С чего начать общение со слабовидящим человеком
Как общаться с незрячими: от слов до поступков
Задавались ли вы вопросом, как правильно говорить: «Человек с инвалидностью» или «Человек с ограниченными возможностями»? Наши блогеры из «Школы позитивных привычек» рассказывают, как правильно и какими принципами стоит руководствоваться при общении со слабовидящими.
Попытайтесь провести час с завязанными глазами. Только честно, не подглядывая! Даже привычный маршрут по квартире, из комнаты на кухню, воспринимается как настоящая полоса препятствий!
Попробуйте вымыть руки, достать из шкафа чашку и тарелки и пообедать так же, с завязанными глазами, и желательно без жертв. Используйте возможность узнать знакомые предметы на ощупь, по-другому взглянуть на свои каждодневные занятия — это действительно непросто, а есть люди, которые живут так всегда.
Это упражнение очень важно, чтобы постараться ощутить на себе сложности, с которыми может столкнуться незрячий человек. Чтобы не возникало неловких ситуаций и общение с незрячими не казалось вам затруднительным, вот некоторые рекомендации по общению и действенной помощи незрячим:
1. Используйте слова, не создающие стереотипов: незрячий, слабовидящий, с инвалидностью по зрению.
2. Знакомясь с незрячими людьми, представьтесь. Дайте понять собеседнику, что вы рядом, пожав ему руку. Будьте доброжелательны и приветливы и не путайте это с жалостью. Встретившись, вы напомните о себе и о вашей последней встрече. У незрячих людей прекрасная память на голос, но, напомнив своё имя, вы продемонстрируете уважительное отношение.
3. При переходе улицы спросите, нуждается ли незрячий в помощи. Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили. Если помощь приняли, сообщите слабовидящему, что переведёте его через улицу, возьмите за руку и осторожно ведите, предупреждая о подъёмах, спусках, ступенях, тротуаре. Не отнимайте его трость.
4. Помогая незрячему войти в магазин, проводите его к продавцу или до нужного отдела. Если точно известно, что нужно, он может купить товар сразу. В противном случае разложите перед ним ассортимент, чтобы он мог его ощупать. Опишите слепому цвет и рисунок. Если человек не называет номинал банкноты сам, то вам следует сказать, какую купюру вы получили. Рекомендуем считать сдачу, складывая её в руку слепого.
5. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Вполне нормально употреблять глагол «смотреть», для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать. В шумном помещении не отходите от незрячего, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. Обнаружив, что вас нет, почувствует себя неловко. Предупреждайте, когда возвращаетесь, иначе незрячий будет думать, что вы ещё отсутствуете.
Незрячие люди нередко невероятно талантливы. Наверное, многие помнят книгу В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Главный герой повести, Пётр, не утратил жизнелюбия, любознательности, восхищения. Важно помнить, что зрение — лишь один источник восприятия жизни, наряду со слухом и чувствами. Сильнейшие переживания, с которыми мы сталкиваемся, такие как любовь, совесть, страх, одиночество, вдохновение — незримы. Эти понятия стали основой выставки скульптуры «Самое главное» в Измайлово. Авторами работ выступили слабовидящие и незрячие люди. Люди, для которых темнота стала стихией. Испытать вечную темноту на себе можно в московском музее «Прогулка в темноте», где в процессе экскурсии гид расскажет участникам, видят ли незрячие сны, как, не глядя, можно перейти дорогу, правда ли, что незрячие считают шаги, и много других интересных фактов об особенностях мира, в котором они живут.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
С чего начать общение со слабовидящим человеком
Особенности общения со слепыми людьми
Люди, которые никогда не контактировали со слепыми/слабовидящими людьми, могут не знать, как с ними взаимодействовать. И это понятно. Сталкиваясь с тем, что нам непонятно, мы начинаем теряться. Вам может быть неловко или даже страшно. Удивительно, но инвалидность вводит многих людей в ступор. Почему? Нас просто никогда не обучали общению с такими людьми.
Что из этого следует? Неопытность, неосведомленность и ложные представления могут сделать взаимодействие между зрячим и слабовидящим человеком довольно сложным и неприятным. На самом деле взаимодействие со слепым человеком не такое сложное, как может показаться на первый взгляд. Самое главное, чтобы вы понимали, что общение с таким человеком такое же нормальное и простое, как и со зрячим. Единственная разница – слепой человек вас не видит.
