С чего начать репетиторство по истории 11 класс
C чего начать подготовку к ЕГЭ по истории: пошаговая инструкция
С чего начать, задаются вопросом все, кто сталкиваются с изучением истории. Запомни раз и навсегда — история предмет сюжетный и структурный.
Читать книжки наобум, не понимая, что тебе понадобится на экзамене — это первая и главная ошибка, которую совершают многие, взявшиеся за подготовку.
Из чего состоит история?
Как любая гуманитарная наука история имеет четкую структуру. Именно по ней специалисты ФИПИ составляют экзамен. Разобраться с ней — первый шаг к осознанному изучению истории.
В экзамене встречается три типа заданий, проверяющих различные аспекты дисциплины.
Вот так выглядит развернутая схема, которую тебе необходимо понять и запомнить, чтобы продуктивно работать с курсом в любой его форме. О ней редко говорят репетиторы, в школах ее не изучают. Хотя ничего сверхъестественного в ней нет.
Как видишь, история делится всего на три структурные категории: даты, сюжеты и источники. Для успешного изучения курса тебе необходимо понимать содержание каждой из категорий и всегда соотносить любую изучаемую тему с этой схемой, составляя «слепой конспект».
Как составлять слепой конспект я рассказываю в рамках своего бесплатного недельного марафона, принять участие в котором можно по ссылке: https://vk.com/wall-75386214_16185
На конкретном примере разберемся: зачем нужна эта схема, что понимается под каждой из ее составных частей и как применять ее при решении заданий ЕГЭ.
Даты
Или то, с чего стоит начать изучение истории.
Исторических дат множество. В Сети можно найти огромные списки дат, которые якобы нужно выучить и ты точно сдашь экзамен. Учебники кишат тысячами дат. На самом деле, учить 99% из них не нужно, а в Интернете большинство пабликов ведут школьники, которые сами не знают, как готовиться к экзамену.
Базовые даты — это основной базис истории. Именно с их изучения и нужно начать подготовку к экзамену. Базовые даты включают в себя: годы правления исторических деятелей и их краткую характеристику. На изучение базиса понадобится около десяти дней. После этого момента ты уже сможешь с успехом приступать к изучению курса любым доступным тебе способом.
Что нам понадобится?
Для работы с правителями России нам понадобится следующая таблица.
Алгоритм работы с ней следующий:
По ходу просмотра пробегайся по выписанной тобой колонке «Значение» и как только ты дойдешь до события, выписанному у тебя на стикере, дополни его датой (есть в видео).
Резюмируем: у тебя появится понимание, что правитель перед тобой и с чем его едят.
Дальше остается запомнить его годы правления. Воспользуйся для этого методикой «интервального повторения». Просто возьми за правило каждые 15 минут обращать внимание на стикер, после первого часа повторений — пытайся вспомнить годы правления уже сам. Если готовишься с «нуля», то переведи годы правления в век и запоминай уже его.
Твоя цель — выстроить структуру истории в голове: какой правитель идет за кем и какую роль он сыграл в истории страны. Справился с первым стикером? Переходи ко второму.
Далее, в ходе изучения курса, нужно будет изучать только НУЖНЫЕ даты, тем самым дополнять свои знания, наполняя содержанием деятельность каждого правителя.
Как понять, какие даты нужны, а какие нет?
На помощь тебе придет документ, который называется историко-культурный стандарт.
На экзамене тебе встретятся даты, которые содержатся именно в нем и никакие больше.
Как изучать даты правильно, не зубрить их и запоминать за считанные минуты — рассказываю в ходе своего недельного марафона. Ссылку сможешь найти выше.
Таким образом, знание дат и общих сюжетов даст тебе возможность эффективно решать многие задания экзамена на знание дат и покроет треть заданий ЕГЭ.
Сюжеты
Переходим к следующей части — сюжетам.
