С чего начать работу копирайтером без опыта

Как стать копирайтером с нуля и с чего начать: пошаговая инструкция

Можно ли заработать на текстах, когда всем нужны аналитики и разработчики. Разбираемся в вопросе вместе с реальными копирайтерами. Пошаговая инструкция о том, как стать копирайтером с нуля

Кто такой копирайтер и чем он занимается

Копирайтер создает коммерческие тексты: статьи для блогов, посты в соцсетях, описания для карточек товаров и сценарии для вебинаров. Эту статью тоже написал копирайтер.

Вы встречаете работу коммерческих писателей каждый день. Искали рецепт блинов, а наткнулись на «портянку» текста с историей этой еды, ее месте в культуре и чуть-чуть про сам рецепт? Тут поработал копирайтер-новичок. Есть и другая сторона, например, подборки в «Яндекс.Такси». Они краткие и интересно написаны – писал профессионал.

Текст бывает разный, поэтому рано или поздно копирайтер становится профессионалом в определенной нише. Если условно разделять копирайтинг на подвиды, получится такой список:

Станьте копирайтером или коммерческим редактором на онлайн-курсе «Копирайтер и коммерческий редактор».

Сколько зарабатывает копирайтер – экономика на пальцах

Еще 5 лет назад у копирайтинга был ореол цифровых чернорабочих. Якобы они работают за копейки, много и вообще не имеют права голоса – что заказчик сказал, то и делают. Сегодня репутация профессии выровнялась, но биржи с тарифами 150 руб. за текст никуда не делись.

Для примера рассмотрим экономику статьи для блога. Вариант условный, но отражает суть создания инфопродукта.

Что обычно закладывается в стоимость статьи в блоге

SEOЧтобы понимать, как «подружить» статью с поисковыми запросами
Написание текстаТруд копирайтера
Графика к материалуОтрисовать таблицы, обложку и другую графику
Вычитка и редактураЧтобы статья отвечала общему тону блога и компании
ВерсткаСтатья должна быть читаема с любого устройства
ДистрибуцияДоставить материал до читателя

Допустим, компания планирует выпускать статью за 10 тыс. рублей. Значит, хороший автор может рассчитывать на 3-4 тыс. рублей. За таким копирайтером не нужно исправлять ошибки, он уже позаботился о графике и разбил текст на метки для верстки.

В стандартной ситуации начинающий копирайтер получит за работу до тысячи руб. И это нормально, ведь он занимается только текстом.

Кратчайший путь получать в месяц 100 тыс. рублей и больше – повышать ценность как специалиста. Достичь этого можно двумя сценариями:

Естественно, варианты можно сочетать.

Если сравнивать копирайтинг с IT, то на старте заработки находятся в разных вселенных. Копирайтер может научиться новым инструментам, дорасти до редактора или медиаменеджера. Тогда реально зарабатывать 200 тыс. и больше.

Где копирайтеру найти заказы

Коммерческие заказы публикуют на биржах и тематических сообществах соцсетей и мессенджеров. Начнем с первых.

Биржи

С чего начать работу копирайтером без опыта

Выполнение этих требований позволит заработать 80 рублей за страницу А4. Скриншот text.ru

Биржа подойдет, чтобы освоиться с азами и наполнить портфолио. Крупные заказы там публикуют редко. Вот популярные площадки: kwork, text.ru, etxt.ru, advego, copylancer.

Группы и каналы с вакансиями

Теперь сообщества и каналы в телеграме:

Где находят заказы практики

Прошла обучение — работала по рекомендациям и наработала постоянных клиентов.
Ольга Мокшина, медиаменеджер в VK цифровые технологии:

С чего начать работу копирайтером без опыта

« Раньше я работала журналистом в провинциальных СМИ: платили мало, требовали много, перспектив не было. Думала, что делать, и поняла – проще всего перейти в коммерческую сферу. Отучилась на курсах копирайтинга и стала искать заказы.

Начинал с биржи — помогла «сарафанка»
Денис Дементьев, копирайтер-фрилансер:

С чего начать работу копирайтером без опыта

« С детства зачитывался книгами и журналами. Как-то сразу пришло осознание, что мир слов – это родственный мне мир. Шесть лет назад отправил свой первый коммерческий текст на проверку.

Хотела смыслы, а не просто тексты — пошла учиться и работать копирайтером
Ольга Ильина, штатный копирайтер:

«Мой стаж в копирайтинге меньше года. До этого несколько лет работала контент-менеджером в веб-студии. Заказывала тексты у фрилансеров-копирайтеров и наполняла ими сайты. Почти всегда это были «заглушки», а хотелось больше смысла и пользы. Раз не смогла найти этого у других, пошла учиться сама.

Заказы искала в телеграм-каналах, но успела поработать только с одним заказчиком. После устроилась в офис на полный день и буквально потонула в текстах. Копирайтинг – это не про творчество. Скорее про то, как доносить информацию быстро и понятно».

Как стать хорошим копирайтером

С чего начать работу копирайтером без опыта

Ольга Мокшина, медиаменеджер в VK цифровые технологии

«Самое главное – научиться мыслить не текстом, а продуктом. Что это значит? Допустим, маркетолог хочет запустить тест для прогрева аудитории. Для решения этой задачи недостаточно просто придумать вопросы и ответы. Нужно решить, где этот тест опубликовать, как сверстать, откуда взять трафик и, самое главное, что этот тест даст бизнесу. Умение видеть проект целиком как раз отличает редактора от копирайтера.

Еще важно развивать soft skills – умение общаться с людьми и работать в команде. Больше всего редакторам платят в корпорациях, но работа там отличается от сотрудничества с малым бизнесом. Один текст согласовывают несколько человек, и у каждого свои замечания и предложения. Важно суметь со всеми договориться, и в итоге выпустить контент».

С чего начать работу копирайтером без опыта

Кристина Каримова, копирайтер-фрилансер

«Я начала заниматься копирайтингом в начале 2018 г. в декрете. По профессии я пиарщик, поэтому всегда много работала с текстом. Плюс помогала друзьям с постами, проводила интервью, готовила рекламу и вела сообщество по отделке квартир у мужа.

