С чего начать работу специалисту по охране труда впервые
Разберем вопросы Охраны труда для начинающего специалиста с нулевого этапа или так сказать (простите за штамп) «для чайников»:
1. Начинаем с обучения себя самого на специалиста по охране труда с выдачей удостоверения сроком на 3 года.
Крайне необходимо обзавестись следующими журналами:
Журналы по охране труда, которые обусловлены спецификой производства:
2. Диплом специалиста для соответствия Профессиональному стандарту по охране труда получим, пройдя курс «Техносферная безопасность» Основание приказ: Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.09. 2014 года за номером 524 Н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».
3. Далее надо обучить Генерального директора (руководителя организации) по охране труда с выдачей удостоверения сроком на 3 года.
Этого требует статья 225 ТК РФ «Обучение в области охраны труда»,
ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Пункт 4.7
4. Решение кого еще надо обучить по охране труда с получением удостоверения, действующим три года, утверждаем, анализируя структуру предприятия.
Обычно это замдиректора, главный инженер и начальники структурных ветвей предприятия, на которых лежит ответственность за организацию и контроль над производством работ на рабочем месте работников.
5. Создается комиссия из рядов обученных и имеющих удостоверения сотрудников предприятия по проверке знаний требований охраны труда, количеством не менее трех человек.
Это требование ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда
7. Оказание первой доврачебной помощи:
8. Электробезопасность:
Проводим обучение и проверку знаний по электробезопасности сотрудников, которым по штатному расписанию необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности.
9.Безопасность дорожного движения:
Требование статей 211 и 212 Трудового кодекса РФ и части 4 статьи 20 № 196 – Федерального закона « О безопасности дорожного движения»
10.Экология:
Необходимо провести обучение руководителя (директора) по курсу «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» статья 73
Также обучение специалиста, назначенного приказом руководителя ответственным за обращение и утилизацию отходов, по курсу «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами.
Это требование статьи 15 Федерального закона от 10.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
11. Не забываем наглядные средства безопасности:
Вот главные основные начальные мероприятия и действия сотрудника, которому предстоит выполнять обязанности специалиста по охране труда с нуля в организации.
Очень рады, если помогли разобраться в нашем общем деле Охраны Труда!
Пять простых шагов, чтобы организовать охрану труда с нуля
В организации, где охрану труда никогда не вели, молодому специалисту некому ставить задачи. Работодатель нанял специалиста, чтобы тот сам привел дела в порядок и оградил компанию от штрафов. Без наставничества и помощи молодой специалист теряется в делах, а ответственность никто не отменял. Чтобы помочь начинающим, мы составили дорожную карту из пяти простых шагов — они помогут организовать охрану труда с нуля.
Старт
Если на предприятии работу по охране труда не вели и не от кого принять дела, начните работу с подготовки акта о том, что документов вам не передали, чтобы избежать неприятностей в дальнейшем. В нем укажите, что в компании нет локальных документов по охране труда и вы будете выстраивать систему управления охраной труда с нуля. Подпишите акт у руководителя кадровой службы и юриста. Это поможет избежать вопросов, если до этого какие-то документы существовали, но вам о них не сообщили. Проконтролируйте, чтобы составили приказ о вашем назначении на должность специалиста по охране труда.
Дорожная карта
Шаг 1. Обучение
Запросите в отделе кадров штатную расстановку. По ней составьте список работников, которых нужно направить на обучение в учебный центр. В этот список войдут руководители и специалисты, на которых впоследствии возложите обязанности по охране труда. Например, директор, руководители подразделений, технические руководители, главные специалисты, а также сотрудники, которые выдают наряды-допуски, проводят стажировку, занимаются осмотром инструмента (п. 2.3.2 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок № 1/29). Составьте приказ о направлении работников на обучение в учебный центр.
После того как руководители работ пройдут обучение, назначьте их приказом ответственными за проведение инструктажей на рабочем месте по подразделениям соответственно. Остальных сотрудников, которые не войдут в список, обучайте в своей организации внутренней комиссией. Назначьте ее приказом, а регламент работы пропишите в положении о СУОТ. Специалист по охране труда также проходит обучение в установленном порядке. В первый год может не проходить, если имеет непрерывный стаж работы пять лет (пп. 1.5–1.6 Порядка № 1/29).
Шаг 2. Документы
Разработайте и утвердите положение о системе управления охраной труда, для этого используйте типовое положение, которое утвердил Минтруд (Типовое положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н). Чтобы система в компании эффективно функционировала, не копируйте стандартные формулировки. Подготовьте документ с учетом специфики предприятия. Уделите особое внимание части положения о распределении ответственности должностных лиц. На всех уровнях управления детально пропишите, какие обязанности в области охраны труда будут у каждой конкретной должности, задействованной в СУОТ.
Составьте перечень локальных документов, которые должны быть в вашей организации. Этот перечень зависит от численности работников, видов деятельности предприятия, наличия вредных условий труда и других факторов. Унифицированного списка нет.
Пример. На предприятии, где электротехнический персонал обучают внутри организации, должен быть приказ «О создании комиссии для проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации» (п. 1.4.30 ПТЭЭП, утв. приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6). А компании, где в штате нет электротехнического персонала, этот документ не нужен.
Для подготовки перечня документов можете воспользоваться чек-листами ГИТ. Из них вы узнаете, какие документы запросят у организации при проверке (формы проверочных листов, утв. приказом Роструда от 10.11.2017 № 655).
В список документации войдут:
Начинайте заполнять документы от даты вашего назначения, не оформляйте постфактум. Например, если в компании не вели журнал вводного инструктажа, нельзя восстанавливать документ за прошедшие даты. Кто-нибудь из сотрудников может пожаловаться в ГИТ из-за того, что подписи хотят собрать за прошедший период. Или инспектор обратит внимание, что журнал, которому по дате не один год, выглядит как новый.
