С чего начать изучение сео продвижение
С чего начать изучение SEO: как самостоятельно обучаться и стать SEO специалистом с нуля
Привет, друзья.
Этот пост не о том, как или с чего начать продвигать свой сайт самостоятельно. А о том, как научиться seo, с чего начать изучение этой области и стать seo-специалистом. Конечно, данная инструкция может быть полезной и для тех, кто хочет сам продвигать свой сайт, но я не считаю это целесообразным вложением времени, т. к. если добросовестно следовать инструкции и читать всю указанную информацию, это может занять много месяцев, а то и целый год! Лично я думаю, что владельцу бизнеса надо заниматься бизнесом и стратегическим планированием, а не попытками все делать самостоятельно. Однако, если вы бизнесмен и все же решили погрузиться в предметную область (для того, чтобы грамотно контролировать исполнителя, а не делать все самому), рекомендую изучить блок «Теоретическая база» и на этом остановиться.
Далее я буду излагать информацию для будущих сеошников, то есть тех, кто хочет научиться и стать хорошим специалистом и работать в этой отрасли.
Что же побудило меня написать данный пост и для кого он предназначен в первую очередь?
Будучи основателем и руководителем студии «АлаичЪ и Ко», за время с момент основания и до сегодняшнего дня я смог успешно делегировать практически все, но две вещи осознанно оставляю за собой: обработка входящих заявок и поиск сотрудников. Второе – очень непростой процесс, который приходится оптимизировать из года в год, а порой и менять подход полностью.
Мы научились успешно и эффективно отсеивать кандидатов на старте, чтобы не общаться с теми, кто только думает, а не на самом деле хочет учиться и стать хорошим seo-специалистом. Тратить время на таких людей не просто жалко, а непростительно и убыточно для бизнеса. Поэтому в конце прошлого года я придумал нестандартное тестовое задание для всех желающих попасть на обучение к нам в компанию.
Но вне зависимости от того, планирует ли человек попасть на работу в какую-то компанию, а может быть уже попал туда или вообще хочет научиться SEO, чтобы тихо жить в деревне на побережье, вести несколько клиентов на фрилансе и наслаждаться жизнью, нужна инструкция, определенный план обучения и дальнейшего развития специалиста.
Я начал с того, что хотел объяснить, для кого же я написал этот пост. В первую очередь для всех наших стажеров, которые приходят работать в компанию. Сейчас мы как раз занимаемся разработкой и стандартизацией внутренней инструкции по обучению новичков, и я хочу ее дополнить этим постом (или пост дополнить инструкцией?). Во-вторых, этот пост я буду скидывать всем кандидатам, кто к нам откликался, выполнил тестовое, но стажером еще не стал, и чтобы не терять время, я надеюсь, эти ребята будут заниматься самообучением (если они действительно хотят стать специалистами и работать у нас). В-третьих, конечно, это пост для вас, дорогие читатели, и вообще для всех, кто мою инструкцию найдет, и я буду рад, если по ней кто-то будет обучать своих стажеров и новичков.
Наконец-то мы с вами определились для чего и для кого эта инструкция, а значит пора переходить к сути и начинать объяснять, какие существуют требования, и с чего начинать свой путь в мир SEO.
Я точно хочу стать SEO-специалистом? Подходит ли мне сфера SEO?
По наблюдениям за своими коллегами, новичками и стажерами могу сказать, что лучше всего с обязанностями справляются люди технического склада ума. Идеально – физики и математики (сам я – физик). Но если вы гуманитарий, это не приговор. Как сказал Томас Эдисон: «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота» — другими словами, успех в любом деле на 99% зависит от усердия и труда, которые вы вкладываете в дело, которым занимаетесь. Поэтому 1% в пользу технического склада ума, а 99% в пользу упорства.
Интерес и желание – если бы этих двух вещей не было, человек бы вообще не сдвинулся с места (не учитывая нужду и физические потребности), поэтому это очень важно, но еще важнее сохранить интерес надолго и подпитывать его новыми достижениями в карьере или в работе с личными проектами.