Однажды ко мне обратился знакомый и попросил написать несколько уникальных текстов для сайта его бизнеса. Так вышло, что город у нас небольшой, и ко мне начали обращаться знакомые знакомых, крупные фирмы, магазины, блогеры, агентства недвижимости. Затем мои контакты разлетелись по их знакомым из других городов. На биржах копирайтинга никогда не размещалась.

Начинающим копирайтерам рекомендую быть в тренде, следить за другими авторами, читать художественную литературу, ценить свой труд, соблюдать сроки и не бояться брать предоплату. А еще ночами спать, а не работать (как я)».

Обучение копирайтингу с нуля

Курсы

На рынке много курсов, которые помогут научиться копирайтингу с нуля. Как правило, они рассчитаны на новичков и тех, кто планирует перейти из другой профессии. Стоимость и продолжительность обучения сильно разнятся. Стоит понимать: копирайтинг – полноценная профессия и освоить ее за неделю вряд ли получится.

Рекомендуем обратить внимание на такие вещи:

На курсе Контур.Школы по копирайтингу и коммерческому редактированию разбираем, как собирать материал, работать со стилем, грамотно визуализировать данные; изучаем форматы текстов и работу продуктовой редакции.

На одной из тем курса эксперты рассказывают, как искать хорошие заказы на фрилансе. Такая информация очень полезна начинающему специалисту.

Самообразование

Копирайтинг с нуля по книгам – реальный сценарий входа в профессию. Личное наблюдение: примерно 3 из 10 знакомых авторов прочитали «Пиши, сокращай», бесплатно помогли знакомым, сформировали портфолио и нашли коммерческие заказы.

Вот список полезных книг, которые мы читали сами и рекомендуем вам:

С чего начать работу копирайтером без опытаРаботы Максима Ильяхова. Какой текст по копирайтингу без «Пиши, сокращай»? Это основа, которая поможет сориентироваться в мире коммерческих текстов. После стоит изучить «Ясно, понятно» и «Новые правила деловой переписки». Еще 90% вакансий содержат требование «знание инфостиля», что можно перевести как «читали Ильяхова».

С чего начать работу копирайтером без опытаУильям Зинсер, «Как писать хорошо: Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов». Монументальная работа, расставляющая четкие границы между коммерческим и художественным текстом. Помогает копирайтерам ценить свой труд и не стесняться просить за него больше.

С чего начать работу копирайтером без опытаНиколай Кононов, «Автор, ножницы, бумага». Обязательно к прочтению для авторов, работающих с лонгридами и сложными инфопродуктами. После прочтения поймете, почему человеческие истории важны для любого текста.

С чего начать работу копирайтером без опытаИрина Левонтина, «Русский со словарем». Обычно рекомендуют «Слово живое и мертвое» Норы Галь или «Как писать книги» Стивена Кинга, но мы пойдем другим путем. Галь – профессионал, но ее труд пригодится крайне узкой аудитории, а работа Кинга на 90% состоит из описаний детства. Ирина Левонтина покажет, что главное в языке, чтобы тебя понимали правильно. Как вы этого достигаете – вопрос второго порядка.

Ошибки начинающих копирайтеров

Большинство ошибок начинающих авторов появляются из-за 3 «грехов», от которых лучше поскорее избавиться.

1. Спешка

В копирайтинге реально зарабатывать 120 тыс. рублей и больше, но это будет не сразу. Если нужно 70 тыс. рублей со старта, вероятно лучше обратить внимание на IT-специальности.

Также стоит откинуть парадигму «Если за текст платят смешные деньги, то и стараться не нужно». Когда автор решает брать количеством, появляется безграмотность, пренебрежение к фактам и «вода». Если заказчика провести можно, то самого себя – нет. Со временем лень входит в привычку, и копирайтер просто не может выдать адекватное качество материала.

2. Слепое следование ТЗ

Есть 2 подхода во взаимодействии с клиентом: решать задачу или следовать техническому заданию. Фокус вот в чем: техническое задание отражает видение проекта заказчиком. У него в голове сложился образ, и он пытается его передать. Скорее всего, реальные потребности гораздо шире, и нормально, когда исполнитель задает дополнительные вопросы.

Некоторых клиентов раздражает любопытство копирайтера. Таким, как правило, нужен просто «текст-заглушка». Остальные оценят.

3. Излишняя концентрация на инфостиле

За шесть лет инфостиль успел обрасти собственными штампами, о чем писал его главный амбассадор Максим Ильяхов. Сложилась двоякая ситуация. Начинающим авторам инфостиль и сервис «Главред» помогут избавиться от словесного мусора. Также заказчики требуют соблюдения хотя бы 8 баллов по «Главреду». Однако слепое следование ранним работам Ильяхова приводит к сухости языка.

Поэтому рекомендуем «Русский со словарем». Книга «вправляет мозг» и раздвигает границы в использовании языка.

Учитесь копирайтингу вместе с Контур.Школой!

Также мы приглашаем вас на курс «Копирайтер и коммерческий редактор». Посмотреть программу, расписание обучения и стоимость можно на странице курса. В шпаргалке к статье можно посмотреть одну из презентаций лекторов – оцените пользу и доступность информации, возьмите на вооружение практические советы.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Как стать копирайтером с нуля 544 КБ

Презентация курса «Копирайтер и коммерческий редактор». Как работать над текстом. Метод облаков 922.2 КБ

Источник

Как я нашла первых заказчиков – простые способы простого копирайтера

«Обязательно предлагайте свои услуги копирайтера напрямую клиентам», – говорят одни гуру копирайтинга на вебинарах и мастер-классах.

«Никогда не лезьте в холодные продажи. Вас отправят в бан», – убеждают со знанием дела другие гуру.

В результате всего двух месяцев поиска у меня появились постоянные платежеспособные клиенты. В этой статье я расскажу о моем опыте холодных продаж.

