С чего начать читать классическую литературу
С чего начать читать классику
Классические произведения изучаются в школе, но нередко учащиеся не понимают или попросту не хотят читать огромные книжки. Но с возрастом приходит осознание того, что классика играет большую роль в нашей жизни. В классической литературе раскрываются проблемы, которые будут актуальными во все времена — любовь, расставания, война, семейные отношения. Помимо всего прочего, литература тесно связана с историей и открывает новые взгляды на исторические события.
Читать классическую литературу непросто. В основном проблемы связаны с тем, что в произведениях используется уже устаревшая лексика. Чтобы классическая литература была понятна, а ее чтение приносило удовольствие, упражняться нужно регулярно. Здесь как в спорте: чтобы поднять большой вес, нужна практика и тренировки. Необходимо постепенно и логически продвигаться от более легкой литературы до сложной и многотомной.
Как начать читать классику?
Во-первых, определитесь с жанром, который вам близок, познакомьтесь с существующими направлениями в литературе — классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом, модернизмом, постмодерном. Каждое направление имеет свои особенности и специфику. Подумайте, что вам интересно: отправиться в историю Отечественной войны Толстого или погрузиться в мир мистики Гоголя?
Во-вторых, определитесь с хронологией. Вы можете отправиться как в мир князя Игоря, так и порассуждать об актуальных проблемах вместе с современными авторами. Помните, что школьная программа — это лишь верхушка классической литературы, причем верхушка только русской классики. К слову, школьные программы не меняются уже десятки лет, и хотя туда включены многие хорошие классические произведения, многие из них остаются непонятыми учениками из года в год. Отойти от школьной программы — значит найти для себя что-то новое, поэтому не бойтесь начинать с менее известных произведений.
В-третьих, определите для себя, сколько времени вы готовы посвятить чтению. Советуем на чтение выделять хотя бы час в день. Помните, что книгу нужно читать регулярно. Если вы прочтете сегодня одну главу, а вторую только через 3 месяца, то вы просто-напросто забудете обо всем прочитанном и потеряете интерес к произведению, и еще у вас не сложится целостная картина.
И последний совет: читайте книги, читайте обязательно! Не бросайте читать книги, не останавливайтесь после первого не понарвившегося вам произведения. Уверены, вы найдете себе что-то по душе. Но если вы не знаете, с чего начать читать классику, предлагаем вам десятку лучших произведений русской литературы.
Десятка лучших классических произведений русской литературы
Необходимо начинать с более простых рассказов. При этом вы можете читать классику не только отечественного происхождения, это могут быть и произведения зарубежных писателей. Попробуйте начать с этих 10 классических произведений, которые легко читаются, их можно найти в любой библиотеке, они подойдут для любой возрастной группы, точно не оставят вас равнодушными, а некоторые из них даже не отнимут много вашего времени (что в целом классике не свойственно, к сожалению).
Пять шагов к пониманию классической литературы
Чтобы понимать и анализировать классику, нужно любить читать, развивать художественный вкус и поближе познакомиться с авторами и эпохой.
Начните с беллетристики
Корней Чуковский считал, что путь к «Евгению Онегину» начинается с детской литературы. Воспринимать сложные и многозначные тексты классических произведений, не имея читательского опыта, и в самом деле довольно сложно. Поэтому первый шаг к пониманию классики — это чтение беллетристики, то есть развлекательной литературы.
Известные, любимые многими поколениями юных читателей проверенные временем произведения в жанре приключений, детектива или фантастики, авторства Марка Твена или Жюля Верна, а также Джоан Роулинг и её цикл о Гарри Поттере — эти и подобные книги помогут полюбить сам процесс чтения, познакомится с разными сторонами жизни, увидеть героев в неожиданных обстоятельствах. У каждого человека есть та книга, что станет его проводником в мир литературы. Самое главное — отыскать её.
Читайте о современности
Понять и полюбить классическую литературу помогут произведения, описывающие наши современные реалии. Чем ближе действие к нашему времени, тем проще воспринимается книга: от читателя не требуется знание исторического и культурного контекста, он может ассоциировать героев с собой и своим окружением. На примере подобной книги неопытный читатель может потренироваться в анализе произведения: определить её идею, проблематику, авторскую позицию и языковые средства, которыми она выражена, и тем самым улучшить свои читательские навыки.
Подборку таких произведений можно составить самостоятельно. Я могу посоветовать следующий список:
Йорн Риэль «Мальчик, который хотел стать человеком»
Нина Дашевская «Я не тормоз»
Алексей Варламов «Лох»
Евгений Водолазкин «Лавр»
Дмитрий Быков «Июнь»
Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика»
Исигуро Кадзуо «Погребённый великан»
Полюбите стихи
Один из путей к пониманию классики — чтение стихов. Стихотворения, как правило, короче, чем рассказы, повести и тем более романы, но при этом эмоционально насыщены. Прочитав всего несколько строк, можно почувствовать авторское настроение и уловить образы, которые он стремился передать. Чтение стихов развивает литературный вкус, учит получать удовольствие не только от содержания, но и от формы произведения, неожиданной рифмы. Благодаря стихам читатель начинает видеть в тексте не только информацию, но и скрытые смыслы, а это умение — важная ступенька к пониманию классики.
📚 Планируете переход на домашнее обучение?
Пример гармоничного сочетания формы и содержания — фигурные стихи. Их писали многие поэты: Г. Державин, В. Брюсов, И. Рукавишников, А. Вознесенский и другие.
Кроме того, стихотворения дают представление и о культурном контексте, в них часто упоминаются разные подробности быта и образа жизни людей. Впоследствии это поможет в понимании более объёмных классических произведений. Например, прочитав стихотворение Пётра Вейнберга «На Невском проспекте», можно уловить особое настроение этой улицы, почувствовать характер проспекта. Это очень пригодится для понимания повести Н. Гоголя «Невский проспект», в которой Невский выведен в качестве самостоятельного персонажа.
Изучайте историю
Современным школьникам трудно понимать классику, потому что за сто или двести лет с момента написания произведения повседневная жизнь людей кардинально изменилась: другими стали обычаи, привычки, нормы, этикет. Из-за этого и персонажи, и события классических произведений кажутся далёкими и непонятными.
Здесь поможет изучение истории и культуры того периода, которому посвящено произведение, расширение кругозора в этом направлении.
Необязательно читать скучный учебник по истории — составить представление об эпохе помогут фильмы, ролики в интернете или другие книги писателей той эпохи. В любом произведении обязательно отражаются культурные реалии своего времени: быт, одежда, образ жизни разных сословий, любимые блюда и напитки. Помните, что авторы могут описывать не только свое время, но и прошлое, которому они не были свидетелями и которое изучали по историческим документам, воспоминаниям и мемуарам. Именно так, например, Пушкин написал «Капитанскую дочку».
Познакомьтесь с писателем
Необязательно подробно изучать всю его биографию или заучивать наизусть события и даты — это вряд ли продвинет вас в понимании классики. Однако некоторые детали биографии — те, которые имеют отношение к созданию конкретного произведения — могут дать ключ к пониманию его смысла или настроения. Например, стихотворения Пушкина, написанные в 1830 году в болдинской ссылке, обретают совершенно новое звучание, если знать, в каком эмоциональном состоянии в тот момент находился автор. Высланный в Болдино, Пушкин всей душой стремился обратно в Москву, где его ждала невеста Наталья Гончарова, и на этой волне эмоций и переживаний как раз и рождались его болдинские тексты. Среди них «Элегия»: «Но не хочу, о други, умирать; // Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать…», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы».
Иногда, читая биографию автора, можно узнать какую-нибудь деталь, которая сразу сделает его ближе, понятнее, интереснее. Например, Гоголь очень любил макароны-спагетти с сыром, Грибоедов был дипломатом и погиб во время исполнения посольской миссии в Персии, а Анна Ахматова сочинила свое первое стихотворение в 11 лет. Порой одна такая деталь способна перевернуть представление о писателе и начать иначе воспринимать его произведения.
Что нужно запомнить:
1. Чтобы понять и полюбить классику, нужно много читать, двигаясь от простой, развлекательной литературы к сложным произведениям.
2. Чтение стихотворений поможет развить художественный вкус и умение видеть скрытые смыслы.
3. Знание истории и культуры позволит лучше ориентироваться в событиях произведения, поступках и мотивах героев.
4. Знакомство с писателем и деталями его биографии сделает его книги ближе и понятнее.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Классическая литература: что дает ее чтение, с чего начать знакомство с ней, как ее полюбить
Классическая литература вызывает у людей разные эмоции. Кому-то она надоела еще со школы и бесконечного «списка книг для чтения летом», кому-то пришлось столкнуться с ней и в университете.
К сожалению, учебные программы часто составлены так, что в них попадают далеко не самые интересные произведения, поэтому учащиеся приходят к выводу, что классика — скучна и бесполезна.
На самом деле это далеко не так. Мы научим, как полюбить классическую литературу, расскажем, какую пользу она приносит и порекомендуем список интересных книг.
Если хотите регулярно получать больше полезных советов и мотивирующих статей, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу.
Что мне дает классическая литература?
Есть люди, которые читают классику ради удовольствия: их привлекает эпоха ХІХ или первой половины ХХ столетия, нравятся яркие герои, трагичные судьбы.
Но есть и другие ответы на вопрос «почему полезно читать классическую литературу?». Классические произведения литературы:
Как полюбить классическую литературу?
Есть проверенные способы чтобы «наладить отношения» с классикой. Для лучшего эффекта их применяют в комплексе.
Объединяйте литературу и историю
Классические книги часто кажутся скучными потому, что читатель плохо представляет себе время и условия, в которых жили персонажи. Если вы предварительно изучите главные исторические сведения об эпохе, то лучше поймете поступки героев и их мотивацию.
Это поможет и изучению самой истории: исторические факты лучше усваиваются, если воспринимать их через призму интересного персонажа.
Знакомьтесь с другими сферами искусства
Чтобы лучше проникнуться ощущением эпохи, обратите внимание на ее культурные компоненты.
После этого вы лучше поймете смысл книги, сможете наглядно представить героев и условия их жизни.
Смотрите экранизации
Часто интерес к произведению вызывает снятый по нему фильм. Посмотрев его, вы поймете, насколько интересен сюжет книги и персонажи. После этого, прочтя оригинал, сравните его с кинофильмом.
В книгах герои раскрываются более полно, в сюжете больше линий и важных деталей, так что сравнение часто оказывается не в пользу киноленты.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Книги можно закачать на смартфон, так вы сможете читать чаще
Лучшие книги классической литературы
Предлагаем список альтернативных книг от знаменитых авторов. Они не успели надоесть в школе, поэтому знакомство с классикой лучше начать именно с этих произведений.
Русская классическая литература
1. А. С. Пушкин «Повести Белкина»
Небольшие по объему рассказы отличаются динамичным сюжетом и яркими героями. Мотивация персонажей гораздо проще, чем в «Евгении Онегине», поэтому их поступки кажутся логичными и понятными.
2. Л. Н. Толстой «Анна Каренина»
Роман о сложных отношениях нескольких семей читается гораздо легче, чем знаменитая «Война и мир».
3. Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»
Семейная сага, в которой нашлось место даже загадочному убийству. Моральных вопросов автор поднимает не меньше, чем в «Преступлении и наказании», но детективная интрига делает чтение интереснее.
4. И. С. Тургенев «Дворянское гнездо»
Здесь, в отличие от известных «Отцов и детей» нет никакого нигилизма и острого конфликта поколений. Это, в первую очередь, роман о чувствах: любви, уважении, честности, принципиальности, ответственности.
5. А. Н. Островский «Бесприданница»
История главной героини этой пьесы не менее трагична, чем Катерины из «Грозы». В то же время «Бесприданница» наполнена множеством событий: здесь кипят страсти, а любовь борется с желанием спокойной обеспеченной жизни.
Зарубежная классика
1. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Вместо сложных и объемных романов Ч. Диккенса можно прочесть посвященную той же эпохе «Ярмарку тщеславия». Ее сюжет более динамичный, в нем больше интриг и любовных линий.
2. Ш. Бронте «Джен Эйр»
В отличие от своей предшественницы, Дж. Остин, Ш. Бронте уделяет внимание не только чувствам и переживаниям героинь, но и размышляет о положении женщине в обществе, что делает произведение более ярким.
3. Г. Джеймс «Женский потрет»
Не слишком известный в нашей стране, но на западе писатель пользуется заслуженной популярностью. В его книгах психологический реализм соединен с мистическими нотками, а герои совершают непредсказуемые поступки.
4. Э. Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой»
Одна из самых жизнерадостных книг писателей «потерянного поколения», поэтому начинать знакомство с их творчеством лучше именно с нее.
5. Дж. Оруэлл «Скотный двор»
Относится к современной классической литературе. Как и «1984», «Скотный двор» посвящен тоталитарному обществу. Но читать его гораздо проще, т. к. действие происходит не в непонятном будущем, а на обычной ферме.
А если вы слишком увлеклись классической литературой и забыли про учебу, не беда. Ведь есть студенческий сервис, специалисты которого готовы всегда прийти на помощь и решить все учебные проблемы.
Как читать русскую классику?
Читая русскую классику, мы часто сталкиваемся с малопонятными для нас и присущими той эпохи реалиями культуры и быта, которые писатели нередко особо подчеркивают как значимые для характеристики социальной среды или персонажей. Разъяснения, которые даются в современных изданиях, часто содержат сухую информацию, а нам требуется развёрнутый комментарий, чтобы лучше понимать произведения классиков. Конечно, можно гуглить и собирать по крупицам информацию из информационных ресурсов.
А можно взять книжку «Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта XIX века», в которой автор – Ю.А. Федосюк – сделал эту работу за нас (она, книга, есть в свободном доступе).
Из книги мы можем узнать, например, почему в «Муму» И.С. Тургенев, в описании Герасима указывает, что он «мужчина двенадцати вершков роста», хотя вершок равняется примерно 4,5 см.
Или почему у Чичикова двое крепостных: Петрушка и Селифан, и он занимается покупкой «душ».
Или, что даёт для понимания психологического состояния Раскольникова обращённая к главному герою фраза молодого парня: «Уж простите, ваше сиятельство, великодушно».
Но в этой книге много неточностей. Эта работа – не научный труд, в ней нет ни ссылочного аппарата, ни научной редактуры.
Так, например, в разделе «титулярный советник» Ю.А. Федосюк пишет: «университетский диплом обеспечил ему [А.И. Герцену] чин титулярного советника. В “Былом и думах” он описывает, как “подслеповатый старик”, отставной чиновник, узнав об этом, был глубоко уязвлен – он в том же чине, хотя начал служить еще до рождения Герцена: “И служи после этого до седых волос”». На самом деле описанная ситуация – это не фрагмент «Былого и дум». Указанная ситуация описывается у Герцена в «Записках одного молодого человека», художественном, а не биографическом произведении. А университетский диплом давал право на чин губернского секретаря (XII класса), который шёл после низшего – коллежского регистратора. Окончившие университет Обломов, Бельтов, да и Герцен начинают служить в чине губернского секретаря, а не титулярного советника (IX класса).
В разделе «Губернский секретарь» говорится: «”Чинишко паршивый”, – так отзывается о губернском секретаре священник в одном из рассказов Лескова». Но у Н.С. Лескова в рассказах этого нет (если поправите – буду признателен). Общий пафос фразы содержится в реплике священника в повести М.Л. Щеголихина «Слишком доброе сердце»: «Отставной губернский секретарь, подумаешь, эка птица, двенадцатый классный чинишко, а звону-то, а шуму-то!»
Поэтому информацию в «Что непонятно у классиков» всё же следует брать с осторожностью.
Для понимания поведения героев-дворян, понимания общего культурного фона и социальных отношений очень пригодятся книги Ю.М. Лотмана, например «Сотворение Карамзина» и «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)», которые можно и послушать и почитать. Это научно-популярные издания, и в них ошибок нет. У Лотмана есть и цикл телепередач «Беседы о русской культуре», который, с одной стороны сжато предаёт содержание этих книг, с другой – раскрывает некоторые только наметившиеся в них темы.
Как полюбить читать классику? Совет подростка
Анастасия Казанцева
Более 80% подростков не любят читать. Особенно ребятам не нравится классика. Неужели для подростков все потеряно? Совсем нет! Я знаю, как полюбить читать классику и расскажу вам об этом.
Почему классика так бесит?
Причин несколько. Во-первых, родители часто критикуют выбор книг: «Детективы? Фентези? Других дел что ли нет, лучше бы классику почитала, Пушкина, например!» Такие слова отбивают всякое желание попробовать читать классику.
Во-вторых, школьная программа по литературе тоже очень влияет на интерес к чтению. Главный минус школьной программы по литературе в том, что на уроках изучается классика и только классика. Дети не могут выбрать почитать что-то более современное, например, Гарри Поттера, в котором освещено не меньше проблем, чем в классике. Подростки не могут выбрать почитать то, что им действительно интересно. У них вообще нет выбора, им просто приходится читать книги вроде «Муму» Тургенева. Вы видели школьника, который был бы в восторге после того, как прочитал этот рассказ?
Я сама не так давно полюбила классическую литературу, хотя читать любила всегда. Поэтому здесь поделюсь своим личным опытом и советами, которые мне помогли. Я расскажу о том, как же полюбить читать классику, если в школе вам напрочь отбили любовь к ней, и вы морщитесь при одном лишь упоминании Пушкина, Тургенева и других писателей. Как же полюбить классику?
Пойми героев!
Прежде всего нужно понять, что классическая литература была написана совсем для другого времени. Тогда не было гонки за продуктивностью, люди не думали о том, как успеть все и так далее. Поэтому литературу того времени читали медленно, вдумчиво, не торопясь.
Вдумчивое чтение не всем подходит, например, я быстро читаю и привыкла к этому с детства. Пришлось находить решение этой проблемы. Как вариант, можно слушать аудиокниги, но многим этот формат не удобен. Поэтому еще можно тренировать концентрацию и внимание, если есть трудности с этим (а они есть почти у всех современных подростков – уже доказаны существенные различия в восприятии информации современными детьми и их родителями).
Многие не любят классику из-за того, что им трудно понять поступки героев, смысл каких-то моментов. И это нормально, потому что мы не жили в те времена. Но что тогда делать?
Лично мне очень помогают читать классику вебинары и критические статьи по произведениям. Анализы книг можно найти на многих сайтах, вот лишь парочка моих любимых:
Не стоит прочитывать книгу и сразу забывать о ней после прочтения. Часто автор мог спрятать какие-то отсылки в произведении, важные детали. Возможно, что вы даже не обратили внимание на главную идею или проблему книги. Во время просмотра вебинара или прочтения статьи вы будете понимать, что многие моменты даже не заметили. И не считайте подробный разбор книг чем-то нудным и скучным, просто попробуйте.
Бесконечные страдания… Ну сколько можно?
На тему страданий в русской классической литературе уже сделана тысяча мемов. Это, конечно, забавно, но не помогает полюбить читать классику. Знакомо? Причин много, но я расскажу о некоторых.
Иногда это зависит от литературного направления, в котором была написана книга, например, все вы знаете повесть «Бедная Лиза», где главная героиня влюбляется в Эраста, а после его предательства страдает и заканчивает жизнь самоубийством. Как я уже сказала, все это из-за литературного направления. В сентиментализме чувства были важнее разума, поэтому Лиза думает, что либо Эраст, либо никто.
Другая причина – философия русских писателей, особенно XIX века. Рассказывая о несчастных или потерянных людях, писатель обращал внимание на жизненные проблемы, заставлял читателей увидеть что-то новое, понять причины каких-либо поступков, изучить мировоззрение человека и так далее. Например, Ф.М. Достоевский писал: «Страдание – единственная причина сознания». За «устаревшими» героями и жанрами можно увидеть самые актуальные проблемы!
Что почитать из классики? Мои любимые книги
1) «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Думаю, что многие из вас, когда начинали читать книгу, явно не думали о том, что там будет главный герой, который будет разъезжать по поместьям и скупать крестьян.
Итак, сюжет известен всем. Чичиков разработал план по тому, как разбогатеть. Он решил начать скупать «мертвые души», потом с помощью залога этих крестьян он должен был получить деньги за них и разбогатеть. Все законно, не придраться. Так вот, для осуществления своего замысла Чичиков начинает знакомиться с помещиками, а после знакомства аккуратно пытаться купить у них те самые «мертвые души». Однако, его план в итоге проваливается.
Сам замысел книги тоже интересный, ведь изначально должно было быть 3 тома. В первом томе были показаны недостатки и пороки русского общества. Во втором и третьем томе герои должны были встать на путь исправления. В конце трилогии перед нами были бы совершенно новые герои и новая Русь без пороков и недостатков. Второй том Гоголь сжег, но не просто из-за того, что рукопись ему не понравилась, а потому что понял, что люди не меняются. Долгое время он жил за границей, а когда вернулся в Россию обратно, писатель увидел, что за время его отъезда ничего не изменилось и понял, что пишет утопию, чего он не хотел.
Мне очень понравилось, как автор показывал пороки общества, как раскрывал характер каждого помещика. В книге много деталей, которые не каждый заметит с первого прочтения.
2) «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Эта книга для меня оказалась достаточно трудна в понимании, особенно из-за Ершалаимских глав, поэтому пришлось перечитывать роман несколько раз. Не знаю, у многих ли возникли трудности с прочтением книги, потому что говорят, что книга читается легко.
Немного о сюжете. Эту книгу достаточно трудно пересказывать, но я попробую. В Москву приезжает иностранный профессор Воланд со своей свитой. После их появления в городе начинается череда мистических событий. Воланд хочет увидеть истинное лицо жителей Москвы, обличить их пороки, что у него с легкостью получается.
Это произведение мне очень понравилось из-за отсылок и количества деталей. Почти у каждого героя есть какой-то прототип. Например, считается, что Маргарита – это прообраз третьей жены Булгакова. Также многие исследователи думают, что прототип Рюхина – Маяковский, с которым у писателя часто были конфликты. Вот какую характеристику Булгаков дал герою в книге: «…и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, который он сочинил к первому числу».
В книге безумно много деталей, поэтому даже если вы читали книгу, то советую вам изучить ее поподробнее.
3) «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Главный герой Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается обратно в Москву. Окружение отвергает и не принимает его взгляды. Фамусовское общество отрицает важность образования, книг, считает главным чин и состояние человека. Чацкий считает иначе и пытается доказать свою точку зрению, но окружение его не слушает. Отвергнутый обществом, герой снова покидает Москву.
Все хотя бы один раз слышали афоризмы оттуда, например, знаменитая фраза из монолога Чацкого: «А судьи кто?» Эта книга зацепила меня тем, что А.С. Грибоедов совмещает в ней сразу три литературных направления, что было в новинку в те времена, а также автор очень хорошо освещает проблемы общества, например, подражание всему иностранному, необразованность.
Надеюсь, что эта статья поможет вам полюбить читать классику! Если вам понравилась моя статья, вы можете прочитать другую мою статью о том, как полюбить читать 🙂