Впереди вас ждет большой объем информации. Даже слишком большой. Я вижу четкую взаимосвязь в развитии и успехах тех ребят, которые, кроме работы в офисе занимаются самообучением вечерами, ночами и в выходные. Я не призываю к такому убийственному графику работы, не рекомендую лишать себя отдыха, житейских забот и радостей. Но намекаю на то, что на старте, не посвящая все свое время обучению, вы не добьетесь успеха (хотя тут все зависит от ваших личных амбиций. Ведь для кого-то найти просто любую работу и получать любую зарплату – уже успех).
А знаете, с чего стоит начать? Как ни странно, для начала надо научиться пользоваться поисковыми системами и находить то, что вы ищете. Поверьте, запрос «как пользоваться яндексом» совсем не звучит глупо. Так можно найти очень полезную справку о результатах поиска. А как можно научиться оптимизировать сайты для людей и под поисковые алгоритмы, если даже не представляешь, что показывает поисковая система, из чего и по каким принципам формируется поисковая выдача.
Проучившись 5 лет на физфаке я мало научился физике, но вынес достаточно жизненных уроков. И один из них следующий: глупый человек не тот, кто спрашивает, если не понимает, а тот, кто не задает вопросы, когда не понимает. В университете я был глупым – я не спрашивал, потому что стеснялся, что спрошу какую-то ерунду, боялся показаться глупым, если мой вопрос будет слишком примитивным, если я спрошу то, что все знают… Только спустя годы я осознал, насколько это была слабая позиция. Всегда спрашивайте, если у вас есть вопрос и есть возможность спросить! (Опять же статистика: стажеры, которые задают вопросы, гораздо быстрее учатся и намного быстрее решают поставленные задачи.)
Кроме того, seo – динамичная сфера и в ней что-то меняется постоянно. Свои знания надо поддерживать, актуализировать, но это я уже забегаю вперед, ведь чтобы что-то актуализировать, надо сначала это «что-то» узнать. Итак, вот какие четыре вещи должен каждый SEO-специалист:
И последнее, о чем я хочу сказать в начале. Я уже писал, что лично ищу специалистов и стажеров к нам в компанию, и среди кандидатов я не раз слышал что-то в духе, мол, it/маркетинг/seo – это очень перспективная отрасль, за ней будущее, много денег и все такое. Я не против желания много зарабатывать, наоборот я поддерживаю такие стремления, но это должно быть не целью, а мотивацией на пути к достижению определенной цели. И если вопрос только в деньгах, то лучше посмотреть на специальности сантехника или сварщика, я не шучу, зарплаты там больше, чем у сеошников. Это просто мое личное пожелание, чтобы вы осознанно шли в эту сферу деятельности не только за деньгами, а за другими ценностями и приносили какие-то ценности с собой.
Ладно, я больше не буду лить воду, дальше будут только конкретные рекомендации и советы. Поехали.
В чем должен разбираться SEO-специалист
Основы основ и базовые термины, которые должен знать сеошник:
С чего начать SEO‑продвижение сайта
Вы создали красивый и яркий сайт, грамотно расписали контент, добавили акценты для целевой аудитории, но трафик не растёт? Скорее всего, вашему ресурсу необходимо SEO-продвижение — тот трамплин, что поднимет сайт на самый верх поисковой выдачи. Сегодня вместе с руководителем отдела SEO REG.RU Романом Осиповым мы поделимся секретами о том, с чего начать его покорение.
Начнём с того, что все работы по SEO-продвижению начинаются с аудита текущей ситуации. Этот процесс можно разбить на два этапа:
— исследование тематики: анализ спроса, анализ конкурентов, анализ поисковой выдачи и так далее;
— исследование сайта: технический анализ и сравнение сайта по различным параметрам с основными конкурентами.
Эти основы помогут сформулировать первоначальную эффективную стратегию продвижения. Как видите, лёгких путей к вершинам не бывает — придётся засучить рукава и потратить время на то, чтобы разобраться в тонкостях SEO-мастерства. Попробуем понять, как именно нужно проводить анализ и на что обратить внимание в каждом этапе.
Исследуем тематику и запросы пользователей
Под тематикой мы понимаем то, чем вы занимаетесь и о чём рассказываете на своём ресурсе. Скажем, если вы печатаете на футболках, то ваша тематика будет ограничиваться только этим видом деятельности. А когда к футболкам вы добавите ещё и печать на кружках, то тематика расширится — важно понимать весь спектр услуг, которые вам необходимо продвигать.