Ниже приведен список, которые поможет вам как можно быстрее сориентироваться в ситуации, когда вам нужно пообщаться со слепым или слабовидящим человеком.
Особенности общения со слепыми людьми
Говорите так как говорите всегда в повседневной жизни
При разговоре с незрячим человеком, говорите с ним также, как и со всеми остальными. Слепые люди, может быть, вас и не видят, однако прекрасно слышат и понимают. Не нужно говорить слишком громко или медленно, это не приведет ни к чему хорошему, а лишь усложнит общение.
Говорите с ними напрямую
Как мы сказали выше, слепые люди все прекрасно слышат (иногда даже лучше зрячих) и понимают. Поэтому, если вы сидите в компании, то спокойно обращайтесь к ним по имени и видите диалог. Так им будет приятнее.
Вы можете использовать слова, связанные со зрением
Зрячие люди, как правило, чувствуют себя некомфортно, используя при слепом человеке фразы или слова, связанные со зрением, такие как:
Однако использовать такие слова во время диалога со слепым совершенно нормально. Слова, относящиеся к слепоте, конечно, тоже допустимы. Нарушение зрения — это не табу для слабовидящих, это их реальность. Если вы будете стараться избегать таких слов, диалог получится натянутым, и это сразу почувствуют все участники общения.
Будьте понятны и точны
Зрячие люди не всегда осознают, сколько невербальных знаков мы используем в повседневных взаимодействиях с людьми. При встрече мы друг другу махаем, подмигиваем, посылаем воздушные поцелуи и многое другое. Другими словами, делаем то, что незрячий человек попросту не увидит.
Поэтому, во время общения со слабовидящим человеком учитывайте тот факт, что они не способны интерпретировать невербальные и визуальные сигналы вашего тела. Старайтесь быть более описательным при обсуждении чего-либо. Когда описываете что-то большое, не показывайте это руками, а скажите прямо «Я сегодня увидел огромного таракана». Еще один пример описательного взаимодействия, если впереди вы видите бордюр, вам нужно сказать слепому человеку не «будьте осторожны, есть бордюр», а «осторожно, бордюр справа от вас».
Не трогай их слишком часто
Как и все остальные, слепые и слабовидящие люди не любят, когда к ним прикасаются посторонние. Мы все не любим, когда наши личные границы нарушает кто-то посторонний. Поэтому, вместо того чтобы прикасаться к ним или толкать в нужном направлении, сначала поинтересуйтесь, нуждаются ли они вообще в вашей помощи. И только после этого помогите.
Не думайте, что слепые и слабовидящие люди с другой планеты
Слабовидящие люди такие же люди, как и мы все. Интересуйтесь их мнением, вовлекайте в диалог (не забывайте быть описательным и точным). В конечном итоге, ведите себя нормально и естественно, как и ведете себя в обычной жизни. Главное добавьте своему поведение немного осознанности.
«Не называйте нас слепыми»: 10 правил поведения с незрячими и слабовидящими людьми
Сталкиваясь с незрячими или слабовидящими людьми, зачастую мы теряемся и не знаем, как к ним обращаться, как взаимодействовать и правильно оказывать помощь. Специалист по реабилитации инвалидов по зрению Дмитрий Холодович рассказал 10 простых правил, которые помогут в общении.
Сам Дмитрий является инвалидом I группы: в 4 года после болезни гриппом у него начало падать зрение, а к 10 годам уже ушло полностью. Сейчас ему 32 года. И несмотря на все обстоятельства, он ведет очень активный образ жизни.
Дмитрий работает в отделе реабилитации инвалидов, увлекается фотографией, в одиночку путешествует (уже объездил 15 стран) и выступает за национальную сборную по футболу среди незрячих. Это вид спорта для по-настоящему сильных духом: игроки в нем не видят самого мяча, а ориентируются на площадке на слух и другие чувства. Так, Дмитрий на своем примере доказывает, что отсутствие зрения не является препятствием для полноценной жизни, о чем и рассказывает окружающим.
— В моей практике разные люди встречаются, и у всех своя история потери зрения, которая по-своему затрагивает: у кого-то неудачная операция, причем не связанная с глазами, но пошло осложнение, кто-то перенес диабет. Иногда удивляюсь, насколько по-разному мы можем прийти к одному и тому же.