История, это как сериал. Есть последовательность событий, где из одного вытекает другое. Как в сериале здесь есть действующие лица — исторические личности. Как в сериале, история наполнена своими специфическими словами, применимыми только в определенном сюжете — термины.
Каждая тема курса обладает своими ПСС (причинно-следственными связями) — причинами и последствиями события, которое ты изучаешь. Это как в жизни, то, что ты читаешь этот документ имеет причину — ты решил сдавать ЕГЭ по истории. А следствием этого будет то, что ты правильно начнешь подготовку к экзамену. Все просто.
Поэтому когда ты будешь дальше работать с курсом — у каждой основной даты ищи причины того, почему произошла (например) русско-японская война и последствие этой войны. Опять же многие задания экзамена проверяют это умение.
Исторические личности и термины — так же немаловажная вещь. И они тоже нужны для сдачи экзамена и понимания того, что ты учишь. Какие именно термины и каких именно личностей изучать, смотри в историко-культурном стандарте.
Совет: личностей всегда изучай в контексте понятия «современник правителя». Изучив базис, ты будешь знать десятки правителей нашей страны. Личностей изучай как людей, живших во время (например) Петра Первого.
Так какие задания проверяют знание сюжетов?
Как видишь, все просто и имеет определенную структуру.
При изучении темы, для успешной подготовки, главное держать в голове одно — любую тему в конспекте нужно раскладывать на отдельные части и всегда соотносить их с историко-культурным стандартом. Тогда все становится дико просто.
Источники
Последнее, что нужно прорабатывать. Причем, прорабатывать отдельно.
Источникам мы посвятим отдельные инструкции.
Пока лишь скажу, что их знание обеспечит тебе решение остальных заданий экзамена. Всех до единого. Ну и хочу тебя обрадовать — все источники, используемые на экзамене, так же нам уже давным-давно известны.
Таким образом — путь к результату намечен. Точка «А» есть, а твое первое задание будет — изучить базис курса из правителей России.
Как стать репетитором
В поисках дополнительного заработка многие хотят обучать детей на частных началах, но не знают, с чего начать репетиторство. С одной стороны, это вольная, творческая занятость. У нанятого педагога нет начальства, как у школьных учителей или преподавателей в университете. Но есть клиенты, поэтому работа требует такого же серьезного отношения, как любая другая.
Успехи ученика дают возможность вольному педагогу наработать репутацию и опыт. В статье мы расскажем о нюансах деятельности, о том, где найти потенциальных клиентов, дадим советы.
Кому нужен репетитор
Как начать репетиторство? Понять, кому конкретно это нужно, кто ваши будущие ученики.
При желании можете заниматься с кем угодно. Но перед тем, как работать репетитором, реально оцените, соответствует ли ваш уровень знаний поставленным задачам и насколько вы можете преподавать — объяснить, увлечь ученика, вдохновить его на достижение успехов.
Советы начинающему репетитору
Каждый начинающий репетитор должен знать, что успехов на педагогическом поприще он сможет достичь только со временем, постепенно обучая учеников и приобретая бесценный опыт. А о важных нюансах будущей работы лучше знать заранее.
Смелее в бой
Узнать свой потенциал можно, только попробовав себя в деле. Если боитесь сразу брать посторонних учеников, потренируйтесь на младших сестрах-братьях, племянниках, соседских детях. Посмотрите, как идет дело, способны ли вы вдохновить подопечных успешно и с удовольствием заниматься.
Здесь есть важная деталь. Увлечены предметом, который преподаете? Любите детей? Хотите посвятить себя их обучению? Ответ «да» на эти вопросы — половина успеха. Ученики с удовольствием пойдут за вами, а хороших оценок помогут добиться упорство, труд, следование намеченному плану (об этом далее).
Можете подумать о том, как стать репетитором своему ребенку. Да, дети чувствуют лояльность родителей и часто этим пользуются, упрашивая подождать с уроками или дать поменьше заданий. Но вы сможете понять, ваше ли это призвание и сделать соответствующие выводы на практике, а не в теории.