Как подготовиться к поиску заказчика

Для начала советую значительно занизить планку ожиданий, а именно:

Время – самый необратимый ресурс. Постарайтесь расписать, когда и что вы делаете хотя бы примерно. Через неделю вы обнаружите, что это разумно и работает едва ли не на уровне мышечной памяти.

Распишите услуги и их стоимость

Первое, что я сделала: расписала горизонтальную и вертикальную линейку услуг.

В горизонтальную линейку вошли все виды услуг, которые я могла на тот момент оказывать: от пресс-релизов (а их много видов) до серии постов в социальных сетях.

В вертикальной – все услуги по этапам, по временным затратам. Например, пресс-релиз включал на тот момент 8 этапов работы, сейчас больше.

Я рассчитала сумму, которую планировала заработать в ближайшие 2-3 месяца.

Подсчитав наиболее важные расходы, поделила их на количество дней, которые готова посвятить работе, чтобы примерно понимать, как соотносятся мои желания с моими возможностями и сколько стоит час моей работы.

Важно! Если будете так планировать, не закладывайте 14-16 часов работы. Найдите время для себя. Это звучит банально, но помните название классического фильма «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Заложите в ваш график и прайс здоровый эгоизм. Для начала просто высыпайтесь.

Определите аватар заказчика

Для меня, кроме платежеспособности, еще важно желание идти на контакт. Я не ярая сторонница брифов. Далеко не каждому заказчику удобно его заполнять. Если необходимо, я спокойно переговорю голосом, задам основные вопросы. Конечно, предварительно узнав, как именно удобно общаться заказчику.

С чего начать работу копирайтером без опыта

Составьте персонализированное письмо

У меня до сих пор нет единого шаблона. Возможно, если бы был, и писем было бы больше, однако есть ли смысл в количестве?

Я изучала данные, для кого писала, и старалась максимально персонализировать мои «письма счастья».

С чего начать работу копирайтером без опыта

Конечно, составление такого письма требует изучения аккаунта/сообщества потенциального клиента. Зато по нему видно: вы хотите сотрудничать, а не пересылаете очередное обезличенное послание. На мой взгляд, количество отправленных писем далеко не всегда гарантирует получение работы.

Уверена, письмо в стиле «могу в копирайтинге» быстрее отправится в спам и вызовет раздражение, чем персонализированное.

Переводите в преимущество предыдущий опыт работы

Например, я работала руководителем пресс-службы администрации города N – значит, знаю, как писать пресс-релизы и искать инфоповоды.

Диссертацию писала на кафедре документоведения и информационной культуры. Что это дает? Могу работать с большим объемом информации, скрупулезно изучаю источники.

И даже не думайте, что вы ничем не отличаетесь от других. Ищите и прорабатывайте преимущества сотрудничества именно с вами.

Когда портфолио практически не было, я в «Google Документах» писала статьи, посты на релевантные темы и посылала потенциальным заказчикам. Многие говорят, что это не серьезно. В ответ могу сказать: «Вам шашечки или ехать?»

Я не могла дать гарантии, что только мой текст даст вау-эффект и продажи вырастут так, что менеджеры будут отбиваться от настойчивых клиентов. Это весьма щекотливый момент. Не всегда менеджеры отдела продаж могут провести правильно через все пять этапов продаж и т. д. Да, текст – это тоже инструмент продажи, при этом сам процесс продажи сложный. Гарантировать, что здесь и сейчас будет высокая конверсия, по-моему, рискованно.

А вот уметь работать в команде, предлагать идеи, тестировать, прослеживать все этапы эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный – можно и нужно.

Продумайте подпись

Потенциальный клиент должен видеть реальное фото, имя, фамилию.

Можно много спорить о том, что срабатывает самая яркая картинка на грани фола. Я рассуждала незатейливо: «Реальное фото повышает уровень доверия. Последнего в холодных продажах как раз и нет».

Я и сегодня встречаю разные варианты подписи: от традиционного «с уважением» до креативного «счастья, здоровья и жирных заказов».

Я переделывала свою подпись несколько раз.

С чего начать работу копирайтером без опыта

Я думаю об удобстве потенциального заказчика или работодателя и предлагаю несколько способов связи. По моему опыту, по электронной почте связывалось мало людей.

Кому предлагать услуги копирайтера

Агентства

Я набирала в поиске «диджитал агентство» или «контент-агентство». Сознательно выбирала компании не на первых страницах поиска.

Рассуждала так: «У этих агентств и так очень много авторов». Не утверждаю, что это самая верная тактика.

Находила раздел «Контакты» или «Вакансии» и отправляла предложение о сотрудничестве.

Внимание! Не палите пушкой по воробьям. Думаю, что не самый лучший вариант отправлять письма просто наибольшему количеству агентств.

Далее изучала информацию о потенциальном заказчике. Меня отпугивали

У каждого свой список маркеров, со временем он дополняется.

Будьте готовы к таким ответам! Пару агентств в ответных письмах мне сообщили, что я могу писать лендинги по 70 руб.за 1 000 символов без пробелов. Никакого анализа, никакой головной боли, связанной с маркетингом. Главное – уложиться в 3 000 символов, 95 % уникальности, спама должно быть ниже 30 %, «воды» меньше 20 % (не забываем «прогнать» через «Главред» и «Тургенев»).

Оба агентства сразу отметили, что стоимость в ближайшие месяцы поднимать не будут. Зато для меня прекрасная новость – работы много!

Однако здесь было три значимых для меня «но»:

Часто я получала и вполне адекватные, на мой взгляд, ответы, например: сейчас в работе есть срочный проект, свяжитесь, координаты. Или сообщали, что внесли меня в список потенциальных исполнителей.

Допускаю, что у ряда агентств есть такие заготовки, они отправляют их авторам. Может меняться только текущий проект.

Важно! Не ждите ответа, куда бы вы не отослали письмо. Опыт предыдущих работ (ТРК, пресс-служба, вуз) показал, что обычно отрицательные ответы не подразумеваются. Это занимало бы крайне много времени. А вот если по каким-то параметрам вы заинтересовали, то с вами свяжутся.

