С чего начать экономить семейный бюджет
Как сделать таблицу для ведения семейного бюджета
Опыт читателя Т—Ж
Этот текст написал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.
В 2018 году я начал вести бюджет.
Все траты в тот период были беспорядочными, и было трудно уследить за течением денег. Табличка помогла навести порядок в финансах.
С чего все начиналось
Мне 26 лет. Работаю контент-менеджером в интернет-магазине и получаю около 45 тысяч рублей, в зависимости от оборота.
Пока учился в университете, деньги присылали родители. Я старался их растягивать, чтобы лишний раз не просить прислать еще. После учебы мы с девушкой решили самостоятельно снимать квартиру, поэтому я устроился на первую попавшуюся работу — кладовщиком в магазине электроники. Получал 30 тысяч рублей, но этого хватало на еду и оплату комнаты в квартире, которую мы делили с друзьями.
В какой-то момент начались проблемы с квартирой: хозяин продал ее без нашего ведома. Мы узнали об этом, когда на почту пришли документы на имя нового владельца. Нам позволили пожить еще какое-то время, но попросили сильно не расслабляться. В тот момент я понял, что пора откладывать деньги на переезд.
Тогда мы особо не следили за тратами и никак их не фиксировали. Я держал все в уме и при необходимости сверялся с приложением банка. Решил сделать таблицу, чтобы все было наглядно и за деньгами мог следить не только я, но и моя девушка. Сейчас продолжаем вести бюджет, потому что это удобно, да и мы привыкли.
Зачем нужна таблица и как ею правильно пользоваться
У таблицы была одна функция — навести финансовый порядок и все структурировать. Хотелось понимать, на что уходят деньги, где получится сэкономить, а в каких случаях можно расслабиться и потратить больше привычного. После этого мы начали чаще ходить в кино и заказывать себе что-нибудь вкусное с доставкой. Это помогало держаться на плаву и радоваться происходящему.
Чтобы все работало, нужно регулярно заполнять приход и уход. Неважно, чем вы пользуетесь, главное — соблюдать режим. Таблицу мы ведем вместе с женой: я вношу траты по своим картам, она — по своим. Обычно заполняем ее, как только приходим домой. Чтобы оформить расходы, в среднем нужно потратить 5 минут: формулы так настроены, что не приходится много считать самому. Если что-то не сходится, то на поиски проблемы может уйти и час.
Из-за обстоятельств или лени не всегда удается вовремя внести расходы, даже если телефон с таблицей под рукой. В таких случаях приходится тратить время в выходные, чтобы свести итоги по таблице и карте. Если бы мне удавалось соблюдать принцип регулярности, то это помогло бы избежать путаницы и потери времени.
Если не получается найти ошибку в расчетах, можно воспользоваться «Великим уравнителем» — специальным инструментом, который есть в таблицах. Чтобы прибавить недостающую сумму, нужно записать число с минусом, чтобы убавить — с плюсом. Небольшой костыль помогает вести все аккуратно и без лишних знаков.
Какие изменения я внес в таблицу
Я выбрал старомодную таблицу, а не готовые приложения для компьютера или смартфона, потому что они не сильно отличаются от того, что я сделал. Вносить доходы и расходы все равно приходится руками, а минимальную автоматизацию я и так настроил через формулы. Тем более многие из функций можно вставить одной кнопкой, для этого не нужны дополнительные знания. Если вы готовы потратить время на доработку таблицы и анализ, то у вас может получиться гибкая система с индивидуальными настройками.
Изначально в таблице были три графы расходов — «План», «Факт» и «Остаток». В первой графе мы записывали, сколько денег можно потратить, во второй — сколько реально получилось, а в третьей я фиксировал разницу между первыми двумя пунктами, чтобы потом скорректировать суммы по категориям.
Адаптация категорий трат. Первое, что я сделал, когда приступил к формированию таблицы, — выделил группы трат, на которые уходило больше всего денег. Полезно некоторое время последить за потоком ваших финансов, не внося в таблицу никаких изменений. Если продержитесь пару месяцев без серьезных доработок, то получится собрать индивидуальную базу данных, вокруг которой можно выстраивать ваш бюджет.