Очень чувствуется разница в отношении к незрячим в Беларуси и в других странах. У нас все привыкли, что инвалид должен сидеть дома, поэтому теряются и абсолютно не знают, как вести себя при встрече с ним. Итак, я подскажу пару лайфхаков, которые помогут вам в общении с инвалидами по зрению.
1. Как называть? Не говорите незрячему «слепой». Конечно, мы к этому привыкли и уже не обижаемся, но это все равно неприятно.
СМИ часто употребляют фразу: «человек с ограниченными возможностями», но, если честно, то многих эта фраза обижает. Я считаю, что легче и культурнее говорить: человек с инвалидностью.
Случается, в свой адрес приходится слышать такие сравнения, как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «калека», «искалеченный» — это, безусловно, неэтично.
2. При знакомстве пожмите руку, представьтесь и назовите имена всех людей, с которыми пришли. При необходимости отойти в сторону или ответить на телефонный звонок, дайте знать об этом вслух.
3. В групповом диалоге, когда обращаетесь к незрячему, лучше прикоснуться или назвать по имени, иначе человек может не понять, что вы разговариваете именно с ним.
5. Не извиняйтесь, если случайно сказали: «Увидимся». Когда передаете предмет, не нужно говорить: «Пощупай» и делать акцент на тактильном восприятии, скажите: «Посмотри». Дело в том, что для людей, не имеющих зрения, это означает «осязать, видеть руками».
6. Когда вы с незрячим входите в комнату, то коротко расскажите, какие предметы в ней находятся. Например: «Справа от двери высокий шкаф, в трех шагах по центру — стол». Дайте знать о бьющихся предметах и препятствиях: ступени, низкие потолки, двери. Если вы находитесь на улице, то обратите внимание собеседника на ямы, лужи, трубы и т.д.
7. Как предложить присесть? Положите его руку на спинку, дайте нащупать сиденье.
8. Когда на пешеходном переходе стоит человек с белой тростью, но дорогу не переходит, хотя зеленый свет уже горит, то нужно ему помочь. Прикоснитесь к нему, поздоровайтесь и предложите взяться за вас.
9. На лестнице ведите незрячего перпендикулярно к ступенькам, без резких движений. Не стоит заводить его руки назад — это неудобно и вызывает чувство опасности. Никогда не забирайте, не сжимайте белую трость.
10. Не стоит обижаться, если вашу помощь отклонили, значит, человек уже достаточно реабилитирован и привык самостоятельно передвигаться. Но, несомненно, ваше внимание очень приятно и вызовет благодарность.
В завершение отмечу, что главное в общении с незрячими — это разговаривать на равных, ничем не выделять отсутствие зрения и быть искренним! Важно понять, что отсутствие зрения — это не порок, это незаразно. Мы активные, мы занимаемся спортом, учимся, работаем, дружим, любим — и хотим быть нужными обществу.
Правила поведения с незрячими: советы, рекомендации
Оказывать помощь нуждающимся в ней должен уметь каждый. Даже если в вашем окружении нет слепых, жизнь может столкнуть вас с таким человеком.
Чтобы не возникало неловких ситуаций и общение с незрячими не казалось вам затруднительным, хочется предложить некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд, могут помочь лучше представить проблемы и возможности инвалидов по зрению и облегчить общение с ними. Мы предлагаем вам усвоить соответствующие правила поведения.
Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении. Вот основные правила взаимодействия с такими людьми:
Знакомство с незрячим человеком
Знакомясь с незрячими людьми, представьтесь. Дайте понять собеседнику, что вы рядом, пожав ему руку. Будьте доброжелательны и приветливы, и не путайте это с жалостью. Ни в коем случае не высказывайте ему своего сочувствия.
Встреча
Встретившись, вы должны обязательно напомнить о себе и о вашей последней встрече. Конечно, у незрячих людей прекрасная память на голос, но, напомнив свое имя, вы продемонстрируете свое уважительное отношение.
Визит гостя
Если к вам впервые пришел незрячий гость, не забывайте, что ему не знакома обстановка вашей квартиры. Проведите его по всем комнатам и покажите расположение вещей: положите его руку на спинку стула, подлокотник дивана или кресла. Так ваш гость быстро освоится и сам ознакомится с интерьером.
Помощь при переходе улицы
Спросите, нуждается ли слепой в помощи. Сообщите ему, что переведете его через улицу. Возьмите за руку и осторожно ведите, предупреждая о подъемах, спусках, ступенях, тротуаре.
