С чего начать экологу на новом предприятии
Что нужно сделать по экологии на предприятии
Что нужно сделать по экологии на предприятии
Чтобы выполнить природоохранные требования, предприятие:
За нарушение правил экологической безопасности Росприроднадзор привлечет ответственных должностных лиц и организацию к административной ответственности (ст. 23.29 КоАП).
Как оформить разрешительную документацию
До начала хозяйственной деятельности руководитель предприятия или иное лицо, в чьи должностные обязанности входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должны определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
Для оказания каждого вида негативного воздействия на окружающую среду хозяйствующий субъект должен иметь специальное разрешение (п. 4 ст. 23 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Соответствующие разрешительные документы называются:
Отсутствие необходимых документов при фактическом оказании перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду является основанием для привлечения к административной ответственности:
Если организация оказывает негативное воздействие на окружающую среду и не имеет разрешения, то она обязана возместить вред, причиненный окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и в судебном порядке.
Как поставить объект на государственный учет
С 1 января 2015 года юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют любой объект НВОС, обязаны поставить его на государственный учет (п. 1 ст. 69.2 Закона «Об охране окружающей среды»).
При постановке на учет присваивают каждому объекту одну из четырех категорий, от которых зависит количество и характер требований к объекту в области охраны окружающей среды. Например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей. На эти объекты не требуется оформлять разрешительную документацию, представлять отчетность, вносить платежи за НВОС, и на этих объектах не проводят плановые проверки в рамках экологического надзора.
Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента ввода в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:
СИТУАЦИЯ
Нужно ставить на учет организацию, у которой единственный вид отходов – бытовой и офисный мусор
Росприроднадзор регистрирует организации, у которых есть объекты негативного воздействия на окружающую среду (ст. 4.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, нельзя считать основанием для постановки на учет в Росприроднадзоре.
Как организовать экологическую службу
Российское законодательство не содержит положений, которые прямо устанавливают обязанность организовывать экологическую службу как структурную единицу предприятия. Закон «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, которое фактически выполняет функции экологической службы (п. 3 ст. 67 Закона «Об охране окружающей среды»). Кроме того, необходимо представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля (п. 3 ст. 25 Закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, то она включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования. При этом экологическая служба может именоваться отделом, департаментом, управлением и т. д.
Если отдельная служба не создана, то можно выбрать один из двух вариантов определения лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:
Какие требования к экологу
За экологию на предприятии отвечает руководитель, либо он возлагает ответственность на специального работника с высшим образованием – эколога (инженера по охране окружающей среды).
Квалификационные требования к специалисту по экологической безопасности (в промышленности) установлены приказом Минтруда от 31.10.2016 № 591н.
Предусмотрено два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды для отдельных категорий специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
Пройти оба вида подготовки можно в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в Учебном центре «Строитель».
Если лица, ответственные за экологическую безопасность, и лица, допущенные к обращению с отходами, не обучены, то предприятие несет административную ответственность в соответствии со статьями 8.1, 8.2 КоАП.
Такие правила следуют из части 1 статьи 73 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, части 1 статьи 15 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37.
На каждый конкретный вид отходов заполните индивидуальную форму, которая приведена в постановлении Правительства от 16.08.2013 № 712.
Паспорт отходов I–IV классов опасности составьте на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (п. 3 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712). В случае образования отходов из продукции, утратившей свои потребительские свойства, сведения возьмите из компонентного состава исходника.
В форме паспорта отразите технологический процесс, в ходе которого образовался отход, или процесс утраты продукцией своих потребительских свойств. Укажите рекомендуемый способ переработки отходов, необходимые предосторожности при обращении с данными отходами и возможные ограничения.
Паспорт действует бессрочно (п. 8 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712).
ВНИМАНИЕ
Наличие паспорта отхода не освобождает организацию или индивидуального предпринимателя от разработки лимитов на размещение отходов (ПНООЛР).
Заверенные предприятием копии паспортов отходов, а также копии документов, которые подтверждают отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направьте в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности. Документы отправьте любым способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручите их под подпись (п. 7 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712).
