С чего начать изучение фронтэнда с нуля
Как научиться фронтенд-разработке, найти первую работу и не набить шишек
Фронтенд, возможное, лучшее и самое приветливое направление, чтобы войти в ИТ. Но с ним не все так просто — во фронтенде легко начать и трудно стать мастером. В нем не будет мук выбора языка программирования, но будет борьба с его недостатками. В этой сфере есть очень много инструментов, изучение каждого из которых тянет на освоение отдельной профессии.
О том, как правильно учиться, как не набить шишек и двигаться по карьере, мы расспросили у Олега Шикова, декана факультета веб-разработки в GeekBrains и у Дарьи Дьячковой, начинающей веб-разработчицы.
В 2015 году Дарья Дьячкова поступила в НИУ ВШЭ на факультет Мировой экономики и мировой политики потому что в школе больше всего любила языки — учила английский и немецкий, постоянно выигрывала олимпиады. Ей нравилась эта сфера, но не до блеска в глазах, поэтому Дарья продолжала искать будущую профессию. В 2018 году она пришла на день карьеры в одно из HR-агентств, после которого сменила направление в неожиданном направлении.
«Я прошла длинный психологический тест, где мне посчитали тип личности-склад ума и прочее. Не в обиду психологам, но я к таким тестам отношусь скептически. После теста мне сказали, «эх, программист пропадает» и предложили послушать выступление про переход в мир ИТ. Я пожала плечами, пошла — и зажглась».
Дома она начала гуглить, смотреть обзоры профессий. Раньше Дарья мастерила веб-странички на Tilda и Wix, вела свой блог-обзор международных новостей, поэтому подумала о фронтенде в первую очередь. Тем не менее она просмотрела все вводные вебинары профессий и языков программирования, попробовала написать маленький кусочек кода на нескольких языках программирования и выбрала JS, как самый близкий по духу.
Что делают фронтендеры
«Если вы открываете любую страницу в браузере, все, что вы видите перед собой на странице — это делают фронтендеры. Но на самом деле их работа намного сложнее одного внешнего вида», — рассказывает Олег Шиков, декан факультета веб-разработки в GeekBrains.
Олег писал код с детства. Первые эксперименты были на языке С, а в 2011 году он перешел на Javascript. Многое из того, что есть в технологии сейчас, тогда только зарождалось. HTML и CSS не имели больших возможностей, а в индустрии преобладал Flash. Профессия в целом была намного проще — всего лишь HTML-верстка и несложное оформление. Достаточно было писать теги и красиво их оформлять на CSS. Пользователи нажимали кнопку, и страница полностью обновлялась. Уходил запрос на сервер, сервер отдавал новую верстку. Но такой подход не позволял делать отзывчивый интерфейс.
«Задача фронтендера в наши дни — строить логику сайтов на стороне браузера», — говорит Олег, «Эта логика разрабатывается на языке программирования JavaScript. Современные сайты могут полностью работать на стороне клиента, делая запросы серверу лишь изредка, например, чтобы сохранить данные пользователя или загрузить необходимую информацию. То есть сейчас мы запрашиваем не полностью обновленную страницу, а только необходимую информацию, и грамотно ее отрисовываем в браузере. Благодаря такому поведению, сайты становятся отзывчивее и экономят часть трафика пользователя».
Учить фронтенд — это учить JavaScript?
Определившись с направлением, Дарья поступила на факультет веб-разработки в GeekBrains. В представлении многих обучение фронтенду слилось с изучением языка Javascript, но, как считает Олег Шиков — это не совсем верно.
«Первое с чего надо начать — это конечно HTML. Он предельно прост, с ним очень легко справиться, очень легко написать свой первый сайт. Конечно, он не будет отзывчивым, но он будет работать, и его уже можно будет выложить в интернет. Далее необходимо добавить этому сайту красивый внешний вид, чтобы это было не просто полотно текста, а удобная и красивая страница с визуальными элементами. В этом поможет CSS – каскадные таблицы стилей. Пары недель хватит, чтобы освоить и HTML, и CSS. А сразу после надо приступать к JavaScript, потому что он — основа основ для того, чтобы делать отзывчивый интерфейс».