Окажите руководителям структурных подразделений методическую помощь в разработке инструкций по охране труда. В законе нет прямого указания, что инструкции готовит руководитель подразделения. Но только он знает условия труда своих подчиненных, риски и особенности работы с оборудованием и инструментами. На практике обязанность пропишите в должностной инструкции руководителя структурного подразделения.
Шаг 3. СОУТ, СИЗ, медосмотры
Если производственные факторы на рабочих местах еще не оценили, начните процедуру по проведению специальной оценки условий труда. Ее проводят эксперты независимой аккредитованной организации, с которой работодатель заключает договор. Непосредственно в компании за организацию СОУТ отвечает комиссия, которую утверждают приказом по предприятию. Эксперты лаборатории делают исследования на рабочих местах предприятия и готовят отчет с рекомендациями для работодателя. Отчет отображает, какие вредные и опасные факторы присутствуют на рабочих местах организации (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ).
Если СОУТ провели до вашего прихода в организацию, ознакомьтесь с результатами и используйте их в работе. Проверьте, нет ли необходимости провести внеплановую спецоценку из-за введения новых рабочих мест или по другим причинам из статьи 17 Закона № 426-ФЗ.
Предварительные и периодические медосмотры проводите на основании перечней вредных и опасных производственных факторов и видов работ (Перечни, утв. приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н; далее — Приказ № 302н). Вредные и опасные факторы на рабочем месте устанавливают по результатам спецоценки.
Если результатов СОУТ пока нет, можно определить производственные факторы с помощью эксплуатационной, технологической и другой документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, которые применяют в организации при производственной деятельности.
Также проверьте, как на предприятии организовали работу со средствами индивидуальной защиты. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ определен Трудовым кодексом и Межотраслевыми правилами (утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н).
Если в компании есть работы с вредными или опасными условиями труда, работы, которые выполняют в особых температурных условиях или которые связаны с загрязнением, обязательно контролируйте работу со средствами индивидуальной защиты в организации. Для этого в положении о СУОТ между должностными лицами организации распределите обязанности по закупке, хранению, выдаче и уходу за СИЗ.
Проведите в первое полугодие своей работы медосмотр, обучение по охране труда и спецоценку, во втором полугодии организуйте производственный контроль за санитарно-гигиеническими условиями. Также периодически проверяйте, чтобы работников обеспечивали СИЗ в полном объеме.
Шаг 4. Риски
Осмотрите территорию предприятия, выявите недочеты. Например, работники не используют СИЗ, места проведения опасных работ не ограждены, отсутствуют разметка и предупредительные знаки, территория плохо освещена. Все, что вы заметите при визуальном осмотре, — потенциальный несчастный случай, поэтому постарайтесь устранить подобные нарушения как можно скорее.
Пример. Специалист по охране труда заметил, что при выходе из цеха № 13 три дня подряд скользкие ступеньки. Чтобы предотвратить потенциальный несчастный случай в организации, постелили резиновый коврик и поставили предупреждающий знак «Осторожно: скользкая поверхность!»
В организации нужно проводить оценку профессиональных рисков (ст. 209, 212 ТК). На данный момент нет четких требований, как именно работодатель должен организовать управление профрисками, поэтому порядок процедуры и методы определяют на локальном уровне. Оценка рисков входит в компетенции специалиста по охране труда на основании профстандарта (профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утв. приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н).
Оценку рисков проводит оценочная группа, в ее состав входит не только служба охраны труда, но и представители других отделов. Это комплексная процедура, объясните работодателю, что участвовать в ней должны линейные руководители, работники производственно-технического отдела и представители трудового коллектива.
Качественная оценка профессиональных рисков и корректирующие мероприятия после нее помогут снизить затраты организации за счет улучшения условий труда. Кроме того, важно научиться оценивать риски, так как это основная процедура, вокруг которой законодатели планируют выстроить охрану труда будущего.
После того как вы оцените весь масштаб своей работы, составьте поэтапный план. Распределите свою работу на четыре квартала. Если придет инспектор ГИТ, он увидит ваш план и поймет, что работа по охране труда уже началась. Штраф будет, но правонарушение не будет признано длящимся и вы не понесете ни дисциплинарную, ни административную ответственность.
Шаг 5. Проверки
Внешняя проверка
Проверьте, включена ли компания в план проверок на текущий год. Эту информацию можно узнать на сайте территориальной ГИТ или на сайте Генпрокуратуры. Если увидите свою компанию в списке, начинайте подготовку к проверке.
Также в компании может пройти внеплановая проверка. Основания для внеплановых проверок приведены в статье 360 ТК, самое распространенное — жалоба работника. О внеплановой проверке сообщают, как правило, не менее чем за 24 часа. Но если проверка пройдет по жалобе работника, инспекторы не предупредят (ч. 9 ст. 360 ТК).
Внутренняя проверка
Контролируйте соблюдение требований охраны труда на рабочих местах постоянно. Кроме специалиста по охране труда, это делают директор, руководители подразделений и сами работники. Введите ступенчатые системы контроля, чтобы внутренние проверки были эффективными.
Чтобы определить, сколько ступеней контроля необходимо для конкретного предприятия, нужно проанализировать особенности производства: вид деятельности, численность сотрудников, структуру предприятия, месторасположение структурных подразделений, текущие условия труда. Самый распространенный вариант ступенчатого контроля — трехступенчатый. Он универсален, и его применяют как в небольших компаниях, так и на крупных предприятиях.
Как стать специалистом по охране труда
Получить квалификацию специалиста по охране труда и технике безопасности — значит повысить свои шансы найти стабильную и хорошо оплачиваемую работу. Ведь по закону все средние и крупные организации (коммерческие и бюджетные) должны принять в штат подобного сотрудника. Расскажем, какие обязанности придется выполнять и где пройти обучение.
Кто такой специалист по охране труда и технике безопасности
Это работник, который следит за исполнением требований охраны труда (ОТ), отвечает за предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятии.