СИТУАЦИЯ
Как определить класс опасности отходов
Класс опасности отходов определите по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), который введен в действие приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, или с помощью расчетно-экспериментального метода, в случае если отход не включен в классификатор.
СИТУАЦИЯ
Как вывозить опасные отходы
Вывозить опасные отходы может как сама организация, так и подрядная лицензированная организация по договору.
Чтобы самостоятельно вывозить отходы, предприятию нужны:
Такие правила указаны в статье 16 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ и пункте 30 статьи 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
Если отходы не утилизировать, предприятие могут оштрафовать от 100 000 до 250 000 руб. либо приостановить деятельность до 90 суток (ст. 8.2 КоАП).
СИТУАЦИЯ
Нужно ли заключать договор на утилизацию ртутьсодержащих отходов, если фактически за прошедший год такие отходы не образовывались. На предприятии эксплуатируют ртутьсодержащие лампы
Потребители ртутьсодержащих ламп осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с постановлением Правительства от 03.09.2010 № 681. Если за отчетный период движения отходов не произошло, целесообразно это отразить в журнале, сделав соответствующую запись по итогам отчетного периода. Выход лампы из строя может произойти в любой момент, поэтому потребители таких ламп обязаны своевременно сдать ее на утилизацию в специализированную организацию согласно пункту 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.09.2010 № 681.
Алгоритм действий начинающего эколога на предприятии
Связаться с автором, либо заказать услуги в области охраны окружающей среды Вы можете, написав на электронный адрес erilingleb@tut.by
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ НАЧИНАЮЩЕГО ЭКОЛОГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Часть первая. Ознакомительная.
Шаг 1. Знакомство с предприятием, производством.
Познакомьтесь со своим предприятием, обойдите все цеха, познакомьтесь с начальниками цехов, различных служб и т.п. Пока просто познакомьтесь. Обходя территорию предприятия, сразу оцените в общих чертах:
• не разливаются ли ГСМ на почву,
• не происходит ли несанкционированных рубок.
• как происходит сброс вод.
Шаг 2.Знакомство с отчетностью и документооборотом по экологии.
• какие документы заполняются,
• какие документы должны заполняться и не заполняются,
• кто ответственный и за какие вопросы,
• как рассчитывается экологический налог,
• какие штрафы давались предприятию (любо должностным лицам),
• какие выданы предписания,
• когда были проверки и по каким вопросам и когда будут.
Шаг 3.Знакомство с организацией мероприятий по экологии по направлениям.
Посмотрите, все ли сделаны необходимые документы по каждому из направлений:
В области охраны атмосферного воздуха
— проведена ли инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, когда получено разрешение, не просрочено ли, те ли выбросы производятся на предприятии, что и в разрешении?
— разработан ли том ПДВ?
— разработаны ли паспорта на газоочистные установки, своевременно ли проводится проверка их эффективности?
— разработаны ли паспорта на системы вентиляции?
-ведется ли учет (ПОД-1-3)?
В области обращения с отходами
— получено ли разрешение на хранение/захоронение отходов? Не просрочено ли?
— составляются ли сопроводительные паспорта при вывозе отходов?
— проводится ли инвентаризация отходов?
— ведется ли раздельный сбор?
— разработан ли весь необходимый пакет документов (инструкция, нормативы и пр.)?
— оборудованы ли места хранения отходов?
В области водопользования
— если есть свои скважины и разработаны ли проекты зоны санитарной охраны, проводятся ли анализы?
— получено ли разрешение на спецводопользование (в необходимых случаях)?
— как проводится первичный учет воды и кто за него отвечает?
— разработаны ли нормативы водопользования?
— как обстоят дела с нормативами допустимых сбросов (в случаях необходимости)?
-как осуществляется контроль за сбросами?
-ведутся ли ПОД-6 (7),8?
— не происходит ли проливов ГСМ и как они ликвидируются?
— положено ли твердое покрытие в предполагаемых местах проливов?
— не было ли предписаний по рекультивации почвенного слоя и как они выполнены?
— проведен ли учет объектов растительного мира и согласно какого постановления?
— не просрочена ли учетная документация?
— удалялись ли объекты растительного мира и получалось ли для этого разрешение?
— как осуществляется уход, озеленение?
— попадает ли предприятие под категорию тех, для которых устанавливаются границы санитарно-защитной зоны?
— были ли предписания на эту тему?
— разработан ли и согласован проект санитарно-защитной зоны предприятия?
— соблюдается ли план мероприятий, указанный в проекте?
Производственные экологические наблюдения
— разработана ли инструкция ПЭК?
— установлен ли список ответственных?
— как это отражено в приказах,
— назначены ли ответственные лица?\
— проведены ли инструктажи и есть ли росписи в журналах?
— разрабатываются ли планы-графики ПЭК и планы природоохранных мероприятий?
-проводится ли локальный мониторинг (в необходимых случаях), аналитический контроль (отбор проб и проведение измерений)?
— разработан ли и насколько полностью внесена в него информация о предприятии, велся ли?
— нет ли недостающих разделов?
-сдается ли необходимая отчетность?
— назначены ли ответственные приказами?
Часть вторая. Анализ.
Шаг 4.Разработка плана действий.
Оценив ситуацию, разработайте для себя оптимальный план действий.
Разбейте вопросы на:
а) такой-то учет не ведется, а необходимо вести, необходимо сдавать такую-то отчетность;
б) в таких-то цехах нарушают такое-то законодательство в области охраны окружающей среды;
в) такие-то документы не разработаны, а их разработка необходима.
Часть третья. Работа с руководством.
Шаг 5. Подготовка и встреча с руководством предприятия.
Идя на прием к руководителю предприятия вы должны быть тщательно подготовлены. Ваша информация должна содержать следующие данные по предприятию:
• расписываете, что именно не так,
как можно это исправить.
• готовые предложения по каждому вопросу,
• докладные о необходимых мерах.
Часть четвертая. Практическая.
Шаг 6. Наведение порядка, приучение работников к требованиям в области охраны окружающей среды и поддержание достигнутого.
Дальше начинайте осуществление своих планов.
Назначение ответственных и проведение инструктажей
Снятие с себя ответственность за чужие нарушения
Наведение порядка в отчетности
Заставлять работать тех, кто является ответственным
Отрегулируйте сбор информации:
— о потребленной воде
Постоянно требуйте необходимую информацию
Инспекционные проверки своего предприятия
Указание недостатков, требование исправления
В случае нарушения:
— не соблюдение раздельного сбора отходов,
-вывоз отходов без сопроводительных паспортов,
— не скашивание травы или не уборка территории и т.д.
Составляется докладная записка руководству
Освобождение себя от ответственности, которая существует на Вас по умолчанию
Внедрение системы актов-предписаний
Личная работа по разработке документов
Проведение семинаров для своих сотрудников ( возможно привлечение работников сторонних специализированных организаций)
В какой последовательности все делать? В принципе, важно все. В первую очередь:
— чтобы разрешения были действующими, непросроченными,
— за правильным обращением с отходами, растительным миром и пр.,
— за содержанием территории предприятия,
— за своевременностью контроля (пробоотбора и т.п.), если таковой обязательный.
• Начните одновременно с выбросов, отходов, почвенного слоя и производственных экологических наблюдений.
• Далее проведите учет объектов растительного мира (без сторонней организации не обойтись) и составление документации по воде.
• Закажите проект санитарно-защитной зоны (эти работы стоят дорого).
• Ну и, конечно же, постоянно следите за соблюдением требований законодательства.
Связаться с автором для консультаций и заказа услуг можно по е-мэйл erilingleb@tut.by
Цитата |
---|
Глеб Ерилин пишет: Алгоритм действий начинающего эколога на предприятии |
Спасибо большое за статью. Прямо по полочкам разложено!
Её надо давать читать всем выпускникам, когда они заявление о приеме на работу пишут!Что б знали, что их ждет.
Цитата |
---|
Александра Толочко пишет: в области охраны окружающей среды в строительстве |
Экология на предприятии: что стоит сделать по экологии в первую очередь (часть первая)
В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)
Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.
Рис. Виды обращения с отходами на предприятии
Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:
Разрешительная документация: оформление
Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.
Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:
Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам
Соответствующие разрешительные документы называются:
При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.
Разрешительная документация: последствия неполучения
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:
Постановка объекта на государственный учет
С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.
Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям
Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:
Организация экологической службы и производственного контроля
Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).
В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.
Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников
При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.
Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:
В настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, фактически выполняющего функции экологической службы.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 67 указанного Федерального закона программа производственного экологического контроля [разрабатываемая и утверждаемая хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I-III категорий, см. раздел статьи «Постановка на государственный учет»] должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым.
Обучение в области охраны окружающей среды
Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.)
Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).
Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.
С чего начать экологу на новом предприятии
Алгоритм действий начинающего эколога на предприятии.
В настоящее время внедрение экологических требований на предприятиях и организациях происходит быстро – предписания, проверки и штрафы территориальных органов Минприроды и иных контролирующих инстанций способствуют процессу. Достаточно создано и ВУЗов, готовящих промышленных экологов (хотя, конечно же, уровень подготовки в них разный). Стало нормальным иметь штатную единицу – эколога, на которую приглашаются большей частью молодые экологи – вчерашние выпускники. Также часто происходит наделение полномочиями (и обязанностями, соответственно) лиц, далеких прежде от вопросов экологии на предприятии. Главный вопрос остается в непринятии требований в области охраны окружающей среды работниками предприятий, особенно давно работающими – ведь в прежние времена таких требований было значительно меньше. Поэтому тяжело представить, допустим, главному механику, работающему на предприятии с 70-х годов прошлого века, что отходы надо раздельно собирать, мешающие деревья нельзя рубить, а отработанное масло не сливается в канализацию – ведь до этого так работали годами. Кроме того, выполнение экологических требований затратно (например, услуги сторонних организаций стоят достаточно дорого, а без них не обойтись, а что уж говорить про установку современного газоочистного оборудования в цехах), а в условиях кризиса в экономике первоочередными кажутся платежи на заработную плату, коммунальные услуги, электроэнергию и пр. – соответственно, эколог с его требованиями представляется этаким нахлебником на плечах работников. Да только вот законодательство в области охраны окружающей среды с каждым годом ужесточается, а контролирующие органы законы читают.
Итак, ситуация в целом по стране в данной области нам известна. Предположим, что Вы – начинающий эколог, закончивший недавно специализированный ВУЗ и распределенный на промышленное предприятие (ну, либо Вы работаете на предприятии в должности инженера по охране труда, а на Вас «повесили» обязанности эколога). Предположим худший вариант – до Вас эколога не было. С чего ж начинать?
Часть первая. Ознакомительная.
Первый шаг. Познакомьтесь со своим предприятием, обойдите все цеха, познакомьтесь с начальниками цехов, различных служб и т.п. Пока просто познакомьтесь. Обходя территорию предприятия, сразу оцените в общих чертах: как хранятся отходы, вторичные материальные ресурсы, соблюдаются ли санитарные требования, где в каких цехах есть источники выбросов, газоочистные установки, системы вентиляции. Как осуществляется уход за растительными миром, не разливаются ли ГСМ на почву, не происходит ли несанкционированных рубок. Как происходит снабжение предприятия водой – есть ли своя скважина или снабжение централизованное из городского водопровода; как происходит сброс вод.
Второй шаг. Посмотрите, как ведется отчетность в области охраны окружающей среды – кто ведет, какие документы заполняются, какие документы должны заполняться и не заполняются. Кто ответственный и за какие вопросы. Как рассчитывается экологический налог. Какие штрафы давались предприятию (любо должностным лицам), какие выданы предписания, когда были проверки и по каким вопросам и когда будут.
Третий шаг. Посмотрите, все ли сделаны необходимые документы по каждому из направлений. То есть:
1) В области охраны атмосферного воздуха. Проведена ли инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, когда получено разрешение, не просрочено ли, те ли выбросы производятся на предприятии, что и в разрешении? Разработан ли том ПДВ? Разработаны ли паспорта на газоочистные установки, своевременно ли проводится проверка их эффективности? Разработаны ли паспорта на системы вентиляции? Ведется ли учет и сдается ли отчетность (в том числе по мобильным источникам выбросов)?
2) В области обращения с отходами. Получено ли разрешение на хранение/захоронение отходов? Не просрочено ли? Составляются ли сопроводительные паспорта при вывозе отходов? Проводится ли ежегодная инвентаризация отходов? Ведется ли раздельный сб