С чего начать ход в шахматах
Урок деcятый. Как начинать шахматную партию.
Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою.
Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются.
Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.
Возьми ладьи и возведи крепостные башни – поставь в углах доски: белые ладьи на полях a1 и h1, чёрные на полях а8 и h8.
Рядом с ладьями ставим коней (белые – b1, g1; чёрные – b8, g8). Затем слонов (белые – c1, f1; чёрные – c8, f8). По второму ряду (для чёрных по седьмому) поставим солдат. Пускай пешки дружным рядом охраняют подданных королевства.
Остались две клетки – для Их Величеств. Как запомнить, кого куда поставить?
Существуют два правила. Они вам помогут!
Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ.
Поля d4, d5, е4, е5 – назовём ЦЕНТРОМ.
С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с по-мощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем.
Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ.
Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.
1. е2 – е4
Что сказали белые?
Тебе важно научитьñя не просто механически выводить фигуры, а делать свои ходы, понимая их смысл. Поэтому первые шаги делаем вместе, объясняя каждый ход.
В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.
Но сначала позаботимся о Его Величестве!
Правила игры в шахматы за 5 минут
Шахматы, как увлекательное хобби, подходит и детям, и взрослым. Эта увлекательная интеллектуальная игра отлично развивает логику, память и мышление. Научиться играть в шахматы с нуля можно самостоятельно. В этом поможет самоучитель и видеоуроки. Они дают понять, где стоит король и как расставлять начальную позицию. Обучение проходит в доступной форме, в подходящее для игрока время. Узнав все шахматные правила, можно начинать участвовать в официальных соревнованиях. Их нередко устраивает шахматный кружок или клуб, в котором собираются любители этих интеллектуальных сражений. Но не будем забегать вперед. Сначала рассмотрим правила игры в шахматы для начинающих.
Все правила за 5 минут – видео
Мы подготовили удобный видео-курс для начинающих
Короткие видео и практические интерактивные задания под каждым уроком. Идеально подойдет начинающим и детям!
Цель игры
Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.
Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:
Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать
Как установить доску и расставить отряды?
Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам – как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.
Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:
Как ходят шахматные фигуры?
Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:
Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.
Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.
Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.
Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.
Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.
Взятие на проходе
Взятие на проходе касается особого хода пешки. Если соперник передвинул пешку на две клетки, поравняв ее тем самым с вашей, которая имеет противоположный цвет, то вы имеете полное право убрать ее с доски. Ее место займет ваша пешка. Единственный нюанс – сделать это нужно сразу.
Рокировка
В рокировке принимают участие король и ладья, но при условии, что с они еще не перемещались по доске, и в данный момент между ними нет других участников баталии. Суть этого состоит в том, что они меняются местами друг с другом – король делает 2 шага по направлению к ней, а ладья через него перепрыгивает. Важное правило всех рокировок – ни одна из участвующих в них клеток не должна находиться под ударом противника.
Ничья
Ничья называется пат. Суть ее состоит в том, что у одного из участников больше нет ходов, но при этом мат не поставлен. В этом случае партия завершается.
Кроме того, партия заканчивается вничью, если позиции фигур в сражении повторяются трижды или на доске у игроков остается очень мало материала, недостаточного для объявления мата сопернику.
Окончание игры, шах и мат
Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.
Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.
Варианты шахмат
Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.
Классика
Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:
Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.
В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.
Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.
Шахматы – 960 (Фишера)
Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:
Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.
Ценность фигур
Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:
Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.
Нотация – запись шахматной партии
Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:
Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.
Свое обозначение имеет и каждый персонаж:
Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:
Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.
Правила турниров
Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.
Тронул – ходи
Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.
Часы и Таймеры
Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:
Это основные правила того, как играть с контролем времени.
Советы начинающим
Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:
На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:
Защищайте своего короля
Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.
Контролируйте центр шахматной доски
Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.
История шахмат, когда были изобретены
Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.
Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.