Но когда к технологии приходит популярность, следом за ней идет море критики. Многие опытные разработчики один за другим вскрывают в своих докладах, выступлениях и статьях проблемы и языка и предлагают альтернативы. Новичка эти обсуждения могут только сбить с пути. Как считает Олег, начинать изучение фронтенда с других языков только потому, что их больше хвалят профессионалы, будет ошибкой.
«Несколько лет назад все дружно ругали PHP, сейчас все дружно ругают JavaScript, это такой мейнстрим. Конечно, JavaScript не без проблем, с этим никто не спорит. Но например, TypeScript (другой популярный язык от Microsoft, являющийся расширением возможностей JS) не выполняется в браузере сам — он переводится (компилируется) в JavaScript. Если мы что-то напишем на TypeScript, то все равно получим JavaScript, который уже выполнится в браузере. Чтобы грамотно отлаживать код необходимо знать JavaScript и уметь работать с браузером».
Но Дарья находит время, чтобы учить вещи, которые и не входят в программу.
«Я привыкла много учить и разбираться до конца, я из тех людей, кто читает все дополнительные материалы к статьям и делает доп.задания, потому что им просто интересно. Нахожу время осваивать, например, Nuxt.js, Typescript, Vue.js, Webpack и Stylus».
Что такое React, Vue и Angular и как их выбирать
Помимо Javascript и других языков от фронтендеров требуют знание различных инструментов для работы. На чистом JavaScript довольно сложно разрабатывать интерактивные отзывчивые интерфейсы веб-страниц без использования сторонних библиотек.
Библиотека — это тоже JavaScript код, уже написанный другими разработчиками. Он предоставляет удобный набор решений, чтобы выполнять заготовленные действия, которые регулярно требуются в работе. В вебе есть большое разнообразие таких библиотек, которые упрощают написание отзывчивых интерфейсов для веб-сайтов. В их числе самые известные — это React, Vue и Angular.
«Выбор между ними — сложный вопрос. Можно выучить все три. Это не сверхсложная задача, потому что когда поймешь, как работать с одним, каждый последующий будет учить проще. Но по моим наблюдениям, они используются немного в разных сферах. Angular — один из самых старых. Он чаще используется в корпоративном сегменте, на больших проектах, с поддержкой легаси кода, который был написан несколько лет назад. React используется повсеместно. Он первый в списке, когда пишут новые интерфейсы и веб-сервисы. Про Vue можно сказать, что он простой, молодой, крутой и мейнстримный.
Я бы советовал попробовать написать простую логику на всех трех фреймворках — условно говоря todo лист — на основании своих ощущений понять, какой нравится больше, и учить его. Либо посмотреть вакансии в своем городе, и выбирать, например, React, потому что большинство вакансий на фронтенд-разработчиков требуют знания именно React. Но переучиваться потом будет не сложно».
Дарья пишет приключенческие романы и разрабатывает на Nuxt.js справочник по вселенной своей книги. Еще она делает проекты и лендинги для своих друзей, поэтому выучила адаптивную верстку, медиа-запросы и прочее. «Я начала React.js, придумала проект на будущее, который хочу воплотить на React Native. Пока планирую архитектуру, рисую блок-схемами, и читаю про технологии, которые можно использовать».
Как проходит учеба
«Когда началось обучение, преподаватели все отлично объясняли – для меня важно выстроить полученные знания в систему. Домашние задания помогали закрепить навык, бонусом давали наводку где и что ещё поучить. Много читала и осваивала сама, смотрела руководства и мини уроки на YouTube. На GeekBrains всегда можно написать преподавателю или наставнику курса или своей группе в чат. Все помогут, объяснят. Если нашел интересную статью – тоже есть с кем поделиться и обсудить.
Думаю, ощущения, когда видишь свой первый Hello world, не забудет никто. Да и в целом, ощущения, когда сделал по макету красивый UI, а он ещё и работает – это драйв».
Учеба длится полтора года. Олег Шиков считает, что просто учить синтаксис — это скучно, поэтому учеба сразу строится вокруг проектов. «Мы даем базовые вещи, синтаксис, и сразу пытаемся применить их на практике, пишем простые веб-страницы. После этого мы даем PHP, тем самым обучая студентов бекенд (серверной) разработке. Некоторым начинающим разработчикам кажется, что достаточно выучить HTML с JavaScript, и этого хватит, чтобы стать востребованным на рынке. На деле не совсем так. Нужно знать архитектуру, алгоритмы, паттерны и фреймворки — и не просто знать. Необходима еще практика, надо написать свой продукт, поучаствовать в коллективной разработке».