После месяца использования таблицы у меня был соблазн начать переставлять категории, усложнять ее формулами и избавляться от бесполезных пунктов. Думаю, если бы начал это делать, жена забросила бы попытки понять происходящее и перестала использовать таблицу. Лучше начать с простого, привыкнуть и после нескольких месяцев придумать, как исправить изъяны и неудобства того или иного подхода.
Поначалу я пытался учитывать все расходы, которые приходили в голову. Постепенно я отсеял несколько пунктов, например «игры», потому что на это тратятся личные средства и записывать их в таблицу с семейным бюджетом нет смысла. Пункты «разовые траты», «бытовые траты» и «аптека» объединил в один, так как это очень редкие покупки. Мы выделяем на них деньги раз в два месяца или просто берем из копилки при необходимости, если покупка непредвиденная.
Новый подход к внесению расходов. Система «план/факт» не очень хорошо себя показала и не была достаточно наглядной, поэтому я решил изменить подход к внесению трат. Всю зарплату, кэшбэки, подработки и помощь от родителей я стал записывать в отдельной мини-таблице: чтобы использовать эти деньги, сначала их нужно расписать по ячейкам. Выделенная сумма автоматически вычитается из доступных средств и резервируется. Все равно видно, сколько всего денег на карте, меняется только количество средств, которые осталось распределить.
Теперь, получив условные 20 тысяч рублей, мы раскладываем их по категориям, как по шкатулкам: 10 тысяч на квартиру, 5 тысяч на еду, 2 тысячи на транспорт, оставшиеся 3 тысячи раскидываем на оплату телефона и прочие мелкие расходы.
Лимиты по категориям. Каждый выделяет из полученных денег определенную сумму. При этом есть лимит, выше которого заходить не следует, а также категории, показывающие, сколько потратили и сколько еще осталось. Эти деньги лежат на карте, но их нельзя трогать, иначе система не будет работать. Как вклад в банке: положили деньги — и достать можно лишь по истечении срока. Только в нашем случае срок — это покупка товаров из выбранной категории.
Раньше мы просто фиксировали определенную сумму на день, из которой беспорядочно брали деньги. Сейчас такого не происходит: если одна категория выходит за пределы лимита, берем средства взаймы из другой. То, что ушло в минус, приходится закрывать, вычитая эту сумму из зарплаты.
Я просчитал лимиты таким образом, чтобы у нас оставались свободные деньги, которые можно отложить в копилку или на оплату квартиры в следующем месяце, но чтобы при этом мы не были голодными и грустными.
Мы часто можем выйти за пределы лимита по фастфуду: любим себя побаловать вредной едой. Но когда видим, что превысили ограничение, останавливаемся, понимая, что мы больше не можем потратить условные 1,5 тысячи на еще один заказ. Иначе их не будет хватать в другой категории.
Это оказалось удобнее, чем каждый день держать конкретную сумму на руках: больше нет соблазна совершить необдуманную покупку. Когда видишь остаток в красном прямоугольнике рядом с тратами, то немного успокаиваешь внутреннего шопоголика.
Иногда печально наблюдать за тем, как свободные деньги исчезают и становятся недоступными, но если откинуть грусть, то этот способ помогает неплохо экономить. Например, за 5 месяцев нам удалось собрать 180 тысяч рублей, чтобы оплатить свадьбу. Раньше получалось накопить максимум 80 тысяч. Не уверен, что нам бы это удалось, если бы не было наглядной карты со всеми тратами и нормальным распределением по категориям. На что-то бы точно не хватило.
Детализация трат. В последнем обновлении я добавил детализацию трат. На деле дополнение оказалось не самым полезным, но оно помогло собрать еще немного информации для анализа: когда и сколько мы тратим, какой средний чек, в какие дни недели покупаем еду, оплачиваем подписки и как часто едим вне дома.
Получилось так, что я собираю информацию, а как ее использовать — пока не придумал. Может быть, благодаря этим данным в будущем получится сделать таблицу более гибкой и менее строгой.