Лучшие дебютные ходы в шахматах для новичков
Дата публикации: 2021-07-27
Так как же лучше всего шахматисту-неофиту начинать свои партии? Прежде чем говорить о наиболее подходящих сценариях для старта, давайте вспомним некоторые важные концепции:
1. Центр
К нему относят поля, размещенные в самой середине доски, плюс ещё четыре слева и справа от них:
Совет: Чтобы улучшить свою игру, Вам нужно не только изучать дебют, но и сосредоточиться на позиционном понимании и игре в эндшпиле. Если, вы хотите хорошо играть окончания, я предлагаю ознакомиться с нашим курсом, где мы изучаем очень много часто встречающихся окончаний. Изучив эти материалы, Вам больше не придется догадываться о выигрышном подходе. Вы будет просто применять отточенную технику:
2. Развитие
А вот, например, перемещение слишком большого количества пешек – распространённая ошибка новичка. Ведь пешки не могут выиграть партию сами по себе, они должны поддерживаться остальными фигурами.
3. Безопасность Короля
Итак, резюмируем, что вы должны сделать в дебюте: постарайтесь взять центр под свой контроль, быстрое развейте фигуры и обеспечьте безопасность своему королю. И только после этого вы можете уверенно переходить к следующей фазе игры – атаке на вражеского короля.
Теперь, когда вы знаете «рецепт» хорошего дебюта, давайте посмотрим, как именно его реализовать в жизнь.
Во-первых, они начинаются с продвижения центральной пешки, которая в последующем контролирует два других центральных поля. Во-вторых, оба хода открывают дорогу двум другим боевым фигурам – ферзю и слону, пусть и по-разному.
Смотрим:
Как видите, ход 1.e4 открывает диагональ d1-h5 для ферзя, а также диагональ f1-a6 для белопольного слона. Ход 1.e4 обычно приводит к открытым позициям с большим количеством «контактов» между фигурами — это может означать большое количество разменов в некоторых вариантах.
Если вы начнёте с ферзевой пешки (1. d4), вы откроете диагональ c1-h6 для чернопольного слона и дадите ферзю ещё два поля на вертикали d (d2 и d3). Этот ход приводит к закрытым позициям с меньшим контактом между фигурами. Это может означать больше манёвров в некоторых ситуациях, но также увеличивает вероятность атак после завершения развития.
Если у вас чёрные фигуры, вы можете сделать то же самое. Если белые начинают ходом 1.e4, вы можете ответить 1… e5, а на 1. d4 можно играть 1… d5. Эти ходы приводят к классическим дебютам.
Со временем вы можете добавить новые дебюты в свой репертуар или, в конечном итоге, полностью изменить его, в зависимости от вашего стиля игры и типа позиций, которые вы ищете.
Толкнув центральную пешку, далее следует сосредоточиться на фигурах.
В идеале лучше развивать сначала коней, а затем слонов, но и наоборот не считается большой ошибкой. Причина, по которой мы сначала развиваем коней, заключается в том, что они обычно занимают одни и те же поля – f3 и c3.
Однако у слонов есть варианты, и мы сможем позже решить куда их ставить. Как только лёгкие фигуры (слоны и кони) расставлены, вы можете, наконец, сделать рокировку и увести короля в безопасное место.
Вот пример хорошего развития:
Конечно, это не единственный способ развития ваших фигур. Но в разных дебютных вариантах всегда применяются одни и те же базовые принципы: контроль центра, безопасность короля и подвижность фигур.
Да, позиции будут выглядеть иначе, если вы начнете с 1. d4. Однако, если вы будете руководствоваться упомянутыми выше концепциями, с вами, скорее всего, не случится ничего плохого. По крайней мере, не с самого начала. 😊
Как начинать шахматную партию
Начало шахматной партии определяет её дальнейшее течение. Новички, постигающие азы игры самостоятельно, часто сталкиваются со сложностями при выборе определенного дебюта в поединке с опытным оппонентом. В рамках данной статьи мы рассмотрим несколько распространенных дебютов и выявим их сильные стороны.