Бренды

Их гораздо больше, чем мы предполагаем. Я составила список, с какими товарами/услугами хотела бы работать, мониторила соцсети. Например, мне понравился аккаунт белья ручной работы. Но в нем нет хороших текстов.

Я написала в личные сообщения группы «ВКонтакте», напрямую связалась с владельцами бизнеса. К письму приложила два текста. Мне ответили на следующий день. Заказчикам понравилось, и они сразу же предложили оплату и сотрудничество.

Я запомнила из детства, что ходить в гости с пустыми руками неприлично. Здесь же я гость незваный и непрошеный, логично, если я приду с текстами специально для этого аккаунта или сообщества.

Как искать заказчика среди брендов?

Вбиваете в поисковик, что вас интересует, указывая соцсеть.

С чего начать работу копирайтером без опыта

С чего начать работу копирайтером без опыта

Уверена, многим не хватает достойного описания товара

Бесспорно, не надо просматривать все результаты. Проявите смекалку, уточните город, материал, из которого шьют, и т.д. Небольших локальных брендов сейчас даже больше, чем два года назад. Локдаун перевел малый бизнес в интернет. Кто раньше об этом только задумывался, тому пришлось-таки идти в онлайн.

Эксперты и лидеры мнений

Психологи, юристы, риелторы и представители других профессий успешно монетизируют собственные знания и навыки в соцсетях.

Если пишете такому человеку (например, эксперту в психологии), резонно не обезличивать себя: «Мамочка двоих очаровательных детей, могу в воспитании». А, например, написать так: «Воспитываю мальчиков-погодков. Одному три года, другому – четыре. Знаю на личном опыте, как сделать так, чтобы старший сын не ревновал к младшему».

Когда я нашла на просторах интернета аккаунт одного психолога, то в письме призналась, что профильного образования по психологии у меня нет, однако пять лет была зав. кафедрой педагогики и психологии (фото записи из трудовой книжки приложила), кандидат наук, доцент (скрины документов также приложила), под моей редакцией и с моим участием делался ряд учебных программ по психологии, и по результатам его прямого эфира в «Инстаграм» написала пост. Отправила письмо утром, а уже вечером в «Телеграм» написала его помощница.

Личный опыт всегда интересен. Загляните внимательнее в ящички своей памяти.

К слову, бренды, эксперты и лидеры мнений мне отвечали быстрее и охотнее, чем агентства.

Мои результаты холодных продаж

В течение двух месяцев я ежедневно не только отправляла предложения, но и отмечала, сколько ответов получила, как долго ждала. Мне было важно понять эффективность, стоит ли продолжать.

За 61 день я разослала 127 писем. В первые два месяца получила 25 ответов. В течение последующих 6 месяцев получила еще 4 письма.

Таким образом, 127 писем – 29 ответов. За два месяца конверсия – 20 %. Всего – 23 %.

Почему? Все просто. Часто мне отвечали, что в данный момент проектов свободных нет, понадобится помощь – напишут. И даже через 5-6 месяцев писали.

Появились ли реальные заказчики? Да.

Из 25 компаний я продолжила сотрудничество с четырьмя. Из них два аккаунта в «Инстаграм». Писала для каждого более полугода. Причина расставания банальна: стоимость моих услуг выросла, пост уже не стоил 250 рублей.

С небольшим агентством сотрудничали почти 8 месяцев. Причина расставания уже знакомая – выросла стоимость моих услуг.

А с экспертом-психологом работаем до сих пор. Стоимость моих услуг тоже растет.

Почему только два месяца? Постепенно образовался ручеек заказчиков. Я откликалась на вакансии. Все окружение, от косметолога до парикмахера, знали, чем я теперь занимаюсь, и от них, их знакомых стали поступать заказы.

Бонус: как бороться со страхом получить отказ

На мой взгляд, страх – это нормально. Благодаря ему мы чувствуем опасность, у нас срабатывает инстинкт самосохранения. Глупо винить себя за то, что обеспечивает выживание.

У меня есть методика, которая срабатывает всегда.

Представьте самое невероятное развитие событий. На вас наорут, ударят наотмашь, бросят через бедро на глазах у многотысячной толпы – что еще подскажет госпожа Фантазия? Многое отметается сразу же.

В онлайне этого не случится. Даже вашу реакцию: боль, разочарование и т. д. на малоприятный ответ или молчание – увидят единицы, скорее всего, только семья.

Вам не надо будет улыбаться и мило продолжать беседу, как, например, мне приходилось делать до удаленки. А это дорогого стоит.

Источник

Как стать копирайтером: от новичка до высокооплачиваемого профессионала

С чего начать работу копирайтером без опыта

19 минут на чтение

С чего начать работу копирайтером без опыта

Я стала копирайтером в 2011 году. Тогда эта профессия для многих была незнакомой, экзотической. Сейчас фразой «я — копирайтер» никого не удивишь. Но вокруг профессии по-прежнему много мифов, самые распространенные из которых «копирайтер клепает статьи за копейки» и «копирайтером может стать любой, кто писал сочинения на пятерки».

Расскажу, чем на самом деле занимаются копирайтеры, сколько зарабатывают, как стать копирайтером с нуля — где учиться, искать заказчиков, какие навыки нужны и как достичь успеха в профессии.

Кто такой копирайтер, как стать копирайтером

Термин «копирайтер» пришел к нам с Запада. Первые копирайтеры занимались разработкой слоганов, сценариев для роликов, рекламных посланий. Сейчас копирайтерами называют тех, кто создает тексты для бизнеса. Это не всегда прямая реклама, которая призывает купить здесь и сейчас. Статья в блоге компании тоже может быть полезной — работать на доверие и лояльность, подогревать интерес к услугам.

Важно понимать: текст сам по себе никому не нужен — он должен решать задачи бизнеса. Именно такие тексты создает копирайтер.