Никакого волшебства
При первом разговоре объясните родителям, что нет такой волшебной палочки, по взмаху которой отстающий ученик превращается в отличника.
Четко изложите свою позицию, пусть вас услышат: успехи ученика в большой степени зависят от репетитора и способа преподавания, но на деле играют роль также другие факторы.
На собеседовании вы уже должны понять, кто ваши клиенты — адекватные люди или лица, считающие, что оплата частному педагогу гарантирует ребенку хорошие оценки и доскональное понимание предмета.
Хорошее впечатление — залог успеха
Понравьтесь своим ученикам. Вы можете не испытывать восторга от общения с ними, но они должны чувствовать себя спокойно, расслабленно рядом с вами, а в идеале — радостно, весело заниматься.
Не знаете, с чего начать репетитору? Ищите подход к каждому подопечному. Будьте доброжелательны, отзывчивы, но не позволяйте манипулировать собой. Делайте замечания, если не готовы домашние задания или ученик систематически опаздывает на занятия. Главное — найдите и удерживайте «золотую середину». Ребенок, как губка, впитывает ваше настроение, отвечая тем же. Используя этот «зеркальный эффект», быстро достигнете успехов в обучении детей.
Обратная связь должна быть постоянной
Перед тем, как заняться репетиторством, помните, что вам постоянно нужно будет общаться.
Если не отличаетесь коммуникабельностью, развивайте соответствующие навыки (в интернете есть множество курсов о том, как убрать неуверенность, развить разговорные, психологические способности, изучить язык тела).
Регулярно общайтесь с родителями ученика — лично, по телефону, в мессенджерах. Рассказывайте всё: от неудач, сделанных замечаний до успехов и заслуженных похвал. Даже если вы думаете, что обучение идет гладко, ваши клиенты могут иметь другое мнение.
Плюс к этому ребенок дома высказывает свои соображения о занятиях, по которым родители могут составить неправильную картину происходящего. Держите с клиентами постоянную связь, они должны знать, за что платят деньги.
Следуйте разработанному плану
Изучите правила составления учебных планов. Многие преподаватели выкладывают свои наработки в интернете, предоставляя всем желающим свободный доступ к материалам. На основе плана можете импровизировать, проявляя собственный педагогический талант.
Каверзные вопросы учеников — как на них отвечать
Давая уроки репетиторства, будьте готовы к каверзным вопросам учеников. Они могут задавать их непреднамеренно или, наоборот, чтобы проверить вашу эрудицию и реакцию. Если не знаете, как ответить, примените универсальный вариант — скажите, что уточните информацию по этому вопросу, а на следующем занятии поделитесь ею.
Отменяйте занятия с «тяжелыми» учениками
Если вы хотите стать репетитором, важно научиться избегать эмоционального выгорания.
Некоторые ученики очень плохо ведут себя на занятиях:
Если имеете дело с подобными проявлениями настроения, отмените занятия с этим ребенком. Лучше так, чем случайно сорваться на ученике, а потом оправдываться перед родителями (это испортит вашу репутацию).
Спокойно объясните своим клиентам, что их дитя пока не готово к индивидуальным занятиям, а вы не знаете, с чего начать репетиторство в этом случае.
Сокращайте время урока, если ребенок устает
Школьникам начальных классов трудно заниматься с нанятым преподавателем целый час. Сообразительность, внимательность к концу урока уступают место зевоте, усталости. В этом случае обязательно предложите родителям сократить время занятий.
Возможно, ваш доход от этого уменьшится, но ученик достигнет более значительных успехов, а вы получите дополнительный опыт работы репетитором и плюс в копилку своих способностей решать нестандартные вопросы. Их при ведении преподавательской деятельности возникает очень много.
Будьте готовы к постоянной корректировке расписания
Планируя расписание, чередуйте периоды активной работы и отдыха. Вы постоянно будете менять расписание занятий, подстраивая его под разных учеников. Дети могут опаздывать, пропускать уроки, не предупреждая об этом.