В начале обучения студенты пишут код по отдельности, проверяя его с преподавателем, а к середине обучения начинают разрабатывать продукт вместе со своими одногруппниками, благодаря чему получают опыт командной разработки.
Помимо учебы Дарья любит заниматься на платформе Kodiri.com, где проходят международные соревнования по JS. «Там можно тренироваться и одному, решать задания на время, точность и красоту кода. Я познакомилась с основателем платформы Рикардо — он классный парень. Теперь пишу для них задачки. К каждому заданию я прикладываю эталонное решение и тесты (так я, кстати, начала писать юнит тесты). Мне забавно соревноваться с другими игроками, когда вероятность, что хотя бы одно из пяти заданий будет твоего авторства ≈0.94. Да, я посчитала, мне было любопытно, почему я так часто их встречаю. Свои честно решаю и в ответы не смотрю. Захватывает элемент геймификации, я уже получила высшие погоны (Императорское Величество), теперь осталось подвинуть Юраша как лучшего игрока месяца. Этого элемента игры и духа соревнования в обучении мне недоставало, в целом, думаю, стоит добавлять подобные возможности в образовательные платформы. Несколько дней задачек Kodiri на скорость, и я во сне напишу arr.map(e =>».
Поиски первой работы
На каком этапе начинать поиски работы — очень спорный вопрос в индустрии. Одни убеждены, что только годы обучения и проработки теории на практике в безопасных условиях дают человеку право просить деньги за разработку. Другие наоборот — что учиться надо работая на настоящей работе. По словам преподавателя многие студенты идут по второму пути.
«Я знаю студентов, которые получали первые заказы или устраивались в фирмы на третей четверти. Они продолжали обучение, совмещая его уже с работой. Все зависит от человека и его способности учиться. Начинающему разработчику проще устроиться в маленькую компанию, чем в большую. В компаниях вроде Mail.ru или «Яндекс» строгий отбор. Далеко не каждый опытный разработчик сможет туда устроиться. Но попытать счастья, конечно, может каждый».
Когда у Дарьи за плечами было полгода обучения и резюме-портфолио в форме сайта, она прошла несколько собеседований, но навыков устроиться фронтенд разработчиком ей не хватило.
«На первом собеседовании было страшно. Я откликнулась на вакансию фронтенд разработчик Vue. Готовилась тщательно, повторила весь материал JS и Vue, и все что выучила за полгода GeekUniversity, разобрала tricky questions и всякие мелочи, где JS ведёт себя непредсказуемо. Собеседование проходило по Skype. Небольшая компания, сразу техническое интервью, минуя HR. Я бодро отвечала на вопросы, мы говорили целый час… а потом оказалось, что они всё-таки искали фулстек разработчика. Бывает».
На Хабр Карьере вы можете посмотреть свежие вакансии для фронтендеров и подписаться на рассылку новых.
«Джуниор-разработчикам задают простые вопросы, чтобы убедиться, что они знают основы», считает Олег, — «Я бы спросил про адаптивную и семантическую верстку, про то, как работать с чистым JavaScript. Сейчас тренд на фреймворки и библиотеки, те же React, Vue и Angular, а «ванильный» JavaScript без дополнительных библиотек — его не все знают. Я бы хотел убедиться, что разработчик знает, как с ним работать, а не сразу кинулся в лагерь условного React.
В любом случае вам придется потратить какое-то время, чтобы откликаться на разные вакансии, проходить разные собеседования. Проходить их — это тоже определенный опыт и навык. Отказы — это нормальная ситуация, бояться вообще не нужно»
«Спустя ещё два собеседования мне порекомендовали продолжить обучение и попробовать снова позже. Нужны были и общие знания — протоколы, архитектурные решения и прочее. Я и сама понимала, устраиваться было рано. Поэтому нашла классную смежную работу с ИТ — устроилась инженером технической поддержки в Букмейт. В обязанностях отвечать читателям на вопросы по работе приложения и сайта, что-то мелкое советовать как чинить, на проблемы покрупнее оформлять баги в JIRA и Confluence. Плюс, теперь отлично представляю, как обычные пользователи юзают UI/UX нашего приложения. Подсказка, «это не баг, это фича». Или когда разработчики хотели как лучше, а пользователи не поняли, как это и зачем.