При меньшей численности персонала директор организации или ИП может взять на себя функции специалиста по охране труда, доверить их другому сотруднику или воспользоваться услугами сторонних исполнителей.
Чем занимается инженер по охране труда
Такой сотрудник организовывает инструктажи, контролирует условия на рабочих местах, расследует производственные травмы, следит за изменениями в трудовом законодательстве, участвует в проведении специальной оценки условий труда (см. « СОУТ (специальная оценка условий труда) ») и многое другое.
Требования к специалисту по охране труда
Для специалистов в области ОТ разработан профессиональный стандарт (утв. приказом Минтруда от 22.04.21 № 274н). Он предусматривает три уровня квалификации: шестой, седьмой и восьмой (см. табл.).
Какие требования к специалистам по ОТ установлены профстандартом
Какие должности можно занимать
специалист по ОТ (в т.ч. младший, главный или ведущий)
обеспечивать функционирование системы управления ОТ
планировать, разрабатывать и совершенствовать систему управления ОТ, оценивать профриски, проводить экспертизу эффективности мероприятий по ОТ
осуществлять стратегическое управление профрисками
Требования к образованию и обучению
В некоторых случаях еще нужно проходить программу повышения квалификации по оценке профрисков не реже, чем 1 раз в 3 года
В любом случае еще нужно проходить программу повышения квалификации по оценке профрисков не реже, чем 1 раз в 3 года
Требования к опыту
не менее 4-х лет в области ОТ (при наличии среднего профобразования)
Не менее 5-ти лет в области ОТ
Не менее 5-ти лет в области ОТ, в т.ч. не менее 2-х лет руководителем проектов и (или) подразделения в области условий и ОТ, внутреннего контроля и аудита
Условия допуска к работе
Обучение и проверка знаний по ОТ не реже чем 1 раз в 3 года
Кто может работать специалистом по охране труда
Обязаны ли работодатели при приеме на работу специалиста придерживаться требований к квалификации, закрепленных в профстандарте? Да, обязаны. Но не всегда, а только в том случае, если такие же требования установлены еще и федеральным законом ( ст. 195.3 ТК РФ ).
ВАЖНО. Если человек не соответствует профессиональному стандарту, но уже занимает должность специалиста по ОТ или ТБ, уволить его нельзя. Можно лишь уменьшить премию, отправить на курсы повышения квалификации и проч. Но, если это кандидат на должность, работодатель не вправе его принять. Такой вывод следует из пункта 6 информации Минтруда от 05.04.16 (см. « Профессиональные стандарты: когда и как их должны применять работодатели» ).
Где готовят специалистов по ОТ и ТБ
Хорошо, если человек закончил ВУЗ по направлению «Техносферная безопасность» или соответствующим специальностям по обеспечению безопасности производственной деятельности. Это означает, что он получил необходимое высшее профильное образование и может приступить к работе.
Если же он имеет высшее непрофильное, или среднее профессиональное образование, придется пройти дополнительное профобучение в области ОТ. Согласно пункту 2.3.6 Порядка обучения по охране труда (утв. постановлением Минтруда от 13.01.03 № 1/29), повысить квалификацию можно в образовательном учреждении, где есть штатные преподаватели и где читают дисциплины по безопасности и охране труда.
Для определенных должностей (эксперт, консультант, инструктор по условиям и ОТ, заместитель руководителя или руководитель направления по управлению профрисками) есть дополнительное условие. Плюс к основному образованию необходимо раз в три года проходить программу повышения квалификации по оценке профрисков.
Как пройти обучение по охране труда
Как пройти профессиональную переквалификацию по охране труда
Нужно выбрать лицензированный учебный центр с аккредитацией Минтруда на проведение обучения работодателей и работников вопросам охраны труда. Такие центры предлагают программы переподготовки как для начальников службы ОТ, так и для рядовых специалистов.
Например, в Контур.Школ е можно получить диплом по направлениям:
Как получить дистанционное образование по охране труда
Плюсы и минусы профессии инженера по охране труда
К плюсам относится востребованность, обусловленная требованиями закона. Ведь руководитель компании с численностью сотрудников более 50 человек, независимо от своего желания, обязан принять на работу специалиста по ОТ. Как следствие, профессионалы с хорошим образованием претендуют на достойную оплату.
Среди минусов — большой объем бумажной рутинной работы: заполнение отчетов, актов, составление инструкций и т.д. Поэтому прежде, чем стать специалистом по охране труда, нужно определить, насколько такой вид работы подходит характеру человека.
Пошаговая организация охраны труда на предприятии работодателями: основные процедуры
Многих специалистов по охране труда, руководителей организаций и тех, кто по своей воле или неволе столкнулся с безопасностью на производстве, интересует вопрос: «Как происходит организация по охране труда на предприятии с нуля?».
И в этой материале расскажу, какой перечень документов по охране труда, должны быть по каждому этапу, как на практике организовать данную процедуру и разбор основных ошибок при подготовке документов.
Кратко остановлюсь на основных моментах нормативно-правовых актов, чтобы вы могли знать, на основании какого пункта, какого приказа и статьи трудового кодекса проводится та или иная процедура.
Документы и шаги все достаточно простые, что поможет понять, как должна строиться организация работ по охране труда на предприятии с нуля. И может показаться, что данная статья может пригодиться только начинающим специалистам по охране труда, но иногда даже для СОТов с опытом эта информация не будет лишней.
Потому что где-то можно что-то упустить, где-то можно что-то забыть, а где-то можно написать в комментариях, какой у вас был какой-то опыт по данному мероприятию, с какими трудностями вы сталкиваетесь на практике, какие предписания были, когда к вам приходила проверка ГИТ, приводите свои примеры. Обмен опытом будет полезен всем 🙂
Организация охраны труда на предприятии с нуля
Прежде чем рассказать, что из себя представляет организация охраны труда на предприятии с нуля, следует остановиться на том, что это по большому счету документы. Это важно, потому что нужно всегда соответствующей “бумажкой” прикрыть работодателя от того, чтобы у него не было проблем, штрафов.