Первый и ключевой момент — анализ спроса. Понимание, как устроен поисковый спрос, обязательно понадобится при формировании стратегии продвижения. Если вы правильно сформулируете и оцифруете спрос, это поможет разрешить множество вопросов:
— вы поймёте, как устроена поведенческая модель целевой аудитории (ЦА): какие вопросы они задают поисковику, какой интент (потребность пользователя, которую он хотел бы решить с помощью сайта) у запросов;
— вы сможете найти новые услуги и рассмотреть их как возможные направления роста;
— также вы получите информацию о ваших конкурентах с точки зрения поисковых запросов.
Звучит многообещающе, не правда ли?
Теперь от теории к практике: для первоначальной оценки стоит провести простой анализ на сервисе wordstat.yandex.ru: вы можете просто вбивать запросы, характеризующие вашу тематику, и выбирать подходящие под услуги ключевые фразы. Не забывайте про синонимы! Например, синонимами к “SEO” могут быть «поисковая оптимизация» и «поисковое продвижение».
Этих нехитрых действий вполне достаточно для базовой оценки спроса и поиска конкурентов. Но если вы задумались полноценно заняться SEO-продвижением своего бизнеса, необходимо поддерживать полноту и актуальность текущего семантического ядра (списка всех поисковых запросов).
Здесь нужно понять, как устроен спрос в тематике: преобладает ли в нём коммерческий, информационный или же смешанный интент. Например, в REG.RU для получения трафика мы в том числе используем блог, где предоставляем интересный контент и стараемся цеплять пользователей из смежных тематик: то есть, ориентируемся на смешанный интент. Блог полезен ещё и тем, что помимо получения более широкого охвата, например, за счёт SEO или SMM, мы можем сконвертировать читателей в своих клиентов, предоставляя решения для их задач. Это происходит прямо сейчас, пока вы читаете эту статью 🙂 Но вернёмся к продвижению: после исследования тематики стоит взглянуть на свой сайт и понять, что же следует изменить.
Анализируем сайты и ищем ключи
Вы могли заметить, что сегодня появляется не так много уникальных идей и предложений: чаще всего трендовые товары и услуги либо кочуют из других стран, либо просто выходят на новый уровень. Поэтому важно понимать, что если вы не создали то, чего мир доселе не видывал, то все базовые работы по SEO-оптимизации сводятся к максимальному приближению вашего сайта к конкурентам. И следующий шаг — их определение. Конкурентами стоит считать только те сайты, которые показываются в ТОПе поисковых систем, поскольку именно их можно назвать самыми успешными в плане продвижения.
Далее нужно приступить к оценке этих сайтов: изучить структуру, коммерческие факторы, технические параметры, количество страниц и прочие детали. Не вдаваясь в подробности, выделим два наиболее важных момента:
а) Следует оценить, как устроен сайт: по каким запросам продвигаются те или иные посадочные страницы, как они сформированы.
б) После этого можно приступить к анализу коммерческих факторов (в случае коммерческого интента запросов).
Коммерческие факторы — это набор элементов и характеристик сайта, по которым пользователь принимает решение о совершении целевого действия, будь то оформление заказа или заполнение контактной формы. В разных тематиках преобладает свой набор факторов, по которым поисковые системы оценивают сайты.
Вам предстоит положиться на своё маркетинговое чутьё и проанализировать, какая деталь или «фишка» становится решающим фактором, побуждающим пользователя нажать заветную кнопку и довериться именно вашей компании. Это может быть наличие телефона службы поддержки, подробный каталог товаров с бесплатной доставкой, отзывы довольных покупателей или логотипы известных брендов-партнёров.
И снова практический совет: на этом шаге не обязательно использовать какие-то навороченные инструменты. Можете сделать обычную Google-таблицу: в колонки вынесите конкретные сайты, а в строки — любой элемент, который кажется вам похожим на коммерческий фактор. Далее пройдитесь по сайтам, проставьте галочки и проанализируйте результаты. Например, если все ресурсы в вашей тематике размещают посадочные страницы под конкретную услугу с указанной стоимостью и подробным описанием, то стоит обратить внимание на этот фактор и применить его на своём сайте.