Хороший шанс посмотреть на обе стороны — как пользователи юзают приложение, и как разработчики его развивают и чинят».
Как развиваться в профессии
— Я бы советовал развиваться в фулстек-разработчика, знать и бекенд, и фронтенд. Если же говорить только про фронтенд, то — хоть и необходимо хорошо знать JavaScript — без фреймворков никуда. Их надо учить.
На TypeScript стоит посмотреть, хоть его и не требуют во всех вакансиях. На самом деле он интересный, и JavaScript-разработчику выучить его очень просто. По факту это тот же самый язык с дополнительными фичами, которые позволяют писать более надежные системы. TypeScript добавляет в язык явную систему типов, которая позволяет сказать, что эта переменная будет числовая, а эта переменная — строковая.
В чистом JavaScript такого нет, там переменная может иметь любой тип, и это иногда приводит к ошибкам. Вы ожидаете число в переменной, а получаете, например, строку или объект, и у вас из-за этого ломается логика работы программы. TypeScript помогает избежать такой ошибки.
Сейчас многие смотрят в сторону PWA. Дело в том, что, как я уже говорил, рынок смартфонов огромный. Большинство пользователей, которые заходят к вам на сайт, с большой вероятностью делают это с телефона.
PWA (Progressive Web Applications) — это сайты, которые имеют дополнительные возможности, позволяющие удобно работать с ними в том числе со смартфона. Например, на андроиде PWA-сайт можно добавить себе на на стартовый экран и запускать, просто нажимая иконку. Есть возможности, которые позволяют улучшить сайт так, что он будет работать, даже когда на смартфоне нет интернета. То есть, это практически нативное приложение. Недавно Google выпустил обновление Google Play, благодаря которому вы можете добавить свой PWA-сайт в магазин, и пользователи смогут его скачивать и обновлять как обычное нативное приложение, которое почти неотличимо от обычного, написанного, например, на Java. А на самом деле оно написано на JavaScript и сверстано с помощью HTML.
Зарплаты
Медиана зарплаты фронтендера-стажёра находится на уровне 35 тысяч рублей. Специалист младшего уровня может рассчитывать на 50 тыс., миддл — уже на 97 тыс. Синьор и лид получают в среднем 170-190 тысяч рублей.
По данным калькулятора зарплат Хабр Карьеры средняя зарплата фронтенд-разработчика составляет чуть менее 110 000 рублей (диаграмма кликабельна).
Что почитать и посмотреть для самостоятельного изучения
Книги непосредственно про JS и HTML/CSS:
Книги по программированию:
Хочу стать frontend разработчиком: базовые знания и план обучения
Итак, друзья, вы решили встать на путь программирования? Жму руку, это решение изменит вашу жизнь. Это всегда интересная и востребованная работа на стыке интеллекта и творчества, работа о том, как принести пользу людям, сделать мир чуточку лучше. Возможности реализации в ней бесконечны.
В программировании много разных областей: веб-разработка, мобильная, десктопные приложения, разработка ОС, драйверов для железа. Веб-разработка — одна из самых интересных и востребованных областей. К её плюсам можно отнести то, что ваш продукт лежит в Интернете, и чтобы его увидеть, достаточно набрать адрес в браузере любого устройства, не нужно ничего качать и устанавливать. К тому же, с помощью современных инструментов, зная веб, можно разрабатывать сразу и мобильные, и десктопные приложения. Веб состоит из frontend (то, что видит клиент в браузере) и backend (серверная часть, занимается хранением, обработкой и выдачей данных). Я предлагаю начать знакомство с вебом именно с фронтенда.
Да, кстати, меня зовут Роман Латкин, я почти 10 лет варюсь в веб-разработке. Когда я начинал, всё было одновременно просто и сложно. Просто, потому что для построения приложения много знать было не нужно: вот HTML, немного CSS, чуть-чуть JavaScript — и готово. Сложно, потому что разработка велась через боль. Сейчас множество этой боли вылечено с помощью громадной экосистемы инструментов, но она очень пугает новичков, они не знают, как подступиться к фронтенду, с какой стороны подойти. Мне повезло, я наблюдал развитие фронтенда почти с начала, и у меня в голове всё неплохо уложилось. И я хочу в помощь начинающим разработчикам передать это понимание. Надеюсь, после прочтения этой статьи, вы будете чётко знать, каким путём идти, куда копать и по какому плану развиваться.