Заведите себе полезную привычку — напоминайте о занятиях с вечера, сделав звонок или отправив сообщение.
Что нужно, чтобы стать востребованным репетитором
Ваша задача — выявить темперамент, а в соответствии с ним выбрать манеру поведения и общения с ребенком. Можете подбодрить неуверенного ученика, дать отдохнуть либо сменить вид деятельности быстро устающему или чересчур активному подопечному.
Невозможно заранее учесть все факторы, но данные нами советы помогут вам понять, как начать репетиторство, чтобы оно приносило доход и удовольствие.
Где заявить о себе
Один из лучших вариантов — «сарафанное радио». Ваши родственники, друзья, соседи при случае расскажут своим знакомым о роде вашей деятельности. Возможно, так найдете первых клиентов.
Также используйте возможности сайта 7hands.com
Разместив у нас свое резюме, вы можете подтвердить контакты, прикрепить рекомендации и документы, пройти проверку благонадежности, что повысит уровень доверия к вам потенциальных клиентов. Укажите подробно всю информацию о себе, и в скором времени сможете начать работу репетитором.
Личный опыт: как зарабатывать на репетиторстве
Андрей Сапунов
26 июля 2019 • 18:00
Многие учителя работают репетиторами: иногда дополнительно позаниматься просят ученики или их родители, бывают знакомые уговаривают подтянуть своих детей, которые не справляются в школе. Но как начать заниматься репетиторством постоянно, развиваться в этой области и получать дополнительный доход?
В течение учебного года один из ведущих репетиторов онлайн-школы «Фоксфорд», учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Андрей Сапунов успешно работает в этой сфере. Для педагогов, которые тоже хотят работать репетиторами и добиваться результатов, Андрей Вячеславович сформулировал пять советов.
Совет 1: повышать квалификацию
Для любого репетитора важно привлечь к себе внимание учеников и родителей. Один из способов это сделать — хорошее и разностороннее образование. И родители, и ученики должны быть уверены в квалификации педагога. В моей практике бывает, что я готовлюсь к определённому занятию, выстраиваю план, подбираю теоретический и практический материал, но ученик проходит и просит сделать то, что ему задали на дом. В таком случае приходится сходу решать задания, которые видишь в первый раз. Если вы грамотный специалист, то с этой задачей обязательно справитесь.
И в студенческие годы, и сейчас я постоянно учусь. У меня несколько дипломов разных уровней и специальностей: я закончил исторический факультет (специалитет), аспирантуру на факультете педагогики, есть диплом магистра филологии. Но никто не отменял и самообразования. Более 10 лет назад я пришел работать в обычную общеобразовательную школу сразу после окончания вуза и понял, что многому предстоит научиться. При работе со школьниками важно уметь налаживать контакт, мотивировать, поддерживать дисциплину, искать подход к родителям. Как и в любой новой для себя сфере сразу добиться этого сложно, не всё будет получаться сразу, однако со временем вы достигните успеха и результатов.
Когда в 2017 году я прошел собеседование и начал работать в Фоксфорде репетитором, тоже надо было многому научиться. Хотя у меня и был опыт репетиторства в том числе онлайн очень скоро стало понятно, что его не хватает. Надо было нарабатывать новые методические материалы, изучать специфику онлайн-обучения. Я начал ходить на дополнительные курсы. Например, у меня есть диплом программиста, эти знания помогают мне при каких-то технических проблемах, есть удостоверения о повышении квалификации, диплом педагога дополнительного образования.
Совет 2: следить за изменениями в образовании
Репетиторы — это сообщество, члены которого не так часто встречаются, в основном мы общаемся со школьниками, с коллегами удается встретиться реже. Но обмениваться информацией, быть в курсе всех нововведений необходимо. Для того чтобы ученики добивались высоких результатов, важно самостоятельно следить за всеми изменениями в заданиях ЕГЭ, методических рекомендациях, стандартах, знать, какие новые книги выпускаются. Ни обучение в университете, ни работа в школе этому не научат.
