С чего начать частную практику логопеду
Частная логопедическая практика. Как открыть и сделать прибыльной
Частная логопедическая практика – необходимое направление в нашем современном мире, ввиду статистики количества детей с речевыми нарушениями, а также ввиду состояния государственной коррекционной системы. В книге вы найдете практический и теоретический материал, необходимый для начала работы над идеей создания частной логопедической практики в виде приватного логопедического кабинета или логопедического центра.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Частная логопедическая практика. Как открыть и сделать прибыльной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Высокое звание Логопед
Больше всего в жизни я ненавижу рутину. Более ужасающего, чем одинаковый день изо дня в день, я просто представить себе не могу (простите за тавтологию). Смотрели фильм «День сурка»? Вот что-то похожее.
Когда я училась в педагогическом университете, там рутиной и не пахло. Каждый день что-то новое: предметы, лекции, преподаватели, вылазки на практические занятия помимо учебы, посещение детских садов, центров, больниц, детдомов, интернатов, разные конференции, методобъединения и т. п. Я не хотела оканчивать университет, потому что понимала: интересная и разнообразная жизнь закончится, и мне придется выходить на работу. И начнется… в 7 подъем, работа, дом, работа, дом, выходные… И пополню я статистику любителей в субботу поспать и ненавистников понедельников… Такая жизнь меня ужасала.
Но мне нравилось учиться, посещать учебные заведения, писать статьи, знакомиться с логопедами-практиками и поэтому, я, ни секунды не рассуждая, поступила на магистратуру, где «выиграла» еще один год интересной и совершенно не рутинной жизни. Но и этот год прошел.
Я узнала, что есть еще и аспирантура. И я, естественно, туда стала поступать. Оказалось, что во время аспирантуры можно и даже желательно практиковать. И я решила устроиться на работу в детский сад логопедом, совмещая работу с аспирантурой. В саду было неплохо работать. Рутины не было. Но… и особого развития тоже. Много времени занимало заполнение 1001 журнала с миллионами отчетов… А в это время хотелось и с родителями индивидуально работать и на методические столы поездить, и в ПМПК на обследованиях присутствовать… но много чего было «не положено». Зарплата тоже была грустной.
В этот период мой муж предложил мне: попробуй поработать приватно, как частный логопед, после основной работы. Я немного скептично восприняла эту идею, потому что мой первый опыт частной практики был уж очень энергозатратным, волнительным и мне не очень хотелось бы его повторить.
Еще, будучи студенткой, я пробовала работать частным образом. Это было все очень неорганизованно. Мне было непонятно, где брать материал, как строить занятие, с чего начать говорить с ребенком, как вообще понять, какая у него проблема, как правильно говорить обо всем с родителями, какую ставить цену за занятие (и вообще, имею ли я моральное право брать оплату, по факту-то я же еще не логопед), как рассказать родителю про речь его ребенка, и вообще, почему она мне должна верить, «я ж не волшебник, а только учусь!»
Первым моим учеником тогда стал мальчик-сосед из квартиры этажом ниже. В одном из очередных «лестничных» соседских разговоров моя мама обмолвилась о том, что ее дочь, то есть я, учится в университете, и будет логопедом. Вот, собственно, так эта идея и родилась — не взять ли позаниматься с соседским мальчиком и не попрактиковаться ли мне-студентке, в постановке звука [р].
Перед первым занятием я очень волновалась. Я не знала с чего начать и чем заниматься. Я вспомнила то, что мы в тот период учили по логопедии в университете: важность развития мелкой моторики при становлении и развитии речи. Решив внедрить теорию в практику, к первому занятию я приготовила «мелкомоторный бассейн» — взяла большую миску, насыпала туда сухую гречку и смешала ее со стеклянными шариками. Кроме того, я взяла несколько книг со стихами и прописи, предварительно открыв их на букве Р.
Во время всей этой подготовки я готовила «речь», что скажу маме ребенка до, и даже после занятия с ребенком. Волнению не было предела.
Взяв все приготовленное добро с собой, я спустилась к моим первым клиентам в предварительно оговоренное время. Ирина Геннадьевна (мама ребенка) приветливо меня встретила, немного удивленно посмотрела на мой «реквизит», улыбнулась и показала стол, где мы можем заниматься, и… ушла на кухню готовить ужин. Мне это показалось странным, но, тем не менее, я с облегчением вздохнула. Мне, как начинающему практику, было гораздо проще остаться с ребенком и вести с ним диалог наедине, чем заниматься под пристальным наблюдением его родителей.
Это был первый очень утомительный и сложный опыт. Когда занятия с ним закончились (ему все-таки удалось произнести звук [р]), у меня мелькнула мысль, что я все-таки вряд ли буду этим всем заниматься. Очень уже по нервам мне это дорого обходиться. Хорошо, хоть он сказал тот звук… А если б не сказал? А если бы не получилось? А если б родители возмущаться стали? Ужас…
Вот, собственно, поэтому моя реакция на идею мужа поработать частным образом воспринялась тогда «в штыки». Но он настаивал. Предложил сначала подготовиться — снять небольшой кабинет, приготовить необходимую литературу, материалы и т. д. После долгих бесед и споров на эту тему, я нехотя согласилась. К тому же, тогда очень нужны были деньги.