Три составляющих фронтенда
27–29 декабря, Онлайн, Беcплатно
Если вам придётся как-нибудь вручную использовать эти средства, чтобы сделать более-менее сложный проект, то вам предстоит испытать много боли. К счастью, мир развивается, сложные вещи упрощаются, люди придумывают всё новые и новые инструменты и технологии, которые делают этот созидательный процесс более приятным и быстрым.
Любой процесс познания можно представить в виде буквы «Т», где горизонтальная линия — широкое понимание, вертикальная — глубокое. У идеального специалиста буква Т большая и красивая, равномерная. Если она вытянута в одну сторону, она некрасива, уродлива; такой специалист мало полезен в боевых делах. Он может либо глубоко разбираться в чём-то одном, но чуть шаг в сторону, и он непригоден; либо поверхностно разбираться во всём, но при этом ничего не уметь. В первую очередь необходимо максимально развить широкую составляющую, чем мы сейчас и займёмся — постараемся максимально широко охватить все аспекты фронтенда, не углубляясь. А потом вы займётесь углублением, которое останется вам на самостоятельную работу.
Чтобы хорошо представлять причины текущего положения вещей, нужно хотя бы чуть-чуть знать историю пути развития фронтенда, да и вообще веб-приложений в целом. Инструментов сейчас столько, что не только новичок, сам чёрт ногу сломит. Поэтому, чтобы в этом всём хорошо ориентироваться, начнём именно с истории, с короткой экскурсии, как всё начиналось, а затем плавно перейдём к современным подходам.
Первые сайты
Вначале люди писали на чистом HTML, рисовали внешний вид на чистом CSS, делали логику на чистом JavaScript. Типичное старомодное приложение — это когда серверная логика генерирует HTML (отвечая на запрос посетителя, сервер берёт данные из базы данных и вставляет их в HTML) и отдаёт его вместе со статическими файлами стилей и клиентской логики на JavaScript, которой в то время (около 10 лет назад) было немного. При совершении перехода на другую страницу весь этот процесс повторялся. То есть раньше как такового разделения на фронтенд и бэкенд не было, было одно цельное приложение, которое одновременно и работало с базой данных, и генерировало HTML.
jQuery
Писать на чистом JavaScript надоедало и появился хороший инструмент — jQuery, который с помощью удобного синтаксиса позволял обращаться к элементам страницы и выполнять с ними какие-то действия. Появлялись различные плагины, готовые решения, стало проще и интереснее.
Но приложения развивались, объём клиентской логики рос, и постепенно всё это превращалось в большую лапшу. Чтобы её распутать, нужна была какая-то форма, архитектура.
Умные Парни попробовали перенести на фронтенд архитектурный шаблон с серверной части — MVC (модель-представление-контроллер). Этот шаблон диктует правило, что есть модель, которая описывает данные. Например, модель пользователя, модель фильма, модель отзыва. Есть контроллер, который обрабатывает запросы, например «показать по такому-то адресу страницу со списком фильмов». И есть представление, которое отвечает за отображение данных в HTML, в которое контроллер передаёт готовые данные, полученные из базы данных/API.
Здесь началась история single page application, SPA — приложений, которые загружаются один раз, а затем при переходе по страницам обращаются к серверу за данными по API. Этот подход называется AJAX. Вместо того, чтобы генерировать HTML на стороне сервера, сервер отдаёт клиентскую логику приложения один раз. Переходя на другую страницу, например с главной страницы на страницу поиска отелей, приложение запрашивает с сервера данные в чистом виде (к примеру, информацию об отелях), без тегов HTML (как правило в формате JSON), и самостоятельно генерирует представление.
Шаблон MVC на фронтенде был хорош, прекрасно работал, но было излишне сложно. Angular, Backbone — представители этой вехи истории. Они, к слову, живут и сейчас, но я в них глубоко не разбирался.
Процессоры и сборщики
Приложения начали расти в размере, и тут пришло время рассказать о сборщиках, препроцессорах и пакетных менеджерах. Постараюсь вкратце по ним пробежаться, несмотря на то, что они заслуживают отдельной статьи.
В вебе важна скорость, поэтому нельзя просто так отдавать посетителю большие файлы, они будут идти по сети слишком долго. Поэтому все ресурсы сжимаются с помощью разных минификаторов. JavaScript чаще всего с помощью uglify (он удаляет пробелы, делает названия переменных короче и ещё много чего интересного). В CSS удаляются пробелы и могут ещё объединяться некоторые свойства. И всё это собирается в один или несколько файлов вместо 10-20, один файл скачать гораздо быстрее, и на сервер нагрузка меньше.
Что касается CSS, появлялись так называемые препроцессоры. Они расширяют синтаксис CSS, добавляют туда кучу разных возможностей — вложенные блоки, переменные, циклы. Даже просто отсутствие точек с запятой очень помогает и ускоряет написание кода?.
Препроцессор — это такая программа, которая запускается и компилирует этот сахарный синтаксис в чистый CSS. Использование препроцессоров позволяет избежать повторного использования кода, выстраивает архитектуру, и по сути превращает язык описания стилей в язык программирования. Изучите какой-либо инструмент, и вы поймете. Я для себя сейчас выбрал Stylus; есть ещё несколько, например — LESS, SASS.
Чуть позже придумали постпроцессоры. Они, в отличие от препроцессоров, обрабатывают уже готовый CSS, модифицируя его: например, добавляя дополнительные свойства к уже существующим, или изменяя названия классов, делая их уникальными, чтобы ничего не сломалось. Их чаще всего используют для поддержки кроссбраузерности, о которой мы ещё поговорим ниже. PostCSS — вот этот самый постпроцессор, он ещё обладает большой библиотекой плагинов, упрощающих жизнь.
JavaScript
Насчёт JavaScript: исторически так сложилось, что этот язык изначально был слишком простой и сейчас постоянно развивается, обрастая новыми инструментами. Основная его версия, которая работает во всех современных браузерах, называется ES5. В 2015-м году появился усовершенствованный стандарт JavaScript ES2015, или ES6, который даёт много новых инструментов упрощённого описания логики. Только он не работает в старых браузерах, поэтому используют препроцессор Babel для компиляции его в ES5. То есть код пишется с помощью современного синтаксиса ES6, а для работы в браузере сразу компилируется в ES5.
Есть ещё разные способы писать нормальный код, которые сводятся к тому же: код пишется на своём «особом» языке (как в случае с ES6), а потом транслируется в JavaScript. Вот некоторые из этих «особых» языков программирования:
Чтобы удобно вставлять динамические данные в HTML, отделяя данные от разметки, придумали шаблонизаторы. Например, в разметке пишется
Менеджеры пакетов
Чтобы не изобретать велосипеды, разработчики давно научились делиться между собой готовыми участками кода, модулями. Во фронтенде для этого активно используется менеджер зависимостей npm. На npmjs.com можно найти огромное количество модулей, плагинов, библиотек на все случаи жизни. Прежде чем писать что-то своё, поищите там.
Позже появился усовершенствованный менеджер зависимостей Yarn, он делает всё быстрее и стабильнее, не буду сейчас углубляться, почему.
Менеджеры задач
Для того, чтобы централизованно управлять всем этим зоопарком, появлялись менеджеры задач. Они позволяют в одном месте описать все процессы и этапы сборки приложения. Это Grunt, Gulp, Webpack. Последний — наиболее подходящий для сборки веб-приложения. Он может взять на себя много забот, легко и просто компилировать все ресурсы, будь то скрипты, стили, разметка, картинки — в любом формате (Stylus, Less, Sass, ES6, TypeScript, jpg, png) из любых исходников — в единые бандлы, сборки файлов js, CSS, HTML, которые будут работать в браузере.
Компонентная архитектура
Итак, можно продолжить: сложное начали упрощать, и в ходе упрощения, большого упрощения, Умные Парни решили — всё есть компонент. Кнопка — это компонент, шапка — компонент, выбор города — компонент. Страница — тоже компонент. Компонент может содержать в себе другие компоненты. Получилось крайне просто: такая концепция, как оказалось, пришлась как родная к построению клиентских приложений.