Спешим порадовать — на этом подготовительный этап завершён. Проанализировав тематику, конкурентов и выделив коммерческие факторы, можно переходить к технической составляющей и начинать оптимизацию страниц вашего сайта. На этом шаге стоит убедиться в отсутствии критических моментов, которые могут мешать дальнейшему продвижению. Не забудьте проверить сайт на проблемы с индексацией и выяснить, правильно ли поисковые системы отображают его в выдаче.
Надеемся, наша статья поможет вам как можно быстрее и продуктивнее погрузиться в тему SEO-продвижения и повысить посещаемость сайта. Важно понимать, что вышеперечисленные советы — это лишь основа. Но сделав всего несколько шагов, вы получите готовую стратегию, которая поможет понять, как детально устроен этот процесс изнутри, и запустить эффективное SEO-продвижение.
Арсенал SEO-гуру: лучшие материалы и ресурсы для самостоятельного обучения
SEO – одна из самых динамичных сфер интернет-маркетинга, за изменениями в которой трудно успевать. При этом, как в любом деле, здесь есть знания, практически не изменяющиеся из года в год. Именно они составляют базу, необходимую для изучения маркетологом.
В эту подборку я решила включить не только материалы, способные научить основам SEO, но и ресурсы для более продвинутых оптимизаторов, которым важно следить за изменениями в поисковом маркетинге.
В общем, здесь вы найдете все (или практически все), что нужно для изучения основ и совершенствования знаний в SEO.
Статьи, видео и вебинары «Текстерры»
Для начала предлагаю почитать и посмотреть материалы нашего блога. Я выбрала самые подробные и простые руководства для начинающих, а также несколько экспертных статей от практиков, которые будут интересны опытным оптимизаторам.
Для новичков
Объясняем азы SEO максимально простым языком. Это отличное видео для тех, кто только начинает разбираться в поисковой оптимизации.
Мощная во всех смыслах статьях, затрагивающая буквально все аспекты SEO. Подробного объяснения каждого из них вы здесь не найдете, но сможете оценить (если вы новичок) многогранность поисковой оптимизации и все ее прелести. А вообще чек-лист полезен и продвинутым сеошникам – чтобы ничего не забыть и добиться максимума от продвижения.
SEO-специалист «Текстерры» Александр Белов на вебинаре по основам внутренней оптимизации в течение часа рассказывает, какие работы нужно провести на сайте, чтобы он хорошо ранжировался в поисковых системах, и отвечает на вопросы зрителей по теме.
Максимально подробное руководство по составлению семантического ядра. Здесь – все, что нужно знать новичку. Никаких сложных терминов – информация подается в легкой форме и сопровождается иллюстрациями для наглядности. Обзор программ и сервисов для сбора СЯ будет полезен не только новичкам, но и специалистам с опытом.
Статья о том, где брать ссылки для сайта в 2018 году. В начале – небольшой гид по видам ссылок и их использованию. В основной части руководства рассмотрены исключительно «белые» способы ссылочного продвижения, сохранившие актуальность по сей день.
Мини-энциклопедия поисковых фильтров «Яндекса» и «Гугл». Перечислены все известные на момент написания статьи виды. В конце даже есть удобная табличка, которая поможет быстро сориентироваться в том, какой фильтр получил ваш сайт и как снять порчу.
Это руководство настолько полное, что прочитать его за один присест вряд ли получится. Здесь не просто описаны методы перелинковки и их использование – автор на собственном опыте показывает, как тщательно продуманная перелинковка помогает повышать конверсию. Никакой сухой инфы, все максимально доходчиво, на примерах. Просто бери и делай.
Поисковики стали умнее и типичные SEO-тексты более не жалуют. Но это не значит, что ключевые слова утратили свою значимость для оптимизации. Из этой статьи вы узнаете, что такое LSI-ключи, почему их нужно использовать, где их можно найти и как с ними следует обращаться, чтобы добиться высокого ранжирования в поисковиках.
Для продвинутых
Настоятельно рекомендуется к прочтению, если вы все еще думаете, что 100%-ная уникальность –основной критерий качества текста для поисковиков.