Ход шахматной партии
Шахматный поединок уместно рассматривать как интеллектуальное противостояние двух игроков. Каждая партия состоит из трех структурных элементов:
Первые несколько ходов, называемых дебютными, определяют расстановку на доске и дают каждой из сторон возможность добиться преимущества. Умение правильно распорядиться имеющимся материалом приходит к шахматистам по мере накопления опыта и изучения теории. Разнообразие дебютов позволяет нивелировать стартовое преимущество белых и вести активную игру с использованием черных фигур.
Миттельшпиль (серединный отрезок партии) ставит игрока перед выбором. Доступные альтернативы — атака на короля соперника или же маневренная борьба.
Эндшпиль — заключительная часть шахматного поединка. По ходу него соперники стремятся реализовать преимущество в материале или позициях, полученное на предыдущих этапах. Мат может возникнуть и в миттельшпиле: из-за зевка соперника или грубой позиционной ошибки.
Важность начала партии
Разнообразный дебютный репертуар — атрибут всех успешных игроков. Базовые перемещения фигур описываются несколькими шахматными терминами. Их расшифровка приведена в таблице.
Термин | Пример ходов | Описание |
Начало | 1.е4, 1.g3 и другие | Первый ход, совершаемый белыми |
Дебют | 1.Kf3-d5 2.g3 (дебют Рети), 1.Kf3-d5 2.b3 (дебют Нимцовича) | Второй ход белых, определяющий дальнейшее расположение фигур на доске |
Партия | 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4 (Шотландская партия) | Третий ход белых, который определяет ответные действия черных |
Защита | 1. e2-e4 c7-c5 (Сицилианская защита) | Становится результатом идейного замысла черных, которые вынуждены защищаться от атаки белых |
Гамбит | 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 (Королевский гамбит) | Общее название для дебютных построений, по ходу которых один из игроков жертвует свой материал для получения тактического преимущества |
Как правильно начинать игру
Запомните эти пять принципов, чтобы правильно начинать игру а шахматы:
Последний пункт позволит соединить ладьи на одной линии. Это действие завершает дебют — партия переходит в миттельшпиль, оппоненты приступают к битве с использованием тяжелых фигур.
Начало партии за белых
Новичкам следует запомнить старую шахматную истину, которая гласит, что ни один дебют не сможет гарантировать победу. Многообразие стартовых вариантов определяет шансы на успех в миттельшпиле и эндшпиле. Знание большого количества дебютных комбинаций не означает, что шахматисту не требуется уделять внимание теоретическим основам эндшпиля. Задача тренеров — научить игроков использовать дебюты максимально эффективно.
Классическим началом для новичков становится ход e2-e4. Его применение открывает возможность к реализации сценария Итальянской или Испанской партий, различие между которыми кроется в позиции слона белых после первого и второго ходов черных. Игроки с большим опытом могут воспользоваться агрессивными дебютными стратегиями и предложить соперникам Ферзевый гамбит. Путь к нему начинается с ходов 1.d4 и 2.c4.
Начало партии за черных
Разумный первый ход черных — ответ e7-e5 на e2-e4 от белых. Следующие действия зависят от дебюта, выбранного оппонентом. Варианты, используемые игроком, должны соответствовать его стилю. Поклонники агрессивных действий в атакующем ключе могут использовать Сицилианскую защиту, сторонники оборонительной тактики придерживаются защиты Каро-Канн 1. e2-e4 c7-c6, 2. d2-d4 d7-d5, 3. e4:d5 c6:d5, 4. c2-c4.
В статье мы кратко охарактеризовали важность дебютов и их роль в развитии партии. Каждому игроку (вне зависимости от опыта) следует регулярно обновлять свой дебютный репертуар для своевременной адаптации к возможным ходам соперников. Стилистическое соответствие начала действиям в миттельшпиле и эндшпиле позволит шахматисту рассчитывать на победное завершение партии. Изучение дебютов допустимо в режиме самообучения или во время занятий с персональным тренером. Новичкам следует помнить о том, что знание принципов, в соответствии с которыми совершаются начальные ходы, важнее механического заучивания распространенных схем.