Что такое компонент? Это самостоятельный и независимый участок разметки со своей логикой и стилями. У компонента есть свое текущее состояние. Открыто ли меню, активна ли вкладка, и т.п. Состояние всего приложения можно представить как дерево состояний различных компонентов.
Разметка HTML зависит от текущего состояния, изменилось состояние — изменилась разметка. Это реализуется с помощью технологии Virtual Dom — когда DOM (дерево HTML-элементов страницы) рассчитывается сначала виртуально и в конце расчёта отображается в реальном DOM, в разметке. За счёт этой идеи достигли более высокой производительности приложений, ведь одна из самых тяжёлых частей работы браузера — операции с DOM (работа с деревом объектов HTML).
Здесь важно ввести ещё одно понятие — реактивные приложения. Это, упрощённо говоря, когда вместо прямого изменения DOM/Virtual Dom при изменении данных, вводится объект состояния, модель данных, и на её изменения подписывается обработчик, который уже меняет DOM. То есть чтобы что-то поменять в представлении, HTML (например, таблица со списком пользователей), нам достаточно изменить свойство модели (добавить в массив нового пользователя), всё остальное произойдет само (пользователь появится в html-таблице). Вы, наверное, замечали, что некоторые сайты медленно работают, а другие молниеносны. Скорее всего, первый на jQuery и работает с реальным DOM, второй — на одном из реактивных инструментов, с которыми мы познакомимся далее.
React
Итак, эти концепции (Virtual Dom, компоненты, реактивность) улеглись в новом инструменте создания клиентских приложений от Facebook — React. На текущий момент он является одним из лидеров индустрии, наиболее часто используемым во фронтенде. Он обладает развитой экосистемой — можно найти огромное количество готовых компонентов и дополнений.
Управление состоянием
Но между компонентами нужно было наладить связь, им нужно общаться между собой. Нажали на кнопку — изменился цвет. Можно строить эту взаимосвязь напрямую, но это быстро может превратиться в кашу. Тут придумали шаблон централизованного управления состоянием, когда есть одно место, где хранится состояние всего приложения в текущий момент времени. Это, сильно упрощая, такой JavaScript-объект со свойствами. Это состояние изменяется с помощью вызова действий и мутаций, но не будем сейчас так углубляться. Паттерн называется Flux. Самая популярная имплементация управления состоянием для React — Redux.
Vue.js
Тут появился Vue.js — гибкий, эффективный и простой в освоении веб-фреймворк, который несёт в себе всё те же концепции, но они в нём выглядят гораздо удачнее. Он объединил в себе всё лучшее из Angular и React, более чётко ответил на вопрос «что есть что». Из коробки Vue содержит уже большое количество инструментов и возможностей, которые в несколько строк позволяют писать объёмную логику. Разработка значительно упростилась.
Vue принёс ещё несколько интересных концепций, как, например, однофайловые компоненты — файлы, которые содержат в себе сразу логику, разметку и стили, и они там не переплетаются, как в случае с React и JSX. Vue из коробки позволяет использовать любые препроцессоры, которые очень органично вписываются в однофайловые компоненты. И имеет множество готовых встроенных решений, даже свою имплементацию Flux. Vue обладает отличной документацией на русском языке, которая научит вас лучшей практике во фронтенде, от сборки приложения до автотестов.
Изоморфные приложения, SSR
В разговоре об одностраничных приложениях мы упустили одну важную деталь: когда поисковый робот обращается к одностраничному приложению, он ничего не видит — только пустую страницу с тегами body без контента. В старомодных приложениях сервер обратился бы к базе данных, сгенерировал представление и отдал бы готовый HTML с текстом страницы. В случае с одностраничным приложением сервер отдаёт пустую страницу, которая лишь после инициализации подтягивает данные и показывает представление, чего конечно же поисковый робот не сделает. Таким образом, использовать одностраничные приложения для сайтов, ориентированных на контент, SEO, недопустимо.