Помощь в транспорте
Помогите слепому, вошедшему в транспорт, осторожно пройти вперед. Покажите поручни, положив на них его руку. Если человеку нужно выйти из транспорта, позвольте ему сделать это самостоятельно. Если вы ведете слепого, следуйте впереди, указывая на поручни и ступени. Сажая в автомобиль, подведите его к открытой двери и положите руку на ее верхний край, вторую руку — на крышу. В любом случае, встречая слепого на улице или в транспорте, сначала предложите ему свою помощь, но не навязывайте. Провожая, предложите ему опереться на вашу руку. Не подталкивайте его и не берите под руку. Слепые люди чувствуют движение и следуют за вами автоматически, поэтому не нужно озвучивать, куда вы поворачиваете. Проходя через дверь, идите впереди, протягивая руку назад.
Помощь на тротуарах и подъемах
На тротуарах сообщайте слепому о предстоящем спуске и подъеме, не препятствуя ему в ощупывании поверхности тростью. Перед ступеньками достаточно сказать: «Внимание, ступени», — и указать направление (вверх или вниз). Помогите ему положить руки на перила, указав на сторону, в которой они расположены. Если есть выбор – лестница или эскалатор, предупредите слепого и предоставьте право выбора ему.
Помощь в магазине
Помогая слепому войти в магазин, проводите его к продавцу или до нужного отдела. Если точно известно, что нужно, то он может купить товар сразу. В противном случае разложите перед ним ассортимент, чтобы он мог его ощупать. Опишите слепому цвет и рисунок. Допускается дать совет, например: «Этот цвет Вам не подходит». Если человек не называет номинал банкноты сам, то вам следует сказать, какую купюру вы получили. Сдачу рекомендуется считать, складывая ее в руку слепого.
Не бойтесь разговаривать
Не стоит акцентировать внимание на недуге человека, которому вы помогаете. Однако следует оставаться тактичным. Иногда сами слепые могут шутить над своим положением. Со стороны разговор с ними может казаться затруднительным. Не стесняйтесь глаголов «смотреть» и «видеть». Эти слова употребляются всеми людьми.
Общие правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими:
Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными: не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Не пропускайте информацию, не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.
Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
Избегайте расплывчатых определений и инструкций, вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».
Обслуживая инвалида по зрению за столом, не давайте ему столовые приборы в руки, не кладите их в его тарелку, просто сообщите незрячему, где находятся столовые принадлежности. Он после этого все найдет сам. Надо всегда информировать незрячего, что именно из еды находится на столе, чтобы он мог выбрать по своему вкусу.
Что полезно знать зрячим при общении с незрячими:
Если судьба столкнет Вас с незрячим человеком, знайте, что это такой же человек, как и Вы, что он живет в одном мире с Вами с теми же чувствами, мыслями, заботами.
Не стоит делать преждевременных выводов (ни положительных, ни отрицательных) о личностных качествах слепого человека на основании предыдущего опыта общения с другими слепыми, ведь незрячие люди отличаются друг от друга ничуть не меньше, чем зрячие.
Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, не спешите высказать свое соболезнование, сентиментальное сочувствие. Ведите себя ровно, спокойно, проявляйте необходимую требовательность, но вместе с тем и заботу.
Не забывайте, что незрячий человек не видит обращенных к нему взглядов и жестов. Поэтому, желая начать разговор с незрячим, ему необходимо дать понять (словами или легким прикосновением), что Вы обращаетесь именно к нему, обращенного к собеседнику взгляда в данном случае недостаточно (разумеется, речь не идет об очевидных ситуациях, например, когда вы находитесь в помещении только вдвоем с незрячим).
Поскольку многие слова и выражения, связанные со зрением, часто употребляются в значительно более широком смысле (например, «увидим» часто обозначает «узнаем» и т.п.), незрячие так же активно используют их. В разговоре со слепыми людьми пользуйтесь обычной (традиционной для зрячих) лексикой. Не стоит говорить «пощупайте» или «потрогайте» вместо «посмотрите».
Помните, что слепота для многих незрячих является болезненной темой, многие из них не любят рассказывать о ее причинах, своих переживаниях по этому поводу и т.п. Поэтому постарайтесь не проявлять излишнего любопытства, а если все же решили расспросить незрячего о его слепоте, делайте это тактично и будьте готовы к его отказу от обсуждения этой темы.