Агрегаторы вытесняют из топа выдачи? Хватит это терпеть! Никаких волшебных таблеток в статье не найдете, зато узнаете, как в такой непростой ситуации получать трафик (спойлер: упорным трудом, конечно).
Несколько рабочих способов увеличения трафика на сайт с минимальными трудозатратами. Если SEO и контекст не приносят результатов, а денег на комплексное продвижение нет – обязательно прочитайте эту статью.
Помимо кейсов, немного про сам «Минусинск» и о том, за какие ссылки «Яндекс» банит сайты, а также краткий ликбез по анализу ссылочной массы. В общем, все, что может пригодиться, если вы подхватили эту заразу.
Подробно о фильтре «Баден-Баден»: что это такое, как влияет на сайт, как из-под него выйти и почему это не самое страшное из того, что может с вами случиться.
Полезные ресурсы
В этом разделе будут перечислены самые разные ресурсы, которыми можно пользоваться для обучения. Я не буду включать в эту подборку все подряд, а выберу только самое лучшее и то, что реально может пригодиться.
Официальные руководства поисковых систем
Вебмастерская. Конференции «Яндекса» для вебмастеров и вообще всех, кто связан с продвижением сайтов. Богатый архив, много выпусков прошлых лет. В библиотеке с помощью фильтров можно быстро найти доклады на интересующие темы.
Блог Яндекса для вебмастеров. Последние новости крупнейшего в России поисковика из первых уст. Все самое «горячее» для владельцев сайтов «Яндекс» первым делом выкладывает себе в блог, поэтому не поленитесь сохранить эту страничку в закладки. Тем более, в комментариях к постам можно получить ответ на интересующий вопрос от сотрудников «Яндекса».
Руководство от Google. Гайд по поисковой оптимизации для начинающих. Вся необходимая информация – на одной странице. Руководство – это лишь один из пунктов справки от Google. В меню справа можно найти и другие разделы. Например, инструкцию по работе с Google Search Console.
Принципы работы Google Поиска. Еще один текстовый туториал от Google, но на этот раз он сопровождается видеороликами, в которых Мэтт Каттс максимально простым языком объясняет, как работает поиск (русские субтитры прилагаются).
Блоги
В сети много блогов компаний и частных специалистов, в которых время от времени появляются экспертные статьи по теме, исследования и кейсы. Кроме того, есть крупные SEO-новостники, позволяющие оперативно отслеживать последние изменения в этой сфере.
Searchengines.ru. Последние новости поисковых систем и в сфере интернет-маркетинга в целом. В меню сайта можно увидеть ссылочку на самый популярный SEO-форум рунета. Вообще общаются здесь на любые темы, касающиеся digital, но поисковый маркетинг до сих пор обсуждается активнее всего. В отдельных разделах можно посмотреть вакансии или предложить услуги (платно). Даже новичкам вполне реально найти тут подработку.
Seonews.ru. Помимо новостей здесь много экспертных статей, руководств, исследований, аналитики. Сайт уже давно вышел за рамки SEO и пишет практически обо всем, что относится к теме продвижения бизнеса в сети.
Devaka.ru. Ресурс, пожалуй, самого известного в рунете seo-блогера Сергея Кокшарова. Тут много кейсов, экспериментов, инструкций для новичков, обзоров seo-инструментов, подборок, а также статей на околосеошную тематику. К сожалению, автор теперь редко публикует новые материалы, но среди старых можно найти до сих пор актуальные вещи. Плюс, периодически выходят дайджесты с новыми статьями о SEO со всего интернета.
Shakin.ru. Еще один довольно известный сеошник, блог которого был когда-то был одним из самых посещаемых. Теперь он тоже немного заброшен, но периодически выходят интересные материалы. Одна из отличительных черт – большое количество информации о западном SEO. В рубрике «Блог-шоу» автор делится интересными по его мнению статьями по теме.
SEO-блог Анны Ященко. Анна охотно делится многолетним опытом, поэтому статьи тут всегда максимально приближены к текущей оптимизаторской реальности. Радует, что большой упор делается на «белое» продвижение. Статьи нельзя назвать идеальными в плане грамматики и стилистики, но пользы для обучения в них действительно много.