В этой статье представлю вам структуру подготовки документов по охране труда, периодичность, расскажу, почему положение системы управления охраной труда у меня стоит не в начале, как у всех, а в конце. И начинать будем с самого простого и заканчивать самым сложным – это оценкой профессиональных рисков.
Вводный инструктаж по охране труда
Организация работ по охране труда на предприятии начинается с самой простой процедуры – вводный инструктаж, который проводится на основании п. 2.1.2 Постановления № 1/29 и, конечно же, статьи 212 ТК РФ.
Проводит данную процедуру специалист по охране труда, назначенный приказом по организации, который обязательно быть обучен в учебном центре. Если данного удостоверения не будет, то даже вводный инструктаж будет считаться недействительным.
В организации должен обязательно проводиться данный вид инструктажа по программе вводного инструктажа. Недостаточно, чтобы у вас была разработана инструкция, да она нужна, так как там есть текстовая часть, по которой вы уже подробно рассказываете сотруднику:
То есть программа проведения вводного инструктажа обязательный документ, а текстовую часть вы можете подготовить как для себя, так и для работников, которые только трудоустраиваются в вашу организацию.
И обращаю внимание на то, что даты первого рабочего дня в табеле и проведения вводного инструктажа обязательно должны совпадать, потому что бывает, что трудовой договор заключается в один день, к работам приступает сотрудник совершенно в другой день. В табеле обязательно смотрится дата первого рабочего дня и регистрации вводного инструктажа, так как работодатель не имеет права допускать работника, который не прошел инструктажи и обучение по охране труда.
Порядок организации вводного инструктажа
Итак, какие документы по охране труда необходимо разработать по вводному инструктажу в каждой организации?
Отдельное внимание стоит уделить вводному инструктажу работников сторонних организаций, которым он также должен проводиться. Рекомендую программу вводного инструктажа и лекционную часть, готовить отдельно, потому что она не такая, как для ваших трудоустроенных сотрудников.
В этом случае можно подготовить приказ о назначении ответственных за проведения вводного инструктажа работникам сторонних организаций, если это, допустим, не специалист по охране труда. Потому что бывает, что офис находится в одном месте, производственная база в другом, специалист по охране труда не может выезжать даже за 20 км каждый раз, когда приезжают подрядчики. И проводить в этом случае вводный инструктаж ответственное лицо, постоянно присутствующее на производственной базе. Но опять же, не забываем про обучение по охране труда.
Перечень документов для организации вводного инструктажа
И в этом случае, если вы пошли по этому пути, с работниками сторонних организаций, то необходимо иметь:
Представлены примеры оформления данной памятки, которую разрабатывала самостоятельно, она складывалась в буклет, и при проведении инструктажа также вручалась каждому сотруднику, который прибыл на ваше предприятие. Даже если на несколько часов, но всякое может произойти.
Плюс это очень удобно, например, для заказчиков такой уровень подготовки и организация охраны труда на предприятии показывает, что безопасности работников уделяется особое внимание. Инструктаж проводится, памятка выдается, создается соответствующее впечатление.
Пример оформления памятки для проведения вводного инструктажа
Предлагаю посмотреть видео, в котором подготовила ответы на вопросы, которые были заданы на вебинаре с ссылками на НПА, а также оставлю ссылку на свой YouTube канал, где можно узнать много полезного по охране труда.
Первичный и повторный инструктаж по охране труда
Организация работ по охране труда на каждом предприятии обязательно включает в себя первичный и повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится на основании Постановления № 1/29 и статьи 212 ТК РФ обязательно для всех сотрудников организации.
Но некоторых работников можно от данного инструктажа освобождать, то есть это, как правило, офисные сотрудники. Но это необязательно, на усмотрение работодателя, если он считает нужным проводить инструктаж всем работникам, значит, проводится всем.
Проводит первичный (повторный) инструктаж по охране труда непосредственный руководитель работника.
Обращаю на это внимание, потому что очень часто бывает так, что специалист по охране труда, особенно это в бюджетных организациях, проводит все виды инструктажей и вводные, и первичный, и повторный. Все сам. И сам подписывает. Это в корне неправильно, потому что это обязанность непосредственно руководителя, о чем сказано в п. 2.1.3 Постановления № 1/29.
Весь спектр услуг по охране труда
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Периодичность проведения повторных инструктажей один раз на шесть месяцев, но сроки могут варьироваться. Они могут быть меньше, но не больше, в зависимости от правил по охране труда.
В ПОТ, утвержденных Минтрудом может быть прописано, что периодичность проведения инструктажей один раз в три месяца. То есть нужно при составлении периодичности обратиться к правилам по охране труда, которые распространяются на вашу организацию, и посмотреть, что в данном нормативно-правовом акте указано. Далее следует закрепить срок проведения повторного инструктажа приказом по организации.
Многие проводят инструктаж по инструкции по охране труда. Да, ИОТ – это очень важный и основной документ по охране труда, но они входят в состав данной процедуры, но по факту необходима разработка самое программы, в которую вы уже включаете инструкции по охране труда по профессиям и видам работ.
В Порядке № 1/29 нет требования разрабатывать программы инструктажей на каждую должность. Может быть всего две: одна для рабочих профессий, вторая для руководителей и специалистов. Но я считаю, что это неправильно, так как придётся прописать все инструкции по охране труда в одну программу, и вообще получится какая-то ерунда. Но если вы проводите инструктажи чисто фиктивно с подписью в журнале, то это один вопрос.
А если организация охраны труда на предприятии будет строиться как надо, то и проводиться инструктаж должен реально. В этом случае лучше разрабатывать индивидуальную программу для каждой профессии. И когда придет инспектор и посмотрит программы, сразу поймет, как у вас организовано обучение по охране труда: по факту или номинально. И он уже начнет разматывать этот клубочек, все станет понятно.
Да, конечно, сейчас можете написать в комментариях, что разрабатывать программы и инструкции должны непосредственные руководители работников. Это здорово, если на самом деле так у вас в организации именно так построен процесс, потому что согласно нормативно-правовым актам так и должно быть, но по факту не везде.
К сожалению, специалистов по охране труда часто нагружают разной работой, и кто-то может отстоять свои права, а у кого-то нет другого выхода, он должен только слушать руководителя, так как боится потерять работу. Ситуации разные бывают, а тут нельзя всех под одну гребенку.
Но это лирика, вернемся к теме организация охраны труда на предприятии и конкретно к инструктажам 🙂 Дата регистрации первичного инструктажа на рабочем месте обязательно должна совпадать с датой первого рабочего дня в табеле, с первой восьмеркой. Руководитель не имеет права допускать работника до самостоятельной работы, если ему не проведен инструктаж и нет фиксации в журнале.
Это будет жестким нарушением, потому что бывали такие ситуации, когда работник, допустим, выходил на работу, а ему через неделю проводили инструктаж. Но представьте ситуацию, если за это время с ним что-то случится, произойдет какой-то несчастный случай, то тогда здесь уже по всей строгости закона, и специалиста по охране труда привлекут за недостаточный контроль в том числе.
Порядок организации первичного и повторного инструктажей
Проводится инструктаж не только со своими работниками, но ещё и он необходим для совместителей по профессиям. Допустим, работает водитель и совмещает профессию слесаря. В свободное время он, допустим, управляет служебным автомобилем, а когда загруженности нет привлекается в качестве слесаря. В этом случае ему полагается инструктаж по двум профессиям.
Так же первичный инструктаж проводится и с работниками подрядной организации, если они заняты в технологическом процессе вашего предприятия, а не сами по себе где-то работают, например, стройка идёт на вашей территории. В этом случае уже первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель этих работников.
А теперь остановлюсь на документах, которые требуются по первичному и повторному инструктажу.
Перечень документов по первичному (повторному) инструктажу по охране труда
Стажировка по охране труда на рабочем месте
Следующий этап, который включает в себя организация охраны труда – это стажировка по охране труда на рабочем месте, по которой очень много вопросов, так как четкого регламента проведения в Постановлении № 1/29 нет.
И очень много организаций, которые в принципе даже не оформляют эту процедуру документально, а в результате при проведении проверки, либо плановой или после несчастного случая, попадают на штрафы 110-130 тыс.руб.
Требуется проведение стажировки для рабочих профессий, а касательно ИТР требования в Порядке № 1/29 не прописано. Есть определенное замечание о проведении стажировки в ГОСТе 12.0.004-2015, но данный документ добровольного применения, поэтому ориентируемся на Постановление № 1/29.
Порядок организации стажировки по охране труда на рабочем месте
Проводится стажировка по охране труда для рабочих профессий, которые принимаются на работу с вредными или опасными условиях труда. Но это не только класс условий труда 3.1 и выше, следует проводить стажировку для работников, занятых на опасных работах, допустим, те же водители, сварщики, у которых может быть 2 класс. Дополнительная подготовка лишней не будет, потому как это практические навыки безопасного выполнения работ.
Назначается стажировка приказом по предприятию после проведения первичного инструктажа по охране труда и до начала самостоятельной работы. Это очень важно, например, если произошел тяжелый несчастный случай, инспектор запрашивает первым делом карту СОУТ и приказ о начале стажировки и о допуске к самостоятельной работе. Даже стажировочный лист может не потребовать, а вот эти два документа он запрашивает сразу же.
А теперь перечень документов, которые требуются для оформления стажировки по охране труда.
Перечень документов для организации стажировки по охране труда на рабочем месте
разработаю документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!
Обучение по охране труда
Обучение по ОТ – это основная процедура, которую включает в себя организация охраны труда.
От данной процедуры никто не освобождается, так как является обязательной для всех работников без исключения.
При проведении собственными силами, то лицензия не требуется, но только в рамках обучения и проверки знаний по охране труда в рамках своей организации.
Но если вы будете оказывать услуги на сторону, то здесь уже, конечно, нужна лицензия и аккредитация.
Обучение по охране труда должно проводиться по соответствующем программам для руководителей специалистов и рабочих профессий. Они разные по изучаемому материалу и объему.
Объем программы для руководителей специалистов базируется на письме Минтруда от 27 мая 2004 года N 477-7, в котором он определен 40 часов. А по рабочим профессиям нет четкого понимания, но принято, что это 20 часов. В некоторых организациях это может быть 16 или 25, на усмотрение работодателя, потому как объем для рабочих профессий определяет непосредственно работодатель, как и указано в Порядке 1/29.
Порядок организации процедуры обучения и проверки знаний по охране труда
Для проведения проверки знаний требований охраны труда, в организации должна быть создана комиссия не менее чем из трех человек. Может быть даже и девять, главное, это должно быть нечетное число.
Причем комиссий может быть в организации несколько, особенно это присуще для крупных предприятий, где может быть в каждом подразделении своя комиссия, и одна центральная.
Периодичность обучения по охране труда для руководителей и специалистов – один раз в три года, а для рабочих профессий она не определена. Многие ставят один раз в год. Почему? Потому что в правилах по охране труда по некоторым видам деятельности было написано, что обучение рабочих профессий необходимо проводить один раз в год. Например, это было раньше было в Правилах по охране труда на автомобильном транспорте. Сейчас данного требования нет.
В некоторых ПОТ данная периодичность так остается. В целом, обучение для рабочих профессий не будет лишним, потому что больше всего рисков, больше всего опасности и травматизма. Поэтому если вы проводите по факту, то лучше это делать ежегодно.
Если вы работаете, например, в школе, детском саду, где в принципе рисков как таковых нет, травматизма тоже, можно установить один раз в три года.
При проведении проверки инспектор ГИТ может уточнить, с какой периодичностью проводится обучение по охране труда, для ответа на вопрос вам нужно будет предоставить соответствующий ЛНА, на основании которого проводится обучение по охране труда для рабочих профессий один раз в три года.
Часто сталкивалась с ситуациями, когда сотрудник, увольняется и через какое-то время приходит вновь на работу, например, спустя месяц или два, погулял и решил вернуться, то вам необходимо провести все те же самые процедуры, как для вновь устроенного работника. Даже несмотря на то что у него там вводный инструктаж, первичный и обучение по охране труда не так давно проводилось.
Это новый трудовой договор, другие обязанностей, может быть даже иная профессия. Такой подход важен, потому что при расследовании несчастного случая комиссией будут рассматриваться даты в трудовом договоре и выписки из журналов, а также протокол проверки знаний. Если даты будут “не биться”, то начинают возникать вопросы.
Ведь если обучение проведено не должным образом или совсем не реализовано, то всех за это могут наказать. Именно поэтому, если работник приходит трудоустраиваться с удостоверением по охране труда из учебного центра обучения, то проверка знаний ему в любом случае требуется, так как в Порядке № 1/29 указано, что работодатель обязан в течение этого месяца провести обучение по охране труда для всех рабочих профессий и руководителей, специалистов.
Далее по разработке документов для оформления обучения по охране труда.
Охрана труда – это неотъемлемая часть рабочего процесса каждого сотрудника, такая же как подготовить и сдать квартальный отчет, или вовремя провести отгрузки заказа. Об этом работники очень часто забывают.
Перечень документов для организации обучения и проверки знаний по охране труда
Обучение по правилам оказания первой помощи
Организация охраны труда процесс бюрократический, в каком-то смысле, и если не изучать достаточно много нормативно-правовых актов, то легко можно упустить важную деталь.
Например, часто обучению правилам оказания первой помощи не придается особого внимания, так как в Постановление № 1/29 об этой процедуре очень мало информации.
Есть только небольшой абзац, в котором сказано, что обучение по правилам оказания первой помощи работников рабочей профессии должно проводиться не реже, чем один раз в год и в течение месяца со дня трудоустройства. А каким образом, в каком объеме и порядке не уточняется.
Порядок организации обучения правилам оказания первой помощи пострадавшим
Есть информация в ГОСТ 12.0.004-2015, но там также достаточно размытая информация и плюс ко всему он носит добровольное применение, то есть вы можете прислушиваться к ГОСТу, можете не прислушиваться: это на ваше усмотрение.
И ещё такой момент, в Порядке № 1/29 нет никакой информации о том, как проводить обучение правилам оказания первой помощи руководителям и специалистам.
Значит нужно его как-то организовывать и проводить. Каким образом? Возможно, разными способами:
Вы можете подходить к данному обучению так, как считает правильным и нужным для своей организации, но один из более качественных направлений, какие документы для этого нужны, я вам рассказала.
Примерный перечень документов по обучению правилам оказания первой помощи пострадавшим
Выдача средств индивидуальной защиты
Выдача средств индивидуальной защиты – это очень важный раздел, когда выстраивается организация работы по охране труда на предприятии, потому что без использования СИЗ работники подвергаются воздействию опасных вредных факторов и вероятен риск получения травмы.
Работники обязательно должны обеспечиваться СИЗ на основании приказа Минздравсоцразвития №290Н и статьей 212, 221 ТК РФ.
Причем обеспечивается спецодеждой должны те работники, у которых есть воздействие вредных и опасных факторов, загрязнения в процессе работы. Встречала такую ситуацию, когда в организациях не разрабатываются нормы выдачи СИЗ, просто есть определённый перечень, без ссылок на межотраслевой приказ. СИЗ работникам выдается, но толком никак не фиксируется. И вроде бы что-то делается, люди обеспечиваются, но официально, документально никак информация эта не учитывается.
А в приказе №290н четко сказано, что разработка норм выдачи СИЗ обязательно для работодателей. А также их необходимо вводить в действие приказом по организации, то есть вы разработали нормы на основании межотраслевых со ссылкой на пункт соответствующего приказа, далее утверждается приказом руководителя организации.
И часто жалуются, что нормы выдачи СИЗ очень большие. Допустим, слесарю не нужны резиновые сапоги, если он работает в школе, у него просто нет таких видов работы, где ему могут резиновые сапоги понадобится. Что в этом случае делать? Можно мы удалим? Нет, нельзя. Можно заменить на подобные, по согласованию с профсоюзом. Например, составить документ, что допуская замену, вы не ухудшаете условия труда работника. Но удалять ничего нельзя, есть пункт в Приказе №290н и есть разъясняющие письма Минтруда.
Порядок выдачи средств индивидуальной защиты
Выдача СИЗ должна проводиться обязательно с фиксацией в личной карточке, возможно, работник получает спецодежду по ведомости, которая заполняется бухгалтерией.
Да, это, конечно, всё хорошо, но когда приходит инспектор с проверкой, он в первую очередь спрашивает именно личные карточки, покажите мне, как у вас работники обеспечивается спецодеждой.
А если у работодателя есть пожелание улучшить условия труда работника, допустим, ему не полагается плащ для защиты от воды, а у него работы время от времени проводятся на улице и даже при неблагоприятных погодных условиях, то работодатель имеет право выдавать этот плащ. Просто нужно посмотреть примечание к приказу Минтруда № 997н. Там есть каски и плащи, и энцефалитки, и все, что необходимо.
Дополнительные обязанности работодателей при обеспечении средств индивидуальной защиты
При обеспечении спецодеждой необходимо проводить дополнительные мероприятия, про которые тоже стоит сказать, потому что это очень важно. Ведь если не будет одного из них, не будут организованы, тогда возможен штраф. Например, у вас нет сертификата на ботинки. На все СИЗы есть, а на ботинки нет.
Если вы его не можете его предоставить, сразу же в ходе проверки, то значит, вы закупили не сертифицированную спецодежду где-то на блошином рынке, и уже инспектор может и имеет полное право выписать протокол об административном правонарушении.
То же самое касается стирки и сушки, ремонта спецодежды, которые должны проводиться за счет средств работодателя. Понимаю, что очень во многих организациях данная процедура вообще никак не ведётся. То есть работники забирают, стирают спецодежду домой.
Но очень многие специалисты по охране труда переживают, как же так нам, так организовать эту работу, чтобы и работодатель был доволен и штрафа избежать?
У вас должен быть договор на стирку и сушку, ремонт спецодежды в организации, которая находится где-то рядом с вами, где вы все-таки какой-то объем спецодежды возите. Допустим, зимнюю спецодежду, которую вам работники сдают на склад для хранения. Ее можно отвозить, чтобы постирали и провели все необходимые мероприятия по ремонту. Потому что если у вас работники будут забирать СИЗ домой, стирать, и в организации не будет соответствующего договора, то тут явное нарушение НПА.
Обязанностей у работодателя перед Трудовым законодательством много, плюс ко всему – это обеспечение работников спецодеждой, которая вышла раньше срока. Например, у работника порвалась спецодежда, в этом случае он не должен покупать за свой счёт или донашивать в течение полугода.
Возможно, велась интенсивная работа, например, заказ крупный взяли и нужно работать сверхурочно, и, естественно, тогда спецодежда выйдет из строя раньше срока, в этом случае работодатель обязан работнику ее заменить.
Но если работник умышленно ее порвал, то тогда, да. Правда, это ещё тоже доказать надо. Но в целом работник не может работать в рваном костюме, с дырками и развивающими концами, потому что это может привести к травмированию.
Бывают такие ситуации, когда в бюджетных сферах деятельности спецодежду просто не хотят покупать. Информацию нужно правильно подать руководителю, допустим, директору школы. Не факт, что поможет, но стоит попробовать, ведь если не обеспечить работника спецодеждой, при проведении проверки его первого штрафуют, как должностное лицо.
Есть возможность экономить, например, обеспечив однократно работников спецодеждой, если она у них через год не выйдет из строя, будет в хорошем состоянии, то её дальше можно продлить, и не надо каждый год закупать. Тем более что в садике, в школе объемы не те, и добившись от министерства образования финансирования на несколько костюмов, руководитель защитит себя от нервных стрессов и, соответственно, от штрафов.
И теперь перейдем к перечню документов по обеспечению спецодеждой.
Это, конечно, можно сделать в приказах прописать всю ответственность, потому что знаю, что приказы читают гораздо чаще. Но тем не менее положение – такой документ, в котором можно все учесть и ничего не упустить, и всегда на него ссылаться в случае какого-либо проступка руководителя подразделения или сотрудника.
На собственном опыте знаю, что очень удобно, когда есть приказ о создании комиссии по списанию спецодежды, потому что она регулярно выходит из строя и ее нужно периодически списывать. Очень удобно, когда есть такая комиссия, чтобы без лишних заморочек, проверить дальнейшую пригодность СИЗ и в случае необходимости подготовить акт на списание.
Перечень документов для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты
Обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами
Организация работы по охране труда на предприятии включает в себя обеспечение смывающими, обезвреживающими средствами, про данную процедуру также очень часто забывают.
Руководители организаций, часто напрочь отказываются закупать смывающие и обезвреживающие средства, потому что считают, что это не нужно и не обязательно, и никто никогда этого не выявит. А может не знают о такой обязанности, не владеют информацией.
Порядок обеспечения смывающими и обезвреживающими средствами
Но на основании приказа Минздравсоцразвития № 1122Н, обеспечение работников, у которых есть трудносмываемые загрязнения – это обязательная процедура.
Понятное дело, что все обходятся, как могут: кто-то выдает, кто-то нет. Но тем не менее я считаю важным специалисту по охране труда доносить до руководителя, что данное требование есть со стороны законодательства и штраф в случае отсутствия в обеспечении составляет 130-150 тысяч рублей.
Вот, допустим, на моей практике даже была такая ситуация, когда попросил инспектор предоставить личные карточки выдачи смывающих и обезвреживающих средств, и среди кучи карточек год он не увидел одной-единственной подписи работника.
Инспектор сказал: “Если вы не сможете подтвердить, что ваш работник был на больничном, либо в отпуске, то придется составить протокол о правонарушении”.
Обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами должно осуществляться каждый месяц, а если работник уходит на две недели в отпуск, то в этом случае, выдается пропорционально отработанному времени.
И то же самое было по сертификатам: “Предоставьте сертификаты на смывающие”. Сертификаты были на всё, кроме крема. В случае отсутствия данного документа инспектор ГИТ, готов был выписать штраф. Но мы предоставили его в ходе проверки, быстро запросили у организаций, которые работали.
Теперь по перечню документов, которые должны быть разработаны по смывающим и обезвреживающим средствам:
Перечень документов для обеспечения смывающими и обезвреживающими средствами
Медицинские осмотры работников
Следующая важная процедура в организации работ по охране труда – это медосмотры, который проводится для работников, занятых в опасных, вредных условиях труда, либо на определенных работах.
Вся информация о том, какие это опасные и вредные факторы по результатам СОУТ и определенные виды работ содержатся в приказе Минздрава №29н, которым мы руководствуемся при направлении работников.
Порядок проведения медицинских осмотров
Остановлюсь на основных ошибках, с которыми сталкиваются специалисты по охране труда.
По результатам предыдущего вебинара, записала несколько видео с ответами на вопросы, где подробно ответила на многие из них.
YouTube канал по охране труда
Перечень документов необходимых для организации обязательного медицинских осмотров:
Перечень документов для проведения медицинских осмотров работников
Обязательные психиатрические освидетельствования
Про обязательное психиатрическое освидетельствование (ОПО) нельзя забывать. К тому же в приказе Минздрава №29Н есть информация о том, что при направлении работника на предварительное медицинский осмотр необходимо иметь при себе решение врачебной комиссии.
Столкнуться с проблемой отсутствия данного документа при прохождении предварительного медосмотра, возможно, и не придется, так как им в принципе без разницы, придет работник с этим психиатрическим освидетельствованием или нет.
Бывают ответственные сотрудники медучреждения, которые видят, что в данной должности решение врачебной комиссии обязательно должно предоставляться, будут требовать и без него не примут, не оформят прохождение медицинского осмотра.
Обязательное психиатрическое освидетельствование обязательно должно проводиться для работников, занятых на определенных видах работ и для тех работах, где есть воздействия вредных и опасных веществ или факторов. Этот перечень приведен в Постановлении Правительства № 377.
Порядок проведения обязательных психиатрических освидетельствований работников
Вам необходимо обратиться именно к картам спецоценки, посмотреть, какие вредные факторы и вредные вещества там указаны, а также учесть виды работ.
Периодичность направления работника на ОПО – один раз в пять лет. Но если сотрудник трудоустраивается с действующим решением врачебной комиссии, то можно с ней принять на работу. При данном обследовании нет перечня врачей, как при проведении медосмотра, а только лишь энцефалограмма и решение врачебной комиссии.
Но документов, которые должны быть разработаны по ОПО по перечню документов в НПА нет. Поэтому рекомендую, основываясь на опыте, готовить:
Перечень документов необходимых для проведения обязательных психиатрических освидетельствований
Положение о системе управления охраной труда
Почему я начала свою статью не с системы управления охраной труда? Почему располагается в самом конце статьи?
Все процедуры, на которых строится организация охраны труда, ранее перечисленные в статье, входят в состав системы управления охраной труда по Приказу Минтруда № 438н.
А когда вы приходите в организацию, где нет ни одного документа по охране труда, то вы начинаете строить систему управления охраны труда шаг за шагом.
В первую очередь стоит разработать будут инструкции по охране труда, программы и приказы.
Ведь менталитет русского человека таков, что будет выполнять требования приказа в первую очередь, а потом уже положения какого-то.
То есть если у вас будут выстроены все приказы по охране труда, которые мы в этой статье, то тогда и положение о системе управления охраны труда будет написать проще.
Тем более если вы только что пришли в организацию, вы с ней не знакомитесь с ней, то разрабатывать положение о СУОТ будете несколько месяцев. А основная работа – это проведение и контроль инструктажей и обучения будет “стоять”.
Сейчас положение о системе управления охраной труда – это очень важный документ, который обязательно должен быть в организации. И не просто так лежать на полке, но и функционировать.
Порядок разработки положения о СУОТ
Но если вы разрабатываете документы с нуля, то не надо данное положение ставить в приоритет, в самую первую очередь, потому что у вас, помимо разработки вот этих вот всех предыдущих документов, будет накидываться ещё задачи какие-то, письма с администрации “прилетать” и так далее. Вы, кроме положения о СУОТ, которую будете разрабатывать полгода, а все предыдущие документы никогда не сделаете. Придёт проверка, получит организация штраф, и руководитель вас и премии лишит, и крайним еще останетесь.
Поэтому хочу сказать, что создание СУОТ и положения для всех организаций – это правильно и обязательно.
Какие документы должны быть касательно СУОТ:
Все эти три документа они должны быть у вас в обязательном порядке, потому что когда приходит проверка по чек-листу ГИТ № 31 запрашиваются и если у вас их не будет, то это уже нарушение порядка и соответственно штраф 50 – 80 тыс. руб.
Перечень документов для организации системы управления охраной труда в организации
Следует сказать, что регламентированного срока пересмотра положения о системе управления охраной труда нет.
Но если произошли какие-то изменения в технологическом процессе, например, закупка нового оборудования, новые должности ввели в штат, изменился сам технологический процесс – его модернизировали, то необходимо положение СУОТ пересмотреть.
проведу оценку профессиональных рисков за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Оценка профессиональных рисков
Оценка профессиональных рисков – самая сложная процедура, которая должна проводиться для каждого рабочего места, даже для офисного.
Основанием является приказ Минтруда № 438Н, статья 212 ТК РФ и скоро выйдет обновленный раздел 10 ТК РФ. А также во всех правилах по охране труда, утвержденных Минтрудом введена информация о том, что обязателен расчет профессиональных рисков.
Порядок проведения оценки профессиональных рисков
Оценка профессиональных рисков – это достаточно долгая процедура и недостаточно разработать только документы и карты, положить на полку и успокоиться. Это неправильно!
Необходимо ознакомить работников с каждой картой ОПР, а также всех трудоустраиваемых сотрудников. Также нужно наблюдать за изменениями, которые могут происходить в технологическом процессе, например, вводится новое оборудование, улучшение или ухудшение условий труда работников. В этих случаях оценку профессиональных рисков следует пересматривать.
А какие документы необходимо разрабатывать при оценке профессиональных рисков?
Перечень документов подготавливаемых по результатам оценки профессиональных рисков
Основные выводы
Организация охраны труда на предприятии с нуля нужно требует достаточно много усилий и на это уйдет немало времени, поэтому в этой статье постаралась максимально упростить вашу задачу.
Но не стоит забывать, что это не весь перечень документов, а только основная его часть. Есть еще и дополнительные мероприятия, например,обеспечение аптечками, проведение специальной оценки, проведение работы на высоте, в замкнутых пространствах, электробезопасность.
Но в любом случае, надеюсь, что я смогла показать вам вектор по разработке документов для своего предприятия с нуля, а если у вас остались вопросы или есть что добавить, напишите в комментариях, будем разбирать. А если потребуется помощь, обращайтесь.
Желаю вам безопасной и эффективной работы!
разработаю документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!