Это недопущение обходилось множеством хаков и костылей, пока не появилась концепция SSR — Server-Side Rendering. Умные Парни научили весь JavaScript, который работал в браузере, выполняться на сервере с помощью NodeJS (технология создания серверных приложений с помощью браузерного языка JavaScript). Это, конечно, ввело свои ограничения, но жить стало легче. Теперь можно было написать логику один раз на одном языке, и она сразу же работала и на сервере (при первом обращении посетителя/робота генерировался HTML с контентом страницы) и в браузере (последующие переходы посетителя). Это и называется изоморфное, универсальное приложение.
Схема простая: при первом заходе посетитель отправляет запрос на сервер NodeJS, который обращается к API-серверу, берёт данные в виде JSON и отрисовывает их в HTML, возвращая посетителю. Дальше уже приложение живёт в браузере, при последующих переходах по страницам оно напрямую обращается к API-серверу за данными и уже непосредственно в браузере отрисовывает представление.
В React имплементация этой схемы делается разными и сложными путями. В качестве готовых решений есть для этого, например, фреймворк Next.js. В документации Vue есть целый раздел, посвященный SSR. Там указан фреймворк Nuxt — Vue + SSR. С его помощью можно довольно легко писать такие универсальные приложения.
CSS-фреймворки, адаптивность
Теперь мы сменим тему на попроще и поговорим о вёрстке.
В настоящее время всё упрощается, уже почти все браузеры поддерживают Flexbox и CSS Grid — современные удобные способы верстать сетку страницы. Их умелое сочетание позволяет в несколько свойств добиваться таких положений контейнеров, над которыми пришлось бы старыми методами изрядно попотеть, позволяя с лёгкостью выполнить практически любые дизайнерские изыски.
Адаптивность — это способность страницы выглядеть одинаково хорошо на всех устройствах, будь то ноутбук, планшет или мобильный телефон. Адаптивность достигается с помощью медиа-запросов — блоков условий в CSS, при каких разрешениях экрана какие CSS-свойства должны работать. Её можно также добиться с помощью умелого применения flexbox-контейнеров.
Все веб-приложения в основном типичны, состоят из строк, колонок, таблиц, кнопок и других UI-элементов. Чтобы не писать их каждый раз, в помощь сайтостроителям создавались CSS-фреймворки, где вся разметка уже продумана — достаточно применить нужный класс. Они содержат в себе множество готовых UI-элементов. Самый популярный — конечно же Bootstrap, сейчас уже 4-я версия. Есть ещё Bulma, тоже довольно хороший. И ещё множество менее популярных. Обычно в CSS-фреймворках адаптивность идёт из коробки, важно лишь правильно пользоваться предлагаемыми инструментами. CSS-фреймворки станут отличной основой практически в любом вашем веб-приложении и хорошим началом освоения навыков правильной вёрстки. Их стоит использовать, когда нужны типичные элементы пользовательского интерфейса, адаптивность, а это 99% кейсов в вебе.
Кроссбраузерность
Методологии
Чтобы вёрстка не превратилась в суп, ничего внезапно не ехало, всё было чётко и красиво — существуют специальные подходы, сборники правил о том, как называть тот или иной класс. Они очень вписываются в компонентную архитектуру, надо сказать, с них она и началась. Правило то же — всё есть компонент, или по-другому «блок». У блока есть свои элементы, мини-блоки, из которых и состоит блок. Изменяют отображение блока модификаторы, применяя к нему то или иное свойство. Изучите БЭМ от Яндекса или SUIT CSS, прежде чем начинать заниматься верстанием.
В путь!
Надеюсь, к концу статьи у вас уже сложилось более-менее полное и широкое понимание всех аспектов фронтенда. Теперь вам остаётся лишь его углублять, следуя шаг за шагом. Предложу вам план этих шагов, как стать профессиональным фронтендером:
Готово! Дальше только практика, вернее, она должна была начаться с первого пункта, а сейчас достигнуть своего апогея. Теперь вы мастер фронтенда! Хотя кто знает, может, к тому времени опять выйдет в свет какой-нибудь инструмент, который всё перевернёт во фронтенде, и придётся полностью менять свои понимания?
Глубоко в каждой теме не закапывайтесь, не старайтесь всё сразу запомнить. Главное — помнить, где и что посмотреть. Никогда не будет лишним повторить основы. Полезно общаться в комьюнити и желательно иметь живого, пусть даже удалённого, наставника, который поможет направить в случае застоя. Помните, что лучшее понимание приходит в процессе решения задач.