Блог Алексея Трудова. Еще один блог, в котором автор делится опытом. Никаких общих руководств для новичков – только конкретика, только собственный опыт.
Блог Serpstat. Тут можно почитать статьи о работе в сервисе Serpstat, но этим выбор полезных материалов не ограничивается. Здесь пишут обо всем, что касается поискового продвижения, берут интервью у известных специалистов и принимают гостевые публикации по теме. В отличие от личных блогов, тут видна работа редактора – статьи написаны грамотно и без воды.
Блог SeoPult. Сервис перешел на комплексное продвижение, поэтому статьи публикуются на любые темы, связанные с интернет-маркетингом. Но SEO здесь все еще остается центральной темой.
Блог Reffer.ru. В основном пишут о линкбилдинге, причем очень неплохо. Есть не только собственные исследования и руководства, но и переводы статей западных профи. Каждый месяц выходят подборки своих и чужих (в том числе англоязычных) материалов.
В англоязычных блогах тоже много интересного. Их я уже рассматривала в подборке «100+ англоязычных интернет-ресурсов для digital-маркетолога». Если говорить о личных предпочтениях, я люблю читать блог сервиса Ahrefs и Мэтью Вудварда. Там часто публикуют результаты интересных исследований и экспериментов.
Каналы на YouTube
Видеоконтента по SEO на YouTube много, поэтому пришлось долго и серьезно его фильтровать.
Devaka. Об этом товарище мы уже говорили. Его ютуб-канал не менее полезен, чем блог. Для удобства основная часть роликов поделена на две части: «Введение в SEO за 30 дней» и «SEO-вебинары».
Школа SEO. Обновления выходят редко, но на канале есть 16 отличных уроков по SEO. Причем именно уроков – ролики в среднем длятся 30-40 минут. Снято качественно, наполнение тоже радует. Отдельный респект преподавателю за умение преподносить информацию. Да и по содержанию роликов видно, что у него действительно большой опыт в SEO. Единственный минус – ориентация исключительно на «Гугл».
Обучение SEO. Еще один канал, который я долго могу хвалить. Автор использует популярный формат «на доске», а его коллега делает обзоры разных сеошных сервисов. Все доступно, понятно, без лишней болтовни.
SeoProfy. Много роликов, в том числе конференций, на тему продвижения англоязычных сайтов.
SEO простым языком. Плейлист канала Loftblog, посвященный SEO. Что-то уже могло устареть, так как выкладывали ролики еще в 2015-м, но для общего понимания принципов поискового продвижения порекомендовать однозначно стоит.
Уроки Рэнда Фишкина. Плейлист с переводами уроков одного из самых известных специалистов по SEO на западе. Автору канала поисковое продвижение, по всей видимости, больше не интересно, но за переводы, пусть и старые, большое ему спасибо.
ТопЭксперт. Канал об интернет-маркетинге в целом. Контента очень много. Открытые уроки SEO, пожалуй, уместнее всего упомянуть в этой подборке. Хотя, если прогуляться по каналу, можно найти и другие ролики про поисковый маркетинг.
Cybermarketing. Подборка из 70 роликов о поисковом продвижении. Как и плейлист, сам канал полностью состоит из записей трансляций со специалистами компании Seopult.
PromoPult. Много хороших старых роликов о SEO. Сейчас концепт канала, как и блога, изменился, и видео публикуются на все темы, затрагивающие интернет-маркетинг. Уловить что-то полезное по SEO сложно, но можно. Подача материала тоже изменилась – теперь она (лично для меня) довольно агрессивная.
SEO-шмео. «Стильно-модно- молодежно» про SEO. Подача – на любителя. Если честно, включила в подборку просто по приколу. Хотя, ладно, есть там годная инфа. Посмотрите сами.
Кроме того, мы не можем не рассказать про наш собственный канал на Ютубе об интернет-маркетинге. Например, вот одно из наших последних видео, которое будет полезно для SEO-специалистов.
Паблики «ВКонтакте»
Действительно хорошие и незаброшенные паблики по SEO во «ВКонтакте» найти сложно. Поэтому здесь их будет совсем мало, зато – самые интересные.