Есть сайты, где регулярно выкладываются задания, например, открытый банк заданий ЕГЭ Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) — там регулярно обновляется кодификатор, КИМы. Также я подписан на контент, который выкладывают эксперты ЕГЭ и ОГЭ, среди них Игорь Артасов, Роман Пазин. Для подготовки к ЕГЭ в интернете есть множество сайтов и материалов. Главное здесь отобрать надежные источники, потому что многие из них неконкретны или устарели. В этом надо разбираться самостоятельно. Кстати, моя коллега, когда есть какие-то вопросы по заданиям госэкзамена, иногда пишет на почту Артасова, он и его команда оперативно отвечают на вопросы.
Для подготовки к ЕГЭ в интернете есть множество сайтов и материалов. Главное здесь отобрать надежные источники, потому что многие из них неконкретны или устарели. В этом надо разбираться самостоятельно. Пробуйте сами решать задания госэкзаменов. В институте повышения квалификации я в режиме реального времени решал все части ЕГЭ, набрав при этом больше 90 процентов (система оценивания была в процентах).
Совет 3: искать подход к ученику
Ученик или его родители обычно обращаются к репетитору, потому что есть какая-то проблема: предмету не уделяют должного внимания в школе, на уроках скучно. Главная задача репетитора — выстроить индивидуальный образовательный маршрут и найти подход к ученику.
Хороший педагог всегда хочет идти на контакт со школьником, не будет дистанцироваться от него. Одна из распространенных ошибок — это попытка подражать университетскому стилю и начитывать лекции. Но такой формат не направлен на взаимодействие с учеником — в университете другая система, другие идеи и цели. Репетитор должен освоить педагогическую методику и создать свою систему: уметь объяснить материал, найти подход, проводить занятия так, чтобы ученику было интересно, а работа проходила продуктивно. Если школьник воспринимает занятие с репетитором как обузу и постоянно следит за временем — это плохая работа педагога. Важно увлечь своим предметом.
У меня была ученица из очень хорошей гимназии, но с историей в школе что-то не сложилось. Может быть, преподаватель не нашел подход или было скучно на уроках. Так вот эта девочка пришла ко мне в конце 9 класса и свой уровень оценивала на тройку. За несколько месяцев подготовки мы смогли выйти на пятерку по ОГЭ. Мы продолжили обучение, и она стала призером Всероссийской олимпиады школьников по истории. Девочка оказалась очень умная, заинтересованная, талантливая, начитанная и нацеленная на результат. Оказалось, что ей очень интересна история, а ещё литература, мы и об этом разговаривали.
Для успешного обучения важно обращать внимание на то, что вызывает любопытство ученика. Например, иногда я моделирую какую-то ситуацию из курса по истории или обществознанию — провожу параллели с нашей современной жизнью. Если что-то объяснять на примерах, которые близки школьнику, материал станет ближе и понятнее.
Совет 4: не бояться нагрузки и работать со всеми
Когда я начал работать репетитором в Фоксфорде, у меня сразу же была довольно большая нагрузка. После работы в общеобразовательной школе я приходил домой и вел ещё шесть уроков по 50 минут каждое. Мне удалось так быстро втянуться и сразу получить нагрузку, потому что я брал всех учеников, которых мне предлагали — с 5 по 11 класс. Это одна из причин, почему в Фоксфорде на меня обратили внимание. Сейчас я сам работаю в том числе методистом по найму репетиторов. Многие преподаватели, даже очень успешные кандидаты, не хотят работать с учениками средней школы, просят именно старшеклассников. Но я считаю, что с ребятами всех возрастов и уровней подготовки интересно работать. Школьников помладше надо увлечь своим предметом, а при правильном подходе это сделать довольно просто. Летом у меня небольшая нагрузка, но в течение учебного года бывает по десять уроков репетиторства в день, иногда и больше. На следующий год я, возможно, уйду из общеобразовательной школы и полностью переключусь на работу репетитором.
Совет 5: правильно выстраивать урок
В Фоксфорде я провожу несколько типов занятий (спецкурсов): готовлю к ОГЭ и ЕГЭ, олимпиадам. А ещё есть такой формат «занятие с репетитором высшей категории», оно стоит дороже. Все уроки индивидуальные. При подготовке к ЕГЭ я обычно отталкиваюсь от кодификатора, историко-культурного стандарта и от индивидуальных потребностей ученика. Чаще всего школьники приходят для того, чтобы хорошо сдать ЕГЭ и поступить в престижный вуз, но уровень подготовки бывает слабым.
Первое, что я делаю, выявляю уровень подготовки, но важно сделать это аккуратно, не напугать тестами госэкзамена. Надо ободрить ученика, настроить его на успех, чтобы он не боялся. Пусть ученик будет уверен, что вместе вы справитесь. Далее надо подобрать литературу, видеолекции для самостоятельного изучения. Среди видеолекций по истории удачными мне кажутся Татьяны Черниковой, Игоря Данилевского, Александра Шубина. На самих занятиях я использую электронные учебники, презентации, рекомендованные для сдачи ЕГЭ сборники в формате PDF. Свою базу, конечно, постоянно обновляю.
При подготовке к ЕГЭ мое занятие обычно делится на три уровня. Первый — базовая теория и нарешивание первой части госэкзамена, второй — углубленная подготовка и нарешивание второй части. А третий уровень — это просто нарешивание всех типовых заданий, которые могут встретиться на ЕГЭ. Когда я готовлю ребят к участию в олимпиадах ситуация другая. Здесь школьники обычно приходят уже с хорошей базой, но есть какие-то пробелы. С ними я нарешиваю олимпиадные задания, чтобы ученик представлял структуру олимпиады, как она будет проходить в реальности. А вообще ребята приходят с самыми разными запросами: кому-то нужно повторить школьный материал, кому-то пройти его заново. Обычно я советую заниматься от двух раз в неделю. Но и количество занятий, и их содержание зависят от целей, которые вы преследуете.
Как работает репетитор по истории
В настоящее время история вместе с математикой, русским и английским языками относится к списку самых популярных дисциплин для репетиторства. Такой спрос вызван тем, что для поступления на многие факультеты необходим именно этот предмет. Однако чем отличается профессиональный репетитор по истории от простого учителя, стремящегося просто заработать?
Правильный подход
Для опытного специалиста главным вектором работы остаётся максимальное достижение поставленной цели. На первом занятии репетитор обязан спросить, к чему стремится клиент и зачем он пришёл на дополнительные занятия, поскольку от этого будет зависеть образовательный маршрут, который нужно будет пройти тандему «репетитор – ученик».
Лучший репетитор – школьный учитель
Это абсолютный миф, что лучше всего научить сможет именно преподаватель, который практикует в школе. История – наука глубокая и поверхностное отношение к ней влечёт к искажению фактов и неправильной трактовке многих понятий. В сравнении, к примеру с математикой, где важно знать формулы, история – живой организм, который создаётся и меняется каждую секунду. Поэтому при выборе учителя необходимо обращать внимание именно на его готовность шагать в ногу со временем и давать своему клиенту точные знания.
Главное – системность
Работа не должна быть хаотичной, это правильно спланированный процесс, направленный на достижение цели. Уже с первого занятия репетитор должен определить интенсивность занятий, необходимые учебные пособия и тактику деятельности. Безусловно, в дальнейшем возможно внесение коррективов в зависимости от темпа самого ученика, скорости усвоения материала и т.д.
Особо стоит отметить ситуацию, когда работа направлена на подготовку к конкретному экзамену. В этом случае важно, чтобы репетитор чётко знал все особенности экзамена, приблизительные задания и их структуру. Например, подготовка к ЕГЭ требует особого подхода и грамотного построения логики работы и ответов на задания открытой формы.