Выводы
Чтобы таблица работала, нужно придерживаться простых правил:
Надеюсь, что мой подход окажется кому-нибудь полезен. Скачать копию таблицы можно по ссылке: вы получите пустую форму с уже прописанными формулами.
Эксельки. Здесь хвалятся своими наработками в «Гугл-таблицах»
В течение полутора лет вел таблицу учёта доходов/расходов. Записывал в нее абсолютно все траты, разбитые по категориям. Была вкладка с кучей аналитики за разные временные промежутки. Отдельная страница для бюджета (где я прописывал предполагаемый доход и заранее распределял его).
Сначала это была просто Гугл Таблица, потом я к ней прикрутил Гугл Форму для автоматизации. Однажды этого стало мало, и я написал для нее веб-интерфейс, чтобы максимально подстроить его под свои потребности.
В итоге бросил это все. Сейчас только бюджетирую инвестиционные и крупные траты. Бросил, потому что ни к чему это не привело. От того, что я видел, сколько денег уходит каждый месяц на фастфуд, я не перестал на работе кушать. Аналогично, например, с такси. Если утром хочется спать, то я не думаю, что у меня превышен лимит по такси. Я просто дальше сплю. Я пришел к тому, что надо не сокращать расходы (зачастую это сложно), а работать над увеличением доходов.
Егор, а можете поделиться? Сейчас ищу удобные таблицы, интересен опыт других людей, ваш подход понравился.
да сколько можно уже!
не успеешь в одной таблице разобраться, тут другую подвозят
С супругой ведём бюджет расходов/доходов 4 года, прошли много этапов.
Вот несколько замечаний/советов или то к чему в последствии можете прийти со временем (если посчитаете конечно это целесообразным)
1) Разделение страниц Отчёта и Учёта. Сейчас у вас Отчёт сразу по центру, а учёт не помещается на открытом листе и приходится листать вправо.
К чему приведёт: К упрощению внесения и анализа данных в разы.
4) Корректные категории расходов. Для начало по моему мнению необходимо определиться с группами расходов: Обязательные/не обязательные/Сезонные или же периодические
Опять количество символов ограничили, как будто я флудом тут занимаюсь) Прожолжаю.
III) Сезонные или же периодические, к ним относим те что по сути являются большей частью необходимостью, но при этом нет необходимости покупать их ежемесячно, по ним лучше вести отдельные вклады и обращаться к деньгам когда понадобится произвести покупку по одной из категорий, в остальных случаях они копятся)
— Одежда
— Техника
— Медицина
— Отпуск
— Финансовая подушка
— Крупная цель
— Подарки родственникам и друзьям
— Инвестиции и другое
Принцип 3-ей группы расходов следующий. Откладывается процент с ЗП (Желательно в автоматическом режиме на вклад при поступлении средств) расходуется при необходимости.
Пример 1: (Подходит Зима, а у меня нет обуви к этой зиме, а у моей супруги есть (Ничего страшного с прошлой сезонной покупки прошло 3 месяца и мы откладывали % от ЗП, можем не напрягаясь выбрать подходящую обувь к Зиме, то что останется послужит для обновления гардероба в будущем во время или перед отпуском.)
Пример 3: Медицина. в течении года никто не болел даже насморком, а теперь у супруги заболел зуб, ничего страшного отложенных денег хватит пойти и выполнить все необходимые манипуляции с зубом в плоть до хорошей коронки или замены на искуственный.
Пример 4: Отпуск. В этом году короновирус, из отпускных денег мы потратили меньше, т.к. решили не кататься отдыхать на море, зато в следующем году отложенных средств хватит слетать в боле удачное место.
Павел, спасибо за советы, но я так и не понял, почему моя таблица — ужас) Я согласен, что некоторые моменты можно сделать иначе, но в таком варианте все работает, потому что помогает следить за деньгами и экономить.
На самом деле, я бы с удовольствием почитал вашу статью на эту тему. Видно, что у вас есть отлаженная система и вы можете о ней рассказать.
Илья, да, но статья от Павла вряд ли поместится в интернет 😔
Как итог, могу только представить какие действительно манипуляции происходят при сверке бюджета в конце месяца, пока не вижу предпосылок называть их «удобными»
6) ««И не стоит тут писать, что супруг может вас кинуть» — не понимаю, почему вы решили, что так может кто-то написать). У нас крепкие отношения и я полностью доверяю девушке, с которой решил строить семью.»
Как составлять семейный бюджет
Ведение семейного бюджета – не сложно, но и не просто. Многое зависит от уровня мотивации и поставленных задач. Если все члены семьи понимают важность составления плана, разработать стратегию и спланировать бюджет гораздо проще, чем в ситуации, когда этого хочет только один человек.
Как составлять семейный бюджет, что для этого нужно и можно ли прожить без него, разобрался специалист Бробанка.
Кому и для чего нужен семейный бюджет
В каждой семье строят планы или мечтают о чем-то. Это может быть ежегодная поездка к морю, кругосветное путешествие, покупка нового автомобиля, дачи или квартиры к какому-то определенному возрасту. Многие россияне в 30-35 лет задумываются о пенсии и о том, что хотят вести безбедную старость, которую не сможет обеспечить государство. При этом одни семьи добиваются поставленных целей, а другие не могут найти деньги даже на текущие нужды, хотя для сравнения могут быть взяты ровесники с одинаковым уровнем доходов и количеством детей.
Жить без составления и ведения семейного бюджета можно. Как показывают исследования старшего научного сотрудника ВШЭ Ольги Кузиной, около половины населения страны так и делает. При этом 10% россиян вообще не знают, сколько точно им поступает денег в течение месяца и на что они расходуются. Такая практика плачевно сказывается на жизни граждан. В 2020 году уровень закредитованности населения достиг 32%, что еще на 2% выше, чем годом ранее. Если не заняться планированием семейного бюджета сейчас, вы или ваши дети усугубите эту статистику.
Уровень закредитованность россиян. Данные на ноябрь 2020 года
Тому, кто ежемесячно влезает в овердрафт по зарплатной карте, покупает iPhone в рассрочку или платит за ОСАГО из кредитных денег, желательно разобраться со своим отношением к деньгам. Скорее всего, такой человек не сможет сказать, какая сумма у него в кошельке, на карточном счете или какой долг уже накоплен по кредитке. Изменить ситуацию поможет составление семейного или личного бюджета.
Бюджет семьи – финансовый отчет, в котором отражены доходы и расходы всех членов семьи. Одновременно с семейным бюджетом разработайте личный или семейный финансовый план с учетом краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Правильный расчет и планирование семейного бюджета помогают достичь финансовых задач. Помните, что одной постановки цели недостаточно. Потребуется постоянный учет доходов, которые поступают от всех членов семьи, и контроль трат на индивидуальные и общие нужды.
Типы семейных бюджетов
Семейный бюджет бывает 4 типов:
Какой тип семейного бюджета выбрать, каждая семья решает для себя сама.
Плюсы и минусы разных семейных бюджетов
Модель семейного бюджета выбирают супруги, но у каждого варианта свои преимущества и недостатки, которые заслуживают внимания:
Тип семейного бюджета | Плюсы | Минусы |
Раздельный | Каждый отвечает только за свои финансовые доходы и расходы и никак не зависит от других членов семьи. | Могут возникать разногласия в вопросах совместных расходов. Плохо подходит для пар, в которых один супруг получает значительно больше второго, повышает напряженность в таких браках. |
Совместный | Общий бюджет объединяет семью. Оба супруга получают равные права на распоряжение средствами. Поставленные цели понятны и достижимы, при правильно распланированном семейном бюджете и финансовом плане. Если один из супругов получает значительно больше другого, совместный бюджет снимает напряжение, если достигнуто согласие по целям и тратам. | Если не установить правила расходования общего бюджета, сложно избежать конфликтов. Придется обговаривать большинство покупок. Иногда устанавливают минимальный порог, в 1 000 или 5 000 рублей, свыше которого ставят в известность второго супруга. Появляются сложности с неожиданными, спонтанными сюрпризами и крупными подарками для второй половины. |
Смешанный или условно-совместный бюджет | Супруги сохраняют финансовую независимость и могут расходовать свои доходы по своему усмотрению. Но траты и общие цели у семьи установлены, и каждый вносит свою часть для их реализации. Легко делать спонтанные подарки и сюрпризы, что очень важно для некоторых семейных пар. | Требует наиболее частой ревизии и корректировки. Периодичность сверки следования плану 3-4 раза в год. Пара решает, кто за какие сферы несет ответственность: кто платит за ЖКХ, садик, секции, кто отвечает за финансовый план и его проверку. |
Единоличный | Доходы получает только один из супругов, он же выдает деньги на содержание второму супругу и детям. Второй вариант, если в семье только один взрослый, который обеспечивает остальных членов семьи. | Сложная ситуация для зависимой стороны. Избежать конфликтов или давления почти нереально. |
Если знать, какие нюансы и поводы для конфликтов возможны при каждом варианте ведения семейного бюджета, их можно свести к минимуму либо выбрать другой формат.
Что поможет соблюдать семейный бюджет
Во всех моделях семейного бюджета самое главное правило – умение договариваться. Если у супругов это получается, они могут применять любой из описанных вариантов.
В планировании и контроле семейного бюджета помогут:
При составлении семейного бюджета и финансового плана учитывайте возможные риски и формируйте подушку безопасности на случай неожиданных перемен в жизни. Дополнительные способы снижения рисков – оформление страховок. Например, ОМС на всех членов семьи, ДМС, как минимум на тех, кто приносит основной доход, каско на возмещение ущерба при ДТП, краже или угоне автомобиля.
Каким способом вести бюджет семьи
Вести учет семейного бюджета можно несколькими способами:
Можно совмещать способы: ежедневные траты вести в приложении, а финансовые цели отслеживать в таблице. Но в большинстве случаев пользователи выбирают какой-то один вариант и ведут семейный бюджет там.
Как правильно рассчитать и вести семейный бюджет
Процесс подготовки к составлению и ведению семейного бюджета состоит из 5 этапов:
Этапы проработки семейного бюджета перекликаются и некоторые время от времени повторяются.
Постановка цели
Вести семейный бюджет только ради статистики можно во время сбора данных для последующего анализа. Если цель семьи – достижение целей финансового плана, процесс становится осмысленным и последовательным. При этом любую мечту переведите из абстракций в конкретику:
Плохо | Хорошо |
Хотим каждый год ездить в отпуск на море. | Копить ежегодно по 250 000 рублей на семейный отдых на море. |
Нужно через 2-3 года провести капитальный ремонт в квартире. | Собрать за 2 года 1,5 млн рублей на капитальный ремонт в квартире. |
Хотим закрыть все кредиты и больше не влезать в долги. | Погасить кредит в размере 650 000 рублей за год. |
Не только правильно сформулируйте цель и срок, но и подберите способы достижения. В этом помогут вклады, накопительные карты, ИИС, ПИФы, брокерские счета. Чем короче срок на исполнение, тем консервативнее инструменты. К примеру, при достижении краткосрочных целей рискованно вкладывать свободные деньги в акции, безопаснее выбрать вклад, накопительную карту или облигации.
Обратите внимание на активы и пассивы в структуре семейного бюджета:
К примеру, личный автомобиль – актив, если помогает выполнять трудовые обязанности и больше зарабатывать, но пассив, если используется вместо общественного транспорта или для престижа. На маршрутке дешевле ездить на работу, при этом ее не надо заправлять и ремонтировать. Тоже касается квартиры. Жилплощадь может стать активом, если ее сдавать в аренду, стоимость которой покроет все издержки, а иначе квартира — пассив, так как на ее содержание и ремонт уходят деньги семьи.
Проработка финансового плана
При составлении семейного бюджета возникает вопрос разработки финансового плана. Он может затрагивать разные периоды жизни и преследовать несколько финансовых целей сразу:
Цели должны быть конкретными по сумме и сроку и учитывать неизбежную инфляцию. Чем более отдаленный срок у цели, тем большую сумму придется накопить для сохранения такой же покупательной способности денег.
Например, чтобы купить одинаковый объем товаров в 2010 понадобилось 100 000 рублей, а в 2020 году – 186 305 рублей. За 10 лет накопленная инфляция составила 86,31%. Какой уровень будет в следующие 10, 15 или 40 лет, никто не знает. За последние 4 года коэффициент не превышал уровень 5%, а в течение только 2015 года он был больше 12,9%.
При постановке любой финансовой цели:
Чтобы разобраться, что происходит с семейными доходами и расходами на текущем этапе, соберите статистические данные.
Сбор данных по текущей ситуации
Проведите ревизию всех сумм и остатков:
Укажите все имеющиеся долги:
Всю собранную и новую информацию фиксируйте в блокноте или в электронном виде, как удобнее. Главное, чтобы все доходы и расходы были записаны. Учитывайте все приходы и траты денег всеми членами семьи, даже если суммы кажутся незначительными – это может быть шоколадка на перекус, кофе «навынос», пачка печенья или влажных салфеток.
Данных за 2-3 месяца достаточно, чтобы понять, откуда и куда перетекают деньги. Хотя первые выводы можно делать уже после первого месяца ведения семейного бюджета.
Для удобства учета систематизируйте информацию, разбейте ее на логические группы:
В категорию доходов включите:
У семьи может быть и больше и меньше категорий доходов и расходов. Кому-то важна подробная детализация, другим достаточно определить основные направления расходов. На начальном этапе учитывайте статьи более тщательно для поиска скрытых резервов и оптимизации семейного бюджета.
Анализ собранных данных
После сбора данных в течение 2-3 месяцев проведите детальный анализ. Еще более длительный учет покажет больше скрытых тенденций, которые могут не проявиться в течение 1-2 месяцев. У многих семей на этапе анализа выясняется, что наиболее частые и незапланированные растраты на развлечения и еду.
Статьи расходов можно поделить на обязательные и необязательные. Выделяйте эту категории разным цветом, если используете Гугл Таблицы или другой настраиваемый инструмент. Итоговые цифры в конце каждого месяца – отправные точки для разработки дальнейшего плана.
После анализа может оказаться, что автомобиль – не необходимость и гораздо дешевле всем членам семьи ездить на общественном транспорте. Или в форс-мажорных обстоятельствах можно заменить питание в столовых или кафе сбором с собой домашних обедов.
Выявление резервов и источников дохода
После 2-3 месяцев понятно – положительный баланс семейного бюджета или отрицательный:
Сочетайте поиск резервов и источников, тогда у семьи останется больше денег для достижения целей:
Формировать резервы за счет обязательных платежей не выйдет – нельзя проигнорировать платежи ЖКХ или не покупать продукты питания. Но расходы на фастфуд, вредные привычки, платную подписку или личный автотранспорт в большинстве случаев можно сократить. Также пересмотрите план развлечений и другие необязательные траты.
После тщательного анализа многим семьям удается изыскать от 10% до 20% резервов в семейном бюджете, которые можно перенаправить на более разумные цели.
Откладывайте суммы в резерв автоматически. Настройте автоплатеж в интернет-банке на дату поступления заработной платы или с запасом в 1-2 дня. Переводите 10-15% от суммы всех доходов на счет накопительной карты, брокерский счет или другие направления вашего финансового плана.
Эксперты по финансовой грамотности единогласно советуют откладывать деньги в момент их получения, а не в конце месяца, потому что через 2-3 недели их может не остаться. Если сумма уже переведена в резерв, это воспринимается, будто ее и нет вовсе. Как показывает опыт рационального ведения семейного бюджета, большинство семей сумеют прожить не на 100% доходов, а на 90% или даже 80%.
Планирование доходов и расходов на месяц
Планирование расходов и доходов на очередной месяц стройте на основе выводов из предыдущих месяцев. В межсезонье могут добавиться новые расходы на смену гардероба или обуви, несколько раз в году необходимо оплачивать страховые взносы. Заложите в семейный бюджет сезонные, полугодовые или ежегодные траты.
Экономить – не стыдно, а вот транжирить деньги может быть опасно. Привейте всем членам семьи привычку составлять списки, не совершать необдуманные или спонтанные траты. Всегда изучайте цены на одни и те же товары в нескольких магазинах. Обращайте внимание на акции, распродажи. Оформляйте скидочные карты магазинов и пользуйтесь банковскими картами с кэшбеком.
Тем, кто не любит пользоваться банковскими картами, подойдут бумажные конверты. Можно завести по одному на каждый вид цели: отпуск, пенсию, машину, инвестиции или квартиру.
Система конвертов подходит и для ведения ежемесячного семейного бюджета. Поделите их по категориям:
Когда сумма из конверта израсходована, тратить на эту статью больше нечего. Этот вариант для некоторых семьей самый практичный, особенно на начальном этапе, когда правильные финансовые привычки еще не сформированы.
Распечатайте финансовый план и повесьте его на стену или холодильник. Это поможет всем домочадцам помнить, на что семья откладывает деньги, особенно в моменты, когда хочется все бросить и вернуться к беззаботному и бездумному образу жизни. Этой же цели послужат фотографии новой машины, курорта или будущего загородного дома.
Запомните план – не догма, его можно скорректировать, но если получается достичь показателей без серьезных ограничений, лучше сделайте это. При этом самой первой целью накопления для любого семейного бюджета должна стать финансовая подушка безопасности. Обычно это сумма, которой хватит для проживания всех членов семьи в период от 3 до 12 месяцев. О том, как ее накопить читайте в отдельной статье Бробанка.
Анализ результатов ведения семейного бюджета и корректировка плана
По итогам каждого месяца сравнивайте планируемые доходы-расходы с реальными. Если все идет по плану, исполнению поставленных финансовых целей ничто не угрожает. Если выполнять план не удается, цели придется отодвинуть. Пересмотрите еще раз возможности сэкономить, подзаработать или установите более продолжительный срок.
На начальном этапе семьи часто недооценивают одни категории расходов и переоценивают другие. Чем дольше продолжается практика ведения бюджета, тем меньше таких ошибок.
Когда у семьи разработан финансовый план, все члены семьи становятся соучастниками процесса по достижению поставленных целей. И дети, и родители знают, на что копятся деньги, и в большинстве случаев проявляют понимание.
Не обязательно говорить малышам, что копите деньги на старость, пополнение брокерского счета или другую непонятную цель. При этом поездка на море или горнолыжный курорт станет отличной мотивацией, чтобы отказать себе в очередной машинке или кукле, если речь не идет о ребенке 2-3 лет. Начиная с 5-7 лет, на примере родителей дети учатся постановке финансовых целей и их достижению. Дошколят и младших школьников можно и нужно учить основам финансовой грамотности.
Если семье удается отложить больше денег, чем предусмотрено планом, за их счет можно увеличить финансовую подушку безопасности или купить активы. Это могут быть акции, облигации, другие финансовые инструменты для среднесрочного или долгосрочного накопления.
Чек-лист разработки семейного бюджета
Резюме
Подробный семейный бюджет дает ответ на вопрос, откуда и куда идут деньги. Сбалансированный бюджет формирует уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. Некоторые семьи фиксируют только долгосрочные планы, а потом не могут двигаться к поставленной цели. Им также важно начать с учета и анализа. После сбора данных можно запланировать одну крупную покупку. Например, совместный отдых или семейный автомобиль. Очень важно, чтобы первая цель была интересна всем, тогда ее проще достичь и не свернуть с намеченного пути.
Важный момент: экономия и финансовая цель не должны вести к жестким ограничениям. Нельзя полностью лишать семью отдыха или развлечений. Не отказывайте себе в новой одежде или ребенку в спортивной секции, если они нужны. Найдите баланс между «необходимо» и «хочется». Когда вы этому научитесь, вести семейный бюджет и достигать целей финансового плана станет намного комфортнее.