С принятием этого решения я стала готовиться к открытию частного Логопедического Кабинета. Как могла и как считала правильным на тот момент. Сняли кабинет почасово, я перевезла туда некоторую литературу из дома, альбомы, которые мы делали в университете. Первой моей рекламой были объявления на столбах. Мы с мужем их напечатали штук 500 и вечерами расклеивали у подъездов, на остановках и везде, где можно было. Удивительно, но на следующий день, мне стали поступать звонки. Мамы звонили и спрашивали о занятиях, с готовностью записаться на консультацию. Так, потихоньку началась работа.
Частная практика логопеда. С чего и как начать?
Почти каждый логопед рано или поздно задумывается, не начать ли ему частную практику. Но решаются на это далеко не все, слишком много вопросов, сомнений и страхов. Как зарегистрировать свою деятельность? Где искать клиентов? Какие цены устанавливать? Как продвигать свои услуги и что делать, если клиенты не идут? Поговорим о том, на что стоит обратить внимание перед открытием собственного логопедического кабинета, и расскажем, где можно обучиться ведению частной логопедической практики и продвижению своих услуг.
Какое направление выбрать для частной практики?
Здесь стоит отталкиваться от того, что вам больше нравится и на что есть спрос. Большинство частных логопедов работают с детьми от 2,5 лет. Есть и те, кто берется за исправление речевых нарушений у взрослых. Чаще всего занятия индивидуальные, но если позволяет кабинет, можно принимать и группы.
Частнопрактикующие логопеды редко специализируются на каком-то узком направлении – это сильно ограничивает количество клиентов, особенно в небольших городах. Поэтому стоит работать со всеми востребованными речевыми проблемами: задержкой речевого развития, неправильным звукопроизношением, заиканием, алалией, дисграфией, дизартрией и т. д. Нужно освоить популярные методики работы: логопедический массаж, логоритмику.
Как оформить свою деятельность? Нужна ли лицензия?
Лицензия частному логопеду не требуется. Обычно специалисты регистрируются как индивидуальные предприниматели с кодом ОКВЭД 85.41.9 «Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки». Если вы планируете работать без сотрудников, то можно оформиться как самозанятый. Это более простая процедура – вы просто скачиваете приложение и регистрируетесь без посещения инстанций и сбора документов.
Нужен ли отдельный кабинет или можно работать дома?
Для эффективной работы частным логопедом необходимо специально оборудованное помещение, где вас и ваших посетителей ничто не будет отвлекать от консультаций и занятий. Поэтому желательно арендовать кабинет. Он должен быть площадью от 20 м3, с рукомойником, кулером с питьевой водой, зоной ожидания для сопровождающих. В самом кабинете должны быть учебные столы и стулья (количество зависит от того, проводите ли вы групповые занятия), большое зеркало, шкаф для книг, пособий и игрушек, доска. Желательно также иметь интерактивный логопедический стол, массажную кушетку и другое профессиональное оборудование, которое необходимо для вашей работы.
► Если вам все же приходится в первое время работать дома, отведите под прием посетителей отдельную комнату или зону. Предупредите родственников, чтобы они не мешали вам во время работы, изолируйте домашних животных.
Дистанционные занятия
В последние годы логопеды все чаще ведут консультации и занятия онлайн, ведь это позволяет искать клиентов не только в своем городе, а в любой точке мира. Для дистанционных консультаций и занятий иметь кабинет не обязательно, но обустроить рабочее место в квартире или доме все равно придется.
► Вам потребуются рабочий стол, компьютер или ноутбук с быстрым доступом в интернет, хорошая веб-камера и микрофон. Все пособия и инструменты, которые необходимы во время работы, должны быть под рукой. В комнате, где вы ведете онлайн-занятия и консультации, не должно быть посторонних людей и животных.
Занятия на территории клиента
Иногда логопедические занятия проводятся дома у клиентов. Это особенно удобно, когда у клиента есть проблемы со здоровьем или клиент — это ребенок с ОВЗ. Например, малыши с РАС долго привыкают к новой обстановке, а взрослые люди после инсульта или ЧМТ плохо переносят поездки. Поэтому занятия на дому будут для них более эффективными.
► Если вы хотите проводить логопедическую работу на территории клиентов, желательно иметь свой автомобиль. Так вы будете вовремя приезжать на занятия и без проблем привозить с собой все необходимые пособия и инструменты.
Где искать клиентов?
Сколько может зарабатывать частный логопед?
Стоимость занятия или консультации зависит от опыта, квалификации и репутации специалиста, цели и содержания логопедической работы. Так, сеанс логопедического массажа обычно стоит в 2-3 раза дороже, чем обычное занятие по постановке звука. Если у логопеда есть опыт работы с детьми с ОВЗ, например с расстройствами аутистического спектра, он может ставить более высокую цену на свои услуги.
По данным с портала Яндекс.Услуги, в Москве стоимость одного занятия с логопедом стартует с 500-600 рублей. В регионах цены ниже – от 300 рублей.
Где познакомиться со спецификой открытия и продвижения частного логопедического кабинета?
Наши эксперты-практики разработали программу дистанционных* курсов повышения квалификации «Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета». Она рассматривает нормативно-правовые основы работы частнопрактикующего учителя-логопеда, специфику продвижения услуг, содержание занятий. Курс всего за 1 месяц подготовит вас к открытию собственного логопедического кабинета и убережет от распространенных ошибок.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Как стать репетитором? Информация для логопедов и не только.
Вы логопед или дефектолог и хотите получать дополнительный доход от репетиторской деятельности, но не знаете, с чего начать и где брать клиентов? Тогда эта статья для Вас. Вполне вероятно, что эта информация будет интересна и для педагогов других специализаций, так как большой разницы в организации репетиторской деятельности в данном случае нет.
Я учитель-логопед и занимаюсь частной практикой с 2000 года. Всё, что я буду рекомендовать, опробовано мной лично.
И так, как же стать репетитором?
1. Прежде всего, стоит определиться, какие услуги Вы хотите оказывать. Кажется, что здесь всё ясно. Если Вы логопед, то вряд ли вы займётесь обучением игре на гитаре, но вполне возможно сможете дополнительно заниматься подготовкой к школе, обучать грамоте. Здесь надо конкретизировать, а лучше расписать нарушения, с которыми Вы работаете и те, с которыми Вы не работаете. Стоит даже для себя написать список услуг, это поможет вам в дальнейшем.
2. Определяетесь, кому Вы будете оказывать свои услуги. Определяем возрастные категории своих учеников.
3. Определяетесь, где Вы будете работать.
Приходим к ученику домой. Это обычно самый удобный вариант для учеников, но далеко не самый удобный для репетитора. Если Вы только начинаете свою репетиторскую деятельность и с клиентами у Вас не густо, этот вариант использовать стоит. Большие минусы в том, что затрачивается время на дорогу и приходится таскать с собой наглядный материал, транспортные расходы обычно включаются в стоимость занятия. Также к минусам этого варианта стоит отнести то, что некоторым детям у себя дома заниматься сложно, они расслабляются, отвлекаются на игрушки и т.п.
Занимаемся на своей территории. Хорошо, если у Вас есть возможность выделить место и время для занятий у себя дома. Можете приглашать учеников к себе домой. Некоторые специалисты используют свой кабинет на основной работе для частных занятий. Вашей администрации это может не понравиться. В данном случае, с начальством лучше договориться.
Так же вариантом может быть аренда помещения, но, думаю, гораздо дешевле будет договориться с администрацией на Вашей основной работе, если она(основная работа) у Вас есть.
Занимаемся дистанционно. Обычно дистанционные занятия проходят по скайпу, так как это наиболее распространённая система видеозвонков. Но здесь очень много своих нюансов. Организации репетиторской деятельности по скайпу я хочу посвятить отдельную статью.
4. Определитесь с ценой за свои занятия. Предварительно стоит ознакомиться с ценами на подобные услуги в Вашем регионе. Если Вы молодой специалист или студент, естественно, не стоит завышать цену.
5. Где искать учеников? Лучший вариант, если не Вы будете искать учеников, а они будут находить Вас.
Бесплатные способы.
Сарафанное радио.
Расскажите всем своим знакомым, что занимаетесь репетиторской деятельностью. Когда у Вас появятся ученики, они будут рекомендовать Вас своим знакомым, конечно, если останутся довольны Вашей работой.
Бесплатные объявления в Интернете.
Важно! Необходимо правильно составить текст объявления. Напишите подробно о своём образовании, опыте работы. Укажите, что готовы предоставить документы, подтверждающие эти данные (дипломы, сертификаты с курсов повышения квалификации, копию трудовой книжки, аттестационный лист и т.д. ). Это будет способствовать доверию со стороны потенциальных клиентов.
Вы можете разместить анкету специалиста на моём сайте совершенно бесплатно. Подробнее об этом ЗДЕСЬ.
Малозатратные или почти бесплатные способы.
Закажите визитки, они стоят не дорого. Также можно изготовить визитки самостоятельно, распечатав их на цветном принтере. В визитке распишите свои услуги, а вот цену указывать не стоит, лучше сообщить о ней в беседе по телефону. Раздавайте визитки своим знакомым и родителям учеников.
Зарегистрируйтесь в базах репетиторов в Интернете. Сейчас их достаточно много. Условия работы в них похожи. Сама регистрация бесплатна. После того, как вы получаете контакты ученика, Вы сами с ним связываетесь и договариваетесь о первом занятии.
Проводите первое занятие, получаете оплату и только после этого оплачиваете некоторую сумму за подбор ученика. Обычно она равна стоимости одного занятия. Где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Затем Вы продолжаете работать с этим учеником и уже ничего не должны, даже если занятия продолжаются очень долго. За разовые консультации вы платите лишь небольшой процент от полученных денег. Всё это прописывается в договоре оферты.
Я уже пару лет сотрудничаю с подобными сервисами и очень довольна. Получается, что стоимость одного ученика в среднем равна стоимости одного занятия. Вышеописанных способов обычно достаточно, чтобы получать очень приличный дополнительный доход.
Если же Вы собираетесь сделать репетиторскую деятельность своим основным видом дохода, то тогда дополнительно можно использовать другие средства привлечения клиентов, которые более затратны по вложениям времени или материальных средств. Их я лишь перечислю и не буду на них останавливаться.
Создание собственного сайта или ведение блога.
Ведение и раскрутка групп в социальных сетях.
Платные виды рекламы в интернете и СМИ.
Если Вы педагог и можете обучать, то воспользовавшись моими рекомендациями вполне можете организовать свою репетиторскую деятельность и получать хороший дополнительный доход.
Если Вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по данной теме, пишите в комментариях. Я всем обязательно отвечу.
Бизнес-идея: частный логопедический кабинет
Вложения: от 70 000 рублей
Окупаемость: от 2 месяцев
Реформы дошкольного образования, осуществленные в 2013 году, привели к массовому сокращению воспитателей-логопедов в детских садах. Открытие частных логопедических кабинетов стало единственной возможностью для специалистов продолжать развитие в профессии, а для родителей – обучать детей, имеющих речевые нарушения. Давайте разберем эту бизнес-идею подробнее: узнаем, что нужно для старта и сколько можно заработать.
Концепция бизнеса
Логопед – это специалист с высшим педагогическим образованием, специализирующийся на решении речевых проблем различной природы (функциональных, механических, психологических). Частные услуги, оказываемые индивидуально, попадают под понятие репетиторства и не требуют лицензирования. Однако коммерческие центры, работающие с логопедом по найму, должны иметь образовательную лицензию, разрешения СЭС и пожарной службы.
Посетители логопедического кабинета – дошкольники, младшие школьники, взрослые после инсультов и травм головы. Средняя стоимость занятия в удаленных от столицы регионах составляет 600 руб., причем для заметного окружающим результата заниматься необходимо длительное время (не менее 5 месяцев), минимум 2 раза в неделю.
Спектр нарушений, которыми занимается логопед-дефектолог, чаще всего состоит из следующих позиций:
Занятие занимает академический час (45 минут) и проходит в оборудованном кабинете, как правило, в индивидуальном порядке. Групповые занятия обладают меньшей эффективностью, но могут быть использованы в качестве маркетинговой акции для ознакомления потенциальных клиентов с методами работы специалиста.
Как должен быть оформлен кабинет?
Для работы потребуется кабинет в коммерческом центре развития детей, в частной клинике, в торговом центре или переоборудованная квартира на первом этаже с отдельным входом. Большим плюсом станет расположение вблизи учебных заведений, остановок транспорта, в густонаселенных спальных районах.
Подойдет небольшое светлое помещение от 20 кв. м, оборудованное местом для мытья рук и комнатой ожидания для родителей. Оформление должно быть лаконичным, особенно если предполагается работа как с детьми, так и со взрослыми пациентами. Обязательно наличие следующих предметов мебели:
В дальнейшем свободные средства можно инвестировать в покупку интерактивного логопедического стола, кушетки для массажа, дополнительных игровых наборов.
Что потребуется для реализации?
Для реализации бизнес-идеи специалисту с дипломом логопеда потребуется оборудованное помещение, методическая литература и постоянные клиенты. Так как частная практика не идет в зачет педагогического стажа, являясь частью стажа общего трудового, многие специалисты сохраняют работу на полставки в государственных или муниципальных учреждениях.
Такое место работы заодно обеспечивает и первыми частными клиентами, потому что бесплатные логопедические услуги по направлению врача проходят в группах, по записи с большой очередью и в неудобное для родителей время. К тому же, положительные отзывы «бесплатных» пациентов становятся основанием для платного обращения к специалисту тем, кому направление не положено.
Пошаговая инструкция запуска
Финансовые расчеты
Расчеты срока окупаемости производятся исходя из количества клиентов в день, суммы вложений на старте и регулярных платежей.
Стартовый капитал
Закупка мебели | 30 000 руб. |
Дидактические материалы | 25 000 руб. |
Рекламные материалы | 15 000 руб. |
Итого: | 70 000 руб. |
Ежемесячные расходы
Оперативные расходы при открытии логопедического кабинета минимальны и состоят из оплаты аренды и налогов. Налоговые платежи при патентной системе оплачиваются за выбранный период, для крупных городов в средней части страны составляют около 3 000 руб./мес. Пенсионные и страховые отчисления «за себя» фиксированы и составляют около 2 300 руб./мес.
Аренда | 15 000 руб. |
Электричество | 700 руб. |
Налоги | 5 300 руб. |
Итого: | 21 000 руб. |
Сколько можно заработать?
На рабочей неделе в среднем логопед принимает 4 человека в день (с учетом работы по совместительству) и еще 4 человека в сокращенный рабочий день в субботу. Итого 24 человека в неделю или 96 в месяц. При стоимости академического часа работы в 800 рублей заработок за месяц составит 76 800 руб.
Чистая прибыль после уплаты налогов составит более 55 000 руб. при минимальной загруженности (18 полных рабочих часов в неделю). При увеличении количества клиентов и росте профессионализма в работе со сложными дефектами эта сумма может вырасти минимум вдвое.
Сроки окупаемости
Начальные затраты в 70 тыс. руб. окупятся уже на второй месяц работы при наличии минимального количества клиентов.
Риски и минусы бизнеса
Особенности любого бизнеса, основанного на предоставлении образовательных услуг, скорее носят психологический, чем финансовый характер. Работа с детьми и взрослыми, имеющими проблемы со здоровьем (и зачастую с поведением), требует полной отдачи, предварительной подготовки к каждому занятию, терпеливому взаимодействию с родителями и постоянного дополнительного и самообразования.
Занятия частной практикой не имеют рисков, так как не требуют крупных капиталовложений или закупки сложного оборудования. В случае закрытия кабинета мебель и пособия можно продать по остаточной стоимости и продолжить карьеру в качестве наемного работника.
Открытие логопедического кабинета индивидуальным предпринимателем, получившим высшее образование на кафедре дефектологии, является малозатратным и быстроокупаемым видом бизнеса. Капиталовложения от 70 000 руб. окупятся за два месяца работы при 18-часовой рабочей неделе и совместительстве с работой в бюджетной образовательной организации для сохранения педагогического стажа.
Оформление бизнеса юридически, аренда и оборудование помещения для комфортной работы может быть более выгодной моделью даже для логопедов с уже сложившейся частной практикой на дому у клиентов. Несмотря на ежемесячные расходы, специалист получает выгоду в виде освободившегося от разъездов по домам времени и большего доверия новых клиентов.
Как открыть кабинет специалиста частной практики (психолога, логопеда или педагога)
В последнее время все чаще и чаще специалисты различных помогающих профессий задумываются об открытии собственного дела. На нашем портале Openbusiness вы найдете немало статей на эту тему, которые адресованы начинающим предпринимателям. Тем не менее, тема не теряет своей популярности, и наши читатели нередко задают вопросы, которые касаются различных организационных нюансов. Этот материал подготовлен с участием большого количества предпринимателей из разных регионов нашей страны, которые охотно делятся своим опытом, рассказывая о подводных камнях, с которыми может столкнуться специалист, собирающийся заняться частной практикой, и секреты, которые помогут добиться успеха в этом начинании.
С чего начинать?
Итак, вы являетесь квалифицированным и опытным специалистом в сфере психологии, логопедии, раннего развития или же репетиторства… Все подобные профессии дают вам редкую возможность работать на себя, выбирая собственный график и совмещая работу с домашними заботами и увлечениями. Открытие собственного кабинета или небольшого центра дает очевидные преимущества. Работая на себя, вы не зависите от воли других людей, можете самостоятельно определять свою нагрузку, устанавливать цены на свои услуги, выбирать программы занятий, планировать свой отпуск (а то и не один в течение года) и составлять удобное расписание работы. Без минусов, конечно, тоже не обойтись. «Прежде всего, забудьте о том, что у вас есть рабочие дни и выходные. При работе на себя у вас выходных уже не останется. Даже если вы будете работать всего пять дней в неделю, оставшиеся два дня вы будете решать текущие организационные вопросы, заниматься бухгалтерией, закупать канцелярию, оформлять картотеку клиентов, разрабатывать программы для последующей работы, подбирать методические материалы, распечатывать бланки тестов… В течение рабочей недели на решение этих вопросов времени уже не будет, вот и приходится либо сидеть по ночам, либо тратить свои «законные» выходные на решение текущих и насущных вопросов» (Мария С., практикующий психолог, г. Суздаль).
Но первый недостаток работы на себя – необходимость вложений на первом этапе работы. Правда, их размер может существенно варьироваться. Средняя сумма, которая потребуется для открытия собственного кабинета или класса, составляет от 150 тысяч рублей без учета организационных расходов (на регистрацию ИП, изготовление печати и пр.). Сумма эта может быть и на порядок больше, если вы планируете открыть целый центр, или же меньше, если вы достаточно предусмотрительны и начали подготовку к организации своего кабинета заранее.
Предприниматель Анатолий, открывший кабинет психолога, а в скором времени и целый психологический центр в городе Ростове-на-Дону, с самого начала рассчитывал на расширение своего бизнеса: «При выборе помещения под свой кабинет, где я бы мог принимать клиентов и проводить тренинги, а также собирать терапевтические группы, я сразу рассчитывал не на одну комнату, которой мне бы одному хватило с головой. Однако, составив бизнес-план со всеми расчетами, я понял, что рентабельность проекта в этом случае окажется невысокой, а, следовательно, на высокую прибыль рассчитывать не приходится. Мне пришлось вложить не только собственные, но и заемные средства, чтобы открыть свой центр. Общая сумма инвестиций составила около 400 тысяч рублей. И это совсем не так много, как может показаться. Помещение мы арендуем в историческом центре города. С одной стороны, здесь практически нет офисных зданий, но с корпоративными клиентами мы чаще работаем на выезде, так что отдаленность от бизнес-центра не является недостатком. Зато к нам удобно доехать с любого конца города. Кроме того, одна только вывеска над входом в здание, где расположен центр, работает как наружная реклама. Аренда помещения общей площадью 60 кв. метров с двумя кабинетами и залом для проведения групповых занятий обходится мне в 35 тысяч рублей в месяц. Речь идет о городе-миллионнике. На мой взгляд, это вполне хорошая цена, и мне повезло найти такой вариант. Но в начале работы было сложно. Когда я работал один (так как на заработную плату другим сотрудникам «стартовых денег» уже не хватило), моих доходов с трудом хватало лишь на то, чтобы перекрыть стоимость аренды. К счастью, свой центр я открыл в феврале и уже к лету нашел партнера – такого же психолога, как и я, с которым мы разделили стоимость аренды. К осени мы смогли взять также администратора (он же менеджер по рекламе и поиску клиентов) и тренера. Теперь практически ни одно помещение в нашем центре не пустует больше трех часов в день. Мы проводим попеременно консультации, семинары, мастер-классы и тренинги, выезжаем к корпоративным клиентам и к следующему лету планируем искать детского психолога, который сможет проводить занятия со школьниками на период летних каникул».
А вот психолог Наталья из Волгограда обошлась намного меньшими расходами на открытие своего кабинета: «По моим подсчетам я потратила на организацию своего бизнеса (пусть и малый, но это все же бизнес) не больше 70 тысяч рублей. Хотя, на самом деле, вложения были, конечно, больше. Но до открытия кабинета я вкладывала скорее в себя как специалиста, а не в помещение, где планировала работать. После окончания университета я устроилась на работу в Городской психологический центр. Это муниципальная организация, поэтому на большие доходы рассчитывать не приходилось. Параллельно я работала в качестве психолога в детском саду. Благо и там, и там была частичная занятость, и графики не пересекались. Часть своей зарплаты я каждый месяц тратила или на свое обучение, или же на приобретение необходимого оборудования и литературы. К примеру, я выделяла каждый месяц по 3-3,5 тысячи рублей, которые могла потратить на различные практические и учебные пособия, на тестовый материал или же на рабочий инструментарий. Так, например, в один из месяцев я вышла за рамки выделенного мною бюджета, чтобы приобрести юнгианскую песочницу для проведения сеансов песочной терапии, которая обошлась мне в 3700 рублей вместе с доставкой и минимальным комплектом (3 кг песка). В течение 2-3 следующих месяцев я покупала игрушки для песочной терапии. С этим мне повезло. Большую часть игрушек (деревянных фигурок) я приобрела либо с рук (на Avito), либо на сайтах совместных закупок, поэтому они обошлись мне в 1,5-2 раза дешевле розничной цены. Когда я поняла, что моего опыта и знаний достаточно для того, чтобы начать работать самостоятельно, я начала подыскивать помещение под свой кабинет для приема клиентов. Подходящий вариант нашелся практически сразу. Я не успела зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, как мне предложили арендовать помещение в одном из районов города с удобным расположением и по хорошей цене. За две комнаты (приемная и собственно кабинет) я отдаю 15 тысяч рублей в месяц, включая все дополнительные платежи. В принципе, можно было бы обойтись и меньшими затратами и арендовать одну комнату, но я работаю, в основном, с детьми, поэтому мне необходимо место, где родители могут дождаться окончания занятий. Также в приемной можно оставить верхнюю одежду или переобуться в сменную обувь. Что касается расходов на оборудование и мебель, то они оказались невелики. Стол, компьютер, стеллажи дня книг, ковер и несколько стульев я перевезла из дома. Докупить пришлось только принтер, еще несколько стульев для групповых занятий и мягкие кресла-мешки. Причем и технику, и мебель я приобретала по объявлениям. Все они в отличном состоянии и выглядят, как новые, но обошлись мне раза в два, а то и три дешевле. Большое значение имеет и декор: кабинет психолога не должен выглядеть, как кабинет врача, и для создания нужной атмосферы достаточно нескольких мелочей. Так, например, я просто подобрала открытки с красивыми рисунками на детскую тематику и вставила их в обычные рамки из Ikea. Казалось бы, всего ничего, но это сразу изменило вид с офисного на домашний интерьер. Еще один секрет преображения вашего кабинета – замена стандартных пластиковых жалюзи на тканевые шторы. Причем польза от них не только эстетическая, но и практическая – во время сеансов терапии, расслабления или же просмотра слайдов на проекторе вы сможете создать необходимый полумрак в комнате».
Учитывайте, что требования к минимальной площади помещения могут быть и объективными: так, например, для открытия логопедического кабинета потребуется от 20 кв. метров. Что касается мебели, то, действительно, на ней вполне можно сэкономить. Вполне возможно, что подходящие стол и стулья есть у вас дома. Если нет, то не беда. Вы можете найти подходящие варианты за небольшую цену в специальных группах в социальных сетях или на сайтах бесплатных объявлений. С покупкой техники также спешить не стоит. Из всего набора офисной техники вам потребуется, в первую очередь, компьютер (ноутбук) и принтер. Компьютер, скорее всего, у вас уже есть. А принтер можно приобрести по цене около 3 тысяч рублей. Если вам нужно будет распечатывать материалы для занятий в цветном варианте, то сделать это лучше в одном из пунктов печати фотографий. Распечатайте картинки и заламинируйте их – в этом случае ваши пособия прослужат намного дольше. В первое время работы вполне можно обойтись без проектора. Достаточно будет и обычной белой доски, на которой можно писать специальным маркером.
Регистрация бизнеса
Если вы планируете работать самостоятельно, то независимо от того, какой деятельностью вы будете заниматься (проводить психологическое консультирование, логопедические занятия или же давать уроки иностранного языка), достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Однако учитывайте, что у вас обязательно должно быть высшее образование в той сфере, в которой вы собираетесь работать. Хотя, как показывает опыт, большинство ваших клиентов вряд ли будет интересоваться вашим дипломом, но он должен быть обязательно. Если вы работаете психологом, у вас должно быть высшее психологическое образование, если логопедом – высшее образование по специальности «дефектология» (как правило), а если репетитором, то без квалификации педагога не обойтись.
Если про документ о высшем образовании редко кто вспоминает, то вот вопрос с наличием у вас лицензии вполне может возникнуть. В этом вопросе необходимо разобраться. Дело в том, что образовательные учреждения, оказывающие, к примеру, логопедические услуги, действительно, подлежат обязательному лицензированию. Ведь логопеды, по сути, работают на стыке медицины и педагогики, но Приказ Министерства здравоохранения № 142 от 29.04.1998 (ныне утративший силу) определил перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, и логопедия в том перечне указана не была. Не было логопедии и в последующей редакции лицензируемых работ и услуг по оказанию медицинской помощи («Номенклатура работ и услуг по оказанию медицинской помощи»), являющегося приложением к приказу (также утратившему силу) Минздрава РФ от 26.06.2002 № 238 (с изменениями от 22.10.2003). Не найдете вы логопедии и в более поздних приказах Минсоцздравразвития РФ «Об утверждении порядка организации работ…», а также в постановлении Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», потому формально логопедия в настоящее время целиком относится к сфере педагогики и образования, и лицензирование логопедической деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями. В Москве лицензии на логопедическую деятельность выдает Городская служба лицензирования и аттестации Департамента образования Москвы. Поэтому для оказания логопедических услуг, как и услуг в сфере образования, лицензия нужна. Родители, которые хотят проверить квалификацию специалиста, занимающегося с их ребенком, могут поинтересоваться его лицензией. Вся информация о лицензиях является открытой и предоставляется любому желающему с ней ознакомиться. Однако лицензия всегда выдается на имя учреждения, а не на имя специалиста. Сведения о квалификации специалиста-логопеда отражаются только в его личном аттестационном листе. А в нашем случае лицензия может и вовсе отсутствовать на законных основаниях. Так, частнопрактикующие логопеды и педагоги не имеют и не должны иметь лицензии, поскольку в соответствии с законом РФ «Об образовании», индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, к которой относятся, в том числе, и услуги логопеда, не подлежит лицензированию.
Зарегистрировать же ИП труда не заставит. Логопед Виктория М. (г. Москва) делится своим опытом: «Существует четыре способа открытия ИП. Первый вариант – самостоятельная регистрация. Именно им я и воспользовалась. Потратив 800 рублей на оплату госпошлины и немного своего времени, я через неделю после сдачи документов уже получила статус предпринимателя. Также документы на регистрацию можно отправить по почте (оптимальный вариант, если вы прописаны в другом городе). ИП можно оформить по доверенности или же с помощью юридической компании. Последний вариант самый дорогой. В принципе, он позволяет сэкономить силы и время, но стоит ли это потраченных денег при ограниченном стартовом капитале – решать вам. Правильно заполнить документы на открытие ИП несложно даже новичку (каковым я и была). Изучите всю информацию на официальном сайте Налоговой инспекции. Там очень подробно описан весь процесс, есть новейшие версии бланков и документации для начинающих предпринимателей. Чтение этих руководств и советов займет у вас больше времени, чем заполнение документов и их подача».
На всю процедуру регистрации уйдет около недели. Еще до подачи документов решите, будете ли вы пользоваться финансовой помощью, выделяемой центром занятости (предварительно узнайте, действует ли такая программа в вашем регионе). Если да, то первым вашим шагом будет постановка на учет непосредственно в центре занятости. Там вам нужно будет зарегистрироваться как безработному еще до оформления предпринимательства, в противном случае на получение денежной помощи претендовать вы уже не сможете. Эта субсидия может стать неплохим подспорьем для начинающего предпринимателя. Еще один немаловажный шаг в процедуре обретения статуса – выбор вида деятельности с указанием присвоенного ему кода по классификатору ОКВЭД. Особое внимание нужно уделить тому виду деятельности, который будет указываться в заявлении первым, так как именно он будет основным. Не бойтесь указывать несколько кодов, так как если в дальнейшем вы решите расширить список предоставляемых вами услуг, услуга по добавлению новых кодов будет уже платной и довольно непростой.
Будьте готовы по требованию налоговой предоставить справку об отсутствии у вас судимостей, если вы собираетесь заниматься образовательной, воспитательной деятельностью или работать с детьми.
Также вам нужно будет определиться с системой налогообложения (в этом вопросе вам поможет бухгалтер), а также открыть расчетный счет в банке и уведомить налоговую о начале предпринимательской деятельности.
Но вот все формальности пройдены, и заветные документы, удостоверяющие ваш статус предпринимателя, у вас на руках. Что же дальше?
Ищем клиентов и продвигаем свой персональный бренд
Открывая собственный кабинет, с первых же дней воспринимайте как бренд не вашу фирму (ваш кабинет или центр), а вас самих. Рассчитывать на успех может лишь тот специалист, который не только является экспертом в своей области, но и позиционирует себя таковым. Это вовсе не означает, что вы не должны стремиться стать лучшим в своем сегменте. Постоянно повышайте свою квалификацию, проходите дополнительное обучение, посещайте курсы, семинары, тренинги. Не стесняйтесь вывешивать полученные дипломы и сертификаты на видном месте в вашем кабинете. Все это вызывает у людей больше доверия к вам как к специалисту. Изучите книги по маркетингу и PR, в которых речь идет о способах построения личного бренда. Старайтесь, чтобы ваше имя было на слуху. Если есть возможность (время и, главное, интересный материал), пишите и публикуйте свои статьи в журналах или даже книги. Вовсе необязательно это делать за свой счет. Предлагайте свои труды различным книжным издательствам, и велика вероятность, что кто-то обязательно ими заинтересуется. Не бойтесь делиться своим опытом. Теоретические знания быстро устаревают или же становятся известными широкому кругу людей, а практические навыки каждому специалисту придется приобретать самостоятельно. Вы ничего не теряете, делясь своим опытом, зато получаете известность (пусть и в узком кругу, но этого вполне достаточно).
Не забывайте про продвижение в интернете. В идеале лучше всего, чтобы у вас был собственный сайт. Пусть он будет простой, с минимум дизайна, но с максимумом информации и, главное, вашими контактами. Время от времени обновляйте информацию на нем, размещайте свои статьи и вкладывайте деньги в продвижение. Отлично работают и группы в социальных сетях. Правда, чтобы работать по всем направлениям сразу, необходимо немало времени, сил и знаний. Эти вложения (пожалуй, самые внушительные среди других статей расходов) обязательно окупятся, но не сразу. Существуют и бесплатные варианты продвижения в интернете. Например, вы можете выступать в качестве консультанта на различных сайтах и форумах вашего города. Как показывает опыт, минимум 50 % людей, получивших консультацию в интернете, стараются потом попасть к этому специалисту на «очный» прием, что не так уж и мало. Что касается других способов рекламы, то они оказываются не столь эффективны.
В первое время, пока посетителей у вас будет не так много, вы вполне сможете сочетать и работу у себя в кабинете с работой в интернете. В дальнейшем же стоит задуматься о поиске помощника, который возьмет на себя размещение рекламы, продвижение, размещение контента на сайте и в группах и взаимодействие с потенциальными клиентами.
Разместите информацию о себе на различных специализированных сайтах. Существуют ресурсы, где можно найти репетитора по интересующему предмету, врача, психолога или психотерапевта, узнать о проведении интересных тренингов и семинаров. В последнее время многие психологи и другие специалисты продают свои услуги на так называемых проектах совместных закупок. Там они собирают группы желающих, которые могут получить существенную скидку на интересующие их занятия или консультации. Изначально устанавливать максимально низкие цены на свои услуги не стоит, но продажа своих услуг через СП позволит, с одной стороны, привлечь новых клиентов с помощью скидок, а с другой, не обесценит ваш труд и не испортит вашу репутацию.
Продвигая себе в интернете, главное, не сдаваться раньше времени. И даже если это произошло, ваши потенциальные клиенты всегда должны иметь возможность без труда вас найти. «В самом начале своей частной практики я создал коммерческую тему на местном форуме для родителей, – рассказывает репетитор Сергей В. из Санкт-Петербурга. – Я регулярно размещал там полезные материалы, отвечал на вопросы пользователей, рассказывал о своих услугах. Но, как позже оказалось, я неправильно выбрал время для открытия темы. Это был апрель, когда школьники уже думали только о каникулах, а у выпускников на качественную подготовку к экзаменам времени уже не оставалось. Моя тема просуществовала четыре месяца, после чего я решил, что платить 1,5 тысячи рублей в месяц за то, что не дает никакой отдачи, – бессмысленная трата времени и денег, и закрыл ее. Но с августа я начал получать большое количество заявок. Оказалось, что родители, которые видели мою тему на том форуме, к окончанию каникул вспомнили обо мне, нашли меня в социальных сетях и стали записываться на занятия. Благодаря такому «отложенному эффекту», я обеспечил себя клиентами на несколько месяцев вперед. На всех желающих времени уже не хватало, и я всерьез задумался о расширении. Сейчас у меня целый учебный центр, где работают квалифицированные преподаватели из крупнейших вузов нашего города».