Поисковый маркетинг от Алексея Лазутина. Блог руководителя агентства AdTimes, в котором он публикует заметки на разные темы, касающиеся поискового продвижения. В разделе «Видео» представлены материалы в 5 категориях : «SEO от А до Я», «SEO без бла-бла-бла», «SEO для босса» (о выборе специалиста), «Лидогенерация», «Маркетинг шаг за шагом».
Дневник ленивого сеошника. Если почитать посты автора, складывается впечатление, что он не такой уж и ленивый. Много кейсов, инструкций и просто размышлений на тему SEO. Пишет автор живенько, читать интересно.
Руслан Белый | Информационные сайты. Еще один авторский блог, на этот раз – с упором на информационные сайты. Руслан периодически пишет полезные посты и записывает видео по теме. Обратная связь тоже есть: автор отвечает на вопросы подписчиков в комментариях, самих постах или во время прямых трансляций.
Клуб SEO-специалистов. На стене периодически публикуются интересные материалы по теме, а еще тут можно задать вопрос, предложить или найти работу. Кроме того, есть раздел с обсуждениями, где можно разместить объявление, посмотреть вакансии или просто пообщаться. Активность не такая большая, но все же она есть.
Telegram-каналы
С помощью «Телеграма» можно «ловить» последние новости поисковой оптимизации буквально на ходу. Да и хороших каналов, как оказалось, тут довольно много.
Devaka Talk. Телеграм-канал Сергея Кокшарова. В отличие от блога, обновления тут ежедневные. Автор публикует анонсы ближайших мероприятий, репостит интересные материалы коллег и пишет собственные заметки. Можно встретить не только полезный, но и развлекательный контент. Даже цитатки именитых маркетологов тут есть.
Digital-бар. Это совместный канал SEONews и «Лайкни», поэтому контент в основном берется с этих двух сайтов. Два раза в день выходят дайджесты новостей, а самые главные новости публикуются отдельно.
SEO life. Последние апдейты и нововведения поисковых систем, а также самые важные из последних событий в мире digital. А еще автор в прямом эфире конспектирует доклады значимых SEO-мероприятий и делится разными полезностями.
SEO chat. Ламповый чат про SEO. Можно задавать вопросы и общаться с коллегами. Здесь больше 5 тыс. участников, поэтому общаются довольно активно.
Идея украдена. В отличие от предыдущих каналов обновления тут нечастные. Ежедневно (кроме выходных) тут публикуются ссылки на лучшие материалы по интернет-маркетингу (в том числе SEO) с кратким содержанием – чтобы знать, чего ожидать от статьи.
SEO практика. Здесь вообще очень тихо: новый пост – редкий гость на канале. Но статьи и новости отбираются интересные. Плюс, автор пишет подробные анонсы к ссылкам, «вытягивая» суть материалов для лучшего понимания. Это вариант для тех, кто интересуется SEO, но не успевает справляться с потоком непрочитанных сообщений.
SEO-канал Shakin.ru. Новые посты выходят не так часто, зато большая их часть – собственные заметки автора. Это могут быть ответы на частые вопросы, наблюдения, мысли, советы, итоги экспериментов и т. д.
Англоязычное SEO. Еще один канал Михаила Шакина, на этот раз – о продвижении англоязычных сайтов. Автор часто ссылается на зарубежных специалистов, поэтому знание английского здесь будет не лишним.
NaZapad. Опять про SEO на западе. В основном публикуются новости проекта NaZapad, но время от времени попадаются интересные фишки и разного рода полезности для продвижения англоязычных сайтов.
Бесплатные электронные книги
Бесплатных электронных книг по SEO в рунете крайне мало, поэтому я решила включить сюда также книги на английском.
«SEMBOOK. Энциклопедия поискового продвижения Ingate». Настоящая энциклопедия SEO – здесь можно найти ответ практически на любой вопрос. Понятно, что со временем что-то устаревает, но база, изложенная в книге, по большей части остается неизменной. Кстати, у компании есть еще несколько интересных ebook по SEO. Не все из них сохранили актуальность на данный момент, но ознакомиться с ними новичку лишним не будет. Найти их можно тут.