Типичные виды текстовРешаемые задачи
Тексты для многостраничных сайтовЗаинтересовать посетителя остаться на сайте, вызвать доверие и желание сотрудничать с компанией, сформировать имидж, стимулировать изучить продукты или услуги, сделать заказ.
Тексты для одностраничных сайтов (landing pages)Продать товар, услугу, инфопродукт, подписку на рассылку здесь и сейчас.
Коммерческие предложенияПродать товар, услугу, сотрудничество здесь и сейчас, привлечь новых клиентов.
ПрезентацииПрезентовать компанию, сформировать нужный имидж, показать преимущества.
Тексты для рассылок (email, мессенджеры)Сформировать или подогреть интерес к продуктам или услугам, снять возражения, продать.
СтатьиПоказать экспертность и вызвать доверие, заинтересовать аудиторию продуктом или услугами.
Посты в соцсетяхПоказать экспертность, вызвать доверие, вовлечь аудиторию в диалог, продать продукт или услугу.

А еще важно понимать, какие именно тексты нужны тому или иному бизнесу, как они работают в системе. При этом не обязательно уметь создавать все виды текстов — можно выбрать узкую специализацию.

Копирайтинг как неплохой бизнес с нуля

Копирайтер может работать как фрилансер (сам на себя) или в штате компании, копирайтингового агентства. Фриланс можно считать бизнесом, ведь специалист сам привлекает клиентов, продает свои услуги и получает прибыль. Чтобы достичь успеха, вам придется быть не только копирайтером, но и маркетологом, продажником, бухгалтером.

Возможен ли копирайтинг с нуля? Смотря что под этим понимать. Да, для работы копирайтером не нужно образование филолога или журналиста. Но чтобы начать работать, а главное, зарабатывать, понадобятся и знания, и навыки. При желании и упорстве возможно все, но путь «под пальму» не будет таким простым, каким обещают продавцы некоторых курсов.

Как стать копирайтером: с чего начать

Не представляете, как стать копирайтером без опыта? Не переживайте, все когда-то были новичками и начинали с нуля. Даже такие маститые редакторы, как Ната Заяць.

С чего начать работу копирайтером без опытаНата Заяць, редактор в Академии интернет-маркетинга Webpromoexperts, копирайтер.

«Если бы я знала, насколько конкурентна среда коммерческих писателей, как на самом деле тяжело здесь пробиться, я и не начинала бы.

Почему-то мне в голову не приходило погуглить «как стать копирайтером». Я начала вход в профессию … с сайтов по поиску работы. О существовании бирж я тогда даже не догадывалась, поэтому так до сих пор ни на одной не зарегистрирована, кроме биржи Главреда, уже как редактор.

Искала вакансии и выписывала то, за что готовы платить. Составила свое кривенькое резюме, прилепила самую красивую фотографию. Обложилась словарями и … начала искать заказы. Высылала свое резюме работодателям.

Сначала меня взяли рерайтером новостей. Год я проработала в странном информационном портале, где должна была делать 10 рерайтов новостей про спорт, жизнь звезд, политику. Требования к оригинальности и верстке были высокими. Пришлось научиться обманывать адвего и HTML. От этой работы осталась ненависть к рерайту (попробуйте переписать короткую заметку о футбольном матче, сохраняя все термины, но при этом со 100% оригинальностью). И любовь к политике. Я так много читала разные новостные СМИ, что буквально чувствовала что опубликуют, когда, и где эти новости берут. Через год тотального мониторинга ты знаешь кто и где премьер-министр, почему позавчера были разборки в МИДе и сколько человек погибло в авиакатастрофе.

Дальше была работа над детским магазином игрушек и одежды. Здесь я впервые столкнулась с SEO и начала изучать, как работают поисковые системы. Я писала статьи для «Миралинкс», сайта, гостевые для мамских порталов. Было весело, но оплата труда никак меня не вдохновляла.

Идея поучиться на курсах пришла только тогда, когда я проработала уже года два. Мне помогла моя более опытная подруга, Алина Самульская-Холина. Она подсказала, куда пойти учиться.

Учиться мне понравилось. Я увидела некий рывок.

А дальше я просто стала работать сначала блогером, потом редактором в Академии WebpromoExperts. Сейчас я 80% времени редактирую тексты и работаю с авторами. Но чтобы не терять хватки, я научилась писать тексты для лендингов и делать прототипы, разрабатывать КП, писать сценарии для роликов, вести каналы в Telegram, придерживаясь определенного тона голоса, писать подводки и задорные посты, цепочки писем. А чтобы понимать, о чем же пишут дигитал-авторы, я прошла несколько курсов — по SEO, SMM, контент-маркетингу. Ну и по редактуре, конечно.

У каждого успешного копирайтера или редактора своя история. Я советую начать с обучения. В процессе учебы написать первые тексты. Затем подготовить инструменты для самопрезентации — собрать портфолио, составить резюме, заполнить профили в социальных сетях. И, наконец, искать заказчиков».

Обучение копирайтингу с нуля

В университетах на копирайтеров не учат. Придется заниматься самообразованием, причем постоянно — сфера очень динамичная, нужно быть в курсе тенденций. Хорошая новость: учиться можно бесплатно, особенно на начальных этапах. Качественных материалов по копирайтингу — книг, блогов, каналов, курсов — предостаточно. Вот некоторые из них.

Книги по копирайтингу

Рекомендую начать с этих:

Блоги и рассылки копирайтеров и агентств

Даю ссылки на статейные блоги. В них вы легко найдете форму подписки на рассылку:

YouTube каналы

Если любите смотреть видео, обратите внимание на эти каналы:

Telegram каналы по копирайтингу и редактуре

Для любителей небольших, емких заметок, которые приходят прямо в мессенджер:

Группы в соцсетях

В группах много полезного — вы не пропустите толковые статьи и анонсы мероприятий, конференций, писательских квестов, сможете познакомиться и пообщаться с коллегами, задать вопрос. Вступайте и осваивайтесь:

Бесплатные курсы по копирайтингу

А в этой статье вы найдете обзор курсов по интернет-маркетингу, которые тоже пригодятся копирайтеру.

Платные курсы по копирайтингу

Не буду перечислять конкретные курсы — их множество по самым разным направлениям. Рекомендую сначала изучить доступные бесплатные материалы, присмотреться к тренерам, а потом покупать их платные продукты. Обращайте внимание на опыт тренера, подходит ли вам манера изложения информации, что говорят о нем ученики.

На что еще смотреть при выборе платного курса:

Совет. В идеале идти на курс с конкретными запросами — они появятся, когда вы поработаете, попробуете разные направления и поймете, куда хотите расти и в чем именно нужно прокачиваться.

Подготовка инструментов для самопрезентации

Изучили теорию и готовы приступать к работе? Если хотите получить первые заказы, придется убедить заказчика в том, что вы сможете сделать работу. Не помешает вооружиться портфолио, создать резюме, заполнить профили в соцсетях.

Оформление портфолио

Вам нужно собрать примеры текстов воедино, чтобы удобно было показывать их потенциальным заказчикам. Вы вряд ли сразу обзаведетесь сайтом, но работы можно разместить в профиле на любой бирже или собрать ссылки в гугл-документе.

До создания сайта моё портфолио выглядело так:

С чего начать работу копирайтером без опытаПример оформления портфолио в гугл-документе

Здесь можно создать рубрикатор для удобства клиента. Не забудьте подписать, чьё это портфолио и призвать связаться.

Со временем можете создать одностраничный сайт с портфолио на конструкторе — Tilda, Wix, uKit и других — или заказать многостраничный сайт на собственном домене.

В портфолио не обязательно должно быть 100500 текстов — важнее их качество. Решение о сотрудничестве с вами во многом зависит от того, насколько убедительно ваше портфолио.

Где взять работы, если вы только начинаете:

Создание резюме

Запрашивать резюме будет далеко не каждый заказчик, но все-таки лучше, когда оно есть. А уж если ищете работу в штате на сайтах с вакансиями, без него не обойтись. Что писать в резюме:

В зависимости от запроса заказчика, можно отправлять ему полное резюме или брать необходимые фрагменты. Я сделала резюме в гугл-документе — удобно, что можно прислать потенциальному клиенту ссылку, а не вложенный документ.

Заполнение профилей в соцсетях и мессенджерах

Вы наверняка зарегистрированы в соцсетях — если нет, зарегистрируйтесь в Facebook, ВКонтакте, Instagram. Здесь можно не только развлекаться, но и привлекать клиентов. Для работы есть еще LinkedIn — эта соцсеть заточена на поиск вакансий и партнеров.

Какая площадка лучше? Нет однозначного ответа. Мне нравится Facebook, а у кого-то лучше работает Instagram или ВКонтакте. Пробуйте все, только позаботьтесь о заполнении профиля — добавьте качественную фотографию, опишите, чем вы занимаетесь. Вот так выглядит моя страница в Facebook:

С чего начать работу копирайтером без опытаПример оформления страницы копирайтера в Facebook

Ведите страницу как профессионал — даже если вы не будете искать клиентов в соцсетях, заказчики все равно могут просмотреть ваш профиль и публикации, чтобы составить мнение. Учитесь на чужих ошибках:

С чего начать работу копирайтером без опытаПример, показывающий важность профессионального профиля

Поиск заказчиков

Где искать заказчиков — вопрос, который волнует каждого новичка. Вариантов много: не обязательно использовать все сразу — выбирайте комфортные, тестируйте.

Работа на биржах

Чаще всего новички начинают именно с бирж, хотя этот этап можно пропустить.

Несколько бирж контента — здесь продаются готовые статьи:

Биржи фриланса — здесь можно брать заказы:

Преимущество бирж: здесь точно есть заказчики, вас не кинут. Недостатки: клиенты в основном перекупщики, платят скромно. В любом случае, на биржах лучше не задерживаться.

Как понять, что пора уходить? Здесь нет точных критериев — например, минимального количества работ в портфолио или длительности опыта на бирже. Чем быстрее уйдете, тем лучше. Нужна только ваша решимость отправиться в свободное плаванье.

Самый простой путь — уходить постепенно. Освоились на бирже — продолжайте работать, но пробуйте привлекать клиентов из других источников. Ведь теперь у вас есть опыт и работы в портфолио — пора расти и назначать адекватные цены. Со временем работа на бирже отойдет на второй план, а потом и вовсе останется в прошлом.

Поиск заказчиков и вакансий в соцсетях

Соцсети — перспективное место для поиска заказчиков. Можно отвечать на вакансии или публиковать свои посты с предложением услуг в группах копирайтеров и фрилансеров:

Можно общаться и отвечать на вопросы по копирайтингу в группах с вашей целевой аудиторией. Например, предприниматели общаются в этих группах:

Еще один рабочий вариант — рассказывать о своих услугах в постах-нетворкингах. Когда у вас будет много друзей, вы часто будете видеть в ленте посты с предложением рассказать о себе, вроде этого:

С чего начать работу копирайтером без опытаПример поста-нетворкинга

Вы можете сделать заготовки с собственной мини-презентацией и использовать их при случае.

Мониторинг вакансий в Telegram каналах

Каналов с предложениями работы множество, подписывайтесь:

Вариант особенно хорош, если вы ищете постоянку, а не разовый заказ.

Лайфхак. Можно не читать все вакансии во всех каналах, а периодически вбивать слово «копирайтер» в поиск и просматривать только вакансии для копирайтеров. Это здорово экономит время.

С чего начать работу копирайтером без опытаКак просматривать вакансии для копирайтеров

Размещение резюме или объявлений на сайтах или досках

Разместите резюме на всех возможных сайтах с вакансиями. Так можно искать не только постоянную работу, но и проектную, сдельную — только выбрать соответствующий пункт в настройках профиля.

Популярные сайты с вакансиями:

Объявление о своих услугах можно разместить на:

Прямые продажи

Вы можете:

Сколько зарабатывает копирайтер

Важно. Копирайтер зарабатывает столько, сколько ему готовы платить. А это зависит от мастерства, опыта и умения «упаковать» себя, продать свои услуги.

Если решите начать с биржи, на первых порах ваши заработки скорее всего будут не слишком радужными. Самая низкая цена, которую я видела — 7-10 рублей за 1000 знаков текста. Средняя — 50-100 рублей. Совсем не обязательно начинать с самых низких цен — я начинала со 100 рублей с несколькими работами в портфолио. И напомню, это был 2011 год.

Сколько вы будете зарабатывать в месяц, зависит от скорости и времени работы. Вне бирж, при нормальном качестве текстов, можно выйти на более адекватные заработки.

В группе Давай Пиши провели опрос о заработке копирайтеров в 2019 году. Можно получить представление о среднемесячном доходе копирайтера из первых уст:

С чего начать работу копирайтером без опытаСреднемесячный доход копирайтеров

А вот такими были максимальные заработки за месяц:

С чего начать работу копирайтером без опытаМаксимальный заработок копирайтеров

Если говорить о зарплате копирайтера в штате, то портал work.ua предоставляет такие данные:

С чего начать работу копирайтером без опытаСредняя зарплата копирайтера в Украине

В РФ, по данным russia.trud.com близкая ситуация:

С чего начать работу копирайтером без опытаСредняя зарплата копирайтера в РФ

И все-таки, чтобы не говорили средние показатели, хорошим копирайтерам хорошо платят, если они умеют продавать себя. Давайте разберемся, как стать хорошим копирайтером, а потом поговорим и том, как стать высокооплачиваемым копирайтером.

Как стать хорошим копирайтером: важные навыки и качества

Кроме умения создавать разные виды текстов, для старта нужно освоить несложные программы и сервисы:

А еще вам не помешают следующие личные качества:

Что важно для копирайтера?

«В первую, вторую и третью очередь начитанность. Широкий кругозор и умение искать и анализировать. Здравый смысл. Ответственность и исполнительность.

Как редактор могу сказать, что мне всегда легко работать с человеком, который знает, о чем пишет. Когда в статье есть «мясо», легко подправить структуру, дотянуть, проиллюстрировать. А вот с пустыми текстами ни о чем всегда сложно, я за такие и не берусь))».

С чего начать работу копирайтером без опытаЮлия Галынская, руководитель Студии продающих текстов и рекламных материалов Юлии Галынской

«Нарабатывайте необходимые качества. Безусловно, качеств много. Я хочу обратить внимание на концентрацию внимания. Она позволит вам выделить важные дела в списке дел на день, найти необходимые данные в ворохе информации, не залипать на мелких неприятностях дня, а помнить про глобальные задачи».

Как стать высокооплачиваемым копирайтером

Когда вы уже чему-то научились, что-то попробовали и в целом освоились в профессии, можно подумать о финансовом росте. Хотите чтобы к вам сами приходили клиенты, чтобы были готовы платить больше, чем в среднем по рынку? Мало хорошо работать (хотя это обязательно условие) — нужно выделяться в толпе других копирайтеров и продвигать свой бренд.

Выбор ниши

Можно специализироваться по определенным темам — например, юридические, медицинские или технические тексты. Так вас проще запоминать и рекомендовать. А вам проще работать — когда пишешь о том, в чем досконально разбираешься, не нужно вникать в новую тему, дело идет быстро.

Можно специализироваться по видам текстов — копирайтер для лендингов, статейный автор, мастер коммерческих предложений.

Если у вас нет специфического образования, увлечений или тяги к определенным видам текста, то выбрать нишу непросто. И я считаю, что необязательно — мне больше нравится предоставлять комплексные услуги. Правда приходится учиться и быть на высоте по всем направлениям.

Разработка уникального торгового предложения (УТП)

Вам нужно отличаться от других копирайтеров — подумайте, почему должны приходить именно к вам. Можно опираться на свои сильные стороны, выбранную нишу, целевую аудиторию, выгоды, которые получает заказчик при работе с вами. Постарайтесь облечь все это в привлекательную и запоминающуюся формулировку.

Например, я «повышаю востреБОВАНность услуг с помощью текстов». Формулировка привлекает внимание и запоминается из-за выделения моей фамилии в слове «востребованность», сулит клиенту выгоду и отсекает не мою аудиторию — тех, кому нужны тексты для товаров.

Создание своего сайта

Если вы решили, что в профессии всерьез и надолго, разработали УТП — можно приниматься за сайт. Сайт нужен не только для того, чтобы приводить клиентов из поиска или с помощью контекстной рекламы.

Сайт — имиджевый инструмент, добавляет вам очков в глазах заказчика. А еще вы экономите тонну времени, посылая всех заинтересованных изучать информацию на сайте, а не отвечая каждому на типовые вопросы о ваших услугах, ценах и порядке работы.

Если решите заняться сайтом, изучите, как разработать функционал сайта и как подготовить контент для сайта. В качестве примера сайта копирайтера, можете посмотреть как выглядит мой сайт.

Продвижение в соцсетях

Если вы уже определились с УТП и заполнили профиль, стоит заняться продвижением:

Важно. Клиенты не начнут приходить мгновенно. Ваша аудитория, популярность и востребованность будут расти постепенно. Но продвижение в соцсетях точно сработает.

О чем писать, если опыта, отзывов и кейсов пока мало? Новичок может писать об учебе, планах и целях, прочитанных книгах, посещенных мероприятиях. Рассказывать истории, транслирующие его ценности и soft skills. Вы как личность интересны и важны — помните об этом.

Если тема актуальна, прочитайте больше о продвижении в Facebook.

Публикации в СМИ

Есть смысл писать гостевые публикации в СМИ и популярные блоги, которые читает ваша аудитория. Например:

И, конечно, вы можете написать в блог SendPulse.

А вообще толковым авторам рады везде. Изучите блог, редполитику и смело предлагайте темы. Что это даст? Кроме пиара, вы получите хорошую работу в портфолио и опыт сотрудничества с профессиональными редакторами.

Кроме полноценных статей, можно предлагать СМИ экспертные комментарии. Найти запросы журналистов можно на сайте Pressfeed.

Следующими этапами могут стать выступления на мероприятиях, издание собственной книги. Используйте эти и другие способы продвижения бренда в интернете, и финансовый рост неизбежен.

Как стать успешным копирайтером: советы опытных специалистов

«Пишите! Постоянная практика. Есть понятие привычная легкость. Она появляется, когда мы что-то делаем постоянно. Когда мы пишем постоянно, это для нас становится более легким. Это не про «само пишется», а про отношение к делу. А то что у нас получается делать, мы хотим делать снова и снова.

И не забывайте об эмоциональной подпитке. Запланируйте себе походы на мероприятия, которые питают вас эмоционально. Ведь, чем больше эмоциональных сил, тем эффективнее работа».

С чего начать работу копирайтером без опытаЮлия Третьякова, копирайтер, редактор, автор курса «Писать и никаких гвоздей» и одноименного Telegram канала

«В свое время я много времени потратила на старте. Биржа, полный загруз, низкооплачиваемые тексты, неуверенность в себе — всё это мне знакомо.

Новичкам я бы посоветовала каждый день задавать себе вопрос: а это точно то, чем я хочу заниматься / о чем писать? Если ответ «нет», то не стоит самоутверждаться на бирже, гоняясь за рейтингами. Стоит вписывать в план дня время для личного продвижения:

Советую быть любопытными и не равнодушными, задавать вопросы и не стесняться того, что вы знаете не все — это нормально».

С чего начать работу копирайтером без опытаЮля Полякова, копирайтер, руководитель клуба частных практиков в «Школе контента», автор канала «Тесто для текста»

«Мне не очень нравится определение “успешный”, ведь каждый вкладывает в него что-то свое. Для одного успех — это известность, выступления на конференциях, для другого — уровень дохода, для третьего — авторские курсы и методика. Я буду отвечать на вопрос, как хорошо делать свою работу.

Забудьте о том, что однажды наступит момент, когда можно будет не напрягаться и “имя заработает на тебя”. После 7 лет работы с текстами я всё так же вижу, что мне есть куда двигаться и чему учиться.

Найдите людей, которые помогут улучшить тексты. И это не комментаторы в пабликах. Я говорю о курсах с обратной связью, стажировках, работе с хорошими редакторами. Важно искать не бюджетные курсы, а наставников с хорошим опытом редактуры и работы с теми типами текстов, в которых вы хотите развиваться.

А ещё стоит думать не о том, как красиво написать текст, а как решить задачу заказчика. И уходить из проекта, если есть ощущение, что уже переросли, выгорели или стало скучно».

С чего начать работу копирайтером без опытаНата Заяць, редактор в Академии интернет-маркетинга Webpromoexperts, копирайтер.

«Не жалейте денег на самообразование и рост. Если задачу нужно решить срочно, не идите на курсы, а берите короткие консультации. Например, если нужно впервые сделать прототип лендинга, коммерческое предложение, маркетинг-кит.

Будьте в информационном поле среди людей, у которых можно учиться.

Моя сильная сторона — поиск таких людей. Я всегда вижу, кто профи, а кто только делает вид. Это правда. И не стесняюсь спрашивать, если мне что-то непонятно.

Курсы важны, но уметь добывать и применять нужную информацию очень важно и самому.

Еще очень важно делать что-то по-настоящему классное: исследование, гайд, белую книгу. То, что спасет вас, когда проснется тот самый “самозванец”».

С чего начать работу копирайтером без опытаАлина Самульская-Холина, копирайтер, контент-маркетолог, автор образовательного проекта «Лаборатория копирайтера»

«Стать копирайтером — просто. Думаю, вы не раз видели объявления из категории “если ты хорошо писал сочинения в школе, то…”. Стать успешным копирайтером — это уже путь совершенствования и развития в профессии.

И этот путь к успеху копирайтера всегда через постоянную прокачку нужных направлений:

«Три совета начинающим авторам:

Создавайте ударный файл с благодарностями

Копируйте в него все слова восхищения, собирайте скриншоты и письма от довольных клиентов и впечатленных коллег. Поверьте, в тот день, когда клиент напишет вам “Ваш текст — откровенное г…о!” и вы захотите немедленно завершить карьеру в качестве копирайтера, файл с благодарностями вас очень выручит. И даже если там будут десятки фраз в стиле “О боже! Ваш текст — это полный восторг!” — пусть будут. Поверьте, такие банальности отлично повышают самооценку, помогают вынести урок из случившегося и двигаться дальше.

Будьте проще с вашими клиентами

Они тоже люди. Я не призываю к панибратству, виртуальному хлопанью по плечу или совместному распитию пенных напитков (хотя, мало ли, как там у вас сложится), но и быть застегнутым на все пуговицы тоже излишне. В общении вполне приемлемо “ты”, если клиент сам предложил и вы тоже чувствуете себя комфортно. Также вполне приемлем и разговор на отвлеченные темы, но в ограниченное время.

Да, придется искать баланс, но зато сотрудничество в итоге получается более теплым. Про такого исполнителя заказчик потом говорит: “Мне с ним комфортно. Он понимает меня с полуслова”.

Фиксируйте все договоренности!

Как бы круто вы ни общались с заказчиком, ВСЕГДА записывайте то, что вы обсудили. Прямо пишите в ответном письме или сообщении: “Я правильно понял(а), что нужно написать текст на такую тему к такому сроку и за такие деньги?”.

Но еще лучше, если клиент заполнил бриф, потому что бриф — это ваш рабочий документ, своеобразный вариант договора. И уже потом — в процессе работы над заказом — продолжайте обратным письмом или сообщением подтверждать договоренности. Однажды вы скажете себе спасибо за такую предусмотрительность.

И еще несколько советов от меня:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *