С чего начать читать фантастику
25 захватывающих книг, c которых стоит начать читать фантастику
Фантастика — это не только нашествие инопланетян и покорение Марса, но и путешествие во времени, волшебники и антиутопии. Автор телеграм-канала «Литература и жизнь» Егор Михайлов составил для подростков (и взрослых) краткий гид по фантастическим жанрам и авторам.
1. Космическая фантастика
Огромные корабли, которые, как известно, бороздят просторы, двойные звёзды, заправлены в планшеты космические карты. Космическая фантастика кажется изобретением нового времени, но корни её можно найти хоть в Рамаяне, хоть у древних греков. Но самое интересное, конечно, началось, когда космос из недостижимого и загадочного стал достижимым, но всё таким же таинственным.
Классика. Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»
В 1950 году молодой писатель Рэй Брэдбери никак не мог издать свой сборник: рассказы никого не интересовали. По совету знакомого редактора он собрал из них эпопею о покорении Марса. Уже потом были и «Вино из одуванчиков», и «Фаренгейт», но для меня «Хроники» остаются лучшей книгой Брэдбери, в которой эпос сочетается с трогательными личными историями, а поэзия — с юмором. В какой-то степени «Хроники» — весь будущий Брэдбери в концентрированном виде. Глава «Эшер II», к примеру, исследует те же темы, что и «Фаренгейт», только более саркастично.
Новое. Энди Вейер «Марсианин»
Прошло полвека, а до Марса люди так и не добрались. Зато писателей он не отпустил, и Энди Вейер сделал красную планету декорациями своей робинзонады, где одинокий астронавт выживает в миллионах километров от Земли на одном чувстве юмора и изоленте. Все наверняка видели экранизацию Ридли Скотта, так вот первоисточник (разумеется) в десять раз лучше, задорнее и веселее. Тут нет инопланетян, политических интриг и бластеров — зато нигде ещё выращивание картофеля не было таким увлекательным.
Что ещё. Дуглас Адамс «Автостопом по галактике», Джон Скальзи «Люди в красном», Орсон Скотт Кард «Игра Эндера».
2. Фэнтези
Если в конце прошлого века все бредили фантастикой, то в новом фэнтези взяло впечатляющий реванш. Появился «Гарри Поттер», был экранизирован «Властелин колец», а потом пришёл Джордж Р. Р. Мартин и прибрал к рукам сериальную индустрию. Но если Толкин и Роулинг прочитаны на два раза, а «Игра престолов» жестковата для подростков, есть ещё много отличных вариантов.
Классика. Урсула Ле Гуин «Волшебник Земноморья»
Цикл романов американской живой легенды Урсулы Ле Гуин у нас почему-то часто путают с сагой Толкина — наверное, из-за созвучия Земноморья и Средиземья. На самом деле «Волшебник» скорее родственен «Гарри Поттеру»: это тоже история обучения и становления юного мага. От других фэнтези-саг «Волшебник Земноморья» отличается неторопливостью, негромкостью, какой-то почти наивной поэтичной простотой. За это её и стоит читать и детям, и взрослым.
Новое. Нил Гейман «Океан в конце дороги»
Нил Гейман — человек-оркестр, который в одиночку покрывает почти все жанры на свете: пишет сценарии для сериала «Доктора Кто», пересказывает скандинавские мифы, сочиняет комиксы, детские сказки и масштабные эпопеи. Но даже в его творчестве «Океан в конце дороги» — бриллиант, в котором видно влияние Брэдбери, Кинга и той же Ле Гуин. Это маленькая история о больших вещах, в которой мальчик-тихоня сталкивается с невообразимым. В палитре Геймана нет ярких тонов, и магия его не рвётся со страниц в реальность. Писатель скорее помещает фантастическое прямо у нас под носом и делает вид, что оно там всегда было. И от этого магия становится ещё более волшебной.
Что ещё. Джон Р. Р. Толкин «Властелин Колец», Брэндон Сандерсон «Путь королей», Уильям Голдман «Принцесса-невеста».
3. Антиутопия
На западе этот жанр чуть точнее называют дистопией — это утопия, в которой что-то пошло не так. Стабильность обернулась застоем, обещание безопасности — диктатурой, а всеобщее равенство — уравниловкой. В последние годы жанр обрёл неожиданное второе дыхание в виде подростковых трилогий Сьюзан Коллинз «Голодные игры» и Вероники Рот «Дивергент», у которых главная надежда сопротивления скучному взрослому миру — бунтующие девушки и юноши.
Классика. Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»
Разговор об антиутопиях принято начинать с других авторов, но Замятин для подростков скучноват, Оруэлл тяжеловесен, про Бёрджесса и заикаться страшно. А вот повесть о мире, где бравые пожарные жгут книги, чтобы оттуда в головы граждан не заползли крамольные мысли, — хорошая входная точка в жанр. Тем более, эта книга состарилась лучше многих классических антиутопий, и американских телеканал HBO уже снимает свою экранизацию.
Новое. Кори Доктороу «Младший брат»
Фантастика всегда заглядывает в будущее, но в «Младшем брате» это будущее — на расстоянии вытянутой руки. Это история бунтаря поневоле, простого парня, который ненароком умудрился перейти дорогу департаменту нацбезопасности. Маркуса безвинно объявляют террористом, и его жизнь превращается в шпионский триллер. Вот и приходится ему взяться за борьбу с системой, используя те инструменты, которые у него есть под рукой: компьютер и юношескую дерзость. «Младший брат» — из тех книг, которые любят не за элегантность, а за напор и оптимизм. А уж юным программистам он просто обязан понравиться.
Что ещё. Джордж Оруэлл «1984», Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня», Алан Мур «V — значит Vендетта».
4. Киберпанк
Киберпанк — младший брат антиутопии, который и сам уже стал многодетным отцом: любители фантастики выделяют стимпанк, дизельпанк, сандалпанк и что-только-не-панк. Классический киберпанк — это игра на контрастах, в нём высокие технологии сочетаются с низким уровнем жизни, трущобы под небоскрёбами, нейросети и голодающие перенаселённые страны. Четверть века назад эти книги казались пророческими, теперь больше похожи на хронику текущих событий — за это и любим их.
Классика. Уильям Гибсон «Нейромант»
Главная книга, которой подражают и с которой спорят все последователи. Многие фантасты предсказывали появление новых технологий, но Гибсон шагнул дальше «Нейромант» — книга не о том, как будут развиваться технологии, а о том, как они повлияют на человеческие отношения. И тут книга поразительно точна, и чем дальше, тем очевиднее её пророческий потенциал. Кроме того, это ещё и увлекательный триллер — не стоит забывать, что и эстетику романа, и термин «матрица» Вачовски стащили у Гибсона.
Новое. Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»
В недалёком будущем мир — довольно безрадостное место. Ужасное перенаселение, бедность, вконец загубленная экология. К счастью, есть отдушина — интернет, разросшийся до виртуальной вселенной Oasis, куда люди убегают из реальности. Но создатель Oasis (местный Стив Джобс пополам с Вилли Вонкой) умирает и завещает своё состояние тому человеку, который найдёт несколько секретов, спрятанных в разных уголках игры. На поверхности «Первому игроку приготовиться» — бесхитростная ода старым сериалам, играм и фильмам, паразитирующая на ностальгии; в глубине — рассуждение о том, почему люди стремяться убежать из неприглядной реальности в лакированную виртуальность.
Что ещё. Нил Стивенсон «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц», Кори Доктороу «Младший брат», Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электрических овцах»
5. Путешествия во времени
Путешествовать в пространстве уже не так интересно, как прежде: все континенты открыты, а тропинки протоптаны туристами. То ли дело время. Уже вторую сотню лет герои книг переносятся в прошлое и будущее — кто при помощи сложных механизмов, а кто случайно. Одни хотят что-то исправить и сделать мир лучше, другие пытаются поскорее попасть в родной век. А следить за их приключениями интересно всегда.
Классика. Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
Новое. Бен Элтон «Время и снова время»
Традиционный для книг о путешествиях во времени сюжет: герой отправляется назад, чтобы предотвратить Вторую мировую войну. Герой Элтона идёт чуть дальше: он должен остановить Гаврило Принципа, спасти Франца Фердинанда и уберечь мир от Первой мировой, после которой всё в мире и пошло наперекосяк. Разумеется, всё пойдёт не так, как надо. «Время и снова время» — не только бодрый фантастический триллер, но и неплохое пособие по истории XX века. Любители истории могут пропустить стрельбу и погони, но у них всё равно останутся панорамы предвоенной Османской Империи и Сараева и поучительный рассказ о том, какие нелепые случайности порой творят историю.
Что ещё. Гарри Гаррисон «Фантастическая сага», Одри Ниффенеггер «Жена путешественника во времени», Владислав Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне».
Чему может научить научная фантастика и как правильно начать с ней знакомиться
Айзек Азимов, Станислав Лем, братья Стругацкие, Роберт Хайнлайн, Лю Цысинь ― список писателей-фантастов можно продолжать бесконечно. Как не растеряться и сделать первый шаг на пути знакомства с этим жанром? В чем ценность книг и можно ли вырастить гения, читая научную фантастику? Об этом на онлайн-встрече говорили Ольга Лахтачева, куратор клуба любителей фэнтези и фантастики «ЛЮФФ», и Мария Андреянова, популяризатор творчества Рэя Брэдбери, сотрудница библиотеки им. А. С. Грибоедова. Публикуем краткий пересказ.
Почему начать читать и любить научную фантастику непросто
Научная фантастика ― это огромный пласт литературы, жанр имеет более 20 классификаций и множество поджанров.
Но любить научную фантастику на самом деле очень непросто ― во-первых, из-за такого многообразия у каждого читателя наверняка есть довольно устойчивые ассоциации с жанром, и далеко не каждый хочет выходить за эти рамки. Кроме того, если новичок начал знакомиться с жанром, выбрав «не своего автора» или «не свою книгу» ― например, она показалась ему слишком тяжелой или перегруженной ― можно сразу же охладеть к фантастике целиком.
Эту ситуацию, пожалуй, можно сравнить с чтением Джойса (для контекста: «Улисс» Джеймса Джойса славится загадочными аллюзиями и многообразием стилей и считается одной из самых сложных книг для восприятия). Очень сложно начать постигать мир научной фантастики, не имея хотя бы базовых знаний в сфере химии, физики, астрономии и т.д. С «Улиссом» дела обстоят так же: мы не сможем прочитать и в полной мере оценить его, не зная культурных предпосылок, которые использует Джойс.
Поэтому, приходя в магазин или библиотеку и намереваясь приобрести книгу из жанра научной фантастики, не спешите и не берите первое попавшееся на полке. Лучше сначала спросите совет у тех, кто уже «в теме», или обратитесь к библиотекарю. Он или она смогут подсказать, с чего лучше начать, ― по крайней мере, основываясь на опыте других читателей.
Источник: shutterstock.com
Фэнтези VS Научная фантастика
Часто, вспоминая о научной фантастике, люди ассоциируют с ней космические путешествия, пришельцев и так далее. Но на самом деле научная фантастика выходит далеко за пределы космоса. Пожалуй, одна из главных отличительных черт литературных произведений, написанных в этом жанре, в том, что они обязательно берут за основу какой-то научный факт ― из физики, химии и других областей. Например, именно это прежде всего отличает этот жанр от того же фэнтези, с которым часто путают фантастику.
Можно привести такой забавный пример, который проиллюстрирует это отличие. Представьте, что вы читаете про героя, из ладони которого внезапно разгорается пламя. Научная фантастика объяснит, почему так произошло, при какой температуре это возможно, какие еще процессы это влечет за собой. В фентези этого не будет. Процессы, которые происходят в фентези, не поддаются логическому объяснению. Это то, что читатель должен принять на веру.
Источник: shutterstock.com
Чему может научить научная фантастика?
Так как в основе научной фантастики, даже несмотря на художественный вымысел, все же лежит какой-то конкретный научный факт, очень часто с ней связывают просветительскую функцию. Например, этим часто руководствуются родители, которые подбирают книги своим детям ― они хотят, чтобы книга не просто развлекала, но и смогла «чему-то научить».
Но чему действительно может научить научная фантастика? И может ли?
Научная фантастика дает если не базу, то хотя бы интерес и желание разобраться в каких-то научных фактах. Почему Брэдбери выбрал для своего романа именно температуру 451 градус по Фаренгейту? Потому что это температура, при которой воспламеняется бумага. Хотя по факту на самом деле это не так ― пожарный, с которым консультировался Брэдбери, то ли ошибся при расчетах, то ли случайно назвал ему неправильное число. Тем не менее, научные термины и отсылки дадут стимул копнуть поглубже, проверить и убедиться, как дела обстоят на самом деле.
У некоторых известных писателей-фантастов, например, Айзека Азимова (получил степень PhD биохимии), Станислава Лема (изучал медицину), было естественно-научное образование, поэтому они вполне хорошо представляли то, о чем писали. Например, именно поэтому, читая «Солярис», можно так живо представить себе устройство планеты, процессы, которые там происходят.
Обложки книги «451 градус по Фаренгейту». Источник: zen.yandex.ru
«Писатель-фантаст предсказал наше будущее …»
Наверняка, каждый натыкался на статьи в интернете с похожими названиями. И несмотря на громкий заголовок, многие произведения писателей-фантастов действительно в той или иной степени «предсказали» некоторые научные открытия и технологии, которыми мы пользуемся сейчас.
В своем фундаментальном философском труде «Сумма технологии» Станислав Лем предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, а также развил идеи автоэволюции человека, сотворения искусственных миров и многие другие.
Айзек Азимов известен массам не только благодаря знаменитым законам робототехники и более 500 произведений, но и несколькими удивительно точными предсказаниями о будущем.
Возможно, причина этого в том, что научные фантасты не только берут какой-то факт и строят вокруг него литературную основу, но и не боятся предположить: «А что будет, если …?» Научная фантастика не только мотивирует обратиться к научным фактам и узнать больше в источниках, но и помогает задуматься и пофантазировать, каким будет наше будущее ― как с точки зрения технологического прогресса, так и философских аспектов.
Источник: shutterstock.com
С чего лучше начать читать научную фантастику
Если вы неравнодушны к приключениям и космическим гонкам, пожалуй, лучшим стартом в научной фантастике станет серия Эдгара Райса Берроуза о Марсе. Она включает книги «Принцесса Марса», «Боги Марса» и другие и имеет явный приключенческий уклон.
Берроуз стал вдохновителем для Рэя Брэдбери, помимо прочего написавшего «Марсианские хроники». В отличие от Азимова и других известных писателей-фантастов, у Брэдбери не было высшего образования (хотя именно этот факт, как считается, гарантированно давал писателям-фантастам почву и базу для их размышлений). Он и сам говорил, что не хочет называть себя научным фантастом, он ― просто фантаст.
Поэтому «Марсианские хроники» могут стать хорошей базой для тех, кто не привык к сложному жанру и не знает, с чего начать. «Хроники» ― отличный пример художественного литературного произведения ― с яркими описаниями, интересным сюжетом, при этом не перегруженного научной терминологией.
Дальше можно перейти к «золотой тройке» научных фантастов ― это Артур Кларк, Роберт Хайнлайн и Айзек Азимов. Здесь вы увидите более «серьезную теорию» ― описание технологий и размышления по поводу их развития и использования в будущем. Кроме того, у Хайнлайна достаточно тяжелый слог (об этом говорят многие критики и читатели), поэтому прочитать запоем его не получится, лучше подходить к нему порционно.
Другой писатель, на которого, безусловно, нужно обратить внимание, ― это Станислав Лем, юбилей которого мы будем отмечать в этом году. Лема, пожалуй, можно назвать «самым философским писателем», а его книги ― очень удачным сочетанием как традиции Брэдбери (хотя они родились с разницей в один год), так и более «серьезной научной фантастики» Кларка и Хайнлайна. Почти в каждом своем произведении Лем рассуждает о месте человека в мире.
Станислав Лем. Источник: REUTERS/FORUM. Автор фото – Aleksander Jalosinsk
Кто-то может начать и с «Войны миров» Герберта Уэллса ― это книга, которую отличает легкий язык и динамичный сюжет. Чего только стоит легенда, связанная с постановкой этого романа на радио. Событие состоялось в эфире станции «CBS» 30 октября 1938 года. Согласно известной легенде, радиослушатели приняли спектакль, поставленный «Mercury Theatre on the Air», за реальный новостной репортаж, после которого жители северо-востока США якобы поверили в нападение марсиан и ударилось в панику. Не очень сложными для восприятия у Уэллса считаются также романы «Машина времени» и «Человек-невидимка».
Богатые традиции научной фантастики существуют и в России. Тем, кто только начинает знакомиться с жанром и особенно с отечественными его представителями, стоит обратить внимание на книгу «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. Другими знаковыми представителями жанра являются Александр Беляев («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»), которого называют основоположником советской научной фантастики, Иван Ефремов («Туманность Андромеды», «Час быка»), который не только известен как писатель, но также занимался палеонтологией.
И наконец, конечно, научная фантастика прочно ассоциируется с братьями Стругацкими, которые сделали очень много для того, чтобы популяризировать этот жанр. Серия игр и книг S.T.A.L.K.E.R до сих пор популярна сегодня, хотя начало целой вселенной положила повесть Стругацких «Пикник на обочине».
Помимо прочего, Стругацкие являются отличным примером того, насколько обширной может быть научная фантастика. У них есть, по сути, сказка ― «Понедельник начинается в субботу», которая также может стать отличным стартом для знакомства с жанром, а есть практически детективная история «Отель погибшего альпиниста». Поэтому, если правильно подойти к Стругацким, каждый может найти у них что-то свое.
Организатор мероприятия ― библиотека им. А. И. Герцена. Посмотреть запись встречи полностью можно здесь.
Фантастика и фентези за два с половиной года, почти сто хороших книг
На этот пост меня подтолкнула публикация «Почему я ворую книги, бедные авторы, и как это исправить», а именно — скепсис и возражения на мой комментарий о том, что я не читаю плохие книги. Мне предложили рассказать, как я выбираю книги для чтения и что именно читаю. Ну я и повелся.
Оформить список было сравнительно просто, FBReader любезно хранил на GoogleDrive все скачанные книги с того момента, как там появилась эта услуга. Предлагаю вашему вниманию список прочитанного мной за 2,5 года из жанров фентези и фантастики.
Немного расскажу о том, как я выбираю книги для чтения. Будет немного лирики, если не интересно — проскролльте.
Сначала таскал с собой стопки распечаток на офисной бумаге, я переверстывал PageMaker’ом книги в 4 колонки и печатал с двух сторон листа на рабочем принтере, зрение позволяло использовать 4-6 кегль и выходило чрезвычайно компактно. Потом купил наладонник HP iPaq 2210. Он держался очень долго, у него сначала облезли, а потом и отвалились боковые панельки, потом выпала кнопка джойпада, но в один ненастный день — при подключении к зарядке из него пошел дым и на этом его жизнь закончилась.
Впоследствии я читал с кнопочных мобильников, с е-инк читалок, со смартфонов, мониторов и тд тп, но встала проблема поиска новых книг. К тому времени Либрусек превратился в «магазинчик», от него откололась Флибуста, но книги еще можно было скачивать свободно и в любом количестве. Поначалу время я ориентировался на людей, чьи вкусы совпадали с моими, читал их комментарии и смотрел, к чему они еще писали отзывы.
Но потом наступил 2005 год и с этого момента в русской фантастике что-то поломалось. Отчасти в этом виновата череда традиционных для России кризисов, но в основном подгадили сами издательства, долго и старательно рубя под собой сук. Они воспитали целое поколение читателей жуткой и дешевой графомании с альтернативными попаданцами, которые потом радостно свалили на Самиздат, где все тоже самое можно было читать нон-стоп, бесплатно и легально, тем самым — резко уменьшив поток денег с продажи бумажных книг. У меня тоже были попытки читать Самлиб, закончившиеся очень быстро с сильным недоумением и непониманием.
Набравшись наглости и влившись в гадюшник банку-с-пауками сообщество пользователей Флибусты — я периодически открывал в блоге темы с названиями типа: «Что почитать?» и руководствовался рекомендациями людей, читающих примерно такие же книги. Результат постоянно радовал, было открыто множество современных иностранных авторов, которых не подкосили русские кризисы и Самлиб, а русские издательства не перестали их переводить. Такой темы хватало на полгода-год, потом открывалась новая и в блокнотик записывалась еще одна порция писателей и книг. С тех пор я читаю почти исключительно современную иностранную фантастику. Периодические попытки найти хорошие книги среди русских — заканчиваются печально, но несколько очень приятных исключений, таки было обнаружено.
А потом я открыл для себя Goodreads (может кому интересно — мой профиль). Хоть это иностранный сервис и переводов на русский там нет, но можно искать книги и авторов на английском, а потом смотреть — переводили ли их на русский. Я тщательно заполнял свой профиль, расставлял оценки, вспоминая и те книги, которые не понравились, в итоге расставил больше ста оценок и начал смотреть рекомендации сервиса. С тех пор вопрос «Что почитать?» — больше не возникает, сервис исправно подсказывает мне книги любого жанра и направления, как новые, так и старые. Немного грустно от того, что переводят далеко не все и в планах изучить английский до такой степени, что бы читать оригиналы, но даже одних только русских переводов — с лихвой хватает, в очереди стоит много книг на чтение и этот список постоянно пополняется.
Наконец, перейдем к списку. Как я выше объяснил, он охватывает два с половиной года статистики FBReader. Конечно в нем не все книги, которые я прочитал за это время, я выкинул из него немногочисленный нон-фикшн, старые книги, которые перечитывал под настроение, вроде всей серии про Амбер и Хаос, все книги про Гарри Поттера, перечитанные ради ГПМРМ, которую я читал уже три раза и по суммарному объему ее можно запросто засчитать как 8-10 обычных книг, в итоге список сократился раза в два, но тем не менее — в нем осталось почти сто книг и несколько десятков авторов.
Предупрежу сразу, есть одно соображение, которое почти убедило меня не делать этот список и не публиковать его, а именно — мне казалось, что все следящие за современной иностранной фантастикой, и так читали большую часть перечисленного, потому что в нем нет ничего особо нового или оригинального, но я решил рискнуть. Если хоть один человек найдет в списке пару новых книги или одного автора — то значит пост был не бесполезен.
Список отсортирован по авторам, книги автора — по циклам и по алфавиту, если они не в цикле. Оценки поставлены субъективные, как и вся подборка авторов и жанров, все это отражает только мой личный вкус и не претендует на истину в последней инстанции. Аннотации, обложки книг, биографии авторов я в список добавлять не стал, ограничившись только собственным комментарием, потому что все перечисленное легко можно найти по ссылкам. Если комментарий покажется слишком скудный — пишите сюда в топик и я отвечу более развернуто.
Поскольку я не хочу рекламировать существующие магазины книг или коммерческие порталы, зарабатывающие на рекламных баннерах, партнерках или прямых продажах — то все ссылки на книги ведут на Flisland. Надеюсь хабраэффект не уронит сайт и сервер справится.
UPD
Хочу еще раз отметить, что множество книг и авторов не попали в этот список, потому что я прочитал их гораздо раньше, а список охватывает книги от конца 2014 года и до сегодняшнего дня.
UPD
Буквально сегодня утром выложили готовый перевод третьей книги Лю Цысиня, добавил здесь ссылки на книгу и написал небольшой анонс: «Вечная жизнь Смерти», Лю Цысинь — последний том трилогии «В память о прошлом Земли», перевод закончен.
UPD
Дочитал третий том Лю Цысиня — обновляю комментарий на книгу. На очереди обновление комментария к Дому дервиша.
UPD
Дочитал Дом дервиша Макдональда, добавил комментарий
Дэниел Абрахам
Паоло Бачигалупи
Крис Бекетт
Дэвид Брин
Энди Вейр
Вернор Виндж
Виктория Воробьева
Уильям Форд Гибсон
Дмитрий Глуховский
Чем кончилось – уже не вспомню, потому что совсем не интересно, дочитывал только потому, что хотелось таки предметно составить впечатление об очередном порекомендованном мне шедевре отечественной фантастики. С каждым разом я все реже и все с меньшим энтузиазмом трачу время на попытки найти нового русского автора фантастики, сортом выше третьего. Все меньше жду от очередной рекомендации. Печальная тенденция.
Грэй Ф. Грин
Джеймс Дашнер
Яцек Дукай
К большому сожалению, неоправданно затянутое повествование и дурацкие лингвистические выверты переводчика — убивают все это на корню. Я забросил книгу на 80%, мне стало совершенно неинтересно, чем там все закончится, надоело. И очень жаль, может в другом переводе, я бы дочитал ее до конца и с удовольствием.
Михаил Елизаров
Роберт Ибатуллин
Грег Иган
Майк Кэри
Энн Леки
Сергей Жарковский
Джек Макдевит
Йен Макдональд
Роберт Мейсон
Большой респект переводчику и всем, кто ему помогал, официально книга не издавалась на русском.
Чайна Мьевилль
Аластер Рейнольдс
Последняя переведенная книга из серии, заметно выделяется среди остальных, она намного более локальна, все действие происходит на одной планете и ее орбите.
Захватывающе и интересно, но немного разочаровывают масштабы.
Эл Робертсон
Ким Стэнли Робинсон
Отдельное «мерси» переводчику. С одной стороны он дал возможнсть прочитать эту книгу на русском, с другой стороны столько ляпов… «Полупроход» — это не так круто, как «голова мыши над камином» и «мышь самый грозный десной зверь» — но тоже очень «мощно».
Анджей Сапковский
Чарлз Стросс
Питер Уоттс
Александр Уралов
Майкл Фрэнсис Флинн
Виталий Фролов
Книгу мне посоветовали со словами «по уровню не хуже Гибсона». Я раньше не раз видел обсуждения этой книги, но по отзывам составил вполне определенное мнение и тратить на нее время совершенно не хотелось. Таки не ошибся — все плохие отзывы были справедливы.
Фабула примитивна, затерта до дыр, затаскана и затрахана до полного fubar. Развитие легалайза огнестрела — полный тупняк.
Персонажей в книге нет — только функции. Даже гг плоский до двумерности, зато остальные совершенно одномерные. Диалоги не скроллил только из упрямости. Хоть в книжке и есть пара любопытных поворотов, сюжет это не спасает.
Концовок у книги две. Одна — типа финт от автора: «а что? не ожидали, что я вот так?!», «Нет *лять — не ожидали, мы ожидали, что ты хоть до какогонить логичного конца домучаешь гг» — но аффтар ниасилил. Вторая просто для хохмы.
Единственно что не вызывало желания немедленно закрыть книгу и удалить с телефона — описание охоты. Тупое пострелялово аффтару вполне удается.
Майкл Джон Харрисон
Во второй книге книге автор все больше переходит к тому, что его вдохновило. Если читать ее с перерывом от первой и третьей — то она категорически не воспринимается цельным произведением. Космоопера отступает на второй план и читается уже не так интересно.
По моему, третья — самая плохая книга серии. От космооперы уже ничего не осталось, все окончательно скатилось на переосмысление по своему книги Стругатских и стало совсем не интересно.
Но если прочитать все книги одним махом — может и понравится, я знаю людей которым именно сюжет от Пикника в трилогии — понравился больше всего, а мне не зашло. На любителя.
Лю Цысинь
Во второй книге автор постепенно отступает от западного характера повествования. Если в первой было много интересных исторических экскурсов, были живые и яркие герои, за жизнью которых было интересно наблюдать, то в этой книге герои все больше превращаются в функции сюжета. Ссылка на мою статью об этой книге: Перевод второй книги из серии «Память о прошлом земли», «Темный лес» — закончен. Приятного чтения.
Сейчас я «подрабатываю» бета-ридером перевода последней части трилогии Лю Цысиня, который почти завершен. Перевод завершен, анонс: «Вечная жизнь Смерти», Лю Цысинь — последний том трилогии «В память о прошлом Земли», перевод закончен
В этой части он окончательно отказался от традиционного для запада повествования, главного героя нет вообще, персонажи чисто функциональны, служат только для фона и озвучивания происходящего. Много чисто описательных глав типа «а вот потом случилось то и то, было это так и этак», которые сами по себе тянут на фабулу для полноценной книги, но являются только промежуточными вставками для продвижения сюжета. Все очень эклектично, автор понапихал в одну книгу столько всего, что хватило бы на длиннющий сериал и с большим трудом это прожевывает.
Upd. Со второй половины, книга становится ровнее, многое объясняется и читать становится интереснее. Физики снова найдут заклепки, которые можно посчитать и поймать автора на неточностях. Концовка не разочаровывает.
Карл Шрёдер
Павел Шумил
Ну и, по инерции, после одного из упоминаний — решил прочитать и эту поделку. Потом вспомнил, что уже читал ее однажды. Фигня-фигней. Не стоит потраченного времени.
Стивен Эриксон
Очень интересный и правдоподобно описанный мир, яркие персонажи, захватывающий сюжет. В ней, как и в любой хорошей книге — нет четкого противопоставления добра и зла, градации между черным и белым — сильно размыты и многогранны, герои очень живые, с удовольствием наблюдаешь за их жизнью и отношениями.
Эту серию читаешь — переживая все происходящее, а не просто наблюдая. Прочитал уже 3 части и мне не надоело. Но тут засада, читать все скопом и подряд — терпения не хватает, фентези такого большого объема я не воспринимаю в таком количестве, а если подзабываешь о событиях самой первой книги — в третьей получаются провалы, ибо все они тесно взаимосвязаны. Отличная серия!
Элиезер Шломо Юдковски
Несколько фактов: я прочитал ее три раза и готовлюсь к тому, что созрею прочитать ее в четвертый раз; а в промежутке — я перечитал все книги про этого Гарри, и пересмотрел все фильмы — только для того, что бы более полно и предметно представлять себе стеб Юдковского над исходником.
Книга очень неоднозначная и многоплановая. В ней минимум две книги. Развеселый фанфик на тему ГП, с совершенно невероятным и гротескным персонажем в роли самого ГП. По характеру ее можно сравнить с Понедельником АБС — «сказка для научных сотрудников, младшего возраста», попытка научно осмыслить магию мира Роулинг и совместить ее с технологией. Вторая книги — про «рациональное мышление», в которой, не самым простым, но очень занимательным образом, раскрывается философия научного метода и научного образа мышления, критичного и рационального, где принимается только то, что можно проверить, без когнитивных искажений и прочего самообмана.
В книге есть и Чайник Рассела, и Фейнман, и Стэнфордский эксперимент, и много-много чего еще из методологии научного метода. Не хватает только Летающего Макаронного Монстра! 🙂
Настоятельно рекомендую согласиться с Юдковским в подходе к чтению — дочитать хотя бы до 10 главы и только потом принимать решение — читать ее дальше, или бросить. Потому что книга нравится не всем и воспринимается чрезвычайно полярно — она вызывает или «восторг» или «отвращение», без полутонов.