UK SEO: A Beginner’s Guide in 2018. Пусть вас не смущает заголовок: рекомендации из книги, в принципе, подходят для всех стран. Точнее, для всех, кто продвигается в «Гугле». Никаких спекуляций и непроверенной информации: все рекомендации автора подкреплены цитатами представителей крупнейшего в мире поисковика. На 600(!) страницах вы найдете практически все, что нужно знать о поисковом продвижении на Западе. Стратегиям линкбилдинга здесь тоже нашлось место – автор посвятил им больше сотни страниц.
Essential SEO Tools for Agencies. Объемная подборка (почти 200 страниц) SEO-инструментов под самые разные задачи: внутренняя оптимизация, поиск ключевых слов, линкбилдинг, аудит, управление проектами и т. д. Кроме онлайн-сервисов здесь еще кратко обозревается полезный софт и браузерные расширения. Чтобы скачать, нужно ввести свои имя, фамилию и e-mail.
Illustrated Guide to Link Building. Иллюстрированный сборник самых простых, но не самых очевидных способов добычи внешних ссылок. Хотя, если вы постоянно читаете зарубежных маркетологов и оптимизаторов, ничего нового, скорее всего, для себя не откроете. Книга, как и предыдущая, предоставлена сайтом Search Engine Journal, поэтому для скачивания тоже нужно ввести данные.
Link Building Strategies: The Complete List (2017 Edition). Подборка не самая свежая, но объем впечатляет – автор рассмотрел более 180 стратегий линкбилдинга на 400 с лишним страницах. Трудно найти более подробный перечень методов получения ссылок при продвижении за рубежом, поэтому это настоящий маст-хэв для сеошника-западника (хотя и для наших реалий способы вполне рабочие). Для скачивания нужно ввести свой email.
Бесплатные курсы
С курсами вообще все сложно, но что-то из бесплатного все же найти удалось.
Вебмастер. Обучение работе в сервисе «Вебмастер» от «Яндекса». Курса всего два – основные принципы индексирования и основные принципы оптимизации сайта. Каждый курс включает теорию, задание и тест. Кроме того, здесь можно посмотреть видео по оптимизации от команды «Яндекса», почитать справку и узнать последние новости поисковой системы.
Email-курс от Анны Ященко. 20 уроков в формате pdf, которые приходят на e-mail с периодичностью 2-3 раза в неделю. Тут как и в блоге: автор не разливает воду на несколько страниц, а сразу переходит к делу – только самое важное и только то, что может реально пригодиться. Уроки по стилю больше напоминают письма старому приятелю, но это скорее плюс – подача простая, от первого лица, никаких сложных терминов и фраз. В конце каждого урока даже есть задания.
Информационный поиск изнутри. Серьезный курс для серьезных людей от «Лекториума». Чисто техническая информация (курс из раздела «computer science») для тех, кому интересно, как устроен «Яндекс».
SEO for beginners от Yoast. Очень скромный курс, состоящий всего из трех частей: понятие SEO, контент и техническое SEO. В каждом разделе 2-3 темы. После регистрации вам доступны видеоролики, текстовая часть урока и тест. Преподавателей много, и, что интересно, все они, очевидно, не носители английского.
Ну и напоследок…
Не забывайте, что главное в обучении SEO – это все-таки практика. Можно прочитать и пересмотреть кучу всего, но без применения полученных знаний на практике стать профессионалом в поисковой оптимизации не получится.
Практика может быть разной. Кто-то отправляется на специализированные форумы или сайты с вакансиями, чтобы попробовать себя в качестве стажера, а кто-то сходу решает взять все в свои руки и начинает заниматься SEO продвижением собственных проектов. Второй вариант дает больше свободы, возможностей для экспериментов и набивания собственных шишек, хотя никто не мешает совмещать сразу два пути.
Хорошо помогает для практики использование чужого опыта в продвижении сайтов. Многие компании и seo-блогеры публикуют кейсы, на которые тоже нужно обращать внимание. Их можно найти в перечисленных в подборке ресурсах, а можно заняться собственным поиском. В конце концов, в SEO постоянно появляется что-то новое, поэтому если вы хотите стать первоклассным специалистом, мониторинг свежих источников знаний должен стать вашим хобби.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров