технологий задают определенный настрой как для всего класса, так и для отдельных учащихся.
Первая группа обеспечивает общую педагогическую под держку всех учащихся и создает необходимый для этого эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планиро ванию урока, создание ситуаций взаимного обучения, ис пользование содержания игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогич ное общение и др.
Важно поддержать каждое самостоятельное высказыва ние, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, познавательный интерес. Не менее важно поддер жать ученика в его стремлении преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, болтливость, недисциплинированность и другие неблаговидные проявления. Особенно важно поддержать волю ученика, его способность к саморегуляции.
Личностная педагогическая поддержка состоит в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в своем саморазвитии. Основное внимание уделяется поддержке деятельности личностных структур сознания.
Вот некоторые рекомендации, которые могут быть использованы как основа «настройки» учителя на педагогическую поддержку при подготовке организационного момента урока:
Памятка для учителя
С самого начала учебного процесса демонстрируйте де тям свое полное к ним доверие.
Помогайте учащимся в формулировании и уточнении це ли и задач, стоящих как перед группами, так и перед каж дым ребенком в отдельности.
Исходите из того, что у обучающихся есть внутренняя мо тивация к учению.
Развивайте в себе способность чувствовать эмоцио нальный настрой класса и принимать его.
Активно участвуйте в групповом взаимодействии, стре митесь к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
Организационный момент включает:
— предварительную организацию класса (проверка отсутст вующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);
— мобилизующее начало урока («исходная мотивация»);
— актуализацию знаний учащихся.
Цели данного этапа:
— психологический настрой учащихся;
— обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Психологический настрой — эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.
— вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы»);
— уси ливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях»);
— усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности и т.д.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, на организацию самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности.
К данным приёмам обучения на уроке в практике работы современной школы относятся: опорные схемы, диалог, моз говой штурм, мозговая атака, постановка проблемных во просов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, иг ровые моменты и т.д.
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная за дача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учи теля должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им недостает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.
Мотивацион ный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть созда на учителем разными приёмами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение кото рой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практи ческой значимости предстоящей темы (раздела) программы;
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в ис тории науки.
2. Формулировка основной учебной задачи.
Обсужде ние основного противоречия (проблемы) в созданной учебно- проблемной ситуации завершается формулированием основ ной учебной цели, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной цели играет значительную мотивацион ную роль в организации учебной деятельности обучающихся.
Учебная цель показывает учащимся тот ориентир, на кото рый они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).
3. Самоконтроль и самооценка возможностей пред стоящей деятельности по изучению данной темы.
После того, как основная учебная цель и задачи сформулированы, поняты и приняты обучающимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Определяют, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока.
Основная задача данного этапа урока – создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
Именно на этапе актуализации ставятся проблемные вопросы, возникают проблемные ситуации и ставятся учебные проблемы.
В начальной школе сделать всё это не просто: дети ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. В ажно не упустить то, что ценно именно для младших школь ников. Предлагаем практические наработки нетрадиционного начала урока в начальной школе.
Различные приёмы нетрадиционного начала урока:
1. Рифмованное начало урока
Начало учебного дня
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
Приятного вам учебного дня!
Звенит звонок все громче, все сильней.
Какая трель над миром разливается!
Ты думаешь, распелся соловей?
Не соловей – уроки начинаются
-Подарите улыбки друг другу!
— Если вы научитесь улыбаться красоте, добру,
то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроках не молчать,
Всем работать, отвечать!
Прозвенел звонок весёлый,
И вошли вы в светлый класс!
Что здесь нужно? Не лениться,
И старательно учиться.
Всем-всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Прозвенел уже звонок,
Вот и начался урок.
– Давайте улыбнемся друг другу.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю,
что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Вы многое узнаете и многому научитесь.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Прозвенел звонок для нас!
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Тихо сели. Не лениться!
Начинаем мы учиться.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли тихонько в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо,
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!
Подарите улыбки друг другу.
Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
Здравствуйте, кто, может быть, не выспался.
Здравствуйте те, у кого плохое настроение.
Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул.
Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.
Улыбнемся друг другу!
Пусть от улыбки станет тепло на душе,
пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке.
Желаю всем нам успехов!
Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку:
оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение.
Закройте глаза. Представьте себе улыбку.
Попытайтесь мысленно нарисовать то, что представили.
Подарите рисунок соседу по парте.
Подарите мне свои улыбки.
Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнём!
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь,
передайте теплоту своего сердца друг другу.
Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе
и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.
Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Все, без исключения? (-Да! Да! Да!)
Я рада всех вас видеть!
Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне.
Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями,
вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
На уроках литературного чтения
Учись читать! Учись читать!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник мой и друг.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Куда мы с вами попадем – узнаете вы скоро.
В стране далекой мы найдем помощников веселых.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
В путешествие пойдём, в страну сказок попадём.
Звонок невелик, а ребятам велит:
Сядь да учись, трудись, не ленись.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять –
Будете правильно читать.
Долгожданный дан звонок-
Прозвенел звонок и смолк.
Урок литературного чтения.
Великая радость — работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Все счастье земли — за трудом!
Вот книжки на столе, а вот — тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так давайте же дружней
За работу все! Скорей!
С книгою в космосе ты побываешь
И в сказку поверишь
Книга с нами всегда,
А вы урок чтения любите? (- Да!)
Тогда внимательно слушай, дружок,
Чтоб все задания выполнить смог!
На занятиях, в игре
Рады слышать мы звонок,
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
На уроках русского языка
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Посмотрели все направо,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём
И урок письма начнём.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять –
Будете грамотно писать.
Сначала подумай, потом напиши.
Каждая работа мастера хвалит.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ли на месте, всё ли в порядке –
Ручка, карандаш, тетрадка.
Полуовалы и крючки –
Я тетрадь свою открою
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Звенит звонок веселый,
Раскрой скорей тетрадь.
Пришли с тобой мы в школу,
Чтоб буквы изучать.
Ты готов начать урок? Всё ль на месте,
Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка?
Помни всегда, открывая тетрадь,
Что нужно писать на круглую «5»!
Над чем постараешься,
Тому и порадуешься.
«Кто у нас самый зоркий?» – игра.