Зрячим в присутствии слепого желательно избегать объяснений друг с другом с помощью мимики и жестов. Незрячий человек замечает это и чувствует себя исключенным из общения.
В шумном помещении не отходите от незрячего, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что Вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. А затем, обнаружив, что Вас нет, почувствует себя неловко. И соответственно, предупреждайте, когда возвращаетесь, иначе незрячий будет думать, что Вы еще отсутствуете.
Если оставляете незрячего одного в каком-либо помещении при включенном свете, не принимайте решения сами, узнайте у незрячего, оставить свет включенным или выключить его.
При встрече со слепым не гадайте и не спрашивайте его, узнает ли он Вас, лучше после приветствия сразу представиться.
Незрячим легче ориентироваться в знакомом помещении и находить необходимые предметы, если вещи находятся на отведенных им местах. Незрячий человек не имеет возможности быстро получить общую картину помещения, как это делают зрячие, окидывая комнату взглядом. Поэтому, чтобы обнаружить какой-либо переставленный с привычного места предмет, ему придется последовательно обследовать помещение.
Помните, что специфичные трудности испытывают не только совершенно слепые, но и слабовидящие – люди, имеющие глубокие нарушения зрения, но не утратившие его полностью. Поэтому не удивляйтесь (а тем более не обижайтесь), если мимо, не поздоровавшись с Вами, прошел Ваш слабовидящий знакомый. Даже, если он посмотрел в Вашу сторону, совершенно не означает, что он Вас увидел и узнал.
Одна из главных проблем инвалидов – это одиночество, невозможность полноценного общения. Главное в общении – быть открытым и доброжелательным и у вас все получится!
При подготовке статьи использована следующая литература:
Сопровождение незрячего [Текст] : метод. пособие / ГУК «Амурская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» ; сост. Н. А. Ланкина ; Е. Б. Улькина ; отв. за вып. Е. Б. Улькина. — Благовещенск, 2011. — 20 с.
Эволюция отношения к незрячим — проекция социальной зрелости общества [Текст] : материалы междунар. науч.-практич. конф. (Санкт-Петербург, 23-24 июня 2011 г.) / СПбГУК «Государственная библиотека для слепых» ; [сост. Т.Н Серова; пер. с англ. Р. С. Раменской]. — СПб., 2011. — 195 с.
Учитесь понимать незрячего [Текст] : метод. пособие / сост. Н.А. Ланкина, Е.Б. Улькина; Амур. обл. спец. б-ка для незрячих и слабовидящих. – Благовещенск, 2011. — 14 с.
С чего начать общение со слабовидящим человеком
“Что необходимо знать при общении с незрячим”
Основными принципами общения зрячих людей с незрячими должно быть уважение и доброжелательность.
Во взаимоотношениях зрячего и слепого нельзя брать за исходный момент слепоту. Здесь действует, прежде всего, комплекс общечеловеческих качеств: характер, эрудиция, внешность, а затем уже учитывается физический дефект. Если судьба столкнет Вас с незрячим человеком, знайте, что это такой же человек, как и Вы, что он живет в одном мире с Вами с теми же чувствами, мыслями, заботами.
(С личной жизнью.)
***
Не проявляйте сомнений, неуверенности в возможностях слепых трудиться, но вместе с тем и беспечности при организации труда инвалидов по зрению. Помните: создание условий при трудоустройстве незрячих — главнейший фактор в решении этой задачи.
В коллективе не изолируйте незрячих.
(А то они могут пойти искать себе собеседника на той территории, на которой они находятся.)
Не забывайте, что настроение и работоспособность инвалидов по зрению во многом зависит от Вашего отношения к ним.
(Если будешь кричать, может специально что-нибудь уронить, тебя ударить или ничего не делать, сославшись на слепоту. Я специально оставил этот оригинальный фрагмент текста, отражающий психологическую сторону. Вежливость никто не отменял!)
Имейте в виду, что для незрячих важен строго установленный порядок на рабочем месте, в цеху, на территории.
Старайтесь, чтобы предметы, которыми часто пользуется Ваш незрячий родственник, коллега по работе, находились в помещении на определенных местах.
(Порядок важен везде. Если что-то изменяется в обстановке помещения, то следует предупреждать слепого об этом.)